Архив вестника

"СЛУГА СЛУГИ"
№ 19 (3)

18 августа 2002

Windows - 1251
(Cyrillic)

ШРИ БХАКТИВЕДАНТА
ГАУДИЯ МАТХ

АЧАРЬЯ
Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачария

Ашоттара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЙАНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖА

Дорогие преданные, этот выпуск посвящен дню ухода Шрилы Рупы Госвами. Два года назад, в первый день празднования Джулана-йатры (катание на качелях Шри Шри Радха-Кришны), ранним утром, Шрила Гурудев пришел вместе со множеством преданных в Радха-Дамодара мандир, принес поклоны самадхи-мандирам Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами и Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвти Тхакура. Потом он, вместе со всеми преданными, вошел в светлый и прохладный двор храма, обошел самадхи-мандир и бхаджан-кутир Шрилы Рупы Госвами, сел у самадхи и начал говорить…

День божественного ухода

Шрилы Рупы Госвами

Триданди Свами Шри Шримад

Бхативеданта Нараяна Госвами Махараджа

(Вриндаван, Радха-Дамодара Мандир, 11 августа 2000 года)

Сегодня очень важный день для всех гаудия-вайшнавов. Сегодня мы отмечаем уход того, кто обрел высочайшую милость Господа Чайтаньи и кто знал Его желания, Его мано'бхишта - Шри Рупы Госвами, который явился в этот мир лишь ради исполнения миссии Шри Чайтаньи Махапрабху.

Я хочу вспомнить один стих, написанный Кави Карнапуром. Однажды, когда Кави Карнапур был совсем маленьким и еще не говорил, он ухитрился схватить большой палец Махапрабху и стал сосать его. Мальш тут же явил восхитительные и прекрасные переживания. В нем пробуждилась бхава, он стал серьезным и начал произносить шлоки. Поэтические строки, сходившие с его уст услаждали слух. Вот почему Кави Карнапур смог описать отношения Шрилы Рупы Госвами и Махапрабху.

прия-сварупе даита-сварупе
према-сварупе сахаджабхирупе
ниджанурупе прабхур эка-рупе
татана рупе сва-виласа рупе

Что означают слова прия-сварупе? Дорогой друг Махапрабху, его прия, это Шри Сварупа Дамодара или Лалита деви, а дорогой друг Сварупы Дамодары это Рупа Госвами. Поэтому Рупу Госвами называют ану-сварупа дамодара, тот, чей характер в точности как у Лалиты.

Прия-сварупа. Радха-Кришна это сварупа Махапрабху, Его облик и суть. В действительности Его сварупа это Кришна, и как Кришне, дороже всех Ему Рупа Манджари. Кто является прия-сварупой Кришны? Радхика. А дороже всех Радхике, Ее парама-прия, это Рупа Манджари. Поэтому во всех отношениях, и с точки зрения Кришны, и Радхи и любого во Врадже, Рупа Манджари является парама-прией.

Даита-сварупа. Она является в образе Шрилы Рупы Госвами, самого дорогого спутника Махапрабху, а Он это Кришна, принявший настроение Радхики. Даита Кришны это Радхика, а ее парама-прия, та, кто Ей дороже всех, это Рупа Манджари, которая знает Ее бхаву. Вот почему Рупа Госвами смог одарить мир Ее бхавой, за что Махапрабху дорожит им больше всех. Даита означает милый сердцу. Рупа Манджари милее всех Шримати Радхике.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати это Шри Варшабханави-даита, слуга той, кто дорог Шри Варшабханави, Шримати Радхике, то есть Шри Рупы Манджари. Мы поклоняемся Шриле Бхактисиддханте Сарасвати в таком настроении. Высшее совершенство жизни в обретении прибежища лотосных стоп Шри Рупы Манджари - мы не просим ни о чем другом.

