"ВЕСТНИК" 12(2)
7 апр. 2001

ШРИ БХАКТИВЕДАНТА ГАУДИЯ МАТХ

АЧАРЙА
Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачария
Ашотара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЙАНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖ

Дорогие преданные, этот номер вестника посвящен славе Шримати Туласи Махарани.

Новости: Издательство "Гаудия-веданта пресс" (основано учениками Шрилы Б.В. Нараяна Махараджа) выпустило в свет очередную книгу - "Мой шикша-гуру и дорогой друг" В небольшой по объему книге собраны воспоминания Шрилы Б.В. Нараяны Махараджа о Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде. Насыщенные событиями, эти воспоминания охватывают период в тридцать лет с момента их первой встречи в 1947 году. Эту и другие книги можно приобрести в Шри Бхактиведанта Гаудия Матхе в Москве - (095)369-2670.

Cлава Шримати Туласи-деви

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж

В Куала Лумпур (Малайзия) как в этом, так и в прошлом году Шрила Нараяна Махарадж рассказывал о славе Шримати Вринда-деви в образе Туласи и разных правилах поклонения ей.

Февраль 1999

Шрила Нараяна Махарадж: Все вайшнавы и даже многие не-вайшнавы молятся Туласи. Когда нужно что-то предложить Кришне, это предлагается вместе с листьями Туласи. Перед тем, как начать свой садхана-бхаджан, вайшнавы предлагают пранам Вринда-деви и молят ее о милости. Туласи присутствует во время всех духовных процессов, таких как арчана и др. Даже не-вайшнавы предлагают ей воду и обходят вокруг нее. Может возникнуть вопрос, почему это так? В Индии и в других странах даже те, кто не имеют никакого представления о трансцендентной преданности и трансцендентных настроениях, “поклоняются” Туласи. Например, в Америке некоторые люди сажают Туласи у себя дома — в огороде, на крыше, повсюду. Они обнаружили, что просто благодаря присутствию Туласи место, где она растет, очищается от всех вредных микробов. Если человек носит на шее бусы из Туласи, это естественным образом регулирует кровяное давление и предохраняет организм от разных болезней. В наши дни не существует средства от рака, но ученые обнаружили, что, если больной раком берет листочки Туласи и воду Ганги и касается ими шалаграма-шилы, эти листочки и вода обретают удивительную силу уменьшать воздействие рака. И действительно, в Писаниях говорится, что благодаря одному только аромату растения Туласи можно избавиться от всех болезней. Хотя все это материальные аспекты, они чрезвычайно важны для тела.

Если кто-либо носит бусы из Туласи, его недуги сами собой сойдут на нет. На тонком уровне Туласи тоже приносит огромную пользу человеку: например, для того, кого изматывают психические стрессы, эти проблемы становятся незначительными благодаря могуществу и милости Туласи-деви. Опять-таки, все это материальные соображения, но даже в этом смысле Туласи так замечательно помогает людям.

Что же касается трансцендентных сфер, Туласи одаривает нас духовным знанием и очищает наши речь и сердце. Если рядом находится Туласи, она воодушевляет человека воспевать имена Кришны и памятовать о Его играх, а также наделяет его склонностью служить Ему. Почему? Потому что Вринда-деви — это одна из самых дорогих сакхи Кришны во Вриндаване. Она настолько могущественна, что сохраняет во Вриндаване необыкновенную красоту. Поэтому лес, в котором наслаждаются Своими играми Шри Радха и Кришна, назван её именем.

