№ 18 (2)

5 ноября 2001

 

СЛУГА СЛУГИ  ~

Шри Бхактиведанта Гаудия Матх

Ачарья

Шри Шримад

Бхактиведанта Нараяна Махараджа

Дорогие преданные, в этом номере вы прочтете две лекции Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджи: "Лишний месяц" и "День явления Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджи".

 

«Лишний» месяц

Триданди Свами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махараджа

Нилачала Гаудия Матх, Джаганнатха Пури Дхама

2 октября, 2001 года, вечер.

 (Как только закончился киртан, к Шриле Нараяне Махарадже подошел пуджари Джаганнатха Мандира, надел на Шрилу Гурудеву гирлянду с Джаганнатха-дева, принес поклоны и удалился. Программа продолжилась, Шрила Гурудева попросил своего санньяса-ученика Шрипада Мадхусудана Махараджа рассказать о значении месяца Пурушоттама. Мадхусудана Махараджа говорил на хинди, а Шрипад Мадхава Махараджа перевел его на английский)

Шрипад Мадхава Махараджа: Солнечный год длится 365 дней и 5 часов, а полный цикл фаз луны, или лунный месяц длится 29,5 дней. Таким образом лунный год равен 354 солнечным суткам. Отсюда разница между солнечным и лунным годом составляет 11 дней и 5 часов в год. Постепенно, за 2 года и 8 месяцев набирается один дополнительный полный лунный месяц. На хинди этот месяц называется адхикамас. (Одно из благословений, которое Хираньякашипу получил от Брахмы в том, что его не убьют ни в какой из месяцев, поэтому смерь настигла его в месяц Пурушоттама)

Смарта-брахманы называют этот месяц маламаса или отверженным месяцем, поскольку в нем нет необходимости. Он лишний. Однако вайшнава-шастры называют его Пурушоттама-маса. История такова, олицетворенный Мала-маса очень обеспокоенный пришел к Вишну и сказал: «Никто не желает совершать ничего благого в этот месяц. Что мне делать?» Вишну повел его к Кришне и тот сказал ему: «Не беспокойся. Я стану покровителем твоего месяца и назову его Своим именем».  Этот месяц стал также благоприятен, как Карттика и Мала-маса был очень доволен. Нияма-сева, или правила и предписания для этого месяца те же, что и для месяца Карттика.

Шрила Нараяна Махараджа (говорит на английском, местами на хинди и бенгальском): Я помню, как я приходил с моим возлюбленным Шри Гурудевой и его учениками в Пурушоттама-кшетру на Ратха-ятру, праздник колесниц. После этого все мы оставались здесь на один месяц, чтобы следовать Пурушоттама-врате, обетам этого месяца. Вместе с Гурудевой было много его духовных братьев, главных учеников Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Отсюда мы шли в места игр Чайтаньи Махапрабху. Трижды в день мы слушали хари-катху, два раза утром и один вечером, это было так замечательно. Я расскажу вам то, что слышал из их уст и особенно от моего Гурудевы.

Завтра утром, после мангала-арати и киртана, мы пойдем в Гамбхиру, а оттуда в бхаджана-стхали (место бхаджана) Шрилы Харидаса Тхакура. Западные преданные не должны сильно расстраиваться оттого, что их не пускают в храм Джаганнатха. У ворот вы можете видеть Патита-павану Джаганнатха-дева и обращаться с молитвами к нему.

Здесь, в Пурушоттама Дхаме, Шрила Рупа Госвами, раскрыл мано-бхиштам (сокровенные желания) Махапрабху и истину (таттву) о Нем и Радха-Кришне. Если бы он не открыл это, никто бы этого не узнал.

Когда к Кришне добавляется внутренее настроение Шримати Радхики и Ее гаура-канти (золотой цвет тела), это уже Шачинандана Гаурахари. Если у Него нет красоты золота и внутреннего настроения — это Кришна. Махапрабху пришел в этот мир насладиться сутью премы и даровать рага-марга-бхакти. Мы пригласили вас сюда из разных уголков мира. Зачем? Чтобы рассказать вам о настроениях Шри Чайтаньи Махапрабху, о том, как хочет Он даровать рагануга-бхакти и особенно рупануга-бхакти, служение Шримати Радхарани.

