Милостивая аватара Кали-юги. Часть 2

Харе Кришна! Дорогие преданные и читатели хари-катхи, примите наши поклоны. Сегодня все вайшнавы отмечают один из главных праздников года – день явления Шри Шачинанданы Гаурахари, самой милостивой аватары Кали-юги. В прошлом году в этот день мы предложили вашему вниманию первую часть статьи Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады «Милостивая аватара Кали-юги», которая и сегодня доступна по ссылке: http://purebhakti.ru/index.php?option=com_content&;view=article&id=280:2011-03-17-10-05-19&catid=5:harikatha&Itemid=4

Ниже следует продолжение статьи о милостивой аватаре, написанной одним из самых милостивых проповедников эпохи.

Ваши слуги,
редакция purebhakti.ru

 

Милостивая аватара Кали-юги. Часть 2

Шри Шримад Бхактиведанта Свами Прабхупада

 
pr
анарпита-чарим чират
карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджджвала-расам
сва-бхакти-шрийам

харих пураnа-сундара-
дйути-кадамба-сандипитах
сада хрдайа-кандаре спхуратау
вах шачи-нанданах


«Пусть Верховный Господь, божественный сын Шримати Шачи-деви, Своим появлением озарит самую глубину вашего сердца. Сияя, как расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости нисшел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, что еще не давало ни одно из воплощений Господа, – самый возвышенный и сладостный вкус служения Шримати Радхике в качестве Ее доверенной служанки, манджари-бхаву». («Шри Видагдха-мадхава», Шрила Рупа Госвами).

Искажение сущности варнашрама-дхармы

В «Шримад Бхагавад-гите» (4.13) Верховный Господь говорит:

чатур-варнйам майа стриштам

гуеа-карма-вибхагашах

«Принимая во внимание влияние гун материальной природы и кармы, Я разделил общество на четыре социальных уклада».

Ничто, созданное Господом, не может быть уничтожено. Поэтому в наш век Кали, по прежнему существуют все четыре социальных прослойки (варны): брахманы, кшатрии, вайши и шудры. Все эти варны, основанные на принципе гун материальной природы и кармы, дошли до наших дней, но в искаженном виде и лишь частично.

Как подтверждается в писаниях, система варнашрама-дхармы, несомненно, разрешает проблему рождений и смертей, так как ее целью является достижение покровительства Господа Вишну. Находящаяся в упадке современная социальная система породила четыре искаженные варны: политиков-дипломатов, солдат, капиталистов и общую массу квалифицированных и неквалифицированных рабочих.

Раньше брахманы направляли все могущество своего разума на служение людям и разрешение проблем человеческой жизни. Сейчас положение брахманов заняли политики, которые направляют силу своего разума на удовлетворение собственных личных интересов. Под таким руководством общество неминуемо придет к катастрофе.

Современная военная система представляет собой искаженный вариант класса кшатриев. Обязанностью кшатриев является защищать людей, но сейчас в каждом государстве они пьют кровь граждан, возложив на них непомерные налоги.

Современные бизнесмены и предприниматели – это искаженный вариант класса вайшьев. По традиции, вайшьи накапливали богатство, чтобы воплощать волю Вишну. Однако сейчас, капиталисты сколачивают большие состояния просто ради услаждения своих чувств. В результате в обществе начинают преобладать эгоцентричные политические убеждения, и по всей Земле возникает множество проблем.

И наконец, простые рабочие – подобие класса шудр. Они служат капиталистам, которые эксплуатируют их ради удовлетворения своих нужд. Все время рабочие стонут и просят помощи у политиков, чтобы те заставили капиталистов решить проблемы, связанные с их работой.

Таким образом, хотя система варнашрамы не исчезла с лица земли, но человеческая склонность нарушать нормы поведения сильно извратила и усложнила ее. Тем самым люди умышленно поставили под угрозу мирную атмосферу, которая благоприятна для прогресса в человеческой форме жизни.

