Высочайшее благословение — быть слугой слуги Шри Кришны
Слуга Слуги

№3 (4)

8.02.03

Вестник Шри Бхактиведанта Гаудия Матха

Дорогие преданные, в этом номере мы хотим предложить вам хари-катху Шрипада Бхактиведанты Араньи Махараджи, посвященную славе нашего духовного учителя Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджи.

Мы хотим сказать несколько слов о самом Аранье Махарадже. Практически всем ученикам Шрилы Гурудева, и в России тоже, это имя хорошо известно. В одном из наших выпусков [№ 10 (2) от 24 марта 2001 г.] вы могли познакомиться с одной из его замечательных лекций — "Анугатья".

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махараджа известен в санге Шрилы Гурудева как прекрасный знаток шастр и пламенный проповедник. В своей проповеди он убедительно и бескомпромисно отстаивает учение нашей парампары. У него есть особое умение доносить до преданных дух и идею послания Шрилы Гурудева, за что они очень ему благодарны. Преданные часто слышат как Шрила Гурудев говорит: "Я хочу, чтобы вы проповедовали как Аранья Махараджа!" Шрила Гурудев также хочет, чтобы лекции Махараджи посылались в интернет. Следуя этому желанию Шрилы Гурудева, а также из нашей глубокой признательности Шрипаду Аранье Махарадже за помошь в нашей личной духовной жизни, мы предлагаем для вашего духовного удовольствия его хари-катху.

 

Слава Шрилы Гурудева

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махараджа

(Лэйк-Вашингтон, США, 22 июня 2002 года, утро)

Я хочу объяснить несколько простых моментов гуру-таттвы. К нам приходит много новых преданных, кроме того, много преданных давно поддерживают с нами отношения. На каждом этапе нашей духовной жизни, как в этом мире, так и в другом, самое важное — это общаться с трансцендентной личностью. Эта совершенная трансцендентная личность всегда с Радхой и Кришной. В духовном мире она искусно служит Божественной Чите, а в этом мире служит Шри Шри Гаура-Нитьянанде Прабху и Шриле Рупе Госвами, донося их послание. Такую личность называют Шри Гуру. Гуру-таттва очень глубока и сокровенна. Ученик обязан посвятить всего себя служению лотосным стопам Гуру. Тогда к нему постепенно придет понимание гуру-таттвы. Несколько дней назад Шрила Гурудев сказал, что обусловленный человек не может по-настоящему прославить своего Гурудева. Почему? Потому что он не понимает, кем является его Гуру, не знает его качеств, не знает его силы и могущества — это выше его понимания. Но когда в сердце ученика проявляется милость Гуру, тогда он может сказать что-то о гуру-таттве. Я знаю, что у меня нет ни знания, ни должных качеств, поэтому я, для своего блага, повторю то, что слышал в своей гуру-варге (духовной семье). Я смиренно прошу всех вайшнавов одарить меня милостью, чтобы я мог продвигаться по пути бхакти.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур писал:

йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто 'пи
дхйайам стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри чаранаравиндам

(Шри Гуруваштака, т. 8)

Без милости Гуру невозможно обрести милость Верховного Господа. Шри Кришна говорит:

садхаво хридайам махйам
садхунам хридайам тв ахам
мад-анйат те на джананти
нахам тебхйо манаг апи

(Бхаг., 9.4.68)

Мое сердце переполнено милостью. Предположим, кто-то являет милость, откуда она идет? Она идет от сердца, не от ума или разума. Милость Кришны находится в Его сердце. Что является сердцем Кришны? Садхаво хридаям махьям — Мое сердце, это мои чистые преданные, садху. Если вы хотите обрести милость Кришны, обращайтесь к Его сердцу.

томара хридое сада говинда вишрама
говинда кохена — мама ваишнава парана

Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: “О совершенный вайшнав, твое сердце это обитель, в которой счастливо отдыхает Говинда”. Кришна Сам признает это. Говинда кохена мама вайшнава парана — Мои чистые преданные это Моя прана, они — суть Моей жизни. Преданный, чьи отношения с Кришной совершенны, подобен сердцу Кришны. Милость Кришны идет от сердца. Вот почему говорится:

йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто 'пи

Когда Гуру доволен учеником и являет ему милость, тогда милость Кришны и Его спутников идет следом. Если Гуру не доволен, если ученик не следует его наставлениям, не слушает их с чувством глубокой благодарности, он тогда не чувствует, что: “Мой Гурудев так добр ко мне. Он поднял меня за шикху. Я страдал в бесконечной череде рождения и смерти и мчался прямо в ад. Но мой Гурудев, силой своей любви, схватил меня и сказал — Остановись! Он оттащил меня и повел, шаг за шагом. Я отбрыкивался и визжал, но Гурудев был непреклонен. Он заставил меня пить нектар бхакти-расы”.

Начинающий преданный, каништха-адхикари, может думать: “Я хочу заниматься всем. Хочу повторять, хочу памятовать, хочу служить. Я не хочу ничего материального, но мой Гурудев удерживает меня. Он не дает мне всего, что нужно”. Так может думать ученик который опутан анартхами. Но когда он возвышается, когда в его сердце проявляется милость Гуру, тогда ученик понимает: “О Господи! Я никогда по-настоящему не стремился к бхати-расе. Я желал славы и почестей. Меня интересовали деньги, власть и почитатели. Я хотел жить в комфорте и без забот. У меня никогда не было желания повторять Святое Имя. Я повторял и совершал множество оскорблений. Но мой Гурудев, с великой заботой и терпением, мягко и осторожно, понемногу, попытка за попыткой изменил мое сердце. Он свершил чудо, он изменил меня. Его милостью я ощутил вкус бхакти-расы”.

Когда ученик становится действительно зрелым, тогда к нему приходит чувство огромной благодарности. Он глубоко благодарен Гурудеву за всю милость, что он получил от него — за каждую каплю хари-катхи, за каждую шлоку, каждое объяснение и каждый взгляд! Такой ученик знает: “Если бы Гурудев не поддерживал меня, я бы в одно мгновение канул в бездну. То, что сейчас я иду вперед, не моя заслуга”. Мы повторяем Святое Имя и чувствуем вкус, откуда он? Это милость Гуру. Откуда приходят сила и вдохновение совершать бхакти? Ни саттва, ни раджас, ни тамас не совершают бхакти. Сила для этого приходит от Гурудева. Ученик, чья жизнь зависит от силы и могущества Гурудева, ученик, который глубоко благодарен Гурудеву, который всегда помнит его и взывает к нему с молитвой, такой ученик будет возвышаться и возвышаться, пока не достигнет совершенства.

Гуру один и только один. Кто это? Нитьянанда Прабху. Он — это Баладева или акханда-гуру-таттва. Он источник всей духовной силы. Он вкладывает эту силу в чистых преданных, которые странствуют в этом мире. Все вайшнавы это Гуру. Каждый совершенный вайшнав это наш Гуру. Но того, кто дает нам харинаму, называют нама-гуру, того, кто дает дикшудикша-гуру, кто дает шикшушикша-гуру, санньясусанньяса-гуру, а того, кто помогает нам на возвышенной стадии бхаджана, называют бхаджана-шикша-гуру. Есть много видов гуру, но изначальный гуру, акханда-гуру-таттва, это Нитьянанда Прабху. Исполненный доброты и сострадания, Он приходит в образе Гуру и показывает всем людям как совершать бхакти.

Когда Нитьянанда Прабху был маленьким, Он очень любил играть. Иногда Он играл в рама-лилу, в которой был Лакшманом. Почему? Потому что Он и есть Лакшман — в этом образе Он приходил в этот мир ранее. Когда по ходу лилы Лакшман упал без сознания, пораженный нага-астрой, Нитьянанда тоже потерял сознание. Друзья старались привести Его в чувство, но не смогли и потому заплакали. На плач собрались все жители деревни, — “Что случилось?”

— Нитай потерял сознание, он не дышит — ответили мальчики.

Старейшина спросил их: “Как это случилось?”

