Слуга Слуги

     Высочайшее благословение — быть слугой слуги Шри Кришны

 

    Вестник учеников Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа

 

    № 1 (5) от 30 июля 2007 года


 

Предложите Кришне себя

Шри Шримад
Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

США, Сан-Франциско, 11 июня 1998

Сегодня редко встретишь чистую преданность Кришне. Большинство преданных думают, что совершают чистое преданное служение, но их служение загрязнено кармой, гьяной и йогой. Нам нужно понять, что такое чистое бхакти.

Что такое карма-мишра бхакти, преданное служение, загрязненное кармой? Будет ли чистым преданное служение того, кто не принял посвящения у духовного учителя и не знает о своих взаимоотношениях с Кришной?

Если вам что-то не понятно – задавайте вопросы. Это не лекция, это ишта-гоштхи, мы беседуем о Кришне. Так вы лучше поймете истины сознания Кришны.

Что такое карма? Это деятельность с желанием насладиться ее результатом. Если вы повторяете Святое Имя, памятуете или совершаете другие виды бхакти, но желаете наслаждаться результатами того, что вы делаете, тогда это называется карма-мишра-бхакти.

Если в деятельности нет преданности и она делается только из желания наслаждаться, то это карма в «чистом» виде. Например мы едим манго. Кто ест и кто наслаждается в этом случае? Если мы считаем, что «Я наслаждаюсь», тогда это ни что иное, как карма. Здесь нет никакой связи с бхакти.

Но например вы думаете: «Я предложу это манго, съем его и будет мне хорошо и радостно». Это называется карма-прадхани бхакти. В этом случае карма стоит на первом месте, а бхакти на втором. Это и есть карма-мишра бхакти.

Когда бхакти сильнее желания наслаждаться результатами кармы, тогда это называется прадхани-бхута бхакти. Здесь на первом месте стоит бхакти, и хотя карма тоже присутствует, это уже не относится к категории карма-мишра бхакти.

Когда у преданного нет желания наслаждаться и единственное его желание это служить Кришне и доставить радость Гурудеву, Шри Шри Радхе и Кришне, тогда его шраванам, киртанам, вишну смаранам, пада севанам, арчанам, ванданам, дасьям, сакхьям и атма-ниведанам будут являться чистым бхакти, или уттама-бхакти.

анйабхилашита шунйам
гьяна-кармадй анавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама

(Шри Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом) и кармы (прагматической деятельности) и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, — называется чистым преданным служением, уттама-бхакти».

Это и есть уттама-бхакти. И если бхакти не является чистым, это означает, что оно обязательно смешано с кармой, гьяной, йогой, бесплодными аскезами и тому подобным.

патрам пушпам пхалам тойам
йо ме бхактйа прайаччхати
тад ахам бхактй-упахритам
ашнами прайататманах

(Бхагавад-гита, 9.26)

«Если человек с любовью и преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или воду, Я приму это».

Бхакти, описанное в этом стихе тоже не является высшим. Почему? Потому что мы должны стараться предложить самих себя, нашу душу, все наши чувства, все наше сердце. Сначала предложить Гурудеву, а затем Кришне.

ити пумсарпита вишнау
бхактиш чен нава-лакшана
криета бхагаватй аддха
тан манйе дхитам уттамам

(Шримад-Бхагаватам, 7.5.24)

«Прахлада Махарадж сказал: Таковы девять форм деятельности, которая относится к чистому преданному служению. Tого, кто, воспользовавшись этими девятью методами, посвятит свою жизнь служению Кришне, следует считать самым образованным, ибо он обрел полное знание».

Если человек не посвятил себя лотосным стопам Гурудева, Шри Шри Радха-Кришне и Шри Чайтанье Махапрабху, и предлагает что-либо Кришне, Кришна может принять это, но частично, не в полной мере. Но если преданный посвятил всего себя Кришне и говорит Ему: «Теперь я Твой, а Ты мой возлюбленный», «Ты мой сын» или «Ты мой друг», тогда все, что делает такой преданный будет чистым бхакти.

