День рождения Шримати Радхарани

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж4 сентября 2003 года, Матхура, Индия


Сердце Шри Джаядевы Госвами подсказывало ему, что самой лучшей молитвой Шри Кришне Бхагавану будет та, в которой прославляются Его отношения с гопи, особенно со Шримати Радхикой. Поэтому он начинает свой бхаджан словами – шрита-камалакуча мандала! дхрита кундала. Господь Кришна это основа и опора всей вселенной и всех живых существ. Его имя, облик, качества и деяния не имеют равных. Нет никого, кто в своей славе был бы равен Ему или превосходил Его. Он прибежище для всех живых существ. Но здесь говорится «шрита-камалакуча-мандала» - Кришна находит прибежище на груди Шримати Радхики. Слово «Камала» как правило означает Шримати Лакшмидеви, Богиню Процветания. Но здесь оно относится к Шримати Радхике. Лакшмидеви ничто не связывает с Враджендра-нанданой Шьямасундарой. Шримати Радхику зовут Камала потому что в руке Она держит лотос.
Когда Шри Кришна вместе со Своими бесчисленными друзьями собирается идти пасти коров, Шримати Радхика со Своими сакхи стоят поодаль и совершают Ему арчану. Но они поклоняются Ему не лампадами и опахалами, а тайными любовными взглядами. Один из таких взглядов Шримати Радхики словно стрела пронзает Кришну и Он теряет сознание.

венум каран нипатитам скхалитам шикхандам
бхрашанча пита-васанам враджа-раджа-сунох
йасьях кадакша-сара-гхата-вимурчхитасья
там радхикам паричарами када расена


(Радха-раса-судха-ниддхи, т. 39)

«Когда Кришна идет пасти коров, Радхика устремляет на Него Свой тайный, подобный отточенной стреле, взгляд. Кришна пронзен в самое сердце – вамши выскальвает из Его пальцев».

Стрела взгляда Шримати Радхики пронзила Шри Кришну. Сознание покидает Его и лишь помощью Мадхумангала Ему удается устоять на ногах. Все живые существа во вселенной могут обрести счастье и удовлетворение благодаря тому, что будут помнить образ Кришны, Его качества и игры. Но как может обрести счастье и удовлетворение Сам Кришна? Только помня имя, образ, качества и лилы Шримати Радхики. Таков смысл слов «шрита-камалакуча-мандала».

Дхрита-кундала. Сережки Шри Кришны называются кундала. Они олицетворяют славу Шримати Радхики. В своей «Удджвала-ниламани» Шрила Рупа Госвами пишет: «Пусть же это писание дополнит красоту Кришны став удджвала-ниламани, драгоценным камнем в Его сережках в форме рыб».

Калита-лалита-ванамала. Калита означает «изумительно красивая», здесь речь идет о гирлянде Кришны, которая сделана из лесных цветов. Шримати Радхика сделала эту гирлянду из цветов бели, чамели, камели, джули, а также листочков туласи и манджари. Она почти касается земли. Вокруг вана-малы кружатся пчелы поющие славу Шримати Радхики. Поэтому гирлянда также сделана из Ее славы.

Дина-мани-мандала-мандана! Бхава-кхандана! Общий смысл здесь таков, что Кришна это украшение всей вселенной. Она прекрасна, когда в ней есть Кришна. Бхава-кхандана – это Кришна, памятуя о котором человек прекращает материальное существование.

Дина-мани это солнце. В брахма-гаятри говорится: «Я сосредотачиваю свои мысли на личности, которая является сиянием Верховного Господа и которой поклоняется солнце». Солнце несет этому миру свет и жизнь. Но оно не изначальная причина этого. Луна тоже светит, но отраженным светом солнца. Так и солнце черпает свою силу и свет из пара-шакти Шримати Радхики. Это объясняется в мантре брахма-гаятри словами бхарго деваясья дхимахи. Девасья это Бхагаван Шри Кришна, а бхарго – Его энергия. Высшая энергия Кришны это Шримати Радхика.

Шримати Радхика это Расешвари – хозяйка танца раса. А вот Шри Кришна не Расешвара. Даже если вместе с Ним на раса-лиле будут все гопи, но не будет Шримати Радхики – танца раса не будет.