Туласи настолько сладка и ароматна, что пчёлы предпочитают её цветы всем другим цветам, даже цветам лотоса. Они с жадностью летят к манджари и листочкам Туласи, ведь в них так много мёда, мадху. Мёд Туласи помогает нашему сердцу, уму, телу и душе — приносит благо на всех уровнях. Туласи настолько особенное растение, что Кришна не принимает никакие подношения пищи без листочков или манджари Туласи. Если вам нечего предложить Кришне, вы можете предложить Ему туласи-манджари с водой. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху повелел Шриле Рагхунатхе дасу Госвами: “Ты отречённая личность, поэтому тебе нечего предлагать Господу. Ты сам ешь испортившийся выброшенный рис и не можешь предлагать его Шалаграме или Гирирадже. Но ты можешь предлагать свежие листья Туласи с нежными манджари, и Кришна с радостью будет принимать, считая это лучшим подношением”. Адвайта Ачарья желал, чтобы Кришна пришел в этот мир, и Он нашел способ позвать Господа. Как? Он просто со слезами на глазах предлагал Шалаграме листья и манджари Туласи с водой Ганги. Громко взывал Он к Господу: “Пожалуйста, будь милостив! Я поклоняюсь Тебе, но если Ты не придёшь, я разрушу всё творение”. Кришна был настолько доволен Его подношениями, что пришел в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Поклонение Кришне с листьями Туласи принесло такой необыкновенный результат — Господь снизошёл в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Но мы не можем знать как это произошло.

Если вы хотите служить Кришне, Шри Чайтанье Махапрабху, Нитьянанде Прабху, воспевать Харинаму, вы обязательно должны носить бусы из Туласи. Эти бусы должны быть только из Туласи. Никогда не носите бусы, в которых между бусинками Туласи вставлены какие-то камешки или драгоценные металлы. Должно быть только Туласи и ничего больше. Бусинки не должны быть слишком маленькими. Обычно женщины предпочитают носить совсем маленькие Туласи, но бусы должны быть правильного размера, тогда они окажут очень сильное влияние. Иногда я замечаю, как преданные окунают свои бусы Туласи в воду Ганги и в гхи, но в этом нет необходимости — Туласи столь же священна, как Ганга и Ямуна. Не нужно очищать Туласи водой или гхи. Если человек желает обрести Кришна-бхакти, тогда:

туласи декхийа джурао прана
мадхава тошани джани

Вы слышали эти строки? Туласи, или Вринда, вечно служит во Вриндаване Божественной Чете, Шри Радха-Кришне. Вриндаван был назван её именем, он принадлежал ей, но она предложила его лотосным стопам Шримати Радхики. Если вы хотите обрести чистое бхакти, обязательно ухаживайте за Туласи, носите бусы из Туласи, повторяйте Святое Имя на четках из Туласи, совершайте вокруг неё парикраму каждый день — обходите её по крайней мере четыре раза. Поливайте её, но если вы льете слишком много воды, то совершаете оскорбление. Нельзя поливать её в Двадаши, кроме того, в Двадаши нельзя собирать с неё листья. Ночью касаться её нельзя, она в это время спит. Просыпается она в брахма-мухурту, около 3-4 часов утра. С этого времени вы можете касаться её, но вечером, примерно с 8-9 часов вечера, беспокоить её нельзя. Нам как можно скорее необходимо развить в себе величайшее почтение к Туласи и шраддху, веру в неё.

 

12 февраля 2000 г.

Это был авирбхава-титхи (день явления) Шри Адвайта Ачарьи, поэтому Шрила Нараяна Махарадж решил рассказать о славе Туласи, ведь Адвайта Ачарья призвал Господа Чайтанью, предлагая Ему листья Туласи с водой.

Шрипад Бхактиведанта Аранья Махарадж: Мы слышали о том, как Шри Адвайта Ачарья, видя, в каком ужасном положении находится мир, переживал в своём сердце боль за всех джив и сострадание к ним. Он решил призвать в этот мир Шри Чайтанью Махапрабху. Когда Он размышлял над тем, как же это сделать, Ему на память пришел стих из “Шримад Гаутамия-тантры”:

туласи-дала-матрена
джаласйа чукулена ва
викрините свам атманам
бхактебхйа бхакта-ватсалах

В этом стихе Верховный Господь говорит: “Если кто-то поклоняется Мне всего лишь листьями Туласи и водой, так он “покупает” Меня Самого, свам атманам”. Свам атманам — “мою атму”. А кто является атмой Шри Кришны? Шримати Радхика.

Шрила Нараяна Махарадж: А почему Она является атмой Шри Кришны?

Шрипад Аранья Махарадж: Потому что Она — жизнь и душа Кришны.

