Много вопросов и много ответов

Триданди Cвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж
даршан, август 1992 года (часть 2)



Вопрос:
Как известно, Баларама служит Кришне. Он создает обитель для Кришны и служит Ему самыми разнообразными способами. Но вместе с тем Он совершает и свои собственные игры (лилы) с гопи. Это выглядит как противоречие (в Его поведении).

Гурудев:
Совершая раса-лилу, Он служит Кришне. Ведь Он – никто иной, как сам Кришна. Кришна (в настроении учителя) имеет форму Гуру, и эта форма называется Баладев. И в другой своей форме, как Ананга манджари, Баладев тоже служит Кришне. (В форме Ананги манджари) Он учит гопи, как служить Кришне, подобно тому, как Рая Рамананда учил девушек в Джаганнатха Пури сладкозвучно петь «Гита-Говинду» для Господа Джаганнатхи. Баладев – это Кришна, который в форме Гуру учит всех, как доставить удовольствие Кришне. В Шримад Бхагаватам описано, как Баладев совершает раса-лилу, это так. Как и для чего Он, будучи Гуру, танцует с гопи Кришны? Это противоречие – кажущееся, и нам надо его как-то устранить.', 'Но мы не сможем устранить подобные противоречия (и понять всё правильно), опираясь лишь на свою логику и не обращаясь к парампаре. (Чтобы найти верный ответ) нам надо изучить, что сказали (по этому поводу) Рупа Госвами, Джива Госвами, Рагхунатха дас Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур. Чтобы развить в себе их настроение, мы должны совершать такой же садхана-бхаджан, как они. Тогда мы всё сможем понять. Когда шуддха-саттва из трансцендентного мира войдёт в наше сердце, все духовные настроения автоматически проявятся в нашем сердце во время нашей садханы. И тогда мы осознаем всё о Кришне, Баладеве, о гопи и всех их спутниках.
Сегодня один человек спросил меня: «Откуда Вы знаете, что игры Кришны проходят одновременно в разных вселенных? Существуют миллионы вселенных, куда Он приходит, и в каждой из них Он совершает Свои (проявленные) игры? Получается, что в одной вселенной Кришна убивает Камсу, в другой Он совершает раса-лилу во Вриндаване и другие лилы? Когда Он совсем маленький, еще младенец, мама Яшода видит в Его ротике все вселенные. Но как доказать, что это всё именно так?»

Я ответил: «Вы пока что садхаки, неосознающие (трансцендентный мир) души. Сначала вам необходимо обрести твёрдую веру в нашу гуру-парампару и наших Госвами. Всё, что они сказали – истина. Это объяснили Джива Госвами и Рупа Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур, Бхактивинод Тхакур и все наши гуру. Мы должны обладат сильной верой в них».
Мы знаем, что повторяя святое имя и совершая преданное служение, мы однажды осознаем все эти истины. Тот, кто не имеет веры, начинает спорить. Мы же не должны участвовать в спорах; мы должны знать истину и знать какова реальность. Мы должны устранить все противоречия, обратившись к наших ачарьям, зная, что их заключения – это истина.

Вопрос:
В книге «Парикрама по Враджа-мандале» Вы утверждаете, что в играх Кришны вначале, до встреч (гопи с Кришной) разлука (випраламбха) не имеет особого смысла. Но Шрила Прабхупада в своих книгах писал, что сейчас у нас двойственное мышление. Мы считаем, что счастье не может существовать без горя, но в духовном мире это не так. Я много раз слышал и всегда считал, что чувство разлуки (випраламбхи) может приводить в экстаз независимо от того, будет ли новая встреча или нет. Но здесь Вы подчеркнули, что випраламбха не имеет особого значения…

Гурудев:
Тут имеется ввиду другое. Если нет встречи (миланы), то не может быть и настроения разлуки. Вы понимаете? Вы видели меня, познакомились и общались со мной, слышали меня много раз. И когда я уеду, то Вы, возможно, начнёте испытывать чувство разлуки. Вы общались с Прабхупадой, и поэтому у Вас есть чувство разлуки с ним. Если бы Вы с ним никогда не встречались, как бы Вы почувствовали разлуку?
Обусловленные души, стремящиеся к бхакти, не могут осознать истинное чувство разлуки (с Кришной). Сейчас вы можете считать себя слугой или служанкой Кришны, но только потому, что так сказал ваш Гуру. По милости Гуру мы можем встретиться с Кришной. При воспевании святого имени может придти сильное желание увидеть Его, и это сильное желание в какой-то степени создаст (в вашем сердце) чувство разлуки. Джива, как садхак, может подняться только до этого предела. Понимаете?

