Архив вестника

"СЛУГА СЛУГИ"
№ 10 (3)

30 мая 2002

Windows - 1251
(Cyrillic)

ШРИ БХАКТИВЕДАНТА
ГАУДИЯ МАТХ

АЧАРЬЯ
Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачария

Ашоттара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЯНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖА

 

О к е а н самоцветов

(Ратнакара)

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махараджа

США, Алачуа, 18 Июня 1999 года, вечер

 

Шрила Нараяна Махараджа: Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8 глава. В первой главе Ади-лилы Чайтанья-чаритамриты (шлоки 1, 34, 35) Кришнадас Кавирадж Госвами приносит пранамы своему мантра-гуру и всем своим шикша-гуру. Затем, особо, своему чайтья-гуру: шикхи-пинчи-маули (Ч.-ч., Ади, 1.57), то есть Самому Кришне. Также он приносит пранамы своему гуру как маханта-гуру (Ч.-ч., Ади, 1.58), или проявлению Кришны — приносит пранамы Ему и всем преданным. Еще он говорит:

хоячена хоибена прабхура джата даса
сабара чарана вандон данте кори гхаса

(“Шри вайшнава-вандана” Девакинандана даса Тхакура)

Что означают слова хоячхена хоибена?

Преданный: Зажав соломинку в зубах, я приношу свои пранамы всем вайшнавам прошлого и тем, кто станет вайшнавами в будущем, и молю их о милости.

Шрила Нараяна Махараджа: Я приношу пранамы тем, кто придет, кто были и тем, кто есть сейчас, пусть будут они милостивы. Что потом? Он говорит о Говинде, Гопинатхе и Мадана-мохане:

эи тина тхакура гаудийаке карийачена атмасат
э тинера чарана вандон тине мора натха

(Ч.-ч., Ади, 1.19)

[Три Божества Вриндавана (Мадан-мохан, Говинда и Гопинатха) завладели сердцами Гаудия-вайшнавов. Я поклоняюсь Их лотосным стопам, Они Господа и моего сердца.]

Говинда, Гопинатха и Мадана-мохан — жизнь и душа всех Гаудия-вайшнавов. Божество Мадана-мохан покровительствует отношениям (самбандха-гьяне), у нас есть определенные взаимоотношения с Мадана-моханом. Мы Его слуги, вечные слуги. Мы можем служить лишь после того, как у нас установились отношения. Как служить? С осознанием наших взаимоотношений с Мадана-моханом. Что тогда произойдет? Кришна-према-прайоджана. Наша прайоджана не Кришна, не Он цель нашей жизни. Тогда что же? Наша высшая цель это любовь и привязанность к Кришне, это называется кришна-према-прайоджана. Что означает слово прайоджана?

Преданный: Высшая цель.

Шрила Нараяна Махараджа: Высшая цель. Какова наша высшая цель? Кришна-према. Какая према? Та према, что вечно живет в сердце Шримати Радхики, та любовь и привязанность к Кришне, что никогда не покидает сердца Шримати Радхики. Ее любовь и привязанность наивысшие. Это цель нашей жизни, обрести такую любовь и привязанность. Это возможно, если вы всегда служите Шримати Радхике. Тогда прийдет любовь, та, которой Она любит Кришну — махабхава. Сначала идут снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, и после, рудха и адхирудха, а потом модана и мадана. Тело Шримати Радхики, Ее чувства, Ее волосы, одежды, все без исключения сотворено из махабхавы, особенно Ее мадана-махабхавы. Кришна знает все, абсолютно все, поскольку Он — расо ваи саха. С точки зрения расы есть два Кришны, эка-раса и анека-раса. Эка-раса означает “одна раса”, Он завершен, Он вся раса. Нет ничего, что неизвестно Кришне. Он знает все. Он атмарама и аптакама. Что означают слова атмарама и аптакама?

Преданный: Атмарама означает, что Кришна черпает удовлетворение в Самом Себе и не нуждается ни в ком другом. Аптакама означает, что все Его желания удовлетворены и потому у Него нет пристрастия к чему-либо.

 

Он пришел в облике Шачинанданы Гаурахари — чтобы насладиться исполнением трех Своих желаний, которые невозможно было исполнить в кришна-лиле, играх Кришны.

Шрила Нараяна Махараджа: Кришна ничего не желает. Но Он так же и анека-раса, сочетание множества рас. В анека-расе Он становится хладини-шакти, Самой Шримати Радхикой. Он хочет постичь настроение хладини-шакти, а настроение хладини-шакти Радхики это мохана и модана-бхава. Кришна хочет испытать вкус этого, поскольку не знает, что такое махабхава Шримати Радхики. Он хочет попробывать настроение, которое Ему неведомо. Поэтому Кришна, чтобы исполнить три Своих желания, приходит в облике Шри Шачинанданы Гаурахари и пробует все это. После Он знает настроение хладини, что такое махабхава, мохана и модана бхава. Попробывать это Он может только таким путем, не иначе. Вот почему Он пришел в облике Шачинанданы Гаурахари — чтобы насладиться исполнением трех Своих желаний, которые невозможно было исполнить в кришна-лиле, играх Кришны. Но Ему нужно было научиться этому. И где Он учился?

