Высочайшее благословение — быть слугой слуги Шри Кришны
Слуга Слуги

№2 (4)

1.02.03

Вестник Шри Бхактиведанта Гаудия Матха
Дорогие преданные, сегодня у нас большой праздник — день явления нашего Шрилы Гурудева, Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджи. От всего сердца мы поздравляем наших дорогих духовных братьев, сестер и всех вайшнавов и предлагаем для вашего духовного удовольствия хари-катху Шрилы Гурудева.

 

Главная тема
“Шримад-бхагаватам”

Шри Шримад
Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа

 

Эту лекцию Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа дал в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе 16 августа 2001 года, в собрании сведущих вайшнавов Матхуры и Вриндавана, которое состоялось сразу после праздника Шри Джанмаштами. На нем обсуждался вопрос, какую главную тему раскрывает Шримад-бхагаватам?

* * *

Какая основная тема “Шримад-бхагаватам”? Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:

арадхйо бхагаван враджеша-танайас
тад дхама вриндаванам
рамйа качид упасана враджа-вадху
варгена йа калпита
шримад-бхагаватам праманам амалам
према пумартхо махан
шри чайтанья махапрабхор матам идам
татрадаро на парах

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, излагая учение Шримана Махапрабху, говорит, что высшим и безупречным свидетельством (праманой) является “Шримад-бхагаватам”. Шабда праманой являются также слова Вед, Упанишад, Пуран и так далее, однако высшее свидетельство — это “Шримад-бхагаватам”. Он раскрывает три предмета — самбандху (взаимоотношения дживы и Бхагавана), абхидею (путь, ведущий цели) и прайоджану (цель).

С точки зрения самбандхи только Враджендра-нандана Шри Шьямасундара, который никогда не покидает Вриндаван, есть парама-таттва (верховная Абсолютная Истина), парамарадхья-таттва (высший объект поклонения) и асаморддхва-таттва (Абсолютная Истина, которой нет равных или выше которой ничего нет). С точки зрения абхидея-таттвы наивысшее поколнение — это поклонение юных девушек Враджа и только их несравненная према, с точки зрения прайоджана-таттвы, является высшей целью. Эти три предмета объясняет “Шримад-бхагаватам”.

Самбандха-таттва

Следующий стих “Шримад-бхагаватам” это прамана для самбандха-таттвы:

ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж гьянам адвайам
брахмети параматмети
бхагаван тит шабдйате

(Бхаг., 1.2.11)

“Постигшие Абсолютную Истину трансценденталисты называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном”.

Высшей Истиной, единственной и неповторимой, адвая-гьяна пара-таттва васту, является Шри Кришна, Он и есть самбандха-таттва. Брахман, Параматма и Бхагаван — это три Его аспекта. Те, кто познали истину, называют эту адвая-гьяна пара-таттву Абсолютной Истиной. Согласно определенной квалификации (адхикаре), гьяни познают адвая-гьяна пара-таттву как брахман, йоги — как Параматму и бхакты — как Бхагавана. Шри Кришна является адвая или, другими словами, адвития (недвойственной, неповторимой) и асаморддхва (несравненной и непревзойденной) пара-таттвой.

Шри Кришна не является нирвишеша (лишенным качеств), напротив, Он — савишеша-таттва (Абсолютная Истина, исполненная всех качеств). Трансформация Его чит-шакти, татастха-шакти и майа-шакти — это, соответственно, чит-джагат, джива-джагат и майа-джагат. Хотя джива — это чит-таттва, она отождествляет себя с материальным телом и связывает себя с материальными объектами. Дух никогда не становится материей, но под влиянием непостижимой энергии Бхагавана, которая может совершать невозможное (агхатана-гхатана-патияси ачинтья-шакти), джива принимает себя за порождение трех гун материальной природы. Это происходит в силу влияния майа-шакти Бхагавана. В соответствии со своей адхикарой, гьяни называют адвая-гьяна пара-таттву “брахман”. Брахман — это частичное отражение чит, а в определенных случаях говорится, что это сияние тела Бхагавана. В аспекте чит отсутствует сатта (вечное бытие) и ананда (блаженство). Параматма — это свидетель, который присутствует в сердцах всех живых существ, и размер Ее сравнивают с размером большого пальца руки. Она же — Кширодакашайи Вишну, полное проявление Бхагавана, Его кала амши амши. Он повелевает всем. Он отчасти несет в Себе сат и чит, но не обладает анандой. Сат, чит и ананда в полной и наивысшей форме присутствуют в Бхагаване.

