Невозможно забыть тот день

Шрипад Премананда Прабху
29 декабря 2014 года, Вриндаван, утро 

Сегодня 29 декабря. По лунному календарю, которому следуют Вайшнавы, день ухода Шрилы Гурудева был 15 декабря. Но возможно ли забыть этот жестокий день, 29 декабря? Махапрабху и Нитьянанда Прабху милостиво даровали обусловленным душам необыкновенное сокровище, Гуру-пада-падму, но в этот день Они забрали его. Такое нельзя забыть.

У нас не было отношений с Гирираджем Говардханом, Вриндавана-дхамой и бхакти, однако Гурудев милостиво привел нас к себе, дал вкус к враджа-бхуми, враджаваси, враджа-бхакти, враджа-преме, к движению Махапрабху… Сколько у него терпения! Обусловленные души не имеют ни малейшего представления о Боге, Его спутниках, бхакти и бхаджане. Например, младенец, появившись на свет, не понимает, кто его родители, он только ест и спит. Гуру-пада-падма с великим терпением помогал обусловленным душам, постепенно наполняя их сердца бхакти-расой.

вайрагья юг бхакти-расам праятнаир
апаяян мам анабхипсум андхам
крипамбудхир ях пара духкха духкхи
санатанам там прабхум ашраями 

[Я не хотел пить нектар бхакти-расы, проникнутый духом отречения, но безгранично милостивый Шрила Санатана Госвами, который не может оставаться равнодушным к чужим страданиям, силой заставил меня испить его. Поэтому я принимаю его покровительство и предлагаю поклоны его лотосным стопам.] (Вилапа-кусуманджали, 6)

Дас Госвами молился: «У меня не было ни желания, ни вкуса, однако Санатана Госвами с великой заботой снова и снова давал мне анурага-майи-бхакти-расу». Только вкушая этот напиток, вы сможете избавиться от материальных желаний. Гуру-пада-падма пришел в этот мир, чтобы дать нам бхакти-расу.

...Желая испить эту према-расу, Махапрабху отрекся от всего, оставил Навадвипу и отправился в Ниланчалу к Джаганнатхе. Он непрерывно вкушал враджа-расу в Гамбхире со Сварупой Дамодарой, Райем Раманандой, Шикхи-махити и Мадхави-деви.

Долгое время к Джаганнатхе никто не приходил. Почему? Он был словно шалаграма: ни рук, ни ног, ни глаз, ни ушей... Он томился в разлуке, ожидая, когда же к Нему придут враджа-деви. И вот Чайтанья Махапрабху пришел вместе с Лалитой-деви, Вишакхой-деви и всеми манджари: Рупой, Рати, Лавангой… Однако Махапрабху, когда бы Он ни получал даршан Джаганнатхи, всегда видел Враджендра-нандану Шьямасундару, Нанда-нандану.

После Джаганнатха-лилы Махапрабху оставил этот мир. Рай Рамананда, Вишакха-деви, и Сварупа Дамодара, Лалита-деви, – все они ушли из этого мира в Джаганнатха Пури. Гуру-пада-падма много раз приезжал в Пури с преданными и объяснял сокровенную Джаганнатха-лилу и Гамбхира-лилу.

Харидас Тхакур, Рупа Госвами и Санатана Госвами никогда не заходили в Джаганнатха-мандир, они всегда предлагали поклоны издали и даршан Джаганнатхи получали только во время Ратха-ятры. У Джаганнатхи было желание принять от них служение, однако последователи Маха-Лакшми, очень сильные и странные, не позволяли враджаваси приблизиться к Нему, потому что знали: встретившись с ними, Он непременно вернется во Вриндаван, туда, где враджаваси доставляют Ему огромное удовольствие своим служением.

Гурудев собрал множество душ, которым даровал прибежище манджари и враджа-деви, их настроение. Он много раз объяснял, что Кришна любит эту враджа-севу, естественное служение, полное любви, а не только этикет, принципы и правила: делать ровно столько-то и не больше. Более того, он обучал этому. Да, у джив нет адхикары, квалификации, к такому служению, но Гурудев объяснял: «Может ли человек научиться плавать, если не заходит в воду? Может ли получить адхикару к враджа-севе, если не читает об этом и не памятует?» Он подчеркивал, что нужно надлежащим образом практиковать и идти по стопам гуру-варги.

