Васанта-панчами (часть 1). День явления Вишнуприи-деви. День явления Шрилы Рагхунатхи даса Госвами

LA06(1)

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Мурвиллумба, Австралия, 17 февраля 2002 г.

Благословенный день Васанта-панчами

В Индии проходит много фестивалей, связанных с поклонением Шри Кришне. Год делится на шесть сезонов, каждый из которых длится по два месяца. Среди этих времен года васанта (весна) является самой замечательной. Сезон васанта очень приятен, поскольку погода стоит не слишком жаркая и не слишком холодная. В изобилии распускаются ароматные цветы, такие как бели, чамели, джухи и другие, а такие цветы, как рат-ке-рани (ночная королева) цветут даже ночью. Ганга и Ямуна, отличающиеся в эти дни особенной кристальной чистотой,  как будто приглашают Радху и Кришну насладиться играми в своих прозрачных водах. Во многих местах землю покрывает ковер из сияющих желтых цветов. Одежды Кришны тоже желтые, потому что у Его самой дорогой возлюбленной Шримати Радхики оттенок кожи золотистого цвета, и Он хочет всегда находиться в Ее объятиях.

Сегодня начало сезона васанта, Васанта-панчами. В это время  на Говардхане в деревне Парасоули у озера, известного как Чандра-саровара, Кришна наслаждался танцем раса. Гопи танцевали с Кришной на протяжении ночи, длившейся целый день Брахмы – миллиарды лет. В ту ночь луна замерла и оставалась там, откуда ей был лучше всего виден танец Кришны с Радхикой и всеми Ее сакхи (подругами). Эти прекрасные игры родились из океана рас, сладостных трансцендентных вкусов, насыщенных  безграничным счастьем.

В шарадию (осенью) танец раса проходил во Вриндаване под сенью дерева Вамшиват в начале месяца Картика. В шарадия-раса-ятре участвовали все группы гопи, тогда как в васанта-раса-ятре на Говардхане было позволено участвовать только самым возвышенным гопи. В этой лиле (игре) Кришна открыто показал исключительное положение и превосходство Шримати Радхики.

Во время васанта-раса-лилы Kришна исчез, и гопи горестно взывали: «Где Kришна? Где Kришна?». Гопи искали Его повсюду, и спустя некоторое время увидели Кришну в четырехруком образе, стоящим словно статуя. Подойдя поближе, они сказали: «О, Он похож на Kришну, но это не Kришна. У нашего Kришны нет четырех рук. Где Его флейта, павлинье перо и все остальные украшения? Эта Личность в Своих четырех руках держит шанкху, чакру, гаду и падму (раковину, диск, булаву и цветок лотоса)!»

Гопи молились Ему: «Мы очень привязаны к Kришне и ищем Его. Без Него мы умрем. Если Ты – Нараяна [1], пожалуйста, скажи нам, в какую сторону пошел Кришна. Будь милостив, помоги нам найти Его». Помолившись таким образом, они продолжили свой путь.

После того, как гопи покинули это место, туда пришла Шримати Радхика, и легкий ветерок, коснувшийся Ее вуали, донес аромат Ее тела до Шри Кришны. Он подумал: «О, Моя дорогая возлюбленная рядом!». Он забыл о Своей попытке явить четырехрукую форму, ибо больше не мог скрывать Свой изначальный образ. Две руки сразу исчезли, войдя в Его трансцендентное тело, и проявился Его изначальный облик с двумя руками, флейтой и павлиньим пером на голове.

расарамбха-видхау нилийа васата кундже мригакси-ганаир
дриштам гопайитум свам уддхура-дхийа йа сушту сандаршита
радхайах пранайасйа ханта махима йасйа шрийа ракшитум
са шакйа прабхавишнунапи харина насич чатур-бахута

«Перед началом танца раса Господь Кришна шутки ради спрятался в зарослях, и когда гопи с прекрасными, как у ланей, глазами приблизились к Нему, Он, проявив Свое непревзойденное остроумие, предстал перед ними в прекрасном четырехруком образе, чтобы они не узнали Его. Но, когда туда пришла Шримати Радхарани, Кришна не смог оставаться четырехруким. Таково несравненное величие Ее любви» (стих из «Уджджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами, приведенный в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Ади-лила 17.293).

