Прославление Шри Рамы

 Дорогие преданные и читатели хари-катхи, примите наши поклоны! Поздравляем вас с днем явления Господа Рамачандры! В честь этого праздника предлагаем вашему вниманию лекцию Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, прочитанную в этот же день в 2000 году.

Ваши слуги,
Редакция purebhakti.ru

 

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Матхура, Индия, 13 апреля 2000 г.

 Махараджа Джанака объяснил Бхарате, что такое бхакти:

анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавритам
анукeлйена кришнану-шиланам
бхактир уттама

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма, и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, – называется чистым преданным служением, уттама-бхакти» (Ч.-ч., Мадхья-лила, 19.167).

Джанака Махараджа объяснил Бхарате, что према действует по своим законам, и ничто не способно ею управлять. Любящий всегда принимает во внимание желания любимого. Свободный от корыстных мотивов, он всегда думает: «Как порадовать любимого?» Наша истинная цель – порадовать нашего почитаемого Гурудева, а не самих себя.

После того, как Шри Рама одержал победу над Раваной, Сита-деви должна была пройти испытание огнем. Как мы знаем, в огонь вошла иллюзорная Сита, а настоящая вышла из огня живой и невредимой, доказав свою чистоту и целомудрие. Шри Рама передал царство Раваны его брату, Вибхишане. Затем на воздушном корабле он отвез Ситу-деви и всех Своих спутников в Айодхью. У Рамы были миллиарды спутников, но Его мистический корабль мог принимать любые размеры, поэтому все в нем поместились.

По пути в Айодхью Рама показал Сите-деви те места, где Они наслаждались играми и где Рама и Лакшман карали демонов.

– Смотри, – сказал Рама Лакшману, – здесь мы строили мост на Ланку. Помнишь?

Они сделали остановку в том месте, где жили все помогавшие Раме обезьяны. Сита пригласила на корабль всех жен обезьян, мечтавших увидеть коронацию Рамы. Наутро они полетели в Читракуту.

Переодевшись в брахмана, Хануман вошел в Нандиграм, где жил Бхарата. Бхарата жил, как отшельник. Его волосы были спутаны, он носил очень простую одежду и ел только фрукты и коренья. Все его министры жили так же, как он.  Хануман, переодетый в брахмана, обратился к нему с такими словами:

– О Бхарата Махараджа, Шри Рама вернулся. Готовься приветствовать Его!

Услышав о возвращении возлюбленного брата, Бхарата потерял сознание от переполнившего его счастья.  Придя в себя, он сказал:

– Я хочу щедро вознаградить тебя. Пожалуйста, прими в дар 18 000 коров, лошадей и столько прекрасных женщин, сколько пожелаешь. Всего этого недостаточно, чтобы отплатить тебе за эту весть.

Тогда Хануман принял свой изначальный образ, и Бхарата воскликнул:

– Это же Хануман!

После церемонии абхишеки [1], Рама тоже стал раздавать подарки. Желая одарить Ханумана чем-то особенным, Сита-деви отдала ему свое прекрасное жемчужное ожерелье. Хануман взял его, осмотрел и начал грызть, отчего жемчужины рассыпались по полу.

– Что ты делаешь? – с удивлением спросила Сита-деви.

– Ищу Шри Раму, – ответил Хануман.

– Разве ты не знаешь, что Шри Рама у тебя в сердце? – ответила она.

Тогда Хануман открыл грудь и обнаружил, что Шри Рама и Сита действительно были там. Эта история учит нас давать другим лишь то, что связано с Кришной.

Оскорбления

Шри Рама и Сита-деви провели вместе многие годы, и все в царстве были счастливы. Но спустя какое-то время, некоторые стали осуждать Раму за то, что Он принял Ситу из дворца Раваны. По принципам Ведической культуры, муж должен отвергнуть жену, проведшую вне дома хотя бы одну ночь, что уж говорить о целом годе.