Гурудев ежегодно приезжал в Джаганнатха Пури на два-три месяца. Он очень любил джаганнатха-бхогу: рис, сладкий дал, сабджи, чатни... Враджаваси рано утром предлагают Джаганнатхе фрукты, коренья, масло, и Он всегда жаждет общения с ними.

Однажды Чайтанья Махапрабху приказал Нитьянанде Прабху и Адвайте Ачарье: «Помогите дживам обрести према-бхакти и према-севу. Обучите их служению Господу Джаганнатхе в настроении враджаваси». Нитьянанда Прабху повсюду распространял према-нама-санкиртану и одаривал настроением служения Богу. Самое важное – это настроение служения. Господь примет от вас лишь то, что приготовлено с любовью. Без любви Он ничего не примет. Если вы позовете Господа, но у вас нет желания служить Ему с любовью, то Он не придет. Только когда вы отправитесь к враджа-деви обучаться служению, начнете думать о них и молиться им, вы поймете настроения и желания Господа.

Юга-дхарма – это нама-санкиртана. Повторение святого имени на пути вайдхи может даровать мукти или вайкунтха-бхакти, но не враджа-бхакти, поэтому вместе с намой Махапрабху раздавал прему. Истинный гуру вместе с нама-дикшей дает настроение служения, настроение враджаваси.

Настроение жителей Враджа

Гурудев рассказывал, что в одной лесной деревне, в пятидесяти километрах от Джаганнатха Пури, Нитьянанда Прабху совершал нама-санкиртану, погружая всех в океан нектара. В той деревне жили бедные люди, державшие коров. Одна старушка принесла молоко Нитьянанде Прабху и бхактам, и Он раздал всем по капельке, попил Сам и сказал ей: «У тебя есть настроение служения, и благодаря этому ты получишь према-бхакти и враджа-севу, к тебе придет Господь. Ты станешь как враджаваси, и святое имя будет танцевать на твоих устах». 

На следующий день эта женщина подоила корову и начала готовить из свежего молока йогурт, рабри, кхир-сагар и масло. Взбивая йогурт и масло, она думала: «О Нитай! О Гоура! Вы сказали, что я получу враджа-севу, враджа-бхаву и буду служить под руководством враджаваси. Я жду, когда же Кришна с Баладевой придут ко мне и примут прасад». Однажды ранним утром, когда ворота еще были закрыты, два брата прибежали к этой женщине и спросили: «Ты Нам что-нибудь дашь? Ведь ты приготовила много блюд».

Кришна (Джаганнатха) всегда сетовал: «Враджаваси каждый день готовят для Меня что-нибудь, прячут и приносят, но в Джаганнатха Пури никто этого не делает. В Пури все встают в семь утра, в половину восьмого проводят мангала-арати, около девяти дают завтрак – у них нет такого же настроения служения, как у враджаваси».

Эта старушка сначала угостила братьев маслом, затем сладким молоком, рабри, расавали… Насытившись, Кришна и Баладева произнесли:

– Матушка, ты такая бедная! Мы хотим тебе кое-что подарить.

– Нет, мне ничего не нужно! – воскликнула она. – Просто приходите ко мне каждый день, я буду угощать Вас. Это принесет мне настоящее счастье. 

С тех пор женщина воспевала святое имя, ее коровы давали много молока, и каждое утро она готовила сладости для Кришны и Баларамы. Как-то раз Кришна сказал ей:

– Ты наша мать, но ты так бедна! У тебя нет ни украшений, ни красивой одежды. Я подарю тебе Свою одежду и украшения: у Меня есть кольцо в носу, серьги, браслеты, корона... Я ношу не мужское дхоти, а сари, как Радхарани. Все это Я отдам тебе.

– Не обманывайте меня, ничего мне не нужно, – произнесла женщина. – Достаточно того, что Вы приходите ко мне. 

