Слуга Слуги

     Высочайшее благословение — быть слугой слуги Шри Кришны

 

    Вестник учеников Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа

 

    № 1 (6) от 26 января 2008 года


 

Танец раса

Шри Шримад
Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

1 июня 2007, США, Хьюстон

Вчера мы обсуждали главу из десятой песни «Шримад Бхагаватам», которая называется «Вену-гита». В ней описывается, как гопи, забыв себя от разлуки с Кришной, рассказывают друг другу о Нем, как будто Он сейчас с ними. Они прославляют Его, при этом чувствуя себя совершенно недостойными: «Мы так неудачливы! Даже олени, коровы, телята, павлины, и даже флейта у Его уст, все они так удачливы! Флейта касается Его уст – в этом ее удача. А оленихи так сильно любят Кришну, что вместе с оленями подходят к Нему и с любовью смотрят на Него, словно поклоняются Ему». В каждой птице гопи видят мудреца. Стоит птицам услышать игру Кришны на флейте и увидеть Его сладостный облик, они тут же погружаются в медитацию на Него. Гопи видят, как  реки Ямуна, Манаси-ганга и  Сарасвати  хотят обнять Кришну своими подобными рукам волнами. Кришна не дает им сделать это, и тогда волны откатываются. Но в следующее мгновение, подхватив цветы лотосов, они предлагают их лотосным стопам Кришны.

Гопи вновь и вновь прославляют Кришну, но о себе они думают, что они самые неудачливые. Так они помнят Его сладостные игры.

Я хочу рассказать вам о событиях, которые предшествовали раса-лиле Кришны.

Когда Сита выходила замуж за Раму, свадьбу играли в Джанака-пури, и все девушки этого города страстно желали тоже стать Его женами. Рама сказал им: «Вам нужно явиться в Кришна-лиле как гопи, тогда я исполню ваше желание».

Во Вриндаване есть множество разных гопи, таких, как, например, те, кто стали гопи благодаря практике преданного служения и относятся к какой-то группе, либо независимы (см. прим. 1). Они поклонялись Богине Катьяяни и молили ее: «Пожалуйста, сделай так, чтобы мой возлюбленный Кришна стал моим мужем». Гопи поклонялись богине целый месяц, и однажды Кришна пришел исполнить их желание. Кришна появился у Ямуны как раз в то самое время, когда гопи купались в реке, а вся их одежда была сложена на берегу. Он украл всю одежду, забрался на дерево и весело рассмеялся. Гопи увидели, что Кришна на дереве и с Ним их одежда. Кришне помогали несколько Его юных друзей.

Гопи пригрозили Кришне: «Где наша одежда? Кришна, отдай немедленно, иначе мы все расскажем Нанде Махараджу. Если и это не поможет, тогда мы пожалуемся Камсе Махараджу, и он заберет Тебя в Матхуру». Кришна возразил: «Разве вы не знаете?! Вы совершили оскорбление Варунадевы, бога воды, – вы купались в реке без одежды. Поэтому вы должны поднять над головой сложенные ладони и извиниться перед богом Варуной, чтобы он простил вам ваше оскорбление». И гопи ничего не оставалось делать, как последовать совету Кришны.

Чему нас учит эта история? Кришна повсюду. Когда демоны Дурьодхана и Духшасана попытались сорвать с Драупади одежды, Кришна Сам превратился в ее сари и прикрыл ее. Иными словами, Кришна стал ее одеждой. Шри Кришна повсюду, Он уже видел наготу гопи, поскольку Он пребывает везде и видит все. Он украл одежду гопи не для того, чтобы увидеть их без одежды. Неважно, предстают гопи перед Ним в одежде или нет, Кришна всегда прикрывает их как одежда, так же, как в случае с Драупади. Даже если человек наденет на себя железные доспехи, Кришна все равно все видит. От Него ничто и никогда невозможно утаить.