У нас нет непосредственных отношений с Кришной, наша свамини — Шримати Радхика. Мы связаны отношениями с ней, и Кришна Ее самый дорогой возлюбленный. Мы объясним суть этого в течение следующих двух недель, и если вы достойны принять каплю того, хочет даровать Махапрабху, это станет величайшей удачей вашей жизни. Вот для чего я пригласил вас сюда.

Мы будем говорить о том, что делал Махапрабху в Навадвипе и Годавари, как Он наслаждался Радха-бхавой в Гамбхире, что дал Он зверям леса Джарикханда, как Он свел с ума слонов, как изменил сердца тигров, медведей и оленей и сделал их друзьями. Такова Его милость. Это природа Кришны. Кришна это любовь, а любовь это Кришна.

В наши дни мы можем видеть, как под именем религии люди хотят уничтожить всех, кто не хочет придерживаться их религии. Истинная религия никогда этому не учит. Сейчас в мире появилось много террористов, они стремятся уничтожить любого, кто не подчиняется им и не принимает их концепцию Бога. Шри Чайтанья Махапрабху никогда никого не убивал, даже когда «убивали» Кришна и Рама, Они даровали спасение, любовь и заботу. Но что могут дать террористы? На деле они против религии. Я молюсь, чтобы Кришна изменил их. Мы должны молить Кришну, чтобы Он даровал любовь всем, каждому дереву и травинке. Могущество Кришны огромно, Он может сделать это.

Я думаю, что начиная с завтрашнего дня, вам всем нужно собираться в три или четыре часа дня, садиться вместе или группами и обсуждать все эти лилы и таттвы из Чайтанья-чаритамриты.

 Гаурапремананде!

(Хари-катху, приведенную ниже, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махараджа дал в Матхе Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджи в Джаганнатха Пури, куда его вместе с учениками и последователями пригласили на празднование дня явления и на праздничный пир.)

День явления

Шрилы Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджи

 20 октября 2001

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махараджа

 В ноябре 1946 года, я покинул свой дом и пришел в Шри Девананда Гаудия Матх в Шри Навадвипа-дхаму. Вскоре, в 1947 году, в конце Шри Навадвипа Дхама Парикрамы, посвященной божественному явлению Шри Чайтаньи Махапрабху, я обрел прибежище у лотосных стоп моего возлюбленного Гурудевы Ом Вишнупада Ашоттарашата Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махараджи. Дав мне посвящение в харинаму и дикшу, он сделал мою жизнь успешной. После празднования Гаура-пурнимы и Шри Дхама парикрамы, я поехал вместе с Гурудевой в один из Матхов Шри Гаудия Веданта Самити, в Шри Уддхарана Гаудия Матх в Чинчура. Там, я впервые получил даршан лотосных стоп Парампуджьяпада Ашоттарашата Шри Шримад Бхакти Прамода Пури Госвами. К тому времени он уже получил санньясу в Шри Гаура-Гададхара Матхе в Чампахате от Нитья-лила правишта Ом Вишнупада Ашоттарашата Шрилы Бхакти Гаурава Вайкханаса Махараджи, одного их главных учеников-санньяси джагад-гуру Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады, это произошло 3 марта 1947 года.

Меня очень поразила встреча с ним и мой возлюбленный Гурудева, Шри Шрила Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджа, велел мне служить ему. Каждый день мы ходили для омовения на берег Ганги, что был неподалеку. Я нес его одежды, каупину (набедренную повязку) и камандалу (небольшой кувшин), а после омовения нес все это обратно и потом подавал Махараджу прасадам. Кроме того я следовал множеству наставлений, которые он милостиво давал мне в самых разных случаях. Очень часто я смиренно спрашивал его и он всегда с огромной заботой отвечал на вопросы.

В те дни мы много общались и он рассказывал мне что-то из своей жизни. Прежде его звали Прамода Бхушана. Отец его был религиозным человеком и происходил из брахманического рода (Чакраварти). Сам он родился в 1898 году 8 октября в деревне Гангананда Пура, округ Джессури, а ныне Бангладеш. С самых малых лет ему очень нравилась хари-катха. Слушая хари-катху он испытывал такое блаженство, что порой совершенно забывал, что сейчас с его телом.