Шрила Нараяна Махарадж: Мы должны удовлетворить Кришну, и тогда Он отдаст нам Самого Себя в нашу собственность.

Шрипад Аранья Махарадж: Его могут приобрести те дживы, которые служат Вринде-деви — она дарует им служение Шримати Радхике. Наш Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал такие прекрасные стихи:

твад агйайа паллава-пушпа-бхринга
мригадибхир мадхава-кели-кунджах
мадхвадибхир бханти вибхушйамана
вринде намасте чаранаравиндам

Нужно знать, что все игры Кришны во Врадже устраивает Йогамайя, Пурнамаси. Но у неё есть один особый “департамент”, которым заведует Вринда, её проявление. Вринда-деви очень дорогая сакхи, она отвечает за проведение особых лил Кришны — никунджа-лилы, самых сладостных и сокровенных любовных игр Шри Шри Радха-Кришны в кунджах Вриндавана.

Твад-агйайа паллава-пушпа бхринга: “По велению Вринда-деви Вриндаван выглядит так красиво, словно украшен всеми красотами весны. Повинуясь её указаниям, распускаются цветы, распространяя повсюду своё благоухание, дует ветерок, и вокруг цветов лотоса жужжат опьяневшие от сладости их мёда шмели. Так, по милости Вринда-деви и по ее указанию, Вриндаван становится необыкновенно прекрасным и становится удивительным театром для лил Шри Шри Радха-Кришны”.

Шрила Нараяна Махарадж: Кришна всегда чувствует себя в долгу перед Вриндой. Она служит Ему таким образом, что Кришна думает: “Я никогда не смогу вернуть ей Свой долг”. Поэтому, если кто-то предлагает Кришне листочек Туласи, Он очень смущается и думает: “Этот человек купил Меня”. Вы можете попробовать сами и убедиться, так это или нет. Поливайте Туласи и предлагайте её листочки лотосным стопам Кришны. Когда вы предлагаете подношения Кришне, кладите Туласи на каждое блюдо. Кришна непременно примет эти подношения и будет счастлив, и потом Он постарается удовлетворить этого преданного. Он скажет ему: “Чего ты желаешь? Проси чего хочешь”. Вы все должны стараться совершать поклонение Туласи. Каждый день поливайте её и предлагайте ей лампаду с гхи. Особенно женщины должны предлагать лампаду Туласи. Обходите вокруг Туласи четыре раза и пойте “Туласи-арати”.

Шрипад Аранья Махарадж: Кришна всегда стремится к встрече со Шримати Радхикой. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет:

твадийа-дутйена никунджа-йунор
атйуткайох кели-виласа-сиддхих
тват-саубхагам кена ниручйатам тад
вринде намасте чаранаравиндам

Кто способен рассказать всё о славе и великой удаче Вринды-деви? Радха и Кришна могут встречаться только благодаря ей, когда она служит посланницей. Кришна в огромном долгу перед ней. Поэтому, если кто-то поклоняется Шримати Вринде-деви, Кришна будет думать: “Как я могу вознаградить его за это? Своим служением Вринде-деви он купил Меня”. Адвайта Ачарья показал нам эту сиддханту и этот удивительный процесс, позволяющий стремительно развиваться в бхакти, в служении Шри Радха-Кришне.

Шрила Нараяна Махарадж: Если человек желает обрести любовь к Божественной Чете, Радха-Кришне, и служение Им, ему необходимо поклоняться Туласи, и тогда очень легко он сможет получить духовное благо. Предположим, у вас нет премы, но вы предлагаете Кришне туласи, примет ли Кришна это подношение или нет? Если вы предлагаете туласи, это означает, что вы предлагаете всё, и Кришна обязательно примет это.

Шрипад Аранья Махарадж: А если туласи предлагает тот, у кого нет гуру, Кришна все равно примет подношение?

Шримати Джадурани д.д.: Кришна будет доволен и даст этому человеку гуру.

