Архив вестника

"СЛУГА СЛУГИ"
№ 21 (3)

31 августа 2002

Windows - 1251
(Cyrillic)

ШРИ БХАКТИВЕДАНТА
ГАУДИЯ МАТХ

АЧАРЬЯ
Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачария

Ашоттара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЙАНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖА

Три удивительных праздника

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махараджа

 

Посвящается празднованию Джанмаштами, Авирбхава-титхи Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и Шри Нандотсаве.

 

Вечернее праздничное шествие

(22 августа 2000 года)

Уже за несколько дней до празднования дня явления Бхагавана Шри Кришны, тысячи садху и паломников стали стекаться в Матхура-дхаму, чтобы провести там Джанмаштами-врату, получить даршан темницы Камсы, где пять тысяч лет назад явился Васудева Кришна, совершить омовение в священных водах Ямуны и пройти парикраму по святым местам вокруг Матхуры. По беспричинной милости Шри Чайтаньи Махапрабху все паломники и жители Матхура-дхамы имели счастливую возможность принять участие в несравненном праздненстве маха-нагара-санкиртаны, устроенном Шри Кешаваджи Гаудия Матхом под руководством Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджи.

За день до Шри Кришна Джанмаштами, в адхивасу, в пять часов вечера, на главной улице перед Кешаваджи Гаудия Матхом собрались сотни искренних вайшнавов. Вокруг преданных тут же образовалась многотысячная толпа, с любопытством наблюдающая за столь внушительной группой санкиртаны. Во главе процессии шествовал ярко расписанный Святыми Именами огромный слон, которым погонял Шрипад Бхактиведанта Мангала Махарадж. На слоне были укреплены две громогласные литавры, а по обе его стороны вышагивали носильщики праздничных фонарей. Следом маршировал традиционный духовный аркестр, играющий песни Враджи, прославляющие Божественную Чету. Следом за оркестром, на двух покрытых яркими попонами скакунах, восседали два юноши, облаченные в наряды Шри Кришны и Шри Баларамы. Они одаряли восхищенную толпу милостивыми взглядами. За Ними шла первая, интернациональная группа киртана, состоящая из преданных Англии, США, Южной Америки, Австралии, Франции, Голандии, Филиппин, Фиджи, Новой Зеландии и других стран. Следом за "международным отделом" Шри Гаудия Веданта Самити проплыла сцена, искусно украшенная в виде очаровательной кунджи Вриндавана, в ней, на троне усыпанном драгоценными каменьями, в окружении своих возлюбленных сакхи, сидели Шри Шри Радха-Кришна. И хотя это были местные индийские дети, они столь сильно напоминали Шри Шри Радха-Кришну.

Потом показалась группа враджаваси, сначала юноши и поодаль девушки, они пели песни о Враджендранандане, а народные ритмы извлекаемые перестуком палочек и других традиционных инструментов аккомпанировали им. Следом появилось возвышение, на котором в окружении главных санньяси Гаудия Веданта Самити, Пуджьяпада Бхактиведанты Мадхусудана Махараджи, Пуджьяпада Бхактиведанты Мадхавы Махараджи и других, величественно расположился Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махараджа. Затем шла группа киртана, состоящая из саньяси и брахмачари Матхуры, Вриндаваны и Навадвипа-дхамы. Преданные пели мелодичный и трогательный киртан для удовольствия Шри Гаурасундары и Шри Шри Радха-Винодабихариджи, следующих на возвышении сразу после группы санкиртаны. После было еще много украшенных подиумов со Шри Чайтаньей Махапрабху, Шри Джаганнатхой, Баладевой и Субхадрой и другими проявлениями Шри Кришначандры.

Вся эта пышная процессия, окаймленная носильщиками фонарей и внушительным военным эскортом, наполняла Матхуру фанфарами духовых инструментов. Примерно в течении четырех с половиной часов улицы были переполнены благоприятными звуками харинама-санкиртаны, как это практиковал и проповедовал Сам Великий Учитель Шри Чайтанья Махапрабху. Редко по эту сторону реки Вираджа можно встретить столь пестро-расвеченное и обрамленное всем музыкальным многоголосием шествие.

Уже поздно вечером все группы санкиртаны вернулись к воротам Шри Кешаваджи Гаудия Матха, где последняя и самая сильная волна киртана разлилась по окрестностям. После прославления нашей Шри Гуру-парампары все вайшнавы, усталые, но счастливые, расходились, унося в сердце ясное и волшебное чувство - «Завтра на свет явится исполненный милости океан расы, Шьямасундара Шри Кришна!» Мы молим, чтобы Верховный Господь был доволен нашими незначительными стараниями порадовать Его.