Кришна с Баладевой не послушали ее: Они сняли Свои серьги, одежды и, облачившись в лохмотья, вернулись в храм. Утром пуджари, открыв алтарь, к своему огромному изумлению увидел, что на Божествах вместо шелковых нарядов, в которые он переодел Их вечером, какая-то старая дырявая одежда. У Них не было ни сережек, ни колечек в носу. Пуджари сразу сообщил об этом происшествии царю, и царь послал солдат по всему Джаганнатха Пури на поиски пропавших украшений. В одной деревне они обнаружили пропажу – сережки, кольца, одежды Божеств и все остальное, в доме той старой женщины. Она сказала: «Ранним утром пришли два мальчика, я накормила их, а они оставили здесь Свои одежды и украшения. Я думала, что все верну им завтра, когда Они снова придут. За что же вы меня арестовываете? Кто накормит Их, когда Они придут?» 

Царь не стал ее арестовывать – он решил подождать. Ранним утром он увидел, как эта женщина взбивала масло, напевая: «Говинда Дамодара Мадхавети! Говинда Дамодара Мадхавети! Говинда Дамодара Мадхавети!», и из глаз ее текли слезы. Позже к ней пришли два мальчика и с радостью приняли ее угощения. Женщина сказала им: «Возьмите все, что вы оставили вчера, иначе царь с армией арестуют меня и посадят в тюрьму. Зачем Вы даете мне это?»

Царь все слышал. Он вышел и, горько плача, произнес: «О, Джаганнатха и Баладева недовольны мной! Я не умею служить… Ты служишь в настроении Яшоды Маты, у тебя такая же любовь, как у нее. А эти мальчики – Кришна и Баладева».

Гурудев учил: «Воспевая харинаму, думайте о враджаваси, тогда Сам Кришна придет – и не один, а со всеми сакхами». Иногда сакхи и манджари переодеваются в одежды пастушков и приходят к Кришне: они вместе ходят от дома к дому и лакомятся сладостями. Рагхунатха дас Госвами служил Махапрабху в этом настроении. Гурудев рассказывал, как он каждый день в медитации готовил и предлагал различные подношения. Однажды Лалита, Вишакха и Кришна попробовали этот прасад и, изумившись необычному вкусу, угостили Рати-манджари. У Рагхунатхи Госвами после этого началось расстройство желудка. Могли ли обычные люди понять, как он служит? 

В Джаганнатха Пури Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху, Рамананда Рай повсюду раздавали любовь Чайтаньи Махапрабху. Это место наполнено любовью, према-бхакти. Спутники Махапрабху, придя в Пури из вечного Враджа, щедро дарили всем настроение враджаваси, анурагу. Та старушка – лишь один из примеров. Во времена Махапрабху эта любовь лилась непрерывным потоком в Пури, так что он стал неотличным от Враджа-дхамы! Гурудев также давал всем дживам сева-васану, настроение служения враджаваси, враджа-бхаву, враджа-анурагу.

Почему Гурудев выбрал Джаганнатха Пури?

Джаганнатха думал: «Как Мне отправиться во Вриндаван?» Ему было очень стыдно, Он переживал: «Как удовлетворить враджаваси? Как исполнить их желание? Они ничего не хотят, кроме служения Мне. Они посвятили Мне себя, но Я оставил их и уехал в Двараку… Даже за миллионы жизней Я не смогу отплатить им за их любовь и безупречное служение». В итоге Махапрабху привел с Собой враджа-деви и одарил всех враджа-анурагой. Они служили Джаганнатхе, и Тот принимал это служение, а затем Махапрабху вместе со спутниками отправился в вечный Вриндаван.

Тад анураги джананугами. Махапрабху принял санньясу и пришел в Джаганнатха Пури, где постоянно служил Джаганнатхе с враджа-анурагой и вкушал различные бхавы. Иногда Он пребывал в курма-бхаве, иногда уменьшался в размерах, а порой Его тело удлинялось до двадцати одного метра. Памятуя игры с враджа-деви, Махапрабху прыгал в океан, который принимал за Ямуну. Порой Он был в Тота-Гопинатхе или Гамбхире. Джаганнатха Пури – это лила-кшетра, центр игр враджаваси. Махапрабху находится там со всеми гопи и манджари.