Дина-мани-мандала также означает, что Господь Кришна это дина-мани, украшение раса-мандалы. Когда Шримати Радхарани уходит с танца раса, Кришна окунается в разлуку. В данном случае бхава-кхандана не означает Кришну, который прекращает материальное существование, но Кришну, чья разлука уходит с приходом Шримати Радхарани.

Муни-джана-манаса-хамса. Общий смысл здесь в том, что Кришна подобен лебедю (хамсе), который резвится в прохладных озерах сердец великих мудрецов (муни), медитирующих на Него. Джая джая дева харе – слава этому Кришне. Более глубокий смысл в том, что слово муни относится к Шриле Шукадеве Госвами, потому что игры Шримати Радхики прогоняют разлуку Шри Кришны явленного в его сердце. Кришна подобен лебедю в сердцах муни. Но главное место в нем занимает Шримати Радхика. Шрила Шукадева Госвами утвердил эту истину произнеся стихи «Шримад Бхагаватам» прославляющие Шримати Радхику. Это доказывает, что главная тема «Шримад Бхагаватам» это слава Шримати Радхики. Сам Шри Кришна говорит это:

на парайе хам ниравадйа-самйуджам
сва-садху-критйам вибудхайушапи вах
йа мабхаджан дурджара-геха-шринкалах
самвришчйа тад вах притийату садхуна


(Шримад Бхагаватам, 10.32.22)


«Мои возлюбленные гопи! Ваша встреча со Мной безупречно чиста. Ради служения Мне вы разорвали крепкие семейные узы. Я не смогу отплатить вам за вашу любовь, служение и отречение, даже если у Меня будет невообразимо долгая жизнь, как у полубогов. Поэтому пусть ваше великие деяния станут вам наградой».

Слово муни также относится к самому Шри Джаядеве Госвами, а также к Четырем Кумарам, потому что в своих сердцах они всегда хранят ашта-калия-лилу Шри Шри Радхи-Кришны. Это также относится к Господу Шанкаре, который тоже погружен в медитацию на ашта-калия-лилу Шримати Радхики. Поэтому мы поем «Джая джая дева харе» - слава Шримати Радхике, иштадеви Шри Джаядевы Госвами.

шри-джайадева-кавер идамкуруте мудам
мангалам-уджджвала-гитам джайа джайа дева! харе (9)


Шри Джаядева Госвами завершает свою песню словами «мангалам-уджавала гитам». Относится ли это к Кришне или к кому-то еще? Здесь говорится только о Шримати Радхарани. В действительности эта песня – унната-удджвала гитам. Унната-уджвала это любовное настроение Шримати Радхики. Унната-уджвала-раса имеет отношение к Шримати Радхике, но не к Кришне. Кришна наслаждается этой расой, Он ее объект, а Шримати Радхика ее обитель и источник. Поэтому в заключении Шрила Джаядева Госвами вновь воздает почтение своей почитаемой госпоже, Шримати Радхике.

Кришна не обладает настроением унната-уджвала, оно есть только у Радхики. Чтобы постичь это настроение Кришна совершил множество аскез и явился в образе Шри Чайтанья Махапрабху. Унната-уджвала гитам это киртан славы и настроения Шримати Радхики, почитаемого божества Шрилы Джаядевы Госвами.


[Преданные поют «Шри Радха-крипа-катакша-става-раджу» и «Шри Нанда-нандаштаку», после чего Шрила Гурудев дает некоторые объяснения]

ананта-коти-вишну-лока-намра-падмаджарчите
химадриджа-пуломаджа-вириuчаджа-вара-праде
апара-сиддхи-риддхи-дигдха-сат-падаyгули-накхе
када каришйасиха мам крипа-катакша-бхаджанам?(11)


«Тебе поклоняется Шри Лакшми, богиня бесчисленных планет Вайкунтхи. Тебе также поклоняются и молятся о благословении Шри Парвати, Индрани (супруга Индры) и Сарасвати. Мысленное созерцание даже одного из ногтей на Твоих стопах позволяет обрести множество мистических совершенств. О Шримати Радхика, когда же, когда Ты краешком глаза милостиво взглянешь на меня?»