Увидев Радхику, Свою дорогую возлюбленную и олицетворение всей любви и нежности, Кришна позабыл обо всем на свете. Она не отлична от Кришны. Она – Сам Кришна, но проявляется как Радхика.

Таким образом Кришна вернулся в Свою самую совершенную форму и тут же обнял Радху. Это произошло во время васанта-раса-лилы.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите», в главе, называемой Райа Рамананда Самвад, Шри Чайтанья Махапрабху спросил Шри Рамананду Рая Прабху: «В чем заключается наша садхья (совершенство) и садхана (процесс достижения этого совершенства)?»

Рамананда Рай стал отвечать, начиная с варнашрама-дхармы. Он сказал Махапрабху: «Согласно мнению сторонников варнашрама-дхармы, вести семейную жизнь и следовать варнашрама-дхарме (выполнению религиозных обязанностей для различных слоев общества и статусов жизни), ради удовольствия Кришны – это  лучший процесс».

Махапрабху возразил: «В варнашраме нет чистых взаимоотношений между душой и Кришной».

Тогда Рамананда Рай предположил: «Человек должен предлагать плоды всей своей деятельности лотосным стопам Кришны», но Махапрабху отверг это утверждение и сказал: «Это верно, но я хочу услышать о большем». Затем Рамананда Рай произнес: «Человек должен предаться лотосным стопам Кришны» и процитировал следующий стих:

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшаишйами ма шучах

«Оставь все виды религий и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего» («Бхагавад-гита» 18.66).

Кришна говорит здесь: «Приняв прибежище у Моих лотосных стоп, ты будешь всегда счастлив». Люди во всем мире думают, что в этом суть «Бхагавад-гиты», но Махапрабху отверг это как внешнюю, и потому не самую высшую, цель жизни и сказал Рамананде Раю: «Продолжай, рассказывай дальше». Тогда Рамананда Рай стал говорить о карма-гьяна-мишра-бхакти (преданном служении, оскверненном умственными измышлениями и желанием наслаждаться плодами своей деятельности) и произнес стих:

брахма-бхутах прасаннатма
на шочати на канкшати
самах сарвешу бхутешу
мад-бхактим лабхате парам

«Тот, кто находится в этом трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховный Брахман и исполняется радости. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково расположен ко всем живым существам. Достигнув этого состояния, человек обретает чистое преданное служение Мне» («Бхагавад-гита», 18.54).

Махапрабху также отверг идеи карма-гьяна-мишра-бхакти и брахма-бхуты, потому что они лишены чистой преданности, и затем Рамананда Рай постепенно подошел к теме према-бхакти. Однако Махапрабху  заметил: «Возможно, это уровень совершенства, но, пожалуйста, расскажи о большем». Тогда Рамананда Рай описал дасья-, сакхья- и ватсалья-прему (любовь к Кришне в настроении слуги, друга и родителя) и Махапрабху сказал: «Хорошо, очень хорошо! Но, пожалуйста, продолжай дальше».

В чистой бхакти-расе Кришна не может быть чьим-то отцом или матерью – Он может быть только сыном. Живое существо может служить Кришне в четырех видах взаимоотношений, но если мы считаем, что Кришна – наш отец или мать, мы не сможем служить Кришне, поскольку родители служат своим детям.

Услышав об этих отношениях, Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Раю: «Пожалуйста, говори дальше». И тогда Рамананда Рай произнес: «Гопи-према (служение Кришне как возлюбленному) – это высшее достижение, и среди гопи Шримати Радхика – самая возвышенная». Затем Махапрабху попросил Рамананду Рая привести пример игр, раскрывающих верховное положение Радхики, и Рамананда Рай сначала привел пример шарадия-раса-лилы. Он сказал: «Все гопи танцевали с Кришной, и казалось, что одна гопи танцевала между каждыми двумя Кришнами, и один Kришна танцевал между каждыми двумя гопи. Миллиарды гопи танцевали с Kришной, но внезапно Он исчез. Почему? Чтобы доставить удовольствие Радхике. Он взял Ее с собой, и никто не знал, куда Он или Его возлюбленная ушли».

Тогда Махапрабху выразил сомнение следующим образом: «Поскольку Кришна встретился со Шримати Радхикой после Своего исчезновения с танца раса, кажется, что Он опасался реакции других гопи. Если бы Он открыто покинул общество всех других гопи, уйдя с Радхикой прямо у них на глазах, то это также показало бы, что любовь Радхики – наивысшая».

