Вьяса-пуджа: подлинный ученик поклоняется подлинному гуру

Харе Кришна! Дорогие преданные и читатели хари-катхи. Сегодня, в день Вьяса-пуджи нашего возлюбленного Шрилы Гурудева, Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, предлагаем вашему вниманию лекцию, которую он дал в 2004 году, в Хило, Гавайи.

Ваши слуги,
редакция purebhakti.ru


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Хило, Гавайи 21 января 2004

В нашей Брахма-мадхва-гаудия-сампрадае существует такой обычай. В день своего рождения, каждый ачарья, который под руководством Шрилы Вьясадевы проповедует сознание Кришны в линии Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами, выражает почтение Шриле Вьясадеве и всей гуру-парампаре.

Я видел, как смиренно отмечал Вьяса-пуджу мой Гурудев и его духовные братья. Этот праздник существует не для того, чтобы принимать от учеников знаки почтения. В день своего рождения ачарья с почтением поклоняется своему гуру и гуру-парампаре: Шриле Вьясадеве, Шри Кришне, Шриману Махапрабху, Шримати Радхике и другим. Это называется Гуру-пуджа, или Вьяса-пуджа.

Почему мы служим Шри Кришне? Почему почитаем Шри Гурудева? Мы выражаем почтение той личности, которая помогает нашему духовному развитию. Тот, кто ничего не получает от гуру, не будет испытывать к нему такого почтения. Шри Гуру всегда чувствует себя в долгу перед своим Гурудевом и гуру-парампарой. Если бы не было гуру, гуру-парампары, Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Кришны – что бы нас ожидало? Ничего. Без них невозможно духовно развиваться.

Шри Гуру считает, что осознал истину и обрел бхакти только благодаря своему Шриле Гурудеву и гуру-парампаре. Шри Гуру не независим. Он во всем полагается на свою гуру-парампару, которая берёт начало от Шрилы Вьясадевы. Будучи воплощением Самого Господа Нараяны, Шрила Вьясадева – корень всех Гуру. В своих книгах, таких как «Шримад-бхагаватам», Пураны и др., он говорит, что мы – в неоплатном долгу перед Господом Кришной.

Невозможно собственными силами найти возвышенного Гуру. Если вы сами будете его искать, то примите ложного гуру. Ведь вам неизвестно, кто такой гуру, каковы его качества и поведение. Нужно следовать словам Вьясадевы:

тасмад гурум прападйета джиumнасух шрейам уттамам шабде паре нишнатам брахманй’ упашамашрайам
«Тот, кто серьезно желает достичь счастья, должен принять посвящение у подлинного духовного учителя, который умеет ясно донести суть писаний, сам следует им и, благодаря этому, может убедить других в выводах писаний. Такую великую личность, которая полностью предалась Верховному Богу, отбросив все материальные привязанности, следует считать истинным духовным учителем». («Шримад-Бхагаватам», 11.3.21).

Наша гуру-парампара приняла эти слова Шрилы Вьясадевы в качестве определения гуру. Если вы собираетесь сами выбрать себе Гурудева, то, я думаю, для большинства из вас найдутся падшие лже-гуру, которые разбираются в духовной науке не лучше австралийских кенгуру. Способность оценивать окружение появится у вас лишь после того, как вы встретите преданного высокого класса. До тех пор вы не сможете различать уровни преданности.

Чтобы найти совершенного гуру, вам понадобится помощь вартма-прадаршака-гуру, который скажет: «Вот это истинный гуру». Иначе как бы вы узнали о том, что парама-пуджьяпад Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж является настоящим гуру? Смогли бы вы об этом догадаться? Нет. Сами вы не способны понять даже то, что Шри Кришна – Верховный Господь. Даже Господь Брахма и Господь Рудра не могут распознать Его. Мухйанти йат сурайах, Он сбивает с толку великих мудрецов и полубогов. («Шримад-Бхагаватам», 1.1.1). Даже освобождённые личности не могли понять, что сын Нанды Махараджа и мамы Яшоды – это Верховный Господь. Но Гурудев очень милостив. Тех, кто обладает достаточным запасом духовного благочестия (сукрити), он привлекает к себе и раскрывает им свою чистоту.

Шри Сарвабхаума Бхаттачарья был воплощением Брихаспати, учителя полубогов. Мы не можем себе представить уровень его образованности, но всё же он не понимал, что Шри Чайтанья Махапрабху – это Верховный Господь. Он понял это, лишь когда Шриман Махапрабху милостиво проявил в его сердце эту истину. Иначе как бы он узнал?

