Архив вестника

"СЛУГА СЛУГИ"
№ 9 (3)

23 мая 2002

Windows - 1251
(Cyrillic)

ШРИ БХАКТИВЕДАНТА
ГАУДИЯ МАТХ

АЧАРЬЯ
Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачария

Ашоттара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЯНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖА

 

Прахлада Махараджа

Шрила Бхактиведанта
Нараяна Госвами Махараджа

(Малазия, 2 февраля 1998 года, вечер)

Очень трудно быть настоящим вайшнавом не зная наставлений Прахлады Махараджи и его жизни. Шрила Прабхупада, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, прочел Прахлада-чариту 108 раз, не один или два — сто восемь раз. Он говорил: “Вы должны читать Прахлада-упакхью”.

Итак, в древние времена, в Сатья-югу, жило два брата — Хираньякашипу и Хираньякша. Сила их была необычайна. Такие имена были даны им только потому, что они были очень богаты, сильны и никто не мог убить их или победить. Но они не могли жить без богатства, а богатство это золото, поэтому они думали: “Если у нас будет много золота, мы будем процветать и наслаждаться”. Они утопали в роскоши, жили в сказочных дворцах, у них было все, что можно увидеть в наши дни и даже более того. Стоило им пожелать, и Индра подметал их дворцы. Они повелевали Ваюдевой, а Варунадева приносил им воду. Они все держали в своих руках, все было в их власти.

Те, кто считает, что счастье зависит от богатства, это сыновья и дочери Хираньякашипу и Хираньякши. В те дни были только эти двое, но сегодня появились сотни тысяч Хираньякашипу. Я думаю, что все они потомки первых двух. Если жена старается быть чистой преданной, не ест рыбу, яиц, мяса, тогда муж прийдет в гнев и будет противиться этому. Он будет чинить препятствия и доставлять беспокойства. Если муж преданный, тогда восстанет жена. Если же оба преданные, тогда воспротивятся их дети. Если дети преданные, тогда ополчатся и мать, и отец, и вся родня. Этот мир наполонен Хираньякашипу и Хираньякшами. Мы видим это каждый день.

Спустя какое-то время Хираньякша был убит Господом Варахадевой, тогда Хираньякашипу стал заклятым врагом Вишну. Он возненавидел Бхагавана Вишну лютой ненавистью. Он хотел убить Его и потому искал повсюду: “Я устрою великую битву с ним и убью его”. Но найти Вишну было очень трудно.

К тому времени у Хираньякашипу было четыре сына и младшего из них звали Прахлада Махараджа. Между ним и его отцом была “холодная война”. Отец не был счастлив, видя, как Прахлада воспевает имена Кришны — Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Постепенно отец все более наливался злобой к своему маленькому сыну. Всеми силами он препятствовал ему повторять хари-наму, — Он не должен верить в Бога, потому что Бог мой враг. Он убил моего старшего брата. Поэтому Прахлада не должен быть на стороне этого Хари или Вишну, — так думал великий демон. Но Прахлада Махараджа был очень стоек, его это не беспокоило и он продолжал воспевать.

Затем его послали в школу. Когда через несколько дней он пришел, мать нарядила его, украсила и посадила на колени отцу. Хираньякашипу засветился от счастья: “Какой хороший ребенок, замечательный сын! Ты пошел в школу?”

— Да, я пошел в школу.
— Чему тебя научили твои учителя?

...в школе я понял, что мир полон страданий и единственное и высшее, чему должна быть посвящена жизнь, это служению Кришне.

Прахлада мягко ответил: “Отец, в школе я понял, что мир полон страданий и единственное и высшее, чему должна быть посвящена жизнь, это служению Кришне. Нужно отказаться от дурного общения этого мира и идти к Вайшнавам, повторять, памятовать и слушать игры Кришны, тогда жизнь будет успешной. Мир этот подобен колодцу”.

Какому колодцу? Темному колодцу. Что это значит? Это старый, с обсыпавшимися краями колодец, поросший сверху кустарником и лианами так, что его не видно. Это называется темный или слепой колодец. Это мир подобен слепому колодцу. Почему?

Прахлада Махараджа рассказывает… Человек держит куда-то путь и ему предстоит пройти через дремучий лес. Там громадные деревья, огромные тигры, свирепые львы и медведи. Когда он дошел до середины леса, он вдруг увидел как к нему, рыча, бросился страшный тигр. Спасая свою жизнь путник что есть силы помчался прочь. Стволы деревьев были слишком широки и высоки чтобы забраться на них, но он увидел колодец и, схватившись за лианы, спустился вниз. Он хотел встать на дно, поскольку там не было воды, но вместо воды там были три или четыре смертельно-ядовитых змеи. Что они делали?