 В этой лиле есть еще один секрет. В ведической культуре видеть женщину без одежды может только ее муж. Поэтому Кришна, в знак того, что Он принял гопи как своих возлюбленных, устроил так, чтобы они явились перед Ним нагими.

Кришна хотел, чтобы гопи не стыдились Его. Он думал: «Между нами не должно быть никаких препятствий». Таким образом, здесь Кришна говорит, что у гопи нет к Нему чувства благоговения и почтения. Это объяснили наши Госвами. Кришна сказал гопи: «Теперь вы достигли совершенства. Скоро придет осень, и Я исполню ваше желание. Вместе с вечно-совершенными гопи вы придете на Мой танец раса и насладитесь играми со Мной».

Теперь я хочу объяснить вам возвышенное положение гопи.

Вскоре после этого случая Кришна пришел в место на границе Вриндавана и Матхуры. Там не росли фруктовые деревья, были только деревья ашока, поэтому поесть было нечего, а Баладева как раз проголодался. На самом деле, его голод был поводом: он хотел одарить милостью жен брахманов, чьи мужья в это время проводили неподалеку огненный обряд. Жены брахманов пришли к Кришне с огромными корзинами, полными угощений. Они ушли от своих мужей, детей и родственников и не хотели возвращаться. Но Кришна сказал им: «Вам нужно вернуться». В конце концов, им пришлось это сделать. Но гопи, стоило им услышать сладостную песню флейты Кришны, как они оставили своих детей, матерей, отцов, мужей и все, что у них было. Даже если гопи что-то готовила, она бросала это. Даже если она готовила на огне лепешку, она бросала ее гореть. Даже если гопи кормила грудью ребенка, она оставляла его и убегала. Гопи оставили все и убежали на свидание с Кришной.

Когда гопи прибежали к Кришне, Он сказал им: «Возвращайтесь домой, к своим мужья и детям». Гопи не согласились, они стали спорить с Кришной и победили Его в споре. Поэтому Ему ничего не оставалось, как танцевать с ними танец раса.

В отличие от гопи, жены брахманов все же вернулись домой. Почему? Кришна не может танцевать с женами брахманов. Он с большим почтением относится к ним. Поэтому Йога-майа – энергия, исполняющая желания Кришны, – сделала так, чтобы жены брахманов вернулись домой. Когда их мужья, брахманы, тоже пришли домой и узнали обо всем, они воскликнули: «Какие мы глупцы! Позор нам! Наши жены так удачливы! У них нет ни священного шнура, ни качеств, чтобы изучать Веды или проводить жертвенные обряды, но они пошли к Кришне и исполнили Его желание. Мы же побоялись Камсы и не пошли».

Что было потом с женами брахманов? В том положении, каком они находились, они не могли встретиться с Кришной на танце раса. Но поскольку у них было такое желание, в своем следующем рождении они стали гопи, и Кришна принял их. Если человек в момент смерти помнит о Кришне и гопи, тогда он непременно станет гопи. Вспомните пример Бхараты Махараджа. В момент смерти он думал об олене, поэтому он стал оленем.

В действительности, только Шри Кришна может исполнить желания всех и каждого. Он пообещал всем гопи, которые достигли этого положения благодаря практике бхакти: «Очень скоро мы встретимся и будем танцевать раса-лилу».

Пришла осень. На небосклоне взошла полная луна, в багрянце заходящего солнца. Луна принесла Кришне послание от бога Луны: «Когда-то я украл жену Брихаспати, учителя полубогов. Ты потомок моей династии, пора и тебе украсть жен пастухов».

Из нектара расы рождается танец раса. Что такое нектар расы? В этом мире расой называют сладкий напиток. В духовном мире раса – это восторженное чувство, которое испытывают гопи, когда видят лотосный лик Шри Кришны. Когда эти чувства сопровождаются разговорами с Кришной, пением и танцами с Ним, тогда этот удивительный нектарный вкус превращается в танец раса. Когда много девушек танцуют с Кришной, это называется танцем раса.