Однажды, жена стиральщика поздно вернулась домой, и муж отказался ее впускать. Он сказал:

– Я не такой, как Шри Рама, который принял жену после того, как она жила у другого мужчины.

Слухи об этом случае дошли до Шри Рамы. Он встревожился, понимая, что должен что-то предпринять. Как ему управлять страной, граждане которой потеряли в Него веру? Рама собрал на совет всех братьев, но никто из них не знал, что делать. Тогда Он понял, как нужно поступить.  Вспомнив, что Сита-деви всегда хотела посетить и щедро одарить всех живущих в лесу садху, Он велел Лакшману провести ее по всем ашрамам святых людей и потом оставить в лесу. Услышав об этом приказе, Лакшман был вне себя от горя, но ничего не мог возразить, ведь он приходился Раме младшим братом. Скрепя сердце, он согласиться на это, но пообещал:

– В будущем  я буду приходить только как Твой старший брат, потому что не хочу больше выполнять такие поручения!

Лакшман рассказал обо всем своему колесничему Суманте, который также был великим министром Шри Рамы, и тот очень опечалился:

– Моя жизнь и без того была полна страданий, но сегодня мой самый горестный день.

Миновав Праяг, они переправились через реку.

– Здесь находится ашрам Вальмики, – сказал Лакшман Сите-деви и с тяжелым сердцем добавил. – Знаешь, все обвиняют Шри Раму в том, что Он принял неверную жену. Многие граждане потеряли в Него веру. Как же теперь Ему править царством?

Услышав эти слова, Сита-деви упала без чувств. Придя в себя, она сказала:

– Я не хочу создавать Ему проблем. Его ни в чем не должны обвинять. Пожалуйста, передай всем от меня поклоны. Лакшман, я дважды тебя оскорбила и теперь молю твои лотосные стопы о прощении. В течение многих лет твоим излюбленным служением было массировать лотосные стопы Шри Рамы, но в Айодхье, в первую же ночь после Нашей свадьбы, я отобрала у тебя это служение. Когда ты спросил об этом Шри Раму, Он не нашелся,  что ответить. Затем, мы обратились к Васиштхе Риши, и он ответил: «Нужно разделить обязанности. Сита-деви будет совершать все служение внутри дома, а ты, Лакшман, будешь служить Шри Раме, когда Он на улице». Так мы разрешили эту проблему.

Второе оскорбление я нанесла в лесу, когда Шри Рама погнался за оленем. Я услышала крик Маричи: «О Лакшман!» Решив, что это голос Шри Рамы, я попросила тебя поспешить к нему на помощь, но ты ответил: «Нет, Сита-деви, это иллюзия, созданная демоном». Но я настаивала и, наконец, сказала: «Теперь я поняла, что ты шпион Бхараты и хочешь заполучить меня в жены, поэтому не спешишь спасать своего брата!» Эти слова пронзили твое сердце. Ты ответил, что всегда считал меня матерью и даже не видел моего лица, а смотрел только на стопы. Ты не мог вынести этих жестоких слов и все-таки пошел к Раме. Увидев тебя, Рама разгневался: «Зачем ты послушался этой женщины?» Тем временем в наш ашрам пришел Равана и попросил милостыню, повторив три раза: «Бхикша дехи». Я не хотела переступать через твой защитный круг, но он стал меня запугивать: «Если не подашь мне милостыню прямо сейчас, я прокляну тебя, и твой муж умрет!» Вот так все и произошло.

Пожалуйста, прости мои оскорбления!

Оставив Ситу-деви в лесу, Лакшман сокрушался:

– О горе! Я не вынесу этого, я покончу с собой!

