Шри Гаура-Кишор – Божество идеального отречения

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада
(Цитаты из выступления по случаю Дня ухода Шрилы Гаура-Кишора Даса Бабаджи Махараджа)

Мой Шри Гурупада-падма – не учитель одного из предметов иллюзорного знания материального бытия. В тоже самое время, он один – неоспоримый гений всего знания этого мира. Но потому, что я падший и жалкий, из-за моей слабости, ни одно из учений моего Гурупада-падмы не вошло в мое сердце.

Но, чтобы говорить о его учении, которое по милости Гурупада-падмы все таки вошло в отверстия моих ушей, пусть у меня будут миллионы и миллионы языков, миллионы и миллионы голов, миллионы и миллионы лет жизни. Тогда я буду петь о несравненном сострадании и щедрости (анандодайа-дайа) моего Гурупада-падмы во всех бесчисленных вселенных миллионами и миллионами языков, миллионами и миллионами голов, миллионы и миллионы лет. Только тогда я буду уверен, что совершил гуру-пуджу. Тогда он будет доволен мной и дарует мне свои вечные благословления, чтобы я мог прославлять его бесконечное сострадание другими миллионами языков. В тот благословенный день я, наконец, освобожусь от прославления бренных материальных объектов и получу свободу из плена материального знания этого мира.

Рупануга Гуру

Считая мои любимые мирские разговоры самыми важными и ценными для себя, я глубоко принял их в свое сердце. Из-за этого я ослеплен безумием этого бездушного мира. Однако мой Гурудева настойчиво учил меня:

шри-чаитанйа-мано-'бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

«Когда такой господин как Шри Рупа, установивший и донесший сокровенное желание сердца Шри Чайтаньядева до всего мира, лично подарит мне приют у своих лотосоподобных стоп?»

Когда я смогу лицезреть несравненную божественную красоту моего Гурупада-падмы и всем сердцем вручу себя его прекрасным стопам? Когда наступит мой день?

От Гурупада-падмы я слышал, что те, кто умом приняли настроение рупануг становятся необычайно дорогими для Шри Гаурасундары. А удачу того, кто просто предпринял усилия стать рупанугой, сам Шри Брахма не сможет описать даже за всю свою жизнь.

Шри Гурупада-падма убрал все мои сомнения и наставлял меня в вопросе нама-бхаджаны. Благодаря этому я понял, что нельзя ослушиваться гуру, т.е. пренебрегать шраута-вани, божественным посланием, нисходящим по линии подлинных учителей. И нельзя поклоняться гуру-бруву, так называемым гуру, так как это будет неуважением к Гурупада-падме. Нужно твердо знать, что без предания недвойственной Абсолютной Истине, Враджендра-нандане, не существует блага на свете.

Оставь Все и Оставайся со Мной

«Мой Гурудев!» Посмотрите, я посмел произнести «мой Гурудев». Разве мое сердце достойно того, чтобы я мог говорить это? Где находится возвышенный ноготок пальца моего гуру и где я, карлик на низком возвышении? Как я только смею служить моему Гурупада-падме? Когда я сплю, я лишен служения Гурупада-падмы и глубоко погружен в свое собственное удовольствие, а остальное свое время я трачу на еду и наряды. Без служения Гурупада-падме я недостойный, падший и слабый. Если бы он не одарил меня щедро своей милостью, я бы гораздо больше эксплуатировал его сострадание ко мне, чем делал до этого. Мой Гурупада-падма – это океан милости, даже капля из него может затопить меня в океане блаженства.

Как милостив он был ко мне, когда часто говорил: «Оставь свою ученость, чистоплотность и тягу к аристократии и оставайся со мной. Тебе больше не нужно никуда идти. Все, что тебе нужно – коттедж, дом, особняк, дворец; любая ученость или престиж; качества самообладания и отречения – ты получишь здесь все. Просто приди ко мне. Не убегай вслед своим желаниям: «Мне нужен хороший дом, у меня должно быть достаточно средств для успеха в материальной жизни, я должен быть очень образован». Не гонись за тем, что так дорого обычным людям».

Я был страшным логиком

Я был страшным логиком. Но из безграничного сострадания ко мне он вышвырнул мою гордость. Так он подарил мне свою милость. Если я попытаюсь измерить ее, я не достигну цели даже если буду это делать в течение многих бесконечных жизней. На самом деле, никто не сможет определить ее границы. И я абсолютно не достоин представлять себя его слугой. Но все равно, он подарил мне надежду, что я смогу считать себя его слугой, и благодаря ей я могу жить.

Я часто чувствовал, что утопаю в безрадостности (нирандане), и занимаюсь пустой деятельностью. Ясно, что я слабый, и поэтому я считал, что когда мой Шри Гурудев уйдет, я пропаду совсем, без возможности услышать его учение. Но сегодня так много воплощений моего Шри Гурупада-падмы милостиво предстали предо мной [1]. Они совершают передо мной киртан, читают и объясняют мне Бхагаватам. Когда они дают мне, всегда по-новому, свежие объяснения, согласующиеся с сердцем моего Шри Гурупада-падмы, они даруют жизнь моему мертвому телу. Только благодаря этому, я возвращаюсь в сознание и чувствую себя удачливым, слушая и рассказывая хари-катху каждый день двадцать четыре часа.