— Мы играли в рама-лилу. Он был Лакшманом, а потом упал без чувств.
— Кто был Хануманом? — спросил старейшина. Вперед вышел мальчик. — Он сказал тебе что-нибудь перед тем, как вы начали играть?
— Да, он сказал: “Когда я потеряю сознание, ты должен принести траву сандживани-бхути. Дай ее лекарю, он поднесет ее к моим ноздрям и я приду в себя”.
— Так немедленно сделай это, — сказал старейшина.

Тогда мальчик, который был Хануманом, принес гору, на которой росла сандживани-бхути. Хануман не разбирается в травах, поэтому, когда он добрался до места, где росла трава, он подумал: “Как я найду нужную траву? Хорошо! Я принесу всю гору”. Он подхватил гору и принес ее к Лакшману. Мальчик-лекарь взял лекарственную траву и дал Нитаю понюхать ее. К всеобщей радости Нитай сразу пришел в Себя. Вот так, Нитьянанда Прабху, Своими играми говорил нам: “Будьте сосредоточены. В бхакти нет ничего сложного. Нужно лишь забыть этот мир и помнить тот мир — жить в одном мире”.

Еще Нитьянанда Прабху любил играть в кришна-лилу. Он говорил друзьям, кто кем будет: “Ты будешь Баладевой, ты — Акрурой, а мы все будем гопи”. Акрура сажал Кришну и Баладеву на колесницу и увозил Их, а Нитьянанда смотрел, как Кришна и Баларама покидают Вриндаван и плакал:

ахо видхатас тава на квачид дайа
самйоджйа маитрйа пранайена дехинах
тамс чакритартхан вийунансй апартхакам
викридитам те 'рбхака-чештитам йатха

(Бхаг., 10.39.19)

“О Судьба, о Видхата! Ты так жестока! Мы никогда не просили тебя об этом, но ты устроила, чтобы мы, когда были еще детьми, встретили Кришну. Ты напоила нас нектаром Его красоты и заставила подружиться с Ним. Мы конечно влюбились в Него. Но теперь, что ты делаешь с нами теперь? Ты забираешь Его от нас. Ты забери и наши глаза. Какой в них толк, если мы не видим Кришну?”

Нитьянанда Прабху, совсем еще юный, смотрит, как Акрура увозит Кришну и Балараму, и слезы ручейками текут по Его щекам. Все друзья с удивлением смотрят на Него. Почему он так сильно плачет? Нитьянанда Прабху — это акханда-гуру-таттва, изначальная гуру-таттва. Он показывает нам, как, благодаря памятованию сладостных игр Кришны, повторению кришна-намы и искреннему, идущему от сердца, плачу, углублять наше бхакти.

бхакти йога бхакти йога бхакти йога дхана
бхакти еи кришна-нама смарана крандана

(Чайтанья-бхагавата)

Что такое бхакти? Это наше дхана, наше сокровище. Что является этим сокровищем? Только повторение Имени Кришны и непрестанный плач.

Нитьянанда Прабху приходит в этот мир как гуру-таттва только для того, чтобы научить нас этому. Но мы обезумели от множества материальных желаний. Поэтому сначала гуру-таттва дает нам правила и предписания. Чтобы защитить нас, чтобы мы могли “высохнуть”. Нас можно сравнить с сырыми дровами — они не будут гореть. Как их высушить? Контролируйте свои мысли и желания и следуйте правилам и ограничениям вайдхи-бхакти. Так ли это? Нет, не только ради правил и ограничений пришла гуру-таттва. Она пришла научить нас, как пробудить в сердце глубокую привязанность к повторению харинамы с пониманием ее тождественности Радхе и Кришне. Так кто же это — гуру?

йанха хаите кришна-бхакти сеи гуру хайа

(Ч.-ч., Мадх., 15.117)

Гуру — это тот, кто учит вас любить Кришну. Если у гуру нет трансцендентной любви к Кришне, как он даст это вам? Гуру должен быть без памяти влюблен в Радху и Кришну. Гуру должен быть таким. Мы много ездили по миру, побывали во многих странах и везде мы рассказывали о гуру-таттве что-то новое. Слава гуру-таттвы не знает границ.

Как-то раз, в своем путешествии по Южной Индии Шри Чаитанья Махапрабху встретил брахмана. Тот читал Гиту, а другие брахманы смеялись над ним. Почему? Он неправильно декламировал шлоки. Он не был большим знатоком санскрита, поэтому сведущие в грамматике брахманы надсмехались над ним и критиковали его. Но это не мешало нашему брахману читать и плакать. Махапрабху был удивлен и спросил брахмана: “Я не могу сказать, что твое чтение Гиты безукоризненно, и, в то же время, ты плачешь. Почему?”

випра кахе, — мурка ами, сабдартха на джани
суддхасуддха гита пади, гуру-агьйа мани'

(Ч.-ч., Мадх., 9.98)

Брахман ответил: “О мой Господь, я глупец, мурка. У меня нет ни капли разума. Я неуч, потому не знаю истинного смысла стихов Бхагавад-гиты. Но мой Гурудев велел мне читать Гиту, поэтому я читаю ее. Я свято верю в наставления моего Гурудева и следую ему”.

Махапрабху спросил: “Так почему же ты плачешь?” Брахман ответил:

йават падон, тават пана танра дарашана
эи лаги' гита-патха на чхаде мора мана

(Ч.-ч., Мадх., 9.101)

Когда я читаю Гиту, я вижу Кришначандру. Он ведет колесницу Арджуны. Кришна — Верховный Господь, и все же, Его преданный, Арджуна, велит Ему: “Кришна! Поверни направо, а теперь налево”, — и толкает Его ступней. Руки Арджуны заняты, он одну за одной пускает из лука стрелы, как он укажет Кришне, куда вести колесницу? Остается только ногой, и Арджуна толкает Кришну ступней в правое плечо — поверни направо, потом в левое — а теперь налево. И Кришна, с покорностью слуги, исполняет приказы Арджуны. Кришна стоит в колеснице, сжимая в руке хлыст, на лбу Кришны выступили капельки пота и Его лик стал от этого еще красивее. Кришна серьезен и сосредоточен. Он занят. Занят служением своему любимому преданному. Брахман продолжил — когда я вижу Кришну таким, я плачу и не могу остановится. Кришна так добр и милостив. Он так прекрасен. Кришне чужда праздность, он собран до предела. Он не жалея сил служит с любовью своему преданному. Когда я вижу это, мои глаза наполняются слезами. Эи лаги' гита-патха на чхаде мора мана. Поэтому, хотя я не знаю ни смысла стихов Гиты, ни того как их произносить, я вновь и вновь каждый день читаю ее и не могу остановиться.

Это и есть гуру-таттва. Ученик может не обладать исключительными качествами, но это не так важно. Главное, чтобы ученик был открыт и почтителен к Гуру, следовал его указаниям, тогда милость гуру явится в сердце ученика, наполняя его чинмайа-анубхавой, трансцендентным прозрением. Это невозможно обрести иным путем. Мы не можем коснуться трансцендентного ни в мыслях, ни в словах, ни чувствами. Даже если мы будем глубоко размышлять над этим или погрузимся в медитацию, мы не поймем ровным счетом ничего. Понимание приходит от гуру. Когда гуру доволен учеником, он шлет ему письмо, от сердца к сердцу. Тогда к ученику приходит понимание.

Прославлениям гуру-таттвы нет конца. Гуру-таттва едина. Это называется самасти-гуру или акханда-гуру-таттва — совокупность всей гуру-таттвы. Есть другой аспект, который называется вьясти-гуру, то есть конкретный духовный учитель. Во многих пунктах своего путешествия по миру я рассказывал об акханда-гуру-таттве или самасти-гуру-таттве, но я не удовлетворен этим. Поэтому, сегодня утром я решил рассказать вам о вьясти-гуру-таттве. Существует единый и изначальный гуру — это Нитьянанда Прабху. Многие ачарьи нашей приемственности явили в этом мире могущество Нитьянанды Прабху. Но я не был знаком с ними лично, никогда не встречался с ними, не видел их и не служил им. Я не получал от них наставлений и не они вытащили меня за шикху из майи. Кто же свершил это? Мой Гурудев — асмадийа парамарадхйатам гурупада падма Шри рупануга ачарья Ом вишнупада аштоттара Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа. Я хочу рассказать о вьясти-гуру, о своем Гурудеве — как он велик.