Разлука усиливает счастье встречи

Пытаясь успокоить Лакшмана, Суманта рассказал ему правду:

– Однажды, я стал свидетелем того, как к Дашаратхе Махарадже пришли двое мудрецов: Васиштха Риши и Дурваса Муни. Оказав им достойный прием, Дашаратха Махараджа попросил предсказать судьбу его четырех сыновей. Васиштха Риши хранил молчание, но Дурваса Муни сказал: «У тебя четверо сыновей? Очень хорошо!». Дашаратха Махараджа попросил: «Пожалуйста, расскажи мне сначала о будущем Шри Рамы». Дурваса Муни ответил: «Жизнь Рамы, несомненно, будет полна страданий, – Ему придется уйти из Айодхьи, и все будут по Нему тосковать. Ты не сможешь вынести разлуку с Ним и умрешь. Шри Рама разлучится со Своей супругой, и спустя годы невыносимых страданий вдали друг от друга Они снова встретятся. Но потом Им вновь придется расстаться, и Шри Рама будет править царством один, без жены. Никому об этом не говори». Это предсказание шокировало Дашарадху Махараджу, но он обещал хранить молчание и сказал Дурвасе Муни: «С сегодняшнего дня я ваш ученик».

Услышав это, Лакшман понял, что его брат Шри Рама – действительно, Верховный Господь Вишну. Тем временем, Суманта продолжал пересказывать историю, услышанную от Дурвасы Муни:

– Однажды между полубогами и демонами разразилась ожесточенная битва. Потерпев поражение, демоны сдались на милость жены Бхригу Махараджа, и та, будучи очень добросердечной, дала им приют. Тогда полубоги пожаловались Ваманадеву, и Он, призвав Свой диск (чакру), обезглавил жену Бхригу Махараджа. Удрученный, Бхригу Махарадж проклял Ваманадева: «Ты повинен в гибели моей любимой жены, разлука с которой невыносима для меня. Я проклинаю Тебя! В будущем Тебе придется терпеть ту же боль разлуки. У Тебя будет прекрасная услужливая жена, исполняющая все Твои желания. Ты будешь без ума от ее женского изящества, очарования и добродетелей, но вам придется расстаться. Эта разлука будет причинять Тебе невыносимые страдания». Ваманадев с готовностью принял это проклятие, поскольку знал, что в будущем Его игры принесут благо всему миру. К тому же, это был всего лишь предлог, ведь разлука усиливает счастье встречи.

Заметив Ситу-деви, идущую по направлению к их ашраму, ученики Вальмики Риши побежали известить его: «К нам пришла женщина, похожая на полубогиню!» Вальмики Риши вышел навстречу и сразу же узнал ее.

– О, это же Сита-деви, супруга Господа Рамы. Я знаю, потому что видел тебя в трансе, когда писал «Шри Рамаяну». Пожалуйста, входи.

Живущие в ашраме женщины были очень рады встрече с Ситой-деви и сказали:

– Пожалуйста, позволь нам служить тебе.

Вальмики дал им наставления, как нужно служить Сите-деви.

Когда Шатругхна по поручению Шри Рамы ехал в Матхуру, на пути он заметил ашрам Вальмики. Он издали поклонился Сите-деви и ее сыновьям, Лаве и Куше.

Лава и Куша были очень разумными детьми. Вальмики, в совершенстве владеющий различными искусствами, обучил их стрельбе из лука, пению и музыке. Мальчики очень красиво пели все раги и, кроме того,  выучили от Вальмики Риши всю «Шри Рамаяну».

Женщины, из ашрама Вальмики Риши, постоянно утешали Ситу-деви. Однако у Шри Рамы во всем царстве не было никого, кто мог бы Его утешить. Однажды Шри Рама попросил Васиштху Риши:

– Пожалуйста, проведи огненное жертвоприношение.

– Для этого нужно позвать обратно Твою жену, – сказал Васиштха Риши.

– Я не могу этого сделать.

– Тогда снова женись.

– Это тоже невозможно, – ответил Шри Рама.

– Тогда Тебе придется изваять золотое мурти (Божество) Ситы-деви.