Подлинная варнашрама-дхарма осталась лишь в преданиях, а ее искаженное подобие не способно удовлетворить всепроникающего Господа Шри Вишну. И что нас ждет? Даже научившись манипулировать естественными законами при помощи мирской науки, мы не сможем избежать карающего возмездия материальной природы.

Поэтому, когда Рамананда Рай начал говорить о варнашрама-дхарме, Шри Чайтанья Махапрабху отверг это, заявив, что в свете преданного служения варнашрама-дхарма не имеет ценности.

Демоническая варнашрама-дхарма безнадежна

Шри Чайтанья Махапрабху явился в этот век Кали из сострадания (карунайа аватирнах калау). Это подтверждает, что путь варнашрама-дхармы, даже при условии очень строгого следования всем принципам, не способен даровать то сокровище, которое принес Махапрабху. И в этой связи нам нужно помнить о двух моментах.

Во-первых, в этот век Кали нет никакого смысла следовать извращенной демонической варнашрама-дхарме [в которой варна определяется по рождению]. Так же нет смысла пытаться возродить раздробленную и выродившуюся систему варнашрамы. Люди, увлеченные такой демонической варнашрама-дхармой, никогда не смогут достичь преданности Господу (бхагавад-бхакти).

Второй момент: даже тщательное следование всем принципам современной системы варнашрама-дхармы не принесет пользы. Если человек следует варнашраме, то его стремление служить лотосным стопам Господа Вишну основано на ложном эго (ложном отождествлении себя с материальным телом). Плод такого следования невозможно сравнить с тем сокровищем, которое даровал нам Господь Шри Чайтанья Махапрабху. Осознавая это, Шри Рупа Госвами называет Шри Чайтанью Махапрабху маха-ваданйайа (самое щедрое воплощение Господа, дарующее кришна-прему).

Чистейшая варнашрама-дхарма, в которой принадлежность к той или иной варне определяется не по рождению, а по качествам и склонностям личности, называется вишуддха дева варнашрама-дхармой. Следуя принципам такой варнашрамы, человек постепенно получают возможность достичь садху-санги (общения со святым). И лишь благодаря могущественному влиянию садху-санги у него появляется возможность обрести кришна-прему.

Необыкновенная щедрость Махапрабху

Шри Чайтанья Махапрабху спросил у Шри Рамананды Рая о цели жизни (садхье) и о средствах ее достижения (садхане). Тем самым Он хотел установить процесс, с помощью которого возможно достичь кришна-премы. В этой беседе они подробно и последовательно проанализировали эту тему и пришли к выводу, что кришна-према – это неотъемлемая трансцендентная дхарма (вечная природа и деятельность) живого существа. Само по себе следование принципам писаний или расхожим мирским концепциям не поможет достичь кришна-премы.

Насколько низко пали живые существа Кали-юги, настолько же возвышенный дар приготовил для них Шри Чайтанья Махапрабху. У Него хватит милости, чтобы дотянуться до самых падших. Будучи наиболее великодушной аватарой, Он явился в этот мир только ради этого. Поэтому те, кто не желает воспользоваться шансом, который дает особенная и великая щедрость Шри Чайтаньи Махапрабху, без сомнений, навсегда лишаются этого блага. Махаджаны, или возвышенные мудрецы, подробно объяснили это. Шрила Прабходананда Сарасвати в назидание нам говорит:

вачито сми вачито сми

ванчито сми на самшайах

вишват гаура расе магнам

спаршопи мама набхават

 

«Я остался обделенным! Я остался обделенным! Я воистину остался обделенным! Весь мир погрузился в любовь к Шри Гауре, но – увы! – моя судьба такова, что на меня не упала даже капля этой любви!» («Чайтанья-чаритамрита», текст 46).

 

Следовать самому и помогать другим – одно и то же

Анарпита-чарим-чират. Очень долгое время никто не давал это высшее из всех благословений, открывающее дживам их трансцендентную изначальную дхарму и способное затопить весь мир. Если мы соприкоснулись с этим благословением, но не можем понять учение Шри Чайтаньи Махапрабху, или поняли учение, но не помогаем другим понять его, тогда мы не сможем обрести любовь к Шри Гауре. Чтобы помочь нам глубоко уяснить эту истину, Шрила Прабходананда Сарасвати трижды повторил слова ванчито сми: «Я остался обделенным! Я остался обделенным! Я воистину остался обделенным!»

