Слуга Слуги

     Высочайшее благословение — быть слугой слуги Шри Кришны

 

    Вестник учеников Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа

 

    № 3 (5) от 17 августа 2007 года


 

Шрила Вамшидас Бабаджи Махарадж

Отрывки из хари-катхи духовных учителей

 

Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

Из лекции по случаю установления Божеств Шри Шри Рукмини-Двараканатха, Лос Анджелес, 16 июля 1969 года: «Если вы думаете, что это медные идолы, тогда они вечно будут для вас медными идолами. Если же вы возвыситесь до высоких ступеней сознания Кришны, тогда Кришна – этот Кришна – будет разговаривать с вами. Вамшидас Бабаджи Махарадж разговаривал со своим Божеством. А Мадана-мохана разговаривал с Санатаной Госвами».

На утренней прогулке в Маяпуре, 13 марта 1976 года: «Вы слышали о Вамшидасе Бабаджи Махарадже? Однажды, когда его вещи украли, его ученики сокрушались о пропаже. Он сказал им: `Чего вы беспокоитесь? Один вор дает, а другой вор* – берет. Что здесь такого? Тот, кто дает деньги – вор, и кто забирает – тоже. Зачем переживать? Один вор дает, другой вор берет`».

* Кришну часто называют Чор – вор, потому что Он забирает у преданных все ненужное. Он также крадет масло и сердца преданных. Человека, крадущего чужое тоже называют чор. (прим. пер.)

 

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж

(Отрывок из книги «Истоки Ратха-ятры», гл. 3, Уборка в храме Гундича)

Не достаточно просто избавиться от всех ненужных желаний и привычек, таких как апарадхи. Должно быть что-то положительное – устойчивый вкус к хари-наме и слушанию хари-катхи. Не достаточно только очистить сердце. Что тогда в нем останется? Ничего. Но ведь должно быть что-то положительное. У вас может не быть вкуса к повторению хари-намы, такое случается, но к слушанию хари-катхи вкус должен быть. Если его нет, тогда слушайте катху снова и снова, и оказывайте должное почтение чистым преданным, от которых вы слушаете.

сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах катхах
тадж-джошанад ашв апаварга-вартмани
шраддха ратир бхактир анукрамишйати

(Шримад-Бхагаватам, 3.25.25)

«Обсуждение игр и деяний Верховной Личности Бога в обществе чистых преданных услаждает слух и радует сердце. Посвящая этому своё время, человек быстро продвигается по пути, ведущему к освобождению, а когда он обретает освобождение, его привязанность к Господу становиться ещё сильнее. Так рождается истинная преданность и начинается преданное служение».

Говорящий должен быть сатам, чистым преданным. Не думайте, что обычный человек или обычный преданный, это маха-бхагавата. Кто может различить маха-бхагавату? Шрила Вамшидас Бабаджи Махарадж, ученик Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджа, был возвышенным уттама-маха-бхагаватой, но он делал вид, что курит марихуану. Бывало, что он разбрасывал рыбьи кости вокруг своей хижины чтобы люди думали, что он ест рыбу. Но он думал: «Зато материалисты будут меня сторониться и я в уединении смогу повторять имя Кришны и памятовать о Нем».

С ним был дружен Шрила Гаура-кишора дас Бабаджи Махарадж. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур тоже высоко чтил Шрилу Вамшидаса Бабаджи Махараджа. Мой Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж, не раз ходил к Бабаджи Махараджу на даршан и получал от него глубокие наставления. Гурудев рассказывал нам: «Иногда Бабаджи Махарадж излагал такую высокую философию, что я не в силах был понять».

Если преданный находится в невежестве и он даже не каништха-вайшнав, как он узнает маха-бхагавату? Он выберет как «маха-бхагавату» кого-то недостойного, а на следующий день увидит, что тот пал.

 

Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж

(Отрывок из книги «Вкус трансцендентного», глава «Что такое Бхакти?»)