Если, к примеру, у вас сотни коров, но вы жертвуете Кришне только один литр молока – это не чистое бхакти. Но если вы посвятили себя лотосным стопам Кришны и Гурудева, то у вас уже ничего нет. Вы – вайшнав, у которого нет ничего, кроме Кришны. Вы знаете, что живете только милостью Кришны. Все, чтобы Кришна вам не давал, вы принимаете это для служения Ему. Все для служения, ничего для себя. На таком уровне преданному не нужно предлагать что-либо, потому что он уже предложил самого себя. Что он может дать Кришне? Он отдал Ему даже себя. Это и есть чистое бхакти.

Или другой пример – вы ученик Гурудева. Вы не жертвуете ему себя, но жертвуете пятнадцать миллионов рупий и говорите: «Гурудев, я жертвую это вам!» А есть другой ученик, которому нечего пожертвовать, потому что он уже отдал Гурудеву все – свое сердце, свою душу, все, что у него было, и постоянно служит Гурудеву. Кто из этих учеников более возвышенный? Предавшийся ученик день и ночь служит своему Гурудеву. У него нет ничего своего, потому что он отдал Гурудеву себя, свою собственность, жену и детей. Он может быть как Хануман, у которого нет ничего за душой, но он все равно отдает все, что у него есть. Ему больше нечего предложить Кришне, потому что он уже предложил себя.  Все, что он делает, он делает для Кришны, как Его слуга. Это чистое бхакти.

Если человек очень богат и жертвует миллионы долларов, но не вручает Гурудеву хотя бы крупицы себя, тогда в этом нет совершенства. То, что он делает не чистое бхакти. Это карма-мишра бхакти. Все эти важные истины Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в своей книге «Бхакти-таттва вивека». Постарайтесь понять все это.

Шрипад Ашрам Махарадж: Шрила Гурудев, вы привели пример с манго, когда человек ест его себе в удовольствие и не предлагает Кришне. Это карма, не карма-мишра?

Шрила Нараяна Махарадж: Это «чистая» карма. Она не «загрязнена» бхакти (преданные смеются). Но если вы думаете: «Я совершу большой грех, если съем непредложенное манго. Предложу-ка я его Кришне, тогда все грехи уйдут и я наслажусь прасадом Кришны». Это карма-мишра бхакти.

Итак, в стихе патрам пушпам пхалам (Б-г., 9.26) описывается прадхани-бхута бхакти. Здесь преданный предлагает Кришне фрукт, воду и т.д., но не себя. Другой преданный может предлагать Кришне результаты всего, что он делает. Это описывается в следующем стихе:

йат кароши йад ашнаси
йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпанам

(Бхагавад-Гита, 9.27)

«О сын Кунти, что бы ты не делал, что бы ты не ел, что бы ты не принимал или отдавал, какие бы аскезы не совершал – делай это как подношение Мне».

Такой преданный обращается к Кришне: «Я совершаю омовение и его результаты посвящаю Тебе. Я делаю то или это и посвящаю результаты Тебе». Но почему он не предлагает Кришне самого себя?

Полностью предавшиеся преданные это, например, Арджуна и гопи. Когда гопи что-то едят, они не предлагают это Кришне так, как это делаем мы – церемонно, с мантрами. Кришна сидит вместе с ними и они спрашивают Его, не хочет ли Он попробовать их угощения? Он соглашается, а они не дают! Их шутка только усиливает Его радость. Это чистое бхакти, потому что они отдали Кришне все. У них уже нет ничего своего – своим телом, мыслями и душой они принадлежат Кришне. Внешне они не дают Кришне то, что Он хочет, но они уже отдали Ему все. Это чистое бхакти.

