Высочайшее благословение — быть слугой слуги Шри Кришны
Слуга Слуги

№14 (4)
21.04.03

Вестник Шри Бхактиведанта Гаудия Матха
 

Если гуру не достиг совершенства

Шри Шримад
Бхактиведанта Нараяна Махараджа

(Мурвиллумбах, Австралия: 3 декабря 2002)

 

тасмад гурум прападйета
джиджнасух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам

Бхаг., 11.3.21

«Тот, кто искренне хочет обрести истинное счастье, должен искать bona fide* духовного учителя и получить у него посвящение. Отличительное качество bona fide духового учителя заключается в том, что он осознал суть писаний и способен убедить в этом других. Великих личностей, принявших прибежище у Верховного Господа и оставивших все материальное, считают истинными духовными учителями».

Представим, что человек, к несчастью, получил посвящение у гуру, который не является махабхагаватой, то есть этот гуру не осознал истин, явленных в Писаниях. Слово шабде означает шастры, такие, как Веды, Упанишады и т.д, а также — Святое Имя. Слово паре указывает на Кришну. У такого гуру нет осознания Кришны: Его Имен, славы, как это описано в шастрах. Он — каништха-адхикари, но считает себя гуру. У него много мирских желаний: желание почета, славы, денег и т.д., но к несчастью кто-то получил у него харинаму и дикшу (см прим. 1).

Можно ли сказать, что строки Писаний прославляющие качества гуру относятся также и к этому гуру? Должен ли ученик слушаться его и предаваться ему, как этого требуют шастры? Должен ли он безоговорочно следовать такому гуру? Можно ли получить коровье молоко от осла или найти сладкие манго на терновнике? Что делать ученику, имея такого гуру?

Джадурани даси: Шрила Гурудев попросил меня ответить на вопрос: Шастры провозглашают славу гуру и призывают вручить себя ему. Следует ли предаваться гуру, который несовершенен и у которого нет качеств сад-гуру?

В стихе тасмад гурум прападйета называются три качества, которыми должен обладать истинный гуру. Он должен услышать шабда-брахма, трансцендентный звук (Святые Имена и наставления шастр) от своего гуру, истинного духовного учителя, и осознать это. Истинный гуру осознал все, что написано в шастрах, и постиг славу Святого Имени. Он не повторяет нама-апарадху или нама-абхасу. Он повторяет шуддха-наму и, следовательно, является шуддха-бхактой.

Есть три типа преданных: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари и уттама-адхикари (см. прим. 2) . Даже у преданного мадхьяма-адхикари знание шастр несовершенно. Он многое знает, но недостаточно глубоко. Поэтому стих тасмад гурум прападйета не приложим к нему. В этом стихе описывается сад-гуру, который в совершенстве знает науку о Кришне.

В Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» говорится, что уттама-адхикари-гуру — это преданный, который абсолютно непоколебим в знании шастр и способен убедить в этом знании других. Это и есть сад-гуру. О том же говорится в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 8.128):

киба випра, киба нйаси, шудра кене найа
йеи кришна-таттва-ветта, сеи ‘гуру’ хайа

«Неважно, брахман, санньяси или шудра — если человек познал науку о Кришне, он может быть духовным учителем».

Тот, кто связан по рукам и ногам, не может развязать другого. Для этого он должен стать совершенно свободным. Мало знать шастры, нужно отрешиться от материальной жизни. Это третий признак гуру, описанный в стихе тасмад гурум прападйета. У гуру нет ни беспокойств, ни стремления к материальному счастью. Такого гуру называют вимала вайшнава, или чистый вайшнав. Только по милости такого вайшнава можно достичь совершенства в бхакти, поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур в своих молитвах Враджендра-нандане Шри Кришне учит нас, как взывать о милости. В своей песне «Вимала вайшнава» он молится: кандийа кандийа — «Я живу в лесу Годрумы и только плачу. О Враджендра-нандана, я живу лишь надеждой обрести Твою милость». О какой милости говорит Тхакур Бхактивинода?

