Высочайшее благословение — быть слугой слуги Шри Кришны
Слуга Слуги

№1 (4)

28.01.03

Вестник Шри Бхактиведанта Гаудия Матха
Дорогие преданные, завтра все вайшнавы Шри Гаудия Веданта Самити, и многие другие, празднуют день явления Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Махараджи. Мы предлагаем вашему вниманию его лекцию на тему гуру-таттвы.

 

Шри Гуру-падашрая

Шри Шримад
Бхактиведанта Тривикрама Махараджа

шри-прабудха увача
карманй арабхамананам
духкха-хатйаи сукхайа ча
пашйет пака-випарйасам
митхуни-чаринам нринам

(Бхаг., 11.3.18, см.прим. 1)

В этой шлоке Шри Прабуддха Риши говорит, что люди вершат совместную карму, материальную деятельность, желая этим избавиться от страданий и обрести счастье. Тем не менее, они неизбежно приходят к обратному результату. Счастья не видно и страдания не уходят, они лишь возрастают. Понять это мы можем на нескольких примерах.

Во время свадьбы все молодожены мечтают о счастье. Они не допускают мысли о том, что тот вид кармы, который они называют свадьбой, принесет им страдания. Но увы! Карма не изменяет своим привычкам. Вскоре после свадьбы, к цветущей и красивой жене приходит недуг, который превращает ее в тощую женщину с болезненным лицом. Или появятся дети, и с ними бесконечные заботы и проблемы — где достать денег, как устроить брак дочери и так далее. Или жена, которую муж безумно любил, бросает его и уходит к своим родителям, оставив его в безумных терзаниях. Таковы реалии жизни, которые вместо того, чтобы одарять карми, материалистов, счастьем, затягивают их в омут страданий.

В своей "Аватара-сара" Шрила Лочан дас Тхакур поет:

саурабхера аше,—палаша сункили (мана)
насате пашила кита
икшуданда бхави—каштха чушили (мана)
кемане паиба митха
хара болийа—галайа парили (мана)
шамана-кинкара-санпа
шитала болийа—агуна похали (мана)
паили ваджара-тапа
самсара бхаджили,—шри гауранга бхулили
на шунили садхура катха
иха-паракала—дукала кхойали (мана)
кхаили апана матха

"О мой ум. Я хотел насладиться сладостным благоуханием цветов палаша (см. прим. 2), но мои ноздри наполнились червями.

О мой ум. Я сосал сухую палку, приняв ее за сахарный тростник. Так откуда же взяться сладости?

О мой ум. Вокруг шеи своей я пристроил змею, мне почудилось — это гирлянда. Отчего мне не быть счастливым?

О мой ум. Я прохлады искал в пылком жаре огня, но взамен был сурово опален. Уж наверное в этом есть счастье?

Я забыл Гаурангу и служил сильным мира. Я не слушал советов от садху. Отчего мне не быть довольным?

О мой ум. Я растратил всю жизнь, впереди пустота. Все надежды мои пошли крахом".

Благодаря карме, материальным действиям, человек получает объекты, которые обманчивы и состоят из материальных элементов. Природа этих объектов непостоянна, а существование самих объектов непродолжительно. Влечение к этим объектам является причиной страданий. Поблуждав по замкнутому кругу кармы, джива, которой улыбнулась удача, открывает для себя истину, изложенную в следующей шлоке:

ниртйартидена виттена
дурлабхенатма-мритйуна
грихапатйапта-пашубхих
ка притих садхитаиш чалаих

(Бхаг., 11.3.19)

“Богатство вечно несет с собой беды. Оно достается огромным трудом и оно же — яд для души. Может ли богатство принести удовлетворение? И возможно ли, чтобы дом, дети, родственники, домашние животные и все, что человек считает своим и содержит на добытые тяжелым трудом деньги, одарило его высшим и вечным счастьем?”

Когда к человеку приходит такое понимание, это означает, что он достоин принять прибежище лотосных стоп сад-гуру (сад-гуру-падашрая). Такой ученик хранит в своем сердце истинный смысл слов — эвам локам парам видьям нашварам карма-нирмитам (см. прим. 3). Лишь при этом условии ученик может выполнить следующее наставление Шримад-бхагаватам:

тасмад гурум прападйета
джигьясух шрейа уттамам
шабде паре ча нишнатам
брахманй упашамашрайам

(Бхаг., 11.3.21, см. прим. 4)

Для того, чтобы понять, что будет для него вечным благом, человек принимает прибежище лотосных стоп такого Гуру, который в совершенстве постиг шабда-брахман, суть всех священных писаний, у которого есть непосредственное понимание парабрахмана, Бхагавана, и которого не затрагивают такие проявления материальной двойственности, как гнев и прочее.