Если Шриле Шукадеве Госвами дадут бхогу, он съест это даже не предложив Кришне. Он не будет произносить мантры и складывать мудры. Ему этого не нужно, также, как и Хануману. Но если мы увидим, что Шукадева Госвами ест «непредложенное», мы можем подумать: «Смотрите-ка, даже не предложил Кришне!» Если вы так думаете, то вы каништха-адхикари или даже ниже. Вы не можете понять его возвышенного положения. Гопи, например, наряжают и украшают себя только чтобы понравиться Кришне.

Прежде всего постарайтесь предложить Кришне всего себя, без остатка. Это может быть трудно для семейных преданных, но это возможно. Они могут следовать примерам Пандавов, гопи и Амбариши махараджа, у которого было огромное царство, сыновья, дочери и жены, но он был чистым преданным (шуддха-бхактой), потому что посвятил Кришне всего себя.

Теперь перейдем к гьяне. Знание о чем-либо в материальном мире называется материальным знанием (гьяной). Когда мы утрачиваем веру в такое знание, поняв, что оно не принесет нам ни наслаждения, ни счастья, ни в этой жизни и ни в следующей, мы устремляем свои помыслы и желания к безличному слиянию или освобождению (мукти). Мы стремимся познать безличный Абсолют, после чего целью нашей жизни становится освобождение. Мы приходим к пониманию, что я душа, а не тело, что пищу ест тело, но не душа. Такие личности повсюду видят душу, но у них нет знания о Сверхдуше. Такое знание называется нирвишеша-гьяна или безличное знание. Гьяна бывает двух видов – нирвишеша-гьяна (безличное) и таттва-гьяна (знание о Верховном Господе и том, что с Ним связано). Таттва-гьяна это первая ступень бхакти. Действия тех, кто стремится к освобождению относятся к нирвишеша-гьяне.

Теперь разберем, что такое гьяна-мишра-бхакти. Человек узнаёт, что бхакти может все. Иными словами, он знает, что благодаря бхакти он может получить материальные блага, достичь освобождения и даже обрести кришна-прему. Поэтому он отказывается от нирвишеша-гьяны. Шрила Шукадева Госвами и Четверо Кумаров были прежде нирвишеша-гьяни, имперсоналистами. Четверо Кумаров стали чистыми преданными по милости Брахмы, а Шукадева Госвами – по милости Шрилы Вьясадевы.

атмарамаш ча мунайо
ниргрантха апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим
иттхам-бхута-гуно харих

(Шримад-Бхагаватам, 1.7.10)

«Все различные атмарамы (те, кто черпает наслаждение в атме, духовном "я"), особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, желают совершать чистое преданное служение Господу, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что Господь обладает трансцендентными качествами и поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные души.»

По милости Шрилы Вьясадевы Шукадева Госвами постиг удивительные качества Кришны. Так он отверг безличное знание и стал совершенным бхактой, искушенным в трансцендентных расах (расика) и философских истинах (таттва-гья).

Шрипад Ашрам Махарадж: Я хочу спросить о человеке, который совершает карма-мишра бхакти. Он знает, что цель это Кришна, но у него есть примесь…

Шрила Нараяна Махарадж: Нет, он не знает. У него нет совершенного гуру и нет общения с чистыми преданными. Поэтому он не знает. Он узнает это только если у него будет хорошее общение. Тогда он отвергнет карму и станет чистым преданным.

Шрипад Ашрам Махарадж: А если он знает, но теоретически?

Шрила Нараяна Махарадж: Он не знает по-настоящему.

Шрипад Ашрам Махарадж: То есть как я. Я по-настоящему не знаю в чем цель, у меня только какое-то теоретическое представление.