Преданный: Шипели.

Шрила Нараяна Махараджа: Змеи шипят и тут же жалят, а через несколько мгновений человек умирает. Те змеи пытались добраться до несчастного и ужалить. Путник был перепуган до полусмерти. Он понял, что наверху он погибнет, но внутри колодца, на дне его, тоже смерть. Что же делать? Он держался за две лианы, как вдруг из норы в стене появились две крысы и начали очень расторопно грызть лианы. Одна крыса была белой, а другая черной. Через мгновение они свершат свое дело и он упадет вниз. И тут он увидел над собой, на ветви, полные меда пчелиные соты. Мед капал с них красивыми, золотыми каплями. Обеими руками путник держался за лианы, потому он вытянул язык и поймал каплю меда — “О, какая сладость, как приятно”. Он забыл обо всем, о том, что наверху его подстерегает жуткая смерть, внизу тоже смерть, а белая и черная крысы точат лианы. Но вдруг слетелись тысячи пчел и стали жалить его. Со всех сторон ему угрожала смерть. Нигде не было спасения.

Когда он поймал одну каплю меда, он подумал: “Как сладко!”. Как это называется? Этот мир похож на слепой колодец, не правда ли? Мы не знаем когда к нам прийдет смерть. В жизни столько опасностей. Мы можем умереть в любое мгновение. Мы сейчас сидим здесь, а ветер может принести из глухих джунгей ядовитые испарения и все умрут. Я слышал об этом много раз.

Мы схватились за две ветви. День и ночь. Наш срок отмерен — сто лет. Две ветви это также все плохое и хорошее, что мы сделали. День сменится ночью, пронесется неделя, десять лет, сто, и мы умрем. Что такое этот столь сладкий мед? Это моя красивая жена и чудные дети. Но когда вы состаритесь, они не раздумывая ни секунды бросят вас и устремятся к другой сладости, пробовать все новый и новый мед, мадху. Таков мир.

...моя красивая жена и чудные дети. Но когда вы состаритесь, они не раздумывая ни секунды бросят вас и устремятся к другой сладости, пробовать все новый и новый мед, мадху. Таков мир.

Вот почему любой разумный человек должен постараться понять: “Кто я? Кто управляет этим миром?” Постараться разыскать эту личность и отдать Ему, Кришне, свою любовь и привязанность. Пойти к Вайшнавам, лучшему классу общества, жить с ними, всегда воспевать, памятовать и служить Кришне. Тогда все будет простым и необременительным.

От таких слов Хираньякашипу пришел в ярость и сбросил Прахладу Махараджу со своих колен: “Скверный мальчишка! Мы священный род, аристократическое семейство, и как ты только оказался среди нас? Ты просто невыносим! Ты встал на сторону Вишну, нашего врага и все время повторяешь: “Вишну, Кришна, Рама, Харе Кришна Харе Рама”, Я предупредил тебя, но ты продолжаешь”. Хираньякашипу был в страшном гневе, он хотел убить сына, но, немного подумав, снова послал его в школу, а его учителям, Шанде и Амарке, наказал: “Ну, теперь держите ухо востро. Если будете повторять имена Вишну или Кришны, я вас проучу. Это вы, наверное, учите мальчика. Смотрите в оба, чтобы не появился никто чужой, стерегите мальчика. А еще лучше возведите стену, чтобы никто не пробрался. У Вишну есть много шпионов, одного из них я знаю, это Нарада. Будьте всегда настороже, эти ищейки не должны добраться до мальчика”.

А сыну своему, Прахладе, Хираньякашипу сказал: “Я тебя породил. Я тебя растил и воспитывал, все тебе давал, а ты, скверный мальчишка, не считаешь меня своим отцом и принимаешь сторону нашего врага, Хари. Почему?!”

Теперь учителя Прахлады были очень осторожны, они заискивающе спросили его: “О Прахлада, скажи правду, кто научил тебя всему этому?” Прахлада ответил: “Меня никто не учил, это всегда со мной, от рождения”. Но он скрыл от них кое-что. Что же? Сам Нарада Риши, тот самый шпион Вишну, научил его всему. Как это случилось? Прахлада тогда был еще в лоне матери. Знаете сколько он там пробыл? Целых 60000 лет! Теперь Прахлада Махараджа в совершенстве знает все Веды, Упанишады, все Пураны, всё без исключения. Он сказал, что делает это естественно. Он также сказал своему отцу, что никто не может… Какая это шлока? Первая.