Школа во Вриндаване на Радха-кунде

На Радха-кунде, во Вриндаване, есть школа. Главный ректор в этой школе Сама Шримати Радхика. Каждый из множества факультетов любви ведет профессор. В этой любви есть очень много факультетов. Он много дней учился там и сдавал экзамен Вишакхе, чтобы узнать, насколько успешным было Его обучение. Когда Он прошел экзамен, Ему сказали: “Теперь, должна быть практика. До этого была теория”. Вишакха сказала Ему: “Ступай в Гамбхиру, я буду там, и моя старшая сакхи Лалита тоже будет там. Мы оба будет проверять, что ты усвоил. Ты сдал экзамен по теории, теперь мы будем принимать у тебя экзамен по тому, что ты умеешь”. Лалита и Вишакха это Сварупа Дамодара и Райа Рамананда. Они всегда были с Махапрабху и иногда делали Ему выговоры, а иногда поправляли, чтобы Он не ошибался. Порой замечания Ему делал сам директор школы, Гададхара Пандит. Она (Шримати Радхика в облике Гададхары Пандита) знает все и иногда отчитывала Его, держа в руке указку ревнивого гнева, мана. После такого обучения Он мог исполнить три Своих желания. Вот как Кришнадас Кавирадж Госвами описывает, как Махапрабху пошел поступать в Школу (Ч.-ч., Мадхья, 8.1):

санчарйа рамабхидха-бхакта-мегхе
сва-бхакти-сиддханта-чайамритани
гаурабдер этайр амуна витирнаис
таж-гйатва-ратналайатам прайати

Шрила Нараяна Махараджа: Я хочу давать объяснения по “Чайтанья-чаритамрите” переведенной Свамиджи (А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой). Первым будет объяснять Свамиджи, а затем я, поскольку есть люди, которые говорят: “Он ведь не в линии Свамиджи. Он говорит что-то другое”. Но я не собираюсь говорить ничего, что было бы не в его линии. Вы должны понять это и сами послушать его (Шрилу Свами Махараджа), чтобы увидеть, в одной я преемственности со Свамиджи или нет. Я всегда следую ему, потому что он в преемственности своих ачарий. Есть только одна преемственность, не несколько. Только одна — гуру-парампара. Поэтому мы должны следовать ей. Мы также должны стараться понять, как следовать Шриле Свами Махарадже.

Преданный (читает перевод Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады): “Шри Чайтанья Махапрабху, известный как Гауранга, несет в Себе всё высшее знание о преданном служении. Это Он наделил властью Шри Рамананду Райа, который подобен облаку преданного служения. Это облако вобрало весь высочайший смысл преданного служения и волей океана пролило свои дожди над его безбрежными просторами. Шри Чайтанья Махапрабху это океан знания о чистом преданном служении”.

Шрила Нараяна Махараджа: Есть комментарий?

Преданный: Нет.

Шрила Нараяна Махараджа: Вы должны постараться понять глубокий смысл, заключенный здесь. Очень глубокий смысл! Вот почему было сказано:

йаха бхагавата пада вайшнавера стхане
эканта ашрайа кара чайтанйа-чаране

[Если хотите понять “Шримад-бхагаватам”, — сказал Сварупа Дамодара Госвами, — вы должны обратиться к осознавшему себя вайшнаву и слушать его. А это возможно, когда примите полное прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху.] (Ч.-ч., Антья, 5.131) Также можно сказать:

йаха чайтанйа-чаритамрита пада
расика-вайшнавера стхане

(парафраз первой строки предыдущего стиха)

“Если хотите понять “Чайтанья-чаритамриту”, вы должны припасть к стопам расика-вайшнава, который возвысился до уровня бхавы”.

Чайтанья-чаритамрита это суть Шримад-Бхагаватам, а Шримад-Бхагаватам это:

нигама-калпа-тарор галитам пхалам
шука-мукхад амрита-драва-самйутам
пибата бхагаватам расам алайам
мухур ахо расика бхуви бхавуках

(Бхаг. 1.1.3)

…суть всех Вед, Упанишад, суть всего. В нем (плоде Бхагаватам) нет косточек или чего-то, что можно отбросить, только раса, нектарный сок, и еще больше расы. Вы должны слушать это. Это пришло от нашей гуру-парампары. От кого? От Брахмы к Нараде, затем к Шукадеве Госвами. Шукадева Госвами принес сюда с Голоки Вриндаваны этот сладкий плод, нектарный плод расы. Он нисходит по линии гуру-парампары. Если кто-то хочет насладиться вкусом “Шримад-бхагаватам”, они должны идти к расика-вайшнаву, а суть “Шримад-бхагаватам” это “Чайтанья-чаритамрита”, это его сливки. Что именно? Если мы возьмем суть первых девяти песен, это будет десятая песнь. А что суть десятой песни? Гопи-гита, Вену-гита, Брахмара-гита, Йугала-гита…