прия-сварупе дайита-сварупе
према-сварупе сахаджабхирупе

Рупа Госвами это воплощение восторженной любви Махапрабху к Богу. Как Рупа Госвами дал эту любовь? Прежде всего, в Упадешамрите, он наставил живых существ в том, как освободится от анартх. Даже следуя одному наставлению человек может обрести прити. Вачо вегам манаса кродха вегам… атьяхара праясашча, утсаха и так далее. Он дал нам все, шаг за шагом. Он дал определение всем ступеням бхакти: шраддха, анартха-нивритти, ручи, бхава, према, снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, мадана, модана и мохана. Он описал все.

«Шримад-бхагаватам» (1.3.28) описывает Кришну словами "эте чамшах калах пумсах кришнас ту бхагаван сваям", так же и Шрила Рупа Госвами описал бхакти:

аньябхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам
анукульена кришнану-шиланам бхактир-уттама

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)

Никто прежде не давал такого прекрасного и полного определения бхакти. «Шримад-бхагаватам» тоже дает определение бхакти, это стих сарп ранг парануракти… (ссылка), есть и другое определение — сарвопадхи винирмуктам… (Бх.-р.-с., 1.1.12). До появления определения «аньябхилашита шуньям» были известны только эти определения. Парануракти это хорошо, но если человек не следует предписаниям шастр и не свободен от анартх это не будет парануракти. Определение же Шрилы Рупы Госвами включает в себя все, начиная от аньябхилашита и заканчивая бхакти-уттама.

Что такое садхана? Садхана не означает бестолковое и бесцельное повторение харинамы, чтение книг или проведение арчаны. Садхана это практика, совершаемая с определенной целью. Цель это прити. Бхакти это нитья-сиддха-бхава. Если мы совершаем садхану ради пробуждения бхавы, занимая все наши чувства и следуя принципу аньябхилашита-шуньям, тогда это садхана-бхакти или нитья-сиддха-бхава. Нитья-сиддха-бхава это непрерывное взращивание уттама-бхакти. Садхана это практика, пробуждающая в нашем сердце бхаву, это повторение Святого с желанием обрести бхаву. Чтобы пробудить бхаву садхана должна быть аньябхилашита-шуньям гьяна кармади-анавритам, должна совершаться телом, в мыслях, словами и чувствами. Ушами мы слушаем, языком повторяем, а в уме медитируем — все это ради пробуждения бхавы. Мы должны идти по стопам нитья-сиддх.

Дав наставления в садхане Шрила Рупа Госвами перешел к бхаве. Чему он учил? Человек должен жить чувствами вечных спутников Кришны. Вместе с тем, бхава это не то, что совершается умом. Стадия умственной деятельности предшествует бхаве. Одно погружение ума в медитацию еще не является бхавой. На стадии бхавы ум следует атме, а она следует за вечными спутниками. Это спутники Махапрабху, такие как Рупа Госвами или, в кришна-лиле, Рупа Манджари, самая дорогая служанка Радхарани. Кто обретает шуддха-саттву Рупы Манджари? Это приходит к тем, в чьих сердцах пробудилась бхава. Бхава это шуддха-саттва, это не то, что происходит в уме. Это гораздо, гораздо выше. Течение бхавы несет на Голоку Вриндавану, к сердцу дорогой Рупы Манджари.

Таким образом, совершение бхаджана под опекой и защитой Рупы Манджари проявит в нашем сердце аньябхилашита шуньям Рупы Госвами, и по его милости Такой бхаджан приведет к следующему:

шуддха-саттва-вишешатма
према сурьямшу-самьябхак
ручибхиш-читта-масринья-
крид асау бхава учьяте

(Бхакти-расамрита-синдху 1.3.1)

«Когда преданное служение (бхакти) утверждается на трансцендентном уровне чистой благости (шуддха-саттва-вишешатма), оно подобно лучу солнца любви к Кришне (према-сурьямшу). В это время преданное служение смягчает сердце различными влечениями (ручи) и такое бхакти называется бхава».

