Как различать уровни вайшнавов?

Харе Кришна. Дорогие преданные и читатели хари-катхи, примите наши поклоны. В честь завтрашнего праздника, дня явления Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, предлагаем вашему вниманию его статью, впервые опубликованную в «Шри Гаудия Патрике». В этом материале наш Парамгурудев поднимает очень важный и злободневный вопрос – как различать уровни вайшнавов?

Ваши слуги,
редакция purebhakti.ru

 БПКГМ

Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж

 

Некоторые заблуждения

Только по милости Шри Гуру и вайшнавов джива может достичь высшей цели жизни. И лишь по их милости самый сострадательный Шри Бхагаван может искоса бросить на дживу Свой милостивый взгляд. Об этом мы уже неоднократно слышали.

Мы также слышали, что милость Шри Гуру и вайшнавов беспричинна. Ничто в этом мире, включая сосредоточенность на безличном и неделимом аспекте бытия, не способно повлечь ее. Не понимая беспричинную природу этой милости, мы часто приписываем ей выдуманные свойства. Многие ошибочно полагают, что нет необходимости изо всех сил и со всей решимостью служить Шри Гуру. Вместо этого можно просто продолжать идти на поводу у собственных прихотей, и однажды, по милости Шри Гуру и вайшнавов, внезапно сбудутся все наши заветные желания. Некоторые даже считают, что усердное преданное служение – это лишь причудливое хобби или очередное проявление желания наслаждаться. Наконец, есть среди нас и те, кто воображает, будто мы, обусловленные дживы, можем осуществить свои заветные желания независимо, без милости садху и Шри Гуру.

Сторонники таких воззрений неспособны понять, что милость садху и непреодолимое желание дживы служить – это одно и то же. Их обманчивые слова указывают на то, что такие люди не желают принять милость садху с сердцем, исполненным раскаяния.

Зачем нужно различать уровни вайшнавов?

Великие осознавшие себя души (махаджаны) объяснили, как можно получить милость вайшнавов:

дже джена вайшнава чинийа лоийа адара кариба йабе
вайшнавера крипа джахе сарва-сиддхи авашйа паиба табе

Узнав вайшнава, я тут же выражу ему почтение. Лишь по милости этих великих душ можно достичь совершенства жизни. (Шрила Бхактивинода Тхакур, Кальяна-калпатару, Прартхана лаласа-майи, песнь 7).

Научившись видеть духовные способности преданных (адхикару) и различать каништха-бхакт (начинающих преданных), мадхьяма-бхакт (преданных среднего уровня) и уттама-бхакт (возвышенных преданных), мы естественным образом начнем оказывать им соответствующее почтение. В этом заключается смысл слов дже джена вайшнава.

Будет неправильным выражать одинаковое почтение каништха-адхикари и уттама-адхикари, или обращаться с мадхьяма-адхикари, словно он каништха-адхикари. Только научившись почитать вайшнавов в соответствии с их духовным уровнем, мы перестанем совершать осознанные и неосознанные вайшнава-апарадхи и увидим трансцендентный, милостивый облик вайшнавов, дарующий совершенство.

Поэтому так важно научиться распознавать Вайшнава. Ведь это позволит нам почуствовать естественное уважение и любовь к нему. Стоит нам завидеть своего брата, как нас сразу же охватит ни с чем несравнимая сладость братской любви. Мы хотим только одного – научиться распознавать Вайшнава, видеть в нем наше достояние, нашего дорогого благожелателя и развить с ним любовные взаимоотношения.

Недостаточно просто рассуждать о том, как сильно вайшнавы нас любят и как они считают нас своими. Нам приятно думать, что вайшнавы любят нас, но это является ни чем иным как внешним проявлением желания чувственных наслаждений, которое таится в глубине нашего сердца. Если же вместо этого мы размышляем, насколько сильно мы любим вайшнавов, то это означает, что мы на пути обретения всех желаемых совершенств. До тех пор, пока мы не научимся различать уровни вайшнавов и не завяжем с ними тесных дружественных взаимоотношений, мы не поймём истинной природы их любви к нам.

Божественные и мирские качества

Чтобы научиться видеть уровни вайшнавов и развить к ним крепкую привязанность, сначала нужно разобраться в следующем. Пытаясь с мирской точки зрения определить, на каком уровне находится вайшнав, мы замечаем в нем много прекрасных качеств, но можем обнаружить также и недостатки. Обычно в вайшнавах нас привлекают скромность, любовь, терпение и великодушие. Мы склонны считать вайшнавом любого, в ком встречаем привлекательные качества, вызывающие в нас слабое подобие симпатии к нему.

