"ВЕСТНИК" 13(2)
12 июня 2001

ШРИ БХАКТИВЕДАНТА ГАУДИЯ МАТХ

АЧАРЙА
Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачария
Ашотара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЙАНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖА

Дорогие преданные, в этом номере:
— "Почему так необходим вайшнавский этикет" (Шрила Бхактиведанта Нараяна Махараджа)
"Вишуддха Сарасвата Шри Чайтанья Панджика", вайшнавский календарь на 515 год Гаурабды (до следующей Гаура-пурнимы).

Триданди Госвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махараджа

Почему так необходим вайшнавский этикет

4 июля 2000 г., Уэльс (Великобритания)

В этом мире есть два типа людей. Человек первого типа не имеет понятия о том, кто Бог и кто он сам; считая себя физическим телом, он всегда поглощен удовлетворением своих чувств. Такие люди делятся, в свою очередь, еще на две категории: одни подобны животным, а другие демонам. Демоны всегда восстают против преданности Богу. Люди, подобные животным, не против преданности, но и не расположены к ней, поскольку ни на секунду не могут оторваться от своего чувственного наслаждения. Они в полном невежестве. Они животные, хотя обликом походят на людей; они постоянно поглощены удовлетворением чувств. Дхарме нахина пашубхисамана. Они подобны коровам, свиньям, собакам, верблюдам и самым глупым из животных ослам. Те, кто не являются демонами, но не совершают бхаджан, подобны таким невероятно глупым ослам. Ослиха лягает осла задними копытами, и он без конца таскает тяжелые тюки прачечника. Те, кто не совершает бхаджан, относятся к этой категории, даже несмотря на то, что внешне походят на людей.

Тех, кто благоприятно настроен по отношению к преданному служению, также можно разделить на две категории. Первые делают что-то для бхакти, но не следует процессу, этикету, правилам и предписаниям преданного служения. Таких людей огромное число, в то время как истинных преданных очень немного. И даже во второй категории, меньшей по числу и состоящей из преданных, есть много подкатегорий. Некоторые получили посвящение, но не совсем правильно. Они, возможно, получили посвящение у кула-гуру (семейных гуру) или же у падших, так называемых “гуру”, которые не имеют квалификации, или же у псевдо-гуру третьего сорта, почитающих себя за гуру. Последних больше всего. Есть также те, кто получил посвящение у достойного преданного, но эта дикша не была настоящей (видвадрудхи, когда ученик принимает наставления гуру и шастр в своем сердце), а лишь формальной (анустханик). Такой ученик думает: “Для меня провели священную огненную церемонию (агни-хотру), и Гурудева дал мне священный шнур”, а женщины думают: “О, Гурудева дал мне духовное имя!”. Такие преданные обычно носят большую тилаку и большие кантхи-малы на шее, но настоящей дикши у них не было. Божественное знание (дивья-гьяна) не пришло к такому ученику, и его дурные греховные привычки не полностью ушли из его жизни. Таких преданных больше, чем настоящих. И большинство из нас относится к этой категории.

Некоторые могут быть выше описанного уровня, но большинство действительно относится к этой категории. У них нет истинных отношений с Кришной, нет таттва-гьяны о кришна-таттве, джива-таттве или майа-таттве. Они не знают, кто такой Кришна, каковы философские истины (таттва-сиддханта) о Кришне, они не знают, что такое преданность и что такое раса. Они ничего этого не знают. Они сидят и шевелят губами и языком, изображая повторение мантры, но сами не знают толком, что делают. Или когда такой преданный повторяет дикша-мантры, например, гуру-мантру, о чём он в это время думает? Минут через десять он ловит себя на мысли: “Ой, чем же я занят?” Он понимает, что либо задремал, либо думал о чём-то постороннем. Потом он переходит к повторению гаура-мантры, но опять витает в облаках. Через полчаса он снова ловит себя на мысли: “Чем же я занят?”. Внутри него постоянно идёт такая борьба. Подобных преданных большинство. Скорее всего, мы в этой категории. Когда таким преданным приходят на ум какие-то мирские вещи, например, мысли о работе или о чём-то подобном, они становятся очень внимательными и собранными. Они только и думают, что о компьютерах, о том, об этом, но когда дело доходит до Харе Кришна маха-мантры, до гуру-мантры и других мантр, они не могут посвятить этому свою энергию. Когда к ним приезжают чистые преданные, они в какой-то степени вдохновляются, но после отъезда вайшнавов даже это вдохновение покидает их. Таких преданных больше, чем настоящих.