Многие ачарьи приходили в наш мир. Это были великие личности, и мой Гурудев тоже велик. Я воочию видел его величие. Шри Чайтанья Махапрабху дал самым дорогим и близким Своим ученикам, Рупе, Санатане и Рагхунатхе Дасу Госвами, четыре миссии. Первая — это шри виграха пракаша: “Вы должны отыскать утерянные Божества”. Правнук Кришны, Враджанатх, установил Божества Гопинатха, Говинды, Модана-мохана, Гопишвары, Дауджи и многие другие, но за четыре с половиной тысячи лет Они были утеряны. А такие Божества, как Радха-Домадара и Радха-Шьямасундара еще не были явлены миру. Махапрабху поручил Своим ученикам явить миру все эти Божества. Это называется шри виграха пракаша.

Затем Махапрабху сказал им: “Лупта тиртха уддхара — вы должны отыскать забытые святые места”. Никто не знал, где находился Вриндаван. До прихода Махапрабху все принимали лес Камьяван за Вриндаван. У людей не было ни малейшего представления, где находится Вриндаван, не говоря уже о местах в самом Вриндаване. Никто не знал, где Шьяма-кунда и Радха-кунда, Вамшиват, Кеши-гхат, Дхира-самира, Нидхуван и Сева-кундж. Поэтому Махапрабху возложил на Госвами миссию — разыскать все забытые святые места, чтобы преданные могли совершать по ним парикраму. Парикрама по святым местам рождает в сердце преданных глубокую привязанность к Враджа-мандале и чувство связи с ней. Это было второй миссией, которую дал Махапрабху.

Третья миссия это бхакти-грантха параяна: “Вы должны составить бхакти-грантхи, писания, посвященные преданному служению, чтобы каждый знал, что такое чистое бхакти, ваидхи-бхакти, рагануга-бхакти и садана-бхакти, что такое бхава-бхакти и према-бхакти; все стадии премы; славу вайшнавов; славу жителей Вриндавана — друзей Кришны, матерей Кришны, дорогих гопи Кришны и, более всего, славу Шримати Радхики. Вы должны утвердить это в бхакти-грантхах”. Четвертая миссия — вайшнава-садачар стхапанам: “Вам нужно описать принципы правильного поведения вайшнавов, вайшнава-садачар — как им строить свою жизнь в этом мире”.

Шри Чайтанья Махапрабху дал эти миссии нашим Госвами. Они достойно выполнили их и этим они славны. Я считаю, что мой Гурудев тоже Госвами — Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа. Почему? Потому что следуя примеру Госвами он так же выполнил эти миссии и тем самым исполнил желание Шри Чайтаньи Махапрабху. Как он этот сделал?

Лупта тиртха уддхара. Вы знаете, что было время, когда прекратили проводить Враджа-мандала парикраму. Сначала ее проводил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Он стал приезжать во Враджа-мандалу с тысячами преданных и проводить парикраму по святой дхаме, по 84-м крошам, чаураси кроша, или 168-ми квадратным милям Враджа-мандалы. Он проводил парикраму, следуя порядку, который установил Махапрабху и наши Госвами. Сначала вайшнавы шли на Вишрам-гхат, где принимали санкалпу (священный обет), затем они совершали парикраму по Матхуре, затем по всем местам Вриндавана и далее, следуя определенному порядку, шли на Говардхан, в Гокулу, Нандагаон, Варшану и так далее. Так, как совершали парикраму Нитьянанда Прабху, Шри Чайтанья Махапрабху и наши Госвами. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур утвердил эту ангу бхакти, но после его ухода проведение парикрамы было остановлено. Затем во Врадж приехал наш Парам-гурудев. Он возобновил Враджа-мандала парикраму. Спустя какое-то время, он послал одного из своих учеников, дав ему наказ: “Живи в Матхуре и каждый год проводи парикраму”. Вот уже почти пятьдесят лет этот ученик, наш Гурудев, ежегодно ведет сотни преданных по Враджа-мандала парикраме. Этой парикрамой он раскрывает дхаму. Почему? Потому что старых селений уже нет, а их названия, связанные с играми Кришны, стерлись из людской памяти. Шрила Гурудев написал книгу “Шри Враджа-мандала парикрама”. В этой книге он запечатлел названия и истории этих деревень и сделал этот достоянием всего мира. Так Гурудев оберегает святую дхаму.

Во время одной из парикрам мы пришли в Гокулу, в дом Нанды Бабы. Мы расселись во дворе дома, чтобы услышать о Дау Бхае, Канае, Нанде Бабе и Яшоде Майе. Местный священнослужитель (панду) стал рассказывать о славе этого места: “Кришна родился в Матхуре, а оттуда Васудева принес Кришну сюда, в Гокулу”. Когда рассказ окончился, Гурудев взял микрофон и сказал: “Это не правда”. Очень важно понять почему. Даже если мы пришли в святое место, где стоит указатель “Та самая деревня, то самое место”, но не знаем славу этого места, чего тогда стоит наша парикрама? Если у вас неверное представление об играх, связанных со святым местом, тогда вы не получите блага от посещения этого места.

Шрила Гурудев взял нескольких санньяси и брахмачари и они уединились с этим панду для дискуссии. Панду был начитанным брахманом, он приводил свидетельства из шастр: деваки-нанда нанда-кумара — Кришна это сын Деваки и Васудевы; джайати джана-нивасо деваки-джанма-вадо и многие другие шлоки. На что Гурудев отвечал: “Нет, нет, нет. Так думают простые люди. Настоящий враджаваси не скажет такого. Ты, похоже, увлекаешся матхурскими сладостями. Ты ешь слишком много сладостей из кондитерских лавок Матхуры, и ешь слишком много кушаний, приготовленных жителями Матхуры — отсюда у тебя такие мысли. Враджаваси никогда не скажет, что Кришна это сын Васудевы и Деваки. Такое можно услышать только от матхураваси. Матхурские сладости осквернили тебя. Враджаваси не скажут того, что говоришь ты, потому что все они видели, как родился Кришна и присутствовали при набхичедана самскаре, обрезании пуповины. Кришну соединяла с мамой Яшодой пуповина. Как же Кришна мог родится в Матхуре? Пуповина не может быть такой длинной”.

Гурудев привел множество аргументов и опирался на Шримад-бхагаватам. Он говорил: “Судите сами. Когда Кришна явился на свет, Шукадева Госвами преисполнился блаженства и вознес Ему славу: “нандас ту атмаджа утпанне джатахладо маха-мунах, младенец этот — родной сын Нанды Махараджи, Он атмаджа, родился от него”. Когда Кришна немного подрос, пришло время нама-карана самскары (наречения именем). Церемонию проводил Гаргачарья. Он сказал Нанде Махарадже: тасман нандатмаджо йам те нараяна-само гунаих (Бхаг., 10.8.19) — твой сын (атмаджо йам те) О Нанда Махараджа, будет обладать всеми качествами Нараяны. Еще Гаргачарья сказал: праг айам васудевасйа квачидж джатас таватмаджах (Бхаг., 10.8.14) — О Нанда Махараджа! Порой твой сын приходит в этот мир в Матхуру, как сын Васудевы, он иногда приходит так. Праг айам васудевасйа — в разные эпохи Он иногда приходил как сын Васудевы, но сейчас Он явился как твой сын”.

Гурудев продолжил: “Шримад-бхагаватам отводит Господу Брахме положение того, чье мнение обязательно для всех. От него пришли Веды. Ты согласен с положением Господа Брахмы?” Панду ответил: “Да, конечно”.