Поэтому Шри Рамананда Рай поведал о васанта-расе. Он сказал: «Кришна танцевал с миллиардами гопи, а тем временем Радхика думала: «Кришна всегда уверяет: «Ты – Моя самая дорогая возлюбленная». Но Я вижу, что Он танцует со Мной так же, как и со всеми остальными гопи, стало быть, в Его глазах мы все равны». В это время Радхика пришла в мрачное расположение духа и немного разгневалась. Она тут же покинула танец раса, и Кришна последовал за Ней.

Кришна думал: «Если Радхики здесь нет, то и расы нет. Раса теряет всякий смысл. Я провожу раса-лилу только для Радхики. Она – Моя половинка, Мое целое, Мой гуру и Моя служанка; Она – все для Меня. Она – сама Моя жизнь». В васанта-расе Кришна открыто заявил об этом».

Тогда Махапрабху воскликнул: «Это чудесно! Я хочу услышать от тебя о кришна-таттве, радха-таттве, према-таттве и раса-таттве». Рамананда Рай начал глубоко описывать эти темы, но в какой-то момент Махапрабху остановил его: «Больше не говори. Эти темы так возвышенны, что в этом мире нет никого, достойного слушать о них. Если ты продолжишь говорить об этих темах, Я тут же погружусь в настроение Кришны и должен буду оставить эту форму Шачинанданы Гаурахари». И Рамананда Рай не стал продолжать.

Сегодня у нас ежегодное празднование васанта-расы, а для Кришны эта раса длится вечно. Все Его игры вечно проявлены на Голоке Вриндавана, и Он проводит их в бесчисленных вселенных, поскольку Он нисходит в одну вселенную за другой. В васанта-расе Он заявил открыто: «Моя самая возвышенная возлюбленная – это Шримати Радхика». Нет никакого различия между Радхикой и Кришной. Кришна проявил Радхику из своей левой половины. Если мы сможем сделать Радхику счастливой, тогда Кришна будет доволен, и мы с легкостью покорим Его сердце. И в этом цель почитания васанта-расы.

День явления Вишнуприи-деви.

Сегодня также день явления Вишнуприи-деви – супруги и энергии Шри Чайтаньи Махапрабху. Она – одно из проявлений Шримати Радхики. Она – особое проявление Сатьябхамы, и Она является Бху-шакти [A] Бхагавана. Она очень любит Шачинандану Гаурахари и много лет была замужем за Ним. Махапрабху всегда был погружен в настроение Радхи, взывая: «О Кришна! О Кришна!», и у Него не было времени разговаривать с Ней. Хотя они были одной семьей, жили в одном доме, Господь Чайтанья был всегда погружен в экстатические чувства Шримати Радхики, иногда падая и катаясь по земле, плача и громко воспевая,  как безумный.

эвам-вратах сва-прийа-нама-киртйа
джатанураго друта-читта уччаих
хасатй атхо родити раути гайатй
унмада-ван нритйати лока-бхахйах

«При воспевании святого имени Верховного Господа в сердце преданного пробуждается любовь к Богу. Он утверждается в непрерывном преданном служении в положении вечного слуги Господа и постепенно развивает привязанность к определенному имени и образу Верховной Личности. Когда сердце такого преданного тает от экстатической любви к Господу, он то плачет, то громко смеется. Иногда преданный поет и танцует, как безумный, не обращая внимания на окружающих» («Шримад-Бхагаватам», 11.2.40).

Шри Чайтанья Махапрабху тоже все время плакал. Если хотите развить любовь к Kришне, нужно следовать по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху и всегда плакать по Kришне. Мы видим, что в течение всей Его жизни сердце Махапрабху плавилось от слез. Эти признаки усилились, когда Он ушел из дома, чтобы принять санньясу и отправиться в Джаганнатха Пури. После встречи с Раманандой Раем и это настроение достигло своей вершины.