Даже тем, кто уровнем повыше, все равно чего-то не хватает. Они не могут следовать тринад апи суничена тарор апи сахишнуна аманина манадена киртанийа сада харих (Шикшаштака, текст 3), не могут следовать даже наставлениям Шрилы Рупы Госвами в “Шри Упадешамрите” (текст 1):

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам притхивим са шишйат

Я полагаю, очень много преданных не понимают смысла этого стиха. Их это не волнует. Можете себе представить, что это за преданные.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шриле Санатане Госвами в Варанаси: “Ты должен быть бхадра”. Бхадра означает “выглядеть чисто и опрятно”. В то время у Шрилы Санатаны Госвами были длинные волосы и борода, и одежды его были очень грязные. Он выглядел как нищий мусульманин, идущий в Мекку петь Аллах Хода! Махапрабху велел Санатане наставление немедленно пойти на Гангу, побриться, хорошо вымыться и нанести тилаку. Санатана тотчас же сделал это и теперь выглядел как вайшнав. Мы можем увидеть здесь очень много преданных, которые не ставят тилаку и не бреются. Они носят один ряд кантхи-мал, которые даже не касаются их шеи [т.е. они прячут их на груди]. Это означает, что у них нет интереса к принципам преданного служения. Они, конечно, приходят на лекции, поэтому можно сказать, что какой-то интерес есть, но они не желают следовать всем необходимым правилам.

Однако правила и определенный этикет есть везде, например в армии солдаты должны носить военную форму, и если они не делают этого, их тут же наказывают. Они должны бегать по две-три мили в тяжелых сапогах и с тяжелыми автоматами: “Бегом марш раз-два, раз-два!”. Вот это дисциплина. Подобным же образом, у вайшнавов тоже должна быть определенная дисциплина. Если мы не можем почитать вайшнавский этикет и следовать ему, как мы обретем возвышенную враджа-прему? Враджа-према дается не так легко. В Писаниях сказано, что достаточно повторения даже одного святого имени, чтобы достичь совершенства. Мы же воспеваем так много имен, но никакого результата. Поэтому необходимо следовать всем этим правилам. Сначала должен быть вайшнавский этикет, мы можем довольно легко следовать ему. Как мы знаем, Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху, Шрила Рупа Госвами и все спутники Господа были парамахамсы, но тем не менее следовали вайшнавскому этикету. Почему же нам не следовать? Просто носить кантхи-малы и четки еще не достаточно. Сперва должно быть следование этикету, и это называется вайшнава-садачар.

Наш Шрила Рупа Госвами, Джива Госвами, Санатана Госвами и другие ачарьи установили определенные правила и предписания для тех, кто не может по-настоящему следовать [т.е. cовершать бхакти]. Для кого устроены тюрьмы? Для тех, кто не может следовать закону, для тех, кто причиняет другим беспокойства. У нас нет вкуса [к бхакти]. Как он может прийти? Это произойдёт, если мы будем следовать правилам и предписаниям, которые дали нам Рупа Госвами, Санатана Госвами, Шри Чайтанья Махапрабху. Но если мы пренебрегаем всем этим, отказываемся следовать этикету вайшнавов, как мы можем надеяться обрести враджа-прему? Наоборот, в этом случае мы будем наказаны.

Для тех, кто следует этикету, дается указание:

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам притхивим са шишйат

Если вы хотите стать специалистом в какой-то области, вы должны следовать существующим правилам и предписаниям для этого: каждый день сидеть над учебниками, делать домашние задания, которые дает вам учитель или профессор. Нужно ежедневно посещать занятия, и не только посещать их, но еще и внимательно слушать лекции и проявлять в учебе усердие.

Вачо вегам умение управлять своим языком. Язык очень трудно поддается контролю. Он бескостный и может как угодно закручиваться в ту и в эту сторону, может становиться длинным или коротким. Он без костей, и потому неуправляем. Никто не может контролировать свой язык. Наверное, легче управлять ветром, чем своим языком. И этот язык создает для нас самые разные проблемы. Драупади была очень возвышенной преданной, следовала всем правилам преданного служения. Она могла всегда совладать с собой и даже с пятью мужьями. Но однажды она сказала Дурьодхане: “Слепой отец, слепой и сын”. Только это, но Дурьодхана пришел в страшный гнев, и это стало причиной великой битвы, описанной в “Махабхарате”, где были убиты сотни тысяч людей. Другой пример — Сита-деви, супруга Господа Рамачандры. Она тоже не смогла сдержать свой язык, сказав обидные слова Лакшману, из-за чего произошла битва, описанная в “Рамаяне”.

Поэтому старайтесь контролировать свой язык. Если вы хотите жить в мире и спокойствии и совершать бхаджан, не ссорьтесь со своими женами и мужьями, сыновьями и дочерьми, с другими преданными. Я вижу, так много проблем возникает только из-за необузданного языка. С сегодняшнего дня вы должны пообещать: “Я не буду ссориться со своей женой (или мужем), с детьми, с Гурудевом, с другими преданными”. Если вы управляете своим языком, гнев также будет под контролем. Без этого вы не сможете сдерживать свой гнев.

Кроме того, язык постоянно хочет наслаждаться вкусной пищей. Если вы не сдерживаете его, ваше вожделение будет усиливаться. Ваш желудок будет испорчен, и очень скоро вы превратитесь в дряхлого и бесполезного старика. Шрила Рупа Госвами в следующем стихе объясняет как контролировать шесть побуждений (Шри Упадешамрита, текст 2):

атйахарах прайасаш ча

праджалпо нийамаграхах

джана-сангаш ча лаулйам ча

шадбхир бхактир винашйати

Не ешьте слишком роскошную пищу. Не погружайтесь с головой в деятельность пяти чувств, иначе это тоже будет атйахара. Объясни, что я сейчас сказал.