— Так вот, Брахмаджи сказал: лакшма-шрие мриду-паде пашупангаджайа (Бхаг., 10.14.1) — Кришна родился у пастуха, Он пашупангаджайа — сын пастуха. Но Васудева Махарадж не пастух, он кшатрий. Однажды гопи плакали на берегу Ямуны и говорили: джайати те дхикам джанмана враджах шраята индира шашвад атра хи (Бхаг., 10.31.1) — Враджа озарилась славой. С каких времен? С тех пор, как здесь родился Ты. Это доказывает то, что Кришна родился во Вриндаване. Более того, Шукадева Госвами говорит: джайати джана-нивасо деваки джанма-вадо — представление о том, что Кришна это сын Деваки не более чем теория. Есть теория майавады, есть теория адвайтавады, а есть еще одна теория — деваки-джанмавада. То, что Кришна это сын Деваки — лишь теория, это не соответствует истине. Не следует принимать эту теорию”.

Так Шрила Гурудев отстоял славу Гокулы. Истинное место рождения Кришны — это Гокула. Сначала мама Яшода родила мальчика, Кришну, а потом девочку — Йогамайу. Эту девочку Васудева Махараджа и принес в Матхуру из Гокулы. Когда Камса пришел убить эту девочку, он схватил ее, но она пнула его с такой силой, что он рухнул наземь, а сама взмыла в небо. Она приняла облик Дурги и сказала: “Эй, глупый Камса! Уже родился тот, кто убьет тебя”, — и исчезла. Шукадева Госвами описывает этот момент словами адришйатануджа вишнох. Вишну ануджаануджа означает та, кто родилась после Вишну, Верховного Господа, иными словами, это Его младшая сестра. Так где же родилась младшая сестра Верховного Господа? Из Шримад-бхагаватам все знают, что Васудева пошел в Гокулу и принес эту девочку оттуда. Она родилась из лона мамы Яшоды. Шукадева Госвами говорит, что она — вишну ануджа, младшая сестра Верховного Господа. То есть сначала мама Яшода должна была родить Кришну, поскольку других детей у нее не было. Если Йогамайа эта младшая сестра Верховного Господа, это означает, что сначала у мамы Яшоды родился Кришна, а после Него —Йогамайа. В Шримад-бхагаватам это написано черным по белому, но тот, кто не знает сиддханты, никогда этого не увидит.

Гурудев привел множество доказательств, праман. Панду, который отвечал за Нанда-бхаван в Гокуле, со всем согласился и изменил свое мнение. Гурудев сказал ему: “Теперь ты должен говорить об истинной славе этого места. Смело, во всеуслышание говори — Кришна родился здесь”. С этого времени Панду уже говорит по другому. Если вы придете во Враджа-Гокулу теперь, пуджари скажет вам: “Кришна родился здесь”. Так Гурудев открывает забытые святые места и оберегает их — лупта тиртха уддхара. Гурудев вернул Гокуле былую славу.

Кроме того, Гурудев сохраняет от разрушения многие другие святые места, такие как Вамшиват и Бхандирван. Он так же участвует в восстановлении Брахма-кунды на Манаси-ганге и Сурья-кунды. Я считаю, что заслуга Гурудева в восстановлении святых мест огромна, но еще большая его заслуга — это восстановление хари-катхи, связанной с этими местами. Куда более важно сохранить славу этих мест. Несколько лет назад, когда мы приходили к Бхандирвату, мы могли видить, в каком плачевном состоянии он был. Теперь Гурудев построил вокруг Бхандирвата вени, возвышение, на которое установил мраморную плиту с высеченными на ней строками прославления Бхандирвана. В одной из строк Гурудев написал: “Здесь, в Бхандирване, прошла гандхарва виваха Радхи и Кришны, венчание по обычаю Гандхарвов”. Это вызвало недовольство бабаджи и брахманов других сампрадай: “Что делает Бхактиведанта Нараяна Махараджа? Он говорит, что в этом месте прошла гандхарва виваха Радхи с Кришной. Это не правда”.

Что такое гандхарва виваха? Это когда юноша и девушка убегают из дома и, без ведома родителей, обмениваются гирляндами, говоря друг другу: “Теперь мы супруги”. Противники этого говорят: “Нет, Радху и Кришну соединяли узы настоящего брака, а не просто гандхарва виваха”.

Каждый день мы поем:

джайа джайоджвала-раса сарва-раса-сара
паракийа-бхаве джаха браджете прачара

Особое достояние парампары Шрилы Рупы Госвами это мадхурья-раса в паракия-бхаве, отношения возлюбленных, они не связаны узами брака. Но многие бабаджи и брахманы хотят доказать, что Радха и Кришна — законные супруги. Эти люди хотят осушить океан расы, оставить от него крохотную лужицу. Если бы Радха и Кришна были женой и мужем, тогда бы океан расы иссяк. Это то, к чему стремятся многие бабаджи и брахманы, но Гурудев не желает этого. Он хочет, чтобы этот океан расы затопил весь мир. Так вот, брахманы, панды, бабаджи и последователи других сампрадай пытались доказать, что Радха и Кришна женаты, но Гурудев разбил все их доводы. Он привел множество цитат из Брахма-вайварта Пураны, Брахманда Пураны и Шримад-бхагаватам, а также неопровержимые аргументы: “Хорошо. Вы считаете, что Радха и Кришна женаты. Замечательно. Тогда покажите мне хотя бы одно место в шастрах, где бы говорилось, что Радхарани живет в Нанда-бхаване в Нандагаоне? Когда, юноша и девушка женятся, девушка идет в дом мужа и живет там со свекровью. Вы можете показать мне, где в шастрах говорится, что Радхарани живет в Нандагаоне? Не можете. И это не все, предположим, Радха и Кришна какое-то время были женаты. Тогда покажите место в шастрах, где описывается, как мама Яшода жалуется Радхарани и Криишне: “Вы уже давно женаты, а внуков у меня так и нет. Как же так?” Когда Кришна жил в Двараке, Он был женат на 16`108 царицах и очень скоро каждая из них родила Ему по десять сыновей и одной дочери. Вы говорите, что Кришна был женат на Радхарани, но где дети? Если бы у мамы Яшоды не было внуков, она бы сетовала на это. Но нигде в шастрах об этом не говорится”.

“Если Радха и Кришна женаты, к чему тогда Кришне идти среди ночи на берег Ямуны к Вамшивату и играть на флейте, чтобы Радхарани встретилась с Ним? Если они женаты, Кришна просто проснется утром и скажет: “Доброе утро! Как настроение?” Ничто не мешает встретиться мужу с женой. Они живут вместе. В одном доме. Зачем мужу идти посреди ночи в лес и играть на флейте? И кроме того, Кришна танцует раса-лилу. Вы знаете это — это описано в Шримад-бхагаватам. Если Радхарани замужем за Кришной, неужели ее ничуть не побеспокоит то, что Кришна идет на берег Ямуны танцевать раса-лилу с миллионами других гопи? Или вы скажете, что Кришна был женат на всех гопи? Если это так, почему они пели Гопи-гиту?

пати-сутанвайа-бхратри-бандхаван
ативилангхйа те 'нтй ачйутагатах
гати-видас таводгита-мохитах
китава йошитах кас тйаджен ниши

(Бхаг., 10.31.16)

“О Кришна! Ты великий обманщик! Какой здравомыслящий юноша позовет стольких девушек встретиться с ним под покровом ночи, а потом бросит их?” Пати-сутанвая-бхратри — они ушли от своих мужей. Сами гопи говорят это: “Ради тебя мы бросили наших мужей”. Как вы можете говорить, что Кришна женат на Радхарани или любой другой гопи? Сами гопи говорят, что они оставили мужей ради Кришны. Как можно говорить, что Кришна женат на гопи, если сами они говорят обратное?”

Затем Гурудев спросил: “Что вы можете сказать мне о Явате? — это дом Джатилы, Кутилы и Абхиманью, — Так что вы скажете мне об этом месте? Брахма-вайварта Пурана объясняет, что брак Радхарани и Абхиманью был устроен Йогамайей. Как тогда Радхарани может быть замужем за Кришной? На основании всего этого мы можем сделать вывод, что свадебный обряд, который прошел в Бхандирване, был гандхарва-вивахой”.

