"ВЕСТНИК" №9(2) от 17 марта 2001 года

— ШРИ БХАКТИВЕДАНТА ГАУДИА МАТХ —

АЧАРЙА

Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачарийа
Ашотара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЙАНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖ

Дорогие преданные, этот номер вестника продолжает тему прихода Шри Шачинанданы Гоурахари. Сегодня вторая лекция Шрилы Бхактиведанты Нараяна Махараджа по 4-й главе Чайтанья-Чаритамриты.

 

«Сокровенные причины прихода Шри Чайтаньи Махапрабху»

(Часть 2)

Лекция по «Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила, глава 4

Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа

(прочитана 11 июня 1996 года в Хьюстоне, США)

Более месяца вы путешествовали со мной, и везде я говорил о том, кто мы, кто такой Кришна, кто такой Господь, что такое иллюзия, майя, и как мы можем избавиться от неё, подобной бесконечному океану рождений и смертей. Сейчас я хочу вам рассказать о миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, миссии Шримати Радхики и Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху низошёл в этот мир только для того, чтобы принести это послание и исполнить своё внутреннее желание.

Кришнадас Кавираджа Госвами объяснил причины нисхождения Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху не просто брахман из Бенгалии, это Сам Кришна. Чтобы исполнить Своё желание, Он пришёл, подобно обычному бхакте, преданному. Я расскажу вам, каким было его желание.

Кришнадас Кавираджа Госвами объяснил четыре причины, по которым Кришна низошёл в этот мир в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, в настроении Шримати Радхики. О первой причине Кришна сказал в «Бхагавад-гите» (4.7): йада йада хи дхармасья гланир бхавати. Бесчисленные демоничные люди в мире множат свои полчища и восстают против принципов Вед, Упанишад, Гиты и Бхагаватам; восстают против дхармы, религии. Что такое религия? Мы должны знать, что не являемся ни этим материальным телом, ни умом, ничем подобным. Мы душа, атма.

Природа дживатмы называется санатана-дхарма, ведическая дхарма, бхагавата-дхарма, вайшнава-дхарма. Это одно и то же, но под разными именами. Обязанность атмы – служить Кришне, Верховной личности Господа. Не существует множества богов, Бог один, но Он принимает множество обликов.

В те времена были цари, подобные Дурьодхане, Камсе, Джарасандхе, Духшасане, Карне, Шакуни; все они были демонами, хотя считали себя царями и кшатриями. Они противостояли дхарме. Кришна тоже был там, но эти цари считали Его не Богом, а обычным смертным, своим шатру, врагом. Эти кшатрии жили исключительно тем, что ели, пили и веселились; это всё, чем они занимались. Они считали тело самим собой и всё, что относится к этому телу, своим. Этот дом – мой дом, и я вечный властелин всех этих вещей; я никогда не умру. Это не санатана-дхарма, санатана-дхарма – это служить Кришне. Атма, душа, никогда не рождается и не умирает, но если она оставляет служение Кришне, тогда она должна будет приходить и уходить вновь. Мы должны понять это.

Но всё, чем занимались цари, противоречило дхарме; они просто ели, пили, веселились и сражались друг с другом за землю, женщин, вино и прочее. Поэтому Кришна решил, что должен низойти и восстановить юга-дхарму. Цари должны будут быть убиты, и принципы санатана-дхармы восстановлены вновь.

Я объясню вам четыре причины. Они делятся на две группы: гауна и мукхья, вторичные и первичные. Вторичные причины – это две причины. Юга-дхарма пратиштха. Анарпита чарим чарат карунайаватирнах калау. Анарпита чарим чарат.

Преданный (читает перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады, Ч.-ч., Ади, 1.4): «Пусть же Верховный Господь, явившийся как сын Шримати Шачидеви, воцарится в самой глубине вашего сердца. Сияя великолепием расплавленного золота, Он по Своей беспричинной милости явился в этот век Кали, чтобы даровать то, что никакое воплощение до Него не давало ранее: самую высочайшую и излучающую сияние расу преданного служения, расу супружеской любви".

Чайтанья Махапрабху приходит один раз в Брахма-манвантару, это Сам Кришна, который, подобно преданному, приходит в облике Шачинанданы Гаурахари. У Него есть нечто особенное, что Он собирается дать каждому. До этого приходил Рамачандра и многие-многие другие, но они не давали премы, любви и привязанности. Они давали бхакти. Но есть огромная разница между бхакти и бхакти-расой, премой.