Шрила Нараяна Махарадж: Если предлагается туласи, Кришна вынужден будет принять, и неважно, есть у человека гуру или нет. Вам придется постараться примирить эти противоречия. Кришна примет шраддху человека (его веру), и, таким образом, это будет благом для него, его подношение не пройдет впустую. Если у вас нет гуру, но вы повторяете Святое Имя, будет от этого какой-то прок или нет? О, это принесет очень много плодов! Человек может подняться до Сваргалоки (райских планет), он может занять какое-то высокое положение в этом мире, может попасть на Вайкунтху — так много разных результатов. Если человек повторяет Святое Имя без садху-санги, что это принесет ему?

Шрипад Аранья Махарадж: Благодаря повторению Святого Имени человек обретет садху-сангу.

Шрила Нараяна Махарадж: Да, это принесет ему самые различные блага. Это не пройдет впустую. Даже если у него нет гуру, но он предлагает что-то вместе с Туласи, и у него есть шраддха, то именно благодаря тому, что у него есть эта шраддха, Кришна постепенно приведет его в истинную парампару (ученическую преемственность). Вы не можете утверждать, что если кто-то предлагает Туласи, но без премы, тогда Кришна не примет это. Иначе все шастры заблуждаются и ни на что не годны. Если человек воспевает Святое Имя, но без любви и преданности, принесет ли это какой-то результат или нет?

Радханатх Брахмачари: Он получит сукрити.

Шрила Нараяна Махарадж: Не только сукрити.

Радханатх Брахмачари: Благодаря этому сукрити он обретет садху-сангу.

Шрила Нараяна Махарадж: Нама порождает сукрити.


джайати джайати намананда-рупам мураре-
вирамита-ниджа-дхарма-дхйана-пуджадийатнам
катхам апи сакридаттам муктидам пранинам йат
парамамритам экам дживанам бхушанам ме

“Вся слава, вся слава Имени Кришна-Мурари, олицетворению божественного блаженства! Оно прекращает круговорот рождения и смерти и избавляет человека от мучительных усилий в следовании религии, совершении медитации и аскез, от занятия благотворительностью и поклонения Божествам. Это Имя приносит освобождение тому, кто произносит его даже один раз. Только Кришна-нама высший нектар для меня и единственное сокровище моей жизни” (Шри Брихад-бхагаватамрита 1.1.9).

К Кришне имеют непосредственное отношение: Туласи, Ямуна, Ганга, маха-прасад, Нама и некоторые другие святыни. Если люди как-то соприкасаются с этим, то даже если они настолько же падшие, как Джагай и Мадхай, они обязательно очистятся. Такова величайшая слава Шримати Туласи-деви.

 

Вринда-деви

Лекция Шрилы Б.В. Нараяна Махараджа

прочитанная 6 июня 1996 года

Кто такая Вринда-деви? Почему мы ей поклоняемся и как это делать?

Вринда-деви это хозяйка Вриндавана. В лесу Вриндавана Вринда или Туласи — главная. Все остальные, деревья, лианы и цветы, идут за ней — здесь она во всем хозяйка. Вринда — госпожа всех лесов Вриндавана. Это она устраивает встречи гопи с Кришной. Её заботой все достойные дживы, обретшие прему, встречаются с Ним. Когда дживы попадают во Вриндаван, они рождаются из лона гопи, и затем Вринда устраивает их встречу с Радхой и Кришной. Без помощи Вринда-деви никто не встретит Кришну, Радху и нитья-сиддха гопи.

Вы слышали о Йогамайе Пурнамаси? Она заправляет всем, что бы не происходило на 84 крошах Враджа-мандалы. Все устраивает Йогамайа. В её ведении все игры Кришны. Йогамайа означает “прибавить”: встретиться с Кришной, служить Кришне, устраивать все, что происходит с самого рождения и последнего дня, от зари до зари. Все без исключения. Всем этим заправляет Йогамайа. Но в рощах Вриндавана лишь Вринда-деви всему хозяйка. Она устраивает все тайное, например, встречи Шримати Радхики и всех гопи с Кришной. Без хлопот Вринда-деви не было бы утех с Кришной в рощах Вриндавана.