Хотя Махапрабху и был женат на Вишнуприи-деви, Он почти никогда не разговаривал с Ней. После возвращения из Гайи, где принял посвящение в харинаму и дикшу от Своего гурудева Шри Ишвары Пурипада, Он стал особенно отрешенным. С этого времени изменилось Его настроение. Он уже не был тем самым Нимаем Пандитом. Теперь все его знали как Бхавука Нимая – Нимая, всегда погруженного в экстатические настроения кришна-премы. Однако некоторые жители Навадвипы, студенты и Его бывшие школьные учителя стали осуждать Махапрабху и пытались изменить Его настроение. Махапрабху задумался: «Я пришел дать каждому высшее лекарство от материальной болезни, но эти люди оскорбляют Меня. Мне надо принять санньясу, чтобы они стали плакать по Мне [B]. Таким образом Я погружу в кришна-прему весь мир, включая майявади, таких как Сарвабхаума Бхаттачарья и Пракашананда Сарасвати».

Это одна из причин, по которым Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу (отреченный образ жизни).

Однажды Вишнуприя-деви отправилась принять омовение в Ганге. По дороге  она случайно запнулась о камень и поранила палец ноги. После этого,  во время купания, в Гангу упало ее колечко для носа, подаренное ей в день свадьбы (символ супружества). Несмотря на тщательные поиски, колечко так и не нашлось. Вишнуприя горько  заплакала: «Почему сегодня со мной происходят все эти неблагоприятные вещи?».

Позже, когда она вернулась домой, Шачи-мата (мать Махапрабху) спросила:

– О дочь моя, почему ты плачешь?

– Сегодня, совершая омовение на Ганге, я поранила ногу и потеряла подаренное в день свадьбы колечко. Я не знаю, что готовит Мне судьба.

Мать Шачи постаралась утешить ее.

Хотя Шри Чайтанья Махапрабху раньше почти не уделял ей внимания, в тот вечер, почтив прасад, Он украсил ее волосы и вложил орехи бетеля ей в уста. Ранее утром Он навестил Своих спутников. Он раздобыл немного молока, а также приобрел локи (разновидность овоща) у Кхолавече Шридхары, с которым всегда шутливо ссорился. Вечером, вернувшись домой, Он попросил Шачи-мату:

– Матушка, пожалуйста, приготовь из всего этого лаклаки, добавь сахар, гхи, камфору и другие специи, и предложи это Кришне.

Позже Он почтил прасад, а затем вошел в комнату Вишнуприи-деви красиво наряженный, словно на свадьбу. Затем с огромной любовью Он спросил:

– Как Ты?

Он украсил ее, надел ей на шею красивую гирлянду, вложил в уста орехи бетеля, и завел с ней любовную беседу.

Вишнуприя подумала: «Что Я вижу? Это подобно ослепительному огню лампады, который пылает особенно ярко, перед тем как потухнуть. Он трещит, издавая разные звуки, - сначала "бак-бак”, затем - “так”, и после этого становится темно – все погасло. Я вижу, что моя судьба похожа на этот огонь. Учитывая, что произошло этим утром, и, наблюдая сейчас, как Он щедро украшает меня, дает мне бетель и нежно говорит: “Моя дорогая возлюбленная!”, я озадачена тем, что мне готовит судьба! Почему Он  делает все это?»

Пока Вишнуприя размышляла об этом, явилась Йогамайя (внутренняя энергия Господа) и напустила на Нее сон. Вишнуприя не хотела засыпать, но под чарами Йогамайи Она задремала. Взглянув на Нее в последний раз, Шри Чайтанья Махапрабху поднялся, чтобы навсегда покинуть дом и принять санньясу.

Как можно безраздельно полюбить Кришну, не оставив все в этом мире? Как вы полюбите Кришну, если ваша любовь и привязанность разделена между многими людьми, вещами, ситуациями? Мы видели, что в Индии возвышенные преданные, такие как Шрила Рагхунатха дас Госвами и Шрила Рупа Госвами, а также Сам Шри Чайтанья Махапрабху, немедленно отвергли свое положение, богатство, репутацию, отца, мать, жену и детей. Они приняли санньясу и вообще не вспоминали о своих домах и семьях, постоянно плача: «Кришна! Кришна! Кришна!»

Выйдя из дома, Махапрабху увидел мать, неподвижную, как статуя, высохшую, и без слез в глазах. Она не могла даже думать о том, что делать. Воздух входил и выходил из ее ноздрей, но она была без внешнего сознания, ибо Махапрабху управлял ей через свою энергию Йогамайю. Махапрабху совершил три или четыре раза парикраму вокруг своей матери, коснулся ее лотосных стоп и сказал: «Матушка, Я иду искать Моего возлюбленного Кришну».