Сегодня мы празднуем Гуру-пуджу, поскольку мы в долгу перед нашим Гурудевом, гуру-парампарой и Шрилой Вьясадевой. В Индии Шри Вьясу почитают как гуру и поклоняются ему в день Гуру-пуджи. Причем делают это не только вайшнавы, но и все другие сампрадаи, в том числе майявади. Мой Гурудев говорил, что, хотя Шанкарачарья внешне поклонялся Вьясадеве, в то же время он считал его учение неверным. В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 7.121) говорится: «В «Веданта-сутре» Шрила Вьясадева описал, что всё является преобразованием энергий Господа. Однако Шанкарачарья обманул весь мир, заявив, что Вьясадева ошибался. Так он повсюду развил сильную оппозицию теизму. Поэтому Шанкарачарья в действительности не является учеником Шрилы Вьясадевы, и тот не принимает его пуджу.

Не готовьте пищу, как вам вздумается. Не делайте ничего, полагаясь лишь на собственные предпочтения. Иначе вы не сможете служить Гурудеву. Нужно стараться понять настроение Гурудева. Чего хочет Гурудев и чего хочет Господь Кришна? Постарайтесь это осознать и порадовать Кришну. Что бы вы ни делали, делайте это для удовольствия Кришны. Говоря Кришна, я имею в виду всю гуру-парампару, Самого Кришну, Шри Чайтанью Махапрабху, Шри Нитьянанду Прабху и, в особенности, Шримати Радхику и всех гопи. Чем бы вы ни занимались, все должно быть направлено на то, чтобы доставить удовольствие гуру и Кришне. Если хотите жениться – женитесь, чтобы порадовать Кришну. Если вы решили никогда не жениться – не женитесь, чтобы порадовать Кришну. Гопи вышли замуж ради счастья Кришны. Они думали: «Мы будем служить Кришне в паракия-расе». Если бы они вышли замуж за Кришну, то не было бы никакой паракия-расы.

Мы очень удачливы, что оказались в линии Шрилы Вьясадевы, Шри Чайтаньи Махапрабху и нашего Гурудева. Эта гуру-парампара совершенна. В этой линии вы легко сможете обрести бхакти высшего класса, враджа-бхакти. Больше вы нигде его не получите.

Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж пришёл только для того, чтобы дать миру враджа-бхакти. Те, кто способен воспринять эти истины, найдут их в его книгах. Но поскольку Шрилу Свами Махараджа окружали падшие люди, ему пришлось начать свою проповедь с вырубки джунглей майявады, сакхи-бхеки, сахаджии и других ложных учений. И постепенно время его пребывания в этом мире подошло к концу. «Пожалуйста, возвращайся, – позвал его Господь Кришна. – Я посылаю на твое место преемника». И Шрила Свами Махарадж ушёл. Он мог бы ещё задержаться, но, увидев настроение своего Гурудева и Шри Кришны, он отправился исполнять их желания.

Мы отмечаем день Шри Вьяса-пуджи, чтобы доставить удовольствие Кришне. Так было с самого начала нашей парампары. Шри Шукадева Госвами был первым, кто провел Вьяса-пуджу своему Гурудеву, Шриле Вьясадеве. Затем Шрила Сута Госвами провёл пуджу своему гуру, Шри Шукадеве Госвами. Перед тем, как начать отвечать на вопросы мудрецов в Наимишаранье, он молился:

йам правраджантам анупетам апета-кртйам

дваипайано вираха-катара аджухава

путрети тан-майатайа тараво ‘бхинедуc

там сарва-бхута-хридайам муним анато ‘сми

«Я в почтении склоняюсь перед Шри Шукадевой Госвами, который дорог сердцу каждого. Он покинул дом, отказавшись принять священный шнур и пройти другие очистительные обряды. Его отец Вьяса кричал ему вслед: «О, сын мой!» Но лишь деревья, словно разделяя его боль, вторили ему унылым эхом». («Шримад-Бхагаватам», 1.2.2).

Шрила Шукадева Госвами тоже молился: «О Шри Вьясадева, мой отец и Гурудев, как ты удивителен и беспричинно милостив! Ты вывел меня из леса майявады и обучил «Шримад-Бхагаватам». По твоей милости я полностью изменился». В этом состоит долг гуру. Возвышенный гуру не считает учеников своей собственностью. Но сейчас, как я вижу, у так называемых гуру именно такое мнение. Они принимают все подношения от своих учеников и падают. Истинный гуру никогда не считает, что поклонение учеников предназначается ему.

