Шри Гададхара Пандит и Тота-Гопинатха

Харе Кришна. Дорогие преданные и читатели хари-катхи, примите наши поклоны. Сегодня день ухода Шри Гададхары Пандита, который неотличен от Самой Шримати Радхики. В честь этого дня предлагаем вашему вниманию лекцию Шрилы Гурудева о Тота-Гопинатхе.

 Ваши слуги,
редакция purebhakti.ru 

 

Шри Гададхара Пандит и Тота-Гопинатха

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Тота-Гопинатха Мандир. Джаганнатха Пури, Индия. Сентябрь 1993

alt

Шриман Махапрабху в настроении Шримати Радхарани

В Гамбхире Шри Чайтанья Махапрабху постоянно думал о Кришне и плакал. Махапрабху пришел в этот мир для того, чтобы изведать радха-бхаву, трансцендентное настроение Шримати Радхики. То, что Он переживал в Гамбхире, можно сравнить с одной каплей океана чувств Радхарани.

Когда Махапрабху жил в Гамбхире, Он передал Шри Гададхаре Пандиту Божество Тота-Гопинатхи.

– Сегодня я приготовил для тебя прекрасный подарок, – сказал Махапрабху Шри Гададхаре. – Возьмёшь?

– Почему бы нет? – ответил Шри Гададхара Пандит. – Твой подарок я буду носить на голове.

Пребывая в настроении Радхи, Махапрабху начал раскапывать песок и с благоговением обнаружил корону Божества Тота-Гопинатхи. По просьбе Махапрабху Его спутники помогли достать божество из песка. Затем Он положил Тота-Гопинатху на колени Гададхары Пандита и попросил:

– Никогда не оставляй Его.

Вскоре Шрила Гададхара Пандит построил в этом месте хижину, и Махапрабху каждый день приходил на даршан Тота-Гопинатхи. В Храме Джаганнатхи Он не испытывал такого удовлетворения, потому что там были Субхадра и Баладева. В присутствии Баладевы и Его сестры Субхадры Махапрабху был застенчив и думал: «Я на Курукшетре». Он был в настроении Шри Радхи на Курукшетре, которая, переживая глубокую разлуку, пыталась вернуть Кришну во Вриндаван. В этом настроении Махапрабху не нравилось лицезреть Кришну на Курукшетре, ведь там Его окружают спутники из Двараки, царицы, бесчисленные лошади и слоны. Там у Шримати Радхики не было шанса встретиться с Кришной наедине. По этой причине в Пури Махапрабху всегда испытывал сильную разлуку. В Гамбхире Он чувствовал Себя, словно во Вриндаване, который опустел без Кришны, когда Тот уехал в Двараку.

Когда Шримати Радхика приехала на Курукшетру, Она не могла подойти к Кришне. Для Нее построили отдельный шатер, а Кришна жил вместе с Ядавами и царицами. И когда Кришна ушел к себе, Радха погрузилась в глубочайшую разлуку.

Иногда, принимая океан за Ямуну, Шри Чайтанья Махапрабху прыгал в воду и вдруг заливался слезами, потому что Кришна исчезал с Его взора. Порой от сильнейших эмоций руки и ноги Махапрабху втягивались в тело, и Он становился похожим на черепаху. А иногда суставы Его рук и ног разъединялись и висели на одной коже, на расстоянии двадцати сантиметров друг от друга. В эти моменты Махапрабху был подобен привидению. Видя Его в таком состоянии, преданные пугались и плакали, переживая за Него.

Эти симптомы проявлялись в Махапрабху из-за чувства разлуки с Кришной. Чтобы как-то унять невыносимую боль, Он приходил к Тота-Гопинатхе. Видя это Божество, Он чувствовал Себя во Вриндаване и думал: «Вот Мой прананатха, свет Моей жизни!» Тогда огонь разлуки в его сердце утихал.