хари хари кабе море ха’бе хена дина, вимала вайшнаве,
рати упаджибе, васана хаибе кшина

Вимала вайшнава, стих 1

«О, Хари! О, Враджендра-нандана! Когда наступит тот счастливый день и в мое сердце войдет рати, глубокая любовь и привязанность к лотосным стопам чистых сердцем вайшнавов? Тогда я буду с почтением служить им, и все мои материальные желания и анартхи, — особенно вожделение и гнев — оставят меня».

«Прошу, даруй мне милость и позволь развить рати, сильную любовь и привязанность к вимала вайшнаву», — Шрила Бхактивинода Тхакур молит о любви к такому гуру.

Предположим, кто-то принял искреннего, но не достигшего самоосознания гуру, а позже встретил чистого преданного и понял, что его гуру несовершенен и не обладает качествами сад-гуру. Он идет к своему гуру и говорит: «Я встретил чистого преданного. Пожалуйста, благословите меня общаться с ним». Если гуру отвечает: «Да, иди, а я последую за тобой», — то ученик, продолжая почитать своего гуру, может принять полное прибежище у гуру более высокого уровня. Если же его гуру говорит: «Нет, ты должен следовать только моим наставлениям», — его нужно немедленно отвернуть. В «Бхакти-сандарбхе» (Ануччхеда 238), Шрила Джива Госвами говорит, что если гуру завидует возвышенному вайшнаву, его следует немедленно оставить и найти маха-бхагавата-вайшнава гуру (см. прим. 3).

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что произойдет, если гуру является вимала вайшнавом: васана хаибе кшина — «благодаря привязанности к такому шуддха-бхакте, к вимала вайшнаву, исчезнут все мои материальные желания и анартхи». Есть четыре вида анартх — заблуждения (сварупа-бхрама), оскорбления (арападхи), жажда материального наслаждения (асат-тришна) и слабость сердца (хридая-дурбалья) в форме зависти, желания почета и славы, а также склонности к греху. Избавиться от анартх можно только по милости вимала вайшнава, только если мы любим его и привязаны к нему — гуру-девататма, если он для нас дороже жизни.

Что произойдет потом?

антаре-бахире, сама вйавахара
амани манада ха’бо

кришна-санкиртане, шри-кришна-смаране,
сатата маджийа ра’бо

Вимала вайшнава, стих 2

«Когда мое сердце освободится от двуличия, мои мысли и чувства не будут расходиться с поступками. Сознавая свое ничтожество, я буду выражать всем глубочайшее почтение, не ожидая почтения в ответ. Постоянно танцуя и воспевая Святые Имена, я буду всегда погружен в памятование прекрасных игр Шри Кришны».

Человек не сможет продвигаться, общаяcь с вишайи, теми, кто погрязли в удовлетворении чувств, а также оскорбителями вайшнавов. Шастры предписывают избегать общения с вишайи, имея ввиду не только непреданных. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит нам отказаться даже от такого общения и принять прибежище у вимала вайшнава. Так мы научимся различать уровни преданных и почитать их согласно их духовному уровню. Мы будем почитать их, не ожидая почтения к себе. Тело будет продолжать действовать по привычке, а мы тем временем будем помнить о Кришне. Мы будем повторять Святые Имена Кришны, и Его игры непрерывным потоком будут литься в наше сердце — как водопад или мед из сосуда.

В этом стихе Шрила Бхактивинода Тхакур учит нас, как молиться и о чем. Он говорит: «Я живу только ради этой милости». Любовь и привязанность к истинному гуру безошибочно подскажет нам, что отвергнуть, а что принять. Мы будем естественным образом принимать все благоприятное и, не задумываясь, отвергать все неблагоприятное. В момент смерти мы счастливо покинем тело, памятуя о Кришне. Шрила Бхактивинода Тхакур завершает песню словами: «О Враджендра-нандана Кришна, я живу лишь надеждой обрести Твою милость — полюбить такого вимала вайшнава».

бхакативинода, эи аша кори,
босийа годрума-бане
прабху-крипа лаги, вйакула антаре,
сада канде сангопане

Вимала вайшнава, стих 5

«Бхактивинода, одиноко живя в лесах Годрумы, плачет и в волнении возносит молитву: Я живу лишь надеждой, что Враджендра-нандана Шри Кришна одарит меня Своей милостью».