Однажды вечером после нагара-санкиртаны в доме Шриваса Пандита состоялось собрание, на котором Шри Чайтанья Махапрабху объявил:

– Завтра Вьяса-пуджа. Шривас, мы проведём этот праздник здесь, во дворе твоего дома. У тебя есть необходимые атрибуты?

– О, да. У меня есть священный шнур, орехи бетеля, рис и все необходимое, – ответил Шривас Тхакур.

– Нужно все подготовить к 9 утра, – распорядился Махапрабху.

На следующий день все пришли вовремя, но Сам Шри Чайтанья Махапрабху несколько опоздал. Он увидел, что все Его ждут, и спросил:

– Почему вы Меня ждёте? Нитьянанда Прабху – Мой гуру и наставник (гуру-варга). Все думают, что он просто Мой старший брат. Но его Гурудев является учителем Моего духовного учителя (Моим парам-гурудевом). Значит Нитьянанда – еще более велик, чем Мой гуру, поскольку является гуру Моего гуру. Поэтому он проведёт Вьяса-пуджу. (Нитьянанда Прабху получил дикшу от Лакшмипати Тиртхи, гуру Шри Мадхавендры Пури, который, в свою очередь, был парам-гуру Шри Чайтаньи Махапрабху. Фактически Нитьянанда Прабху являлся духовным братом Шри Мадхавендры Пури, но считал его Своим шикша-гуру).

Еще до прихода Махапрабху Шриваса Тхакур, Шри Адвайта Ачарья и все остальные уже просили Шри Нитьянанду Прабху провести Вьяса-пуджу.

– Пожалуйста, начинай, – сказали они ему.

– Да, да, я уже начинаю, – ответил Нитьянанда Прабху. – Сейчас проведу.

Но Он все медлил. Он просто стоял на месте. Потом пришел Шри Чайтанья Махапрабху и тотчас скомандовал Нитьянанде Прабху:

– Почему Ты медлишь? Начинай Вьяса-пуджу.

И тогда Нитьянанда Прабху взял очень красивую, благоухающую гирлянду и надел её на шею Шри Чайтанье Махапрабху со словами:

– Ты и есть Господь Кришна.

И затем Он начал совершать арати и выражать почтение Махапрабху.

Шриману Махапрабху стало стыдно. Он думал: «Зачем он это делает?» Нитьянанда Прабху – это сам Баладев Прабху, и он знает все установленные истины (таттвы). На самом деле все истины исходят из Его лотосных стоп. Он ответил:

– Я все правильно делаю. Нам нужно стараться порадовать Того, Кому поклоняется сам Шрила Вьясадева, а именно Шри Кришну, океан сладостного трансцендентного нектара (акхила-расамитра-синдху). Это Вьяса-пуджа.

История Вьяса-пуджи уходит корнями к сотворению мира, когда были созданы Веды. Вьясадева разделил Веды на четыре раздела и в дальнейшем истолковал их в форме Пуран и Упанишад. В «Шветашватара-упанишаде» говорится:

васья дева пара бхактир

йатха деве татха гурау

тасйаите катхита хй артхах

пракашанте махатманах

«Только тем великим душам, чьи сердца полны непоколебимой веры в Господа и духовного учителя, немедленно раскрывается всё знание Вед».

Суть всех Вед и бхакти проявляются в сердце того, кто одинаково безраздельно предан лотосным стопам Верховной Личности Господа Шри Кришны и лотосным стопам своего Гурудева, открывшего доступ к Кришне.

Не относитесь к Гурудеву поверхностно. Вера в гуру должна быть большей, чем в Кришну. Даже если Кришна, каждое слово которого является истиной, однажды вас обманет, Шри Гуру никогда не обманет. Не пытайтесь что-то скрывать от Гурудева. Он знает всё, зачем же пытаться его обмануть?