У Господа Рамачандры были друзья, слуги, у Него были отец и мать; было много близких друзей. У Него была жена, Сита-деви, но Она не была Его другом. Хотя Сита была замужем за Рамачандрой, Она была подобна даси. Когда на острове Ланка был убит Равана и повержены все его приспешники, Сита пришла к Рамачандре, но Он сказал Ей: «Я пришёл не за тобой, Я пришёл, чтобы наказать Равану и всю его семью. Он оскорбил Меня, вот почему Я пришёл. Сейчас Ты можешь идти, куда пожелаешь, но Я не хочу Тебя брать с Собой, потому что Ты жила здесь почти десять месяцев. Я не возьму Тебя с Собой». Тогда Сита попросила Лакшмана развести большой костёр, и Она вошла в пламя. Из пламени появился бог огня, и он сказал, что Сита чиста. Пришёл Дашаратха Махарадж и тоже сказал, что Она чиста. Вайдьянатха, бог воздуха, Индра и все остальные, многие-многие, пришли и сказали, что Сита чиста, и только после этого Рамачандра взял Ее с Собой в Айодхью. По прошествии 11000 лет жизни в Айодхье Он сказал Лакшману, чтобы тот отвёз Ситу в лес, в какой-нибудь ашрам. Он сказал ему, что Она не может жить здесь. Рамачандра навсегда сослал её в лес. На самом деле, Сита не может оставить Раму. Рамачандра был очень почтителен к Сите, но Они были разлучены. Поэтому Сита не была Ему другом, для Него Она была как даси.

Чайтанья Махапрабху пришёл, чтобы показать и дать людям враджа-прему. Какую именно прему? Ту, которую джива достойна получить. Существует два вида премы, одна – это уннатоджвала раса, высочайшая любовь гопи к Кришне, особенно в настроении Шримати Радхики, в маха-бхаве. Снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и маха-бхава. Только маха-бхава покоряет Кришну, и ничто другое.

Шри Чайтанья Махапрабху низошёл, чтобы насладиться настроением Шримати Радхарани и раздать уннатоджвала-раса-шриям. Шриям... Шриям означает красота. Красоту этой уннатоджвалы-расы. Это настроение Шрилы Рупы Госвами в его изначальной форме Рупы Манджари, а также Рати Манджари, Лаванги Манджари и подобных сакхи. Они – это красота любви Шримати Радхики, Её маха-бхавы. Настроение Шримати Радхики не может быть дано кому-либо, потому что это принадлежит только сердцу Шримати Радхики. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху пришёл, чтобы насладиться этим, но что же Он пришёл дать? Шри – красоту этой уннатоджвала-расы.

Чайтанья Махапрабху сострадал ко всем обусловленным душам, Он принёс с Собой чистейшую нама-прему. В другие Кали-юги существует только нама, и ею одаряет Маха-Вишну. Чайтанья Махапрабху – это не Маха-Вишну, это Сам Кришна. Он пришёл не только для того, чтобы проповедовать святое имя и установить юга-дхарму. Это не было Его главным делом, об этом уже было сказано. Это входит в обязанности Маха-Вишну или Адвайты Ачарьи. Кришна пришёл не ради этого.

Сейчас мы подошли к главной причине. До этого мы говорили о второстепенной.

Адвайта Ачарья взывал к Господу: «Если Ты не явишься и не даруешь прему всем дживам — я разрушу всё Творение. Если Ты явишься, я буду очень доволен; Ты обязан явиться». И Адвайта Ачарья брал листочки туласи с водой Ганги и предлагал Господу туласи и Ганга-джал: «Ты непременно должен явиться».

После Своего ухода Господь Кришна думал: «Я приду в этот мир, чтобы даровать прему и понять настроение служения Шримати Радхарани ко мне». Но когда это произойдёт, ещё не было известно; однако теперь (после зова Адвайты) Махапрабху принял решение: «Я должен отправиться прямо сейчас». Это третья причина. Адвайта Ачарья позвал Его, предлагая Ему туласи и Ганга-джал.