Шрила Нараяна Махарадж:  В твоем бхакти нет загрязнения, хотя многого недостает и оно слабое. Не так много сукрити (духовного благочестия) и самскар (духовных впечатлений). Такой человек может быть каништха-адхикари, но у него нет загрязнений. В твоем сердце есть слабости, хридая-дурбалья (см. прим. 1),  но то, что ты делаешь относится к чистому бхакти. Ты повторяешь, памятуешь и совершаешь другие виды преданного служения. К этому примешивается карма и гьяна, но они на заднем плане, на первом месте у тебя бхакти. Ты знаешь истинную цель жизни. И поскольку ты знаешь это, то постепенно, благодаря общению с чистыми преданными, ты избавишься от всех ненужных мыслей и привычек.

Карма-мишра бхакты не знают, что такое чистое бхакти. Но ты в преемственности Шри Чайтаньи Махапрабху, ты в линии бхакти. Ты должным образом получил посвящение, дикшу, тебя связывают определенные взаимоотношения с Гуру, Махапрабху и Кришной. Но у тебя пока есть некоторые слабости и упущения.

Преданный: Вы сказали, что у человека, совершающего карма-мишра бхакти нет совершенного гуру. Но у Дхрувы махараджа, который вначале был на уровне карма-мишра, был совершенный учитель, Нарада.

Шрила Нараяна Махарадж: Дхрува не следовал Нараде. Нарада Муни хотел чтобы Дхрува стал чистым преданным, но на тот момент Дхрува не был в состоянии следовать в полной мере. Бывает так, что гуру совершенен, а ученик – нет. Сегодня в основном это так. К примеру у таких совершенных гуру, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур или Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж были тысячи учеников. Но из них, возможно, лишь единицы были серьезными учениками, и это не обязательно санньяси, это могли быть и грихастхи.

Преданный: Разве сердце каништха-адхикари не скрыто оскверняющим покровом кармы и гьяны?

Шрила Нараяна Махарадж: Какой-то покров есть. Но постепенно преданный разовьет свое сознание Кришны и избавится от всего этого. Если же у такого преданного мало чистого общения и он не готов следовать наставлениям, и, как следствие, совершает оскорбления, то он постепенно деградирует. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что мы должны знать, что такое карма, гьяна и йога, а также по-настоящему знать, что такое шуддха-бхакти. В шуддха-бхакти есть различные уровни и мы находимся на каком-то из них. Мы не находимся в категории карма-мишра. Постарайтесь понять это.

Преданный может совершать сварупа-сиддха бхакти (см. прим. 2), и в этом тоже существуют определенные уровни. Возможно, то, что он делает еще не уттама-бхакти (абсолютно чистое преданное служение), но это какой-то из уровней бхакти. Вначале преданный прилагает усилия и обещает посвятить всего себя лотосным стопам Гурудева. Во время посвящения в харинаму и дикшу преданный обещает: «Гурудев, я вручаю себя вам и во всем буду следовать вам. Теперь я принадлежу вам». Но на тот момент ученик не знает, что значит вручить себя, поэтому он не отдает полного отчета своим словам.

Постепенно вы узнаете все это. Мы будем подробно объяснять это, чтобы вы поняли и ваше бхакти естественным образом стало сильным.

Преданный: Я правильно понял, вы сказали, что если благодаря общению с Гуру мы ясно понимаем цель, знаем, как к ней идти и желаем предаться Гуру, тогда наше бхакти не относится к категории карма-мишра?

Шрила Нараяна Махарадж: Такой преданный получил посвящение, у него есть определенная связь с Гуру, Махапрабху и Кришной через дикша-мантры, и он вручил себя Им.

Преданный: У него есть желание вручить себя.

Шрила Нараяна Махарадж: Он уже вручил себя, но пока не знает по-настоящему, что означает «вручить себя». Он говорит Гурудеву: «Я даю вам этот шерстяной плед». Но при этом думает: «Эх, хороший был плед». Так это и происходит. Хотя он вручил этот плед Гурудеву, у него осталась какая-то привязанность к нему. Он думает, что это он дал. Он не думает: «Этот плед – собственность Гурудева и Кришны. Он не принадлежит мне». Настоящий преданный не думает: «Это было мое и я дал это Гурудеву». Он думает: «Это была милость Кришны. Он истинный владелец этого. Он милостиво дал мне это, чтобы я мог послужить своему Гуру. Это не принадлежало мне. Даже мое тело не принадлежит мне. Все принадлежит Кришне». Если преданный находится в таком настроении, он обретет чистое бхакти.

