"ВЕСТНИК" №5(2) от 26 февраля 2001 года

— ШРИ БХАКТИВЕДАНТА ГАУДИА МАТХ —

АЧАРЙА

Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачарийа
Ашотара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЙАНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖ

Дорогие преданные, в этом выпуске мы поместили 4-й и 5-тексты Шри Упадешамриты. Оба текста сопровождаются комментариями великих ачарьев гаудия-вайшнавов: Шри Радха-рамана даса Госвами (Упадеша-пракашика-тика), Шрилы Бхактивинода Тхакура ( Пийуша-варшини-вритти) и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады (Анувритти) .

 

ШРИ УПАДЕШАМРИТА

Шрилы Рупы Госвамипада

Текст 4

Общение, углубляющее бхакти

 

дадати пратигрихнати
гухйам акхйати приччхати
бхункте бходжайате чаива
шад-видхам прити-лакшанам

Анвая

дадатидарить чистым преданным нужные им вещи; пратигрихнатипринимать в дар от чистых преданных вещи, которыми они пользовались; гухйам акхйатиповерять преданным свои откровения, полученные в процессе бхаджаны; причхатиспрашивать преданных об их откровениях; бхунктес любовью вкушать остатки пищи преданных; чаи; ббходжайатес любовью раздавать прасад преданным; шад-видхам эваименно шести видов; прити-лакшанампризнаки любовных отношений между преданными.

Перевод

Дарить чистым преданным нужные им вещи и принимать от них в дар вещи, которыми они пользовались, поверять преданным свои откровения, полученные в бхаджане, и просить их поделиться откровениями; вкушать с любовью прасад, полученный от преданных, и с любовью угощать их прасадом — таковы шесть признаков любовных отношений между преданными.

Упадеша-пракашика-тика

В четвертом стихе описаны внешние проявления любовных отношений с чистыми преданными. Смысл этого стиха вполне ясен и не нуждается в подробном объяснении.

Пийуша-варшини-вритти

Дурное общение вредит бхакти, поэтому его следует тщательно избегать. Те, кто желает продвигаться по пути бхакти, должны общаться с чистыми преданными, исполненными духовной силы, которые способны избавлять других от склонности к дурному общению. В этом стихе описаны любовные отношения между преданными, углубляющие бхакти. С любовью дарить преданным нужные им вещи и с любовью принимать от них дары, поверять преданным свои сокровенные мысли и слушать, как чистые преданные объясняют сокровенные истины (таттву), с любовью раздавать преданным прасад и принимать от них прасад — эти шесть видов взаимоотношений составляют чистую садху-сангу, общение со святыми. Эти шесть видов деятельности суть признаки любви. Они предназначены для служения садху.

Анувритти

Бхакти возникает благодаря общению с преданными Бхагавана, но, поскольку кто-то может не знать, как правильно общаться с вайшнавами, данный стих объясняет, как это делать. Близкие отношения с гьяни, которые стремятся к освобождению от материального существования, с карми, которые желают наслаждаться плодами своего труда, и с людьми, привязанными к грубым чувственным наслаждениям, отрицательно сказываются на бхакти преданного. Людям этих трех категорий не следует давать каких-либо советов или подарков. Делая это, преданный совершает апарадху, поскольку рассказывать о величии хари-намы тем, кто лишен веры, — значит совершать нама-апарадху. Также от них не следует принимать никаких советов насчет того, как обрести освобождение или чувственные удовольствия, ибо это приведет к возникновению привязанности к этим людям. Им нельзя давать наставления о кришна-бхаджане. Кроме того, не следует слушать их мнение о сокровенных аспектах бхакти. Преданный не должен принимать пищу, которой касались такие люди. Если он будет есть пищу, приготовленную непреданными, в его сердце проникнет их пристрастие к чувственным удовольствиям или освобождению.

вишайира анна кхаиле малина хайа мана

малина мана хаиле нахе кришнера смарана

«Пища, приготовленная материалистом, окверняет ум того, кто ее ест. Если ум осквернен, человек не способен помнить Кришну» (Ч.-ч., Антья, 6.279).