Подобным образом Гуру-пада-падма отправился в випраламбха-кшетру, к Джаганнатхе, чтобы встретиться с враджаваси в вечной лиле. Он всегда пребывает  во Вриндаване и дает адхикару своим последователям для анурага-майи-севы.

В три часа началась нишанта-лила, и Гурудев вошел в эти лилы. Раньше он рассказывал в лекциях по «Джайва-дхарме» о Санньяси Тхакуре, о том, как враджаваси памятуют Кришну и служат Ему в нишанта-лиле.

Я не устаю удивляться, какую он дает силу и энергию… Несколько лет назад я ежедневно в 2–2:30 утра отправлялся на Говардхан: сначала совершал абхишеку, а потом парикраму. 29 декабря 2010 года я также проводил там абхишеку Гирираджа, памятовал Гурудева, не спал всю ночь и думал о нем. Вдруг я увидел, что он пришел на абхишеку. Тогда я ничего не понял – подумал, что это сон. Когда абхишека закончилась, раздался телефонный звонок: «Гурудев ушел». Это было 29 декабря, в день явления моего Гуру Махараджа [Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа].

В хари-катхе Гурудев много раз рассказывал про ту женщину, которая служила Кришне и Баладеве, и как Они принимали ее подношения. Это место называется Бхава-Кундалешвар. До сих пор Джаганнатха и Баладева в том лесу каждый день принимают йогурт, рабри и множество других сладостей. Вы не поверите, йогурт там готовят не в глиняном и не в металлическом горшке, а в горшочке из листьев. Но какой у него вкус! В этом году, когда мы были в Пури, нам повезло попробовать этот прасад. О, насколько сладостно настроение, в котором служат враджа-деви...

Трансцендентное поле 

Гурудев говорил, что кшетра-бхуми-мандала подобна полю. Если вы посеете сорняки – взойдут сорняки, если зерно – вырастет зерно, если цветы – получите цветы. Точно так же и наше тело – это поле. Что вы сажаете на нем? Если какие-то семена Майи-деви, ждите «урожай» в виде детей, внуков и многочисленных родственников. Но гуру-варга посадит на этом поле бхакти-лата-биджу, семя бхакти.

брахманда-бхрамите кона бхагьяван джива
гуру-кришна-прасаде пая бхакти-лата-биджа

[Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ, тот, кто очень удачлив, по милости Кришны получает возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя преданного служения.] (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 19.151) 

тате кришна бхадже каре гурура севана
майя-джала чхуте пая кришнера чарана 

[Если обусловленная душа преданно служит Господу, одновременно выполняя волю своего духовного учителя и служа ему, она может выпутаться из сетей майи и найти прибежище у лотосных стоп Кришны.] (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 22.25) 

Мы всегда получаем тело согласно своей карме. Оно подобно полю, а Гуру-пада-падма подобен искусному фермеру. Гурудев посадил семя бхакти, кришна-сева-васану, желание вечного служения Кришне. Он все время взращивал это семя, сева-васану, бхакти-лата-биджу, поливал, ухаживал за ним. Но какой водой? Сточной или соленой? Нет, дождевой водой! Гуру и Вайшнавы проливают дождь своей милости, и семя прорастает. Вместе с ним вырастают сорняки, вырвать которые приходит садовник, Гуру. «От этого нужно избавиться, иначе потеряешь свой бхаджан и бхакти!» – строго говорит он, выпалывая сорняки.

Сколько раз к Гопа-кумару приходил его Гуру? Однажды он предстал перед ним в Джаганнатха Пури, на берегу океана, и произнес: «Гопа-кумар, у тебя ведь есть гопала-мантра. Почему ты забыл ее?» Гопа-кумар предложил пранамы Гурудеву и устремился к нему, но тот, дав ученику духовный вкус, исчез.

Точно так же Гуру-пада-падма дал бхакти-лата-биджу, семя, которое нужно поливать нектаром шраваны и киртаны в обществе дорогих Господу анураги-бхакт, враджаваси, обладающих любовью к Гуру-пада-падме. Тогда бхакти-лата прорастет, со временем появятся прекрасные, вкусные плоды и желание служить. Затем придут Кришна, Баладева, все враджаваси, враджа-деви и вкусят эти плоды.