матир на кришне паратах свато ва
митхо `бхипадйета гриха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамисрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам

(Бхаг. 7.5.30)

[Люди, чрезмерно увлеченные материалистической жизнью, не могут владеть чувствами, вот почему они скатываются к адским условиям существования и вновь и вновь жуют уже пережеванное. У них никогда, ни наставлениями других, ни собственными усилиями, ни сочетанием того и другого, не проснется стремления к Кришне.]

Прахлада Махараджа продолжил. Вторая шлока.

на те видух свартха-гатим хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
андха йатхандхаир упанийаманас
те `пиша-тантрийам уру-дамни баддхах

Люди, крепко запутавшиеся в силках наслаждения материальной жизнью, выбирают своим предводителем или гуру такого же, как и они, слепца,

(Бхаг. 7.5.31)

[Люди, крепко запутавшиеся в силках наслаждения материальной жизнью, выбирают своим предводителем или гуру такого же, как и они, слепца, привязанного к в внешним объектам чувств. Такие люди не в состоянии понять, что цель жизни — вернуться домой, обратно к Богу и служить Господу Вишну. Когда одного слепца ведет другой, оба они сбиваются с пути и падают в канаву. Точно также, один материалист идет за другим, но и тот и другой связаны крепкими веревками кармы и блуждают без конца в материальном бытии, стадая от тройственных невзгод.]

 

Затем он сказал:

наишам матис тавад урукрамангхрим
спришатй анартхапагамо йад-артхах
махийасам пада-раджо-`бхишекам
нишкинчананам на вринита йават

(Ш.Б. 7.5.32)

[Пока люди, с головой погруженные в материалистическую жизнь, не покроют себя пылью с лотосных стоп свободного от материальной скверны Вайшнава, у них не может быть привязанности к лотосным стопам Господа, которого прославляют за Его необычайные деяния. Только став сознающим Кришну и приняв прибежище у лотосных стоп Господа можно избавиться от материальной скверны.]

Прахлада Махараджа ответил своему отцу тремя этими шлоками. Он сказал отцу: “О величайший из демонов, матир на кришне паратах свато ва. Желание служить Кришне не прийдет от учителя, если тот не чистый преданный. Это желание также не появится само-собой. Никогда не появится оно и у того, кто постоянно падает или увлечен материальным наслаждением чувств”.

матир на кришне паратах свато ва
митхо `бхипадйета гриха-вратанам
аданта-гобхир вишатам тамисрам
пунах пунаш чарвита-чарвананам

Те, чье единственное занятие, это наслаждаться мирским, подобны собакам. Чем заняты собаки? Они рыщут повсюду в поисках обглоданных костей, и когда находят, спешат в укромное место, озираясь по сторонам. Их замечают их сородичи и бросаются в погоню. Пять или шесть псов настигают их и начинается драка. Драка за кость. Все псы наседают на того, в чьих зубах кость. Это всего лишь обглоданная кость, но все рвутся к ней и жестоко кусают несчастного пса. Он понимает, что сейчас ему придет конец и бросает свою добычу. Псы продолжают грызться между собой за нее, а он отбегает в сторону и наблюдает за происходящим. Теперь он свободен. Все оставили его в покое, и продолжают осаждать того, кто успел урвать кость, затем другого, третьего и так далее.

Все это материально. Богатство и красота привлекают, женщины столь прекрасны, что мужчины женятся на них. Но вскоре после свадьбы на нее засматривается другой и уводит. Что происходит? Добропорядочный мужчина женат, но затем ему встречается еще более прекрасная, которая вскруживает ему голову, а потом увлекает за собой. В Америке много денег, но это не такая простая страна. Они могут напечатать все деньги и затем приходит финансовый кризис и экономические проблемы. Вы не видите этого, и даже не догадываетесь, откуда этот кризис. Все раздоры из-за этой кости, из-за богатства, красоты и многого другого. Те же, кто, подобно нам, бросили эту кость, счастливы и смотрят на ссорящихся: “Какая удача, что я оставил все это”.

Прахлада Махараджа говорит об этом. Возможно ли, чтобы те, кто вовлечен в подобные склоки были счастливы и могли наставлять в служении Кришне, в знании о Нем, в повторении имен Кришны? Они никогда не будут способны на это. Нужно обратиться к истинному гуру-вайшнаву, потому что в этом мире никто кроме него не сможет помочь нам. Никто не будет счастлив здесь, если не примет прибежища таких нишкинчана-вайшнавов, не покроет себя пылью с их стоп. Только тогда люди могут быть счастливы и без труда обрести замечательное, сладостное служение Кришне, без труда. Они могут жить так, как живем мы. Грихастхи тоже. Это не сложно. Они могут жить дома с отцом, матерью, женой, это нормально. Но вы должны быть как Прахлада Махараджа. Он тоже был женат и Вьяса тоже. Я вижу, что у многих преданных во Вриндаване есть семьи, это нормально. Но вы должны стараться жить как жили они (Прахлада Махараджа и Шрила Вьясадева).