Но какова природа этих «внешних» достоинств, которые нас так привлекают? На самом ли деле мы получили даршан вайшнава? Или просто привязались к нему за какие-то мирские достоинства? Вайшнава можно распознать по его вайшнавате, то есть по тому качеству, которое больше всего характеризует его как вайшнава. Этим качеством является всецелое посвящение себя служению Шри Вишну. Именно в этом заключается истинная природа вайшнава. Чтобы понять уровень вайшнава, нужно просто оценить, насколько он посвятил себя служению Шри Вишну.

Шрила Кавираджа Госвами Прабху перечислил двадцать шесть качеств вайшнава. Среди них главным или определяющим качеством (сварупа-лакшаной) является безраздельная преданность Шри Кришне (кришнаика-шарана). Остальные вайшнавские качества проявляются под сенью вайшнаваты и усиливают ее сладость. Чистые преданные, несомненно, обладают всеми достоинствами, но их главной отличительной чертой является вайшнавата, т.е. безраздельная преданность Шри Кришне. Невозможно найти вайшнава, который не был бы мягким и благонравным. Однако эти достоинства зависят от силы его вайшнаваты.

Перечисленные Шрилой Кавираджей Госвами вайшнавские качества не имеют ничего общего с нашим мирским представлением о них. Если смотреть на эти качества с материальной точки зрения, то мы можем обнаружить их и за пределами вайшнавизма (например, у последователей варнашрама-дхармы). Но в действительности, не-вайшнав не может обладать качествами вайшнава. Все, что связано с обителью Верховного Господа (Вайкунтхой), является безграничным, вечным и тонким, в отличие от объектов этого мира, описываемых мирским языком, которые, по сути, преходящи и бесполезны. Поэтому, только очень поверхностные наблюдатели будут полагать, что не-вайшнав может обладать вайшнавскими качествами. Например, Шрила Кавираджа Госвами упомянул среди качеств вайшнава великодушие (ваданьяту). Обычный человек тоже может быть «великодушным» в общепринятом смысле этого слова (агья-рудхи-вритти). Но великодушным в высшем и истинном смысле может быть только вайшнав.

Ошибочное видение

Кто способен разглядеть в вайшнаве его главное качество (вайшнавату)? Только тот, кто понял, что оно является главным. Иными словами, лишь тот, кто сам развил настроение служения, может оценить важность этого качества. Лишь тому преданному, который искренне вручил себя Бхагавану, в истинном свете раскроются все достоинства вайшнава. Такой преданный сможет увидеть трансцендентные незаурядные качества вайшнава, приравнивая их к материальным. Так он сможет избежать оскорблений.

Но мы не хотим служить, поэтому для нас остаётся тайной, что уровень вайшнава определяется его вайшнаватой. Зачастую в вайшнаве нас привлекают другие качества, такие как, например, глубина его любви. Мы превозносим его терпение, терпимость и другие «внешние» достоинства, но забываем, что качества вайшнава предназначены отнюдь не для нашего чувственного удовольствия. Если такие достоинства вайшнава, как его любовь и терпение, не привлекают меня к его вайшнавате и не вдохновляют на служение Шри Вишну и Его спутникам, значит, я не узрел истинной сути этих достоинств. Иными словами, общаясь с вайшнавом, я просто пытался усладить свои чувства.

Каждый вайшнав, несомненно, обладает всеми вайшнавскими качествами. Но руководствуясь материальными представлениями, мы можем посчитать, что Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами – блестящий поэт, в то время как Шри Шивананда Сен или Шри Говинда, слуга Шримана Махапрабху, далеки от литературного творчества. Такое восприятие указывает, что мы не понимаем сути такого вайшнавского качества как поэтичность (кавитва). Ставя Шрилу Кришнадаса Кавираджа Госвами в один ряд с обычными писателями, мы просто видим в нём редкостный и выдающийся человеческий талант – поэтический дар.

Люди, которые руководствуются исключительно материальным разумом, не могут разглядеть в вайшнаве его безраздельную преданность Шри Кришне (кришнаика-шарану). Они считают его обычным человеком и, в конечном счете, начинают искать в нём недостатки. Внешние качества вайшнава, являющиеся лишь отблеском его подлинных достоинств, его вайшнаваты. Видя серьёзность вайшнава, обыватели принимают ее за обычную мирскую серьезность и прославляют его за это качество, которое считают единственным показателем его вайшнаваты. Если же другой вайшнав скрывает свою серьезность, материалисты либо вовсе не посчитают его вайшнавом, либо скажут, что он не настолько серьёзен, как первый. Слова таких людей столь же бессмысленны, как выражение «каменный сосуд из золота».