Шрила Нараяна Махарадж: Нужно понять, что крайне редко в этом мире можно встретить преданных уттама-адхикари (обладающих према-бхакти), мадхьяма-уттама-адхикари (достигших уровня бхавы) и даже мадхьяма-мадхьяма адхикари (вступивших на уровень асакти). Следовательно, возможность обрести столь возвышенного гуру очень редка. Что нам в таком случае делать? Нужно принять такого гуру. Если гуру не достиг уровня шабде паре ча нишнатам, то есть не осознал истин, описанных в Ведах, Упанишадах и других шастрах, но глубоко верит в своего совершенного гуру и искренне следует ему, тогда даже если он мадхьяма-адхикари — не отвергайте такого гуру. Если он всегда служит своему махабхагавата-гуру и послушен ему как внешне, так и внутренне — не отвергайте его. Оставить гуру можно только при условиях, описанных Шрилой Санатаной Госвами в «Хари-бхакти-виласе»:

аваишнава-мукходгирнам
путам хари-катхамритам
шраванам наива картавйам
сарпоччхиштам йатха пайах

«Не следует слушать о Кришне от не-вайшнава. Если жало змеи коснется молока, оно станет ядовитым. Подобно этому рассказы о Кришне из уст не-вайшнава становятся ядом».

Если наш гуру не служит своему гурудеву, не следует процессу, который тот ему дал, и его гурудев не доволен им — в этом случае можно отвергнуть гуру. Однако если гуру является мадхьяма-адхикари, если он искренен, предан своему гуру и следует по его стопам, тогда он постепенно станет уттама-адхикари, и нам не следует отвергать его. Но что делать, если наш гуру несовершенен и не может рассеять все наши сомнения в сознании Кришны?

Ему следует предложить пранамы и спросить разрешения общаться с преданным махабхагаватой. Ученик может спросить: «Могу ли я пойти к Шриле Дживе Госвами?» — или: «Можно мне пойти к Шриле Рупе Госвами?» — или: «Можно мне пойти к возвышенному вайшнаву?» Если гуру отвечает: «Нет, нельзя», — тогда оставьте такого гуру. Но если он говорит: «Конечно, можешь идти, и я тоже пойду», — тогда это настоящий гуру. Кроме того, учитель, который отправляет своего ученика за наставлениями к более возвышенному гуру, тоже может быть уттама-махабхагаватой, поскольку есть разные уровни махабхагават, и такого гуру, конечно же, отвергать нельзя. Шрила Нароттама даса Тхакур был учеником Шрилы Локанатхи даса Госвами, но получил от него разрешение принять прибежище Шрилы Дживы Госвами; Шри Хридая-чайтанья тоже позволил своему ученику Шриле Шьямананде Прабху принять прибежище Шрилы Дживы Госвами.

Есть три уровня преданных, которые могут быть сад-гуру: бхагават-паршада-деха-прапта, нирдхута-кашайа, и мурччхита кашайа (см. прим. 4).

Человеческая жизнь — редкий дар, не тратьте попусту время.

лабдхва судурлабхам идам баху-самбхаванте
манушйам артхадам анитйам апиха дхирах
турнам йатета на патед анумритйу йаван
нихшрейасайа вишайах кхалу сарватах сйат

Бхаг., 11.9.29

«После бесконечной череды рождений и смертей джива обретает редкое человеческое тело, которое, хотя и бренно, дает возможность достичь высшего совершенства. Поэтому разумный человек старается как можно быстрее достичь высшего совершенства жизни, пока его тело, готовое умереть в любой мгновение, не упало замертво. В конце концов, чувственное наслаждение доступно даже существам в самых отвратительных формах жизни, тогда как сознание Кришны доступно только человеку».

Старайтесь следовать всему, что вы услышали, и постепенно вы разовьете сознание Кришны.

Пер. с англ. Яшода д.д.
Ред. Джагад-мохини д.д., Расасиндху д.


