День ухода Шрилы Рагхунатхи даса Госвами

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж
(из книги Шри Прабандхавали)
 
Шрила Рагхунатха дас Госвами – это вечный спутник Чайтанья Махапрабху и Кришны. Однако в играх Махапрабху он показывает, как нужно совершать садхана-бхаджан, чтобы достичь возвышенных стадий преданности – бхавы и премы. Если садхака искренне стремится войти в чистый бхаджан, чтобы как можно скорее обрести личное общение с Бхагаваном – всего лишь за одну или две жизни, – ему нужно совершать бхаджан точно так, как это делал Рагхунатха дас Госвами. Но совершать такой бхаджан невероятно трудно. Для нас почти невозможно повторить то, как Рагхунатха дас Госвами оставил свой дом и семью, как строго следовал всему в своем бхаджане, а в свои последние дни бродил без воды и пищи и только плакал день и ночь, испытывая сильнейшую боль разлуки. Но для того, кто действительно жаждет премы, это будет не настолько трудно.
 
Материальный мир является отражением духовного мира, между ними есть некое подобие. И если осознать, что этот мир предназначен не для наслаждения, а для обретения наставлений о том, как правильно распорядиться своей жизнью, можно получить большое благо. Согласиться с таким видением может только тот, кто искренне принял прибежище у стоп духовного учителя. Даттатрея понял, что этот мир – место для обучения, и потому стал учиться у двадцати четырех гуру. Когда мы поймем, что подразумевается под этим, то увидим, что весь мир – наш гуру. И для разумного человека нет ничего в этом мире, из чего нельзя было бы извлечь определенный урок.
 
«Шримад-Бхагаватам» утверждает, что этот мир – тюрьма, приносящая бесчисленные страдания.
 
тавад рагадайах стенас тават кара-грхам грхам
таван мохо ‘нгхри-нигадо йават кршна на те джанах
 
«Люди, лишенные преданности Кришне, сбиты с толку материальными привязанностями, которые словно кандалы сковывают их в темнице майи». (Ш.-Б.,10.14.36)
 
Однако для тех, кто не опьянен этим материальным миром, он не является тюрьмой. Слово рага означает здесь материальные привязанности, которые подобны ворам и являются причиной порабощения. Когда привязанности уходят, приходит освобождение. В этой связи Махапрабху велел Рагхунатхе дасу Госвами:
 
стхира хана гхаре йао на хао ватула
краме краме пайа лока бхава-синдху-кула
 
«Сейчас возвращайся домой и следуй правилам семейной жизни. Не поступай, словно безумный. Придет время и ты сможешь пересечь этот океан материального существования». (Ч.-ч.,Мадхья.,16.237)
 
Если бы можно было достичь Бхагавана, просто оставив дом, тогда множество людей, которые не могут ужиться с родственниками, бедны или по каким-то другим подобным причинам, не задумываясь, сделали бы это. Но смогут ли они прийти к Бхагавану, лишь поменяв место жительства? Его невозможно достичь подобным образом. Если человек оставит дом и семью, будучи духовно незрелым, это может пагубно сказаться на его благополучии, и его положение может стать даже хуже, чем положение обычного материалиста. Только оставив материальные привязанности и посвятив себя истинному бхаджану, можно обрести лотосные стопы Бхагавана. Поэтому Махапрабху сказал Рагхунатхе дасу Госвами: «Возвращайся домой и будь терпелив. Придет время, и ты все оставишь естественным образом».
 
В этом мире нет ничего, что изначально было бы плохим. Вопрос только в правильном или неправильном его использовании.
 
антаре ништха кара, бахйе лока вйавахара
ачират кришна томайа карибе уддхара
 
«Внешне тебе следует вести себя в семье как обычно, но внутри ты должен хранить твердую веру (ништху) в Кришну. Тогда Он очень скоро освободит тебя». (Ч.-ч.,Мадхья.,16.239)
 
Легко ли обрести ништху? Что такое сильная вера? Это непоколебимая решимость. Если есть убежденность в истинности слов гурувайшнавов и шастр, это называется шраддха. А когда шраддха становится твердой, это называется ништха. «Я скорее расстанусь с жизнью, чем перестану совершать бхаджан Бхагавану. Где бы я ни жил, дома или где-то в другом месте, я всегда буду совершать бхаджан», – такая решимость называется ништхой.
 