Великий вайшнавский святой, Шрила Вамшидас Бабаджи Махарадж, был необычным святым. Как принято говорить, он явился в современном Бангладеше, в деревне Маджидпур района Маймансингх, недалеко от Джамалпура. Позже он пришел в Навадвипа-дхаму, где принял отреченный уклад бабаджи и под деревом совершал свой бхаджан.

Саннясу принимают для проповеди, а бабаджи совершает бхаджан в святом уединенном месте. Бабаджи не путешествует для проповеди (прачара).

Много людей предлагали Бабаджи Махараджу построить для него жилище, но он постоянно жил под сенью баньянового дерева. Он был переполнен кришна-премой. Он был очень необычным. Никогда не брился, вел себя словно сумасшедший. Ему часто что-то дарили, но он не обращал на это внимания. Если он что-то принимал, то раздавал это другим. Он был отшельником. Его поведение никто не понимал. У него не было храма. Все, что у него было – это два больших узла. В одном узле были Гаура-Нитай, а в другом – Радха-Кришна. Он доставал Божеств и проводил Им пуджу. Но можно ли сказать, что его бхакти меньше нашего потому что у него были лишь маленькие Божества, а у нас есть большой храм? Гаура-Нитьянанда были абсолютно довольны его служением.

Наш Парампуджьяпад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур предлагал поклоны Бабаджи Махараджу издалека. Он запретил своим ученикам ходить к нему. Ученики спросили: «Разве мы не должны получать даршан садху?» Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ответил: «Вы не поймете его поступков и поэтому совершите оскорбления. Он не живет в этом мире, он пребывает в трансцендентных сферах. Если я оскорблю его, это разрушит мое бхакти. Поэтому я склоняюсь перед ним на расстоянии. Его удивительные поступки поймет только шуддха-бхакта. Новичку в бхаджане это не понять, поэтому ему не нужно туда идти. Бабаджи Махарадж постоянно переполнен кришна-премой!»

Один человек в Навадвипа-дхаме ходил к Бабаджи Махараджу. Однажды он подумал: «Я хочу достичь Верховного Господа. Как мне достичь Бхагавана?» Он произнес это шепотом, это были мысли вслух. Бабаджи Махарадж ничего не сказал. Человек продолжал ходить к Бабаджи Махараджу. Однажды он все-таки обратился к Бабаджи.

– Что ты хочешь? – спросил его Бабаджи Махарадж

– Я хочу увидеть Бхагавана, – ответил тот.

Бабаджи Махарадж произнес лишь одно слово в ответ: «Плачь!»

Мы можем разными способами и со множеством цитат из шастр попытаться объяснить это, но что сказал Бабаджи Махарадж? – Плачь по Нему! Если вы сможете плакать по Нему, тогда вы сможете Его достичь. Если к Нему есть стремление, тогда Он прийдет. Мы повторяем Его имена, но не стремимся к Нему.

 Мы повторяем имена Кришны – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – и Кришна является перед нами. Он говорит: «Пойдем со Мной!» А мы в ответ: «Нет, сейчас не могу. Мне прямо сейчас нужен миллион долларов чтобы спасти свой бизнес. У меня дети. Только что купил дом. Не могу сейчас». Тогда зачем ты меня звал? – спросит Кришна.

– Я звал, чтобы ты дал мне миллион долларов и избавил меня от проблем. Но пойти с тобой сейчас не могу.

Откуда идет наше повторение имени Кришны? Не от сердца. Мы повторяем «Харе Кришна», но если бы Кришна пришел, мы бы не пошли с Ним.

Один санньяси привел очень запоминающийся пример из жизни обычного домохозяина. В одном бенгальском городе жил человек, который работал в конторе. У него была жена и два ребенка. Младшему было всего несколько месяцев, а старшему семь лет.