 

Кто такие нишкинчана? Они в совершенстве знают все шастры и знают кто такой Кришна. Они вкушают нектар кришна-бхакти и, в то же время, лишены каких-либо привязанностей к этому миру.

Итак, Прахлада Махараджа говорит — нишкинчанам на вринита йават — те, кто не принял прибежище лотосных стоп истинных нишкинчана-вайшнавов. Кто такие нишкинчана? Они в совершенстве знают все шастры и знают кто такой Кришна. Они вкушают нектар кришна-бхакти и, в то же время, лишены каких-либо привязанностей к этому миру. Они не стремятся к мирскому и свободны от всех желаний. Особенно от желания богатства, женщин и вина. Будьте осторожны. Приходится находиться в этом мире, но не попадайте во власть богатства, женщин и вина.

От таких речей Хираньякашипу пришел в бешенство — “Ты что же, научился всему этому от своего гурудева? Мы все глупы и только ты умен, настолько, что учишь меня всему? Я, по твоему, глуп? Я поклонялся 60 000 лет, почти всю свою жизнь, мне уже больше 100 000 лет. Ты что же, думаешь я всю свою жизнь только и делал, что косил сено? Ты знаешь кто мой гуру? Мой гурудев — Шукрачарья! Он великий мудрец! Он может сбрызнуть водой на мертвых и они оживут. Ты знаешь это?! Ты думаешь мой гурудев глуп и я тоже глуп и потому пытаешься учить меня всему этому?”

Прахлада Махараджа молчал, но затем добавил:

шраванам киртанам вишнох
смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам
сакхйам атма ниведанам

ити пумсарпита вишнау
бхактиш чен нава-лакшана
крийета бхагаватй аддха
тан манйе `дхитам уттамам

(Бхаг. 7.5.23-24)

[Слушать и воспевать трансцендентное Святое Имя, облик, качества, атрибуты и деяния Господа Вишну, помнить Его, служить лотосным стопам Господа, оказывать почтение Господу, поклоняясь Ему с шестнадцатью предметами, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, относиться к Господу, как к своему лучшему другу и все посвятить ему (иными словами служить Ему телом, мыслями и речью) — эти девять действий являются чистым преданным служением. Тот, кто посвятил свою жизнь служению Кришне девятью этими способами, должен быть принят как самый мудрый человек, поскольку обладает совершенным знанием.]

Он сказал это очень вежливо. Его отец был взбешен, но у Прахлады не было и тени гнева, совершенное умиротворение. Он никогда не оскорблял и не желал оскорбить своего отца. Но тот само-собой оскорбился. Вайшнавы никого не беспокоят. Дурьйодхана, Камса, Джарасандха, Калайавана, Хираньякашипу и Равана сами накликали беды на свои головы. Рама никогда не делал ничего плохого Раване, но тот похитил Ситу. Зачем он это сделал? Хираньякашипу раздул ссору с Прахладой Махараджем, но Прахлада вовсе не желал этого, хотя отец хотел убить его. Затем пришел Нрисимхадев и убил Хираньякашипу. Пандавы никогда не делали ничего дурного Кауравам, те сами разожгли вражду и в итоге погибли.

Гурудев это тоже Бхагаван. Почему? Потому что он ашрая-бхагаван, а Кришна вишая-бхагаван. Гуру это севака-бхагаван, а Кришна сева-бхагаван.

Прахлада Махараджа произнес — шраванам киртанам вишнох смаранам. Знает ли кто-то, что мы всегда должны стараться слушать игры Кришны в обществе нишкинчана-вайшнавов и слушать их наставления? Помнить Кришну и Его преданных, поклоняться, совершать паломничество по всем местам игр Кришны и Махапрабху. Что еще? Ванданам. Всегда возносите молитвы, ставы и стотры, совершайте вандану. Затем дасьям. Всегда помните, что вы вечный слуга Кришны.

Совершайте девять этих видов бхакти. Но как? Прежде всего вручите всего себя, вашу речь, мысли, ваше тело и все чувства лотосным стопам гурудева. Гурудев это тоже Бхагаван. Почему? Потому что он ашрая-бхагаван, а Кришна вишая-бхагаван. Гуру это севака-бхагаван, а Кришна сева-бхагаван.