«Брахма-сутра» и «Веданта-даршана» также проводят анализ условия, при котором человек стремится к вечному благу и достоин его. Это то же самое условие. Оно выражено в сутре — атхато брахма-джигьяса. Слово "атха" означает "после". После того, как джива понимает, что карма не приведет ее ни к счастью, ни к умиротворению, она встает на путь, ведущий к Брахману, высшей личности, верховной абсолютной истине.

тад вигьянартхам са гурум эвабхигаччхет
самит-паних шротрийам брахма-ништхам

(Мундака Упанишад 1.2.12, см. прим. 5)

До тех пор, пока джива не обретет такой квалификации, она не может по-настоящему принять гуру-падашрая, прибежище лотосных стоп Гурудева.

Есть люди, которые принимают Гуру, думая, что его милостью с них спадет груз ответственности за будущее детей, или они избавятся от болезни, или выиграют дело в суде, или решат свои денежные затруднения и так далее, и жизнь их потечет гладко и беззаботно. Эти люди не получат истинного дара гуру-падашраи. Гурудев способен дать ученику все, что тот ни пожелает, но ради его же блага, гуру не делает этого и не поощеряет такие желания ученика.

тато духсангам утсриджйа
сатсу саджджета буддхиман
санта евасйа чхинданти
мано-вйасангам уктибхих

(Бхаг., 11.26.26, см.прим. 6)

Гурудев олицетворяет это качество. Он дарует ученику свободу, разрубая узел его материальных желаний мечом утверждений шастр. Затем он дает ученику прибежище своих лотосных стоп. Милость сад-гуру может обрести даже тот, кто неравнодушен к материальной жизни, при условии, что у него будет достаточно сукрити для этого. Но такие личности очень редки. Если говорить о йогах, карми и гьяни, которые принимают прибежище у стоп Гуру ради того, чтобы исполнить присущие им желания — они не обретут истинного гуру-падашрая.

Люди, привлеченные обманчивыми объектами и сущностями материального мира, могут с вызовом сказать: «Покажите мне хотя бы одного сад-гуру. Время, когда они были, прошло». Такие речи не могут вызвать одобрения. Бхагаван вовсе не желает, чтобы дживы вечно были под гнетом тройственных страданий, насылаемых майей. Бхагаван любит всех джив. Он хочет, чтобы они исправились и у них появилось влечение к Его лотосным стопам. Для этого Он устраивает так, чтобы в этом мире всегда можно было найти Его дорогих спутников. А иначе как можно говорить, что Бхагаван любит всех.

Нас влечен к обманчивым объектам, поэтому нас совершенно не интересует истинное бытие. Вместо того, чтобы утвердиться в истине, мы утверждаемся в иллюзии. Но обрести вечное умиротворение и высшее блаженство возможно лишь приняв прибежище лотосных стоп сад-гуру. Таково мнение Вед, Веданты, Упанишад, Пуран и всех священных писаний.

пер. с англ. Расасиндху д.


Примечания:

1. Шри Прабуддха сказал: «Обусловленные души принимают роль мужчин или женщин и влекомые сексуальным желанием завязывают друг с другом отношения. И затем они день и ночь трудятся ради того, чтобы свести на нет любые несчастья и безгранично увеличить наслаждение. Но можно видеть, что они неизбежно получают обратное. Иными словами, их счастье неумолимо тает, а с приходом старости их материальные неудобства и беспокойства растут».

2. палаша — цветок красного цвета, совершенно без запаха и с червями внутри.

3. «Благодаря исполнению ритуалов и проведению жертвоприношений, человек может достичь в следующей жизни райских планет. Но даже там он не найдет вечного счастья». (Бхаг., 11.3.20)

4. «Тот, кто воистину стремится к подлинному счастью, должен найти истинного духовного учителя и принять у него прибежище, получив от него посвящение. Такого истинного гуру можно узнать по тому, что он постиг суть писаний и способен доказать эту суть другим. Такие великие души вручили себя Верховному Господу и их бытие вне материальных обозначений. Они истинные духовные учителя».

5. «Человек, стремящийся постичь трансцендентное, должен обратиться к гуру и принести ему хворост для жертвоприношения. Признаком такого гуру служит то, что он в совершенстве понимает, каков вывод ведических писаний, поэтому он всегда посвящает себя служению Верховной Личности Бога».

6. «Разумный человек должен отвергнуть все неблагоприятное общение и принять общество святых преданных, чьи слова отсекают чрезмерные привязанности ума».

Над выпуском работали: Дхаранидхара дас, Расасиндху дас, Ананга Мохан дас.
Мы благодарим всех преданных, кто непосредственно или просто своим присутствием, помогали в подготовке выпуска.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "Слуга Слуги", а также книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы:
Расасиндху дас (организатор рассылки)
Ананга Мохан дас (соорганизатор рассылки и тех. поддержка)

Вы также свободно можете выписаться из рассылки или подписаться на нее.