Идеальное Божество Отречения

Отречение – это то, о чем я только читал в историях или в книгах: Вайрагья-шатака (Сто стихов об отречении), Шанти-шатака (Сто стихов о покое) и Моха-мудгара (Молот, разбивающий иллюзию). Но, когда милость самого сострадательного Господа Шри Кришны, в самой милостивой Его форме (в образе преданного Кришны) пришли ко мне, предо мною возникло само олицетворенное отречение Бога (вайрагья). 

Несмотря на то, что такое отречение невозможно для обычного смертного человека, у меня, тем не менее, была возможность увидеть это у Шри Гурупада-падмы. Но, несмотря на то, что видел это, я по-прежнему остался темным. Мне мешает мое тело, я не способен служить Гурупада-падме двадцать четыре часа в день. Божество идеального отречения, которое я лично лицезрел, было не просто воплощением отречения, уничтожающего иллюзию и притворное отречение (пхалгу-вайрагью). Он воплощал в себе отречение, являющееся вершиной служения Кришне, полностью пропитанного махабхавой.

Пусть он, чье отречение доходит не только до отказа от богатств и женщин, но и до личного престижа, будет моим вечным объектом поклонения. Я жадно стремлюсь к лотосоподобным стопам такого Шри Гуру, который не принимает ни одного ученика. Но все равно я предстал перед ним и умолял об этой милости. Он сказал мне: «У меня был однажды ученик, но он обманул меня и ушел, поэтому я решил не брать больше учеников». Я был разбит горем от его ответа, но невзирая на это, я твердо решил: «Я посмотрю сколько раз он меня отвергнет, но без его милости не вернусь в мир».

Он растер в порошок мою гордость

Когда я пришел к такому Гурупада-падме, я смог понять по его милости, что то, что я считал самым идеальным и высшим образом жизни, для него было самым низшим. Несмотря на то, что мой идеал был необычайно высок по сравнению с идеалами людей этого мира, мой Гурупада-падма открыл для меня новую грань реалии, которая поистине была верной и абсолютно трансцендентной. До этого открытия я изучал книги, написанные имперсоналистами, излагающие идею «нети-нети» [2], научное отрицание материальных привязанностей и определений. Но сейчас я нашел настоящий пример этого. Шри Гурупада-падма сказал мне: «Идеал, который ты ищешь, не настоящий твой идеал».

Я часто думал, что в отречении мой Гурупада-падма не имеет себе равных, ему только немного не хватает образованности. Но он раскрошил мою гордость книжного образования молотом своей милости и дал мне понять, что у меня, на самом деле, жалкий идеал. Когда эти слова вошли в мои уши, я обрел его милость, но мой крохотный интеллект был не способен удержать это божественное знание. Он дал этому глупцу и всезнайке шанс услышать о такой возвышенной теме.

Мой Гурупада-падма никогда не занимался мирскими делами, но все таки он пролил свою милость на такого недостойного как я. Отречение самых отреченных в мире людей не может сравниться с крохотной долей сотой части его отречения. Отречение Шрилы Рагхунатхи Даса Госвами полностью проявилось в жизни моего Прабху. Если описать его жизнь и опубликовать это в мире, если моя гуру-варга [3] издаст описание его трансцендентной жизни на простом языке и донесет это до людей, тогда весь мир получит колоссальное благо. Мой Гурупада-падма никогда не говорил о том, что нужно оставить богатства и женщин, но он говорил, что даже желание показывать из себя святого, нужно оставить. Он был бхагавата-парамахамса.

Открой Глаза

Люди говорят, что сегодня день ухода моего Гурупада-падмы. Однако я считаю, что сегодня день его явления, и я буду поклоняться ему целую вечность, прославляя его миллионами и миллионами своих уст и миллионами своих чувств.

Толкаемый состраданием ко мне мой Шри Гурупада-падма вынужден был придти в этот мир, чтобы даровать мне бальзам знания, божественное откровение, что я слуга Нанда-нанданы. А без него я верил, что приятные для чувств вещи были моей обязанностью и целью в жизни. Из-за этого, я утерял понимание своего истинного предназначения. Но мой Шри Гурупада-падма пришел в этот мир, чтобы рассеять тьму моего невежества.

Неспособные увидеть Высшее, которое не подлежит зрению, глаза только мешают увидеть то, что я предназначен видеть вечно. Это Высшее – одно достойно зрения, но все, что я могу увидеть, это чувственныя завеса, которая заволакивает мои глаза. Все, что я вижу, только чувственное удовлетворение этого преходящего мира.

Однако, Шри Гурупада-падма убирает эту пелену с глаз и дарует божественным знанием истинное зрение. Он приподнимает покров, немного раздвигает веки и велит: «Открой глаза и смотри». Как долго я верил, что могу видеть с закрытыми глазами.