Проявлениям Бхагавана нет числа. Одни из них — это амши (проявления) пуруша-аватары Каранадакашайи Вишну, другие — это авеша-аватары и т.д. Каждую югу они приходят в мир, чтобы избавить его от бремени демонов. Но Шри Кришна — это Сваям Бхагаван (изначальный Господь). Даже мула-пуруша Маха-Вишну, праотец всех проявлений, — это кала амши амши Враджендра-нанданы Шри Кришны. В этой связи “Шримад-бхагаватам” говорит:

эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван сваям
индрари-вйакулам локам
мридайанти йуге йуге

(Бхаг., 1.3.28)

“Все упомянутые проявления — это полные проявления или части полных проявлений Господа, однако Господь Шри Кришна — это изначальная Личность Бога. Проявления Господа приходят в мир всякий раз, когда безбожники чинят беспокойства. Господь нисходит, чтобы защитить праведников”.

Благодаря процессу бхакти-йоги и своему просветленному сознанию Шрила Вьясадева погрузился в самадхи и увидел Шри Кришну во всем Его великолепии. Господа сопровождала Его сварупа-шакти и Его полное проявление. Он также увидел Майю, которая покорно и в смущении стояла позади Шри Кришны.

Шрила Вьясадева говорит:

бхакти-йогена манаси
самйак пранихите 'мале
апашйат пурушам пурнам
майам ча тад-апашрайам

(Бхаг., 1.7.4)

“Я сосредоточил свои мысли, совершенным образом заняв их в чистом, без тени материальных желаний, преданном служении (бхакти-йоге). Я увидел Абсолютную Личность Бога и Его внешнюю энергию, во всем подвластную Ему”.

Шрила Вьясадева увидел не только Шри Кришну, но также Его сварупа-шакти, кайа-вьюху, или проявления Его сварупа-шакти (бесчисленных девушек Враджа), Его бесчисленных спутников и Его бесконечные развлечения, исполненные айшварьи (величия) и мадхурьи (сладости), такие, как например, танец раса. Он увидел, как падают дживы, которые отвернулись от Кришны, и как обретают бхагават-севу дживы, которые стремятся к Нему. Выйдя из медитации, Вьясадева явил миру “Шримад-бхагаватам” — плод своего самадхи, несущий дживам духовное благо.

йасйа ваи шруйаманайам
кришне парама-пуруше
бхактир утпадйате пумсах
шока-моха-бхайапаха

(Бхаг., 1.7.7)

“Слушание этого ведического произведения сразу пробуждает желание према-майи-севы (см.прим. 1) Бхагавану Шри Кришне, которое гасит огонь скорби, иллюзии и страха”.

В этой шлоке говорится, что Враджендранандана Шри Кришна является пурна-пурушей (Верховной Личностью Бога) и что бхагавад-бхакти — это абхидея, высший путь, ведущий к цели.

Четырехглавый Господь Брахма, изначальный гуру, в своих молитвах говорит:

ахо бхагйам ахо бхагйам
нанда-гопа-враджаукасам
йанн-митрам параманандам
пурнам брахма санатанамы

(Бхаг., 10.14.32)

"Как удачливы Шри Нанда, Яшода и все гопы и гопи Враджа! Они воистину удачливы, поскольку Ты, вечный и совершенный Брахман, воплощение высшего блаженства — их родственник и близкий друг".

Только Шри Кришна, высший благожелатель (сухрид) Враджаваси — это Сам Бхагаван — вечный брахман, исполненный высшего блаженства. Его аспект нирвишеша — это сияние Его тела, а Параматма — это кала амши Его амши (часть части Его полного проявления).