 

Шри Кришна Джанмаштами

(23 августа 2000 года)

Ранним утром, в благоприятный день Джанмаштами, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махараджа отправился получить даршан священного места явления Бхагавана Шри Кришны и вскоре вернулся в Шри Кешаваджи Гаудия Матх для хари-катхи. Сначала Шрила Махараджа попросил преданных спеть бхаджан "Шри Мангала Гита" и потом сказал:

«Однажды, неподалеку от Шри Мандира в Джаганнатха Пури, эту песню пела деви-даси. Когда бхаджан достиг Шри Джаганнатхи, на Него нахлынули столь сильные переживания, что Он не раздумывая бросился из храма на звук. Он мчался не разбирая дороги, сквозь тернистый кустарник, Его украшения рассыпались, а одежда изорвалась. Тоже случилось со Шри Чайтаньей Махапрабху. Когда Он услышал эту песню, рассудок Его помутился и Он бросился, чтобы обнять певицу. Почему? Что это за киртан, который пробуждает столь сильные чувства?»

шрита камала куча мандала дхрита кундала! э
калита лалита вана мала! джая джая дева харе

Автор этого бхаджана, Джаядева Госвами, прославляет своих иштадевов Шри Шри Радха-Мадхаву. Слово "камала" относится здесь к Шримати Радхике. Вана мала означает "гирлянда лесных цветов". Кто будет носить гирлянду из простых лесных цветов? Рамачандра? Нет. Ванамалу носит только Ваначари, Кришна. Слова "калита лалита" говорят о том, что гирлянда Кришны касается Его коленей или стоп. Она собрана из пяти или шести различных по оттенкам цветов и множества соцветий благоухающих манджари туласи. Вокруг кружат пчелы, привлеченные макхарандой (цветочным нектаром) капающим с цветов. Его кундала (сережки), олицетворяют неутолимую жажду Кришны слушать о качествах Шриматиджи. Пусть же этому Гопинатху сопутствует удача!

дина мани мандала мандана! бхава кхандана э
муни джана манаса хамса джая джая дева харе

«Дина мани это солнце, Кришна. Шримати Радхика это мандана, украшение Его раса-мандалы. Кришна подобен лебедю, резвящемуся в подобных озеру чистых сердцах муни. Слово муни означает Четырех Кумар, Шрилу Вьясадеву и Шукадеву Госвами, так же это относится к Шриле Рупе Госвами и Шри Санатане Госвами».

калия вишадхара ганджана! джана ранджана! э
ядукула налина динеша! джая джая дева харе

«Джана ранджана означает что Он старается доставить удовольствие Враджаваси. Когда Калия стиснул Кришну своими клобуками, трудно передать, как Враджаваси переживали за Кришну. Они хотели броситься в отравленное озеро, но Баладева остановил их, отчего их беспокойство за Кришну неизмеримо возросло. Но когда Кришна вырвался из объятий и затанцевал на головах Калии, всех Враджаваси охватило ликование. Но чего хотел Кришна на самом деле? Он хотел похвалиться Своей доблестью перед гопи, порадовать их. Здесь говорится о Кришне династии Яду, но это не Дваракадиша Кришна, а Кришна Вриндавана. Каким образом? Девамидха Махараджа был царем в династии Яду. Одна из его жен, дочь кшатрия, родила ему сына, Шурасену. Другая его жена, дочь вайшьи, родила сына Парджанью. Васудева, отец Дваракадиши Кришны, это сын Шурасены, а Нанда Махараджа, отец Враджа Кришны, сын Парджаньи Махараджа. Таким образом, Кришна во Врадже также принадлежит к Яду-вамше (династии Яду)».

джанака-сута-крита бхушана! джита душана! э
самара шамита дашакантха! джая джая дева харе

«Одна из лил Кришны это Рама-лила. Кришна в облике Рамы утвердил марьяду, правила должного поведения, этим Он заложил основу, на которой преданный может совершать бхакти Шри Шри Радхе и Кришне. Здесь, Джаядева Госвами вспоминает, как Сита Деви украшает Рамачандру. Когда это было? Только дважды, когда Сита надела на Раму гирлянду во время Ее сваямвары (см.прим. 1), а также когда Они вернулись в Айодхью».