Приняв в сердце наставление Махапрабху, Рагхунатха дас Госвами вернулся домой и начал повторять святое имя и изучать писания, не уклоняясь при этом от исполнения мирских обязанностей. Со временем его ништха становилась все крепче, и, обретя милость Нитьянанды Прабху, он смог навсегда оставить свой дом. Он пытался сделать это и раньше, но безуспешно. Бхагаван, видя насколько сильно его желание, устроил все так, чтобы оно исполнилось.
 
Когда наше желание искреннее, Бхагаван позаботится о том, чтобы мы пришли к Нему. Если же мы сами попытаемся все организовать, то не сможем правильно войти в бхаджан и, в конечном счете, падем.
 
Поэтому Бхагаван Сам создает для нас благоприятные условия, как Он это сделал для Гопа-кумара в «Шри Брихад-бхагаватамрите». Находясь в нашем сердце как чайтья-гуру, Он видит, что нам необходимо и посылает нам дикша- и шикша-гуру. Кто дал Рагхунатхе дасу Госвами возможность общаться с Харидасом Тхакуром? Разве Рагхунатха дас Госвами сам устроил встречу с ним? Нет, все это было устроено Бхагаваном. Харидас Тхакур часто посещал его дом. Какая необходимость была в этом? Харидас Тхакур был в высшей степени отреченным и ежедневно повторял триста тысяч святых имен. Поэтому он смог понять, насколько сильна у мальчика естественная любовь и преданность Бхагавану, и стал приходить к нему, чтобы научить его повторять харинаму. Конечно, Рагхунатха дас уже обладал глубокими самскарами совершенной души, но на этом примере мы можем видеть, как Бхагаван устраивает жизнь садхаки так, чтобы он смог обрести общение с великой личностью. И Он также послал к нему Ядунандану Ачарью, ученика Адвайты Ачарьи, который стал дикша-гуру Рагхунатхи даса.
 
стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхир
йе прайашо 'джита джито 'пй аси таис три-локйам
 
«Даже не меняя своего социального положения, удачливые души получают возможность слушать хари-катху из уст великих личностей и, вдохновляясь ею, посвящают Бхагавану свое тело, ум и речь. Этим они покоряют Того, кого никто не может победить во всех трех мирах». (Ш.-Б.,10.14.3)
 
Бхагаван устроил все для Рагхунатхи даса, и за короткое время в его сердце возникло горячее желание обрести общение с Господом. Он только и думал: «Как мне достичь Его? Какой садхана-бхаджан я должен совершать?» Тогда он отправился в Панихати, где получил даршан Нитьянанды Прабху. Исполняя Его волю Рагхунатха организовал большой пир, на который Нитьянанда Прабху силой Своей медитации вызвал Самого Махапрабху. Когда Рагхунатха увидел обоих братьев, вместе вкушающих прасад, его желание стало еще сильнее. Затем Нитьянанда Прабху поместил Свои лотосные стопы ему на голову и сказал: «Теперь все твои препятствия уйдут». Так милостью Нитьянанды Прабху Рагхунатха дас смог оставить свой дом и отправиться в Пури, где обрел прибежище у стоп Махапрабху. Там Махапрабху дал ему другие наставления:
 
‘мане’ ниджа-сиддха-деха карийа бхавана 
ратри-дине каре врадже кришнера севана
 
«Совершенная душа в своем сердце день и ночь погружена в служение Кришне во Вриндаване – этому тебя обучит Сварупа Дамодара». (Ч.-ч.,М.,22.157)
 