Когда он учился в университете в Калькутте, он встретил Гаудия Вайшнава, его звали Шри Бхактиратнакара Тхакура. Это был первый человек, который познакомил его с книгами Шрилы Бхактивинода Тхакура. Когда Махараджа получил книги, он внимательно прочитал их и затем, вместе со Шри Бхактиратнакарой Тхакуром, начал чтение Чайтанья-чаритамриты. После окончания университета он хотел продолжить свое обучение, но на его плечи лег груз заботы о семье и он вынужден был оставить учебу и устроиться на почту в Калькутте. В то время он и встретил Джагад-гуру Нитья-лила правишта Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханту Сарасвати Госвами Прабхупаду и был глубоко впечатлен его могущественной хари-катхой. В 1923 году, в благоприятный день Шри Кришна Джанмаштами, в Уттаданга Гаудия Матхе он получил дикшу от Шрилы Прабхупады и теперь его имя было Шри Пранавананда Брахмачари.

Шрила Прабхупада был очень доволен его стойкостью, полным преданием, его служением с любовью и бхавой и особенно его талантом писать. Поэтому ему была поручена санкиртана, проповедь, хари-катха, брихад-мриданга — «Дайника Надия Пракаш» (журнал на бенгальском), а также он писал статьи для журналов Шри Гаудия Матха. Ради служения брихад-мриданге он останавливался в самых разных местах, в Калькутте, Кришна Нагаре, Маяпуре. Для проповеди гаура-вани, послания Гаурасундары, он много ездил не только по Бенгалии, но по всей Индии и везде его встречал успех. Иногда он ездил вместе со Шрилой Прабхупадой, а иногда с близкими учениками-санньяси Шрилы Прабхупады. Так он служил своему Гурудеве внутренней, глубокой мано-бхишта севой, исполняя сокровеные стремления сердца своего духовного учителя.

После ухода Шрилы Прабхупады Шрила Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа несколько месяцев жил вместе с моим дорогим Гурупадападмой Шри Шрилой Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджей, Шрилой Бхакти Даита Мадхава Госвами Махараджей, Шрилой Бхакти Ракшак Шридхарой Госвами Махараджей и другими духовными братьями. Мне тогда выпала замечательная возможность служить ему и слушать его хари-катху. Он был так нежен ко мне, как если бы я был его учеником, и я относился к нему с тем же почтением, что и к Гурудеве. Множество раз он щедро благословлял меня своей милостью.

Как-то раз, когда мы жили в Матхе в Чинчуре, мы вместе пошли на Гангу. Я нес его одежды и кувшин, и еще свою лоту (вид кувшина), которая сохранилась у меня еще с моего пурвашрама (жизни в семье). Я положил все это на ступень гхата и мы вошли в воды Бхагавати Бхагиратхи. Выйдя из воды я обнаружил что моя лота пропала. Должно быть ее унесло волнами Ганги, которая недалеко от этого места впадала в океан. Пуджьячарана Пури Махараджа улыбнулся и сказал: «Чтобы стать акинчана-вайшнавом ты оставил дом, семью, жену, сына и состояние, к чему же теперь беспокоиться о лоте?» Я улыбнулся в ответ. Я взял его одежды, кувшин и мы вернулись в матх. Пока он был с нами, всякий раз, когда мы встречались, он напоминал мне об этом случае, я тоже не смогу забыть его милости, которую он являл мне всю свою жизнь.

Прошло много времени и Прапуджья-чарана Шриле Пури Госвами Махарадже передали служение Божеству Шри Ананта Васудевы в Калне. Царь Вардхмана был не в состоянии служить этому Божеству. Когда он увидел прекрасный характер и преданность Шрилы Пури Госвами Махараджи, он был очень впечатлен этим и предложил ему служить Ананта Васудеве. Позже Шрила Махараджа вместе со своими учениками взял на себя заботы об этом храме. Я много раз приходил в Калн, чтобы получить даршан Шрилы Пури Госвами Махараджи.

Я все время видел его погруженным в писательский труд — его перо не замирало ни на мгновение. Каждое мгновение, которое выдавалось после завершения положенных кругов хари-намы,  после служения Божествам и изучения шастр, он использовал для написания статей о шуддха-бхакти. Он также давал свои статьи для журналов разных Гаудия Матхов. В основном он был главным редактором «Шри Чайтанья Вани», журнала Матха Шрилы Бхакти Даита Мадхавы Госвами Махараджи.

В свои последние годы он жил в Шридхама Маяпуре, где на Ишодьяне основал Шри Гопинатх Гаудия Матх. В самом конце своей жизни он переехал в Шри Пурушоттама Дхаму на Банкима Мохана Чакратиртху. Он вошел в нитья-лилу 22 ноября 1990 года в два часа ночи.