Поэтому я отказываюсь от своей гордости и предлагаю Шри Гурупада-падме намаскар. Это, по сути, необходимая часть (агхья) моего поклонения гуру. Акт отречения надменной гордости, что я наслаждающийся зритель, называется «намаскар». Когда я утверждался в идее, что я – деятель, Шри Гурупада-падма открыл мне глаза и расширил мое представление о действительности, которую я неправильно воспринимал. Ведомый другим знанием, я следовал вслепую. Гурупада-падма дал мне понять, что я должен не идти вслепую, а следовать за ним, обладающим божественным знанием, что поклонение Шри Гурупада-падме – моя прямая обязанность.

Служение Шри Гурупада-падме – это истинная деятельность моей сущности

По милости Гурупада-падмы, у меня появилось твердое убеждение, что служение ему – моя единственная обязанность и, в действительности, истинная деятельность души. Получив даршан Гурупада-падмы, я потерял веру, что существуют другие занятия кроме служения ему. Лишь для того, чтобы спасти меня из оков невежества, любимый слуга Бхагавана, Его дорогой и близкий спутник, открыл мне мое вечное служение Нанда-нандане, так как его переполняло сострадание. Только тогда я смог понять, что у истинной сущности живого существа нет другой обязанности и нет другого источника блага, кроме удовлетворения чувств Нанда-нанданы. Сын Нанды – это единственный объект духовной жизни каждого, достижение Его – это единственная цель; а Шри Гурупада-падма – Его очень дорогой возлюбленный.

Служение такому Гурупада-падме нельзя совершать таким инертным людям как я; ни телом, ни умом, ни речью, ни чем более. Однако, Шри Гурупада-падма наделил меня силой, и смотрит на меня своими любящими глазами. Возможно, если я обрету его благосклонность, тогда по его беспричинной милости, я стану достойным служения ему.

Я не говорю нечто просто теоретическое. В тот благословенный день, когда Шри Гурупада-падма поставил свои лотосоподобные стопы, недоступные даже для полубогов, на голову такого недостойного человека как я, и омыл меня в их пыли, я смог понять свое высшее благо. Духовный учитель, как Шри Гурупада-падма, обладает силой дать служение Высшему. Пусть же у меня появится способность принять эту милость. С того дня я определенно стремился к этому несравненному благу Шри Гурупада-падмы.

Шри Гурупада-падма – это исключительный слуга Бога. Если я не смогу удостоиться его милости, если я не смогу получить божественное знание, тогда я даже не смогу осознать славу моего Гурупада-падмы. Шри Гурупада-падма – вечный. Пусть я даже на мгновение не буду лишен его общества. Даже на момент мои узы с Гурупада-падмой не могут быть разрушены. Пусть я никогда не оставлю Гурупада-падму даже на одну одиннадцатую секунды времени, увлекаясь материальными соблазнами. Пусть я никогда не паду в сети самообмана и не буду слушать бесполезные советы мирских людей, которые враждебно настроены к нему.

Шри Гурупада-падма может защитить меня от любой обманчивой опасности, поэтому в начале каждого года, каждого дня и момента времени, моя обязанность заключается в поклонении Шри Гурупада-падме.

Мой Гурудева пребывает в разных образах. Если бы он не существовал в самых разных формах, кто бы меня защищал? Те, кого мой Гурудева принял как своих собственных, являются моими спасителями. Но негодяи, которые оскорбляют моего Гурупада-падму или те, кто покрывают таких негодяев, пусть никогда не встанут на моем пути.

Он всегда тянет меня к своим лотосоподобным стопам, чтобы хранить меня там. Момент, когда я теряю Гурупада-падму, момент, когда я забываю Гурупада-падму, – это без сомнения моменты моего падения с Истины. Если я не вспоминаю Гурупада-падму в конце каждого года, месяца, дня и момента времени, меня ожидает все больше и больше опасности. Я стану желать стать гуру и захочу получать поклонение, тогда другие будут вынуждены называть меня гуру и делать это. Я поддамся бессмысленной страсти (двитья-абхинивеша). Неправда, что я пришел сюда, чтобы проводить гуру-пуджу сегодня. Нужно, чтобы мы в каждый момент своей деятельности совершали вечную гуру-пуджу.


 

Переведено из «Никата-кала-варти Чара Рупануга вайшнава ачарья»
(Возвышенный рупануга Вайшнав Ачарья сегодняшнего времени)
Составлено, переведено и отредактировано Шри Шримад Бхактиведанта Нараяной Госвами Махараджем,
Впервые опубликовано в ежедневном журнале «Гоудия»

Перевод на русский: Нагари даси
Редактор, корректор: Амита-Кришна дас


 

[1] Здесь Шрила Прабхупада называет своих верных учеников, сад-шишьи, воплощениями своего Гурудева.

[2] Фраза «на ити, на ити» или «не это, не это» – это ответы на вопрос: «Это Брахман?» Другими словами, если кто-то ищет Абсолютную Душу посредством эмпирических исследований, он неминуемо будет отрицать все окружающие объекты и явления, понимая, что они не абсолютны.

[3] Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада здесь называет своих учеников своей гуру-варгой.

 

"Преданный должен стать идеальным человеком, т.к. каждый совершенный им проступок оставляет шрам на теле Верховной Личности Бога"

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.16.5 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017