Во времена Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа практически никто из его учеников не знал о том, что такое подлинная вера в лотосные стопы Гурудева. Не понимали они также его личность и миссию. Его ученики считали, что их гуру пришёл лишь для того, чтобы распространить движение санкиртаны. Но не в этом его величие. Это лишь один аспект его славы, но есть и более значимые. Его подлинное величие в том, что он является Дайита-дасом. Шримати Радхика – это Дайита, величайшая возлюбленная Шри Кришны, а Её даси – это Шри Гурудев. В этом его наивысшая слава. Постарайтесь осознать, кем он является. Менее великая личность не сможет дать миру кришна-прему, даже если провозгласит себя гуру. Как может дать кришна-прему тот, у кого её нет, нисколечко? Как может дать рагануга-бхакти тот, у кого ее нет? Как может проповедовать тот, кто не следует даже ваидхи-бхакти? Примером безупречного следования ваидхи-бхакти является Прахлада Махарадж, который совершал чистое слушание, воспевание и памятование (шраванам-киртанам вишну-смаранам). Одни падшие души становятся так называемыми гуру, а другие – их превозносят: «Мой Гурудев очень, очень возвышенный!» На самом деле гуру такой же падший, как и его ученик. Поэтому изучайте эти истины и научитесь различать уровни Вайшнавов.

В одной из Упанишад есть история об одном гуру и его ученике Аруни. Гуру решил проверить преданность Аруни и однажды тёмной ночью сказал ему: «Наступила ночь и идёт дождь. Немедленно иди в поле». Поле находилось далеко, шел сильный дождь и было жутко холодно. При этом у Аруни не было ни зонта, ни другого укрытия. И всё же Гурудев дал ему лопату и велел: «Собери в поле воду для риса и укрепи дамбу, чтобы вода не затекала на другие поля».

Несмотря на дождь, жуткий холод и непроглядную тьму Аруни пошел в поле. Дамба была сломана и вода в поле не задерживалась. Аруни взял лопату и начал делать насыпь, чтобы удержать воду. Но насыпь не держалась. Лил такой сильный дождь, что всю землю снова размывало потоками воды. «Я не справился с заданием, значит, не могу вернуться к Гурудеву», – сокрушался он. После некоторых раздумий он сам лёг вдоль дамбы – так ему удалось удержать немного воды в поле. За ночь он весь окоченел.

Наутро Гурудев увидел, что Аруни не вернулся. «Где Аруни? – забеспокоился он. – Я отправил его проверить воду, но его всё ещё нет». Он сам пошёл в поле и стал звать: «Аруни! Где ты? Что ты там делаешь?» Еле живой Аруни слабым голосом ответил: «Гурудев, я здесь». Увидев Аруни, Гурудев взял его за руки и сказал: «Вставай». Он дал Аруни плед и обнял со словами: «Ты прошёл проверку. Я благословляю тебя. Пусть в твоем сердце проявится все знание, которое я получил из Вед. Теперь ты осознаешь всё это знание и станешь таким же, как я».

И в это мгновение Гурудев совершил чудо! Аруни обрёл знание всех Вед и осознал все истины. Таким было испытание «жестокого» Гурудева, который в действительности был очень мягок.

В другой Упанишаде есть история об Упаманью, который был учеником Дхаумьи Риши. Упаманью пришёл к своему Гурудеву и попросил: «Пожалуйста, дай мне знание о духе вне материи (брахма-гьяну)». «Брахма-гьяна – очень сокровенное и могущественное знание, – ответил ему Гурудев. – Тебе придётся двадцать пять лет жить в моей гурукуле и пасти коров. Через двадцать пять лет, если будешь достоин, я дам тебе брахма-гьяну».

Так Упаманью начал пасти коров. Через полгода Дхаумья Риши позвал его и спросил:

– Упаманью, хотя я никогда тебя не кормлю, ты очень силён и здоров. Чем ты питаешься?

– Если остается немного молока после того, как попили телята, я его допиваю, – отвечал он.

– Почему ты это делаешь? Не пей это молоко! – ответил ему Гурудев.

Но он не сказал, что надо делать. Упаманью снова пас коров, а через несколько дней Дхаумья Риши позвал его и спросил:

– О, ты всё ещё очень сильный и крепкий. Что ты ешь? Пьёшь молоко?

– Нет, Гурудев.

– Тогда что ты ешь?

– Когда коровы отдыхают, они пережёвывают жёваную траву. У них на губах появляется пена, и я беру её. Коров сотни, поэтому я в порядке.

– Почему ты собираешь пену? Я тебе не давал на это разрешение. Это мои коровы.

Упаманью вновь отправился пасти коров, но однажды он не вернулся вечером с коровами, и Дхаумья пошёл его искать.

– Упаманью! О, Упаманью, где ты? Что ты делаешь? – кричал он.

– Гурудев, я в колодце.

– Почему ты в колодце?

– Ты сказал мне не брать пену у коров, и я пил сок одного растения. Но я не знал, что оно ядовитое. И в результате я ослеп. Поэтому я упал в колодец – и вот я здесь.