Но оппоненты возражали: “Когда Радха и Кришна шли по Бхандирвану, там появился Господь Брахма и попросил Их повторить мантры: йадитам хридаям тава, тадитам хридаям мама (см. прим. 1). Они повторили мантры и обменялись гирляндами. Нет сомнений в том, что Господь Брахма это настоящий жрец. Поэтому брак был настоящим, а не просто гандхарва-вивахой”. Гурудев ответил: “Вы не понимаете. Брахма это великий преданный Радхи и Кришны, он не делал это всерьез. Они собрались все вместе и шутили”.

Но противоположная сторона не успокаивалась: “Вы говорите, что Брахма шутил, но мы утверждаем, что Господь Брахма поженил Радху и Кришну по-настоящему”. “Хорошо, — сказал Гурудев, — Если это была настоящая свадьба, где были родители Радхи и Кришны? Кроме того, по правилам ведической самскары во время свадьбы должен гореть жертвенный огонь. Было ли это? И еще, кроме жреца должны быть родители обеих сторон, все родственники и все уважаемые в обществе люди. Все они должны присутствовать при клятве молодоженов перед священным огнем. Но где были их родители?” Брахманы опешили, они не нашлись что ответить. Это доказывает, что обряд, который провел Брахма был гандхарва-вивахой. Это было игрой Брахмаджи. Он играл вместе с Радхой и Кришной, которым было тогда всего пять лет.

Это и есть лупта тиртха уддхара. Гурудев не только отстоял славу Бхандирвана, он так же отстоял славу нашей самапрадайи. Подобная ситуация была в Галта-гхате в Джаяпуре, где брахманы Рамануджа самапрадайи, подумали, что поскольку Радха и Кришна не законные супруги, тогда Им нельзя поклоняться, и решили вместо Божества Радхарани установить Рукмини. Эти люди тоже пытались упразднить паракия-расу, стереть ее с лица земли. Тогда Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур послал в Галта-гади Шрилу Баладеву Видьбхушану, который разбил все аргументы брахманов и отстоял славу и превосходство паракия-бхавы. Баладева Видьябхушана и Вишванатха Чакраварти Тхакур сохранили паракия-расу, поэтому они великие личности. Мой Гурудев тоже великая личность, потому что уже в наше время, он спас паракия-расу, которую пытались изжить брахманы, сахаджиии, панду, пандиты и преданные других самапрадай, изобилующих во Врадже-мандале. В такой опасной ситуации мой Гурудев сохраняет славу паракия-бхавы.

Когда у Гурудева была Вьяса-пуджа, пришло много санньяси и старших брахмачари со всех Гаудия Матхов Вриндавана. Они предлагали Гурудеву свои шраддха-пушпанджали. Они говорили: “Гурудев — наш сабха-пати, защитник и хранитель всех Гаудия Матхов”. Многие видные санньяси-ученики Шрилы Бхакти Виласы Тиртхи Махараджи, Шрилы Бхакти Даиты Мадхавы Махараджи, Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджи, Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджи, Шрилы Бхакти Прамода Пури Махараджи и всех выдающихся учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура приходят к Шриле Бхактиведанте Нараяне Госвами Мажарадже и со смиренно сложенными ладонями принимают его покровительство и руководство. Это не мои слова, это говорят сами санньяси — ученики выдающихся ачарьев, преемников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Почему они так говорят? Потому что, когда сахаджия-бабаджи выискивали в нашей самапрадае недостатки, заявляя, что у нас нет гуру-парампары, и вообще, в Гаудия Матхе нет расы, наш Гурудев написал книгу “Прабханда-панчакам”, в которой разбил все их аргументы. На английском эта книга называется “Пять важнейших эссе”. Все гаудия-вайшнавы глубоко признательны Гурудевы за эту книгу. Теперь никто не сможет сказать, что в Гаудия Матхе нет расы. Где бы Шрила Гурудев не оказался, он всегда несет славу расы:

кришна-бхакти-раса-бхавита матих
крийатам йади куто 'пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабхйате

(Ч.-ч., Мадх., 8.70)

Гурудев издает глубокие по содержанию книги, являя тем самым славу расы.

Одна из миссий наших Госвами это раскрытие славы святых дхам — лупта тиртха уддхара. Шрила Гурудев ведет преданных по Навадвипа дхама парикраме и раскрывает им славу Шри Навадвипа дхамы. Это самая большая парикрама в мире, в ней участвует двадцать тысяч преданных. Осенью этого года Гурудев также провел парикраму по Кшетра мандале в Джаганнатха Пури. С ним были сотни преданных. Так наш Гурудев раскрывает славу святых дхам.

Шри виграха пракаша. Наши Госвами явили Божеств Гопинатхи, Говинды и Мадана-мохана. А какую особую виграху явил мой Гурудев? Представьте, что вы постоянно обращаетесь к Кришне с мольбой: “Кришна, пожалуйста, будь милостив ко мне”. Что произойдет? У вас появится чувство айшварьи (благоговения). Если вы хотите идти путем рагануга-бхакти, вы должны следовать примеру враджаваси, а они не возносят молитв Кришне. Вы слышали, что бы мама Яшода возносила молитвы Кришне? Или чтобы это делали гопи? Нет. Кому они обращают свои молитвы? Гирирадже Говарадхану, Ямуне деви, Гопишваре Махадеву.

Шрила Гурудев являет миру особых Божеств. Как именно? Если вы придете в Кешаваджи Гаудия Матх, вы увидите там большую Говардхана-шилу. Кто это? Гирираджа Махараджа? Нет. Это Гирирани Махарани — Говардхан в облике гопи. Это называется шри виграха пракаша, явление миру особых Божеств. Чем особенно это Божество? Говардхан это свидетель, сакши:

раса нидхи нава йунох сакшиним дана келер
дйути паримала виддхам шйама ведим пракашйа
расика вара куланам модам аспхалайан ме
ниджа никата нивасам дехи говардхана твам

(Шри Говардхана-васа-прартхана-дашакам, т.4 Шрилы Рагхунатхи даса Госвами)

Гирираджа Говардхан приносит радость всем расика-вайшнавам. Почему? Потому что он обустраивает восхитительные места с возвышениями (веди), где встречаются Радха и Кришна. На Говардхане разворачивается Дана-кели-лила, игра сбора дани. Что это за дань? Это большая тайна, но Гирираджа видит это — он видит все. Но ведь там, где проходят сокровенные игры — прамада мадана лилах кандаре кандаре те, не может находиться мужчина. Ни один мужчина не может видеть сладостных игр Радхи и Кришны. Гурудев скрытым образом объяснил, что тот, кто созерцает эти игры и кому возносит свои молитвы Рагхунатха даса Госвами, не может быть мужчиной.

У гуру тоже есть несколько аспектов. Изначальный гуру — это Баладева или Нитьянанда Прабху. Он является акханда-гуру-таттвой. Баладева Прабху это Верховная Личность Бога, Он — это бхагават-таттва, Он неотличен от Кришны. Это Сам Бхагаван, Верховный Господь — это не подлежит сомнению. Истоки всех проявлений, Нараяны, Санкаршаны, Васудевы, Прадьюмны, Анирудхи и так далее, восходят, в конечном счете, к Баладеве Прабху. Следовательно, Баладева это Верховная Личность Бога. Это одно понимание, и оно правильно. И в то же время:

экале ишвара кришна, ара саба бхритйа
йаре йаичхе начайа, се таичхе каре нритйа

(Ч.-ч., Ади, 5.142)

Есть только один Верховный Господь, все остальные — Его слуги. Следовательно, Баладева Прабху это, в то же время, даса (слуга) Кришны, но кроме чувства служения у Него есть чувство дружбы и родительское чувство.

