Учение Шри Прахлады

Дорогие преданные и читатели хари-катхи, примите наши поклоны! Сегодня Шри Нрисимха Чатурдаши, день явления Господа Нрисимхи. В этот день предлагаем вашему вниманию лекцию Шрилы Гурудева по Прахлада-Чаритре, которую он рассказал в 2009 году, во время отдыха в городе Чебу.

Ваши слуги,
редакция purebhakti.ru

 

Учение Шри Прахлады

Учение Шри Прахлады

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
11 января 2009 г., Чебу, Филиппины

Жил-был мальчик. По велению отца он с юных лет обучался разным наукам. Однажды отец забрал его из школы домой. Мать красиво нарядила мальчика (его, кстати, звали Прахладой) и усадила на колени к отцу. Поглаживая сына по голове, отец спросил:

– Сынок мой, умница, расскажи, чему тебя учили в школе? Что тебе больше всего понравилось?

Прахлада ответил отцу так:

тат садху манйе ’сура-варйа дехинам
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
хитватма-патам грихам андха-купам
ванам гато йад дхарим ашрайета

«О лучший из асуров, царь демонов! От моего духовного учителя я узнал, что тот, кто получил преходящее материальное тело и живет преходящей семейной жизнью, несомненно, пребывает в беспокойстве, потому что упал в пустой темный колодец, в котором нет ничего, кроме страданий. Человеку следует оставить такую жизнь и уйти в лес, а именно во Вриндаван – царство бхакти, и там обрести прибежище у стоп Верховного Господа Хари» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.5).

– О отец, – ответил Прахлада, – о лучший из демонов! В школе я узнал, что дом, в котором мы живем, – это темный колодец.

Почему колодец? Это можно понять на следующем примере.

Однажды царь пошел в лес на охоту и потерял своих солдат. Внезапно за ним погнался тигр, и царь в ужасе бросился бежать. Перед ним было высокое дерево, но на него невозможно было взобраться. Рядом царь увидел дерево поменьше, которое росло прямо на краю темного колодца. Он немедленно схватился за две ветви этого дерева и по ним спустился в колодец. Однако на полпути он увидел, что дно колодца кишит черными змеями, которые уже зашипели, приготовившись укусить его.

Царь подумал: «О Боже, внизу полно кобр, а наверху громко рычит тигр». Он был в незавидном положении и не знал, что делать. Так он висел на ветвях дерева, и вдруг увидел, что из колодца вышли две мыши – черная и белая – и начали грызть те самые ветви, на которых он висел.

Прямо над ним на ветвях висел улей, из которого капал мед. Увидев это, царь не удержался и высунул язык. На секунду он забыл, что его со всех сторон ждала смерть: внизу – в виде змей, наверху – в образе тигра, и в скором будущем – в образе мышей, подгрызающих ветви, на которых он висел. Слизывая капли меда, он позабыл обо всем и думал: «До чего же сладок этот мед!»

Что символизируют черная и белая мыши, подгрызающие ветки дерева? И что это за дерево? Дерево можно сравнить с древом жизни, а мыши символизируют день и ночь. Дни и ночи сокращают отпущенное нам время. Что олицетворяет тигр? Смерть. А змеи? Они являются символом проблем этого мира. А что это за мед, капли которого падали прямо перед царем? Это счастье материального мира. Вот такая у нас ситуация.

Сколько тебе лет?

Чампакалата даси: Сорок семь.

Шрила Гурудев: Это означает, что сорок восемь лет твоей жизни уже отрезаны. Знаешь, сколько тебе еще осталось?

Чампакалата даси: Не знаю.

Шрила Гурудев: Сегодня, завтра, послезавтра или через сто лет – ты умрешь. Тигр символизирует смерть, а змеи – бесчисленные проблемы этого мира. У тебя есть какие-нибудь проблемы? Твои дочери замужем? Ты за них волнуешься?

Чампакалата даси: Волнуюсь.