Существует много видов арадханы Кришне, но без туласи Он ничего не примет. Вринда так дорога Кришне, что когда Ему поклоняются с туласи и Ганга-джал, и зовут Его, Он тотчас же нисходит в этот мир. Читая четвёртую главу, мы видим, что Кришна – это Верховная личность Господа; Он океан расы. Наверняка вы знаете, что такое раса? Кока-кола – это тоже своего рода раса. Но бхакти-раса невообразимо лучше; она настолько прекрасна, что если кто-либо слушает хари-катху, игры Радхи и Кришны или гопи, он утратит желание ко всему остальному. Подобно Парикшиту Махараджу: в течение семи дней он не пил, не ел, не спал и не был сонным. Причина этому – высшая раса.

Здесь Кришнадас Кавираджа говорит: йе лаги аватара. Это четвёртая глава, 14-й стих (Ч.-ч., Ади, 4.14):

анушанга-карма эи асура-марана
йе лаги аватара кахи се мула карана

(Перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады): «Таким образом, убийство демонов – это не главная цель. Сейчас я поведаю вам о главной причине нисхождения Господа». Сейчас Кришнадас Кавираджа Госвами скажет о главной причине (Ч.-ч., Ади, 4.15-16):

према-раса-нирьяса корите асвадана
рага-марга бхакти локе корите прачарана
расика-шекхара кришна парама-каруна
эи дуи хету хойте ичхара удгама

(Перевод Бхактиведанты Свами Прабхупады): «Явление Господа было вызвано двумя причинами: Он хотел испытать сладостную суть вкусов любви к Господу и хотел распространить по всему миру спонтанное преданное служение. Поэтому Он известен как Верховный наслаждающийся и как самый милостивый из всех».

Гурудева: Что дальше? Расика-шекхара Кришна.

Преданный (читает комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады): «В течение всего времени, пока Кришна был в этом мире, убийством асуров, или демонов, таких, как Камса и Джарасандха, занимался Вишну, который пребывал в Шри Кришне. То, что Господь Кришна убивал демонов, казалось обычным делом, хотя это не свойственно для Него. Главной причиной явления Господа Кришны было Его желание явить Свои трансцендентные развлечения во Враджабхуми, показав таким образом высочайший трансцендентный вкус любви между живым существом и Верховным Господом. Такой обмен вкусами называется рага-бхакти или преданное служение Господу в трансцендентном восторге. Господь Шри Кришна хотел, чтобы все обусловленные души знали, что более всего Его привлекает рага-бхакти, а не видхи-бхакти, или преданное служение, совершаемое в рамках правил. В Ведах говорится (Тайтирья Упанишада, 2.7) расо ваи сах: «Абсолютная истина является источником всех видов любовных взаимоотношений». Господь беспричинно милостив, и потому Он хочет даровать нам особую привелегию совершать рага-бхакти. Господь явился благодаря Своей внутренней энергии; Он сделал это не под влиянием какой-то внешней силы».

расика-шекхара кришна парама-каруна
эи дуи хету хойте ичхара удгама

Господь пришёл, чтобы проповедовать рагануга-бхакти. Он не говорил, что это предназначено только для достойных. Это предназначается для всех обусловленных душ, которые обладают хотя бы какой-нибудь шраддхой. Если у них нет шраддхи, они не будут ничего слушать, но если они хотят слушать, тогда они достойны этого. Для таких душ Господь низошёл, чтобы проповедовать рагануга-бхакти.

Существует два вида бхакти: рагатмика и рагануга. Служение в настроении Яшоды, Нанды-бабы, Субала, Шридама, всех гопи, Рупы Манджари, Рати Манджари, Лалиты, Вишакхи – это рагатмика. Рагатмика состоит из двух слов: рага и атмика. Рага в атме, в душе. Это называется рагатмика. Все, кто служат Кришне с рагой, анурагой, бхавой, маха-бхавой — все они рагатмики. Все деревья, лианы, растения во Вриндаване, все живые существа, павлины, кукушки и олени – все они рагатмики. Деревья тоже рагатмики, потому что они сат-чит-ананда. Все во Вриндаване сат-чит-ананда. Все они рагатмики. Без рагатмики никто не может выйти за пределы Вайкунтхи. Обязательно нужна рагатмика.