По одну сторону от Тота-Гопинатхи мы видим Шримати Радхику, а по другую – Лалиту. Причем они такие же темные, как Кришна. Когда Махапрабху смотрел на Тота-Гопинатху в настроении Радхи,  Его сердце сливались воедино с сердцем Кришны, и Махапрабху (как и Радхарани) принимал темный цвет тела.

Иногда, видя Своего прананатху, Шримати Радхика так погружается в мысли о Нем, что цвет Ее кожи становится темным. Когда Шримати Радхика берет у Кришны флейту и играет на ней, Ее кожа также темнеет. Таково настроение Шримати Радхики и Лалиты, стоящих по обе стороны от Тота-Гопинатхи. Но когда Кришна входит в настроение Шримати Радхики, Он становится Махапрабху, а Лалита-деви становится Шрилой Сварупой Дамодарой.

Кришна встает и садится только для Шримати Радхарани

Божества, как правило, всегда стоят, но Тота-Гопинатха, как известно, сидит. Некоторые говорят, что, когда Гададхара Пандит состарился и не мог дотянуться до Божества, чтобы надеть на Него гирлянду, Тота-Гопинатха сел. На самом деле, Шри Гададхара не был старым, когда оставил этот мир. Он был на год младше Махапрабху, который ушел в возрасте 48 лет. После ухода Махапрабху Шри Гададхара продолжал служить Божеству, но от тоски по Господу Он так истощал, что уже не мог вставать и надевать на Божество гирлянду. Видя Шри Гададхару в таком плачевном состоянии, Тота-Гопинатха ради него сел. Так Шри Гададхара Пандит продолжал предлагать гирлянды, омывая их своими слезами.

У Шри Чайтаньи Махапрабху был преданный по имени Маму Тхакур, который совершал для Него разное служение. Вскоре после ухода Махапрабху и Шри Гададхары, правитель Пури поручил Маму Тхакуру служить Тота-Гопинатхе. В то время ему было около 84 лет, и он уже не мог надевать на Божество гирлянды. Некоторые говорят, что, возможно, по этой причине Тота-Гопинатха сел. На самом деле, Тота-Гопинатха сел только ради Шримати Радхики. Это обычное явление – Кришна всегда встает и садиться по Ее приказу.

Преданный: Одни говорят, что рядом с Тота-Гопинатхой – Лалита и Шримати Радхика, другие – что это Лалита и Вишакха. И те и другие по-своему правы?

Шрила Махарадж: По левую сторону от Тота-Гопинатхи находится Шримати Радхика, а по правую – Шримати Лалита-деви. Выступая в роли Гададхары Пандита, Шримати Радхика всегда видит Кришну как Шри Чайтанью Махапрабху. Она наблюдает, как Махапрабху играет Ее роль. Поэтому одна из них – Шримати Радхика.

Преданный: В Свои ранние годы, перед тем, как пойти в Пури, Махапрабху жил в Навадвипе. Знал ли Он тогда Шрилу Сварупу Дамодару? Были ли Они школьными друзьями?

Шрила Махарадж: И Шри Сварупа Дамодара, и Шри Гададхара Пандит дружили с Махапрабху так же, как и Мурали Пандит. Все они росли вместе. Джагадананда Пандит, Мукунда и Васудева Гхош также с детства были друзьями Махапрабху.

Навадвипа – это Вриндаван

Преданный:  Вы сказали, что из четырех дхам Господа Шри Чайтаньи Махапрабху Навадвипа считается наилучшей. Обьясните пожалуйста, почему?

Шрила Махарадж: С раннего детства до возраста кишора (когда дети начинают читать и писать) Он жил в Навадвипе. Когда ему было 24 года, Он оставил дом и отправился в Джаганнатха Пури, где одарил милостью Сарвабхауму Бхаттачарью. После этого Он отправился в Южную Индию и там, у реки Годавари, встретил Рамананду Рая. Там Рамананда Рай увидел Махапрабху в объединенном образе махабхавы (Шримати Радхики) и расика-шекхары (Кришна). Увидев образ расараджа-махабхавы (Радхи и Кришны в единстве), Рамананда Рай потерял сознание. После этих событий Махапрабху вернулся в Пури и наслаждался випраламбха-бхавой Шримати Радхики.