Махапрабху дал приказ Нитьянанде Прабху, Адвайте Прабху и всем бхактам:

яре декха, таре каха ‘кришна’-упадеша 
амара агьяя гуру хана тара’ эи деша 

«Кого бы вы ни встретили, давайте им кришна-упадешу! Боло кришна, бхаджо кришна, коро кришна-шикша. Наставляйте в поклонении Кришне, воспевайте кришна-наму, служите Кришне». Молитесь тем, кто служит Кришне: «Пожалуйста, обучите меня! Помогите мне, чтобы мое желание служить росло день ото дня и становилось все сладостнее». (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья, 7.128)

Придя в этот мир, Гурудев всем раздавал кришна-сева-васану и щедро орошал хари-расой семя бхакти. «Если не можете ничего делать, просто слушайте мою хари-катху», – так он всегда говорил. Это и есть питательная влага для души, благодаря которой росток бхакти окрепнет, превратится в прекрасную лиану, на которой со временем вырастут сочные плоды. Тогда не появится вкус ни к чему другому, не придет желание свернуть с пути. Гурудев будет защищать вас. На закате своих игр в этом мире Гуру-пада-падма пришел в Джаганнатха Пури и дал намек на свое вечное служение. Не думайте, что Джаганнатха Пури – это только випраламбха-кшетра. Джаганнатха всегда жаждет встречи с враджаваси, чтобы испить нектар враджа-севы.

Где взять эту сладость?

Все знают историю, как Джаядева Госвами написал «Гита-Говинду». На месте «смара-гарала-кханданам / мама шираси манданам...» он отложил перо в сторону, и тогда Сам Кришна пришел и дописал: «мама шираси манданам дехи пада-паллавам ударам». Гурудев всегда давал это настроение: Кришна предлагает пранамы Шримати Радхарани, молится Ей. Более того, он проявил в этом мире картину из своего сердца – «Сева-кунджу», где Кришна, склонив голову к лотосным стопам Радхарани, молится Ей со слезами на глазах.

Парам-гурудев говорил: «Мы не кришна-пакша, мы радха-пакша».

радхика-даси яди хая абхимана
шиграи милаи тава гокула-кана

[Тот, кто гордится своим положением безраздельно преданной служанки Шримати Радхики, очень скоро встретится с Гокула-Каной (Кришной).] (Радха-бхаджане яди, Бхактивинода Тхакур) 

Пусть не Радхарани думает о Кришне, а Кришна думает о Ней, манджари и гопи. Она Моя почитаемая Богиня. Парам-гурудев объяснил это, Гурудев принял и серьезно следовал, а потом начал раздавать это настроение.

Гурудев всем в этом мире давал это настроение кинкари – очень легко и быстро, без тяжелых аскез, трудной медитации, проблем и беспокойств. Как он возносил молитвы, написанные Бхактивинодой Тхакуром: «вришабхану-сута, чарана-севане, хоибо дже палья-даси», «палья-даси-кори’, лалита-сундари, амаре лоия кабе»…

Юные враджа-деви пели «Гита-Говинду», и однажды их пение услышал Джаганнатха. Он сразу побежал с алтаря на звук! Как-то раз одна деви даси также пела в лесу «Гита-Говинду», и Чайтанья Махапрабху, услышав пение, устремился в это место. Говинда Прабху помчался за Ним: «О Прабху, остановитесь!» Махапрабху не слушал его, но Говинда Прабху кое-как догнал Его, загородил дорогу и закричал: «Прабху, пожалуйста, остановитесь, иначе Вы потеряете санньясу. Ведь это поет женщина!» Тогда Махапрабху вышел из антар-даши, внутреннего сознания, и произнес: «О Говинда, ты спас Мою жизнь. Если бы Я добежал и заключил ее в объятия, Мне пришлось бы броситься в океан!» С одной стороны этикет и строгие принципы, а с другой стороны враджа-бхава.

