Вся слава шри-кришна-санкиртане!

Харе Кришна! Дорогие преданные, примите наши поклоны. Сегодня день явления Шрилы Тривикрамы Госвами Махараджа – одного наиболее выдающихся учеников Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Шрилу Тривикраму Махараджа, Шрилу Нараяну Махараджа и Шрилу Ваману Махараджа называли «тремя столпами Гаудия Веданта Самити». Получив от Шрилы Кешавы Махараджа санньясу в один день, все трое неустанно проповедовали, вдохновляя сотни и тысячи преданных по всему миру. В честь сегодняшнего праздника предлагаем вашему вниманию лекцию, которую Шрила Тривикрама Махарадж дал на английском языке во время Картики 1996 года на Варшане.

Ваши преданные слуги,
Редакция purebhakti.ru

 clip image007
Шри Шримад Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж
Индия, Варшана, 1996 г., Картика

Не очистив сердце, невозможно даже понять, что такое высшая любовь к Кришне. Что уж говорить о том, чтобы обрести ее. Никому это не под силу.

Какой особый дар принес нам Шри Чайтанья Махапрабху? Он объясняет это в первой шлоке «Шри Шикшаштаки»:

чето-дарпана-марджанам
бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам
видйа-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам
пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам
виджайате шри-кришна-санкиртанам

«Победа повторению святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит бушующий лесной пожар материального бытия! Шри-кришна-санкиртана проливает на джив благодатный лунный свет бхавы, при котором распускается белоснежный лотос их удачи. Святое имя – это сама жизнь Дивья Сарасвати, супруги Господа, являющей божественное знание в сердцах преданных. Оно постоянно увеличивает океан духовного блаженства и позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте. Святое имя Шри Кришны приносит полное утешение и очищение душе и телу».

Почему Шри Чайтанья Махапрабху прославляет кришна-санкиртану? Потому что это Его лучшее и ни с чем несравнимое учение. Пусть победа всегда сопутствует воспеванию имен Кришны. Во время разлуки (вирахи) не существует другого утешения, кроме шри-кришна-санкиртаны. Это единственное, что может помочь. Понимая это, Шри Чайтанья Махапрабху объяснял, что воспевание имен Кришны является наивысшим благом и лучшим из всех процессов преданного служения (шри-кришна-санкиртанам парам виджайате). Он говорил, что нама-санкиртана подходит для всех: от начинающих до самых возвышенных преданных. Это лучшая садхана, поскольку она проста, но при этом дарует высшее совершенство. Только шри-кришна-санкиртана может возвести дживу до вершины преданности, до высшего положения в духовном мире. Не только в духовном – в этом мире она тоже дает нам все необходимое.

Итак, если прославлять Шри Кришну и повторять Его имена, мы получим высшее благо. Но что делать тому преданному, чей ум постоянно устремлен к мирским удовольствиям? Ему необходимо, прежде всего, искоренить само желание услаждать чувства. Наше тонкое тело состоит из четырех составляющих: ума  (манасы), разума  (буддхи), ложного эго (аханкары) и сердца, или зеркала сознания (читты). В первую очередь нужно очистить сердце, потому что без этого, мы не сможем понять, что такое према, и для нас будет невозможно достичь ее. Вот почему в самой первой строке «Шикшаштаки» Махапрабху говорит – чето-дарпана-марджанам. Первое, что нужно сделать, – это старательно вычистить зеркало сердца (чето-дарпана). Как его очистить? С помощью киртаны. Для этой задачи достаточно просто воспевать святые имена.

Мы постоянно размышляем, как удовлетворить свои чувства. Но возможно ли с таким сознанием удовлетворить наших духовных учителей, Господа Кришну, Его возлюбленных – гопи и Шримати Радхарани? Невозможно. Сначала нужно очистить сердце при помощи шри-кришна-санкиртаны. Чайтанья Махапрабху подробно объясняет этот процесс от начала до конца:  

«Шри Шикшаштака» (8):

ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напара

«Этот повеса Кришна волен поступать, как пожелает, со мной, Своей служанкой, всегда жаждущей служить Его лотосным стопам. Он может крепко обнять меня или разбить мне сердце, исчезнув с моих глаз. Даже обнимая другую у меня на глазах, Он останется Моим прананатхой, ибо не существует для Меня никого, кроме Него!»