Шрипад Аранья Махараджа: Шрила Гурудев объясняет, что перееданиеэто не только грех языка. “Перееданием” могут страдать все пять чувств. Если глаза блуждают то здесь, то там, рассматривая материальные объекты, это тоже...

Шрила Нараяна Махараджа: К примеру, вы видите очень красивую юную девушку, ваш взгляд упал на нее совершенно случайно. В этот момент переведите ваш взгляд на Кришну, на Божество (виграха), на вайшнавов. Если вы будете продолжать смотреть, смотреть и смотреть на эту девушку, у вас появится привязанность к ней, и вы станете ее “дасом”. Вы не сможете удержаться. Это касается всех чувств.

Атйахарах прайасаш... Не пытайтесь стать знатоком астрологии, не читайте ничего, кроме книг о бхакти. Не ходите к хиромантам, которые скажут вам: “Вот это линия твоей жизни, вот линия твоего богатства, а это линия твоего сына и дочери...”

Всегда старайтесь вовлекать все свои чувства в кришна-бхакти, в развитие сознания Кришны. Учитесь тому, как удовлетворить своего Гурудева. Этого достаточно. Если вы не учились в школе или колледже, ничего страшного. Вы можете стать счастливым человеком, просто воспевая Святое Имя, совершая служение и выполняя указания своего Гурудева. Тому есть очень много примеров жизнь Шрилы Харидаса Тхакура и других. Вы не станете счастливыми с помощью материальных усилий. Не старайтесь обрести совершенство в мирских вещах. Старайтесь достичь совершенства в кришна-бхакти, старайтесь воспевать чистое Святое Имя.

Атйахарах прайасаш ча праджалпо... Не болтайте праджалпу. Не говорите о глупых вещах. Говорите только о том, что благоприятно для бхакти. Если вы говорите о Кришне и о кришна-бхакти, это хорошо, но не критикуйте тех, кто подобен Камсе и Джарасандхе. Как поступить с ними? Выбросить из головы, и лишь только прославлять Нанду, Яшоду, гопи, гопов, Кришну и всех преданных. Держитесь как можно дальше от всех посторонних вещей.

Не беспокойтесь слишком о том, как поддерживать свою жизнь. Если вы преданный низшего уровня, можете делать что-то для этого. Однако, когда вы станете более зрелым, вам не нужно будет ничего делать. Всё, что необходимо, будет приходить само собой.

Прайасаш ча праджалпо нийамаграхах... Нужно все время помнить: “Я должен повторять Святое Имя”. Сколько? Один лакх (сто тысяч имен, 64 круга). Если не можете, то хотя бы пятьдесят тысяч имен (32 круга), не меньше. Если не можете это, то так или иначе старайтесь повторять по 25 кругов в день. Но если даже на это вы не способны, тогда вам нужно немедленно утопиться в океане. Может быть, в следующей жизни вы сможете повторять Святое Имя. Если вы не можете в этой жизни повторять хотя бы столько, то несомненно вам нужно броситься в Тихий или Атлантический Океан. Но, я думаю, вы можете повторять Святое Имя, ничего трудного в этом нет.

Если вы хотите быть преданным, старайтесь следовать всем этим предписаниям. Если вы повторяете Наму, а в это время ваш Гурудев или другой возвышенный преданный дает лекцию, что вы должны делать? Продолжать повторение джапы и закончить свои круги или же слушать хари-катху Гурудевы? Что вы должны делать? Вы должны пойти слушать хари-катху. Благодаря этому слушанию ваше повторение святого имени будет очень хорошим, качественным и, кроме того, вы сможете повторить все свои круги. Вы сможете повторять много кругов. Поэтому не нужно совершать нийамаграхи. Объясни два значения этого слова.

Шрипад Аранья Махараджа: Гурудев объясняет значение слова нийамаграха. Нийамаграха означает “не следовать правилам и предписаниям”. Это хорошо понятно, но есть и второе значение этого словачересчур усердствовать в следовании правилам и предписаниям, настолько, что это не усиливает ваше бхакти, а наоборот, становится препятствием.

Шрила Нараяна Махараджа: Если вы хотите развить свое сознание Кришны, обрести вкус к Наме и играм Кришны, вы должны следовать третьему стиху:

утсахан нишчайад дхаирйат

тат-тат-карма-правартанат

санга-тйагат сато вриттех

шадбхир бхактир прасидхйати

(Шри Упадешамрита, текст 3)

Когда приходят проблемы, мы опускаем руки и думаем: “Я повторяю так много кругов — больше шестнадцати, и все равно столько проблем. Больше не буду, брошу я это повторение”. Не думайте так. Утсахат. Утсахат означает “с энтузиазмом”. Если есть энтузиазм, вы сможете повторять даже больше одного лакха. Нишчайат означает убежденность или вера:Рано или поздно я обязательно обрету кришна-прему. Я должен обрести ее!”

Если вы хотите кришна-премы, с великой решимостью совершайте шраванам киртанам вишну смаранам пада-севанам, и особенно садху-санга, нама-киртан, бхагавата-шраван, матхураваса и шри мурти шраддхайа сева. Прежде всего это. А уж потом можете делать что-то для своего поддержания. Святое Имя все устроит для вас.

