День ухода Шрилы Гурудева

Харе Кришна! Дорогие преданные, примите наши поклоны. Вся Слава Шриле Гурудеву! Вся Слава Шри Шри Радха Винод Бихари.

Сегодня мы отмечаем первую годовщину ухода нашего возлюбленного Шрилы Гурудева, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. В этот день предлагаем вашему вниманию отрывки из уникального документа, опубликованного в журнале «Rays of the Harmonist». Приведенный ниже отчет подготовили Шрипад Бхактиведанта Сиддханти Махарадж и Шриман Санджай Брахмачари, которые лично служили Шриле Гурудеву, начиная с сентября 2010 года и вплоть до его божественного ухода. В этом документе содержатся их бесценные свидетельства о последних и самых сокровенных лилах нашего духовного учителя.

Ваши слуги,
редакция purebhakti.ru



Сегодня ом вишнупад аштоттара-шатта

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

вошел в ночные игры

Шри Шри Радха Раман Бихари


Начало лилы болезни

По своей божественной воле, в 2010 году Шрила Гурудев начал являть лилы болезни, схожие с человеческими. Первые тревожные признаки появились еще до развития болезни, во время Шри Навадвипа-дхама парикрамы, когда Шрила Гурудев дважды не появился на вечерней хари-катхе, наполнив глубочайшим разочарованием сердца всех преданных, которые жаждали трансцендентной катхи из его лотосных уст.

Далее, во время Американского и Европейского туров, Шрила Гурудев заметно ослабел. И все же, после возвращения в Индию и празднования Гуру-пурнимы, Шрила Гурудев планировал лететь на фестивали хари-катхи в Дубае и в России. Это вызывало у некоторых преданных беспокойства, ведь он только что вернулся из мирового тура и не успел еще как следует отдохнуть. Более того, в Индии только что прошел, трехдневный фестиваль Гуру-пурнимы, во время которого Шрила Гурудев дал даршан тысячам преданным. Поэтому, многие считали, что ему не стоит так скоро вновь отправляться в путешествие. Но отговорить Шрилу Гурудева было невозможно. Он твердо стоял на своем, желая сдержать обещание, данное преданным из России. Шрила Гурудев знал, что в России тысячи преданных, не имея финансовой возможности приехать в Индию, в течение нескольких лет с нетерпением ждали его даршана.

И вот, вернувшись в Индию после успешного проведения этих фестивалей, Шрила Гурудев прямо из аэропорта поехал в больницу.

Джанмаштами – последняя лекция в Дели

По настоянию докторов, Шрила Гурудев остался в Дели. В первый раз за пятьдесят шесть лет его не было в Матхуре и Вриндаване на празднике Джулана-ятры, ежегодной конференции в честь дня ухода Шрилы Рупы Госвами, Шри Баладева Пурниме, Шри Кришна Джанмаштами и Шри Нандотсаве. Невозможно описать, как он сокрушался, что не смог принять участие в этих фестивалях. В журнале «Шри Шри Бхагавата Патрика» (год 7, номер 7) на хинди опубликована его последняя лекция на Шри Джанмаштами в Шри Раман Бихари Гаудия Матхе, в которой отражены эти трансцендентные настроения.

Прибытие в Матхуру и на Говардхан

Завершив курс лечения, сразу после Шри Нандотсавы Шрила Гурудев немедленно вернулся в Матхуру, а через два дня переехал на Говардхан.

Один преданный в Матхуре сказал Шриле Гурудеву: «Без вас праздник Джанмаштами был безжизненным. Отныне, пожалуйста, всегда оставайтесь на Джанмаштами в Матхуре, как было раньше». Услышав это, Шрила Гурудев сказал очень серьезно: «Наступает новая эра. Теперь все будет по-другому». Сказав это, Шрила Гурудев погрузился в молчание.

Лила болезни продолжается

Побыв короткое время на Говардхане, Шрила Гурудев опять проявил лилу болезни. Он говорил, что очень хочет остаться во Врадже и отпраздновать в Матхуре Шри Радхаштами, но, поскольку на Говардхане не было необходимого медицинского оборудования и специалистов, ему пришлось вернуться в Дели.

Никто, кроме учеников и последователей Шрилы Гурудева, не знает, какая боль пронзала их сердца всякий раз, когда он снова и снова являл лилу болезни. Все хотели, чтобы Шрила Гурудев как можно скорее поправился. 19 сентября Шрила Гурудев планировал полететь в Малайзию, но, по настоянию докторов, поездку отменили. Его слуги поспешно организовали консилиум лучших докторов Индии и всего мира, обеспечив ему лучшее лечение.

