Вершина бхакти

Шрила Гоур Говинда Махарадж
Утренняя лекция по “Чайтанья-чаритамрите”, Ади-лила, 10.114, Кришна-Баларам Мандир, Бхуванешвар, Индия,
7 января 1993 г.


В Ади-лиле, в десятой главе “Шри Чайтанья-чаритамриты”, Шрила Кавираджа Госвами описывает множество экспансий древа Чайтаньи, его ветви и веточки. Все эти преданные, которые так дороги Шри Чайтанье Махапрабху, осознали Его и осознали Кришну. В “Гаура-ганнодеша-дипике” говорится, что многие из них участвуют в Кришна-лиле, Враджа-лиле. Многие из них — сакхи и манджари, другие — в сакхъя-расе, друзья Кришны, как, например Абхирама. Все они участвуют и в Кришна-лиле, и в Гаура- лиле. Они спутники Кришны и спутники Гауры, потому что Гаура неотличен от Кришны. Разве есть между Ними какая-то разница? Нет. Кришна — это Гаура, а Гаура — это Кришна, а значит, Кришна-лила — это Гаура-лила, а Гаура-лила — это Кришна-лила. В таттве Они не отличны друг от друга... Но есть одно-единственное различие: в Гауранге соединены тела Радхи и Кришны.

 

радха пурна-шакти, кришна пурна-шактиман
дуй васту бхеда наи, шастра-парамана
радха-кришна айчхе сада эка-и сварупа
лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа

(“Чайтанья-чаритамрита”, Ади, 4.96, 98)

Нет различий между энергией и ее источником, шакти-шактиман абхина. Поэтому Радха неотлична от Кришны. Радха — пурна-шакти, а Кришна — пурна-шактиман, а следовательно, они неотличны друг от друга. Но, лила-раса асвадите дхаре дуи-рупа, чтобы насладиться трансцендентными играми, два тела — Радхи и Кришны — стали одним.

Во Враджа-лиле тела Радхи и Кришны отдельны, вишая и ашрая. Но в форме Гауранги Они слились. Кришна обретает умонастроение Радхарани и цвет Ее кожи, и это — Гауранга. Это очень глубокая и сокровенная таттва. Шри Нарахари Саракара сказал:

чайтанйа бхакти-наипунйа
кршнас ту бхагаван свайам
тайо прокаша декатра
кршна-чайтанйа учйате


Чайтанья — это Кришна, а Кришна — это Чайтанья, Они неотличны друг от друга. Но Чайтанья обладает еще и бхакти-наипунъей. Когда Кришна приходит в материальный мир в умонастроении бхакты, Он — Чайтанья. Без этого умонастроения Он — Кришна. Таким образом, Чайтанья означает чайтаньябхакти-наи-пунья. Кришна — Абсолютная Истина, адвая-гьяна-таттва, Высшая Истина, парама-таттва. Чайтанья тоже адвая-таттва, но Он обладает еще и бхакти-наипуньей, према-бхакти, — высшим проявлением бхакти. Если к Кришне добавить према-бхакти, это будет Господь Чайтанья. Вот почему Шачинандана Гауранга — Высшая Абсолютная Истина, парами таттва, Бхагаван, наделенный бхакти-наипунъей. Таков Гауранга, и в Его форме соединены випра-ламбха и самбхога. Соединение этих двух противоположностей и есть Гауранга, и это бхакти-наипунъя, высшее проявление бхакти.

Трансцендентный поток

Итак, садхья, итог, — это према, бхакти-наипунья, а значит — према-бхакти. Если к Кришне прибавить према-бхакти, это будет Гауранга — и только так. В форме Гауры соединены две противоположности, випраламбха и самбхога. Вируддхита, сочетание двух противоположностей. Такое возможно, только когда Радха и Кришна приходят в материальный мир в одном теле — теле Гауранги. Никогда и нигде больше невозможно найти это сочетание. Разве во Враджа-лиле эти противоположности смешаны? Нет, там это невозможно, потому что Радха и Кришна в разных телах.

Поток этой лилы во Врадже подобен потоку реки. Подобно тому, как у реки два берега, у потока Враджа-лилы два берега, випраламбха и самбхога. Берег единения, близости, и берег разлуки. Попытайтесь понять это. На берегу единения Радха и Кришна вместе наслаждаются нектаром близости. На берегу разлуки Радха и Кришна вместе наслаждаются нектаром разлуки.