 Когда Кришна посмотрел на полную луну, Он вспомнил о Своем обещании. Была осень – небо было голубое и чистое, реки прозрачные, луна полная, а укромные лесные беседки украшены цветами. Все благоприятствовало танцу раса. Все идеально подходило для развлечений Кришны. Затем, исполняя желание Кришны, Его энергия, Йога-майа, привлекла гопи.

Кришна поднес флейту к губам и извлек звук клим. В этом звуке заключены все игры Кришны, этот звук проходит сквозь все три мира, включая планету Господа Брахмы, и достигает Голоки Вриндаваны, где он входит в уши гопи. Но ни мама Яшода, ни старшие гопи, которые любят Кришну родительской любовью, не слышат этот звук. Этот звук не слышат даже женщины райских планет, он доступен только ушам гопи. Он достигает их сердец и крадет их. Потом этот звук возвращается к Кришне и вручает Ему похищенные сердца гопи. И чтобы вернуть свои сердца, гопи бегут в лес на свидание с Кришной.

Флейта позвала каждую гопи особым, понятным только этой гопи зовом. И вот уже миллионы гопи собрались там, где Кришна играл на флейте.

Кришна спросил гопи: «Что вы здесь делаете? Ступайте домой». Гопи возразили: «Как же мы вернемся без наших сердец и умов? Без ума мы даже идти не сможем».

Когда песнь флейты Кришны донеслась до их ушей, гопи занимались делами по дому. Сейчас они все бросили и побежали к Шри Кришне. Одни гопи доили коров, но не закончили и убежали к Кришне. Пока мужья других гопи доили коров, гопи занимались телятами, но, забыв о них, убежали. Кто-то готовил йогурт, а кто-то отжимал сыр, но они оставили все и поспешили к Кришне. Одна гопи варила пшеничную кашу, но когда она услышала песнь флейты Кришны, она сказала себе: «Горит пусть эта каша! Я бегу к Кришне!». Другие гопи были с мужьями и нянчили детей, но они оставили всех их и побежали к Кришне. Одна гопи подводила тушью глаза, но песня флейты Кришны прервала ее на половине  – она тут же бросилась к Нему.

Другие гопи убирали в доме, но бросили все. Третьи надевали украшения, но песня флейты Кришны была такой манящей, что в спешке они все перепутали и надели ожерелье на ногу. Наспех одевшись, они поспешили на свидание с Кришной.

Когда Кришна увидел их, Он Сам подвел им тушью глаза, привел в порядок их одежды и поправил украшения. Этих гопи не беспокоили возражения их мужей, которые безуспешно пытались остановить их, – гопи убежали на свидание с Кришной.

 Существует четыре вида гопи. Первый, это изначально совершенные, нитья-сидха гопи, такие, как Лалита, Вишакха, Бхадра и другие. Все они являются проявлениями энергии блаженства Шри Кришны, Его хладини-шакти, то есть Шримати Радхики. Они не медля ни мгновения убежали из дома, и никто не мог их остановить. Но были и другие гопи, такие, как муни-чари и риши-чари гопи, которые прежде были великими мудрецами. Там также были девушки из Джанака-пури, которые хотели выйти замуж за Шри Раму. Он пообещал им, что в Его следующей лиле, когда Он предстанет как Шри Кришна, Он исполнит их желания. Также мы знаем, что Шри Рама каждый год проводил огненный обряд раджасуя, на котором по левую сторону от Него всегда стояло золотое божество Ситы деви. Каждый год было новое божество. Все эти проявления Ситы деви также родились как гопи. Те гопи, которые общались с нитья-сидха гопи, тоже, ни секунды не мешкая, оставили все и прибежали на танец раса. Те же, у кого не было такого общения и кто не были совершенны, не смогли сделать этого. Незамужних гопи остановили их матери, отцы или братья. Сердца таких гопи были полностью привлечены Шри Кришной и Его сладостной игрой на флейте, но, в то же время, эти гопи не были совершенны настолько, чтобы участвовать в танце раса.