Утсахан нишчайад дхаирйат тат-тат-карма-правартанат, санга-тйагат... Не общайтесь с дурными людьми, даже если это ваш отец, муж или даже гуру. Если вы желаете обрести кришна-прему, вы должны оставить такого “гуру”, что уж говорить о муже, детях и остальных. Кришна спасет вас. Он ваш вечный муж и возлюбленный, совершенный и наивысший. А такие материальные мужья — обманщики, и такие жены обманщицы. Они никогда не смогут спасти вас. Муж любит жену лишь только потому, что она, возможно, красива. Но если у жены появится хоть небольшое желание быть с кем-то другим, муж прогонит ее. Или же жена невзрачна и даже страшновата, у неё двое-трое детей, в этом случае муж тоже может оставить ее и взять новую жену. А жены делают то же самое с мужьями. Повсюду такие проблемы.

Санга тйагат сато вритте. Всегда старайтесь следовать правилам и предписаниям вайшнавов, этикету вайшнава-садачара. Иногда преданным матха приходят в голову такие идеи: “Мы, конечно, преданные, но почему бы нам не начать производство чего-нибудь? изделий? Мы сможем продавать это и одновременно совершать хари-бхаджан.Таким образом нам не нужно будет ходить и просить пожертвования”. На самом деле вам придется отдавать еще больше сил и энергии, чем если бы вы ходили собирать пожертвования. Если хотите воспевать Святое Имя, вы не сможете производить множество разных изделий. В противном случае все ваши силы будут уходить в этот бизнес. Поэтому следуйте этикету, который установили для нас Госвами, следуйте их примеру и примеру других преданных, даже грихастх — как они поддерживали свою жизнь.

дадати пратигрихнати

гухйам акхйати приччхати

бхункте бходжайате чаива

шад-видхам прити-лакшанам

(Шри Упадешамрита, текст 4)

Всегда оставайтесь вместе с вайшнавами. Всегда. Старайтесь почитать и уважать их в соответствии с их уровнем — каништха, мадхйама или уттама. Если у вас нет вкуса — снова и снова повторяйте Святое Имя. Это лекарство, это диета, и это всё и вся. Не критикуйте вайшнавов. Никогда-никогда. Иначе вы совершите оскорбление, и ваш росток бхакти будет вырван с корнем.

тан-нама-рупа-чаритади сукиртанану-

смритйох крамена расана-манаси нийоджйа

тиштхан врадже тад-анураги джананугами

калам найед акхилам итй упадеша-сарам

(Шри Упадешамрита, текст 8)

Немедленно, тотчас же начните следовать этому. Будьте во Вриндаване, всегда следуя руководству расика-, таттвагья-вайшнавов и гуру. Всегда следите за тем, чтобы язык непрестанно воспевал: “Хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те”. Непрестанно воспевайте имена Радха-Рамана, Радха-Расабихари и Радха-Канта. Шри Чайтанья Махапрабху дал нам самую возвышенную мантру, Харе Кришна маха-мантру. В ней есть все имена и все расы. Сейчас вы не в состоянии понять это, но однажды, если вы станете возвышенными вайшнавами, вы сможете понять. Какие имена вы должны воспевать? Самые прекрасные и возвышенные: Радха-Рамана, Радха-Расабихари и др. Своим языком всегда воспевайте, а своим умом постоянно помните о сладостных играх Радха-Дамодары, Радха-Расабихари и Радха-Раманы. Такова суть всех наставлений шастр.

Если вы получили посвящение дикша, не пренебрегайте тем процессом повторения гайатри-мантр, который вам дал гуру. Помните о Божестве мантры, старайтесь предаться Ему, молитесь Ему и стремитесь к атма-ниведанам. Старайтесь полностью понять все мантры, которые дал вам гуру.

Мы пришли сюда в этот мир не только для того, чтобы заниматься менеджментом. Если вы менеджер проповеднического центра, этого еще не достаточно. Зачем управлять таким центром, где вы сами не следуете всем этим принципам? В этом случае нет нужды ни в каком центре. Если вы постоянно ссоритесь между собой и не следуете [бхакти], если вы не можете толком повторять свои гайатри-мантры, если вы постоянно заняты только менеджментом и крутитесь в этих делах, как белка в колесе, то тогда я советую вам без промедления “подпалить” такой проповеднический центр. Проповеднические центры должны существовать для того, чтобы помогать вам же самим. Если вы не можете развивать свое сознание Кришны, если вы не помогаете самому себе, если возникает так много проблем нет нужды в таких проповеднических центрах.

Не создавайте подобных школ или колледжей. Их тоже нужно сжечь дотла. Теперь мы видим, какие серьёзные проблемы у многих детей, окончивших в своё время такие школы (гурукулы). Некоторые из детей, став взрослыми, подали в суд на преподавателей этих школ. Школы создавались для того, чтобы дети получали благо, а что получилось из этого? Обратный результат.