Абхидея-таттва

Абхидея в виде кришна-бхакти есть в каждом стихе Шримад-бхагаватам. Сам Бхагаван говорит: «Бактьяхам экая грахьях шраддхаятма приях сатам — Только кевала-бхакти приводит ко Мне; преданные Моих преданных очень дороги Мне». Бхактир эваинам наяти — Верховной Личности можно достичь только благодаря бхакти. Ни практика йоги, ни другие методы не помогут в этом.

на садхайати мам його
на санкхйам дхарма йддхава
на свадхйайас тапас тйаго
йатха бхактир маморджита

(Бхаг., 11.14.20)

Бхагаван Шри Кришна говорит Уддхаве: "О Уддхава! Нет лучшего пути ко Мне, чем вечно возрастающая премамайи-бхакти, которая посвящена лишь Мне. Другие процессы, такие как практика йоги, развитие гьяны и вигьяны, дхарма, джапа, изучение писаний, аскезы и отречение — не столь хороши".

Результат слушания Шримад-бхагаватам — это бхакти к Парама Пуруше, Верховной Личности, Шри Кришне. Оно уносит скорбь, иллюзию и страх, и немедленно покоряет Кришну. Качества Бхагавана столь сладки, что привлекают всех. Даже погруженные в брахмананду мудрецы, свободные от гнева и ложного отождествления, поклоняются Бхагавану с ахайтуки-бхакти.

сута увача
атмарамаш ча мунайо
ниргрантха апй урукраме
курвантй ахаитуким бхактим
иттхам-бхута-гуно харих

(Бхаг., 1.7.10)

Все атмарамы (личности, которые черпают блаженство в атме, или духовном "я"), особенно те, кто твердо стоит на пути самоосознания, стремятся совершать чистое преданное служение Личности Бога. И это несмотря на то, что они свободны от материальной обусловленности. Это означает, что качества Господа трансцендентны. Поэтому Он привлекает всех, включая освобожденных душ".

Атмарамы, такие как Четверо Кумар, и ниргрантхи, люди, свободные от желания ублажать свои чувства, поклоняются с чистой любовью (ахайтуки-бхакти) лотосным стопам Урукрамы, Бхагавана Шри Кришны. Поэтому главная тема Шримад-бхагаватам — это ахайтуки-бхакти.

Прайоджана-таттва

Шримад-бхагаватам говорит:

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
бжатанураго друта-ситта уччаих
хасатй атхо родити раути гайатй
унмада-ван нритйати лока-бахйах

(Бхаг., 11.2.40)

«Повторяя Святое Имя Верховного Господа, преданный обретает любовь к Нему. Затем преданный становится неотступным в своем стремлении быть вечным слугой Господа и в нем пробуждается сильное влечение к определенному имени и облику Верховной Личности Бога. Сердце преданного тает от восторженной любви, он то громко смеется, то плачет или вскрикивает. Порой он поет и танцует как сумасшедший, не обращая внимания на окружающих».

Садху, который является бхагават-сева врата дхари (неуклонным в служении Бхагавану), с любовью совершает нама-санкиртану своего возлюбленного Шри Бхагавана следуя путем бхакти-йоги. Благодаря совершению бхакти-йоги в сердце пробуждается анурага и пробивается росток премы. Сердце садху тает, теперь он не относится к категории обычных людей. Позабыв смущение, он то смеется, то горько плачет. Временами, он во весь голос взывает к Бхагавану, временами сладко поет, прославляя Его качества, а порой танцует для удовольствия Господа.

Таковы проявления восторженной любви, према-бхакти. Лишь такая бхагават-према является прайоджаной, высшей целью.

сарва-веданта-сарам йад
брахматмаикатва-лакшанам
ваств адвитийам тан-ништхам
каивалйаика-прайоджанам

(Бхаг., 12.13.11-12)

Шримад-бхагаватам раскрывает суть Веданты. Только безраздельная (аикантика) бхагават-према является кайвальей. Иными словами, только према, посвященная брахману (брахма-васту-вишаяка), имеет природу Его внутренней энергии (атма-экатва-сварупа) и является высшей целью (прайоджаной).