Вопрос:
Я не понимаю Ваши слова о том, что мы не сможем почувствовать разлуку, пока не увидим Кришну. Раз мы никогда раньше не участвовали в Его лилах, как вообще можно говорить о (нашем) чувстве разлуки с Ним?

Гурудев:
Обусловленные души не чувствуют разлуку (с Кришной), но постоянно слушая (Кришна-катху), можно развить это настроение. До своей свадьбы Рукмини деви никогда не видела Кришну, но она слышала рассказы мудреца Нарады о Его красоте, великодушии и других прекрасных качествах. Она слышала, что «нет никого прекраснее Кришны», и что «Кришна такой милый». Услышав это, Рукмини полюбила Кришну. Она слышала не только рассказы Нарады, но и многих других, которые говорили ей: «Кришна очень красив, и вы примерно одного возраста.» Так Рукмини полюбила Кришну, хотя она никогда не видела Его. Это называется пурва-рага (привязанность, предшествующая первой встрече).
Она не была садхаком, а мы с вами садхаки. Понимаете? К нам не придет такое сильное чувство разлуки. Но постепенно, совершая бхаджан, когда мы хотя бы на мгновение увидим Кришну, будь то во сне или как спхурти (видение), когда Он промелькнёт перед нашими глазами как вспышка, тогда мы зарыдаем и почувствуем разлуку. Что-нибудь понятно из моего объяснения?
Возьмем, к примеру, вашу медитацию на Гопал-мантру. Вы повторяете «гопи-джанаваллабхайа». Медитируя на эту мантру, вы видите флейту, которую Кришна прижимает к своим губам. Он что-то ищет и, окруженный гопи, Он испытывает радость. Если ваша медитация не идет дальше этой сцены, это называется - мантра-майи упасана. Вы продолжаете медитировать на одну и ту же сцену. Но по мере прогресса в вашем сознании соберётся так много разных мантра-майи упасан (сцен), которые соединятся в гирлянду (событий). Медитация на различные игры, сменяющие одна другую, называется сварасики-лила упасана. И такая медитация может (охватывать события в играх Кришны) с утра до утра (или ваша медитация может длиться с утра до утра).
Это произойдёт автоматически, и тогда вы достигнете уровня сварупа-сиддхи. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхьяна и тд – это ступени медитации. Когда преданный способен сидеть (не отвлекаясь) один час, три часа, четыре часа, десять часов, двадцать четыре часа – это называется асана. Сама-дама. Сама означает контроль одиннадцати чувств, а дама – процесс очищения сердца. Без этого мы не сможем медитировать долго, даже короткой медитации не получится. Наш ум будет блуждать туда-сюда. Пранаяма означает удерживать атму в своем сердце, не позволять себе отвлекаться на внешние вещи и ситуации этого мира и в таком состоянии фиксировать свои мысли и чувства только на мантре. Тогда наш ум не будет блуждать туда-сюда.

Вопрос:
Но Вы сказали как-то, что следование пранаяме развивает пуруша-бхаву или ложное эго (наслаждающегося) мужчины. И поэтому пранаяма мешает развить гопи-бхаву.

Гурудев:
Есть два вида пранаямы. Одна, которой обучают в мирской йоге, развивает пуруша-бхаву. А у нас, в бхакти-йоге, пранаяма иная.


Вопрос:
А чем же отличается пранаяма в бхакти-йоге? Нам тоже надо концентрироваться на технике дыхания…?

Гурудев:
(Мы концентрируемся) на Радха-Кришне, такова наша пранаяма. В такой медитации Ваш ум забудет обо всём постороннем и Вы будете думать только о Радхе и Кришне. В дхьяне ум не блуждает туда-сюда. И затем Вы входите в самадхи.

Вопрос:
Вы сказали, что это приходит после мантра-майи упасаны?

Гурудев:
В мантра-майи упасане необходимо знать мантры (для медитации). Зная их, можно начинать мантра-майи упасану.

Вопрос:
А в чем разница между самскарой и сукрити?

Гурудев:
Самскара (впечатления в сердце) приходят из сукрити (духовных благочестивых поступков).

Вопрос:
В Хари-вамша сампрадайе практикуют садхану, нацеленную на обретение бхавы кинкари (синоним слову манджари, т.е. служанки) Радхи, и вся их катха связана с лилами в никунджах (когда Радха, Кришна и гопи совершают любовные игры в уединенных рощах Вриндавана).