абхинава-джаладхара сундара! дхрита мандара! э
шри мукха чандра чакора! джая джая дева харе

«Дхрита мандала указывает здесь на Кришну поднявшего Говардхан. Зачем Он поднял Гирираджа? Чтобы попрать гордость Индры? Защитить Враджаваси? Это не главные причины. Джаядева Госвами дает ответ - шри мукха чандра чакора. Кришну и гопи всегда сопровождают старшие и им почти не удается встретится или даже взглянуть друг на друга. Поэтому Кришна подобен истомленной жаждой птице чакора, горящей желанием насладится нектаром подобного луне лика Шримати Радхарани. Он поднял Говардхан, чтобы впервые быть с Ней рядом и неотрывно созерцать Ее красоту».

шри джаядева кавер идам куруте мудам
мангалам-уджджвала гитам джая джая дева харе

«Эта гита - мангала (благоприятна), поскольку в Ней прославляется Шри Радха. Если кто-то хочет вступить в бхаджана-раджья, царство любовного служения, у него должно быть сильное мамата (чувство обладания) к Шри Шри Радхе-Кришне. Откуда приходит это чувство? Прежде всего через вишрамбена гуру севу, преданный должен доверительно и с любовью служить Шри Гурудеву. Гурудев столь много дает нам, отчего же нам не чувствовать себя его должниками и не служить ему всей душой и сердцем? Если у нас нет маматы к тому, кто дает нам кришна-сева-васана и питает нашу бхакти-лату, тогда у нас будет мамата к богатству, могуществу или привлекательным личностям этого мира и асат-санга погубит нас».

По просьбе Шрилы Махараджи преданные спели бхаджан "Шри Дашаватара стотрам", а затем Гурудев объяснил его смысл:

«Почему Джаядева Госвами, величайший расика, начинает свою Шри Гита-говинду с описания десяти основных аватар? Если человек и на завтрак, и на обед, и на ужин ест только расамалаи (см.прим. 2), он никогда не оценит их вкуса. Если же он попробует чего-то горького, острого или кислого и многих других кушаний, тогда, когда он попробует расамалаи, он поймет, что это царь всех блюд». Так и Джаядева Госвами, прославляет удивительные деяния всех аватар для того, чтобы усилить наше восхищение Кришной. Кешава дхрита дашавидха рупа. Сам Кришна явился в десяти этих обликах. Если соберутся двадцать могучих борцов и вступят друг с другом в схватку, из которой лишь один выйдет победителем, тогда мы поймем, что он и есть самый сильный и опытный. Но если мы встретим того же борца в ситуации, когда у него не будет соперников, мы не сможем оценить его бесподобную силу".

В этой песне Джаядева Госвами излагает постепенную эволюцию концепции теизма. Он делает это, чтобы привлечь джив, находящихся на различных ступенях духовного развития. Не каждый будет привлечен раса-лилой. Но возможно его привлечет Матсья, Курма или Нрисимха. Даже Шри Чайтанья Махапрабху являл игры в множестве обликах чтобы привлечь всех и даровать им Свою милость.

"Когда Джаядева Госвами писал "Гита-говинду", он увидел в своем самадхи, как Кришна, желая развеять гнев Шримати Радхики, положил у ее лотосных стоп Свою вамши (флейту), мукут (павлинье перо) и даже склонил к ним голову. Рука Джаядевы задрожала, а сердце взволнованно забилось - он не смог писать об этом. Почему? Потому что шуддха-мадхурья не было его настроением. Он отложил перо и пошел к реке принять омовение. Тем временем Сам Кришна пришел в облике Джаядевы Госвами и дописал строку - смара гарала кханданам мама шираси манданам дехи пада-паллавам ударам - О Радхика! Я оказался в суровой власти Купидона. Молю тебя, будь милостива, укрась мою голову пылью твоих лотосных стоп. Джаядева Госвами не смог это описать, но наша гаудия-гуру-варга прямо и подробно предает это в строках, которые, на самом деле, доставляют Кришне огромное удовольствие".

йат кинкаришу бахушах кхалу каку-вани
нитьям парасья пурушасья шикханда-маулих
тасья када раса-нидхер вришабхануджаяс
тат кели кунджа бхаванангана-марджани шьям

(Шри Радха-раса-суддха-нидхи, т.8)

"Верховный Господь, в чьих волосах красуется павлинье перо, припадает к стопам Ее служанок и охваченный горем, смиренно умоляет их позволить войти в Ее кунджу. Каким бы было для меня счастьем, стать хотя бы прутиком метелки в руках сакхи, подметающей кунджу, в которой безбрежный океан расы, воплощенный в дочери Вришабхану Махараджи переливается в восхитительных любовных утехах".