Некоторые замужние гопи не пошли из-за своих детей (cм. прим. 2).  Их остановили мужья. Эти гопи остались взаперти дома, и говорится, что они оставили свои тела. Это означает, что в своем сердце и в своих мыслях они устремились на свидание с Кришной.

Гопи, которых заперли дома их мужья, отцы и матери, чувствовали в сердце такую палящую разлуку, что она как огонь сожгла все неблагоприятное, что им мешало (ашубха). Некоторые утверждают, что слова ашубха и шубха, которые используются в «Шримад Бхагаватам», обозначают последствия греховной (папа) и благочестивой деятельности (пунья), соответственно. Но это не так, гопи чувствовали разлуку, которая убрала все неблагоприятное (cм. прим. 3). Когда мы слышим, что гопи оставила тело, мы не должны думать, что она умерла. Во время благоприятной раса-лилы не может случиться что-либо неблагоприятное. Здесь слово «неблагоприятное» (ашубха), означает невозможность гопи встретиться с Кришной в раса-лиле. Это и было сожжено огнем разлуки.

Танец раса длился целую ночь Брахмы. На земле за это время прошла тысяча кальп (4 320 000 000 лет). Такая долгая была ночь. Благодаря их разлуке, которая была подобна огню, гопи избавились от всего неблагоприятного (ашубхи). Как это произошло? Они закрыли глаза и погрузились в медитацию на Кришну. В тот день родня не пустила их на свидание, но на следующий день, когда они открыли глаза, они встретились с нитья-сидха гопи и достигли совершенства. Таким образом, все гопи, которых остановили мужья, получили общение с нитья-сидха гопи. Постепенно они достигли совершенства и вошли в раса-лилу.

 Здесь Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур дает пример дерева манго. В своем комментарии он объясняет, что если на дереве манго созрел хотя бы один плод, тогда садовник сорвет все манго, даже незрелые, затем разложит зеленые манго вместе со спелыми и присыплет их сверху зерном. От тепла, которое дает зерно, и от влияния спелого манго, все остальные манго созреют, но каждое в свой срок. Как только они созреют, их можно будет пробовать.

Махарадж Парикшит слушал описание танца раса от Шрилы Шукадевы Госвами и видел, что среди слушателей были самые разные личности. Там были и карми, и гьяни, и адвайтавади. Были там и совершенные души, такие, как Нарада Муни, Пуластья Риши и Шрила Ведавьяса. В сердцах таких великих личностей не было ни тени сомнения, но в других Махарадж Парикшит видел эти сомнения. Чтобы развеять их, особенно у имперсоналистов, Парикшит Махарадж спросил Шукадеву Госвами: «Гопи не видели в Кришне Верховную Личность Бога или Сверхдушу в их сердцах. Они видели в Нем лишь их возлюбленного. В этом мире, когда замужняя женщина заводит отношения с любовником, такие отношения считаются очень низкими. Как же тогда гопи вышли из круговорота рождения и смерти?».

Шрила Шукадева Госвами строго ответил: «Я уже объяснил тебе это, когда рассказывал о Шри Прахладе Махарадже».

камад двешад бхайат снехад
йатха бхактйешваре манах
авешйа тад-агхам хитва
бахавас тад-гатим гатах

«Очень многие достигли освобождения, просто сосредоточив все свои мысли на Кришне и перестав грешить. Такая сосредоточенность на Господе может  быть  вызвана страстным желанием (камой), враждой (двешей), страхом (бхайей) или привязанностью (снехой), то есть преданным служением. Сейчас я объясню тебе, как человек обретает милость Кришны,  просто сосредоточив свои мысли на Нем» (Шримад-Бхагаватам, 7.1.30).

Хотя Кришна недосягаем  для материальных чувств и недоступен взору недостойных, Он явился в этом мире, и по милости Йога-майи все могли видеть Его игры. Если Кришны достиг даже Шишупала, который завидовал Ему, или Камса, который боялся Его, почему тогда гопи, которые всем сердце любят Кришну, не достигнут Его?