Если я буду завидовать вайшнаву, искать в нём недостатки и неприятные мне качества, то отправлюсь в ад. Та же участь ждёт меня, если я буду любить вайшнава за качества, которые импонируют мне. В обоих случаях моё видение материально, и я не настолько удачлив, чтобы узнать трансцендентного вайшнава. Поэтому, пытаясь найти вайшнава, не следует обращать внимание на мирские достоинства или их отсутствие.

Сомнения

Махаджаны говорят: «Вайшнава чините наре девера шакати — даже полубоги не могут узнать вайшнава». Как же тогда я, беспомощный, слабый, глупый и невежественный человек, смею надеяться узнать его? Как я пойму его вайшнавату? Пока я не обрету знание о взаимоотношениях со Шри Кришной (самбандха-таттву) и веру в милость вайшнавов, я буду обделён этой милости, и меня будут одолевать различные сомнения.

Один вайшнав объяснил это следующим образом: «Это правда, что даже полубоги не могут узнать вайшнава. Но почему это должно являться поводом для беспокойств? Царь может не узнать мою мать, но я её узнаю, даже если я ещё совсем дитя».

Будучи младенцем, я не понимал силы материнской любви. Но, несмотря на моё неведение, мать оставалась матерью и любила меня. Я всегда был связан с ней и окружён материнской любовью, хотя и не понимал, кто моя мать. Вскормлённый её любовью, теперь я достиг зрелости и могу оценить, как она относится ко мне и какова ее любовь. В детстве я не понимал свою мать. Купаясь в материнской любви, я не осознавал её сладости. Теперь, благодаря её любви и заботе, я повзрослел. Открыв для себя величие материнской любви и милости, я развил чувство маматы [1] по отношению к своей матери.

Способность различать уровни вайшнавов и выражать им должное почтение приходит только на уровне мадхьяма-адхикари. Тогда преданный может сполна обрести милость вайшнавов. С другой стороны, их милость присутствует всегда. Только по их милости преданный может достичь уровня мадхьяма. И только благодаря состраданию вайшнавов, исполненное анартх живое существо, отвернувшееся от Кришны, развивает интерес к повторению святого имени и становится начинающим преданным. Однако на начальном уровне преданный этого не понимает, поэтому его называют каништха-адхикари.

Неофит не догадывается, что вайшнавы щедро одаривают его милостью, которая незримо поднимает его до уровня мадхьяма. Затем, по их же милости, он обретает способность различать уровни вайшнавов и должным образом почитать их. Нет необходимости завязывать отношения с вайшнавами, поскольку эти отношения вечны. Нужно только осознать их, и это возможно лишь по милости вайшнавов. Так стоит ли вообще переживать о том, что мы не можем определить уровни вайшнавов?

Насколько мы породнились с Вайшнавами?

Действительно ли я считаю Вайшнава «своим»? Насколько глубоко ли мое почтение к нему? Это можно измерить только одним показателем — насколько я равнодушен к не-вайшнавам и понимаю ли, что меня с ними ничего не связывает. Пока преданный не стал полностью равнодушен к не-вайшнавам и не прекратил с ними всякие отношения, у него нет надежды почувствовать родство с вайшнавами.

Наше родство с вайшнавами развивается соразмерно чувству отчуждения от не-вайшнавов. И это не просто слова. Если мне действительно нужны отношения с вайшнавами, сначала я должен оставить привязанность к не-вайшнавам. Если мои мать, отец, братья, друзья и так называемые близкие родственники враждебно относятся к служению вайшнавам и Верховному Господу, то они станут мне полностью безразличными. У меня не будет с ними ничего общего.

Это касается не только мирских родственников, но и даже собственного тела и ума. Пока я не обрету такую решимость, мои слова о том, что вайшнавы принадлежат мне, будут ложью. Невозможно считать Вайшнава «своим», «родным» и, в то же время, поддерживать отношения с не-вайшнавами. Это понятия несовместимы.

 

Перевод на русский: Кану-прия даси
Работа над текстом: Шривас-пандит дас, Таруни даси

 

Впервые опубликовано в «Шри Гаудия Патрике», год 7, выпуск 9.
Переведено на русский из журнала «Rays of the Harmonist»,  №11, Картика, 2002 г.


[1] Мамата – сильная привязанность с чувством родства, при котором любящий думает об объекте своей любви: «Ты мой, ты принадлежишь мне».

"Моя миссия неотлична от миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрилы Рупы Госвами и всей нашей гуру-парампары. Моя миссия - давать всем живымсуществам любовь и преданность не принимая во внимание вероисповедание или национальность, но согласно качествам человека и степени его преданности. Наша главная миссия - давать любовь высшего порядка. Мы даем именно это".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, 3 февраля 2000 года)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017