Вслед за этим в сердце является према. Сначала в виде стхаи-бхавы, непрерывного ликования, а затем в форме вибхавы, анубхавы, санчари-бхавы и так далее. Соединяясь, они превращаются в расу. Об этом рассказал Рупа Госвами. О ком можно сказать, что у него есть према? Как-то раз один человек, рассказал, как получил даршан Радхарани и Кришны и Те благословили его. Можно было подумать, что он возвышенный преданный, но почему он не оставил тело или не потерял рассудка, с ним не случилось ничего подобного, а потому это не према. Когда к кому-то приходит према он становится без ума от Кришны.

На стадии бхавы почти нет анартх, даже те, что могут порой проявляться, не причиняют беспокойства. Но на стадии премы анартх нет. Когда бхава усиливается, она превращается в прему. На уровне премы в полной мере проявляются ашта-саттвика-бхава и сердце совешенно тает. Если у нас сейчас, на нашем уровне, порой текут слезы и нас охватывает ликование это абхас, тень или подобие. Это еще не чисто. Это временно, поскольку может быть поглощено анартхами.

На стадии бхавы есть мамата-рати, чувство обладания. Когда это чувство становится сильным и насыщенным, оно называется премой. В это время преданный думает: «Кришна мой, а я его». Шрила Рупа Госвами подробно рассмотрел признаки разных стадий и затем объяснил их.

После премы он говорит о снехе, стадии на которой сердце всегда в расплавленном состоянии. После снехи идет праная и затем мана, хотя порой два этих потока сливаются. Затем Рупа Госвами описал восхитительные признаки раги и анураги, и высочайший уровень вишая и ашрая. Когда анурага достигает своего высшего предела она становится махабхавой. Затем следуют рудха, адирудха, модана, мадана и так далее. Рупа Госвами описал все это.

Никто до Чайтаньи Махапрабху не знал об этих стадиях. У людей было некоторое представление об этом, но никто по-настоящему не объяснял прему, мадана, модана и далее. Подлинное объяснение дал Рупе Госвами Шри Чайтанья Махапрабху и могущество Рупы Госвами было столь огромным, что его наставления повлияли не только на нашу сампрадаю, но и на другие тоже.

Все ачарьи нашей сампрадаи: Шрила Рагхунатха Даса Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами и другие, следовали в своих произведениях Рупе Госвами. Рагхунатха Даса Госвами известен как величайший рупануга. Свое произведение «Вилапа-кусуманджали» он начинает с предложения пранам Шри Рупе Манджари:

твам рупа-манджари сакхи пратхита пуре `смин
пумсах парасья ваданам хи пашьясити
бимбадхаре кшата манагата-бхартрикая
ят те вьядхайи ким утач-чхука-пунгавена

Затем он предлагает множество пранам остальным. После того, как Шрила Джива Госвами изучил все писания Рупы Госвами, он написал «Гопала-чампу», «Сат-сандарбхи» и комментарии на «Шримад-бхагаватам», «Уджвала-ниламани» и «Бхакти-расамрита-синдху». Шрила Нароттама дас Тхакур простым языком выразил в своей «Према-бхакти-чандрике» учение Рупы Госвами. А Шрилу Бхактивинода Тхакура мы знаем как рупануга-вараяте, величайшего среди последователей Рупы Госвами, его «Джаява-дхарма» строго следует учению Рупы Госвами.

Махапрабху встречался с Рупой Госвами в трех местах, сначала в Рамакели, затем в Праяге и, в итоге, в Пури. Когда Чайтанья Махапрабху увидел Рупу Госвами Он подумал: «Вот кто откроет миру мои сокровенные переживания». Махапрабху попросил, чтобы все, Шри Нитьянанда Прабху, Шри Адвайта Ачарья, Шри Сварупа Дамодара и Шри Рамананда Рая благословили Рупу Госвами. Для чего? Чтобы благодаря их милости он мог дать все расы: шанта, дасью, сакхью, ватсалью и мадхурью. Самое лучшее, если кто-то приходит к нему за мадхурьей, но он так же может даровать и все другие расы. Таким образом, благодаря милости, Рупа Госвами подарил миру восхитительные книги, впервые рассказывающие о том, что пришел дать Махапрабху.