Таков путь, всегда воспевать и памятовать, и слушать игры Кришны. Только этим путем, полученным от истинного гуру или преданного. Шраванам стоит первым. Шраванам, затем киртанам. Не просто киртанам, анукиртанам. Ану означает под руководством и непрерывно, подобно струе меда. Мед льется непрерывной струей, таким это должно быть у вас. Тогда вы сможете что-то понять. Итак Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами говорит санчарья рамабхидха-бхакта-мегхе (Ч.-ч., Мадхья, 8.1) — Махапрабху наделил властью Шри Рамананду Райа, который подобен облаку преданного служения. Чайтанья Махапрабху это и Радха, и Кришна одновременно. Он океан расы. Кришна низошел в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, Шачинанданы Гаурахари. Океан расы безграничен, у него нет берегов и мы не можем себе представить, насколько он глубок. Из этого океана расы, из Чайтаньи Махапрабху появляется облако. Как это происходит? С поверхности океана, высвобождаясь от соли и всех примесей, испаряется вода, его суть. Сейчас каждый знает, что происходит с испарившейся влагой и как она превращается в облака. Облака это суть океана расы. Рамананда Райа сравнивается здесь с облаком. Откуда оно появилось? Из этого океана. Океан это Чайтанья Махапрабху и испаряется Его милость, Его суть. Никто не видит, как воды океана превращаются в облако, мы можем видеть только облако — Райа Рамананду. Но кто такой Райа Рамананда? Обычный человек не в состоянии даже представить, насколько тот милосерден:

самсара-даванала-лидха-лока
транайа карунйа-гханагханатвам

(Шри Гурваштака, т.1)

Сгущенная (гхана) милость (каруна)… Райа Рамананда это средоточие каруны и сгущенной расы Шри Чайтаньи Махапрабху —Сам Шри Чайтанья Махапрабху пришел в образе облака. Но обратите внимание на одну вещь. Из этого облака льется дождь. Как? Когда облака проходят над лесом или касаются вершин гор или холмов, тогда льется дождь. Теперь, Чайтанья Махапрабху, океан, принимает новые формы — горы или леса, это Махапрабху, который задает вопросы. Когда облака встречаются с горой или лесом, они проливаются дождем. Сейчас, благодаря касанию Махапрабху, также как при встрече с горой или лесом, из облака полился дождь. Такой же дождь выпадает во время, когда планеты занимают особое положение называемое свати-накшатра. Капли дождя, падая в различные места, производят, согласно природе этих мест, различные предметы. Так и при встрече Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Райа, этот дождь проливается над океаном и океан расы, Чайтанья Махапрабху, превращается в ратнакару, океан самоцветов. Если в этот особый период проливается дождь и капля упадет на банановое дерево, она превращается в камфару. Если падает на капюшон змеи, то превращается в мани, драгоценный камень. Когда же капля попадает на копыта коров, она становится очень дорогим желтым пигментом, горачаной. А когда капля дождя падает в океан и попадает в жемчужницу, она обращается в жемчужину. Из множества капель падающих с дождем в свати-накшатру появляются множество вещей и тогда океан называется ратнакара. Что означает ратнакара? Океан самоцветов. Этот океан это Чайтанья Махапрабху. Теперь Его именуют Ратнакара потому что Райа Рамананда пролил в Него свой дождь. Махапрабху услышал то, чего не слышал раньше. Он услышал все это от Вишакхи деви или Райа Рамананды и стал теперь ратнакара, полным самоцветов, только драгоценные камни. Теперь Он наслаждается исполнением трех Своих желаний. Облака появились из океана и вновь пролили свои сладкие дожди над ним и капли дождя превратились в жемчужины, после этого океан стал называться ратнакара, это Сам Чайтанья Махапрабху.

 

...при встрече Чайтаньи Махапрабху и Рамананды Райа, этот дождь проливается над океаном и океан расы, Чайтанья Махапрабху, превращается в ратнакару, океан самоцветов.

Он знает всю сиддханту. В чем состоит сиддханта? Что такое снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, каковы их признаки, Он Сам рассказал об этом Рупе Госвами и вдохновил его описать это в “Бхакти-расамрита-синдху” и особенно в “Уджвала-ниламани”. Мы обсудим это, обсудим нашу цель. Существует неисчислимое множество разных целей для такого же неисчислимого множества разных преданных. Чайтанья Махапрабху спросил Райа Рамананду: “В чем цель и каким путем ее достичь?” Но заметьте, все пути, что будут описаны далее, независимы друг от друга и не являются частями одного пути. Чайтанья Махапрабху расположил пути таким образом, что может создаться впечатление, что один путь продолжает другой, но в действительности они для разных преданных и ведут к разным целям.