Гоура премананде!

Примечания:

1. Слабости сердца (хридая-дурбалья)

В «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» (стр. 42) Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает четыре вида слабости сердца: (1) туччха-асакти — привязанность к бесполезным объектам; (2) кутинати — лицемерие (слово кутинати можно разбить на две составные части: кe — «зло», «порок» и на, или нати, — «то, что запрещено». Таким образом, это слово означает «вести себя порочно и нарушать запреты»); (3) матсарья — зависть; (4) сва-пратиштха-лаласа — стремление к славе и престижу.»

2. Три вида бхакти

Нужно помнить, что бхакти бывает трех видов:

1) аропа-сиддха — деятельность, не являющаяся бхакти в чистом виде, но считающаяся бхакти, потому что она совершается как подношение Верховному Господу, 2) санга-сиддха — деятельность, связанная с бхакти или способствующая ее развитию, но состоящая не только из бхакти, 3) сварупа-сиддха — деятельность, которая представляет собой исключительно уттама-бхакти.

[Сварупа-сиддха бхакти может и не быть абсолютно чистым (уттама-бхакти). К примеру, преданный может совершать раджасика сварупа-сиддха-бхакти (т.е. смешано с гуной страсти). Только ниргуна сварупа-сиддха бхакти может называться уттама-бхакти. (прим. Шьямарани д.д.)]

1) Аропа-сиддха-бхакти — деятельность с элементами бхакти

Деятельность, которая не является чистой бхакти, то есть анукулья-кришна-анушиланой, которую человек совершает, преследуя собственные цели, но при этом предлагая Господу плоды этой деятельности с целью доставить Ему удовольствие, называется аропа-сиддха-бхакти. Другими словами, поскольку действия такого человека направлены (аропа) на Верховного Господа, их можно отнести к категории бхакти.

Бхакти с примесью кармы, то есть с желанием мирских наслаждений, называется сакама-бхакти или сагуна-бхакти. Карма-йога без помощи бхакти не может принести плод. Зная об этом, многие люди исполняют предписанные обязанности как подношение Господу. Они хотят удовлетворить Господа, чтобы Он исполнил их материальные желания. Подобная деятельность не является чистой бхакти, но поскольку плоды ее отдаются Господу, она считается разновидностью бхакти. Такие люди искренне хотят удовлетворить Господа, поэтому в их действиях есть элемент бхакти. Это называется аропа-сиддха-бхакти.

2) Санга-сиддха-бхакти — деятельность, связанная с бхакти либо способствующая ее развитию

Существует другой вид деятельности, который не является чистой бхакти (анукулья-кришна-анушиланой), но имеет сходство с бхакти, потому что способствует ее развитию. Такая деятельность известна как санга-сиддха-бхакти и пример ее приводится в «Шримад-Бхагаватам» (11.3.23–25) в словах Шри Прабуддхи Муни, обращенных к Махараджу Ними:

«Человек должен быть сострадательным, дружелюбным, выражать почтение, учиться чистоте, аскетизму, терпению, молчаливости, изучать Веды, стремиться к простоте, целибату, ненасилию и т. д. Он не должен видеть разницы между жарой и холодом, счастьем и страданием. Он должен повсюду ощущать присутствие Господа, жить в уединенном месте, отказаться от семейных привязанностей и довольствоваться тем, что приходит к нему само собой».