"Поэзия Джаядевы Госвами не в силах полностью завладеть сердцем Кришны, но Шрила Рагхунатха дас Госвами описал, как Кришна украшает росписью Своих имен стопы Кишориджи. Более того, он описал даже то, как Шримати Радхарани сводом своих стоп оставляет на голове Кришны знак, гласящий, что теперь Он ее собственность. В этом вайшиштья (исключительность) наших Госвами. Когда Кришна слышит такие молитвы, Он исполняется благодарности и думает, - Смогу ли я когда-нибудь отблагодарить тебя? Поэтому мы должны возносить молитвы наших Госвами. Джаядева Госвами не был последователем таких гопи, как Шри Рупы Манджари, поэтому он не описал всего".

После хари-катхи Шрилы Махараджи Пуджьяпад Бхактиведанта Тиртха Махараджа начал чтение и объяснение Десятой Песни Шримад-бхагаватам (начиная с первого стиха), которое продолжили еще несколько старших вайшнавов и это длилось 10 часов. С семи вечера и до полуночи в Шри Кешаваджи Гаудия Матхе звучали киртаны, которые попеременно сменялись бенгальскими гаудия-бхаджанами и чарующими традиционными бхаджанами Враджи. В течение этого времени все вайшнавы Матха, вместе со Шрилой Бхактиведантой Махараджей, наслаждались нама-санкиртаной, в то время как через Матх, сплошным потоком, шли паломники, жаждущие получить даршан Шри Шри Радха-Винодабихари и покатать Их на качелях.

В полночь настал счастливый момент рождения Шри Кришначандры и началась Маха-абхишека. Все преданные с наслаждением наблюдали, как Шри Шри Радха-Кришну купают сначала в молоке, затем в йогурте, мёде, розовой воде и так далее. Хотя большинство преданных соблюдали пост, в том числе на воду, и непривычно жаркий день принес усталость, созерцая абхишеку их возлюбленных ишта-девы и деви, их усталось, жажда и чувство голода волшебным образом исчезли. Искрение преданные вновь получили явное подтверждение строк из Шримад-бхагаватам (4.31.14):

йатха тарор мула-нишечанена
трипьянти тат-скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхендриянам
татхайва сарварханам ачьютеджья

"Поливая корень дерева, вы естественно насыщаете его ветви и листья. Точно также, служение лотосным стопам Шри Кришны удовлетворяет все другие нужды. Как насыщение желудка дает удовлетворение всем частям тела, так и служение Шри Кришне несет удовлетворение всей вселенной".

После того, как Шри Чаринамрита с абхишеки была роздана сотням паломников, вайшнавы Матха и многие другие преданные начали с новым силами раздавать всем гостям Джанмаштами-маха-махотсава-маха-прасад и только потом почтили прасад сами. После праздничного маха-прасада началась уборка храма, которай завершилась как раз к Шри Мангала-арати, возвестившей наступление следующего праздничного дня...

 

День явления
Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады

(24 августа 2000 года)

Утром Шрила Бхактиведанта Нараяна Махараджа возглавил торжество (махотсаву) в честь Основателя-ачарьи ИСККОН Нитья-лила Правишта Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджи или, как к нему с любовью обращаются последователи, Шрилы Прабхупады.

Махотсава началась сразу после Мангала-арати, а спустя примерно час пришел Шрила Махараджа и попросил старших учеников Прабхупады предложить их пушпанджали (см.прим. 3) Шриле Прабхупаде. Свое прекрасное подношение Шримати Вриндавана Виласини начала с того, что в этот день Нанда Махараджа раздает всем подарки. Такова традиция -подарки должен дарить именинник и Кришна подарил этому миру Шрилу Прабхупаду. Таким же замечательным было прославление Враджанатха прабху, в котором он сказал, что без Шрилы Прабхупады весь западный мир был бы лишен бхакти. Он процитировал утверждение Прабхупады, в котором он говорит о Шри Кришна-Баларама мандире: "Даже если один из моих преданных будет привлечен к слушанию славы Кришны, тогда храм построен не зря".