Когда Чайтанья Махапрабху путешествовал по Южной Индии Он побывал во многих местах, и в Шри Рангаме тоже. Там Он встретил Венката Бхатту, Тримала Бхатту, Прабходананду Сарасвати и Гопала. Он рассказывал им о Шримати Радхике и о сладости Кришны. Все четверо были Шри Вайшнавами, поклонялись Лакшми-Нараяне, но слушая доводы Чайтаньи Махапрабху и сладостные игры Кришны, они совершенно изменились и стали Гаудия Вайшнавами, начали служить Шримати Радхике и Кришне, Божественной Чете. Кроме того они получили посвящение в гопала-мантру.

Сначала в нашей парампаре давалась только гопала-мантра. От Кришны к Брахме, затем к Нараде и всем остальным. Даже Чайтанья Махапрабху, что Он получил? Гурудев дал Ему только гопала-мантру. В наши дни мы получаем множество мантр, это потому что мы очень слабы. В наши дни дается много мантр, но прежде только гопала-мантра была гуру-мантрой. В ней заключено все могущество, очень близкие и крепкие взаимоотношения с Кришной, в гопала-мантре есть все. Вы знаете, что Гопа-кумар достиг всего только благодаря гопала-мантре. От самого начала и до конца он повторял только эту мантру. Никаких других мантр. Итак, Чайтанья Махапрабху встретил в Своем путешествии Гопала Батту и других, обратил их в гаудия-вайшнавов, а затем пришел на берег реки Годавари.

Кришнадас Кавирадж Госвами говорит здесь, что Чайтанья Махапрабху был бала-саньяси, юным саньяси, Он был великолепен. Он пришел на берег Годавари и стал повторять там харинам. В это время, в Годавари, согласно ведической традиции, принимал омовение Райа Рамананда. Он был губернатором Южной Индии и правил под началом Пратапарудры Махараджи. Он, как подобает королевской особе, принимал омовение под бой барабанов, в окружении множества брахманов, которые повторяли мантры, пуруша-сукту, деви-сукту и многие другие. Во время омовения он заметил в отдалении отреченного бала-санньяси повторяющего харинам. Он был очень привлечен Его видом. Он оставил своих брахманов, всех солдат, всю процессию и в простых одеждах подошел к Чайтанье Махапрабху и предложил Ему пранамы. Чайтанья Махапрабху окинул его взглядом и сказал: “Не ты ли Райа Рамананда?” — и тут же обнял его, шудру. Райа Рамананда происходил из рода шудр, а Чайтанья Махапрабху из династии возвышенных брахманов, более того Он был санньяси. В шастрах говорится что никакой возвышенный санньяси не должен касаться шудры, однако Чайтанья Махапрабху принебрег этим предписанием и обнял Райа Рамананду. Тот тоже обнял Махапрабху и оба потеряли сознание. Они воскликнули: “Кришна! Кришна! Кришна!” — и потеряли сознание. Они плакали, а через какое-то время вновь пришли в себя.

Чайтанья Махапрабху спросил: “Это ты Райа Рамананда?” Тот ответил — тено кахе, сеи хана даса шудра манда (Ч.-ч., Мадхья, 8.21) Что это значит?

Преданный (читает перевод Шрилы Свами Махараджи): “Шри Чайтанья Махапрабху затем спросил его, не он ли Рамананда Рай, на что тот ответил: “Да, я Твой самый недостойный слуга, я принадлежу к сословию шудр”. Вот так преданный должен встречать любого старшего вайшнава. Никакого ложного эго: “Я такой ученый. Я ачарья”, — ничего подобного, берите пример с того, как Райа Рамананда встретил Чайтанью Махапрабху. Брахманы которые видели все это подумали: “Почему этот санньяси обнимает шудру, низкорожденного? Шастры не позволюят санньяси делать этого. Но Он делает. А тот? Он царь, очень ученый человек, серьезная личность, а сейчас громко рыдает и обнимает этого санньяси. В них видны проявления ашта-сатвика. Как же так?”

эи махараджа — маха пандита гамбхира
санньясира спарше матта хоила астхира

Преданный (читает перевод): “Брахманы подумали: “Райа Рамананда — губернатор Мадраса, очень образованный и серьезный человек, маха-пандит, но сейчас, прикоснувшись к этому санньяси, он впал в совершенное беспокойство, как будто его охватило безумие”. (Ч.-ч., Мадхья, 8.27) Тут Чайтанья Махапрабху заметил, что это были виджатия-брахманы, смарта-пандиты, которые не понимали, что происходит. В этом мире осознавшие себя преданные не проводят различия между шудрами или брахманами, для них все вечные слуги Кришны. Только вайшнав обладает таким видением, никто другой. Смарта-брахманы не могут понять этого. Поэтому Чайтанья Махапрабху совладал со Своими чувствами и произнес следующие слова: “Сарвабхаума Бхаттачарийа был очень милостив ко мне, он сказал, что я должен идти на берега Годавари и встретиться с очень возвышенным преданным, Райа Раманандой. Для меня очень большая удача, что я пришел сюда и встретил тебя”.