Гурудев вытащил его из колодца и сказал:

– Сначала пусть к тебе вернётся зрение, а затем пусть в твое сердце войдет всё знание Вед, включая брахма-гьяну. Не потребовалось ждать двадцать пять лет – ты уже достоин.

Упаманью является образцовым гуру-севаком. Если, предавшись гуру, вы готовы будете пожертвовать жизнью, как это сделали Упаманью и Аруни, тогда вы получите брахма-гьяну. Но даже это не гарантирует враджа-бхакти, поскольку враджа-бхакти – очень возвышенный вид премы.

Во времена Шри Вьясы, Шри Кришна и Шри Баладева отправились в гурукулу к Сандипани Муни. В то время там также был Судама Випра из Двараки. Он был брахманом и ровесником Кришны. Однажды жена их Гурудева сказала Кришне и Судаме: – У меня нет дров, чтобы приготовить обед и разжечь жертвенный костёр. Сходите в лес и принесите древесины.

Пока они были в лесу, налетел ветер, полил сильный дождь, и стало жутко холодно. Дождь стоял стеной, и они не видели, куда идут. Все поля были затоплены. К тому времени мальчики уже набрали сухой древесины, и теперь они укрылись под могучим деревом. Чтобы не намочить древесину, они на всю ночь держали ее на голове. Утром Сандипани Муни лично пошел на поиски учеников, взывая:

– Судама! Кришна! Где вы?

– Мы здесь.

– Почему вы не вернулись в ашрам?

– Тут был такой ливень!

Оба мальчика дрожали от холода. Господь Кришна – это Верховный Господь, и всё же Он трясся от холода и слушался Гурудева. Когда вы станете такими же смиренными, бхакти проявится в вашем сердце. Бхакти – это не так-то просто. Думаю, вы это понимаете. Вам придётся предаться, как Сам Кришна. Тогда гуру будет доволен и благословит вас, одарив бхакти-гьяной. И даже сверх того.

Сандипани Муни обнял обоих учеников и благословил их: «Вы пришли ко мне, чтобы изучить все шестьдесят четыре искусства и всё Ведическое знание. Я благословляю вас, чтобы все это разом проявилось у вас в сердце». У Кришны уже было всё знание, но у Судамы нет, поэтому так, занимаясь служением Гурудеву, он получил его благословения и смог осознать все Ведическое знание. Вы должны стараться быть такими же.

Быть учеником рупануга-вайшнава далеко не просто, и для этого вам нужно следовать по стопам Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Дживы Госвами. Чтобы достичь их уровня бхакти, нужно многим пожертвовать. Когда Шрила Джива Госвами поправил Валлабхачарью, чтобы защитить славу своего Гурудева, Шрилы Рупы Госвами, тот сказал ему: «Ты неуважительно отнёсся к учёному брахману. Он всего лишь хотел помочь мне, исправляя мою рукопись. Тебе следует вернуться домой». Тогда Джива Госвами вернулся в Нанда-гхат во Враджа-мандале и стал жить в крокодильей норе. Он ничего не ел и почти заморил себя голодом. Он думал: «Если Гурудев недоволен мной, я лучше оставлю тело». Он серьезно заболел, и, казалось, он не выживет.

Однажды мимо проходил Шрила Санатана Госвами. Увидев состояние Шрилы Дживы Госвами, он пошел к Шриле Рупе Госвами и спросил его:

– В чём состоит твой долг перед дживой?

– Помочь дживе обрести кришна-бхакти, – ответил Рупа Госвами.

– Тогда почему ты отверг Дживу?

Тогда Рупа Госвами горько заплакал. Санатана Госвами привёл Дживу обратно, и Рупа Госвами лично ухаживал за ним, пока тот не выздоровел. Впоследствии Джива Госвами исполнил желание Шрилы Рупы Госвами.

Ещё один пример совершенной гуру-севы явил Шрила Рагхунатха дас Госвами. Шри Чайтанья Махапрабху отдал его в руки Шри Сварупы Дамодары, и Рагхунатха дас со всей искренностью служил своему гуру. Он не просто делал ему массаж – эта внешняя сева не так много значит. Массировать сердце, т.е. радовать Гурудева – вот что необходимо. Как порадовать Гуру? Как Шрила Рупа Госвами доставлял радость своему Гурудеву, Шри Чайтанье Махапрабху? Он знал Его сердце и написал «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани», «Лалита-мадхаву» и другие произведения.