Первое что нужно, это прийти к лотосным стопам гурудева. Он милостиво примет нас и поддержит. Прежде всего мы должны постараться посвятить все лотосным стопам гурудева. И только тогда, когда вы будете слушать его или шикша-гуру, и совершать киртанам и все остальное, тогда это будет бхакти. Если же вы не приняли прибежища у гурудева, не вручили ему всего себя, но повторяете, памятуете, занимаетесь различным служением, даже если повторяете три лакха Святых Имен — все это будет равно нулю. Это не принеет вам ничего кроме материального счастья. Вы можете попасть на Сварга-локу или даже обрести мукти и слиться с брахманом, что хуже проклятия и сравни самоубийству. Вы можете получить это. Но будет правильно положить все к стопам, прежде всего, вашего гурудева и стать, кем стать? Нишкинчана-вайшнавом — нет ничего своего, все принадлежит гурудеву и Кришне.

Если же вы не приняли прибежища у гурудева, не вручили ему всего себя, но повторяете, памятуете, занимаетесь различным служением, даже если повторяете три лакха Святых Имен — все это будет равно нулю. Это не принеет вам ничего кроме материального счастья.

манаса дехо гехо джо кичху мора
арпилу тува паде нанда-кишораs

(Шаранагати, Шрила Бхактивинода Тхакур)

“О Кришна, о гурудев, мои дети, жена, братья, сестры, родители и все мое состояние у Твоих лотосных стоп. Я лишь слуга, я забочусь о Твоей собственности, мне ничто не принадлежит, Ты истинный владелец всего этого”.

Затем вы должны слушать. Что слушать? Наму, рупу, гуну и лилу Кришны, все таттвы, непрерывно. Чем всё время был занят Прахлада Махараджа? Когда во время урока учителя отлучались, он начинал киртан, харинама-киртан, как Кришнадас, а все мальчики сидели вокруг, как вы сейчас. Прахлада Махараджа говорил им: “Давайте петь киртан вместе, как Кришнадас!”

(Кришнадас прабху поет киртан “Кришна Говинда Говинда Гопала”)

На следующий день Хираньякашипу узнал об этом и побагровел от гнева. Он созвал всех военачальников, собрал войско и приказал им убить мальчика. Но как они ни старались, они не могли ничего сделать. Их мечи и булавы были бессильны. Прахладу пыталсь отравить, но ничего не вышло, натравливали ядовитых змей, опять неудача, бросали в клетку со свирепыми львами, но те превратились в милых зверей и ласкались к нему. Его бросали под ноги диким слонам, чтобы те растоптали его, но стоило им лишь прикоснуться к нему, как в них, как электрический ток, вошел безумный страх и они ринулись прочь, смяв в своем бегстве множество асуров и воинов. Его отвезли далеко в океан и бросили в пучину, но появился Кришна, взял его к себе на колени и вынес на берег. Прахлада Махараджа заплакал: “Прабху, я всегда хочу быть у тебя на коленях. Я так тоскую по тебе. Не уходи”. Он жил в духовной реальности и иногда смеялся, а порой плакал, возносил молитвы или пел киртан и танцевал. Как он танцевал? Что он пел?

(Кришнадас прабху поет вместе со всеми преданными Харе Кришна Маха-Мантру)

Да, вот так, а иногда:
(Все поют – Говинда Дамодара Мадхавети)

Проливая горькие слезы, с тающим сердцем, в одиночестве: “О Прабху, куда же ты ушел?” А порой — Мера Радха Рамана Гиридхари, Гиридхари Шьяма Ванамали. (Все преданные подхватывают – Радха Рамана Гиридхари, Гиридхари Шьяма Ванамали.)

Хираньякашипу был не на шутку встревожен: “Я пытался убить его, но не смог. Что же делать, что делать?” Он созвал всех советников и спросил: “Что нам делать?”

— Разве ты не знаешь, твоя сестра получила от деватов благословение? Она не сгорит в огне, но все, что внесет в огонь, обратится в пепел. Огонь не тронет ее. Она выйдет из него невредимой. Почему бы тебе не воспользоваться этим? Позови ее.

Сестру позвали и она не мешкая явилась во дворец. Хираньякашипу обратился к ней: “Дорогая моя, любимая сестра, только ты сейчас можешь мне помочь. Этот мальчишка сведет меня в могилу. Я столько раз пытался расправиться с ним, но все бесполезно. Сейчас только на тебя надежда, я предаюсь тебе. Тебе ничего не стоит исполнить мой план. Возьми Прахладу на руки и войди в огромный костер, огонь погубит его, ты же выйдешь невредимой, а я тебя за это озолочу”.