Кришны могут достичь четыре типа людей. Всех их объединяет сосредоточенность на Кришне. Мы отвергаем настроение людей, которые испытывают зависть или страх по отношению к Кришне. Хотя Камса и Шишупала были сосредоточены на Кришне, их настроение не было благоприятным для кришна-бхакти. Мы оставляем в стороне настроение Камсы и Шишупалы и принимаем два оставшихся настроения – настроение гопи и настроение друзей Кришны, таких, как, например, Арджуны или пастушка Субала и других. Шрила Шукадева Госвами ответил на вопрос Парикшита Махараджа: «Не сомневайся. Если, сосредоточившись на Верховном Господе, человек достигает Его, почему тогда гопи не должны достичь Кришны? Гопи – это энергия Кришны, Его шакти. Они явились в образе возлюбленных в играх Кришны».

Когда гопи пришли к Кришне, Он встретил их словами: «Приветствую вас, самые удачливые гопи! Почему вы молчите? Что-то случилось во Вриндаване? Я теряюсь в догадках, что привело вас сюда?». Кришна искусно усиливает стремление гопи. Но и гопи не уступают Кришне. Они молчат, ожидая, когда Он раскроет Свои истинные намерения.

Кришна продолжил: «Уже очень темно, повсюду бродят свирепые хищники – медведи и львы. Ваши мужья и родственники ищут вас. Трудно даже вообразить, что будет, если они придут сюда и увидят нас вместе? О гопи, должно быть, вы пришли полюбоваться лесом, красивыми цветами и послушать пение птиц. Что ж, вы вдоволь насладились, теперь, пожалуйста, возвращайтесь домой. Ваши дети плачут, а коровы ждут, когда их подоят. Они будут громко мычать, если их не подоить.

Может быть, вы пришли, чтобы увидеть Меня? Вот, увидели. Теперь возвращайтесь. Женщина никогда не должна бросать своего мужа, даже если он стар, уродлив, хромой или беден, или все это вместе взятое. Женщина всегда должна быть терпеливой к мужу. Если вы бросите своих мужей, все будут плохо говорить о вас, поэтому, пожалуйста, возвращайтесь поскорее домой».

Несколько гопи рассержено сказали: «Кришна, мелодией Своей флейты Ты позвал нас – Радха! Лалита! Вишакха! Чампакалата! Услышав Твой зов, мы бросили все и пришли к Тебе. Нам рассказывали, что когда-то Ты дал слово:

йе йатха мам прападйанте
тамс татхаива бхаджамй ахам
мама вартманувартанте
манушйах партха сарвасах

«Я отвечаю взаимностью в той степени, насколько Мне предаются. Любой и во всем следует Моему пути, о сын Притху» (Бхагавад гита 4.11).

«Мы оставили все и пришли к Тебе, нашему возлюбленному. Ты должен ответить нам взаимностью, иначе нарушишь Свое обещание».

Другие гопи возразили Кришне: «Нам хорошо жилось с семьей и друзьями. Это Ты виноват в том, что мы пришли сюда. Во всем виновата Твоя красота и песня флейты. Мы ни в чем не виноваты. Ты начал играть на Своей флейте и лишил нас покоя. Мы женщины, и нет ни чего удивительного в том, что Твоя игра на флейте привлекла нас. Она пленяет всех – не только женщин, но и коров, птиц и обитателей леса. Даже у бесчувственных деревьев тает сердце и слезами капает мед, когда они слышат мелодию Твоей флейты. Птицы всегда непоседливы, но когда они слышат ее мотив, они замирают и, словно великие мудрецы, закрыв глаза, медитируют на Тебя. Ямуна – это просто река, она не человек. Но даже она предлагает Твоим лотосным стопам цветы, и вместе с ними свое сердце. Поэтому мы не виноваты в том, что Ты привлекаешь нас. Всему виной Твоя красота и флейта, поэтому не вини нас».