В “Уджвала-ниламани” сказано, что наслаждение нектаром разлуки, вираха-раса, бывает четырех видов. Пурва-рага, мана, према-вайчитья и праваса — это особенные слова. Вслушайтесь в них. Когда вы будете читать или слушать “Уджджвала-ниламани”, вы увидите, как подробно Рупапада объясняет каждое из них. На берегу единения тоже существуют четыре типа наслаждения: самкшипа, санкирна, сампанья и самриддхимана. “Чайтанья-чаритамрита” предназначена для высшего уровня, поэтому мы затронем многое: “Уджджвала-ниламани”, “Видагдха- мадхава”, “Бхакти-расамрита-синдху” — мы коснемся всех этих книг.

Итак, самкшипа, санкирна, сампанья и самриддхимана — на берегу единения, и они связаны с другим берегом. Самкшипа — наслаждение, испытываемое после первого этапа вираха-таттвы, пурва-раги. Сначала вираха, потом — милана, или самбхога. Так же санкирна следует за мана-вирахой, сампанья — за према-вайчитья-вирахой, а самриддхимана — за праваса-вирахой. Я рассказываю это, чтобы вы имели представление о четырех видах наслаждения на каждом берегу. Это две противоположности, самбхога и випраламбха, единение и разлука. И обе они необходимы, иначе не будет потока этих трансцендентных сокровенных игр. Эти противоположности всегда существуют, и они необходимы, потому что если их не будет, не будет и потока — не будет движения.

Две противоположности, слитые воедино

Вы можете ходить, потому что у вас есть две ноги, правая и левая. Птица может летать, потому что у нее два крыла. Подобно этому, у потока Враджа-лилы два берега — самбхога и випраламбха. На берегу самбхоги царит счастье, сукха. Единение подразумевает счастье. А на берегу випраламбхи, вирахи — нестерпимая палящая боль разлуки и вилапа, слезы. И эти раздельные ощущения вечно существуют во Врадже. Они отделены друг от друга, они — два берега. Но в Навадвипа-лиле, в Гаура-лиле, эти два ощущения слиты воедино — единение и разлука, потому что Сам Гауранга — это Радха и Кришна вместе, в одном теле. Но Он испытывает випраламбха-бхаву, острую боль разлуки с Кришной. Две противоположности слиты воедино, такова таттва. Ашрая и вишая. Кришна — вишайя, а Радхарани — аш-райя во Врадже. Они извечно вишая и ашрая, и поэтому поток этой лилы не иссякает. Но в Гауранге вишая и ашрая слиты воедино. Две противоположности, единение и разлука, слиты воедино, и это таттва. В единой форме, экади карана, две противоположности вместе — это ачинтъя, непостижимо. Мы не можем понять этого.

Враджа-виласа

Во Врадже разлука и единение всегда раздельны и никогда не сливаются воедино. Но в Гаура-лиле эти две противоположности всегда вместе. Это удивительная загадка. Но Шрила Рупа Госвами говорит: “Во Враджа-виласе эти два противоположных ощущения не всегда отдельны. Они проявляются одновременно, но не всегда и не везде. В особых случаях и на считанные мгновенья они проявляются вместе”.

Так сказал Рупа Госвами, и возвышенные преданные пьют этот нектар. Рупа Госвами описал это в “Видагдха-мадхаве” и “Лалита-мадхаве”. Это према-ваичитья, чувство разлуки в единении. Если в единении возникает ощущение разлуки — это према-вайчитья, она описана в “Видагдха-мадхаве” и “Ла-лита-мадхаве”. Эти две противоположности, единение и ощущение разлуки, сливаются на миг.

Шмель

Я расскажу одну историю из “Видагдха-мадхавы”.
Радха и Кришна играли на берегу Ямуны. Пришла Вринда-деви и дала Кришне два лотоса, чтобы Он украсил ими волосы Радхарани. Кришна с радостью взял лотосы и хотел было украсить Радхарани, но оказалось, что: пундарика коте чанчорика вapтaтe. Это язык Рупы Госвами, язык “Видагдха-мадхавы”. В лотосе оказался черный шмель. Когда Кришна собирался вплести цветок в волосы Радхарани, Она заметила шмеля и сказала: “Эй, шмель, улетай отсюда!” Шмель выбрался из цветка и, приняв лицо Радхарани за лотос, устремился к нему.
Радхарани стала отмахиваться: “Уходи! Уходи!”
Но шмель принял Ее ладонь за цветок лотоса. Тогда Радхарани сказала: “Глупый и бестыдный шмель не хочет улетать. Уходи,уходи!”