Райа Рамананда ответил: “Сарвабхаума Бхаттачария очень великодушен ко мне, вот почему он послал тебя — чтобы я освободился из этого мира”.

Так они приветствовали друг друга и Чайтанья Махапрабху сказал: “Я хочу вновь встретиться с тобой”.

— Если ты пришел ко мне, ты должен побыть здесь какое-то время и вдохновить меня на бхакти, — сказал Райа Рамананда и продолжил, — Я приду вечером, когда стемнеет, тогда мы сможем поговорить обо всем.

Этим же вечером Чайтанья Махапрабху уже ждал его. Он взял с собой немного угощений из дома брахмана-вайшнава и теперь сидел в ожидании Райа Рамананды. Когда тот пришел, Махапрабху сказал ему: “Я хочу спросить тебя о садхье и садхане, цели и пути преданного служения, но хочу, чтобы ты подтверждал все свидетельствами из писаний, особенно из “Шримад-бхагаватам”. Я не хочу слышать ничего, что не подтверждено шастрами. Все твои слова должны быть словами из шастр”, — и задал Свой первый вопрос:

прабху кахе,
пада шлока садхйера нирнайа
райа кахе
сва-дхармачаране вишну-бхакти хойа

(Ч.-ч., Мадхья, 8.57)

Преданный (продолжает читать): “Шри Чайтанья Махапрабху велел Райа Рамананде произнести стихи из священных писаний имеющие отношение к высшей цели жизни. Райа Раманада ответил, что если человек исполняет обязанности соответствующие его месту в обществе, он пробуждает свое изначальное Сознание Кришны”.

Благодаря беседе Райа Рамананды и Махапрабху мы можем знать, что является целью преемственности Махапрабху и Рупы Госвами, и как прийти к этой цели. Если мы не знаем Райа Рамананда-самвада, Рупа-шикши, Санатана-шикши, тогда не сможем понять наставления Шри Чайтаньи Махапрабху и, на самом деле, не находимся в Его преемственности. Мы обязаны знать все это. Это чистое бхакти, даже более чем чистое.

Райа Рамананда рассказывает о том,
что такое наша Садхья или цель жизни
и Садхана или путь ее достижения

Райа Рамананда говорит о нашей цели, о том, к чему должна вести нас наша преданность, о нашей садхье, и пути ее достижения. Вот с чего он начал…

Этот мир населяют бесчисленные мириады обусловленных душ в самых разных формах жизни. Человеческие существа крайне редки среди них. А среди последних, множество обликом похожи на людей, а по сути животные. Они не знают ничего о Кришне или преданности и чём-либо подобном. Кроме того, есть очень много смарта-брахманов, знающих Веды, но не верящих в Кришну. Это нирвишеша-брахмавади. Еще труднее встретить вишну-бхакт, а среди сотен миллионов вишну-бхакт, лишь единицы это нарайана-бхакты. Из них очень редок тот, кто достиг самоосознания, сиддха. А среди совершенных (сиддха) преданных Нараяны с трудом найдется кришна-бхакта, который совершает садхана-бхаджан, ананья-бхаджан. Что такое ананья-бхаджан?

Преданный: Непрерывный, устремленный только к одному, исключительный.

Шрила Нараяна Махараджа: Только Кришне. Какому Кришне? Враджендра-нандане Кришне. Не Дваракадише или Матхуреше. Только чтобы порадовать Радху и Кришну. Это ананья-бхакты. Но среди них есть садхаки. А среди лакхов и лакхов садхаков редко встретишь того, кто обрел бхава-бхакти или рати. Сначала идет ништха, затем ручи, асакти и затем бхава-бхакти. …крайне и крайне редки. А среди них очень редки взошедшие на уровень сварупа-сиддха. А из них лишь единицы обладают премой. Среди последних очень редки дасья-бхакты, а среди тех, в свою очередь, очень непросто найти того, кто дружит с Кришной, сакх. Среди миллионов сакх вы с огромным трудом найдете тех, кто подобны Маме Йашоде и Нанде Бабе, ватсалья-бхакт. Но даже более редки чем они, это гопи. Чрезвычайно редки. Среди гопи есть разные группы — випакша, татастха, сухрит и свапакша. Свапакша-гопи и их служанки, кто они? Они тат-тад бхава-иччхамайи, это Рупа манджари и Рати манджари. Они пришли в облике Рупы Госвами и Рагхунатхи Даса Госвами. Мы должны стараться следовать им, их настроению. Если вы делаете это, тогда это рагануга, в противном случае нет. Вот насколько это редко. Рамананда Райа расскажет обо всем этом в рамананда-самваде постепенно. С чего же начать нам?