Шрила Гурудев: Однажды ты состаришься. Возможно, в старости ты не сможешь ходить, и у тебя будет множество болезней. Все это – кобры. А что такое мед? Представьте, что муж и жена возвращаются домой после целого дня сражения с жизненными проблемами, и вот, наконец-то, они видят своих детей. Дети запрыгивают к ним на колени и говорят: «Что вы нам принесли?» В эти сладостные минуты родители забывают обо всех своих проблемах.

Услышав слова Прахлады, его отец очень разозлился. Он закричал:

– Где ты этих глупостей нахватался? Пойти в лес и поклоняться Кришне?!

Снова он отправил Прахладу в школу, где его учили дхарме (материалистичной религиозности), артхе (обогащению), каме (удовлетворению чувств), политике, лицемерию и другим бесполезным в духовной жизни вещам. Когда Прахлада вернулся домой, отец опять спросил его:

– Чему ты научился в школе?

И Прахлада ответил:

Шраванам, киртанам, вишну смаранам, пада-севанам, арчанам, ванданам, дасйам, сакхйам, атма-ниведанам.

Что это означает?

[Враджанатха дас объясняет значение слов Прахлады Махараджи и рассказывает о тщетных попытках отца убить его].

Шрила Гурудев: Теперь расскажи, что Прахлада говорил своим одноклассникам о ста годах жизни.

Враджанатха дас: Прахлада сказал одноклассникам:

– Если вам отведено прожить сто лет, то половина этого времени уйдет на сон, еще 20 лет – на обучение и освоение профессии, которая даст возможность зарабатывать деньги. Что потом? Потом мы женимся, а потом приходит старость, и мы уже не можем ходить и ничего не помним. А то недолгое время, которое осталось в промежутке, – на что мы его тратим? Работаем в поте лица ради незначительных чувственных удовольствий.

Шрила Гурудев: Прахлада сказал:

– Если вы растратите все силы на создание и поддержание семьи, то когда вы будете заниматься бхаджаном? Начните прямо сегодня, иначе ваша жизнь пройдет впустую.

Все мальчики решили следовать наставлениям Прахлады Махараджи.

– Что мы должны делать? – спросили они.

– Совершайте киртану, – ответил Прахлада. – Повторяйте:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

[Шрила Гурудев некоторое время поет вместе с преданными].

Шрила Гурудев: И в этот момент вошел отец Прахлады.

[Враджанатха дас рассказывает о том, как Хираньякашипу бросил вызов Прахладе Махарадже, как тот ему ответил и как появился Господь Нрисимхадев].

Шрила Гурудев: Хираньякашипу не мог умереть ни днем, ни ночью, ни внутри дома, ни снаружи. Он был неуязвим для любого оружия. Его не могли убить ни человек, ни демон, ни полубог.

Враджанатха дас: Но в тот момент были сумерки, день уже подошел к концу. Нрисимхадев поймал Хираньякашипу на пороге (ни внутри, ни снаружи) и положил к себе на колени (то есть Хираньякашипу оказался ни на земле, ни на воде, ни в воздухе). Без какого-либо оружия, собственными когтями, Он вытащил внутренности Хираньякашипу и обернул вокруг своей шеи, как гирлянду. Это доказывает, что, как бы мы ни старались защитить свою жизнь, всем нам придется умереть.

Шрила Гурудев: В тот момент Нрисимхадев был в ярости. Из Его гривы исходило пламя. Он был так зол, что мог уничтожить весь мир. Брахма попросил Прахладу утихомирить Его, и Прахлада без страха сел к Нему на колени.

Глаза Нрисимхадева тут же наполнились слезами, и Он успокоился.

– О Прахлада, – сказал Он, – Я так опоздал, и все это время отец изводил тебя. Пожалуйста, проси у Меня любого благословения. Чего ты хочешь?

– Я не торговец, – ответил Прахлада. – Я служил Тебе не для того, чтобы получить благословение.

Вот почему я говорю, что вы растрачиваете жизнь впустую. Пожалуйста, приходите каждый день, и я буду рассказывать вам разные истории.

"Тот, кто нашел прибежище у лотосных стоп великой души, имеет все возможности тоже стать великой душой".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.22.6 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017