Махапрабху был необычайно рад, когда Шрила Рупа Госвами написал стих:

прийах со ’йам кришнах саха-чари куру-кшетра-милитас татхахам са радха тад идам убхайох сангама-сукхам татхапй антах-кхелан-мадхура-мурали-панчама-джуше мано ме калинди-пулина-випинайа сприхайати
Этот стих произносит Шримати Радхарани: «Моя дорогая подруга, здесь, на этом поле Курукшетра, Я повстречала Моего старого и дорогого друга Кришну. Я все Та же Радхарани, и теперь Мы вновь встретились. Эта встреча очень радостная, но Я хочу на берег Ямуны, под сень деревьев, кроны которых наклонились к воде. Там, в лесу Вриндавана, Я хочу слушать сладостное пение Его флейты, когда Он извлекает пятую ноту». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.76).

Чистые Вайшнавы в нашей парампаре отличаются тем, что даже капля их милости может привести к рагануга-бхакти. Под руководством Шри Рупы Госвами вы будете служить Шри Шри Радхе-Кришне, особенно Шримати Радхике. Это очень, очень сокровенная истина, и я принёс её сюда для вас. Ваш Шрила Прабхупада, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, хотел её дать и объяснил это в своих книгах. Но в то время вы еще были недостаточно зрелыми, и он не мог открыто обсуждать эти темы на лекциях. Поэтому, следуя желанию Шрилы Свами Махараджа и линии наших ачарий, я раскрываю вам истины о рагануга-бхакти.

Никто больше не рассказывает об этом открыто. Все молчат, но я не молчу. Едва ли кто-то из всей нашей парампары будет давать это так, как я. Я хочу, чтобы все вы обрели рагануга-бхакти. Однако, чтобы её обрести, вы должны будете предаться и стать такими же, как те преданные, о которых я сегодня рассказал.

Не будьте как Экалавья. Ни один истинный гуру не назовёт своего ученика Экалавья. У нас нет с ни ничего общего. Он был демоном, а не гуру-бхактой. Дроначарья сказал ему:

– Я не буду обучать тебя стрельбе из лука.

– Нет, я должен научиться этому у вас, – ответил Экалавья.

Он сделал статую Дроначарьи и, поклоняясь ему, всему научился у него (в форме статуи). Позже Дроначарья пришёл в лес и очень удивился, увидев его мастерство. Он спросил:

– Как ты этому научился?

– О, без вашей милости я бы ничего не смог. Я получил вашу милость, поклоняясь вашему Божеству, и так стал искусным лучником.

Дроначарья не был рад поступку Экалавьи, который, как он знал, хотел сражаться против Шри Кришны и Его спутников, таких, как Пандавы. Поэтому он спросил Экалавью:

– Где же твое подношение учителю, твоя гуру-дакшина? Я хочу большой палец твоей правой руки.

Тогда Экалавья отрезал палец и отдал своему гуру. Впоследствии, во время Битвы на Курукшетре, Кришна одолел его чакрой.

Не нужно стремиться стать таким, как Экалавья. Некоторые хотят обрести бхакти, чтобы с ее помощью уничтожать врагов, но это нехорошо. Каков метод, в результате которого мы придём к бхакти?

тринад апи суничена

тарор апи сахишнуна

аманина манадена

киртанийа сада харих

«Следует повторять святое имя Господа в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, лежащей на дороге. Нужно быть терпеливее дерева, отбросив чувство ложного престижа, и быть готовым выражать почтение каждому. В таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно». («Шри Шикшаштака», 3).

Вот так достигается бхакти. Вам придётся всем пожертвовать и полностью предаться (шаранагата). Шри Кришна объяснил это в «Бхагавад-гите». Он играл роль гуру, а Арджуна – роль ученика. Поскольку Кришна является гуру, наш долг – подчиняться Ему, если мы хотим кришна-прему. Эта према неизмеримо выше, чем брахма-гьяна.

Сейчас я выражу почтение моей гуру-парампаре и предложу пушпанджали. Гуру-парампара и Шрила Вьясадева тоже здесь. Я очень доволен тем, как сегодня всё организовано.

Гаура Премананде!



Перевод на русский: Джаянти даси
Над текстом работали: Таруни даси, Урджешвари даси

"Мы отвернулись от Верховного Господа, океана блаженства, и, сбитые с толку майей, принимаем иллюзию за реальность. Все, что мы воспрнимаем чувствами – обманчиво, майа".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020