Следовать учению Шри Чайтаньи Махапрабху и помогать в этом другим – это одно и то же. Шрила Кавираджа Госвами написал о Шриле Харидасе Тхакуре следующее:

апане ачаре кеха, на каре прачара

прачара карена кеха, на карена ачара

«ачара», «прачара» – намера караха «дуи» карйа

туми – сарва гуру, туми джагатера арйа

 

«Одни следуют правилам и предписаниям, но не проповедуют славу воспевания шри намы, а другие проповедуют, но сами не следуют этим принципам. Но твое идеальное поведение (ачара) и проповедь (прачара) являются примером правильного отношения к святому имени. Ты гуру для всех и самый возвышенный преданный в этом мире». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила 4.102-3).  

Поскольку практика (ачара) и проповедь (прачара) неотличны, их нужно культивировать одновременно. Те, кто считает, что для проповеди необходим возвышенный духовный уровень, глубоко ошибаются, потому что проповедь – это не что иное, как киртана.

Бхакти делится на девять составляющих, или девяти видов практики. Наивысшим видом практики бхакти, превосходящим все другие, является киртана. Только совершая киртану, или проповедуя, мы можем достичь чистоты во всех других видах бхакти.

Такова суть учения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. И Шри Чайтанья Махапрабху, самое великодушное из всех воплощений, передал это же послание. Он велел каждому стать гуру. Он выразил свою волю следующим образом:

йаре декха, таре каха «кришна»-упадеша

амара аджнайа гуру хана тара эи деша

 

«Всякому встречному рассказывай о Кришне, объясняя наставления «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Таким образом по Моему приказу стань гуру и освободи каждого на своей земле». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила 7.128).

Проповедь Шрилы Бхактисиддханты Тхакура Парабхупады развивалась бы совсем иначе, если бы он ждал, пока его ученики-проповедники достигнут совершенства, прежде чем отправить их проповедовать на благо других. Для того чтобы прославить могущество Шри Гауры, он наделял особым могуществом самых обыкновенных людей, которые изначально, по меркам материального общества, подходили лишь на роль прислуги. Однако он привлекал их к проповеди в форме хари-киртаны, благодаря чему его миссия обрела успех.

Его простое и чистое послание

«Мукам кароти вачалам. По милости гуру, даже немой может стать великим оратором». Мы были тому свидетелями. Как немой может стать великим оратором? Это возможно только в том случае, если он проповедует чистое и подлинное учение Шримана Махапрабху. Однако в тот момент, когда мы искажаем чистое учение Махапрабху, добавляя в него хотя бы несколько слов из наших собственных умозаключений, – в тот самый момент удача уходит от нас. Это становится главной причиной нашей деградации.

Шри Чайтанья Махапрабху не учил заоблачным истинам, недоступными для понимания обычных людей. Будь так, разве стали бы его называть джагат-плаваной, наполнившим весь мир премой? Махапрабху, несомненно, разумнее каждого из нас, и Он знает, как донести Свое возвышенное учение до падших душ Кали-юги. В действительности, Его учение доступно пониманию каждого. Однако мы очень неудачливы. Во-первых, мы не принимаем Его учение, а во-вторых, – подмешиваем к нему свои домыслы, чтобы произвести впечатление на других.

Такие тенденции наблюдались в сообществах сахаджиев, аулов, баулов и катра-бхаджей. Они смешали ложь с учением Шри Чайтаньи Махапрабху. В результате ими овладели мирские желания, и чистые вайшнавы их отвергли. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всю жизнь упорно убеждал нас, что придуманная ими концепция дхармы не является той дхармой, о которой говорил Шри Чайтанья Махапрабху.

Если мы просто будем искренне стараться распространять учение Шри Чайтаньи Махапрабху, нисколько не искажая его, то эта проповедь станет нашей бхаджаной. Но если мы будем ждать, пока достигнем совершенства, чтобы начать проповедовать это учение, то сами лишим себя этого возвышенного служения. За всю жизнь мы так и не достигнем долгожданной зрелости.