В Навадвипе Шри Чайтанья Махапрабху совершал Свои кишора-лилы, поэтому Навадвипа считается Вриндаваном. Шри Нароттама даса Тхакур и другие объяснили, что Навадвипа едина с Вриндаваном. Они не называли Вриндаваном Джаганнатха-кшетру. Наоборот, Джаганнатха Пури представляет Двараку или Курукшетру. Те, кто следует по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и совершает бхаджан в Навадвипе, окажутся во Вриндаване, на берегах Ямуны. Так говорят наши ачарьи. Джаганнатха Пури они никогда не называли неотличным от Вриндавана. Шри Кшетра является обителью Лакшми, где живут Сатьябхама и Рукмини (Маха-Лакшми). Оставив тело в Джаганнатха Пури, человек получает четырехрукую форму, чего не происходит во Вриндаване или в Навадвипе. Там душа обретает форму с двумя руками, как у спутников Шримати Радхики и Шри Кришны. Вот почему Навадвипа превосходит Джаганнатха Пури.

Преданный:  Расскажите, пожалуйста, о четвертой обители.

Шрила Махарадж: Существуют четыре обители – Навадвипа, Пури, Годавари и Вриндаван. Вриндаван и Навадвипа неотличны друг от друга, но они проявляются в двух формах. На стадии садханы, Навадвипа проявляется как Навадвипа, а на стадии сидхи – как Вриндаван. На уровне садхана-васту (стадии совершения садханы) мы видим Шри Чайтанью Махапрабху как Махапрабху, а достигнув уровне садхана-сидхи, мы увидим Шримати Радхику и Шри Кришну, которые объединились, чтобы стать Махапрабху.

Что касается Пури, то в безумии разлуки (дивьйомада) Шри Чайтанья Махапрабху видел эту дхаму как Курукшетру и Двараку. И, наконец, четвертая дхама – Годавари – это шлока Махапрабху, где Он учился у своего шикша-гуру, Вишакхи-деви (Шри Рамананды Рая). После этого Махапрабху вернулся в Пури, где постоянно думал о Вриндаване.

Преданный: Я слышал, что та часть Пури, где живет Тота-Гопинатха, является скрытым Вриндаваном (гупта-Вриндаваном).

Шрила Махарадж: Поскольку Махапрабху видел здесь Тота-Гопинатху, Он воспринимал это место как Вриндаван. Но это не Вриндаван, эта земля является частью Двараки и Курукшетры, где днями и ночами напролет Шри Чайтанья Махапрабху испытывал сильнейшую разлуку.

Преданный: Почему Махапрабху не пошел во Вриндаван?

Шрила Махарадж: Если бы Он это сделал, все бы поняли, что Он Кришна. Во Вриндаване Он бы постоянно плакал и просто обезумел. Во Вриндаване Он не смог бы сохранить настроение Шримати Радхарани, в Нем доминировало бы настроение Кришны. Если бы Он увидел пасущихся коров, павлинов, кричащих «ке-ка, ке-ка», кукушек, поющих «ку-ку, ку-ку», то это потревожило бы настроение Шримати Радхики. Махапрабху стал бы Кришной и начал бы везде искать Шримати Радхику: «О Радха! Радха! Радха!» Это было бы неизбежно, ведь во Вриндаване каждый лист, дерево, лоза и всё остальное зовёт: «Радха! Радха!» Там Махапрабху не смог бы оставаться в радха-бхаве.