Непрекращающиеся парикрамы, нама-санкиртана, поклонение, молитвы и огненное жертвоприношение за здоровье Шрилы Гурудева

Пока Шрила Гурудев жил в Шри Раман Бихари Гаудия Матхе, туда стали съезжаться преданные со всех концов мира. Они часами напролет пели нама-санкиртану у его бхаджана-кутира. Шрила Гурудев слушал их киртану из своей комнаты. Люди бросали работу, бизнес и домашние дела, беспокоясь лишь о двух вещах: о здоровье Шрилы Гурудева и о том, как получить его даршан. Иногда, положив руки на плечи слуг, которые поддерживали его с двух сторон, Шрила Гурудев подходил к порогу комнаты. Видя Шрилу Гурудева, преданные громко пели святые имена. Во власти сильных эмоций, они часто не могли сдержать слез. Иногда Шрила Гурудев выходил на балкон и давал собравшимся внизу преданным даршан и благословения.

Молясь за его здоровье, многие преданные регулярно совершали парикармы, панчамрита-абхишеки (омовение Божеств пятью нектарными составляюими) и поклонялись Шри Гирираджу. В Индии и по всему миру ежедневно проводились Нрсимха-ягьи и Сударшана-ягьи. Сердца преданных горели единственным желанием – как можно скорее вновь увидеть Шрилу Гурудева здоровым. Хватаясь за малейший проблеск надежды, его слуги пускали в ход в новейшие лечебные процедуры или средства альтернативной медицины.

Шрила Гурудев проявляет трансцендентные симптомы

В течение этого периода болезни Шрила Гурудев был глубоко погружен в трансцендентные настроения. Иногда он бормотал что-то невнятное, а иногда в течение многих часов подряд повторял аник (гаятри-мантры) или ставы и стути (молитвы преданности). Лишь когда слуги вновь и вновь настойчиво пытались предложить ему еду или лекарство, он медленно, полностью или частично, возвращался во внешнее сознание. Так Шрила Гурудев постоянно пребывал во внутреннем сознании (антара-даша). Порой слуги пели его любимые киртаны или читали ему из писаний.

Однажды Шрила Гурудев сказал: «Я собрал все необходимые специи, но нигде не могу найти убар». Он повторял это снова и снова. Каждый раз слуги спрашивали его, что это за специя, но Шрила Гурудев просто продолжал тихо повторять это слово. Никто из присутствующих никогда не слышал об этой трансцендентной пряности.

Уважаемые Гаудия Вайшнавы приходят на даршан к Шрилу Гурудеву

Пока Шрила Гурудев пребывал в Дели, многие преданные, принявшие прибежище его лотосных стоп, ежедневно приходили к нему на даршан. Также к нему приходили Гаудия Вайшнавы из различных Матхов, в том числе: нынешний ачарья Шри Гопинатха Гаудия Матха Шрипад Бхакти Вибхуда Бодхаяна Махарадж; нынешний президент-ачарья Шри Гаудия Веданта Самити Шрипад Бхактиведанта Парьятака Махарадж, а также Шрипад Бхактиведанта Вайшнава Махарадж; члены ДжиБиСи ИСККОН, такие как Шрипад Гопала-кришна Махарадж, Шрипад Бхактичару Махарадж, Шрипад Индрадьюмна Махарадж, Шрипад Бхакти Бхринга Махарадж и Шрипад Ведавьяса Махарадж; а также Шрипад Бхакти Прапанна Тапасви Махарадж и Шрипад Бхакти Вичара Вишну Махарадж из Шри Чайтанья Гаудия Матха. В надежде получить даршан Шрилы Гурудева к нему приходило множество брахмачари и грихастх из ИСККОН и Гаудия Матхов. Пуджьяпад Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, нынешний ачарья Шри Чайтанья Гаудия Матха, и его духовный брат Пуджьяпад Шри Шримад Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж позвонили Шрипаду Бхактиведанте Мадхаве Махараджу и передали, что переживают и молятся о здоровье Шрилы Гурудева.

Преданные приезжают на Шри Враджа-мандала парикраму

Тем временем во Вриндаван со всех концов Индии и мира стали прибывать паломники, чтобы в месяц Картика принять участие в парикраме по 84 крошам Враджа-мандалы. На пути в Шри Вриндавана-дхаму каждый преданный с волнением заезжал в Шри Раман Бихари Гаудия Матх, чтобы получить даршан Шрилы Гурудева.