Так или иначе, пытайтесь устраивать себе заработок для поддержания жизни и всегда старайтесь развивать свое сознание Кришны. Не нужно делать “гита-самсару”: “У меня есть Божества, но я ничего не успеваю. Кто будет служить моим Божествам? У меня нет времени повторять джапу и проводить пуджу. Кто будет менять Божествам одежды и проводить арати три-четыре раза в день? Кто будет готовить для Них? Наверное, мне нужна красивая жена (муж), чтобы помогать мне”. И что тогда произойдет? В доме будут постоянные ссоры и проблемы. Так зачем же все это нужно?

Старайтесь следовать всему, что я сказал. Будьте во Вриндаване.

О, я не могу быть во Вриндаване.

— Почему? Ты хочешь кришна-премы? Почему тогда не можешь поехать?

— О Гурудева, я не могу поехать.

— Но в чём трудность? Оставь всё и отправляйся во Вриндаван. Тебе мешают только твои чувственные наслаждения?

Старайтесь следовать по меньшей мере первым шести шлокам “Манах-шикши” Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Помните эту первую шлоку:

гуро гоштхе гоштхалайишу суджане бхусура-гане

сва-мантре шри намни враджа нава йува двандва шаране

сада дамбхам хитва куру ратим апурвам атитара

майе свантар бхратас чатубхир абхийаче дхрита падах

“О мой необузданный ум, самый дорогой и близкий мой друг. Послушай и постарайся следовать тому, что я тебе скажу. Пусть у тебя всегда будет рати...” Рати означает не только шраддху, но также и бхава-бхакти — шраддху, ништху, ручи, асакти и затем рати. Ваше рати не должно быть разделено на части — одну жене или мужу, другую маленькому ребенку, который не прекращает кричать: “Ооо! Ааа! Ооо! Ааа!”, а вы все время пошлепываете его и успокаиваете: “Ну, засыпай, засыпай...” Не делите ваше рати, отдавая его женам или мужьям, или чему бы то ни было в этом мире. Пусть у вас будет акханда-рати к вашему гуру [акханда означает “неделимый, единый”]. Истинный гуру очень легко может дать вам вкус и кришна-прему.

Пусть у вас будет рати к тем, кто благоприятен для развития вашей кришна-премы. Это дикша-гуру и шикша-гуру. Места игр Кришны называются гоштха, и вы должны питать глубокое почтение к ним. Вы можете приходить туда и кататься по земле, рыдая: “О пыль Вриндавана, ты трансцендентна! Будь благосклонна ко мне. Будь милостива ко мне...”. Точно так же вы можете иногда быть в Нандаграме, а иногда на Варшане, и особенно на Радха-кунде, Шьяма-кунде, у Гирираджа Говардхана или на берегах Ямуны... Непрестанно плачьте, вспоминая тех, кто там живет — Кришну и Его мать Яшоду, отца Нанду, гопов, гопи, коров, павлинов и всех спутников Кришны. Старайтесь почитать их.

Перевод с английского: Яшода-кумар дас


 

ВИШУДДХА САРАСВАТА

ШРИ ЧАЙТАНЬЯ ПАНДЖИКА

(Календарь Вайшнавов на 2001-2002 год)

Шри Гаурабда 515

От издателей

Этот календарь был расчитан в соответствии с методом расчета изложенным в Хари-бхакти-виласе Шри Санатаны Госвами. Время прерывания поста (паран), связано с восходом солнца, поэтому преданные должны учитывать это в соответствии со своей местностью. Подчеркнутые даты — дни, на которые приходится пост.

Главный редактор

Его Божественная Милость
Паривраджакачария Триданди-Свами
Шри Шримад Бхактиведанта Вамана Госвами Махараджа
Президент-Ачарья Шри Гаудия Веданта Самити

Редактор

Его Божественная Милость
Паривраджакачария Триданди-Свами
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махараджа
Вице-президент Шри Гаудия Веданта Самити

Издано Шри Бхактиведанта Гаудия Матхом (Москва)

Шри Гаурабда 515

10 Март 2001, Суббота

Прервать пост после Гаура-пурнимы в течение трех с половиной часов после восхода солнца.
Праздник в доме Джаганнатхи Мишры после явления Шри Чайтаньи Махапрабху.

20 Март, Вторник

Пост в Папамочани Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Пост нужно прервать 21 Марта в период начинющийся с 4 часов после вохода солнца и до его захода.

25 Март, Воскресенье Амавасья

30 Март, Пятница

День явления Шрилы Рамануджачарьи.

2 Апрель, Понедельник

День явления Господа Рамачандры.
Пост до полудня, подношение бхоги тоже, что и в Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 3 Апреля в течение 4 часов после восхода солнца.

4 Апрель, Среда

Пост в Камада Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 5 Апреля в течение 4 часов после восхода солнца.

8 Апрель, Воскресенье Пурнима.

Раса-ятра Господа Баларамы.

18 Апрель, Среда

День ухода Шрилы Вриндавана даса Тхакура.

19 Апрель, Четверг

Пост в Варухини Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 20 Апреля в течение 4 часов после восхода солнца.

23 Апрель, Понедельник Амавасья.

День явления Шрилы Гададхара Пандита.

26 Апрель, Четверг

Чандана-ятра Господа Джаганнатха. Акшая Тритья.
Празднование годовщины создания Шри Гаудия Веданта Самити в 1941 году.