Говардхан это тоже Кришна. Я видел, как многие поклоняются Гирирадже Говардхану — на Нем перо павлина, гунджа-мала, у него флейта, а иногда его даже окрашивают в голубой цвет. Люди часто поклоняются Говардхану как Самому Кришне. И, на самом деле, так делают большинство людей. Но те, кто более глубоко понимают говардхана-таттву, будут поклонятся ему как Харидасу: Гири-нрипа! Харидаса-шрени-варйети-нама. В Шримад-бхагаватам есть такие слова Радхарани: хантаям адрир абала хари-даса-варйо. Говардхан — это хари-даса-варйа — лучший слуга Хари. Когда мы видим в нем слугу Хари, это лучше, чем мы видим в нем Самого Хари. Как в примере с Нитьянандой Прабху — Он Бхагаван и, в тоже время, слуга Бхагавана. Но чтобы служить в мадхурья-расе, Нитьянанда Прабху предстает в ином облике, как Ананга Манджари. Точно также, как Баладева Прабху это и Бхагаван, и слуга Бхагавана, и гопи, которая служит в мадхурья-расе, так и Гирираджа-говардхан это Харидева, Верховный Господь. Когда враджаваси предложили Говардхану бхогу, Он явил Свой облик Верховного Господа и принял все их подношения. Говардхан это и Харидева, и Харидаса и гопи — Гирирани Махарани. В облике гопи Гирираджа может служить в самых сокровенных играх Радхи и Кришны. Кто об этом знал? Шрила Гурудев! Вот почему в Кешаваджи Гаудия Матхе, в Матхуре, мы можем видеть Говардхан одетым в сари и с заплетенными косами.

Вот так наш Гурудев, как и наши Госвами, совершил виграха-пракаш. Он также сделал это во Вриндаване. Вриндаван — это лес Вринды. Но во всем Вриндаване вы не встретите Божество Вринды деви. Когда Шрила Гурудев открыл Рупа Санатана Гаудия Матх, он сказал: “Я молю Вринду деви, чтобы она милостиво явилась в нашем храме”. Так, в наш Рупа Санатана Гаудия Матх, в Сева-кундже, пришла Вринда деви.

В другом месте, в Лохаване, на Дурваса-тиле, Гурудев воздвиг храм, в котором установил Божество Ямуны деви. Она там очень красивая, в танцующей позе. Кто такая Ямуна деви? На этот счет есть много мнений. Однажды Баладева пришел во Вриндаван на Рама-гхат, где начал танцевать с гопи танец раса. Но вот к нему пришла жажда и он захотел испить воды Ямуны. Он велел ей: “Явись ко мне”. Но она не появлялась. Тогда Баладева погрузил Свой плуг в воды Ямуны и стал тянуть ее к себе. На Рама-гхате вы можете видеть, что в том месте, где Баладева Прабху притянул Ямуну, ее русло делает крутой поворот. Кто же такая Ямуна деви? Если вы скажете, что это Вишакха, тогда это будет расабхаса (искажение расы). Неужели вы думаете, что Баладева мог устрашить Вишакху, близкую и дорогую подругу Радхики?

Другой аспект Ямуны завется Сурья-путри, дочь бога Солнца. Она сестра Ямараджи и жена Океана. Все реки это жены Океана. Но Ямуна также известна тем, что она сестра Ямараджи. Многие люди взывают к ней: “Молю тебя, скажи своему брату, чтобы он не посылал меня на исправительные работы на Ямалоку”. Очень многие просят Ямуну об этом, потому что она может спасти их от падения в ад.

Баладева Прабху заставил прийти к нему один из аспектов Ямуны, который зовется Калинди. Одну из цариц Кришны в Двараке зовут Калинди. Во время своей мадхупана-лилы (испития варуни) Баладева призвал проявление Калинди или ее пракаш.

Мы можем пойти глубже. Ямуна — это проявление Вишакхи деви, но в виде реки. Шрила Рагхунатха дас Госвамипад писал:

вишакхам шикшали-витарана-гурутве прийа-саро
гириндрау тат-прекша-лалита-рати-датве смара манах

(Манах-шикша, т. 9)

Мой дорогой ум, помни всегда — Вишакха сакхи это твой шикша-гуру.

шри вишакха сакхи паде сангита шикхи бол
кришна-лила раса-майа

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит: “Я жду того дня, когда Вишакха сакхи научит меня песням исполненным расы, в которых поется о восхительных играх Радхи и Кришны. Когда Радха и Кришна, утомленные танцем раса, присядут, Вишакха скажет своим воспитанницам-манджари: “Теперь пора”. Манджари станут танцевать для Радхи и Кришны и петь для Их удовольствия прекрасные песни, напоенные расой. Вишакха будет видеть это и сердце ее переполнится радостью: “Манджари мои — отменные певуньи — поют точь-в-точь как их учила”. Радха и Кришна очень довольны. Отношения с Вишакхой сакхи очень и очень важны.

Раньше было только одно небольшое Божество Ямуны деви, на Кеши-гхате, а Божеств Вишакхи было два — одному поклонялись в Ашта-сакхи мандире, на Двадаша-адитья-тиле, а другому в Кришна-Баларама мандире, на Рамана-рети. Но Гурудев явил Божество Ямуны, скрытое воплощение Вишакхи. Тот, кто будет следовать наставлениям истинного гуру, он будет поклонятся Ямуне деви как Вишакхе. Шрила Гурудев явил Божеств Вринды деви, Гирираджи Говардхана и Ямуны деви. Эти Божества очень важны для тех, кто стремится вступить в царство рагануга-бхакти. Почему? Потому что если вы будете возносить молитвы только Кришне, тогда у вас появится чувство благоговения к Нему. Поэтому мы стремимся обращать наши молитвы к Гирирадже Говардхану, Вишакхе сакхи или Ямуне деви и Вринде деви — это очень важная часть нашего бхаджана, которой не следует пренебрегать.

Кроме того, Гурудев исполняет миссию виграха-пракаша, устанавливая повсюду в мире Божеств Шри Шри Радха-Винодабихари, которых явил Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махараджа. Эти Божества удивительны и неописуемо красивы. Никто раньше не видел Их. Наши Госвами явили Божества Гопинатхи, Говинды и Мадана-мохана — во всех случаях Кришна темного цвета. Но Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махараджа явил Шри Шри Радха-Винодабихари. За этим стоит глубокий смысл. Шрила Кешава Махараджа написал Радха-Винодабихари таттваштакам, смысл которой очень глубок и не прост для понимания. Но Гурудев написал к этой аштаке комментарий, который он поместил в книге, посвященной жизни Парам-гурудева. Эта книга вышла на английском и теперь доступна всему миру. В ней вы найдете обширное и восхитительное описание славы Радха-Винодабихари.

Эти Божества олицетворяют особое достояние последователей Шрилы Рупы Госвами. Что это? Когда Радха и Кришна встречаются в кунджах Вриндавана, когда анурага Радхи и Кришны бесконечно возрастает и према Радхики достигает высот сва-самведья даши и пракашита, и тело Радхики озаряется всеми восемью саттвика-бхавами, усиленными в тысячи раз, тогда сияние Радхики скрывает темный цвет Кришны, делая его золотым. Во время Их встречи Кришна оказывается во власти премы Шримати Радхики и теряет Свой темный цвет. Это запечатлено в Божествах, название которым Шри Шри Радха-Винодабихари. На многих страницах своего комментария к Шри Шри Радха-Винодабихари таттваштакам Гурудев восхитительным образом раскрыл Их славу. Те, кто следуют Шриле Рупе Госвами, живут глубоким желанием в сердце
— созерцать Радху и Кришну тогда, когда любовь Радхики
первенствует и повелевает Кришной. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махараджа явил Шри Шри Радха-Винодабихари в Девананда Гаудия Матхе (в Навадвипе) и в Матхуре (в Кешаваджи Гаудия Матхе). Но теперь, Шрила Гурудев являет Их славу и Их виграху по всему миру. Мы видим, что раньше лишь в нескольких храмах в мире поклонялись Радхе и Кришне, а увидеть Божества Радхи и Кришны в домах преданных было и того труднее. Преданные, как правило, поклонялись Божествам Гаура-Нитай, Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, Нарасимхадевы, Сита-Рамы и Ладду Гопала. Теперь, во многих частях света, преданные поклоняются дома Божествам Радха-Винодабихари или же Радхе и Кришне. Так Шрила Гурудев совершает виграха пракаш, являет всему миру Божества Радхи и Кришны и Их любовные чувства.