Все мы потеряли много сладости… Никто уже не дает эту глубокую анурагу… Остается один путь – всегда помнить о Гурудеве и молиться ему. Тогда гуру-шакти, его могущество, и гуру-бхакти защитят нас. У нас появится желание следовать. Иначе мы так никогда и не начнем петь «декхите декхите, бхулибо ва кабе, ниджа-стхула-паричоя», не будем молиться. Наши интересы будут вокруг материального тела: как показать его в фейсбуке, чтобы понравиться всем и завести много друзей. Шрила Гурудев учил: «Молитесь: декхите декхите, бхулибо ва кабе, ниджа-стхула-паричоя – когда же я забуду свои отношения с этим телом?»

вришабхану-пуре, джанама лоибо,
явате виваха ха'бе
враджа-гопи-бхава, хоибе свабхава
ано-бхава на рохибе 

При Гурудеве в месяц Картика я много лет ходил на Варшану, Говардхан, во Вриндаван, Нандаграм, пел эти бхаджаны и молился, а Гурудев слушал. Все жаловались на меня, но Гурудев никогда не говорил прекратить петь их, он был счастлив. Порой на лекциях он сам давал указание исполнить эти бхаджаны.

Откуда приходит это настроение? От Гуру-пада-падмы, враджа-расика, последователя рага-марга, рага-бхакти, рагатмика. Только рупануга-правара Гуру-пада-падма дает эту анурагу. Когда ваше сердце наполнится ею, вы начнете молиться о том, чтобы получить сварупа-сиддхи, и Гурудев несомненно даст милость. Но что со мной будет, если я молюсь о чем-то другом, не поливаю свой росточек бхакти? Эта кшетра-дхама взращивает вашу лиану преданности. Предложите свое поле (тело и ум) опытному фермеру, чтобы он засадил его прекрасными семенами, дал враджа-севу, вечное служение. Для этого Гурудев и пришел в кшетра-дхаму.

Если мы будем памятовать Гуру-пада-падму, размышлять о его славе и особенностях, он позаботится о нас, укрепит нашу душу целебной враджа-расой, дарует према-бхакти и кришна-сева-васану. Тогда можно с уверенностью сказать, что жизнь успешна.

Сегодня 29 декабря – день ухода Шрилы Гурудева по солнечному календарю. Я никого не призываю следовать этому дню, но сам я не могу забыть этот день. Я пытался забыть многое, но не получается. Гуру-пада-падма держит меня у своих лотосных стоп. Все бхакты, его последователи, пришли сегодня сюда без приглашения, все они защищают меня и дают шанс памятовать его славу. 

Разве можно забыть нежную любовь и беспричинную милость Шрилы Гурудева? Я молюсь его лотосным стопам, чтобы жизнь за жизнью находиться рядом с ним, следовать его настроению. Пусть он омоет меня своей любовью, чтобы я не побежал в какое-то другое место, не стремился получить чью-то любовь или разделить свою. Другие личности дадут что-то, но не это настроение, не эту любовь и не это желание служить. Такого больше нигде не найти.

Многие гуру и ачарьи приходили раньше и находятся сейчас в этом мире, но никто не давал все это настолько легко: безо всякой садханы, медитации и аскез. Благодаря Гурудеву в сердце приходило естественное желание служить. Пусть же это сокровище останется с нами навсегда. Мы отправимся к Гуру-пада-падме в вечный мир и будем служить под его руководством. Я молюсь, чтобы на этом поле (в моем сердце) больше никто ничего не высаживал: это его собственность, которой лишь он вправе распоряжаться. Если он захочет, пусть сажает, взращивает что-то в моем сердце, но без него я не буду смотреть ни на кого-то другого. 

Поэтому я молюсь всем его последователям и бхактам, а также всем, кто будет следовать ему в будущем: пожалуйста, даруйте мне прибежище и эту сева-васану, почтение к нему и возможность всегда помнить его!

Гуру Махарадж ки-джай! Гуру-парампара ки-джай! Гоура Премананде! 

(Прабхуджи просит Кришна-карунью Брахмачари исполнить бхаджан «Вришабхану-сута»)


 

В надежде служить Шри Гуру и Вайшнавам,
команда Бхакта-бандхав

"Мечта о счатье и безмятежной жизни преследует нас как тень. Но стоит попытаться схватить ее, как станет ясно, что эта тень неуловима и призрачна. Когда же мы отворачиваемся от нее и продолжаем свой путь, тень следует за нами. Такова природа тени".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017