Брахматмаикатва-лакшанам — Шри Кришна есть адвая-гьяна пара-таттва. Гьяни видят сияние Его тела — брахман, йоги видят часть Его полной части, Параматму, а бхакты, благодаря тому, что их глаза умащены премой, воочию созерцают Бхагавана. Погруженные в прему Враджаваси служат этой адвая-гьяна пара-таттве в облике Шри Гопала-Говинды.

Шастры называет единую адвая-гьяна пара-таттву словами брахман, Параматма и Бхагаван, тем не менее, это не синонимы. Эти слова относятся к разным понятиям. Шастры описывают два вида брахмана: 1) брахман и 2) парама брахман, санатана брахман, или пурна прахман. Понятие парама пурна санатана брахман превосходит понятие брахман, точно также положение Параматмы выше положения атмы, а Бхагаван, или Сваям Бхагаван, выше Параматмы.

Некоторые философы считают слова брахман, Параматма и Бхагаван синонимами по той же логике, что слова пани, джала, амбу и нира являются синонимами для воды — эта логика не безупречна. Пар и лед — это, в принципе, вода, тем не менее, это не одно и то же. Слово "вода" не означает пар или лед, слово "лед" не означает воду или пар, а "пар" не означает воду или лед. Они качественно отличаются. Брахман, Параматма и Бхагаван тоже отличаются, у них есть свои особенности.

Возьмем примеры солнца и горы. Гора издалека похожа на темное облако. Приблизившись, мы рассмотрим деревья и кусты, а подойдя совсем близко, можно ясно видеть гору во всех ее деталях — бабочек, гусениц, птиц и животных, ручьи и всю местность. Подобным образом Брахман — это очень отдаленное представление о бхагават-таттве, которое обретают посредством гьяны. Параматму, размером сравнимую с размером большого пальца руки, можно увидеть практикуя йогу. Бхакти, однако, позволяет обрести даршан полной бхагават-таттвы — лицезреть Бхагавана, Его обитель, окружение и так далее. Мы не можем видеть бога Солнца, мы можем видеть только солнечные лучи. Но человек, наделенный определенными качествами, может видеть самого бога Солнца, Его колесницу, лошадей и так далее. Таким образом, между Параматмой и Бхагаваном есть разница.

Сарва-веданта-сарам — суть учения Вед это единство брахмана и Бхагавана, единство их сварупы (сути). В стихе ваданти тат таттва-видас (см. прим. 2) говорится, что эта сварупа есть адвитья-васту (не имеющая себе равных сущность). Слово тан-ништхам (в Бхаг., 12.13.11) означает "к Нему", а вместе со словами каивальяика прайоджанам это означает "высшей целью является, посвященная лишь Ему, према ".

Кайвалья здесь не означает мукти, поскольку Шримад-бхагаватам отвергает мукти:

гьяне прайасам удапасйа наманта эва
дживанти сан-мукхаритам бхавадийа-вартам
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам

(Бхаг., 10.14.3)

«Даже если человек занимает в обществе правильное положение, он отбрасывает теоретическое познание, и своим телом, в словах и в мыслях выражает глубокое почтение повествованиям, описывающим Твою личность и Твои деяния. Он посвящает свою жизнь этим повествованиям, которые рассказываешь Ты Сам или Твои чистые преданные. Такой человек несомненно покоряет Тебя, о Господь, хотя никто, во всех трех мирах, не сможет победить Тебя».

Бхакты не примут мукти даже от Бхагавана. Они считают, что мукти недостойно внимания. Говорится; шримад-бхагаватам пуранам амалам яд вайшнавам приям — Шримад-бхагаватам это безупречная пурана. Эта книга дорога всем вайшнавам, но не гьяни и йогам. В ней нет ни тени обмана, название которому мукти. Шримад-бхагаватам отвергает кайвалью в значении мукти. В Шримад-бхагаватам кайвалья означает кевала (исключительное) или вишуддха (абсолютно чистое). Под кайвальей здесь подразумевается ананья экантика бхакти. Высшая форма такого бхакти есть у обитателей Враджа, а среди них, самая высшая у гопи. А среди всех гопи, экантика бхакти Шримати Радхики является наивысшей. Бхава Шримати Радхики — это уннатоджвала бхава. Это проявляется как руддха, адируддха, модана и мадана. Такая бхава и есть кайвалья в истинном смысле этого слова — это главная тема Шримад-бхагаватам. Шрила Прабходананда Сарасвати говорит: кайвальям наракаяте. Если под словом кайвалья подразумевается слияние с Господом, тогда ее нужно остерегаться как преисподни. Для вайшнавов кайвалья сравни аду.