Она была жадной до богатств, а до своего племянника ей не было никакого дела. Она тут же подхватила его на руки… А огромный костер уже полыхал, касаясь огненными языками небес. Пламя было таким огромным, что попади туда слон, от него в одно мгновение остались бы одни угли. Сестра была нарядно одета и украшена, она со счастливой улыбкой взяла Прахладу Махараджу на руки, вошла в огонь и… сгорела дотла, в мгновение ока. А что же Прахлада Махараджа? Он почувствовал, что языки пламени прохладны и приятны как снег. Прахлада запел. Что он пел?

(Кришнадас прабху поет вместе со всеми – Кришна Говинда Говинда Гопала Нандалала, Гиридхари-дхари Нанда-дулала)

Хираньякашипу видел всё, страх охватил его и бросил в дрожь: “Что происходит? Как опасен этот пятилетний ребенок! Он и меня может убить! Ни Брахма, ни Вишну, никто во всей вселенной, не сможет убить меня. Но этот мальчик, не мальчик вовсе, а сама смерть”.

Пришли советники и спросили Хираньякашипу: “Отчего тебя так беспокоит этот маленький ребенок? Это сущий пустяк. Путь прийдет наш отец, Шукрачарья. Знаешь какая у него сила? Стоит ему взглянуть на мертвого человека и тот оживет. Одним движением бровей он может превратить неугодного в пепел. Он в одно мгновение изменит любого”.

Его звали Шукрачарья. Что означает слово шукрачарья? Шукра означает “семя”. Он мог произвести на свет множество детей, тысячи за раз. Он знал, как зачинать детей и все, что с этим связано, большой эксперт. Если кто-то умирал, он мог тут же вернуть его к жизни. Это называется шукра-ачарья. Он мог скрестить одно дерево с другим и получить третье. Свести мужчину и женщину и получить что ему хочется. Как, например, Вишвамитра. Буйволов не было, но Вишвамитра создал их. Кокосов тоже не было и он создал их. Шукра-ачарья способен на это.

Советники продолжили: “О Хираньякашипу, дождись прихода отца, он быстро все уладит. Не беспокойся, он разрешит твои трудности”. Вслед за этим Шанда и Амарка повели Прахладу Махараджу в школу и занялись там его воспитанием.

Однажды им обоим нужно было отлучиться по делам. Они назначили Прахладу Махараджу смотреть за порядком, чтобы ученики не озорничали, и ушли. Мальчики уже начали было играть, но Прахлада Махараджа подозвал их всех и сказал, — “Сегодня я хочу поведать вам что у меня на сердце, а потом можете играть”, — и начал свой рассказ…

Он рассказал им, что жизнь человека слишком уж редка, чтобы растрачивать ее на материальные удовольствия. Нужно с младенческих лет служить лотосным стопам Господа Вишну, поскольку человеческая жизнь предназначена для этого. Счастье, приходящее от соприкосновения чувств с их объектами, доступно в любой другой форме жизни и зависит от кармы. Такое счастье, также как и несчастье придут к нам без наших на то усилий. Попытки удовлетворять чувства не более чем бесполезная трата сил и времени. Тот, кто в совершенстве знает, как отличить настоящее от ложного, не ждет старости, и пока тело сильно и здорово, направляет свои усилия на достижение высшей цели. Так поступает разумный человек.

Тот, кто в совершенстве знает, как отличить настоящее от ложного, не ждет старости, и пока тело сильно и здорово, направляет свои усилия на достижение высшей цели. Так поступает разумный человек.

Почему нужно заниматься преданным служением с малых лет? Прахлада Махараджа объясняет, потому что человеку отмерено на жизнь не более ста лет. Если кто-то не может управлять чувствами, он теряет половину своей жизни проводя во сне, в невежестве. Остается лишь 50 лет. В детстве человек несмышлён — так проходит еще десять лет. Другие десять лет отрочества и юности уходят на игры и развлечения, это уже двадцать лет. Когда наступает старость, человек уже ни на что не способен, даже на материальные занятия, так он проживает впустую еще 20 лет. Оставшиеся годы растрачиваются на потакание чувствам, на жену, детей, родственников, домашние дела и добывание денег.