Затем в холодную непроглядную полночь Он покинул Навадвипу и переплыл Гангу в месте, известном как Нидайара-гхат. Он прыгнул в Гангу, взывая: «О Кришна!». На другой берег реки Махапрабху вышел в Кантака-нагаре, или Катойе (Катве). Затем Он пошел к Кешава Бхарате, чтобы принять от него санньясу (отречение).

Отказ от самого дорогого ради Кришны

Приняв санньясу, Махапрабху отправился в Джаганнатха Пури, а из Пури Он вернулся в Навадвипу по пути во Вриндаван. В это время все жители Навадвипы переправлялись на лодках или другими способами, чтобы получить даршан Шачинанданы Гаурахари. Даже слепцы и собаки пришли. Шачи-мата также пришла. Там были все, кроме Вишнуприи. Почему ей не было позволено прийти? Это признак огромной любви к Кришне. Если ради Кришны вы оставите то, что вам дороже всего, значит, вы Его любите. Шри Чайтанья Махапрабху учил этому на своем примере, и по этой причине Вишнуприи там не было. Всем остальным было позволено прийти, но ей – нет.

Что она делала? Она непрерывно плакала. Она была привязана к Шри Чайтанье Махапрабху больше, чем кто-либо еще, и отрешена от мирских вещей даже больше, чем Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Она поддерживала жизнь в теле, откладывая по зернышку риса, одно за другим, и используя их в качестве отсчитывающих бусинок во время постоянного воспевания: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе».

Каждый раз, когда она заканчивала произнесение этих шестнадцати слов, она брала одно зернышко и перекладывала его в кучку. Омывая зернышки, одно за другим, своими слезами, она воспевала до полудня, а затем готовила этот рис с небольшим количеством овощей. Затем она отдавала бхогу [2] Шачи-мате, чтобы та предложила своему Божеству, Нараяне. После Вишнуприя принимала горстку этого прасада, вспоминая об играх Шачинанданы. Ее жизнь была полностью поглощена Кришной и Шри Чайтаньей Махапрабху, и она день и ночь воспевала Харе Кришна. Спустя некоторое время каким-то образом Махапрабху дал ей Божество Самого себя, сделанное из дерева ним, и этому Божеству в Навадвипе поклоняются до сих пор. Вишнуприя поклонялась этому Божеству, безутешно плача и разговаривая со Шри Чайтаньей Махапрабху, и Он в образе Божества отвечал ей.

Шачи-мата тоже всегда думала о Шри Чайтанье Махапрабху. Она предлагала Ему прасад, и звала Его прийти домой и покушать. И Он был обязан прийти – связанный любовью и привязанностью Шачи-маты и Вишнуприи-деви [3].

Если кто-нибудь хочет служить Махапрабху или Радха-Кришне, он должен стать таким, как Вишнуприя. Она была очень отреченной – более, чем кто-либо еще, включая Махапрабху. Он был отрешен, но не настолько. Кроме того, Он был всегда окружен многими преданными, которые утешали Его, но не было никого, кто бы утешил ее.

Сегодня день явления Вишнуприи-деви, олицетворения према-бхакти. Она – сама према-бхакти.

Вишнуприя-деви ки джайа! (Вся слава Вишнуприи-деви!)

Вопрос:  Гурудев, Вы сказали, что Вишнуприя-деви – это Бху-шакти. Она подобна Лакшми, супруге Нараяны?

Шрила Гурудев:  Нет, она подобна Сатьябхаме.

Вопрос:  Но мы слышали, что Навадвипа-дхама неотлична от Враджа.

Шрила Гурудев:  Да.

Вопрос: Как тогда Сатьябхама может находиться во враджа-лиле, участвовать в играх во Врадже?

Шрила Гурудев:  Радхика пришла как Гададхара Пандит, а Лалита и Вишакха – как Сварупа Дамодара и Рамананда Рай. Спутники Нрисимхадева, Рамачандры и всех других воплощений Господа тоже пришли в Навадвипу, потому что  Шачинандана Гаурахари – источник всех инкарнаций. Все воплощения находятся в Нем. Поэтому Сатьябхама могла также прийти в навадвипа-лилу и стать спутницей Шри Чайтаньи Махапрабху.