Вайшнава садачара стхапанам — Гурудев утверждает вайшнава садачар. Почему это необходимо? Свами Махараджа проповедовал по всему миру, времени для этого у него оставалось очень немного, поэтому времени на то, чтобы установить правила поведения вайшнавов, ему не хватило. Многие думали, что выходить на улицу в парике и продавать картины — это бхакти, и играть рок-н-ролл и открывать пиццерии это тоже бхакти. Гурудев сказал: “Нет. Это не для вайшнавов. Старайтесь идти путем сварупа-сиддха бхакти”. Как преданные предлагают Божествам пищу? Отдают поклоны — намо маха ваданья кришна према прадаите. Если вы собираетесь кого-то накормить, что вы скажете? Ванчха калпа-тарубйаш ча крипа синдху бхйа эва ча? Нет, вы скажите: “Проходите. Присаживайтесь. Выпейте воды”. Преданные во всем мире не знают, как предлагать Божествам бхогу. Гурудев ездит и показывает, как делать это правильно.

Еще Гурудев учит, как правильно совершать нама-санкиртану. Утром все поют на вечернюю мелодию, а вечером наоборот и, кроме того, часто поют на мелодии, которых нет в вайшнава падавали, без правильных рага (мелодии) и тала (ритма). Но Гурудев учит правильной санкиртане. Раньше, во время арати Радхе и Крише, мы пели Шри Гуруваштаку (ванде гурох шри чаранаравиндам). Но Гурудев сказал: “Нет. Это нужно петь до того, как открылся алтарь, а затем петь арати Радхе и Кришне. Петь славу гуру во время арати Радхе и Кришне приемлемо, если вы начинающий преданный, но нужно стараться все делать правильно, в духе вайшнавской традиции”. Так Гурудев утверждает вайшнава садачар. А еще он всем говорит, что вайшнавы не едят морковь. Гурудев также учит, как проводить дикшу в соответствии с книгами “Сат-крия-сара-дипика” и “Самскара-дипика” Гопала Бхатты Госвами.

Заключительная миссия это грантхи бхакти параяна. Шрила Гурудев являет бхакти грантхи. Сейчас Гурудев погружен в работу над многими книгами. Он и пишет книги, и издает, а затем дарит их миру. Он дал нам “Манах-шикшу” с комментариями Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Бхактивиноды Тхакура и своими комментариями; “Шикшаштаку” с комментариями Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура и со своими комментариями; “Упадешамриту” с комментариями Радха-Рамана Госвами, Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура; “Бхакти-расамрита-синдху-бинду”; “Уджвала-ниламани-кирана” и “Бхагаватамрита-кана” (эти две книги пока доступны только на хинди); “Рага-вартма-чандрику” со своими комментариями; книгу “Жизнь и учение Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махараджи”; “Бхагавад-Гиту” с комментариями Бхактивиноды Тхакура и Вишванатхи Чакраварти Тхакура; “Вену-гиту” с выдержками из комментариев Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Дживы Госвами; и “Гаудия-гити-гуччха”. Недавно Гурудев подарил миру “Джаява-дхарму” — уникальный шедевр, в котором объясняется вся бхакти-сиддханта, от А до Я. Завершен перевод “Брахма-самхиты” с комментариями Бхактивиноды Тхакура, Дживы Госвами и нашего Гурудева — скоро книга выйдет в свет. Почти готов перевод на английский книги “Бхаджана-рахасья” (Шрилы Бхактивиноды Тхакура) с комментариями Гурудева. Сейчас Гурудев работает над “Уджвала-ниламани” с комментариями Дживы Госвами и Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Это не все. Шрила Гурудев сказал: “У меня есть своя ежедневная газета — Ви-Эн-Эн (VNN — Vaishnava News Network)”. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ежедневно выпускал газету под названием “Надия-пракаш”, но, спустя какое-то время, выпуск был остановлен. Теперь ежедневная газета есть у нас — это Ви-Эн-Эн. Каждые два- три дня на ее страницах появляются лекции Гурудева, в которых он делится сладостным нектаром. Так Гурудев бьет в брихат-мридангу и движет миссию бхакти грантха параяна. Это черезвычайно важно, потому что существует огромное множество заблуждений в таттва-сиддханте. Но Гурудев, не минуты не отдыхая, пишет статьи, которые избавляют от всех заблуждений.

Но что самое главное дает Гуру? Он дает самбандха-гьяну — знание об отношениях его ученика с Кришной. Кто-то может без конца повторять Святое Имя, но без понимания самбандха-гьяны это повторение не будет чистым. Преданный не сможет сосредоточиться на Святом Имени и его апарадхи и анартхи останутся с ним. Вчера Шрила Гурудев дал замечательную лекцию. Рассказывая Рая Рамананда-самвад Гурудев дал всем преданным самбандха-гьяну. Кто-то думает: “Гурудев дал мне мантру. Это и есть дикша”. Но я считаю, что вчера на лекции, Гурудев каждому дал дикшу. Дикша — это процесс, благодаря которому человек утверждается в самбандха-гьяне. Если девушка, к примеру, выходит замуж, ее связывают отношения не только с мужем. Его мать становится для жены свекровью, отец — свекром, его сестра — золовкой, дети его сестры — племянницами и племянниками и так далее.

Стоит вам познакомится с одним человеком, как у вас появляются тысячи знакомых. Гуру дает самбандха-гьяну. Вы должны знать не только то, какие у нас взаимоотношения с Радхой и Кришной, но также с мамой Кришны, с Его отцом. Вчера Гурудев рассказывал, что все гопи приходят к маме Яшоде. Что они делают? Склоняются перед ней и произносят пранамы, а мама Яшода обнимает их и дает им благословение: “Мангалам бхавату. Пусть в жизни у тебя все будет хорошо”. Почему она благославляет их? Потому что они служат Радхике, а она очень дорога маме Яшоде, не меньше Кришны. Мама Яшода любит Радхику даже больше чем Кришну! Это называется самбандха-гьяна, знание о взаимоотношениях — ваших с Яшодой и Нандой Бабой, мамы Яшоды с Кришной и Радхарани, Рупой манджари и Рати манджари, о ваши взаимоотношениях с Вишакхой и Лалитой, и всеми друзьями Кришны.

Вчера Гурудев рассказал о том, какие настроения у друзей Кришны и как Его друзья служат Ему. Гурудев рассказал об отношениях Шридама и свекрови Чандравали, Бандхурикой. Шридама говорит ей: “Не верь соседям. Они только и делают, что разносят сплетни. Я себе такого не позволю. Я тебе как сын. Верь мне — Кришна не встречается с твоей невесткой. Будь спокойна”. Бандхурика души не чает в Шридаме и потому верит ему. Так Шридама вводит в заблуждение свекровь Чандравали. Это самбандха-гьяна. В своих лекциях Гурудев дает дикшу. Дикша это процесс, который начинается, когда вы обретаете садху-сангу. Затем, день за днем, идет развитие этого процесса. Постепенно мы узнаем о своих взаимоотношениях со всеми личностями во Вриндаване. Вот тогда мы сможем сосредоточенно повторять хари-наму и совершать бхаджан. Какие именно взаимоотношения дает Гурудев? Гурудев часто, особенно на Радхаштами, говорит преданным:

йо брахма рудра шука нарада бхишма мукхйаих
алакшита на сахаса пурушасйа тасйа
садхйо ваши карана чурнам ананта шактим
там радхикам чарана-ренум анусмарами

(Шри Радха-Раса Судха Нидхи, Прабодхананда Сарасвати)

Два дня назад Гурудев в своей лекции процитировал строку из этого стиха, но не объяснил ее смысл. Я думаю, что многие преданные не уловили суть того, что он сказал. Я молю Гурудева, чтобы его беспричинной милостью я мог передать то настроение, которое он выразил в свой лекции. Он сказал: Йо брахма рудра шука нарада бхишма мукхйаих — Брахме, Рудре, четырем Кумарам, Двадаша Махаджанам и Навайогендрам, продвинутым йогам и великим душам очень редко выпадает удача обрести даршан Враджендра-нандана Шьямасундары, Кришны во Вриндаване. Но я знаю одно. Что же?