Сам Махапрабху не давал Рагхунатхе дасу много наставлений, но поручил заботиться о нем одному из Своих вечных спутников. Чему учил его Сварупа Дамодара? Совершать бхаджан на высочайшем уровне, как делал это сам. Сварупа Дамодара составлял стихи, раскрывающие онтологическое положение Махапрабху, а также вел дневник, куда ежедневно записывал все, что происходило с Махапрабху. В этом дневнике он описал, как однажды ночью, когда волны бхав с неистовой силой захлестывали сердце Махапрабху, Он непостижимым образом прошел через три надежно запертые на засов двери. Приняв океан за реку Калинди и решив, что волны на ней поднялись из-за забав Кришны с гопи, Он бросился в океан. Уносимый волнами, Он попал в сети одного рыбака на Арка-тиртхе. Когда рыбак привел преданных к Махапрабху, они увидели, что Его суставы разъединились, руки и ноги втянулись внутрь как у черепахи, и все Его тело приняло округлую форму. Это – признак махабхавы. Такого не происходит на стадиях премыснехиманыпранаираги или даже анураги. Порой это не встречается и на уровне махабхавы, а только на высочайших стадиях – рудхиадхирудхимаданы и читра-джалпы. Это может не прийти даже и в состоянии читра-джалпы, божественного безумия, вызванного разлукой, в котором находилась Шримати Радхика, разговаривая о Кришне со шмелем. Мы нигде не найдем описание подобных признаков у Шримати Радхики.
 
Эти лилы Махапрабху, которые Сварупа Дамодара описал в своем дневнике, он открыл Рагхунатхе дасу Госвами. Позже Рагхунатха дас пересказал их Кришнадасу Кавираджу Госвами. Мурари Гупта, воплощение Ханумана, тоже вел дневник. Но, будучи в дасья-расе, он описал другие игры Махапрабху, которые находил более привлекательными. Сварупа Дамодара – это сама Лалита, поэтому в своей поэзии он описывает махабхаву и другие возвышенные состояния, явленные Махапрабху.
 
Только посмотрите, каким чудесным образом Махапрабху устроил все для Рагхунатхи даса Госвами: Он поручил его заботам Сварупы Дамодары, обучившим его всему. Если нам выпадет такая замечательная возможность, нужно понимать, что это устроил Сам Бхагаван. Для очень искреннего садхаки Бхагаван организует все наилучшим образом, но тот, у кого нет столь сильного желания, не обретет такой удачи.
 
Вначале Махапрабху велел Рагхунатхе дасу оставаться дома. Это наставление относится к вайдхи-бхакти. А наставление, которое Он дал в Пури, о том, чтобы стать совершенной душой, постоянно погруженной в памятование о Кришне, – к рагануга-бхакти. Рагхунатха дас идеальным образом применил в своей жизни оба наставления. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада также давал наставления, связанные с вайдхи-бхакти, например, наставления об арчане, а сам черпал настроения рагануги в поэзии «Шримад-Бхагаватам». Он соединил и то и другое в своей проповеди этому миру. Прабхупада принимал каждого независимо от того, достоин он или нет. Прежде существовало строгое правило, разрешавшее совершать бхаджан только самым достойным. Однако Прабхупада предоставил такую благоприятную возможность всем. Он открыл школу, в которой могли учиться и духовно продвигаться даже люди без должной квалификации. Иначе, обладая такими качествами, как у нас, мы никогда бы не смогли прийти в эту духовную традицию. Но он открыл дверь для каждого.
 
В наши дни общество постепенно деградирует. Молодые люди более не чтят обычаи общества и не прислушиваются к советам родителей, как это было раньше. Порой, попав в дурную компанию, они становятся мошенниками и грабителями, и тогда для них почти невозможно исправиться и найти истинный путь. Поэтому Прабхупада создал школы и центры в Маяпуре и по всей Индии, куда могли бы приходить эти юноши. Возможно у них не было особого вкуса к духовной жизни, но он, видя их способности, знал, что со временем они смогут обрести совершенный вкус. Они действительно научились чему-то и существенно продвинулись в направлении чистого бхаджана, иногда даже поднимаясь до уровня брахмачари. Кто желал, мог позже вернуться домой, жениться и совершать бхаджан там, – Прабхупада никому не навязывал никаких ограничений относительно этого. Так, миссия Махапрабху распространилась по всей Индии.
 