Варнашрама-дхарма. Что такое варнашрама-дхарма? Раньше в Индии была варнашрама-дхарма, ведическая варнашрама-дхарма, теперь это пришло в упадок, совсем иное. При том общественном устройстве жена должна была быть всегда с мужем и выходить замуж только один раз. Она никогда не должна была разводиться, как происходит это у преданных на Западе или вообще у людей, кто там живет. Каждый день перемены, как мода. Они хотят, чтобы их имена попали в Книгу Рекордов Гиннеса. Уподобляться животным — вот их стиль жизни. В Индии, при варнашрама-дхарме, все было по-другому. Люди служили отцу, матери, всем полубогам и особенно Вишну. Но кто такой Вишну? Завершающее проявление в этом мире, как Параматма. Он наш сакши, свидетель. Он посылает нам соответствующие плоды нашей деятельности, плохой или хорошей. Его называют Вишну.

Что означает варна и ашрам?

Преданный: варна это разделение общества на основе рода занятий, а ашрам — его духовное разделение.

Шрила Нараяна Махараджа: Что такое варнашрама-дхарма?

Преданный: Смысл варнашрама-дхармы в том, чтобы, должным образом следовать правилам своей варны и ашрама и тем самым удовлетворить Вишну.

Шрила Нараяна Махараджа: Два деления — варна и ашрам. Варна означает брахман, кшатрий, вайшья и шудра. Это основано на качествах человека.

чатур-варньям майа сриштам
гуна-карма-вибхагашаха

(Б.Г., 4.13)

[Я создал четыре слоя общества в соответствии с тремя гунами материальный природы и деятельностью связанной с ними.]

Ашрам означает брахмачари, грихастха, ванапрастха и саннйаса. Что будет их дхармой? Занимать свое место и поклоняться Вишну. Почему они должны поклоняться? Потому что они должны быть счастливы. Как же приходит счастье? Если человек поклоняется Вишну, Вишну будет доволен и дарует блага. Какие? Он даст вам все, что вам нужно для счастья в этом мире — богатство, хорошее положение, жену, детей и так далее. Он может даровать даже освобождение. Итак, все служили Вишну, но при этом думали, что Кришна, Рама, Шанкара и Ганеша равны — поклонялись всем на один лад, с одинаковым почтением. Понимаете? Это варнашрама-дхарма.

Что же сказал Махапрабху? Эхо бахья, аге каха ара (Ч.-ч., Мадхья, 8.59) Что означает “эхо бахья”?

Преданный (читает): “На это Шри Чайтанья Махапрабху ответил: ’Это поверхностно. Раскажи мне лучше о других путях‘. Райа Рамананда ответил: ’Суть совершенства в том, чтобы посвящать Кришне плоды своих действий‘”.

Шрила Нараяна Махараджа: Почему это поверхностно? Объясни.

Преданный: Потому что просто следование варнашрама-дхарме побуждает оказывать почтение садху, но при этом нет положительной деятельности. Говорится только о том, что для прогресса вы должны придерживаться определенного социального уклада, но не говорится, за счет чего именно вы будете прогрессировать.

Шрила Нараяна Махараджа: Они не знают о душе, не знают, кто Верховная Личность Бога и что такое настоящее бхакти. Они не знают ничего этого. Они считают, что их тело это они сами и не знают ничего другого. Итак, Чайтанья Махапрабху назвал это поверхностным.

Мы видим, особенно на Западе, как многие брахмачари, которые по многу лет поклонялись Радхе и Кришне в храме, даже санньяси, в итоге женились. Что они говорят? — “Но мы ведь должны следовать нашему гурудеву, а он сказал следуйте варнашраме”. В Канаде я был в сельскохозяйственной общине преданных “Шаранагати”, они хотят установить там варнашрама-дхарму. Здесь я тоже вижу, как преданные только и делают, что пытаются установить варнашраму. Но Чайтанья Махапрабху говорит, и Свамиджи тоже, что это поверхностно, “эхо бахйа”. Из этого ничего толкового не выйдет. Вот почему Махапрабху попросил говорить дальше.

райа кахе,
кришне кармарпана сарва-садхйа-сара

(Ч.-ч., Мадхья, 8.59)

[Рамананда ответил: “Суть совершенства в том, чтобы посвящать Кришне плоды своих действий”.]