Когда бы я не приезжал в Шридхама Вриндаван, Шридхама Маяпур или Калькутту, я всегда использовал благоприятную возможность получить даршан его лотосных стоп. Я преподносил ему все книги, которые издавал наш Матх на хинди: Джаява-дхарму, Чайтанья-шикшамриту, Наставления Шримана Махапрабху, Бинду, Кирана и Кана Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Упадешамриту, Манах-шикшу, Рага-вартма-чандрику и некоторые книги на английском. Ему доставляло большое удовольствие получать от меня эти книги и он в ответ вдохновлял меня издавать больше книг о сиддханте Гайдия-Вайшнавов и давал наставления как это делать. При каждой встрече он спрашивал: «Что нового сейчас издается на хинди?»

Когда мой дорогой Гурудева вошел в нитья-лилу, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа был вместе с нами и утешал нас, он  также был на установлении Самадхи Мандира в Шри Девананда Гаудия Матхе. В тот свой приезд, он с глубоким чувством сказал нам: «Винода Да (Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махараджа) был очень добр к нам. Лишь только мы узнавали, что Винода Да в Маяпуре, мы откладывали все дела и спешили в Маяпур». Он сказал, что ни от кого не исходит такой сильной любви, как от Виноды Да.

Шрила Пури Госвами Махараджа был совершенной предавшйся душой, одним из вечных спутников Шрилы Прабхупады. Когда он совершал киртан или давал лекцию, он погружался в бхаву бхакти и закрывал глаза, полные слез. Обсуждая бхати-таттву или раса-таттву, он делился такими глубокими осознаниями, что все слушатели были просто зачарованы. Он был воплощением стиха Шримана Махапрабху тринад апи суничена. Он был парам-бхагаватой и гуна-грахи (глубоко ценил качества других). Я никогда не видел, чтобы он кого-нибудь критиковал, более того, он давал вдохновение и оказывал почтение этому незначительному человеку, не имеющему никакого бхакти.

Я видел как он всегда совершает парикраму по Навадвипа Дхаме и 84 крошам Враджа Мандалы с дандой в руке и босиком. Даже в преклонном возрасте он совершал парикраму не принимая ни воды, ни пищи, всегда воспевая киртаны и давая хари-катху.

Я виделся с ним за полтора месяца до его божественного ухода. В то время он уже совсем не говорил и не открывал глаза. Я обнял его лотосные стопы и сказал: «Это ваш самый ничтожный слуга, Нараяна Махараджа». Когда он услышал это, он взял меня за руки и даровал мне свои благословения. Затем он велел слугам дать мне прасадам. Я не знаю, говорил ли он с кем либо еще после этого. Он вошел в нитья-лилу на 101 году жизни.

Он был знатоком всей сиддханты и чистым преданным в преемственности Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. Его наставления и благословения были для меня величайшим источником вдохновения. Теперь, после его ухода в божественную апраката-лилу, я лишен возможности касаться его рук, которые щедро проливали на меня благословения и вдохновение, и меня охватывает безмерная грусть от разлуки с ним.

Вот мое шри шри пушпанджали лотосным стопам парама-нишкинчана махабхагаваты Шри Шри Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджи. Пусть он будет доволен и прольет на меня свою милость.

 Вайшнава-крипалешапрартхи (молящий о милости Вайшнавов),

Тридандисвами Бхактиведанта Нараяна Махараджа

 

Над выпуском работали:  Расасиндху дас, Дхаранидхара дас

Мы благодарим Шримати Джадурани деви даси за милостиво предоставленные материалы, Шримана Гьяна даса Ваначари за возможность работать на компьютере, а также Сергея прабху за помощь в доступе в интернет.

Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm (здесь доступны все номера "СЛУГА СЛУГИ", а также книги Шрилы Нараяны Махараджи на русском и английском языках)
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы по адресам: sindhu@aha.ru - Шри Бхактиведанта Гаудия Матх (Москва) swami@aha.ru - Расасиндху дас (организатор рассылки) Если, по тем или иным причинам, вы не хотите получать нашу рассылку, пожалуйста, пошлите со своего адреса на swami@aha.ru письмо с одним словом Unsubscribe (Выпишите), этого достаточно. Если кто-либо хочет получать рассылку он, со своего адреса, должен прислать письмо со словом Subscribe (Подпишите).