садхйо ваши карана чурнам ананта шактим
там радхикам чарана-ренум анусмарами

Если кто-то памятует о пыли на лотосных стопах Шримати Радхики, он, в тоже мгновение, обретет власть над тем, кто не доступен взору Махаджан. Что это? Это радха-ништха. Такая ништха есть у Рупы манджари и Рати манджари. Хотя Кришна недосягаем даже для великих личностей, ваше памятование (даже не созерцание) пыли на лотосных стопах Радхики делает недосягоемого Кришну вашим достоянием. Гурудев дает такую самбандху — безраздельную любовь и непоколибиму веру в пыль на лотосных стопах Шримати Радхики — это настроение манджари, палья-даси-бхава. В “Вену-гите” Гурудев привел объяснение Рупы Госвами:

санчари сйат самона ва кришнаратйах сухридратих
адхика пушайамана чедабхаволласа итарйате

(Б.-р.-с., 2.5.128)

Рупа Госвамипад объясняет очень особое настроение манджари, которое называется бхава-улласа-рати. Он говорит, что у всех преданных есть стхайи-бхава или рати, их неизменные взаимоотношения. Рати — это сильное влечение Кришне, это может быть дасья-рати, сакхья-рати, ватсалья-рати или мадхурья-рати. У преданных также могут быть отношения с Радхарани, которые называются сухрид-бхава. Преданные могут быть друзьями Радхарани. Если дружеские чувства преданных, их сухрид-рати, к Радхарани, слабее или равны их дружеским чувствам к Кришне, их стхайи-бхаве, тогда чувства к Радхарани остаются в положении саначари-бхавы. Санчари-бхава — это переменное чувство, которое сопутствует стхаи-бхаве. Эти дружеские чувства к Радхарани можно сравнить с волнами, которые то прибывают, то убывают. Сухрид-рати, взаимное лечение друзей, может быть равным или слабее влечения к Кришне.

Основа сухрид-рати это параспарика саджатия васана. Слово параспарика означает “взаимные”, саджатия означает “группа”, а васана — “желания”. Когда желания двух людей одни и те же или сходны, эти люди естественно становятся друзьями. Мы все друзья, потому что хотим быть рупануга-вайшнавами. Если те, кто не стремится к этому услышат нашу катху, они закричат: “Сахаджия! Сахаджия!” и бросятся к выходу. Те же, кто жаждут идти по стопам Шрилы Рупы Госвамипады — хотят слушать эту катху и знают, о чем в ней идет речь. Вот почему мы вместе. Это называется параспарика саджатия васана, развитие сходного желания. Когда два человека желают одного и того же, между ними естественно возникает дружба. Лалита, Вишакха и другие сакхи живут одним желанием. У них есть сухрид-бхава, они подруги Радхарани, но их дружба это санчари-бхава. Это означает, что их дружба порой становится такой же сильной, как их влечение к Кришне, а порой ослабевает. Но есть взаимоотношения, которые называются адхика-пушайамана чед. Пример этого — сакхи, чье желание едино с желанием Радхарани. Когда сухрид-рати или дружеские чувства этой сакхи становятся адхика, превосходят ее рати к Кришне, а также становятся пушпаманчит, в силу того, что сакхи полностью занята служением Радхарани, тогда сухрид-рати бесконечно возрастает и возрастает и перестает быть санчари-бхавой. Сухрид-рати вытесняет кришна-рати, занимая высшее положение и становясь стхайи-бхавой, неизменным настроением этой сакхи. В этом случае сухрид-рати называется бхава-улласа-рати, это и есть настроение манджари. Их единственное стремление — служить Шримати Радхике. Счастье Радхики это их счастье, а Ее горе это их горе. Суть их жизни в исполнении всех Ее желаний.

Шрила Гурудев однажды привел пример того, что такое палья-даси-бхава. Это пример не дает нам полного представления, но что-то мы можем понять.

На свете жил царь, у которого была дочь. Царь думал: “Моей девочке нужна подруга, которая будет служить ей, будет всегда с ней, будет заботиться о ней и во всем ей помогать. Они должны быть близкими подругами”. Царь стал искать, и нашел девочку-сироту из низкого сословия. Он взял ее во дворец к своей маленькой дочери. Девочка-сирота не была царевной. Она и не могла ей стать, но она жила с царевной в одних покоях, спала с ней на одних перинах и у нее было все, что есть у царевны. Они были очень близкими подругами. Хотя их дружба была такой крепкой, девочка-сирота всегда желала служить царевне и была благодарна ей за ее щедрые любовь и заботу.

Одним прекрасным днем царевна влюбилась. Тогда ее подруга сказала себе: “Я во что бы то ни стало устрою ее встречу с любимым. Она влюблена — она непременно должна с ним встретиться. Их свидание будет восхитительным и незабываемым. Я все устрою. Я позабочусь об этом”. Гурудев рассказал эту историю, чтобы мы получили какое-то представление. Положение последователей Рупы манджари и Рати манджари, с определенной точки зрения, незначительно. Они не столь велики, как Лалита и Вишакха. Но Радхика очень добра — карунам курумайи каруна бхарите, санака санатана варните чарите. Каруна бхарите — Радхарани это воплощение доброты. Поэтому она берет к Себе в услужение девушек Вришабханупура. Она никогда не считает, что они должны служить Ей. Она хочет, чтобы они были Ее подругами. Они немного младше Радхики, поэтому Она также испытывает к ним глубокое чувство ватсальйи. И все же, в их сердцах всегда живет чувство: “Я твоя даси, другого мне не надо”. Они очень близки Ей и дороги. Поэтому Радхика может поведать Рупе манджари и ее манджари о любой своей тревоге. Она может сказать им то, чего не скажет Лалите. То, что Радхика не скажет Лалите, она может сказать Вишакхе, но манджари Радхика откроет даже то, что скроет от Вишакхи. Их положение очень особое и они очень счастливы. Шрила Гурудев в своей катхе часто рассказывает нам об этой самбандхе, взаимоотношениях, чтобы у нас была возможность сохранить это в сердце.

Вчера, например, один преданный спросил Гурудева: “Почему преданным нравится слушать о Субале, ведь он, помимо всего, устраивает для Чандравали, Бхадры и их подруг встречи с Кришной? Он не передан только Радхике, он служит Кришне. Он устраивает Его свидания с самыми разными гопи”. Гурудев сказал: “Ты думаешь так, потому что я передал тебе это настроение”. На наши программы во Вриндаване приходило много ачарьев Нимбарка и Валлабха сампрадай. На одной из программ Гурудев сказал: “Сегодня мы говорим о славе Шримад-бхагаватам”. Но в своих выступлениях ачарьи говорили, что слава Шримад-бхагаватам это Чандравали. Гурудев продолжал отвечать преданному: “Если бы ты был в одной из этих сампрадай, ты бы говорил то же самое. Но я передал тебе это настроение, эту безраздельную преданность — я хочу быть даси Шримати Радхики”. Гуру дает это.

Гурудев исполняет миссии, которые дал Махапрабху: шри виграха пракаша, лупта тиртха уддхара, бхакти грантха параяна и вайшнава садачар стхапанам, а еще Гурудев раскрывает ваши особые взаимоотношения с Радхой и Кришной.

Я не достоин прославлять пыль на лотосных стопах моего Гурудева. Я делаю это ради своего очищения. Я памятую о Гурудеве и кладу к его лотосным стопам мое шраддха-пушпанджали.

Слава Шри рупанугачарье ом вишнупада аштотара шата Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махарадже!

Гаура премананде!

Пер. с англ. Расасиндху д.


Примечания:

1. йадитам хридаям тава, тадитам хридаям мама — Я вручаю тебе сердце свое, и принимаю твое.

Над выпуском работали: Дхаранидхара дас, Расасиндху дас, Ананга Мохан дас.
Мы благодарим всех преданных, кто непосредственно или просто своим присутствием, помогали в подготовке выпуска.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "Слуга Слуги", а также книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы:
Расасиндху дас (организатор рассылки)
Ананга Мохан дас (соорганизатор рассылки и тех. поддержка)

Вы также свободно можете выписаться из рассылки или подписаться на нее.