2 Май, Среда

День явления Ситы Деви и Джахнави Деви.
День ухода Шри Мадху Пандита.

3 Май, Четверг

Пост в Мохини Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 4 Мая в течение 4 часов после восхода солнца.

6 Май, Воскресенье

День явления Господа Нрисимхадева — пост до сумерек. Подношение бхоги то же, что и в Экадаши.

7 Май, Понедельник

Прервать пост в течение 4 часов после восхода солнца.
День явления Шринивасы Ачарьи и день ухода Шрилы Мадхавендры Пури.

12 Май, Суббота

День ухода Шрилы Райа Рамананды.

19 Май, Суббота

Пост в Апара Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 20 Мая в течение 4 часов после восхода солнца.

23 Май, Среда Амавасья.

31 Май, Четверг

День ухода Шрилы Баладевы Видьябхушаны.

1 Июнь, Пятница

День явления Шри Гангаматы Госвамини.

2 Июнь, Суббота

Пост в Пандава Нирджала Экадаши (если возможно, соблюдайте полный пост, исключая даже воду. Более подробно смотрите в приложении).

3 Июнь, Воскресенье

Прервать пост в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.
День ухода Шри Гангаматы Госвамини.

4 Июнь, Понедельник

Шрила Рагхунатха дас Госвами устраивает праздник Дахи Чуда в Панихати.

6 Июнь, Среда Пурнима.

Снана-ятра Господа Джаганнатха.
День ухода Шрилы Мукунды Датты и Шрилы Шридхары Пандита.

7 Июнь, Четверг

День ухода Шри Шьямананды Прабху.

16 Июнь, Суббота

День ухода Шриваса Пандита.

17 Июнь, Воскресенье

Пост в Йогини Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 18 Июня в течение 4 часов после восхода солнца.

21 Июнь, Четверг Амавасья.

День ухода Шрилы Гададхары Пандита и Шрилы Бхактивинода Тхакура.

22 Июнь, Пятница

Уборка храма Гундича.

23 Июнь, Суббота

Ратха-ятра Господа Джаганнатха.
День ухода Шрилы Сварупы Дамодары Госвами.

27 Июнь, Среда

Шри Хера Панчами — более подробно об этом можно прочесть в Шри Чайтанья Чаритамрите, Мадхья-лиле, глава 14, тексты 107-233.

1 Июль, Воскресенье

Ульта Ратха-йатра (Возвращение Господа Даганнатха).
Пост в Шаяна Экадаши.
Прервать пост 2 Июля в течение 3 часов после восхода солнца.

5 Июль, Четверг

Гуру Пурнима, Вьяса-пуджа.
День ухода Шрилы Санатаны Госвами.
Первый месяц Чатурмасья-враты (более подробно — смотрите приложение) В течение всего месяца не употребляют в пищу никакой листовой зелени.

10 Июль, Вторник

День ухода Шрилы Гопала Бхатты Госвами.

13 Июль, Пятница

День ухода Шрилы Локанатхи Госвами.

17 Июль, Вторник

Пост в Камика Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 18 Июля в течение полутора часов после восхода солнца.

20 Июль, Пятница Амавасья.

День ухода Шрилы Бхакти-Ракшака Шридхары Махараджи.

31 Июль, Вторник

Пост в Павитраропани Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Начало Шри Шри Радха-Говинда Джулана-ятры (катание на качелях).

1 Август, Среда

Прервать пост в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.
День ухода Шрилы Рупы Госвами, Шрилы Гауридаса Пандита и Шрилы Говинда даса Пандита.

4 Август, Суббота

Баладева Пурнима (День явления Господа Баладева).
Пост до полудня, подношение бхоги тоже, что и в Экадаши.
Прервать пост 5 Августа в течение 4 часов после восхода солнца.
Завершение Джулана-ятры.
Второй месяц Чатурмасья-враты. В течение всего месяца не употребляют в пищу йогурта (более подробно — смотрите приложение).

12 Август, Воскресенье

Шри Кришна Джанмаштами (День явления Господа Шри Кришны) — пост до полуночи, подношение бхоги тоже, что и в Экадаши.

13 Август, Понедельник

Прервать пост в течение 4 часов после восхода солнца.
Шри Нандотсава — праздник в доме Нанды Махараджи по случаю рождения Шри Кришны.
День явления Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджи.

15 Август, Среда

Пост в Аннада Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 16 Августа в течение 4 часов после восхода солнца.

19 Август, Воскресенье Амавасья..

26 Август, Воскресенье

Радхаштами — день явления Шримати Радхики (поститься не нужно).

29 Август, Среда

Пост в Паршава Экадаши (более подробно — смотрите приложение).

30 Август, Четверг

Прервать пост в течение 4 часов после восхода солнца.
Вамана Двадаши. День явления Господа Ваманадевы.
День явления Шрилы Дживы Госвами.

31 Август, Пятница

День явления Шрилы Бхактивинода Тхакура.

1 Сентябрь, Суббота

День ухода Шрилы Харидаса Тхакура.

2 Сентябрь, Воскресенье

Пурнима. Шри Вишварупа Махотсава. Начинается третий месяц Чатурмасьи. В течение месяца воздерживаются от молока. (более подробно — смотрите приложение).