Преданный: Вы сказали, что по бхаве Джаганнатха Пури превосходит Навадвипу. То есть, насколько я понял, вы сказали, что сначала идет Навадвипа, затем Пури, а потом Южная Индия. Хотя с точки зрения бхавы Джаганнатха Пури на первом месте, затем Южная Индия и потом Навадвипа. Так ли это?

Мы радуемся, когда Кришна ищет Шримати Радхику

Шрила Махарадж: Нет, я объяснял, что здесь, в Пури, есть только скорбь разлуки. Я говорил, что ачарьи нашей ученической преемственности являются спутницами Шримати Радхики (палья-даси). Мы хотим, чтобы Шримати Радхика всегда была счастлива. Она счастлива, когда рядом с Кришной. Мы рады, когда Кришна ищет Радху. Шримати Радхика прячется в кунже, а Кришна Ее зовет: «Радха, где же Ты? Где же Радха, Лалита, Вишакха и другие?»

Видя это, гопи очень радуются: «Ну вот, сегодня Кришна Ее ищет!» В этот момент все они довольны, и Шримати Радхика очень рада. Мы тоже должны этому радоваться. 

Здесь, в Пури, Шримати Радхика постоянно взывает: «О Кришна! О Кришна! Кришна!» Мы не хотим этого. Нам по душе те места, где Кришна ищет Радху, например, Радха-кунда. Радхика горделиво радуется, когда Кришна падает перед Ней ниц и служит Ее стопам. Здесь, в Пури, нет раса-лилы. Здесь нет встречи, а есть только настроение разлуки.

Преданный: Как-то раз Вы сказали, что эта лила – наиболее важная часть всего, что проявил Махапрабху.

Шрила Махарадж: Это очень важно. На нашем уровне боль разлуки важнее, чем радость встречи. Но мы всегда жаждем, чтобы Шримати Радхика была довольна. На Курукшетре Она постояно плачет. Мы не хотим видеть Ее слез.

Преданный: Но ведь это Кришна плачет, ни так ли? (В образе Махапрабху).

Шрила Махарадж: Шри Чайтанья Махапрабху находится в настроении Шримати Радхики. Мы считаем, что Вриндаван – самое лучшее место. Место, где Шримати Радхика кладет стопы на колени Кришны, и Он пишет на них Свое имя. Затем Кришна кладет Ее стопы к Себе на голову, и свежая краска оставляет на Нем след. Здесь Он всегда Ей служит. Здесь Она говорит: «Он любит Меня больше всех». Мы хотим, чтобы все было так. Однако для садханы нужна разлука. Не взращивая в сердце чувство разлуки, мы не продвинемся ни на сантиметр.

Преданный: Значит ли это, что лучше совершать садхану в Джаганнатха Пури, а не в Навадвипе?

Шрила Махарадж: Навадвипа – лучшее место во всех отношениях.

Особое Благословение  

Преданный: Дает ли Тота-Гопинатха особые благословения?

Шрила Махарадж: Да, Он может даровать служение Себе. Что значит Тота-Гопинатха? Кто Он такой?

Преданный: Господин гопи, повелитель гопи?

Шрила Махарадж: Нет, нет. Это не значит «повелитель». Натха значит «прана», или «жизнь». Кришна является самой жизнью гопи. Но это не имя. Какое у Него имя? Если у вас спросят: «Кто вы?», вы, скорее всего, ответите, указав на отношения между ваши и кем-либо еще. Подобным образом, существуют отношения между Кришной и гопи, и они очень возвышенны. Поэтому, если обратиться к Тота-Гопинатхе, Он дарует особое благословение – возможность служить Ему как гопи. И тогда Вы поймете, что подобное благословение может даровать только Тота-Гопинатха. Сейчас вы не можете постичь эти вещи, но со временем вы это увидите.

Гаура премананде! 

Перевод на русский: Нанда-гопи даси
Работа над текстом: Таруни даси

"Поднявшись на трансцендентный уровень, человек осознаёт ничтожность всех прочих достижений".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.13.49)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017