Она попыталась отогнать его уголком своего сари. Радхарани испугалась назойливого шмеля, но тут пришел Мадхумангала и прогнал его далеко-далеко. Вернувшись, он сказал: “мадхусудана ушел”. Мадхумангал сказал это на особенном языке, и если вы не знаете этого языка, то не сможете вкусить нектар этой лилы. Что означает слово “мадхусудана”? Первое значение — “шмель”, а второе — Кришна. Мадхумангал имел в виду шмеля, но Радхарани решила, что он говорит о Кришне. Постарайтесь проследить за языком, чтобы в полной мере вкусить этот нектар. Это невозможно без понимания языка.

“Мадхусудана тира хаде” - Мадхусудана ушел.
Мадхумангала говорит о шмеле: “Шмель улетел”.
Но Радхарани думает, что ушел Кришна. Ведь Мадхусудана — это Кришна: “Кришна ушел”.
Как только Радхарани услышала это, Она воскликнула: “Ханди ханди! Кандин кадета Мадхусудхана?!” Так говорит Радхарани в этой пьесе: “Увы, увы! Куда же ушел Мадхусудхана, Кришна!?”

Кришна рядом, но Радхарани заплакала: “Куда же ушел Мадхусудана? Почему лотосоокий Кришна оставил Меня одну в лесу Вриндавана на берегу Ямуны? Зачем Он это сделал?” И Она заплакала, хотя Кришна был рядом. Это удивительная према-вайчитья-вираха. Любящий и возлюбленный вместе, но они чувствуют боль разлуки. Это према-вайчитъя. Тогда Кришна сказал: “сарвани баджа смитан кароти”, — Вриндадеви с Мадхумангалом ушли, и Он улыбнулся. Он просто улыбнулся и сказал: “О Радхе!”

Удивительный и таинственный

Это удивительная према-вайчитья-вираха, и она описана в “Видагдха-мадхаве”. Есть много подобных описаний. В “Лалита-мадхаве” есть описание чандравали-лабха и многого другого, нава-вриндавана-сангама. Ипурна-маратха. Так много подобных описаний в “Лалита-мадхаве”. Рупа Госвами написал о према-вайчитья-вирахе: хотя Радха и Кришна вместе, Они ощущают боль разлуки на короткие мгновенья. И это редкие особые случаи, это не происходит постоянно и повсеместно. Во Враджа-лиле это невозможно, но в Гаура-лиле это всегда так. Две противоположности слиты воедино, и это Гаура.

Випраламбха и самбхога, очень таинственная и сокровенная лила, таттва Гаура-лилы. Ни в какой другой лиле нет такого слияния этих двух противоположностей. Такие удивительные лилы, таинственные и непостижимые. Гаура-таттва очень глубока и сокровенна. Это высшая, самая сокровенная таттва. Вот почему ее называют «аспирантурой», и надо быть на соответствующем уровне, чтобы постичь ее. Для тех, кто не обладает достаточно высоким уровнем знаний, это недоступно. Мы читаем лекции в "аспирантуре" дважды в неделю. Каждый может прийти и послушать, но только «аспиранты» смогут понять их — другим остается просто слушать. И все же приходите, пусть эти слова входят в ваши уши — это благоприятно. Придет время, когда вы сможете понять их. Вы должны плакать и молиться об этом в своем сердце: кабе ха'бе боло се дина амар. «Когда же придет тот благословенный день моей жизни, когда я смогу постичь это и испытать это блаженство? Когда же я буду танцевать, кататься по земле и плакать в экстазе, оттого что меня переполнит и опьянит бхава, и я буду тонуть в этом океане?»

Вы должны переживать такие ощущения — и плакать и молиться. Вот для чего мы говорим об этом — чтобы привести вас к такому умонастроению.


Материал взят из книги Шрилы Гоур Говинды Махараджа "Вершина Бхакти".

"Если человек думает, что он повторяет святое имя, памятует и совершает арчану, но не получил настоящего посвящения у истинного гуру – результаты его действий будут материальными".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, "Шри Гуру - сама моя жизнь")

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2019