"ВЕСТНИК" №4(2) от 18 февраля 2001 года

— ШРИ БХАКТИВЕДАНТА ГАУДИА МАТХ —

АЧАРЙА

Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачарийа
Ашотара Шата Шри Шримад
БХАКТИВЕДАНТА НАРАЙАНА ГОСВАМИ МАХАРАДЖ

Этот номер знакомит вас с третьим стихом Шри Упадешамриты.

 

Стих третий

Шесть обетов, благоприятных для развития бхакти

утсахан нишчайад дхаирйат

тат-тат-карма-правартанат

санга-тйагат сато вриттех

шадбхир бхактих прасидхйати (3)

Анвая

утсахат — энтузиазм в следовании правилам, способствующим развитию бхакти; нишчайат — твердая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова полностью соответствуют шастрам; дхаирйат — стойкость в практике бхакти, даже несмотря на множество препятствий, либо терпение, когда не удается быстро достичь цели практики бхакти; тат-тат-карма-правартанат — выполнение составляющих практики бхакти, таких, как слушание и повторение, а также отказ от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны; санга-тйагат — отказ от недозволенного общения с женщинами, с теми, кто привязан к женщинам, с майявади, атеистами и верующими-притворщиками; сато-врттех — выполнение правил поведения преданного и развитие качеств преданного; шадбхих — благодаря этим шести принципам; бхактих — чистая преданность; прасидхйати — развивается

Перевод

Чтобы продвигаться по пути бхакти, необходимо выполнять следующие шесть принципов: (1) энтузиазм в следовании правилам, способствующим развитию бхакти, (2) твердая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова в полном согласии с шастрами, (3) стойкость и постоянство в практике бхакти даже при встрече с множеством препятствий или терпение в том случае, если не удается быстро достичь желанной цели, (4) выполнение всех составляющих практики бхакти, таких, как слушание (шравана) и повторение (киртана), а также отказ от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны, (5) отказ от недозволенного общения с женщинами, с теми, кто привязан к женщинам, с майявади, атеистами и верующими-притворщиками, и (6) выполнение правил поведения преданных и развитие качеств преданного.

Упадеша-пракашика-тика

Слово утсаха, "энтузиазм", указывает на стремление следовать составляющим садханы, что способствует развитию бхакти. Слово нишчайах, "убежденность", обозначает твердую веру. Дхаирйа значит неустанно выполнять составляющие практики бхакти, даже несмотря на задержку в достижении цели. Тат-тат-карма-правартанат означает полностью отказаться от материальных наслаждений и сосредоточить все усилия на достижении Бхагавана. В "Шримад-Бхагаватам" (11.19.24) Бхагаван Шри Кришна говорит Уддхаве:

эвам дхармаир манушйанам

уддхаватма-нивединам

майи санджайате бхактих

ко ’нйо ’ртхо ’сйавашишйате

"Преданность, проникнутая любовью ко Мне, рождается в сердцах тех, кто всей душой предан Мне и следует религиозным заповедям, благоприятным для развития бхакти. К чему еще стремиться тем, кто обрел любовь ко Мне?"

Слово сато-вртте означает вести себя так, как ведут возвышенные преданные.

Пийуша-варшини-вритти

Поддерживать свою жизнь достойным способом и развивать бхакти — таковы два основных занятия преданных. Первая половина этого стиха описывает то, каким должно быть умонастроение преданного, чтобы он мог успешно развивать бхакти, а вторая половина — то, как преданный должен вести себя в повседневной жизни. Энтузиазм, оптимизм, терпение, деятельность, направленная на развитие бхакти, отказ от дурного общения и выполнение правил поведения преданного — это то, что ведет к успеху на пути бхакти.

(1) Утсаха — страстное стремление следовать правилам практики бхакти. Без такого энтузиазма преданный лишится бхакти. Выполнять составляющие практики бхакти с чувством глубокого почтения — вот истинная утсаха.

(2) Нишчайа — значит "твердая вера".

(3) Дхаирйа — это терпение, или неотступное выполнение составляющих практики бхакти, даже когда не удается быстро достичь желанной цели.

(4) Бхакти-пошака-карма — есть два вида деятельности, благоприятной для развития бхакти: следование предписывающим наставлениям (видхи) и запретам (нишедха). Выполнение составляющих практики бхакти, начиная со шраванам и киртанам, называется видхи. Отказ от личного наслаждения ради того, чтобы приносить удовольствие Шри Кришне — вот основная нишедха.

(5) Санга-тйага — следует прекратить общение с непреданными, женщинами и теми, кто привязан к женщинам. Под "непреданными" имеются в виду люди, стремящиеся к чувственным наслаждениям, майявади и притворщики, выдающие себя за поборников дхармы.