После этого начался танец раса.

Кришна – это Верховный Господь, а гопи – Его хладини-шакти и проявления этой шакти. Кришна наслаждается общением со Своей энергией, хладини-шакти. Когда гопи видят Кришну счастливым, они испытывают от этого даже большее счастье, чем Он Сам. Таким образом, счастье Кришны и гопи непрерывно растет.

Шримати Радхика была в центре танца раса, и все гопи танцевали вокруг. Кришна танцевал и кружился с каждой из гопи. Те гопи, которые танцевали с краю, видели только себя. Они с гордостью думали: «Какая удача! Кришна танцует со мной! Я счастливее Радхи!».

Но Шримати Радхарани видела, что Кришна танцует не только с Ней, но и с остальными гопи, поэтому в Ней проснулась трансцендентная ревность. Она рассержено подумала: «Какой все-таки Кришна обманщик! Все время говорит Мне, что любит Меня больше всех, а сейчас, танцуя со Мной, успевает потанцевать еще и с другими гопи. Когда Я смотрю перед Собой, то вижу, что Он танцует со Мной, но стоит Мне отвернуться, как Он уже танцует с другими. Он ничем не выделяет Меня из всех».

 Кришна заметил гордость у гопи. Он также увидел, что Радхарани сердится, думая, что Он относится к Ней так же, как и ко всем остальным гопи. Поэтому танец раса на какое-то время остановился. Кришна хотел показать всем превосходство Шримати Радхики, поэтому, когда Она ушла с танца раса, Кришна тоже ушел вслед за Ней.

Все гопи спохватились: «А где Кришна? Куда Он ушел?». Разлука с Кришной привела в полное смятение их умы. Они стали вспоминать Его игры, Его прекрасную речь, Его сладостный облик, чарующую мелодию Его флейты. Все их мысли были только о Кришне. Они искали Его повсюду и спрашивали о Нем у деревьев пипал, манго и кадамба: «О деревья, вы подобны мудрецам и совершили множество аскез, поэтому вам известно все. Пожалуйста, скажите, куда пошел Кришна?». Деревья молчали, и гопи поняли: «Вы мужчины, поэтому вы укрываете Кришну». Гопи стали спрашивать всех обитателей леса. Они спросили деревце Туласи: «О Туласи, ты так удачлива, ты всегда с Кришной, в форме Его гирлянды или листочка на Его стопах. Пожалуйста, скажи, куда Он пошел?». Туласи молчала, поэтому гопи догадались: «Понятно, ты встретила Кришну, потому так счастлива, что не можешь вымолвить ни слова. А может быть, ты тоже заодно с Кришной».

 Гопи спросили у цветущих деревьев: «Вы такие счастливые, все в цветах, – должно быть Кришна коснулся вас?». Но деревья не сказали ничего в ответ, поэтому гопи подумали, что и эти деревья заодно с Кришной. Гопи так глубоко погрузились в мысли о Кришне, что стали чувствовать себя Кришной и играть в Его лилы. Одна гопи сказала: «Я – Кришна», и подняла левый мизинец так, как будто держала холм Говардхан. Разумеется, гопи никоим образом не становятся Кришной, они лишь входят в это настроение, добавляя новые краски в Его игры. Другая гопи сказала: «Я – Яшода», еще одна сказала: «Я – Путана», и они стали играть лилы Кришны. Здесь есть один секрет. Гопи никогда не примут настроение Путаны или других демонов. Для этой роли Йога-майа явила особых гопи, с которыми настоящие гопи играли в игры Кришны.