После этого подношение сделал сам Шрила Махараджа. Он сказал, что невозможно служить Гурудеву, не зная его сердца. Но, с другой стороны, ученик обязан исполнять волю Гурудева, и порой Гурудев, как Кришна, который говорил гопи идти домой, говорит ученику одно, но имеет ввиду совершенно иное. Гопи знали, что на сердце у Кришны, поэтому они своими речами победили Его и начали раса-лилу. Очень непросто найти в этом мире ученика, знающего сердце своего Гурудева. Такой ученик сам достоин быть учителем всего мира".

Шрила Махараджа смиренно спросил у собравшихся: "Знаете, кто самый старший ученик Свамиджи?" Я. Потому что я стал его шикша-учеником в 1946 году, ИСККОНа тогда еще не было. Иногда шикша-гуру старше, а иногда дикша-гуру, но я относился к нему как к своему дикша-гуру. Я первый его ученик и останусь им навсегда. Кто-то другой может пасть, но я никогда. Вот почему я проповедую по всему миру и ко мне приходит так много преданных. В чем моя заслуга? Я никчемная солома, но он воодушевляет меня и поэтому я на что-то способен. Те, кто приходят ко мне или кому-либо другому, приходят через чтение его книг, через слушание его голоса - его слов.

Мы можем узнать о человеке по его общению. Насколько велик должен был быть Шрила Свами Махараджа чтобы прийти в день Нандотсава. Могущество его огромно. Он пришел к своему Шриле Прабхупаде и тот был привлечен его характером и велел ему писать статьи и проповедовать на английском. Он вдохновил его и дал ему посвящение. Потом Шрила Свами Махараджа близко подружился с нашим Гурудевом - локик-сат-бандху-ват - как в семье, как неразлучные друзья. Здесь, в Кешаваджи Гаудия Матхе, он принял санньясу. Незадолго до того я сказал, что ему нужно немедленно принимать санньясу. Затем пришел мой Гурудев и сказал то же - принимай санньясу прямо сейчас. У Свамиджи не было ни денег, ни одежды. Он принял санньясу в святой день Вишварупа Махотсавы. Я был при этом пуджари, проводил церемонию санньясы, дал ему дор-каупину и одежды санньяси и объяснил, как их носить.

Хотя у него не было ни гроша за душой, он был очень разумным. Он сам позаботился о том, чтобы приплыть на индийском судне на Запад и всего за пару лет проповеди послания Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами у него появились тысячи учеников и последователей. Когда я приехал на Запад, то везде, где бы я не оказался, в горах, в лесу, городе или в море, я видел Шрилу Свами Махараджу и Харе Кришна Маха-мантру.

Он говорил, что его рабочий кабинет в Бомбее, бхаджан-кутир в Навадвипе, а дом во Вриндаване. Вы не сможете даже представить его славу. Когда он собирался войти в апракат-лилу, его ученики не могли понять, что он хочет. Незадолго до своего ухода он сказал им: "Я хочу умереть на Говардхане, на Радха-кунде". Это самое высочайшее желание. Я знаю, что он не умер, но он также как Шрила Рупа Госвами и Шрила Рагхунатха даса Госвами хотел оставить тело в святом месте.

Когда в последние свои дни он увидел меня, он заплакал. Он уже ни с кем не говорил, но позвал меня чтобы поговорить. Он попросил меня сесть рядом с ним, на кровать, но я не сел, а склонился перед ним в пранаме. Он взял меня за руку и сказал, что собрал по всему миру множество преданных, но не успел их научить всему, поэтому просит меня продолжить их обучение. Совсем немногие переняли его врутреннее настроение - тан нама рупа чаритади сукиртанану (Нектар Наставлений, т.8). Поэтому он попросил меня продолжать учить всех его преданных. Он также сказал мне: "Устрой мне самадхи во Вриндаване. Где пожелаешь, на твое усмотрение". Затем он велел мне дать наставления его ученикам, выполнявшим роль лидеров, и я сказал членам Джи-би-си (см.прим.4): "Не ссорьтесь. Проповедуйте его миссию. Будьте почтительны к старшим и младшим". Многие из слушавших меня тогда не прислушались к этому и в итоге пали. Я езжу по всему миру, чтобы исполнить волю Шрилы Махараджи и теперь кто-то начинает понимать в чем его истинная миссия".

После подношения Шриле Прабхупаде Шрила Махараджа начал гуру-пуджу - лично провел арати, в то время как иностранные и индийские преданные пели бхаджан "Шри гуру чарана падма" и предлагали Шриле Прабхупаде цветы. Затем все преданные разделили праздничный утренний прасад в честь явления Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и начали приготовления к празднованию Шри Нандотсавы.