Шримад-бхагаватам не говорит о таком мукти. Шри Кришну также называют Кайвальянатх и Кайвальяпати, но это означает, что Он является господином экантика према-бхакти и она предназначена для Него. Славу этой восхитительной премы гопи раскрывает Сам Кришна:

на парайе ’хам ниравадйа-самйуджам
сва-садху-критйам вибудхайушапи вах
йа мабхаджан дурджара-геха-шринкхалах
самвришчйа тад вах пратыийату садхуна

(Бхаг., 10.32.22)

"Даже жизни Брахмы Мне не хватит, чтобы воздать вам должное за ваше чистое преданное служение. Ваше стремление ко Мне непогрешимо. Семейные узы очень крепки, но вы отвергли их и поклонялись Мне. Пусть же славные ваши деяния и будут вам воздаянием".

Кришна говорит: «Будь моя жизнь такой же долгой, как жизнь полубогов, я все равно не смог бы отплатить вам свой долг. Все люди прикованы к своим домам и семьям крепкими цепями привязанности, но вы разорвали их и посвятили себя служению Мне. Только ваша садхута, (милость ваших непогрешимых сердец), может снять с Меня Мой долг. Ничего другого я не знаю", — это главная тема Шримад-бхагаватам — према гопи. Шри Уддхаваджи возносит молитвы пыли на стопах гопи:

асам ахо чарана-рену-джушам ахам сйам
вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам
йа дустйаджам сва-джанам арйа-патхам ча хитва
бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригйам

(Бхаг., 10.47.61)

"Очень трудно расстаться с мужем, детьми и родственниками, но гопи Вриндавана свершили это. Они пожертвовали своим добрым именем и нашли приют у лотосных стоп Мукунды, Кришны, которые пытаются обрести знанием Вед. Как был бы я счастлив стать лианой или травинкой Вриндавана, ведь по ним ходят гопи, благославляя пылью своих лотосных стоп!»

Тот, к кому не могут приблизиться даже шрути, стал игрушкой в руках гопи. Таким гопи поклоняется Сам Шри Кришна.

йа ваи шрийарчитам аджадибхир апта-камаир
йогешвараир апи йад атмани раса-гоштхйам
кришнасйа тад бхагаватах чаранаравиндам
нйастам станешу виджахух парирабхйа тапам

(Бхаг., 10.47.62)

"Сама Богиня Удачи, Господь Брахма и все полубоги — обладатели йогических совершенств, могут лишь в мыслях поклоняться лотосным стопам Кришны. Но во время танца раса гопи прижимали стопы Господа Кришны к своей груди и забывали все скорби".

Йоги медитируют на эти лотосные стопы, но не могут коснуться их, зато гопи с любовью прижимают их к груди. Нет ничего выше любви гопи — это и есть высшая цель.

ванде нанда-враджа-стринам
пада-ренум абхикшнашах
йасам хари-катхобгитам
пунати бхувана-трайам

(Бхаг., 10.47.63)

"Я вновь и вновь воздаю поклоны пыли стоп пастушек деревни Нанады Махараджи. Их громкое пение славы Шри Кришны несет очищение трем мирам".

Эта кари-катха, что нисходит с уст гопи и очищает три мира — не что иное, как прозвища, которыми махабхававати гопи награждают Кришну: "О, Дхурта — лжец! О, Лампат — юноша распутный! О, Чор — ты вор!"