Практика бхагавата-дхармы, описанная в этом стихе, не является чистой бхакти, но она способствует бхакти. Поэтому такие виды деятельности рассматриваются как ближайшие спутники бхакти. Если из двадцати шести перечисленных качеств изъять бхагавад-бхакти, то оставшиеся сострадание, дружелюбие, терпение, аскетизм и т. д. не будут непосредственно связаны с Бхагаваном. Эти качества приобретают сходство с бхакти, только когда они способствуют ее развитию. Поэтому они известны как санга-сиддха-бхакти.

3) Сварупа-сиддха-бхакти — деятельность, являющаяся уттама-бхакти

Деятельность, такая, как шравана, киртана, смарана и т.д., которая сопровождается духовными эмоциями, пробуждающимися на уровне бхавы, и характеризуется полным отсутствием каких-либо желаний, не связанных со Шри Кришной, а также свободой от влияния гьяны и кармы, известна как сварупа-сиддха-бхакти. Другими словами, вся деятельность тела, речи и ума, которая связана со Шри Кришной и предназначена принести Ему удовольствие, которая не имеет примеси никаких других желаний, называется сварупа-сиддха-бхакти.

Поэтому в беседе Рая Рамананды и Шри Чайтаньи Махапрабху, приведенной в «Шри Чайтанья-чаритамрите», аропа-сиддха и санга-сиддха-бхакти названы внешними.

(«Бхакти-расамрита-синдху-бинду», стр. 30-31)

«Теперь нужно разобраться в различных концепциях бхакти. Первая называется сварупа-сиддха бхакти, вторая – санга-сиддха бхакти и третья – аропа-сиддха бхакти. Вначале нам нужно понять, что такое сварупа-сиддха бхакти. Сварупа-сиддха означает, преданное служение, которое в самой своей сути состоит только из видов бхакти, таких, как слушание, повторение, памятование, служение, поклонение, возносение молитв, дружба и вручение всего себя Господу. Если вместо этого человек человек занимается чем-то другим, например исполняет обязанности варнашрама-дхармы и все же думает, что он совершает бхакти, то он, на самом деле, накладывает понятие чистого бхакти на то, что таковым не является. Слово «аропа» означает «накладывать». Таким образом аропа-сиддха бхакти это наложение понятия преданного служения на деятельность, которая по своей природе не является бхакти. Обязанности варны и ашрама относятся к физическому телу и не связаны с душой, поэтому считать варнашрама-дхарму чистым бхакти будет наложением (аропа)».

Если человек делает что-то, что каким-то образом связано с преданным служением, например дает пожертвования преданным, занимается благотворительностью и так далее, то само по себе это не преданное служение, но связано с ним. Это называется санга-сиддха бхакти. То есть это развитие качеств, чувств, знания и представлений, которые сопутствуют чистому бхакти, но сами по себе чистым бхакти не являются. (Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж, лекция от 9 августа 2004 года)

«Если у вас есть мирские желания, тогда ваше бхакти не будет трансцендентным, это будет санга-сиддха бхакти или аропа сиддха бхакти. Вы должны знать, что это такое. Только тогда вы сможете вовлечь все ваши чувства в сварупа-сиддха бхакти. К примеру, у вас прекрасный сад со множеством фруктов и цветов, и вы хотите их все предложить Кришне – это не чистое бхакти. Чистое бхакти состоит только из повторения Святых Имен, слушания хари-катхи, памятования и так далее. Преданный, совершающий чистое бхакти всегда говорит и памятует о Кришне, и слушает о Его играх от возышенных вайшнавов. Из всех видов бхакти пять – наивысшие: садху-санга (общение с чистыми преданными), нама-киртана (повторение Святых Имен Господа), бхагават-шравана (слушание «Шримад-Бхагаватам» и ведических писаний от чистых преданных), вриндавана- или матхура-васа (жить во Вриндаване или другом святом месте игр Господа) и шри муртира шраддхая севана (с верой поклоняться Божеству)». (Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж, лекция от 17 апреля 2001 года)

Пер. с англ. Расасиндху дас, 2007, Пермь.


Главный редактор: Расасиндху дас