Вопрос: Это также верно и в отношении Шветадвипы (Навадвипы на Голоке Вриндавана) [C]?

Шрила Гурудев:  Да, они все могут быть также и там. Все существует в Кришне, как говорится в «Веданта-сутре»: вируддха  дхармам тасмин на читрам – все взаимно противоречащие свойства гармонично существуют в играх Кришны, а Шри Чайтанья Махапрабху  - это Сам Кришна.

Вопрос:  Правда ли, что мы поклоняемся Вишнуприи-деви и Шри Чайтанье Махапрабху путем арчаны, то есть следуя принципам шраваны, киртаны,  вишну-смараны, пада-севаны (слушания, воспевания, памятования, вознесения молитв и т.д.) в настроении почтения и благоговения?

Шрила Гурудев:  Да, преданный служит Вишнуприи-деви и Махапрабху путем регулируемого поклонения (арчана-марг), а Гаура-Гададхаре он служит  путем слушания, воспевания и т.д. в настроении спонтанной любви, следуя по стопам гопи (бхава-марг).

День явления Шрилы Рагхунатхи даса Госвами

Сегодня также день явления Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Если вы хотите стать чистым преданным, вы должны следовать Шриле Рагхунатхе дасу Госвами. Вы хотите следовать, но вы слабы. Как говорил Шрила Гоур Говинда Махарадж: «Мистер Дог, мистер Хог» [«Господин Пес, господин Свин» – прим. переводчика] – и действительно, некоторые люди похожи на верблюдов, тигров или медведей. Мы должны стараться следовать Шриле Рагхунатхе дасу Госвами. Он был из богатой аристократической семьи, но все оставил ради Кришны и непрерывно взывал: «О Кришна! О Шачинандана Гаурахари!». По милости Нитьянанды Прабху он быстро получил прибежище у Махапрабху. Он почти ничего не ел, но как-то поддерживал жизнь в теле; после ухода Махапрабху он отправился во Вриндаван и жил на Радха-кунде.

Милость Шри Гуру – это суть

Без милости гуру вы не сможете обрести любовь и привязанность к Кришне или Шри Чайтанье Махапрабху. Гуру-крипа (милость гуру) – это суть, а гуру-ништха (вера в гуру) – это основа всех видов бхакти. Когда Шрила Рагхунатха дас Госвами получил милость Нитьянанды Прабху, все его проблемы и препятствия немедленно исчезли. И он смог покинуть дом, чтобы быть со Шри Чайтаньей Махапрабху. Совершать бхаджан дома, продолжая оставаться с отцом, матерью, женой или мужем, - это один из видов бхаджана, но такой бхаджан не сможет принести плод сильной любви  к Кришне. Однажды вы должны будете полностью оставить все это.

Первым признаком истинного бхакти, достигнутого строгим следованием воспеванию и памятованию Кришны, является беспричинные знание и отречение от этого мира. Будете ли вы вести мирскую жизнь или жизнь монаха, вы непременно станете отрешенными. Если вы будете воспевать серьезно и чисто, отречение обязательно придет. Мы слышали, что когда Гуру Нанак (индийский святой, основавший религию сикхов) был молодым, его отец попросил его: «Сходи на рынок и принеси товаров, которые мы продадим в нашем магазине».

По пути на рынок он натолкнулся на толпу вайшнавов и садху, святых людей. Заметив, что для них не организовано никакого прасада, он быстро пошел на рынок и купил все необходимое для того, чтобы устроить для них махотсаву (праздник), и для этого он потратил все деньги отца. После он возвратился домой, и отец спросил: «Где товар, который я просил тебя купить? Где рис, дал, гхи и другие продукты?»

Гуру Нанак ответил: «Я все купил, но отдал эти продукты для служения вайшнавам. Таким образом, я сделал некую очень стоящую покупку для моей будущей жизни и на благо все моей династии».

У него была такая сильная вера в Кришну; он знал, что если кто-то послужит Кришне, Кришна даст ему все необходимое. У нас нет такой твердой веры, и поэтому нам очень трудно отдать даже копейку. Некоторые могут дать часть своего богатства, но он отдал все.