макхешвари! крийешвари свадхешвари сурешвари
триведа-бхаратишвари прамода-шасанешвари
рамешвари! кшамешвари прамода кананешвари
враджешвари враджапите шри радхике намо ’сту те (12)


«Ты повелительница всех видов жертвоприношений (особенно всесовершенной югала-милана ягьи) и всей деятельности (ибо Ты источник всех видов энергии, мула-шакти-таттва). Ты владычица всех мантр, звучащих во время жертвоприношений, и всех даров, подносимых полубогам, а также самих полубогов. Ты повелительница трех Вед и всех законов религии, а также госпожа Шри Рамы-деви (богини удачи), Кшамы-деви (богини всепрощения) и, прежде всего, восхитительных кундж Вриндаваны. Когда же Ты милостиво сделаешь меня Своей служанкой и позволишь помогать Тебе в Твоих любовных развлечениях с царевичем Враджи? О Шримати Радхика, владычица (адхикарини — враджешвари) и хранительница (враджадхипе) Враджи! Снова и снова я в почтении склоняюсь перед Тобой!»

В бесчисленных вселенных все великие личности поклоняются Шримати Радхике. Это Химадриджа или Парвати деви, рожденнная от Гималаев, это Пуломаджа или Шачидеви, супруга господа Индры, это Виринчаджа, которую также зовут Сарасвати или Гаятри, супруга гопода Брахмы. Все они поклоняются Шримати Радхике. Поэтому, прежде всего, нужно поклоняться Ей.

Апара-сиддхи-риддхи-дигдха-сат-падаyгули-накхе. Все энергии и все виды совершенств исходят из сияния ногтей на стопах Шримати Радхики. Мы уже говорили, что в этом киртане Ее называют Рамешвари, Кшамешвари, Прамода-кананешвари. Она Расешвари, хозяйка раса-лилы. Шри Кришна это сын царя Враджи, а Шримати Радхика своею любовью покорила Его, поэтому здесь Ее называют Враджапите.


враджангана-сунайакам сада сукха-прадайакам
джаганманах пралобханам намами нанда-нанданам (8)


«Я отдаю поклоны Шри Нанда-нандане, возлюбленному пастушек Враджи, который дарит им бесконечную радость и блаженство и очаровывает все живые существа».

Враджангана означает ангана, гопи Вриндавана из которых главная это Шримати Радхика. Сунаякам это Шри Кришна в образе дхира-лалита-наяки, Он во власти Шримати Радхики. Сада сукха-прадаякам. Обычный смысл в том, что Господь Кришна наделяет всех счастьем, но особый смысл в том, что Его Самого одаряет счастьем Шримати Радхика.

Джаган-мохан пралобханам. Шри Кришна пробуждает во всех сердцах жажду к према-бхакти. Пение «Шри Радха-крипа-катакша-става-раджи» приносит счастье Шри Кришне, а пение «Шри Нанда-нандаштаки» делает счастливой Шримати Радхику. Поя славу Шри Кришны обретают лотосные стопы Шримати Радхики, а поя славу Радхики обретают лотосные стопы Шри Кришны. Шрила Нароттама дас Тхакур поет:

кришна-нама гане бхаи, радхика чарана паи
радха-нама гане кришначандра


(Шри Радха-ништха, т. 4)

«О брат, повторяя имя Кришны, ты достигнешь стоп Радхи, а повторяя имя Радхи, достигнешь стоп Кришначандры».

А Шрила Бхактивинода Тхакур молится:

радха-пакша чхади, дже-джана се-джана,
дже-бхаве се-бхаве тхаке
амито радхика-пакша-пати сада,
кабху нихи хери таке


(Вришабхану-сута, т. 4)


«Я всегда со спутницами Радхики и даже не посмотрю в сторону тех, кто противится Ей, не важно кто они и что у них за настроение».

Такое понимание называется рупануга-вичар, понимание тех, кто совершает бхаджан следуя по стопам Шри Рупы Манджари: «Я всегда на стороне Шримати Радхарани».

В день Шри Джанмаштами мы говорили о том, что Шрила Джаядева Госвами завершает свою песню словами: «Пусть же Шримати Радхарани, воплощение унната-уджвала-расы, прольет Свою милость и одарит благом все живые существа». Сегодня, в день Шри Радхаштами, я молю Шримати Радхику, чтобы Она одарила благом всех вас.


Гаура премананде!

Пер. с англ. Расасиндху дас, 2006

"Преданный должен стать идеальным человеком, т.к. каждый совершенный им проступок оставляет шрам на теле Верховной Личности Бога"

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.16.5 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2019