мригайур ива капиндрам вивйадхе лубдха-дхарма
стрийам акрита вирупам стри-джитах кама-йанам
балим апи балим аттвавештайад дхванкша-вад йас
тад алам асита-сакхйаир дустйаджас тат-катхартхах

(Бхаг., 10.47.17)

«Он, как безжалостный охотник, поразил стрелой царя обезьян. Он был во власти одной женщины и потому обезобразил другую, которая пришла к нему, пылая страстью. И даже приняв дары Бали Махараджи, Он связал его, как глупое животное. Мы не можем не говорить о Нем, но не может быть и речи о дружбе с этим темноликим юношей».

Такие слова гопи, услаждают слух Сваям Бхагавана Шри Кришны, но далеко немногие достойны слушать такую хари-катху.

Шримад-бхагаватам также является комментарием к мантре гаятри:

артхо 'йам брахма-сутранам
бхаратартха-винирнайах
гайатри-бхашйа-рупо 'сау
ведартха-парибримхитах
грантхо 'штадаша-сахасрах
шримад-бхагаватабхидхах

(Гаруда Пурана)

«Шримад-бхагаватам — это истинное объяснение Брахма-сутры, и продолжение Махабхараты. Это развернутое изложение гаятри-мантры и суть всего ведического знания. Шримад-бхагаватам, содержащий восемнадцать тысяч стихов, — это комментарий ко всей ведической литературе».

Шримад-бхагаватам раскрывает смысл гаятри. Гаятри-мантра — это мать Вед. Гаятри это также супруга Господа Брахмы, она является тенью Мула Гаятри, Шри Радхаджи. В гаятри-мантре есть слова бхарго девасья дхимахи. Существует много их объяснений, но есть одно особое, которое Шри Джива Госвами взял из Агни Пураны: кришна девасья бхаргах (теджах) шактих (сварупа-шакти) ити дхимахи, — все помыслы я посвящаю сварупа-шакти, Шримати Радхике. Она является бхаргах (энергией) девы, Кришны.

Шримад-бхагаватам — это комментарий к гаятри. Первая его шлока гласит:

ом намо бхагавате васудевайа
джанмадй асйа йато анвайад
итараташ чартхешв абхигьях сварат
тене брахма хрида йа ади-кавайе
мухйанти йат сурайах
теджо-вари-мридам йатха
винимайо йатра три-сарго амриша
дхамна свена сада нираста-кухакам
сатйам парам дхимахи

(Бхаг., 1.1.1)

Здесь говорится: дхамна свена сада нираста кухакам сатьям парам дхимахи. «Я погружен в мысли о том, кто находится в Своей обители, которая лежит далеко за пределами майи и куда нет доступа обману под названием мукти». В заключительной своей части Шримад-бхагаватам вновь говорит: тач чхуддхам вималам вишокам амритам сатьям парам дхимахи. Следовательно, главная тема Шримад-бхагаватам это сатьям парам дхимахи.

Нираста-самьятишаена. Слово нираста в этом стихе означает "несравненная и непревзойденная" — это Шримати Радхика, возлюбленная Кришны. Радхаса свадхамни брахмани рамсьяте намах. В своей обители Радхика доставляет наслаждение Брахману. Кришна не может явить шрингара-расу, если нет Шри Вришабхану-нандини, потому что она — источник шрингара-расы или адья-расы. Только ради того, чтобы подчеркнуть исключительное превосходство Радхики, Чандравали предстает как випакша-гопи. В действительности, Она является проявлением Радхаджи и не может сравниться с Ней.

Слово анвая в этом стихе означает встречу. На раса-стхали Кришна танцует с каждой из гопи, образуя хоровод. Их встреча исполнена такой ананды! Кришна одевает гопи ножные колокольчики и другие украшения. Разлука (итараташ) приходит, когда Радхаджи, заметив, что Кришна также обходителен с другими гопи, как и с Ней, исчезает с танца раса. Не увидев Ее рядом Кришна думает: «Какой танец раса без Радхики?», — и тоже исчезает, — шата-коти-гопи харите нарила кришнера мана. Слово абхигья означает, что лишь Радхика в совершенстве знает расу и шестьдесят четыре искусства шрингара-расы. Поэтому Она есть парама-сатья таттва, которой Шримад-бхагаватам отводит главное место в своем повествовании.