Поскольку Шрила Рагхунатха дас Госвами воспевал и памятовал о Кришне, получив духовное вдохновение от Шрилы Харидаса Тхакура и посвящение от Шри Ядунанданы Ачарьи, некоторый благоприятный результат обязан был проявиться. Юноша стал отрешенным и считал, что Кришна  - его отец, мать и все остальное. Все таттвы (основополагающие философские истины) вошли в его сердце, и он быстро покинул свой дом и красивую жену. Он был единственным сыном своего отца, который был богат как царь, а его жена – прекрасна, как Мисс Вселенная. Для обычного человека было бы трудно расстаться с такой роскошью.

Покинув дом, Рагхунатха дас не пошел по главной дороге. Скрываясь, он шел деревенскими тропинками, он почти ничего не ел, кроме горсти дутого риса и пары глотков молока; путь в один месяц он прошел за двенадцать дней. В то время не было ни поездов, ни машин, но он быстро бежал, не тратя времени даже на омовение.

Придя в Джаганнатха Пури, он не стал получать даршан Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Он пришел непосредственно к Шри Чайтанье Махапрабху, который был окружен многими спутниками, такими как Сварупа Дамодара и Рамананда Рай. Кто-то сказал Махапрабху: «Рагхунатха дас пришел», и Махапрабху тут же обнял его и сказал: «О Рагхунатха, ты только что выбрался из сточной канавы». Ранее Махапрабху наказал ему вернуться домой, но сейчас Он сказал: «Вся мирская жизнь подобна испражнениям, а Кришна так милостив, что освободил тебя от нее».

Затем Махапрабху передал его заботам Сварупы Дамодара, и таким образом Шрила Рагхунатха дас Госвами начал духовную жизнь, всегда слушая Шри Чайтанью Махапрабху, Шри Сварупу Дамодару, Шрилу Рупу Госвами, Шри Пундарику Видьянидхи, Шри Вакрешвара Пандита, Шри Гопал Гуру Госвами и Шри Харидаса Тхакура.

История его жизни – одна из драгоценных жемчужин «Шри Чайтанья-чаритамриты», более того, все, что Кришнадас Кавирадж написал в «Шри Чайтанья-чаритамрите», он услышал из лотосных уст Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. Вы должны стараться помнить о его жизни и качествах. Если вы будете так делать, сила войдет в вас, и вы сможете стать такими же, как он – неважно, мирской жизнью вы живете или отреченной. Постарайтесь быть такими, как Рагхунатха дас Госвами. Мы не можем обойтись без помощи, поэтому мы должны молиться Нитьянанде Прабху, чтобы Он помог нам.

Гаура премананде!


Перевод на русский: Сита-деви даси
Работа над текстом: Махабала дас, Таруни даси


[1] Жители Враджа поклонялись Нараяне как Верховной Личности Бога, не ведая, что Сам Кришна является изначальным источником Нараяны. Для них Кришна – это их возлюбленный. Во Врадже нет никакого благоговения и страха – только одна сладость.

[2] Блюда, не предложенные Господу, называются бхога, или наслаждающие чувства. После предложения они называются прасадам, или милость Господа.

[3] В «Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 3.30-31) Махапрабху передал это послание Шачи-мате: «Снова и снова Я прихожу в твой дом, чтобы съесть все сладости и овощи, которые ты предлагаешь». «Ты знаешь, что Я прихожу и съедаю подношения, но из-за внешней разлуки ты считаешь это сном».

[A] У Бхагавана есть три энергии – Шри (Лакшми), Бху (Богиня Земли) и Лила (Богиня развлечений). Бху  - это энергия, которая творит космическое проявление («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.27-28 комментарий). Бху-шакти также помогает в проявлении игр Кришны в бхаума-вриндаване, месте Его развлечений, когда они разворачиваются на планете Земля в этой вселенной и бесчисленных других вселенных. Богиня этой Земли, Притхиви-деви, также относится к этой энергии. Без энергии бху у Кришны  не было бы места для проведения Его игр.

[B] В ведической культуре санньяси (отреченным монахам) оказывают почтение.

[C] Сокровенная внутренняя область Голоки, трансцендентной планеты Самого Кришны, разделена на две части: Вриндаван (также известный как Врадж или Гокула) и Навадвипа (также известная как Шветадвипа).

"Мечта о счатье и безмятежной жизни преследует нас как тень. Но стоит попытаться схватить ее, как станет ясно, что эта тень неуловима и призрачна. Когда же мы отворачиваемся от нее и продолжаем свой путь, тень следует за нами. Такова природа тени".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2017