Когда кто-то в этом мире слушает об играх Кришны с гопи, со Шридамом, Субалой, Яшодамайи, и у него появляется желание служить Кришне как Субала, Шридам, Нанда-Баба, Яшодамайи или как гопи, Лалита, Вишакха и Рупа Манджари, то это называется рагануга. Между ними существует очень большая разница. На самом деле, когда такой преданный созреет, то, оставив своё тело, он войдёт во Вриндаван. Тогда он сможет стать рагатмикой. Но здесь, в этом мире, это называется раганугой. И Чайтанья Махапрабху давал раганугу. Кому? Обусловленным душам.

В бхакти существует множество уровней. Сначала шраддха, затем бхава-бхакти и потом према-бхакти. Три уровня. Садхана-бхакти тоже тоже подразделяется на много уровней. Карма-мишра бхакти, гьяна-мишра бхакти, шуддха-бхакти. Бхакти также включает в себя шраддху, ништху, ручи, асакти, бхаву. Затем идут снеха, мана, праная, рага, анурага; множество уровней. Если какая-нибудь обусловленная душа находится в садху-санге, всегда слушает садху, она не сможет оставаться на месте, она будет продолжать идти вперёд и вперёд.

Мы можем видеть пример Рагхунатхи даса Госвами, когда он жил в доме со своей женой, и когда он ушёл к Чайтанье Махапрабху в Пури. После этого он пришёл во Вриндаван, и всё это разные уровни.

Чайтанья Махапрабху пришел в настроении Радхики. Он желал попробовать Ее настроение. Почему Она без ума от Него? — "Слушая мое имя, Она теряет рассудок". Шримати Радхика говорит, что до того, как Она впервые встретилась с Кришной, Она слышала о Его качествах, поглядывала на Него издалека краешком глаз; это называется пурва-рага (пробуждение любви). Это происходит до миланы (встречи).

Джарасанжха и Камса тоже видели Кришну. Камса видел, но приходил при этом в гнев. Почему? Обычный смертный смотрит на Кришну так, как смотрит на Него Дурьйодхана. Дурьйодхана приходился родственником Кришне. Его дочь была замужем за сыном Кришны. И хотя Дурьодхана не был так злобен, как Камса, тем не менее он не очень-то был рад, видя Кришну. Он всегда был против Него и не верил в то, что Кришна — это Сам Господь. Таким образом, многие люди видят Кришну, и у всех разное отношение к Нему. Но когда мама видит Кришну, она берет Его к себе на колени, дает грудь, и молоко льется само собой. Яшода плачет, но не теряет рассудка.

Но когда Кришна и Шримати Радхика сидят обнявшись… Как-то раз у лотосных стоп Шримати Радхики стал кружиться шмель. Он принял Ее стопы за цветы лотоса и хотел отведать их нектара. Шримати Радхика испугалась, и тут Ей на помощь подоспел Мадхумангал. Он прогнал шмеля прочь и, вернувшись, сказал, что мадхусудан больше не вернется. Слово мадхусудан имеет два значения: первое — это шмель, а второе — это Сам Кришна. Когда Шримати Радхика услышала, что мадхусудан больше не вернется, она заплакала, хотя в это время сидела прямо на коленях у Кришны. Она плакала: "О Кришна, где же ты. Как мне жить без тебя?" Кришна подумал: "Но я ведь здесь и она со мной, но она плачет и терят рассудок от того, что не видит меня". Это настроение называется маха-бхава. Кришна думал: "У меня нет такой маха-бхавы, я должен попробовать это". Только Шримати Радхика обладает этим. Поэтому Кришна Сам желал попробовать это настроение: "Какое счастье испытывает Шримати Радхика, когда наслаждается мадхури (четырьмя особыми качествами Кришны)?" Рупа мадхури, нама мадхури, гуна мадхури и лила мадхури. Шримати Радхика наслаждается этим как никто другой. Субал и Шридам тоже наслаждаются этим, но не так, как Шримати Радхика, потому что у них нет такого настроения. Вот почему Кришна похитил это настроение и пришел как Шри Чайтанья Махапрабху. Для чего Он пришел? Чтобы проповедовать рагануга-бхакти:

рага-марга бхакти локе корите прачарана
према-раса-нирьяса корите асвадана

Это называется према-расой. Насладиться этим можно только в настроении Шримати Радхики. Для этого Кришна и похитил Ее настроение. Что значит рага-марга? Это путь, которым мы должны идти, чтобы обрести рагу, которая была у гопи. Это называется рагануга-марг или рага-марг. Шри Чайтанья Махапрабху пришел, чтобы дать это всему миру. Он пришел не только для того, чтобы проповедовать воспевание хари-намы, и не для того, чтобы убивать асуров. Расика-шекхара означает океан любви, а парама-каруна — что Он очень милостив. Он необычайо милостив, вот почему Он пришел дать амулья-ниддхи — бесценное сокровище, которое хранится в сокровищнице Вриндавана и особенно в сердце Шримати Радхики.