Подношение без любви

Даже если мы совершенно не способны понять чистое и простое учение Шри Чайтаньи Махапрабху, но при этом просто несем это учение другим, подобно ослу, несущему свою ношу, все равно мы получим благословение Шри Чайтаньи Махапрабху. Само собой, это случится лишь при условии, что мы не будем искажать это учения своими домыслами.

Если, кое-как следуя Его наставлениям, мы привлечем Его мимолетный взгляд, исполненный сострадания (каруны), тогда, без сомнения, мы обретем нечто, далеко превосходящее остальные четыре цели жизни (дхарму, артху, каму и мокшу). Нужно понять, что благословение самой милостивой аватары – это высшее из всех приобретений, которое при этом очень легко достижимо.

В разговоре со Шри Раманандой Раем, Шри Чайтанья Махапрабху сообщил последователям карма-канды[1], что варнашрама-дхарма неэффективна. Ради их блага Он сказал: «Адже каха ара. Пожалуйста, расскажи больше».

Затем, вдохновленный Шри Чайтаньей Махапрабху, Рамананда Рай произнес: «Кришне кармарпанасарва-садхйа-сара. Суть всего совершенства – предлагать Шри Кришне результаты своей деятельности». Однако подношение плодов нашего труда Кришне еще не приведет к кришна-преме. Чтобы превзойти эту концепцию, Махапрабху сказал: «Эхо бахйа, аге каха ара. Это внешнее. Пожалуйста, расскажи Мне о более возвышенной концепции».

Предлагая плоды деятельности Господу, мы сможем отказаться от безличной концепции Бхагавана, лишенного качеств. Постепенно мы поймем, что Шри Бхагаван является личностью, но кришна-према будет оставаться далека от нас.

Человек, предлагающий результаты своей деятельности, достигает лишь частичного понимания Абсолютной реальности, поскольку считает, что Бхагаван всегда принимает его подношения. Тот, кто совершает подношение Господу без желания обрести бхагават-прему, не способен предлагать результаты своей деятельности в истинном смысле.

Не испытывая любви к Бхагавану, мы не сможем предложить для служения Ему свои с трудом заработанные деньги. Без любви невозможно совершить настоящее подношение Бхагавану, ведь в таком человек будет думать: «Я жертвователь».

Однако едва слова «карма-арпана» (предложение результатов деятельности) достигнут ушей практикующего, они породят в его уме следующее впечатление: «Когда я предлагаю это, Господь может принять. Если Он может это принять, значит, Он способен есть и давать благословения. Поэтому, у Него бесспорно есть качества».

Такое осознание пробуждает в сердце преданного особое настроение (бхаву), которое может спасти его от тисков имперсонализма и помочь ему утвердиться в личностной концепции Бхагавана. Однако такое понимание персонализма еще неполноценно и находится далеко от осознания трансцендентной личностной реальности (апраката-савичена-таттвы), которое принес нам Шри Гаурасундара.

Поскольку любовь к Господу (бхагават-прему) невозможно обрести с помощью карма-арпаны, Махапрабху отверг ее, назвав «внешним». Затем Он попросил Рамананду Рая продолжать.

 

Изначально опубликовано в «Шри Гаудия Патрике», год 7, выпуск 2, 1965.
Переведено из «Рэйс оф зе Хармонист», Картика, 2007, №17./
Перевод на русский: Нанда-гопи даси
Над текстом работали: Таруни даси, Шрипад БВ Садху


[1] Карма-канда – раздел Вед, посвященный чит-джада-самнайаваде, т.е. идее о том, что духовного блага можно достичь совершением материальных действий.

"Гуру должен осознать Шри Радха-Кришну и Шри Чайтанью Махапрабху. Он не может проповедовать, не имея такой реализации. Если он не следует подлинной практике бхакти, не обладает духовным осознанием, все его слова будут пусты, как воздух. Никто не станет по-настоящему следовать за ним".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, июнь 1996 года)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020