Шрила Гурудев велит преданным присоединиться к Шри Враджа-мандала парикраме

Волнуясь о здоровье Шрилы Гурудева, некоторые преданные хотели остаться вместе с ним в Дели. Но с началом Картики Гурудев это не приветствовал. По утрам и вечерам он часто с помощью своих слуг подходил к антимоскитному экрану у входа в комнату. Иногда он задерживался там на пару мгновений, а иногда садился и отдыхал в течение нескольких минут. Видя преданных, которые ждали его даршана, он часто спрашивал: «Вы что здесь делаете?» Он велел им ехать во Вриндаван и принять участие в Шри Враджа-мандала парикраме. «Ваша жизнь будет успешной, если вы посетите места игр Кришны, – говорил он. – Я не еду на парикраму только из-за болезни. Но я приказываю вам, поезжайте и примите участие в парикраме. Я постепенно поправляюсь и, как только это будет возможно, попробую к вам присоединиться».

Тревоги любящих преданных

Встревоженные лилами болезни Шрилы Гурудева, некоторые преданные пережевали, что ему приходится оставаться в Дели. По мнению этих преданных, его нужно было отвезти на Говардхан. Слуги Шрилы Гурудева понимали, что эти беспокойства вызваны их глубокой любовью к Шриле Гурудеву. И все же они не могли исполнить их просьбу, поскольку чувствовали, что на них лежит ответственность делать все, что в их силах, чтобы помочь Шриле Гурудеву поправиться.

«Если Шрила Гурудев явит лилу ухода в Дели, это будет очень нежелательно», – говорили преданные. В ответ на это слуги Шрилы Гурудева отвечали: «Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур явили лилу ухода в Калькутте. Можно ли это назвать нежелательным? Где бы ни находился вечный спутник Господа, такой как Шрила Гурудев, там, несомненно, проявляется Шри Вриндавана-дхама, Шри Говардхан и Шри Радха-кунда». Но между собой они обсуждали: «Мы уверены, что рано или поздно Шрила Гурудев попросит отвезти его на Говардхан». И это время пришло…

Шрила Гурудев желает провести Картику на Говардхане

В середине Картики Шрила Гурудев сказал, что хочет поехать на Говардхан. Услышав эту просьбу, слуги немедленно организовали его переезд туда. Утром в день его отъезда в храме собралась такая толпа, что сорокаметровый путь в инвалидном кресле от лифта до машины скорой помощи занял у Шрилы Гурудева не менее получаса. Все это время Шрила Гурудев держал ладонь вертикально, щедро одаривая всех благословениями. Доктор Равиндра Пракаш из Дели сопровождал его на пути на Говардхан.

Шрила Гурудев остается на Говардхане до конца Картики

В Шри Гиридхари Гаудия Матхе Шрилу Гурудева встретили тысячи преданных. На Говардхане его состояние постоянно колебалось, и большую часть времени он проводил во внутреннем сознании (антара-даша).

Шрила Гурудев проявляет трансцендентные эмоции

Время от времени Шрила Гурудев проявлял признаки экстаза, описанные Шри Рупой Госвами в «Шри Бхакти-расамрита-синдху». Иногда из его глаз лились бесконечные потоки слез, иногда из его лотосных уст шла пена, а иногда в течение многих часов у него не прекращалась икота. Изредка, словно возвращаясь из забытья, он спрашивал: «Где я?» или «Сейчас день или ночь?»

Порой он не мог вспомнить имена своих ближайших слуг, а потом вдруг его восприятие становилось таким ясным, что он поправлял их, когда те неверно произносили имена преданных, демонстрируя им правильное произношение. Иногда он благодарил своих слуг, видя, как они неустанно заботятся о нем, а иногда поправлял их и объяснял, как правильно выполнять служение.

Временами он просыпался и спрашивал: «Сегодня парикрама пошла в Нандагаон?» или «Сегодня Экадаши?» Подобные вопросы всегда повергали его слуг в шок, поскольку никто не говорил ему, какой был день, и все же он в точности знал, что происходило.

Хотя севаки Шрилы Гурудева тщательно следили за его питанием, составляя меню в соответствии с предписаниями доктора, Шрила Гурудев иногда шутливо спрашивал: «Вы меня сегодня кормить вообще будете?». Стоит ли говорить, что эти слова наполняли их сердца счастьем, и они немедленно предлагали ему угощение.

Слуги Шрилы Гурудева стоят перед дилеммой

Хотя все были счастливы получить даршан Шрилы Гурудева на LCD-экране, но можно ли это сравнить с хотя бы мимолетной личной встречей с ним? Постепенно преданные стали все больше настаивать: «Пожалуйста, устройте для нас личный даршан со Шрилой Гурудевом. Его даршан на экране несравним с личной встречей». Слуги Шрилы Гурудева старались, насколько это возможно, удовлетворить просьбы преданных, но перед ними вставал трудный выбор. Возможно ли обеспечить для Шрилы Гурудева личный комфорт и, в то же самое время, удовлетворить всех и каждого?