Например, какой-то нищий забредет в чей-то дом. Если жена хозяина дома возьмет ключи от сундука, в котором хранятся их семейные сокровища, и захочет дать ключи этому оборванцу, муж спросит: "Зачем тебе ключи? Положи обратно". Тогда жена пускается на хитрость, она предупреждает нищего, что муж не должен ничего знать, а сама находит ключи, открывает сундук и отдает все драгоценности и украшения. Кому? Простому нищему! Мы — нищие. Чайтанья Махапрабху — это не Кришна, это Кришна в настроении Радхики. Кришна не сможет дать этого, потому что Он может отдать только все Свое богатство, но не богатство Шримати Радхики. Поэтому Он и Радхика объединились. Кришна очень милостив, а Радхика еще более милостива. Но вместе Они самые милостивые, и явились, чтобы распространить рага-марг, но не рагу. Чайтанья Махапрабху принес рага-марг, путь, идя которым, мы можем обрести рагу. Но Он не давал саму рагу, это то, чем Он наслаждался Сам.

Прему не умом понимают, а сердцем. Одна лишь философия не поможет. Вы знаете, Саубари не был философом. Обезьяны (Рамачандры) тоже не были философами. Гопи тоже не философы. Но в их лотосных стопах сокрыта вся философия, (потому что великие мыслители помещают себе на головы их стопы). Вы должны стараться понять это.

Я думаю, что когда вы читаете "Чайтанья-чаритамриту", вы видите комментарий, но не хотите углубляться в него. Свамиджи все написал в своих книгах. Но к несчастью, вы никогда не пытаетесь (понять смысл). Или же лидеры считают, что вам не следует рассказывать об этом, пока не пройдет лет двадцать-двадцать пять, потому что вы не достойны слушать. Тогда зачем была написана "Чайтанья-чаритамрита"? А для чего был написан "Шримад-Бхагаватам"? Неужели для тех, кто достоин достичь Вриндавана-дхамы? Тогда не было никакого смысла писать эти книги. Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами написал это для проповеди: рага-марга бхакти локе корите прачар.

Преданный (читает Ч.-ч., Ади. 4.17):

айшварья-джнанете саба джагат мишрита
айшварья-шитхила-преме нахи мора прита

Господь Кришна сказал: "Весь мир думает о Моем величии, но Меня не радует любовь, ослабленная этим чувством".

Верховная Личность Бога обладает шестью достояниями. 99.9% людей придерживаются такого мнения. Лишь несколько не считают Кришну Самим Богом. Они думают что Он — сын Яшоды и Нанды-бабы. Он — гопи канта. Он такой же, как и все. Это называется нара-лила.

Чайтанья Махапрабху пришел в облике обычного человека, сына Шачи и Джаганнатхи, и супруга Вишну-прии и Лакшми-прии. Господь сказал, что если вы хотите подчинить Кришну, забудьте, что Он — Сам Господь. Не думайте о Кришне как о Боге. Махапрабху и Бхагавад-гита говорят, что Кришна не обычная личность. Это Верховная Личность Бога, Он обладает шестью достояниями и четырьмя мадхури, которых не найти у других аватар. Но вам прийдется позабыть обо всем этом. Однако вы не можете. Вы никак не можете забыть об этом. Но если вы будете в санге таких бхавука и расика вайшнавов, как Шукадева Госвами, Рупа Госвами, Свамиджи, наш Гурудева, Шрила Бхактисиддханта Сарасвити Госвами, тогда вы пройдте через это препятствие и увидите, что Кришна вовсе не Верховная личность Бога, а друг Субал-сакхи. Он просто Радха-канта, Радханатх, Мадан-мохан, Шьямасундара, Радха Раман, его друг, мой друг.