13 Сентябрь, Четверг

Пост в Индира Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 14 Сентября в течение 4 часов после восхода солнца.

17 Сентябрь, Понедельник Амавасья.

18 Сентябрь, Вторник

Начинается Пурушоттама-врата (дополнительный месяц) который продлится до 16 Октября. Придерживайтесь тех же правил и выбора продуктов, что и в месяц Картика (Ноябрь). За подробностями обращайтесь к страницам 16-17.

28 Сентябрь, Пятница

Пост в Экадаши.
Прервать пост 29 Сентября в течение 4 часов после восхода солнца.

2 Октябрь, Вторник Пурнима.

13 Октябрь, Суббота

Пост в Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 14 Октября в течение 4 часов после восхода солнца.

16 Октябрь, Вторник Амавасья.

Завершение Пурушоттама-враты.

26 Октябрь, Пятница

Шри Рамачандра Виджайотсава (Победа Господа Рамачандры над Раваной).
День явления Шрилы Мадхвачарьи.

28 Октябрь, Воскресенье

Пост в Папанкуша Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 29 Октября в течение 4 часов после восхода солнца.
День ухода Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, Шрилы Рагхунатхи Бхатты Госвами и Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами.

1 Ноябрь, Четверг Пурнима.

Шарадия Раса-ятра Господа Шри Кришны.
Начинаются Дамодара-врата, Картика-врата и Урджа-врата.
День ухода Шрилы Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджа (основателя Шри Гаудия Веданта Самити).
Начало последнего месяца Чатурмасьи. В течение месяца исключается употребление в пищу зерен сезама (кунжут) и горчичного масла (более подробно — смотрите приложение).

6 Ноябрь, Вторник

День ухода Шрилы Нароттама даса Тхакура.

8 Ноябрь, Четверг

День явления Шри Радха-кунды.

9 Ноябрь, Пятница

День явления Шрилы Бхакти Ракшака Шридхары Махараджа.

11 Ноябрь, Воскресенье

Пост в Рама Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 12 Ноября в течение 3 часов после восхода солнца.

15 Ноябрь, Четверг Амавасья.

Дипавали, Дипадан.

16 Ноябрь, Пятница

Говардхана-пуджа (поклонение Гирираджу Говардхану), Бали Даитьяраджа-пуджа, Го-пуджа (поклонение коровам).
День ухода Шрилы Вриндавана даса Тхакура.

19 Ноябрь, Понедельник

День ухода Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджи.

23 Ноябрь, Суббота

Гопаштами. День ухода Шринивасы Ачарьи, Шри Дхананджая Пандита и Шри Гададхара Тхакура.

26 Ноябрь, Понедельник

Пост в Уттхана Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 27 Ноября в течение 3 часов после восхода солнца.
День ухода Шрилы Гауракишора даса Бабаджи Махараджи.

29 Ноябрь, Четверг

День ухода Шри Шримад Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджи.

30 Ноябрь, Пятница

Пурнима. Раса-ятра Шри Кришны.
Завершение Чатурмасья-враты, Дамодара-враты, Картика-враты и Урджа-враты.
День ухода Шрилы Бхугарбхи Госвами и Шри Кашишвара Пандита.
Начало Катьяяни-враты.

10 Декабрь, Понедельник

Пост в Утпана Экадаши (смотрите приложение).
Прерывание поста 11 Декабря в течение часа через 2 1/2 часа после восхода солнца.

14 Декабрь, Пятница Амавасья.

26 Декабрь, Среда

Пост в Мокшада Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 27 Декабря в течение 3 часов после восхода солнца.

30 Декабрь, Воскресенье Пурнима

Завершается Катьяяни-врата.

3 Январь (2002), Четверг

День ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады.

7 Январь, Понедельник

День явления Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджи (Президента-Ачарьи Шри Гаудия Веданта Самити).

9 Январь, Среда

Пост в Сапхала Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 10 Января в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.

13 Январь, Воскресенье Амавасья.

14 Январь, Понедельник

Макара Санкранти. Ганга Сагара Снана.

16 Январь, Среда

День ухода Шрилы Дживы Госвами.

25 Январь, Пятница

Пост в Путрада Экадаши (более подробно — смотрите приложение).

26 Январь, Суббота

Прервать пост в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.
День ухода Шри Джагадиша Пандита.

28 Январь, Понедельник Пурнима.

31 Январь, Четверг

День явления Шрилы Гопала Бхатты Госвами.
День ухода Шрилы Рамачандры Кавираджи.

2 Февраль, Суббота

День ухода Шрилы Нарахари Сева-виграхи прабху.

8 Февраль, Пятница

Пост в Шаттила Экадаши (более подробно — смотрите приложение).

9 Февраль, Суббота

Прервать пост после восхода солнца в течение 3 часов.
День явления Шри Шримад Бхактиведанты Тривикрамы Махараджи.

12 Февраль, Вторник Амавасья.

День явления Шри Шримад Бхактиведанты Нараяна Госвами Махараджи.

17 Февраль, Воскресенеье

Васанта Панчами Господа Шри Кришны.
День явления Шри Вишнуприи Деви и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами.
День ухода Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура. Сарасвати пуджа.