Может ли человек, чрезмерно привязанный к семейной жизнь, отказаться от нее? Сможет ли понять, что жизнь предназначена для осознания Абсолютной Истины? Если вы только сыграли свадьбу и у вас красавец муж или красавица жена, никто так просто не покинет очаровательного супруга. Если есть дети, вы будете думать: “Кто будет заботиться о них? Я не могу их оставить”. Если ваши родители уже состарились, у вас будет другая забота: “Я должен ухаживать за матерью и отцом. Я не могу их оставить. Вот когда уйдут они в мир иной, так и начну свой бхаджан”.

Эти люди не способны на подобное отречение. Они не могут расстаться даже со своим любимым псом, потому что привыкли ходить с ним утром на прогулку, мыть его, кормить, баловать. Естественно их беспокоит, кто присмотрит за любимцем после их смерти и их осеняет идея, завещать все свое состояние любимому псу. Очень сложно отказаться от материального и совершать бхаджан.

Затем друзья Прахлады, сыновья асуров, спросили его: “Как нам совершать бхаджан и откуда ты узнал обо всем этом? Наши учителя никогда не рассказывали об этом, от кого ты узнал это?” Тогда Прахлада Махараджа поведал им свою историю.

Когда Прахлада был еще во чреве матери, Индра напал на асуров и забрал ее с собой чтобы убить. Почему он хотел этого? Он думал, что в своем лоне она вынашивает великого демона, который будет еще более могущественым, чем его отец. Потому Индра решил, что если прервет жизнь младенца до его рождения, тот уже не будет беспокоить его в будущем. Но на счастье появился Нарада Риши. Он остановил Индру и взял Каядху, жену Хираньякашипу, к себе в ашрам. Там он научил ее духовному знанию. Каядху попросила благословения, чтобы ее сын появился на свет лишь когда муж вернется после аскез. То есть, 60 000 лет в лоне матери. За это время Прахлада поднялся до столь высокого уровня.

Зачем Прахлада рассказал об этом? Чтобы укрепить веру своих друзей в него. Если у них будет вера, они обязательно последуют его наставлениям: “Прахлада, расскажи, как нам совершать бхаджан? Что за путь?” И Прахлада сказал: “Вsы должны с любовью и в полном предании служить гурудеву. Посвятите всего себя лотосным стопам гурудева”. Если вы оказываете почтение гурудеву, но совершенно не тревожитесь о Вайшнавах, будет ли это преданностью? Нет. Если кто-то служит гурудеву с любовью и преданность, но при этом критикует Вайшнавов, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур сравнивает это с огненным жертвоприношением, при котором огня нет, но гхи (топленое масло) возливают. Если вы служите гуру, но не служите вайшнавам, огня не будет. Это неправильное поведение.

Господь Шива рассказал Парвати о том, что есть много гуру, охотно дающих наставления и столь же охотно берущих деньги учеников. Санатана Госвами, цитируя Падма Пурану говорит: “Если гуру критикует Вайшнава, не позволяет слушать хари-катху истинного Вайшнава, вы должны немедленно оставить такого гуру”. Будет ли это грехом? Нет, это благо для сознания Кришны. Так называемые преданные облегчают ваш кошелек, но не могут избавить вас от бремени сомнений. Вы можете узнать гуру по тому, что он отвечает на все вопросы ученика и рассеивает его сомнения. Служите такому гуру с любовью и преданностью. Тогда это будет арадхья (поклонение), а иначе — пустой труд. Хираньякашипу размышлял: “Мой мальчик так испортился и испортил всех остальных детей. Теперь все они очень опасны”. Затем приказал позвать Прахладу Махараджу на совет и начал задавать ему вопросы:

Так называемые преданные облегчают ваш кошелек, но не могут избавить вас от бремени сомнений. Вы можете узнать гуру по тому, что он отвечает на все вопросы ученика и рассеивает его сомнения. Служите такому гуру с любовью и преданностью.

— Прахлада, неужели ты не боишься?
— Нет.
— Почему?
— Потому что Кришна защищает меня, тебя и всех.
— Где твой Кришна, где он, твой Хари?
— Мой Хари везде.
— Хо-хо! Он не боится! Только он его защищает! Я хочу видеть его, где же он?
— Везде.
И в этой колонне?
— Да, он в этой колонне.
— Ах так, хотелось бы увидеть. Сейчас я убью тебя, а Он должен прийти и спасти тебя. Вот тогда и посмотрю на него.

С этими словами Хираньякашипу схватил булаву и разбил колонну на тысячи кусков. Раздался оглушительный грохот. Хираньякашипу озирался вокруг, пытаясь понять, откуда этот, сотрясающий все, звук и вдруг увидел, как из разрушенной колонны появился не человек, и не лев — свирепое существо с головой льва и прекрасно сложенным, невероятно крепким телом человека.