Однажды муж сказал жене: «Сегодня мне нужно быть в конторе очень рано. Приготовь завтрак пораньше. Я уйду сразу после завтрака». Жена уложила младшего сына в кроватку и пошла на кухню. Но стоило ей уйти, как ребенок заплакал. Она подумала: «Как же мне готовить с ребенком на руках?» И она нашла выход. Она позвала старшего сына: «Сынок, иди сюда. Помнишь красивую красную игрушку в магазине напротив?»

– Да, помню.

– Сходи и купи ее. Только выбери такую, чтобы приятно звенела.

Мальчик купил красную погремушку и мама повесила ее над  кроваткой малыша. Тот сразу же увлекся игрушкой и стал раскачивать ее забавляясь перезвоном. Так прошел час. Мама хлопотала на кухне. Все это время малыш не вспоминал о ней. Но тут он проголодался и сразу же вспомнил: «А где же мама?» Мамы не было. И тогда он заплакал, оповещая, что хочет есть и нужно к нему прийти. Он еще не говорил и плачем сообщал маме: «Иди ко мне, дай мне грудь! Хочу есть!» Но мама была занята. «Чуточку подождет», – решила она.

Немного поплакав малыш снова вернулся к своей игрушке – дзинь, дзинь, дзинь.  Прошло время и голод напомнил о себе с новой силой. Есть хотелось все сильнее и сильнее, беспокойства малыша росли и росли. Он заплакал сильнее прежнего. Мама слышала его, но решила все-таки закончить готовить завтрак.

Наконец есть захотелось просто невыносимо. Малыш подумал: «Не нужны мне никакие игрушки!» Он думал только о своей маме. Он снова заплакал, все сильнее и сильнее, пока не начал вопить и брыкаться. Тогда мама поняла: «О! Пора к нему!» Она прибежала к нему взяла на руки и дала грудь.

Точно также, Верховный Господь дает нам игрушки – мужа или жену, детей, дом, радио, видео, компьютер. Кришна наблюдает за нами и думает: «Они увлечены игрушками. И мне спокойно. Я могу предаваться играм в своей трансцендентной обители. Им это не интересно. Они хотят игрушек. Вот, берите – компьютер, видео. Вот вам то, вот вам это».

Но когда в человеке пробуждается его истинная личность (атма), он чувствует потребность в нежной заботе Верховного Господа. Он взывает к Нему: «О Верховный Господь! Ничто в этом мире меня не радует. Всё временно. Все корыстны. Мне нет никого дороже Тебя. Где Ты? Я забыл о Тебе. Прошу, прийди! Я весь в огне! Молю, прийди!» Он плачет и зовет, но Кришна не приходит – «Я занят Своими играми», – говорит Он.

Спустя какое-то время человек снова обращается к семье и родственникам, и забывает о Кришне. Проходит время и человек снова плачет: «Где мой возлюбленный Верховный Господь?! Где Он?» Он плачет не переставая. Но Верховный Господь так и не приходит. Наконец человек громко взывает: «Не нужно мне ни дома, ничего! У меня ничего нет, только Ты! О дорогой Господь! Прийди! Прийди! Прийди!» Он рыдает и плачет, воздев руки. Тогда Кришна воскликнет: «О! Пора к нему!»

В сердце должно быть такое столкновение стихий, такое неодолимое стремление к Бхагавану.

Шрила Вамшидас Бабаджи Махарадж сказал лишь одно слово: «Плачь!» Но как много в этом слове. Когда мы общаемся с шуддха-бхактой, который плачет по Кришне, вечная природа нашей души пробуждается. У вас есть любовь к Богу. Любовь у вас в душе. Она есть, но скрыта внешней энергией Верховного Господа. Поэтому вы не расположены к Шри Кришне.

Пер. с англ. Расасиндху дас, 2007, Пермь


Главный редактор вестника: Расасиндху дас

Архив вестника: www.purebhakti.ru – регулярные новости и хари-катха.