Пока Махапрабху оставался в этом мире, Рагхунатха дас был возле Него, но когда Он ушел, Рагхунатха дас, убитый горем, перестал принимать пищу. Вскоре после ухода Махапрабху один за другим оставили этот мир Сварупа Дамодара, Рай Рамананда и Гададхара Пандит. Пури стал казаться безжизненным, и тогда оставшиеся преданные покинули его. Все, что раньше было очень дорого Рагхунатхе дасу, теперь, словно шипы, причиняло ему острую боль. Его состояние было подобным состоянию жителей Враджа после того, как Кришна уехал в Матхуру. Когда Кришна был во Вриндаване, Нанда Бхаван был очень дорог всем враджавасиГопи любили Гопи-гхат на Ямуне, поскольку встречались там с Кришной. Они любили Говардхан потому, что там было множество прекрасных садов и кундж, где они делали гирлянды для Кришны. В блаженстве они ходили туда, но когда Кришна уехал в Матхуру, Нанда Бхаван превратился для них в пустыню. Воспоминания о Кришне причиняли им такую боль, что они больше не желали идти туда. Все, куда бы не падал их взгляд, погружало их в випраламбха-расу. В Нанда Бхаване перестали готовить пищу, кухонная утварь была раскидана повсюду, и все затянула паутина. Да и для кого им было готовить? Мама Яшода почти ослепла от слез. Пытаясь забыть о Кришне, Нанда Баба уходил из дома, но не было во Врадже такого места, которое не напоминало бы о Нем. Все только усиливало его воспоминания.
 
Когда Махапрабху ушел из этого мира, преданные в Пури были в таком же состоянии. Входя в Гамбхиру, Рагхунатха дас чувствовал, будто входит в пылающий костер. Он плакал дни и ночи напролет. Таков истинный бхаджан, и пока наш бхаджан не достиг подобного уровня, он останется лишь абхасой – тенью бхаджана. Пока мы не испытаем такого сильного чувства разлуки с Кришной, гуру и вайшнавами, нам не войти в царство настоящего бхаджана. Сам Махапрабху показал этот путь. Он постоянно плакал и сокрушался: «Где Мне искать Враджендра-нандану? Куда Он ушел?» Сраженный болью божественной разлуки, Он рыдал дни и ночи.
 
Мы тоже иногда плачем, но из-за чего? Когда чувствуем, что можем лишиться наших материальных привязанностей и наслаждений. Мы должны испытывать сильное чувство разлуки с Махапрабху, со Шри Радхой и Кришной, а если не с Ними, то с нашим гуру. Но у нас нет подобного опыта, мы желаем лишь материального счастья. В действительности, мы принадлежим исключительно Им, и с таким пониманием нам следует начинать свой путь в этой линии преданности. Поэтому, сначала должна появиться глубокая привязанность к бхаджану, а затем к бхаджании – тем, кому мы поклоняемся. В нашем обусловленном состоянии мы не столько заботимся о ежедневном воспевании предписанных кругов, сколько о том, что мы будем есть, и где мы будем жить. Но как Рагхунатха дас Госвами совершал бхаджан? Его беспокоило лишь: «Как я буду совершать бхаджан? Как быть уверенным, что моя жизнь не проходит впустую, и как обрести Бхагавана в этой жизни?»
 
Для тех, кто стремится к рагануга-бхакти, жизнь Рагхунатхи даса Госвами является очень поучительной. Если мы сможем привнести в свою жизнь хотя бы каплю его страстного рвения к бхаджану, независимо от того, находимся ли мы в отречении или живем в семье, все наши старания, несомненно, увенчаются успехом.
 
Источник: книга «Прабандхавали»
(в формате лекции опубликовано впервые)

"Господь открывает Себя только преданному и лишь тогда, когда полностью удовлетворен его стремлением служить".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 2.4.21 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017