Таким образом, людей трех вышеназванных категорий, которым присущ дух наслаждения, не следует ничем кормить. Есть приготовленную ими пищу или кормить их — значит развивать привязанность к ним. Любовные отношения с преданными, чьи устремления схожи с нашими и которые расположены к нам, способствуют развитию бхакти. Дарить и принимать в дар что-либо, поверять друг другу сокровенные мысли, а также угощать и принимать угощение — все это усиливает любовь. В такие отношения не следует вступать с теми, чьи жизненные устремления отличны от наших.

Текст 5

Как преданный среднего уровня
должен служить
вайшнавам трех уровней

кришнети йасйа гири там манасадрийета
дикшасти чет пранатибхиш ча бхаджантам ишам
шушрушайа бхаджана-виджнам ананйам анйа-
ниндади-шунйа-хридам ипсита-санга-лабдхйа

Анвая

адрийета — следует почитать; манаса — в уме; там — того (начинающего преданного); йасйа гири — в чьей речи; ити — так (встречается); кришна — имя Кришны; пранатибхих — (следует выражать почтение) отдавая поклон; ча — также; бхаджантам — преданному среднего уровня, который, имея правильное представление о реальности и иллюзии, совершает бхаджану в соответствии с традицией вайшнавов; ишам — в честь Шри Бхагавана; чет — если; асти — есть; дикша — получивший посвящение от истинного гуру; лабдхйа — (и) получивший; ипсита-санга — желаемое общение (общение с преданным высшего уровня, благосклонно настроенным к вам, в чьем сердце утвердилось определенное настроение служения Шри Радхе и Кришне, которое вы желаете развить); шушрушайа — всеми видами служения (к примеру, отдавать дандават-пранаму, задавать уместные вопросы и оказывать различные услуги); бхаджана-виджнам — (следует почитать) осознавшего себя вайшнава, маха-бхагавату, искушенного в бхаджане, который совершает бхаджану, занимаясь служением в уме в ежедневных играх Шри Радхи и Кришны (ашта-калия-лиле); ананйам — который безраздельно предан Шри Кришне; анйа-ниндади-шунйа-хридам — и чье сердце благодаря полному сосредоточению ума на Кришне, свободно от пороков, таких, как склонность хулить других.

Перевод

Тот, кто хотя бы раз повторил кришна-наму, воззвав: «О Кришна!» — является начинающим преданным (каништха-адхикари). Следует считать его членом своей семьи и мысленно выражать ему почтение. Тот, кто, глубоко постигнув смысл дикши, получил посвящение у истинного гуру и совершает бхаджану, служа Бхагавану в соответствии с традицией вайшнавов, является преданным среднего уровня (мадхьяма-адхикари). Такому преданному, обладающему правильным пониманием реальности и иллюзии, следует выражать почтение поклоном. Тот, кто в совершенстве владеет наукой бхаджаны, описанной в «Шримад-Бхагаватам» и других вайшнавских шастрах, и совершает бхаджану исключительно в честь Шри Кришны, является преданным маха-бхагаватой. Благодаря непрерывной сосредоточенности ума на Кришне сердце такого преданного свободно от пороков, таких, как склонность хулить других. Он искушен в бхаджане и занимается манаса-севой, служением в уме в играх Шри Радхи и Кришны, соответствующих восьми частям дня (ашта-калия-лиле). Это вайшнав высшего уровня. Встретив такого преданного, в чьем сердце живет то настроение служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, и убедившись, что он относится к вам с любовью, вы должны почитать его, отдавая дандават-пранаму (пранипата), задавая уместные вопросы (парипрашна) и служа с любовью (сева).