Гопи продолжили искать Кришну и заметили на земле отпечатки Его стоп, отмеченные девятнадцатью благоприятными символами, такими как стрекало, рыба, кувшин, флаг и другие. Рядом с отпечатками стоп Кришны были отпечатки поменьше. Чьи они? Гопи, которые ради игр Кришны соперничают со Шримати Радхикой (випакша-гопи), сказали:

анаярадхито нунам бхагаван харир ишварах
йан но вихайа говиндах прито йам анайад рахах

«Мы не знаем, кто эта гопи. Но Она одна с Кришной. Она превосходит нас и столь совершенно служит Верховному Господу, что Он покинул нас и уединился с Ней». (Шримад Бхагаватам 10.30.28)

Но гопи, которые помогают Радхике (свапакша), такие, как Лалита и Вишакха, были бесконечно рады этим следам. Они узнали отпечатки стоп их дорогой и благословенной Шримати Радхики.

Дальше гопи увидели, что цепочка маленьких следов оборвалась. Тогда они поняли, что Кришна понес эту девушку. На одном из деревьев гопи заметили ветку с сорванными цветами, и следы Кришны здесь отпечатались только наполовину. Гопи догадались, что Кришна встал здесь на носки, чтобы сорвать цветы для самой удачливой гопи и украсить ими ее волосы. Поэтому Кришну называют Кешава – тот, кто украшает кеша, волосы Шримати Радхики.

Шримати Радхика думала: «Мои подруги, Лалита и Вишакха, ради меня жертвуют всем. Я буду счастлива, если они разделят со мной общество Кришны. Я не хочу, чтобы только я была с Кришной». Чтобы дать другим гопи возможность служить Кришне, Радхика сказала Ему: «Я так устала. Нет сил идти. Пожалуйста, найди какое-нибудь место отдохнуть».

Кришна знал, что гопи ищут их и скоро будут здесь. Он подумал: «Если они увидят Меня вместе с Радхикой, они позавидуют Ей. Я уже сделал то, что хотел – Радхика уже не сердится и гопи забыли свою гордость. Если я сейчас скроюсь, это сблизит их, они доверятся друг другу и тогда мы продолжим танец раса», и Кришна исчез.

Раса-лила доказывает превосходство Шримати Радхики. Когда Кришна скрылся, Шримати Радхика погрузилась в скорбь и заплакала. Она была словно в полузабытьи.

Чтобы найти ее, Кришна ушел с танца раса. Он чувствовал, что без Радхики нет танца раса, нет раса-лилы. Ради Нее Он оставил всех гопи. Это доказывает, что положение Шримати Радхики наивысшее.

Гопи плакали и искали Кришну. Когда они увидели плачущую Шримати Радхику, одну, тогда даже Ее соперницы, випакша-гопи, глубоко сочувствовали Радхе и плакали вместе с Ней.

Тем временем Кришна пришел в Имлиталу, место неподалеку от Кеши-гхата, и погрузился в мысли о Радхике:

радха-чинта-нивешена йасйа кантир вилопита
шри-кришна-чаранам ванде радхалингита-виграхам

«Я поклоняюсь лотосным стопам Шри Кришны, который, переживая разлуку со Шримати Радхикой (когда Она являет ман, ревнивый гнев), меняет Свой темный цвет тела на Ее сияющий, золотистый цвет. Или: Я поклоняюсь лотосным стопам Шри Кришны, которого заключила в объятия Шримати Радхика (после того, как Она сменила гнев на милость)» (Шри Шри Радха-Винода бихари татваштакам, т. 1).

Кришна сидел под сенью дерева и думал только о Шримати Радхике. В мыслях о Ней Он принял цвет Ее тела и превратился в Шачинандану Гаурахари. Все эти места игр – Шрингар-ват, место, где Кришна украшал Шримати Радхику, Сева-кундж, где Он служил Ей, и Имлитала, находятся во Вриндаване.

Когда все гопи встретились, они запели песню печали и разлуки, которая называется «Гопи-гита». Завтра мы услышим об этом.

Гаура премананде!