Кришна искусен в раса-таттве. Он есть воплощение расы, расо ваи сах, но мадана-бхава это тайна для Него. Только чтобы понять маданакья-бхаву Шримати Радхики, Он проникся Ее настроением и перенял Ее золотистое сияние, и низошел в этот век Кали как Шачинандана Гаурахари.

Сварат — Радхаджи самопроявлена; Она независима в своем бытии. В состоянии мадана все различные настроения (чаматкартита) проявляются одновременно. Даже во время встречи присутствует настроение разлуки.

Тене брахма хрида йа ади-кавайе мухьянти ят сураях. Когда эти слова относятся к Радхаджи, они означают, что Она вложила раса-брахман (Абсолютную Истину с точки зрения расы) в сердце Шукадевы Госвами, изначального поэта. Радхаджи является гуру-сварупой Шукадевы Госвами или Шуки. Он также Ее ручной попугай (крида шука).

Мухьянти ят сураях. Радхикаджи явила в сердце Шукадевы Госвами раса-брахман, который вводит в заблуждение самого ади-кави, Господа Брахму. Есть другое значение этих слов — бхакты созерцают танец раса, в котором Радхаджи совершенно покорила Кришну, они видят любовь Кришны к Ней и эта картина вызывает у них столь сильное блаженство расы, что они теряют сознание.

Теджо вари мридам. Луна (теджа) остановилась, Ямуна (вари) застыла, а камни расплавились. От созерцания восхитительных качеств Радхики или Ее разлуки все преображается — живое застывает, а неживое приходит в движение. Наблюдая танец раса, Луна замерла над Раса-стхали, а Ямуна остановилась, забыв, что ее дхарма в том, чтобы течь. Обычное значение этих слов передает обманчивые, подобные миражу, образы воды (вари) в пустыне (мридам), или огня (теджа) и суши (мридам) на воде.

Три-сарго амриша: три сотворенных мира реальны, но они временны. Они были сотворены энергией желания Господа (санкалпа-шакти), и потому не могут быть иллюзией. Когда слово три-сарга связано со Шримати Радхикой, оно означает «та, кто проявила три-саргу (энергии шри, бху и нила)» или «та, кто явила всех Лакшми, Махиши и гопи», или «обитель энергий антаранга, бахиранга и татастха», то есть Сама Шримати Радхика.

Дхамна свена сада нираста кухакам сатьям парам дхимахи. Далеко за пределами маха-майи, в ослепительно-прекрасной нитья Голока Вриндавана Дхаме, Шри Радхика доставляет наслаждение (рамана) Нанда-нандане. Она погружает Его в океан блаженства. Лишь эта пара-шакти является парам-сатьям сварупой. Ей посвящены все мои мысли (дхимахи). Это и есть главная тема Шримад-бхагаватам.

пер. с англ. Авадхута-чандра д.
ред. Расасиндху д.


Примечания:

1. према-майи-сева — исполненное любви преданное служение.

2. ваданти тат таттва-видас
таттвам йадж гьянам адваям
брахмати параматмети
бхагаван ити шабдйате

(Бхаг., 1.2.11)

«Личности таттва-вит постигают эту неделимую Абсолютную Истину в трех аспектах. Первое понимание (проявление) таттвы это брахман, которому присуще только качество чит, сознания. Второе проявление — это Параматма, которая является продолжением сознания, читта. И третье понимание это Бхагаван, который предстает в чид-виласа-рупе (являет трансцендентные любовные развлечения). Таковы названия трех аспектов таттвы».

Над выпуском работали: Дхаранидхара дас, Расасиндху дас, Ананга Мохан дас.
Мы благодарим всех преданных, кто непосредственно или просто своим присутствием, помогали в подготовке выпуска.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "Слуга Слуги", а также книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы:
Расасиндху дас (организатор рассылки)
Ананга Мохан дас (соорганизатор рассылки и тех. поддержка)

Вы также свободно можете выписаться из рассылки или подписаться на нее.