Шрила Нараяна Махараджа: Кто-то может думать, что если он занимает определенное положение в варнашрама-дхарме, тогда это бхакти. Не думайте так. Быть в варнашраме, в семье, на самом деле не бхакти. Если же находясь там, вы следуете наставлениям Чайтаньи Махапрабху, Рупы Госвами, тогда это нормально. Это можно. Если же человек не следует их наставлениям, а просто занимает место в системе варнашрама-дхармы, и поклоняясь Кришне, думает о себе, что он тело, если не слушает хари-катху, не осознал того, что он вечный слуга Кришны, Его неотъемлемая частичка, если не идет путем шуддха-бхакти, путем чистой преданности и любви к Кришне тогда… О! Среди грихастх очень много маявади, карми, йоги и тапасви. …тогда все, чем вы заниметесь, равно нулю. Такая грихастха-дхарма не является бхакти в преемственности Чайтаньи Махапрабху. Он отверг ее. После этого Райа Рамананда произнес “кармарпана”. Что означает кармарпана? Можешь объяснить?

Преданный: Он говорит, — йат кароши йад ашнаси, — что бы ты ни делал, посвящай это Кришне. Но кто-то может спросить: “Что здесь неправильного? В чем ошибка? Почему Чайтанья Махапрабху отверг это, ведь если человек посвящает…”

Шрила Нараяна Махараджа: В девятой главе “Гиты” Кришна говорит:

йат кароши йад ашнаси
йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа
тат курушва мад-арпанам

(Б.-г., 9.27)

[Что бы ты ни делал, что бы ни вкушал, что бы ты ни принимал или отдавал, какие бы аскезы ни совершал, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне]

Что дальше?

Преданный: Трудность в том, что человек думает: “Я предлагаю это Кришне”. Это значит он думает: “Это принадлежит мне, но я отдаю это Кришне и получу благословения, некое благо и так далее”. Это больше походит на деловой обмен, это поверхностно.

Шрила Нараяна Махараджа: Что еще? Постарайтесь понять это, потому что вы семейные люди, вы в варнашрама-дхарме. Но вы должны знать, в чем суть варнашрама-дхармы и бхакти. Чем они отличаются? Человек что-то делает и затем предлагает это Кришне, поклоняется Ему. У этого человека, к примеру, есть сад, и он ухаживает за ним. У него есть работа, жена и дети, всё как обычно. Он приготовит что-то и потом предлагает это Кришне произнося различные мантры. Но в чем здесь изьян? В варнашрама-дхарме очень много недостатков. Этот человек думает: “Я делаю это, эту карму, работу. Я разбил этот сад. Я построил дом. Я заработал деньги. Я делаю все это, и что-то, что приходит от моих усилий, я предлагаю Кришне”. Но, в действительности, не мы делаем. Кто мы? Если вы думаете: “Я творец”, это будет совершенно неправильно. Тем не менее, говорится — предлагайте все, что вы делаете. К кому это обращено? К начинающим, тем, кто еще не чистые бхакты.

Если ваш гурудев сказал вам: “Распространяйте книги, записывайте пожизненных членов в наше общество и приносите какие-то деньги — это бхакти, вы придете прямо во Вриндаван”. Есть ли в этом какой-либо недостаток? То, что сказано — верно, только мы еще не поняли этого. Гурудев хотел каким-либо образом привести их на путь шуддха-бхакти. Они должны читать книги, должны знать, в чем смысл общения с возвышенным Вайшнавом. Вот тогда они поймут, что не они совершают действия, что они неотъемлемые частички Кришны и вечные слуги. То есть, прежде всего, я должен вручить всего себя и затем делать. Тогда все, что бы мы ни делали для удовольствия Кришны, будет бхакти. “Йат кароши” это не чистое бхакти. Это аропа-сиддха-бхакти. Аропа-сиддха означает сочетание кармы и бхакти (карма-мишра-бхакти), в котором карма стоит на первом месте, — “Я делаю. Я созидатель. Я великодушно даю что-то Кришне. Все принадлежит мне, но что-то, я, по доброте своей, даю Ему. Я так благосклонен к Кришне. А потому, Кришна, ты должен быть доволен этим и помочь мне быть счастливым в этом мире”. Но Махапрабху отверг это и сказал: “Говори дальше”.

прабху кахе,
эхо бахйа аге каха ара
райа кахе,
свадхарма-тйга еи садхйа-сара

(Ч.-ч., Мадхья, 8.61)

“Это тоже поверхностно”, — сказал Чайтанья Махапрабху, — “Пожалуйста, продолжай”. Рамананда Райа ответил: “Суть совершенства в том, чтобы оставить свои обязанности в варнашрама-дхарме”. После этого он произнес шлоку из “Гиты”:

сарва-дхарман паритьяджья
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папепбхьо
мокшаишьями ма шучах

(Б.-г., 18.66)

[Если ты оставляешь все религиозные обязанности и свой предписанный долг и приходишь ко Мне, Верховной Личности Бога, и принимаешь прибежище, Я защищу тебя от последствий всего греховного, что ты совершил. Не беспокойся ни о чем.]

Что это означает?