Они устроили для преданных безмолвный даршан через окно, пока Шрила Гурудев спал, но однажды он внезапно проснулся и велел дежурившему рядом слуге полностью задернуть шторы, не оставляя ни единого просвета. «Я не хочу, чтобы преданные расстраивались, видя меня в таком положении», – сказал он им. У слуг не было иного выбора, кроме как последовать воле Шрилы Гурудева и весь день служить ему в полутемной зашторенной комнате.

Сильное желание получить непосредственный даршан

Видя глубокую внутреннюю погруженность Шрилы Гурудева, его севаки тщательно служили ему в этом состоянии, но иногда, беспокоясь о его здоровье, они бережно приводили его во внешнее сознание и пытались уговорить его выйти из комнаты: «О Шрила Гурудев, доктора рекомендуют вам иногда выходить хотя бы на несколько минут, чтобы подышать свежим воздухом и увидеться с преданными».

Невозможно описать, какая радость переполняла сердца преданных, когда они видели, как Шрила Гурудев подъезжает к окну на своем инвалидном кресле или даже сам подходит к окну, опираясь на плечи поддерживавших его слуг. Так он несколько раз давал короткие даршаны.

Преданные смотрели на него из окон, с крыш, из садика, с балкона, даже свисая с колонн, – словом, отовсюду, где они могли его увидеть. Они словно стремились навсегда запечатлеть эти мгновения в сердце. Некоторые предлагали Шриле Гурудеву лампадки с гхи, а некоторые совершали ему арати глазами. Куда бы Шрила Гурудев не кинул взгляд, преданные, стоявшие в том направлении, считали себя самыми удачливыми. Такие даршаны продолжались в течение двух или трех дней, после чего Шрила Гурудев вновь целиком погрузился во внутреннее сознание.

Шрила Гурудев совершает Шри Враджа-мандала парикраму

В течение трех дней Шрила Гурудев являл удивительную лилу. Он постоянно пребывал во власти глубоких экстатических эмоций. И в один прекрасный день он сказал своим слугам: «Отвезите меня во Вриндаван. Я хочу совершить Враджа-мандала парикраму». Вновь и вновь он повторял эту просьбу. Севаки пытались успокоить его, объясняя, что все преданные уже приехали из Вриндавана сюда, на Говардхан, и что он здесь в окружении сотен участников парикрамы. И все же он продолжал настаивать, чтобы его отвезли во Вриндаван. Преданные поняли, что у него, видимо, есть сокровенные причины, чтобы настаивать, поэтому сказали ему: «Да, Гурудев, мы устроим ваш переезд во Вриндаван». Услышав это, Шрила Гурудев успокоился и смог немного отдохнуть.

Иногда по вечерам он говорил: «О, сегодня парикрама пойдет в Шри Радха-Дамодара Мандир, Сева-кундж, Шри Радха-Шьямасундара Мандир и другие близлежащие места. Я не смогу вместе с ними посетить их все, но непременно пойду в Сева-кундж и Радха-Дамодара Мандир». Или он говорил: «Сегодня парикрама отправляется на Мана-саровару». Казалось, что он находится непосредственно во Вриндаване и совершает Враджа-мандала парикраму.

Проснувшись на следующее утро, Шрила Гурудев воскликнул: «О, этот Паинтхагаон такой красивый! Здесь была провозглашена особая слава (ваишиштья) Шри Радхаджи». Казалось, что, находясь в состоянии глубокого экстаза, он всего за один день завершил двенадцатидневную парикраму по Вриндавану и теперь достиг Говардхана. Потом Шрила Гурудев стал говорить: «Я должен посетить Дана Гхати, а также фестивали на берегу Сурабхи-кунды, Радха-кунды, Шьяма-кунды и других мест лил».

Позже он сказал: «Сегодня парикрама идет в Нандагаон и на Варшану. Мы также пойдем в Тер Кадамба, Уддхава-кьяри и Унчагаон». Так, за один день, он прошел парикраму по местам лил вокруг Говардхана, которую преданные обычно проходят за 18 дней.