Такова высшая степень преданности. Но можно ли ее достичь, не очистив сознание? Сначала нужно устранить всю скверну из сердца. А сделать это можно только с помощью санкиртаны. Это наилучший и единственный способ освободиться от мирского образа мыслей и стремления услаждать чувства.

Есть ли шанс развить любовь к Кришне, пока ум погружен в поиски материального счастья и мирских удовольствий? Способен ли такой ум что-либо понять о преме? Сейчас, слушая эту лекцию, даже не пытайтесь понять, что такое према. С нашим нынешним сознанием это бесполезно. Мы надеемся очистить сердце, просто подражая стилю жизни и поведению према-бхакт, но писания не рекомендуют этого делать. Нет такого способа достижения према-бхакти. Только кришна-санкиртана способна очистить сердце.

Во второй строке первого стиха «Шикшаштаки» говорится о пылающем огне материального существования (бхава-маха-давагни). Воспринимаем ли мы материальное существование как огонь? До тех пор, пока мы не поймем, что материальное существование – это огонь, мы будем думать: «Зачем мне из него выбираться?» Мы горим в этом огне, то есть медленно умираем в материальном мире. Но осознаем ли мы это? Нам кажется, что все хорошо. У нас есть деньги, дом, замечательная еда – так зачем стремиться к Бхагавану и культивировать према-бхакти? Прежде всего, давайте по-настоящему осознаем, что мы горим в цикле рождений и смертей. Мы бесконечно страдаем. Но нам кажется, что мир прекрасен и полон счастья. Так зачем его покидать? Зачем расставаться с нашими привычками?

Бхава-маха-давагни-нирвапанам. Кто из нас понимает, что заживо горит в огне (давагни)? Рождаться в этом мире крайне опасно. Когда мы осознаем, что горим в этом мире, тогда мы захотим освободиться и будем искать средство, чтобы погасить этот жар. Есть только одно средство спастись из пламени материального мира – шри-кришна-санкиртана. Когда огонь, наконец, погаснет, мы поймем, что это случилось только благодаря шри-кришна-санкиртане.

Когда мы освободимся из рабства майи, когда воспевание святого имени потушит пламя материального существования, в тот момент нам откроется блаженная и всерадующая природа харинамы. Мы поймем, что санкиртана подобна сладостным и успокаивающим лучам луны (шрейах-каирава-чандрика-витаранам).

Луна олицетворяет наивысшую удачу дживы. Лунные лучи кришна-санкиртаны даруют такое умиротворение и блаженство, что, купаясь в них, мы осознаем – это наше высшее благо.  

Видйа-вадху-дживанам. В результате кришна-санкиртаны приходит трансцендентное знание, видья. Являясь супругой Господа, видья не может жить без кришна-санкиртаны. Видья всегда показывает непревзойденную славу шри-кришна-санкиртаны. Если знание не приводит нас к этому пониманию, значит, оно не является трансцендентным (истинным знанием).

Сарватма-снапанам парам. Полностью погрузившись в кришна-санкиртану, мы обнаружим себя в океане блаженства. Санкиртана – это вечно растущий океан блаженства, анандамбудхи. Чье блаженство вечно растет? Как сказал однажды мой Гурудев, «растет блаженство Кришны».

Прати-падам пурнамритасваданам. Ощутить сладость санкиртаны можно на любой ступени преданного служения. На любом уровне можно соприкоснуться с совершенством божественного нектара (пурна амритой).

Вся слава шри-кришна-санкиртане!


Перевод на русский: Судхакар дас
Над текстом работали: Шривас Пандит дас, Таруни даси, Урджешвари даси

"Лотосные стопы святых вайшнавов – величайшее богатство в этом мире... Кришна никогда не покидает того, кто принимает прибежище у вайшнавов и служит им. Остальные же бессмысленно живут и в итоге умирают".

(Шрила Нароттама дас Тхакур)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020