19 Февраль, Вторник

День явления Шри Адвайты Ачарьи.
Пост до полудня, подношения те же, что и в Экадаши.
Прервать пост 20 Февраля в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.

23 Февраль, Суббота

Пост в Бхаими Экадаши (более подробно — смотрите приложение).

24 Февраль, Воскресенье

Прервать пост после восхода солнца в течение 3 1/2 часов.

25 Февраль, Понедельник

День явления Шри Нитьянанды Прабху.
Пост до полудня, подношения те же, что и в Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 26 Февраля в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.

27 Февраль, Среда Пурнима.

2 Март, Суббота

День явления Шрилы Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджи.

3 Март, Воскресенье

День явления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады.
День ухода Шри Шримад Гоур Говинды Махараджи.

9 Март, Суббота

Пост в Виджаянама Экадаши (более подробно — смотрите приложение).
Прервать пост 10 Марта в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.

12 Март, Вторник

Шри Шива-ратри врата (Подношение бхоги тоже, что и в Экадаши).
Прервать пост 13 Марта в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.
Амавасья.

15 Март, Пятница

День ухода Шрилы Расиканады Прабху и Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджи.

23 Март, Суббота

Начинается Шри Навадвипа-дхама парикрама.

25 Март, Понедельник

Пост в Амалаки Экадаши.
Прервать пост 26 Марта в течение 3 1/2 часов после восхода солнца.

28 Марта, Четверг

Гаура Пурнима — явления Шри Чайтаньи Махапрабху.
Пост до восхода луны. Подношения те же, что и в Экадаши. Холи.

29 Март, Пятница

Прервать пост после восхода солнца в течение 4 часов.
Праздник в доме Джаганнатхи Мишры.

516 год эры Шри Гаурабда

8 Апрель, Понедельник

Пост в Папамочани Экадаши.
Прервать пост 9 Апреля в течение 4 часов после восхода солнца.

12 Апрель, Пятница Амавасья

Приложение

Правила для Экадаши

Главная суть Экадаши — стараться посвятить как можно больше времени слушанию, воспеванию и памятованию Шри Шри Радхи-Кришны. Поэтому лучше питаться просто, один или два раза.

Продукты, которые нельзя использовать в Экадаши:

— помидоры, баклажаны, цветную капусту
— все виды бобовых (горох, турецкий горошек и т.д.) и продукты, содержащие их (пападамы и т.д.)
— всю зелень (шпинаты, петрушку, салаты, капусту) и листовые растения (листья карри, нима и т.д.)
— все виды зерновых (просо, ячмень, пшеница, рис, кукуруза), далов и муку из этих продуктов.
— крахмалы (зерновые) и продукты из них или с их применением (пекарский порошок, сода, определенные виды кремов, йогуртов, пудингов и сладостей)
— любые масла из зерен (кукурузное, соевое, горчичное, кунжутное) и продукты, приготовленные на них
— специи (зерна кунжута, зерна кумина и тмина, пажитник или шамбала, зерна горчицы, тамаринд, фенхель, сельдерей, зерна мака, зерна калинджи, асафетида, кардамон, мускатный орех, гвоздика и т.д.)
— мед

Специи, которые можно использовать в Экадаши:

— куркума, черный перец, имбирь и соль (все это лучше брать из новых пакетов)

Продукты, которые можно использовать

в Экадаши и Чатурмасью:

— все фрукты (свежие и сушеные), все виды орехов и масел из них
— картофель, тыква, огурцы, редис, кабачок, зеленая папая, лемон, авокадо, оливы, кокосовый орех, гречневая крупа и сахар
— все молочные продукты (кроме чистого молока и йогурта в определенные месяцы Чатурмасьи и сладостей с крахмалом в Экадаши)

Правила для Чатурмасьи

В течение всех четырех месяцев Чатурмасья-враты не употребляют следующих продуктов: баклажанов, помидоров, урад-дала и меда. Кроме того, для каждого месяца есть исключаемый из рациона продукт:

Первый месяц: вся зелень (шпинаты, салаты, все виды капусты, листья кориандра, карри и т.д.) и порошки из этих листьев
Второй месяц: йогурт (если по состоянию здоровья он необходим, можно разбавить водой)
Третий месяц: молоко (если молоко необходимо, можно добавить каплю лимонного сока)
Четвертый месяц: горчичное масло и семена кунжута

Над выпуском работали: Расасиндху дас, Яшода-кумар дас, Гопа-бала деви даси.

Адрес страницы Матха в интернете: www.bhaktivedanta.nm.ru
Архив рассылки:
www.hari-katha.org/library/bgm.htm
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы по адресам: sindhu@aha.ru - Шри Бхактиведанта Гаудия Матх (Москва) swami@aha.ru - Расасиндху дас (организатор рассылки) Если, по тем или иным причинам, вы не хотите получать нашу рассылку, пожалуйста без смущения пошлите со своего адреса на swami@aha.ru письмо с одним словом Unsubscribe (Выпишите), этого достаточно. Если еще кто-либо хочет получать рассылку, он, со своего адреса, должен прислать письмо со словом Subscribe (Подпишите).