Сегодня день ухода Рупы Госвами. В этом месте он совершал свой бхаджан и здесь же находится его самадхи. Кто провел ему самадхи? Джива Госвами, Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами и все остальные Госвами. В действительности они не помещали его в самадхи, он сам вошел в самадхи (см.прим.). Здесь он совершал множество служения. Здесь написал «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджвала-ниламани», «Видагдха-мадхаву», «Лалита-мадхаву», «Хамсадуту» и много других произведений. «Видагдха-мадхава» была завершена в Гокуле, примерно в то время, когда Чайтанья Махапрабху ушел на Гокулу Вриндавану. Через пять лет была завершена «Лалита-мадхава». Каждая книга рождалась в его сердце и, в действительности, все они зарождались здесь. Сюда приходили Шри Санатана Госвами и все Госвами.

В начале «Брихад-бхагаватамриты» Санатана Госвами молит Рупу Госвами о милости. Он обращается с молитвой к Рупе Чайтаньи Махапрабху и к Рупе Шримати Радхики. Рупа Шримати Радхики это Рупа Манджари, она столь же прекрасна, как и ее свамини (госпожа). Только у Шримати Радхики, Вишакхи деви и Рупы Манджари один облик (рупа). Радхика и Вишакха родились в один день и их качества и характеры одинаковы. У Рупы Манджари облик тот же, поскольку она дороже всех Шримати Радхике. Поэтому и Санатана Госвами и другие обращаются к ней с мольбой: «О Рупа, одари нас своей милостью. Ты знаешь сердце Чайтаньи Махапрабху и Радха-Кришны». Во многих местах своих произведений наши ачарьи возносили такие молитвы. Мы видим, что для Махапрабху нет никого дороже Шри Рупы.

Сегодня мы пришли в это место чтобы предложить пранамы его лотосным стопам и попросить его о милости. Божествам этого храма поклонялся Джива Госвами, здесь есть Гирираджа-шила Санатаны Госвами и небольшое Божество которому поклонялся Шрила Рупа Госвами. Это лучшее место во всем мире. Это самое могущественное место во всем Вриндаване. Хотя Вамшиват это лила-стхана Кришны, и мы можем попытаться попасть туда совершая садхану, без милости Рупы Госвами мы не способны на это. Поэтому мы должны предложить наши пранамы Рупе Госвами и затем идти на Вамшиват.

Гаура премананде!


Примечание:
самадхи — в этом абзаце Шрила Гурудев использует три значения слова «самадхи». Сначала он говорит о самадхи как о сооружении, самадхи-мандир, затем речь идет о церемонии самадхи, которую провели Госвами и потом говорится о состоянии самадхи, в которое вечно погружен Шрила Рупа Госвами.

Над выпуском работали: Дхаранидхара дас, Расасиндху дас, Ананга Мохан дас, Дхира Кришна дас.
Мы благодарим всех преданных, кто непосредственно или просто своим присутствием, помогали в подготовке выпуска.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "СЛУГА СЛУГИ", а также книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы по адресам: dinar@zmail.ru - Расасиндху дас (организатор рассылки), soul@dngas.dp.ua - Ананга Мохан дас (соорганизатор рассылки) или d_s_k@hotbox.ru - Дхира Кришна дас (техническое обеспечение) Выписаться из рассылки можно послав, со своего адреса, на адрес soul@dngas.dp.ua или d_s_k@hotbox.ru письмо с одним словом Unsubscribe (Выпишите) в поле Subject (Тема). Чтобы подписаться на рассылку, пожалуйста, пришлите со своего адреса письмо со словом Subscribe (Подпишите) в поле "Тема".