Упадеша-пракашика-тика

Этот стих содержит наставления о сварупа-сиддха-бхакти (6). Мы должны почитительно кланяться тем, кто получил посвящение от истинного гуру. И всеми возможными способами мы должны с любовью служить тем, кто посвятил себя манаса-севе и совершает бхаджану исключительно в честь Шри Кришны и кто в совершенстве знает, как служить ашта-калия-лиле Кришны. Общение с такими преданными наиболее ценно. Совершать бхаджану «исключительно в честь Шри Кришны» — значит всецело посвятить себя служению Шри Радхе-Кришне во Врадже, не испытывая привязанности к Лакшми-Нараяне или другим воплощениям Бхагавана. В «Шри Бхакти-расамрита-синдху» говорится, что среди чистых преданных различных воплощений Бхагавана, лучшие те, чьим сердцем завладел Шри Нанда-нандана, ибо их не привлекает даже благосклонность господина Лакшми, Шри Нараяны. Сердце таких преданных свободно от всех видов скверны, таких, как склонность хулить других, поскольку эти преданные всегда стремятся развивать свое бхакти в обществе преданных самого высшего уровня, расика-вайшнавов, которые в совершенстве постигли свою расу и наслаждаются ею, обладают сходным настроением и относятся к ним с любовью. Общение с преданными высшего уровня чрезвычайно ценно, поэтому следует мысленно выражать им почтение, отдавать поклоны и служить с любовью.

Этот стих можно истолковать иначе. Следует мысленно выражать почтение тем, кто получил посвящение от истинного гуру и повторяет кришна-наму. Следует выражать почтение поклоном и другими способами тем, кто получил посвящение от истинного духовного учителя (сад-гуру), развил понимание самбандха-гьяны (7) и совершает чистую бхаджану. Преданные высшего уровня — это те, кто свободен от склонности хулить других и кто, будучи безраздельно предан Шри Радхе и Кришне, всегда служит в уме Их ашта-калия-лиле. Убедившись, что такой преданный обладает именно тем настроением служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, что он относится к вам с любовью и что общение с ним лучше общения с кем-либо еще, вы должны выражать ему почтение всеми способами: отдавая дандават-пранаму (пранипата), задавая уместные вопросы (парипрашна) и служа с большой любовью (сева). О величии вайшнавов следует судить именно с этой точки зрения.

В данном стихе Шри Рупы Госвами слово ади («и так далее») стоит за словом нинда («хулить»). Это указывает на зависть, злобу и другие пороки, которые обычно сопутствуют склонности хулить других. В «Шримад-Бхагаватам» (3.25.24) Капиладева говорит:

та эте садхавах cадхви
сарва-санга-виварджитах
сангас тешв атха те прартхйах
санга-доша-хара хи те

«О Садхви [благочестивая женщина], следует стремиться к общению только с садху, которые чисты сердцем и всегда остаются в стороне от всех видов дурного общения. Общение с ними очистит от всей скверны, приобретенной в результате дурного общения».

Пийуша-варшини-вритти

Из наставлений этого стиха следует, что садхака, находящийся на уровне мадхьяма-адхикари, должен служить преданным. Преданный высшего уровня (уттама-бхакта) не видит различий между живыми существами. Поэтому он не проводит различий между преданными и непреданными. Преданный среднего уровня (мадхьяма-бхакта)это тот, кто искренне старается совершать бхаджану. В этом стихе объясняется, как преданный-мадхьяма должен вести себя с преданными высшего уровня. Держась в стороне от мужчин, привязанных к женщинам, непреданных и людей, стремящихся к чувственным наслаждениям, он сможет уберечь себя от их пороков. При этом, понимая, что начинающие преданные (каништха-бхакты) невежественны из-за недостатка знания о самбандха-таттве, преданный-мадхьяма должен проявлять к ним сострадание. Слыша, как такие преданные повторяют имя Кришны, он мысленно выражает им почтение. Если каништха-адхикари получил духовное посвящение и начинает совершать хари-бхаджану, преданный-мадхьяма будет выражать ему почтение поклоном. Зная, что общение с маха-бхагаватами, свободными от склонности хулить других, наиболее благотворно, преданный должен почитать их, служа им. Такое служение — единственный источник всех видов духовного совершенства.

Анувритти

В «Бхакти-сандарбхе» (868) Шрила Джива Госвами приводит следующее определение вайшнава-дикши:

дивйам джнанам йато дадйат
курйат папасйа санкшайам
тасмад дикшети са прокта
дешикаис таттва-ковидаих

«Процесс наделения трансцендентным знанием (дивья-гьяной) и уничтожения греховных стремлений к чувственным удовольствиям называется дикшей. Таково мнение знатоков науки об Абсолютной Истине».