 

Шри Нандотсава

(24 августа 2000 года)

На Западе принято дарить подарки имениннику. Но по ведической традиции именинник раздает подарки. Следуя этому обычаю Нанда Баба и Яшода Майа, родители Кришны, на следующий день после Шри Кришна Джанмаштами раздают всем подарки. Поэтому те, кто стремятся к локик-сат-бандху-ват самбандхе с семьей Кришны, естественно присоединяются к всеобщему торжеству и помогают раздавать для всех Враджаваси невообразимое количество маха-прасада.

Когда такие праздненства проходят в Святой Дхаме и под руководством чистого преданного, они несут в себе колоссальную силу. Шри Кришна наставляет Уддхаву в этом проверенном и быстром способе обретения бхакти:

притхак шатрена ва махьям парва ятра махотсавам
карайед гита нритьядьяир махараджа вибхутибхих

(Ш.-бх. 11.29.11)

"Торжества посвященные Мне следует праздновать с царской пышностью, при большом стечении народа, с песнями, танцами и всеми надлежащими приготовлениями"

Как и всегда, распространение маха-прасада прошло с четкостью военной операции, в ходе которой свыше 15 тысяч джив получили... возможность пробудить их привязанность к Кришне через трансцендентную силу Его маха-прасада. За много недель до праздника санньяси и брахмачари, под палящим солнцем, от двери к двери, собирали мадхукари для торжества Нанды Махараджи. Собранная провизия занимала целые комнаты:

- свыше полутора тонн растительного масла
- полторы тонны чистого гхи
- две тонны сахара
- свыше полутора тонн муки
- пол-тонны риса
- и многое другое

Четыре дня подряд, не останавливаясь даже ночью, на кухне кипела работа, а руководила всем Шримати Радхарани. Продукты превратились в сабджи, пушпанна, качори, пури, ладду, бунди, чатни, фруктовый салат и многое, многое другое, что так нравится Кришне. Когда Кришна отведал все блюда, преданные открыли ворота храма и он наполнился четырьмя сотнями паломников, терпеливо ожидавших этого. Их рассадили и до полного удовлетворения накормили прасадом. Когда первая группа довольных гостей ушла, весь Матх был вымыт и главные ворота открылись вновь для следующих четырехсот гостей. Так продолжалось в течение пяти часов.

В дополнение к этому для всех друзей, благожелателей и прихожан Матха, которые не смогли принять участия в празднике, было приготовлено пять тысяч подарочных наборов маха-прасада. Вот так, с великим воодушевлением, был отпразднован пышный фестиваль Нанды Махараджи. У преданных, старавшихся на празднике невольно родилось чувство, что, должно быть, вот так же, во времена явленных игр Кришны, Нанда Махараджа праздновал Его рождение. Милостью Нанды Махараджи и Мамы Яшоды в сердцах этих преданных проснулся, по крайне мере, отголосок стремления по возможности скорее принять участие в этом же торжестве в вечных лилах Вриндавана.

 

Слава Шри Враджендранандана Шьямасундаре!


Примечания:

1. сваямвара - древняя ведическая церемония, во время которой девушка на выданье надевает на одного из многих женихов, добивавшихся ее руки и сердца, гирлянду, говоря тем самым о своем выборе.

2. расамалаи - молочная сладость

3. пушпанджали - буквально означает "подношение цветов", также означает подобное пушпанджали устное прославление и подношение.

4. Джи-Би-Си (GBC, Governing Body Comission) - руководящий орган Международного Общества Сознания Кришны (ИСККОН) созданный Шрилой А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

Над выпуском работали: Дхаранидхара дас, Расасиндху дас, Ананга Мохан дас, Дхира Кришна дас.
Мы благодарим всех преданных, кто непосредственно или просто своим присутствием, помогали в подготовке выпуска.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "СЛУГА СЛУГИ", а также книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы по адресам: dinar@zmail.ru - Расасиндху дас (организатор рассылки), soul@dngas.dp.ua - Ананга Мохан дас (соорганизатор рассылки) или d_s_k@hotbox.ru - Дхира Кришна дас (техническое обеспечение) Выписаться из рассылки можно послав, со своего адреса, на адрес soul@dngas.dp.ua или d_s_k@hotbox.ru письмо с одним словом Unsubscribe (Выпишите) в поле Subject (Тема). Чтобы подписаться на рассылку, пожалуйста, пришлите со своего адреса письмо со словом Subscribe (Подпишите) в поле "Тема".