Вы должны знать, чем отличается Йогамайа от Вринды. Обе тождественны друг другу. Вринда-деви это проявление Йогамайи. Йогамайа — не кто иная, как Вринда-деви, когда она ведает всем без исключения. Когда же нужно устроить встречу гопи с Кришной или Шримати Радхики с Кришной, этим занимается исключительно Вринда-деви. Она верховодит здесь, во Вриндаване. Вринда-деви устраивает танцы гопи с Кришной. Йогамайа тоже присутствует там, но присутствие Вринда-деви преобладает. Йогамайа в образе Пурнамаси не присутствует явно там, где Кришна, Радха и гопи предаются играм. Туда приходит Вринда-деви. У неё очень много обязанностей.

Чем занимается Вринда-деви в этом мире? Кришна нисходит в этот мир ради того, чтобы привлечь все обусловленные души и дать им возможность служить Ему. Но сначала они должны освободиться из пут майи и уже затем смогут совершать служение Кришне. Когда Радха и Кришна нисходят в этот мир, вместе с Ними нисходит и Вринда-деви. Не будь здесь Кришны, гопи и враджа-лилы, как Вринда-деви смогла бы помочь обусловленным душам и занять их в служении Кришне? Это было бы очень трудно. Но Кришна сам стал Шалаграмом, а Вринда-деви — Туласи.

Любой может служить Шалаграму и Туласи. Туласи растет повсюду и особенно в Индии. Здесь растут сотни тысяч Туласи, и никто специально не сажал их и не возделывал. Однако на Западе выращивать Туласи не просто, потому что она очень нежна, как Радха-Кришна. Они явились во Вриндаване, и Туласи вместе с Ними. Во всех уголках Индии и всего мира мы можем ухаживать за Туласи и поклоняться Шалаграму. Тот, кто совершает парикраму вокруг Туласи, кто ухаживает за Туласи, кто поклоняется ей, возносит ей молитвы и пьет чаринамриту с листочками Туласи, освобождается от прошлых грехов и постепенно обретает общение с настоящим вайшнавом и встречает гуру, истинного гуру. Затем приходит истинная шраддха, ништха, ручи, асакти, бхава и према. Если бы здесь не было Туласи, мы не могли бы поклоняться ей, а без поклонения Вринде мы не войдём во Вриндаван. Вриндаван означает “лес Вринды”. Без неё мы не можем служить Радхе-Кришне. Кришна не примет ничего, если в подношении нет Туласи. Ни сьест ни крошки. Без Туласи Он ни примет даже воды.

Мы не должны поливать Туласи в двадаши-титхи. Мы должны соблюдать это правило. Мы можем предлагать Туласи лампаду и совершать ей арати. Туласи очень милостива. Любой обусловленной душе она помогает стать достойной служения Радхе и Кришне.

В Падма-пуране есть история, повествующая о том, как Кришна стал Шалаграмом, а Вринда-деви стала Туласи. Но не все в этой истории чистая правда, потому что в Голока Вриндавана дхаме нет дурных качеств. Там никто не испытывает злобы к кому-либо и никого не проклинает. Эта история дана в помощь людям, чьё знание скудно, тем, у кого нет достойных качеств — людям низшего класса. Если же вам нужны истории, вы должны брать их из Шримад-Бхагаватам или произведений Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Санатаны Госвами. Очень авторитетная книга — это Хари-бхакти-виласа. Мы принимаем эти книги. Все, что я говорю, идет из этих книг. Окончательный вывод таков — без Вринда-деви мы не сможем продвигаться по пути бхакти.

Адрес страницы Матха в интернете: www.bhaktivedanta.nm.ru
Архив рассылки: www.hari-katha.org/library/bgm.htm
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы по адресам: sindhu@aha.ru - Шри Бхактиведанта Гаудия Матх (Москва) swami@aha.ru - Расасиндху дас (организатор рассылки) Если, по тем или иным причинам, вы не хотите получать нашу рассылку, пожалуйста без смущения пошлите со своего адреса на swami@aha.ru письмо с одним словом Unsubscribe (Выпишите), этого достаточно. Если еще кто-либо хочет получать рассылку, он, со своего адреса, должен прислать письмо со словом Subscribe (Подпишите).