Следует мысленно выражать почтение преданному, который знает, что Шри Кришна и Его имя неотличны друг от друга и трансцендентны и что Святое Имя Cамо по Cебе является высшим объектом поклонения и бхаджаны, и потому ищет прибежище только в кришна-наме и посвящает себя Ее повторению. Хотя мантры, которые ученик получает во время церемонии дикши, состоят исключительно из шри намы, имена, составляющие основу этих мантр, несут в себе знание об определенных отношениях ученика с Господом. Не обретя прибежища в хари-наме, невозможно стать хари-джаной, членом семьи Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху определял уровень вайшнава по тому, насколько сильна его вера в хари-наму. Тот, кто хотя бы раз произнес кришна-наму, является (каништха) вайшнавом. Вайшнав, повторяющий кришна-наму постоянно, находится на более высоком уровне (мадхьяма). А вайшнав высшего уровня (уттама или маха-бхагавата)это тот, при одном взгляде на которого человек непроизвольно начинает повторять имя Кришны. Каништху-адхикари следует почитать мысленно. Мадхьяме-адхикари надо выражать почтение поклоном и другими способами. Сознавая, что уттама-адхикари — вайшнав высшего уровня, и убедившись, что он обладает тем настроением служения Шри Радхе и Кришне, которое вы стремитесь развить, и что он благосклонен к вам, надо служить ему с большой любовью.

1. Маха-бхагавата видит все в связи с Кришной и потому не проводит различий между живыми существами. Подобно мадхьяме-адхикари, он сосредоточен на бхаджане, и, подобно каништхе-адхикари, посвятил себя повторению хари-намы.

2. Мадхьяма-адхикари обладает любовью (премой) к Шри Кришне и выражает должное почтение преданным всех трех уровней — уттама, мадхьяма и каништха, — соответственно, служа им, отдавая поклоны и мысленно выражая почтение. Он всегда старается привести к Кришне живые существа, которые отвернулись от Него. Он избегает тех, кто враждебно относится к Кришне. Он проводит различия между живыми существами, в отличие от преданного уттама-адхикари (маха-бхагаваты).

3. Каништха-адхикари целиком посвящает себя повторению Святого Имени, зная, что это принесет ему высшее благо. Однако он не понимает, что мадхьяма-адхикари находится на более высоком уровне и что надо стремиться достичь этого уровня. Случается, что каништха-адхикари сходят с пути бхакти из-за того, что пытаются занять положение гуру. Чтобы избежать этого, каништха-адхикари должен всегда оказывать надлежащее почтение уттама-адхикари и полностью посвятить себя повторению Святого Имени.

 

(6) Все усилия (чешта) в служении Кришне, такие, как шравана, киртана, смарана и т. д., равно как и все проявления духовных чувств, возникающие со стадии бхавы, за которыми не стоят не связанные с Кришной желания и которые свободны от примеси гьяны и кармы, называются сварупа-сиддха-бхакти. Иными словами, вся деятельность тела, речи и ума, связанная со Шри Кришной и совершаемая исключительно и непосредственно для Его удовольствия, без каких-либо посторонних мотивов, называется сварупа-сиддха-бхакти.

(7) Самбандха-гьяна — это знание самбандха-таттвы, отношений между Господом, живыми существами и материальной энергией. Слово самбандха означает «связь», «отношения». Живые существа связаны с Верховным Господом вечными нерушимыми отношениями. Поэтому Он — истинный объект любви. Обычно говорят, что живые существа — слуги Господа. Однако на совершенной стадии бхакти живое существо устанавливает определенные отношения с Господом. Оно может выступать в качестве Его слуги, друга, родителя или возлюбленной.

Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы по адресам: sindhu@aha.ru - Шри Бхактиведанта Гаудиа Матх (Москва) swami@aha.ru - Расасиндху дас (организатор рассылки) Если, по тем или иным причинам, вы не хотите получать нашу рассылку, пожалуйста без смущения пошлите со своего адреса на swami@aha.ru письмо с одним словом Unsubscribe (Выпишите), этого достаточно. Если еще кто-либо хочет получать рассылку, он, со своего адреса, должен прислать письмо со словом Subscribe (Подпишите).
Страница матха в интернете: www.bhaktivedanta.nm.ru