Примечания

*bona fide (бона фиде) лат. — истинный, подлинный

1. «Те, кто сведущи в Абсолютной Истине, говорят, что дикша — это духовное посвящение, которое дарует дивья-гьяну (трансцендентное знание) и в корне разрушает папа (грех), папа-биджу (семя греха) и авидью (невежество)». (Хари-бхакти-виласа, 2.9)

Слог «ди» означает трансцендентное осознание своих отношений с Кришной, а «кша» означает разрушение упомянутых выше составляющих греха. Таким образом, пока человек не получил посвящения от преданного-махабхагаваты, у него нет истинного процесса дикши.

2. «Следует понимать, что мадхьяма-адхикари, преданный среднего уровня, полностью убежден в сознании Кришны, но не способен обосновать свою веру цитатами из шастр. Начинающий преданный (каништха-адхикари) неустойчив и его вера слаба, поэтому, общаясь с непреданными, он может пасть. Преданный среднего уровня, даже если он не может подтвердить свою позицию цитатами из шастр, постепенно может подняться на высший уровень (уттама-адхикари) благодаря изучению шастр и общению с преданными высшего уровня. Преданный среднего уровня не может развиваться, не общаясь с преданными высшего уровня. Преданный высшего уровня не может пасть, даже если ради проповеди общается с непреданными. Шаг за шагом убежденность и вера человека растут, поднимая его до уровня уттама-адхикари, преданного высшего уровня» (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.71, комм.)

3. В «Бхакти-сандарбхе» (Ануччхеда 238) Шрила Джива Госвами пишет: «Гуру нужно отвергнуть, если он завидует чистым преданным, оскорбляет их или вредит им, к этому призывает стих гурор апи авалиптасйа. Такой завистливый гуру утратил черты и дух вайшнава. Шастры запрещают получать посвящение у непреданного. Искренний преданный знает эти наставления священных писаний и отвергает лже-гуру, который питает зависть к преданным. Когда ученик уходит от гуру, который лишен качеств настоящего духовного учителя, единственная его надежда на духовное руководство заключается в том, чтобы найти махабхагавату-вайшнава и служить ему. Благодаря постоянному служению такому чистому преданному, ученик, без сомнения, достигнет высшей цели жизни».

гурор апи авалиптасйа карйакарйам аджанатах
утпатха-пратипаннасйа паритйаго видхийате

Махабхарата, Удьога-парва, 179.25

«Если гуру погряз в наслаждении чувств и осквернен пороками, если он невежествен и не может отличить хорошее от дурного или не идет по пути шуддха-бхакти — его нужно отвергнуть».

4. В "Шри Бхакти-расамрита-синдху" Шрила Рупа Госвами объясняет:
Бхагават-паршада-деха-прапта - это преданные, которые благодаря практике бхакти достигли совершенства и, оставив материальное тело, обрели духовный облик сач-чид-ананда, в котором служат Господу как Его спутники (паршады). Такие личности - величайшие из всех уттама-бхагават.

Нирдхута-кашайа - в сердцах таких преданных нет и следа материальных желаний (васана) или материальных впечатлений (самскар), но они все еще пребывают в материальных телах. Таких преданных называют нирдхута-кашайа (отбросившие все материальные осквернения). Они относятся к промежуточному уровню уттама-бхагават.


Мурччхита-кашайа - это преданные, которые идут по пути бхакти, но в их сердцах еще сохранились следы желаний (васана) и впечатлений (самскар), свойственных материальной гуне благости. Под влиянием бхакти-йоги эти васаны и самскары пребывают в дремлющем или бессознательном состоянии. В должный срок Шри Бхагаван, которому поклоняются преданные, избавляет Своих преданных даже от следов желаний, и привлекает к Своим лотосным стопам. Такие возвышенные души находятся на начальном уровне (каништха) уттама-бхагават.

Над выпуском работали: Дхаранидхара дас, Расасиндху дас, Ананга Мохан дас.
Мы благодарим всех преданных, кто непосредственно или просто своим присутствием, помогали в подготовке выпуска.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "Слуга Слуги", а также книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы:
Расасиндху дас (организатор рассылки)
Ананга Мохан дас (соорганизатор рассылки и тех. поддержка)

Вы также свободно можете выписаться из рассылки или подписаться на нее.