Почему у него был такой облик? Чтобы не нарушить обещание Брахмы, поскольку тот дал Хираньякашипу благословение, что никто, ни человек, ни животное, ни днем, ни ночью, не убьет его. Но когда все произошло? Это был вечер, как сейчас. Солнце застыло над горизонтом, но еще не село, это сумерки. Благословение гласило: “Ни в доме, ни вне дома”. Где же это случилось? На входе. “Ни в воздухе, ни на земле”, — тогда где же? На коленях Нрисимхадевы. “Никаким оружием, ни стрелой, ни булавой, ни мечом”, — так чем же? Очень длинными, прекрасными ногтями Нрисимхадева разорвал и разметал прочь тело асура. Он украсил себя гирляндой из внутренностей демона, и все вокруг было залито кровью.

Нрисимхадева был страшно разьярен. Его огненная грива развевалась так, что казалось весь мир объят пламенем, а его огромная разинутая пасть ужасала. Он, подобно Гаруде, схватил Хираньякашипу, но тот был очень силен и вырвался чтобы продолжить битву. Когда полубоги увидели это, возглас отчаянья вырвался у них из груди: “Увы! Увы! Сейчас он сразит Вишну и всех нас вместе с ним”. Волнение полубогов достигло предела. Но тут Вишну, Нрисимхадева, играючи схватил асура и через мгновение все было кончено, тот был мертв.

Гнев Нрисимхадевы в это мгновение был ужасен. Шанкара, Брахма и все полубоги были там, но держались на большом расстоянии. Они не осмеливались подойти ближе и попросили Прахладу Махараджу: “Ступай и успокой твоего Господа, успокой твоего Прабху”. Прахлада побежал к Нрисимхадеве и взобрался к Нему на колени. Тут же гнев Нрисимхадевы улегся. Он стал спокойным и умиротворенным, слезы покатились у Него из глаз и Он стал гладить Прахладу говоря: “Мой дорогой, я запоздал. Твой отец так сильно беспокоил тебя. Ты через столькое прошел, столько претерпел, поэтому я хочу даровать тебе благословение”.

 

“Прабху, я служу тебе не ради благословения. Я не купец, который отдает одно и берет взамен другое. Я не такой. Я служу тебе только чтобы порадовать тебя”.

Прахлада улыбнулся и сказал: “Прабху, я служу тебе не ради благословения. Я не купец, который отдает одно и берет взамен другое. Я не такой. Я служу тебе только чтобы порадовать тебя”.

— Я доволен тобой, но все же, хочу дать тебе благословение.
— Я хочу чтобы мой отец, свершивший столько дурного, обрел освобождение.
— Но твой отец уже освобожден. Те, кто совершают высочайший бхаджан, уттама-вайшнавы, приносят освобождение двадцати-одному поколению своих родственников. Мадхьяма-адхикари освобождают четырнадцать поколений, а каништха-вайшнав — семь поколений, но у него должна быть вера. Поэтому твой отец уже освобожден. Проси любое другое благословение.

Тогда Прахлада Махараджа сказал: “Если я дорог и близок Тебе, если преданно служа Тебе, я обрел какие-то заслуги, пусть все это пойдет на благо людей всего мира, потому что они страдают и все должны быть освобождены. И пусть в ад вместо них пойду я, и вечно страдать вместо них буду я”. О Прахлада, — сказал Нрисимхадев, — ты покорил мое сердце, теперь я твой. Любой, кто будет слушать твои деяния, рассказывать их или объяснять, обретет освобождение. Такой человек достигнет не только этого, но еще и бхакти, чистого бхакти. Джайа Нрисимхадева!

Что было потом? Потом не трон, вместо Хираньякашипу, взошел Прахлада Махараджа. Повсюду в своем царстве он проповедовал бхакти, — все должны воспевать, все должны памятовать, все должны петь киртан и слушать хари-катху. Так его царство превратилось в Вайкунтху.

Гоура премананде!


Текст в квадратных скобках — превод А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

пер. с англ. Расасиндху д.

Над выпуском работали: Дхаранидхара дас, Расасиндху дас, Ананга Мохан дас.
Мы благодарим всех преданных, кто непосредственно или просто своим присутствием, помогали в подготовке выпуска.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "СЛУГА СЛУГИ", а также книги Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы:
Расасиндху дас (организатор рассылки)
Ананга Мохан дас (соорганизатор рассылки и тех. поддержка)

Вы также свободно можете выписаться из рассылки или подписаться на нее.