Гурудев:
Это делают глупые люди. Они ничего не знают. Там отсутствует настроение разлуки. Беспрерывные встречи подобны отношениям между мужем и женой. Такое же настроение у Рукмини и Сатьябхамы. Но у Радхики иное настроение. Порой Кришна не приходит на встречи, порой – Радхика, и Они испытывают чувство разлуки.

Вопрос:
Но поскольку те люди всегда медитируют на никунджа-лилы Радхи и Кришны, то мне непонятно, как они из-за этого могут отправиться в Двараку?

Гурудев:
Их т.н. медитация развивает бхаву сродни свакия-бхаве (настроению отношений в браке), а не паракия-бхаву (настроение любви вне брака).

Вопрос:
То есть они отправляются на Голоку, где Радхе и Кришне поклоняются в почтении и благоговении?

Гурудев:
Не обязательно. Если будут общаться с чистым вайшнавом, только тогда они отправятся в духовный мир. Но поскольку во время Экадаши они принимают в пищу зерновые, а это серьезный грех, то как они смогут попасть на Голоку или куда бы то ни было ещё в духовном царстве? Им придется сначала понести наказание за несоблюдение Экадаши, Рама-Навами и Джанмаштами. Они не следуют Хари-бхакти-виласе. Они не следуют Писаниям. Мы не признаем вайшнавами тех, кто не принимает Шримад Бхагаватам.
Для того, чтобы войти в рагануга-бхакти, требуется принимать все правила и предписания шастр и следовать им. Пока у вас не возникнет настоящей жажды и сильного стремления (совершать такое же бхакти, какое совершают вечные спутники Радхи-Кришны во Врадже), то как вы будете совершать рагануга-бхакти? Тем, у кого ещё нет такого желания, надо принять путь ваидхи-бхакти. Другого процесса нет.
Как к вам придёт желание (совершать Враджа-бхакти), если вообще не следовать практике бхакти? Благодаря самскарам (впечатлениям, накопленным в сердце) из предыдущих жизней и в этой жизни, при общении с расика таттва-гья вайшнавами (которые обладают знанием философских истин и рас) ваши самскары накопятся, и вы обретёте сильное желание начать рагануга-бхакти.
Но пока у вас нет такого желания, вам придётся следовать ваидхи-бхакти. Мы не можем развить такое желание искусственно. Настоящее желание приходит в результате накопленных впечатлений (самскар) и при общении с рагануга-вайшнавами.

Вопрос:
Но как же следование ваидхи-бхакти может привести к желанию совершать рагануга-бхакти? Где гарантия, что следуя ваидхи-бхакти …

Гурудев:
Гарантии никакой нет, но и другого пути тоже нет. Когда Кришна устроит для вас общение с расика-вайшнавом, то вы начнёте быстро прогрессировать и тогда станет очень легко (начать рагануга-бхакти). Совершать ваидхи-бхакти вам надо с таким настроением: «Как мне получить общение с расика-вайшнавом?».
А вот если я спрошу вас сейчас, хотите ли вы служить Господу Нараяне? Хотим ли мы служить Господу Нараяне?

Преданные:
Н-Е-Т.

Гурудев:
А почему вы не хотите?

Тунгавидья деви даси:
Я хочу служить Радхе и Кришне, но пока это желание у меня не очень сильное.

Гурудев:
Оно не очень сильное, но всё же ты стремишься к служению Им. А почему не Господу Нараяне? Почему?

Тунгавидья деви даси:
Потому что я уже так много от Вас услышала.

Гурудев:
Вот это и называется самскара – впечатления в сердце.

Вопрос:
Вчера Вы рассказывали нам о гопи…

Гурудев:
У гопи есть чему учиться – шаранагати, вере в Кришну и настоящей Кришна-преме. Мы не хотим такой премы (любви) к Кришне, как у Драупади или у кого-то ещё. Мы хотим только гопи-прему. Гопи не думают о своих мужьях. Они даже не хотят, чтобы Кришна стал их мужем. Они относятся к Кришне только как к прананатху (господину жизни) Радхики. Мы хотим служить Радхике, и это служение – цель и смысл нашей жизни. На сегодня, пожалуй, хватит.

Джая Шри Радхе!

С уважением,
Абхинанда дас
Москва

"Мечта о счатье и безмятежной жизни преследует нас как тень. Но стоит попытаться схватить ее, как станет ясно, что эта тень неуловима и призрачна. Когда же мы отворачиваемся от нее и продолжаем свой путь, тень следует за нами. Такова природа тени".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020