Преданный: Здесь Кришна говорит, что если кто-то принимает у Него прибежище, становится шаранагатой, тогда он будет защищен от всех карма-пхала, последствий его действий. Таким образом, предание Кришне снимает груз забот об ответственности за прошлые деяния.

Шрила Нараяна Махараджа: Сейчас нам нужно понять одну очень важную вещь. Кришна пришел установить йуга-дхарму, а также сварупа-дхарму. Что такое сварупа-дхарма?

Преданный: религия души.

Шрила Нараяна Махараджа: Особенно Он пришел насладиться всем разнообразием рас — дасьей, сакхьей, ватсальей и мадхурьей. Итак, Кришна пришел установить йуга-дхарму или манвантара-дхарму, а также вечную свадхарму дживы. К чему же он тогда сказал сарва дхарман паритйаджйа — “Оставь все религии”. Но Кришна не говорит здесь: “Оставь абсолютно все дхармы”. Он говорит только о не настоящих дхармах, внешних дхармах тела и ума. Дверью в бхакти является шаранагати, вот о чем говорится в этой шлоке. О чем говорит Кришна?

Преданный: Я избавлю тебя от последствий твоих прошлых поступков.

Шрила Нараяна Махараджа: Здесь говорится только о принятии прибежища. Однако это отнюдь не чистое бхакти. Шаранагати или “вручение себя” — то, чего Кришна хочет здесь от Арджуны. Это дверь в бхакти, но еще не бхакти. Это не религия нашей сварупы, атмы или души. Это то, о чем здесь говорится.

Преданный: Свамиджи Махараджа дал комментарий к этому стиху.

Шрила Нараяна Махараджа: Да

Преданный (читает): В этой связи Шрила Рагхунатха Даса Госвами дает в своей “Манах-шикше” (т.2) следующее наставление:

на дхармам надхармам шрути-гана-нируктам кила куру
врадже радха-кришна-прачура-паричарйам иха тану

Он велит нам не вовлекаться ни в религиозную, ни в иррелигиозную деятельность упомянутую в Ведах. Самое лучшее, это всегда служить Господу Кришне и Радхарани. Это совершенство всей жизни. О том же говорит Нарада Муни в Шримад-Бхагаватам (4.29.46):

йада йасйанугрихнати
бхагаван атма-бхавитах
са джахати матим локе
веде ча париништхитам

“Когда человек по-настоящему посвящает себя любовному служению Верховной Личности Бога, он оставляет все свои обязанности в материальном мире, так же как и все обязанности предписанные ведическими писаниями и таким образом утверждается в служении Господу”.

Вы не можете сразу предаться Кришне, сначала вы должны вручить себя Его проявлению — гуру, шикша-гуру и дикша-гуру. Быть слугой Кришны и вашего гурудева. Тогда вы можете подойти к дверям бхакти, к шаранагати.

Шрила Нараяна Махараджа: Что мы совершаем сейчас? Бхакти? На самом деле если мы не шаранагата, не предались всей душой, тогда это не чистое бхакти. Мы должны быть преданы нашими чувствами, сердцем и душой. Прежде всего вы должны предаться. Вы не можете сразу предаться Кришне, сначала вы должны вручить себя Его проявлению — гуру, шикша-гуру и дикша-гуру. Быть слугой Кришны и вашего гурудева. Тогда вы можете подойти к дверям бхакти, к шаранагати. Вы должны твердо верить в слова гуру, шастр и Кришны. Как Харидас Тхакур — его били на двадцати двух рыночных площадях. Как Прахлада Махарадж, которого пытались отравить и убить всевозможными способами, но он всегда повторял и памятовал.

Мы должны верить, что Кришна спасет нас. Если у вас нет этого, если у вас нет твердой убежденности в то, что Кришна спасет вас, тогда вы не сможете повторять и памятовать без трудностей. Могут появиться проблемы, и они появятся. Но возвышенным преданным, тем кто предался Кришне и гурудеву, трудности не помеха. Такие преданные не оступятся.

Время уже подошло к концу, мы продолжим завтра. Я хочу дать вам представление о том, что такое чистое бхакти, к чему должна вести наша жизнь и каков правильный путь. Если завтра и послезавтра у нас будет время, я постараюсь очень просто, доступными словами, объяснить вам это. Постарайтесь все понять. Если будет что-то не понятно, вы можете спрашивать.

Гаура премананде!


Текст в квадратных скобках — перевод А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

пер. с англ. Расасиндху д.

Над выпуском работали: Дхаранидхара дас, Расасиндху дас, Ананга Мохан дас.
Мы благодарим всех преданных, кто непосредственно или просто своим присутствием, помогали в подготовке выпуска.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "СЛУГА СЛУГИ", а также книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы:
Расасиндху дас (организатор рассылки)
Ананга Мохан дас (соорганизатор рассылки и тех. поддержка)

Вы также свободно можете выписаться из рассылки или подписаться на нее.