Примечания:

1. Один из видов гопи – это садхана-сиддхи, те, кто стали гопи благодаря практике преданного служения. Они делятся еще на две категории –  йотхики и айотхики. Первая категория это гопи, которые вместе совершали садхану в настроении Враджи и родились там группой. Таких групп две – те, кто в прошлой жизни были мудрецами в лесу Дандакаранья и привлеклись красотой Господа Рамачандры, таких гопи называют муни-чари-гопи, и те, кто прежде были олицетворенными Упанишадами – упанишад-чари-гопи. Вторая категория гопи, айотхики, в прошлом совершали серьезную и возвышенную садхану, всем сердцем стремясь к настроению гопи (гопи-бхаве). Кто-то из них родился во Врадже в одиночку, кто-то по двое, по трое или больше.

2. Прим. англ. редактора: у некоторых садхана-сидха гопи есть дети, у нитья-сидха гопи детей нет.

3. (Примечание ниже взято из объяснения Шрилой Бхактиведантой Нараяной Госвами Махараджем комментария Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура на десятый стих 29-й главы «Шримад Бхагаватам», которая назвается «Танец раса».)

Шрила Шукадева Госвами скрывает от материалистов сокровенное желание гопи. В слова духсаха и далее, он вложил одновременно как внешний, так и внутренний глубокий смысл, который дорог преданным, обладающим знанием о сокровенном преданном служении.

Сначала он обращается к материалистам: «Шри Кришна даровал гопи освобождение» – это означает, что когда гопи переживали нестерпимую боль разлуки с их возлюбленным, из их сердец ушло все неблагоприятное (ашубха). Последствия их благих дел (пунья) тоже исчезли, как только они в своей медитации испытали блаженство объятий Ачьюты Кришны. Таким образом, все, что связывало их с прошлой деятельностью (кармой), было разрушено, они оставили свои тела, сотворенные тремя гунами материальной природы, и достигли Сверхдуши, Верховного Господа, видя в Нем своего возлюбленного.

Теперь он обращается к преданным: В своей глубокой медитации гопи чувствовали сильнейшую скорбь от палящей разлуки с их возлюбленным. Но когда они встретились с Кришной, их счастье не знало предела. Так исполнились все их желания, более того, безмерная разлука с их возлюбленным избавила гопи от всего неблагоприятного. Нестерпимый огонь этой разлуки своей силой превосходит все, что несет смерть, начиная от лесного пожара и заканчивая смертельным ядом (кала кута). В схватке с этим огнем ашубха оказывается сломлена и, потерпев поражение, отступает.

Когда в своей медитации гопи испытали блаженство объятий Ачьюты, все их материальные и нематериальные благие заслуги были уничтожены. (Прим. англ. ред.: К тому времени гопи уже обрели духовные тела, сотворенные из премы и наделенные соответствующим сознанием.) Здесь «благие заслуги» означают материальное счастье во всех вселенных этого творения, а также счастье, тысячекратно превосходящее осознание Брахмана. Если эти благие заслуги сравнить с блаженством, которое гопи переживают в то мгновение, когда видят в своем сердце их возлюбленного Кришну и обнимают Его, то очевидно, что они уступают ему.

Также существует следующее мнение: «Скорбь от разлуки с Господом и счастье встречи с Ним уничтожают и прошлые грехи, и благочестие – только страдая или наслаждаясь последствиями своих прошлых поступков человек избавляется от своей прарабдха-кармы». Однако преданные не разделяют этого мнения, поскольку разлука или встреча с Господом не является результатом греховной или благочестивой деятельности. Неправильным будет утверждение, что разлука с Господом - это результат греховной деятельности, а встреча с Ним – результат благочестивой деятельности. Результаты прошлой деятельности садхаки, совершающего бхаджан, уничтожаются уже тогда, когда он находится на уровне анартха-нивритти. Таково правильное заключение.

 

Пер. с англ. Расасиндху дас, 2007, Пермь
Редакторы/корректоры: Яшода д.д., Гопали д, 2008, Глазов
Набор текста: Лалита Кишори д.д., Шьямасундар дас, 2007, Пермь


Главный редактор вестника: Расасиндху дас

Архив вестника: www.purebhakti.ru, http://groups.google.com/group/bvnm-harikatha?hl=ru