Все в этом мире под покровом айшварья-гьяны. К примеру, Нарада, Уддхава, Шива и Арджуна тоже, все бхакты, подобные им. У Арджуны была очень сильная према, однако когда он увидел вишва-рупу, он тут же забыл обо всем: "Я называл Тебя сакха. Я совершал великое множество оскорблений. Я обещаю, что никогда больше не назову Тебя сакха и не позволю себе приказывать Тебе вывести колесницу на поле битвы".

А Деваки и Васудева? Кришна предстал перед ними в образе шестнадцатилетнего юноши в питамбаре (желтом шелковом дхоти), с длинными красивыми руками, с прекрасными ухоженными волосами, с серьгами в ушах, с золотым ожерельем и каустубхамани, и множеством украшений. Увидев Кришну, Деваки и Васудева стали возносить Ему молитвы: "Ты — Васудева Кришна. Ты — Сам Нараяна".

Давайте же пойдем во Враджу и увидим, как Кришна сосет грудь мамы Яшоды. Кришна улыбается, Он сосет молоко и позевывает. Когда у нас нет ручи к слушанию хари-катхи, приходит она — зевота, дочь Нидра-деви. Старайтесь не зевать. Если же кто-то устал, он неосознаннно будет делать это.

У Кришны очень маленький ротик. Яшода заглянула в него и увидела весь вишва-брахман и себя тоже в нем. Она увидела все, что только существует. И Ананта Вишну, и все миры. Однако же она не сложила молитвенно ладони подобно Васудеве, Деваки или Арджуне. Она подумала: "Что это такое? Наверное, это проделки духов. Они преследуют или меня, или моего сыночка". Она взяла воды и сделала ачаман, тут Кришна закрыл ротик. Она тут же позвала Нанду-бабу: "Иди сюда, иди сюда скорее!" Позвала Гарга риши, Шандилья риши и всех-всех риши. "Что случилось?" — спросили они.

— В кого-то из нас, в меня или сына, вошел дух.

Тут пришли Гаргачарья и Шандилья: "Да. Должно быть, это чары духа. Мы должны попробовать изгнать его. Приведите черную как ночь корову". Привели черную корову, смешали ее гхова (навоз) и муктра (мочу) и обмакнули в эту смесь кончик коровьего хвоста. (После этого стали касаться разных мест маленького Кришны)

лалате кешавам дхьяен нараянам атходаре
вакшах-стхале мадхувам ту говиндам кантха-кумпаке
вишнум ча дакшине кукшау бахау ча мадхусуданам
тривикрамам кандхаре ту ваманам вама-паршваке
шридхарам вамабахау ту хришикешам ча кандхаре
приштхе ту падманабхам ча катйам дамодарам ньясет

Здесь Нараяна, а здесь Мадхава, здесь Говинда, а здесь Вишну, здесь Мадхусудана. Они произнесли все эти мантры. Потом нужно было дать дакшину, сотни тысяч коров с золотыми украшениями, их копыта были покрыты серебром, а рога золотом. Только после этого Яшода сказала: "Наконец-то мой ребенок спасен!"

Весь мир покрыт сознанием величия, того, что Кришна — Бог. Не думайте, что Кришны можно достичь с помощью гьяны, праяшчиты (искупления грехов) или тапасьи. Как же нам сделать это? С помощью рага-марга, который пришел дать Чайтанья Махапрабху. Таково настроение и учение Шрилы Рупы Госвами, Шри Чайтаньи Махапрабху и всей ученической преемственности.

Благодаря преме все неблагоприятное естественным образом уйдет. Как только появится бхакти, все ненужное исчезнет. Глупо думать, что сначала мы должны стать достойными, а затем уже придет бхакти.

Вы должны знать, что все это написано в "Чайтанья-чаритамрите", и во множестве своих книг и комментариев Свамиджи написал об этом.

Гаура премананди Хари бол!

Адрес страницы Матха в интернете: www.bhaktivedanta.nm.ru
Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы по адресам: sindhu@aha.ru - Шри Бхактиведанта Гаудиа Матх (Москва) swami@aha.ru - Расасиндху дас (организатор рассылки) Если, по тем или иным причинам, вы не хотите получать нашу рассылку, пожалуйста без смущения пошлите со своего адреса на swami@aha.ru письмо с одним словом Unsubscribe (Выпишите), этого достаточно. Если еще кто-либо хочет получать рассылку, он, со своего адреса, должен прислать письмо со словом Subscribe (Подпишите).