(6) Сад-вритти — необходимо жить в добродетели, следуя примеру чистых преданных, и обеспечивать свою жизнь достойными способами. Преданные, отрекшиеся от мирской жизни, должны собирать подаяние, предпочтительно методом мадхукари. Это значит, что, подобно пчеле (мадхукаре), которая собирает нектар, перелетая с цветка на цветок, они должны принимать небольшие пожертвования от разных семейных людей. Семейные преданные должны обеспечивать свою жизнь таким образом, который приемлем с точки зрения ведической социальной системы (варнашрамы).

Анувритти

Утсаха означает безразличие к развитию гьяны, занятиям кармой, к садхане, которая направлена на что-либо помимо удовольствия Шри Кришны, а также к своим любимым видам материального наслаждения и вместе с тем решимость выполнять составляющие садхана-бхакти. "Высшая цель всех живых существ — бхагавад-бхакти, и ни что иное" — твердая вера в это называется нишчайа. Тот, кто время от времени переходит с пути бхакти на путь кармы или гьяны, лишь сам приносит себе беспокойства, а садхана, предписанная для путей кармы и гьяны в конце приносит ему страдания. "Поэтому путь бхакти — единственный путь, отвечающий изначальному положению дживы" — такая твердая убежденность именуется дхаирйа, стойкость. "Шримад-Бхагаватам" (10.2.32-33) описывает гьяни, которые, возомнив себя освобожденными душами, наносят оскорбления лотосным стопам Бхагавана. Там также говорится о стойкости и непоколебимости преданных, идущих путем бхакти и обладающих любовью к Господу:

йе ’нйе ’равиндакша вимукта-манинас

твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах

арухйа криччхрена парам падам татах

патантй адхо ’надрита-йушмад-ангхрайах

"О лотосоокий Господь! Те, кто не ищет прибежища у Твоих лотосных стоп, гордо считают себя освобожденными душами. У них нет ни любви, ни преданности по отношению к Тебе, и потому их разум нечист. Даже если они и приближаются к уровню освобождения благодаря суровой аскезе и духовной практике, их ждет падение из-за того, что они пренебрегают Твоими лотосными стопами".

татха на те мадхава таваках квачид

бхрашйанти маргат твайи баддха-саухридах

твайабхигупта вичаранти нирбхайа

винайаканикапа-мурдхасу прабхо

"О Мадхава, гьяни, вообразившие себя освобожденными, могут легко пасть, но Твои преданные, связанные с Тобой узами сокровенной любви, никогда не сходят с пути бхакти. Поскольку Ты всегда защищаешь таких преданных, они без страха преодолевают все препятствия, ставя ногу на голову всех божеств, которые ответственны за создание самых сложных препятствий".

Примером того, как следует идти путем бхакти, может послужить Харидас Тхакур: он строго исполнял обет повторения Святых Имен, несмотря ни на какие препятствия. Таков идеал бхакти, который выражен в "Чайтанья-бхагавате" (Ади, 16.94):

канда-кханда хаи деха джайа йади прана

табу ами вадане на чхади харинама

"Пусть даже мое тело будут резать на куски и жизненный воздух покинет его, я никогда не перестану повторять хари-наму".

Такая решимость оставаться на пути бхакти называется дхаирйа (стойкость). Выполнять с подобной решимостью составляющие практики бхакти, то есть слушать хари-катху, совершать киртану имен Бхагавана и помнить имена Бхагавана, Его образ и лилы — это тат-тат-карма-правартанат.

Надо стремиться к общению с преданными Бхагавана. Никогда не следует общаться с карми, гьяни или теми, кто одержим материальными желаниями, зная, что такие люди малоразумны и привязаны к материальным наслаждениям. С ними не следует поддерживать никаких отношений, не говоря уже о том, чтобы искать у них популярности и почитания. Держась от них подальше, нужно следовать примеру святых преданных, всегда погруженных в повторение хари-намы. Карма, гьяна, аштанга-йога и все прочие методы, которые не помогают развить бхагавад-бхаву, желание удовлетворить Кришну, не являются ступенями на пути бхакти. Даже если человек наделен всеми добродетелями, но лишен бхакти, его добродетели превращаются в пороки. Но в том, кто обладает бхакти, без сомнения живут все добродетели. Поэтому преданные, идущие путем бхакти, проявляют все качества святых.

Энтузиазм в служении Кришне, твердая вера в это служение и устойчивость в нем, отдача всех своих сил служению Кришне, отказ от общения со всеми, кроме не предан Кришне, и следование примеру преданных Кришны — таковы шесть принципов, способствующих развитию бхакти.

Вы можете присылать нам свои пожелания и вопросы по адресам: sindhu@aha.ru - Шри Бхактиведанта Гаудиа Матх (Москва) swami@aha.ru - Расасиндху дас (организатор рассылки) Если, по тем или иным причинам, вы не хотите получать нашу рассылку, пожалуйста без смущения пошлите со своего адреса на swami@aha.ru письмо с одним словом Unsubscribe (Выпишите), этого достаточно. Если еще кто-либо хочет получать рассылку, он, со своего адреса, должен прислать письмо со словом Subscribe (Подпишите).