С тех пор Васиштха Риши каждый год проводил в лесу Наимишараньи (на берегу реки Гомати) огненное жертвоприношение для Шри Рамы. И каждый год для этого отливали новое золотое Божество Ситы-деви.

Обычно на жертвоприношения приглашали всех царей и мудрецов. Среди приглашенных был также и Вальмики Риши вместе с Лавой и Кушей. Мальчики были изумительно прекрасными, с широкой грудью и тонкой талией. Во время перерыва в ягье Вальмики попросил их спеть «Шри Рамаяну». Они пели так трогательно и такими красивыми голосами, что все слушатели были зачарованы. Шри Рама был тронут и Его глаза наполнились слезами.

Вальмики до этого предупредил мальчиков, что, если их спросят, кто они, нужно ответить: «Мы ученики Вальмики Риши».

Когда Лава и Куша закончили свое выступление, Шри Рама сказал Лакшману:

– Пожалуйста, дай им по 18 000 золотых монет, а также множество прекрасных одежд и даров. И потом спроси, кто они.

Когда мальчикам показали все эти роскошные дары, они ответили:

– Что нам делать со всем этим? Мы же брахмачари.

– Из какой вы семьи? – спросил Лакшман.

– Ты слывешь очень разумным, – ответили мальчики. – Почему же ты задаешь такие вопросы? Почему не спрашиваешь, кто наш Гурудев? Мы ученики Вальмики Риши.

В течение пяти–семи дней они приходили и пели «Рамаяну», и наконец, Шри Рама понял, кто они. Он позвал Вальмики Риши и попросил привести Ситу-деви. Он хотел вернуть ее, поэтому просил, чтобы она доказала свое целомудрие.

– Я ни разу в жизни не лгал, – произнес Вальмики. – И я подтверждаю, что Сита-деви совершенно чиста и непорочна.

– Я это знаю, – ответил Шри Рама. – И ничуть не сомневаюсь в этом, но Мои граждане требуют доказательства. Поэтому, пожалуйста, приведи ее, и мы посмотрим, что делать.

Все полубоги и полубогини, во главе с Брахмой и Шанкарой, низошли на землю, желая увидеть исход дела. Первыми Сита-деви послала к отцу Лаву и Кушу. Затем она приехала сама, и Вальмики Риши с нежностью сказал ей:

– О дочь моя, Сита-деви. Выйди же и докажи свое целомудрие.

И тогда Сита-деви взмолилась:

– О Мать Земля! Пожалуйста, докажи им раз и навсегда, что я никогда не служила ни одному другому мужчине и за всю жизнь даже не думала ни о ком, кроме Шри Рамы. Расступись же, и прими меня, о Мать!

Тогда из Земли появилась Парвати-деви, Сита-деви воссела на золотом троне у нее на коленях, и в следующее мгновение Парвати-деви скрыла ее в своих недрах. Не в силах вынести новой разлуки с Ситой-деви, Шри Рама упал без сознания. Придя в себя, он велел Парвати-деви вернуть Ему Ситу:

– Однажды Я бросил вызов океану, Самудре, и тот очень испугался Моих стрел. Знай же, что Я могу и тебя испепелить!

Но тут Вальмики Риши сказал Шри Раме:

– Не делай этого! Сита-деви отправилась в Твою обитель. Скоро и Ты завершишь Свои земные игры и вернешься туда.

Гаура премананде!

 

Перевод на русский: Таруни даси
Работа над текстом: Нандини даси


[1] Абхишека – церемония омовения, которая проводится по случаю коронации царя или инсталляции Божества Господа.

"Любовь и привязанность к истинному гуру безошибочно подскажет нам, что отвергнуть, а что принять. Мы будем естественным образом принимать все благоприятное и, не задумываясь, отвергать все неблагоприятное".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, "Шри Гуру - сама моя жизнь")

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017