Каждый год сразу после парикрамы, Шрилы Гурудев проводил программу в Дели, а потом посещал зубного врача. Завершив Враджа-мандала парикраму, на следующее утро он сказал одному из своих слуг: «Сообщи моему дантисту в Дели, что мы придем, и попроси, чтобы он был готов сразу принять нас, потому что вечером у нас будет празднование в Шри Раман Бихари Гаудия Матхе. Очень важно вовремя приехать в Матх». Желая поддержать внутреннюю медитацию Шрилы Гурудева, слуга ответил: «Хорошо, я свяжусь с ним». Позже, когда слуга помогал Шриле Гурудеву чистить зубы, тот попросил зубную нить. А когда слуга не смог найти ее, Шрила Гурудев заключил: «Ее наверняка уже упаковали вместе со всем остальным в машину, которая поедет в Дели. Если легко найдешь ее, принеси, а нет – оставь. В Дели посмотрим, что делать».

Так Шрила Гурудев явил лилу своей личной Враджа-мандала-парикрамы. Его слуги были глубоко поражены и благодарны за возможность увидеть каплю его внутренних настроений.

Всеблагой День явления Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа

За несколько лет до этого Шрила Гурудев как-то сказал: «Следуя по стопам моего старшего гуру-брата прапуджья-чарана Шримад Бхактиведанты Ваманы Махараджа, я хочу принять прибежище у той же титхи (дня), чтобы покинуть этот мир». Помня об этих словах, преданные испытывали мрачные предчувствия. По мере того, как приближался день ухода Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа, преданные начинали все больше опасаться, что его слова могут воплотиться. Отчаянно надеясь предотвратить это, практически все преданные, приехавшие на Шри Враджа-мандала парикраму, а также тысячи преданных по всему миру, стали изо всех сил молиться Шри Гирираджу Говардхану, который исполняет все желания. Многие всю ночь не спали и совершали харинама-санкиртану, пели ставы и стути, совершали абхишеку Гирираджу или обходили вокруг него. Наутро, ко всеобщему облегчению, преданным сообщили, что всю ночь Шрила Гурудев мирно спал.

Всеблагое желание Шрила Гурудева

Однажды Шрила Гурудев сказал одному из преданных, работавших над изданием книг на хинди: «Когда я уйду, продолжайте издавать наши книги так же, как сейчас. Процесс издания священных писаний никогда не должен прерываться. Те книги, которые закончились, нужно немедленно переиздавать».

Множество Вайшнавов приходят на даршан к Шриле Гурудеву

В течение всего этого времени в Гиридхари Гаудия Матх сплошным потоком стекались Вайшнавы из разных Сарасват Гаудия Матхов и разных сампрадай. Все они хотели выразить почтение Шриле Гурудеву. Невозможно перечислить все имена, но вот лишь некоторые из них: Шрипад Бхакти Викаш Говинда Махарадж из Винода-вани Гаудия Матха во Вриндаване; Шрипад Говардхан Дас Бабаджи из Говардхана Гаудия Матха; Шрипад Бхакти Сарвасва Говинда Махарадж и Шрипад Матхуранатха Дас Бабаджи Махарадж из Шри Рупануга Бхаджана Ашрама; Шри Бхакти Дживана Ачарья Махарадж, нынешний ачарья Шри Кришна Чайтанья Матха в Вардхамане; Шрипад Гопананда Ван Махарадж из Шри Бхаджана-кути во Вриндаване; ачарья Шри Чайтанья Матха Пуджьяпад Шримад Бхакти Прагьяна Йати Махарадж и Шримад Бхакти Судхира Дамодара Махарадж; Шрипад Бхакти Шарана Дамодара Махарадж из Шри Гопинатха Гаудия Матха; Шрипад Парамадвайти Махарадж из Шри Вринда-кунджа; Шрипад Говинда Махарадж, ученик Шри Шримад Бхакти Дживан Джанарданы Госвами Махараджа; многие санньяса-ученики Шри Шримад Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махараджа и другие.

Из ИСККОН: президент храма ИСККОН во Вриндаване Шрипад Маханидхи Махарадж, Шри Панча Гауда прабху вместе с женой Шримати Гаура Пурнимой даси, Вице-Президент храма ИСККОН во Вриндаване Шри Джанардана Брахмачари, а также Шри Шрута-крити прабху.

Кроме того, на даршан Шрилы Гурудева приходили: Шри Рамеш Баба из Мана-гархи (Варшана); пандиты санскрита Шри Вишну Пандей из Матхуры и Шри Шьямадас из Джайпура; последователи пушти-марга и другие Вайшнавские святые.

Гурудев беспокоится, видя усилия своих слуг

Видя, что преданные день и ночь служат ему, Шрила Гурудев однажды сказал:

– Я больше не хочу задерживаться в этом мире.

– Пожалуйста, почему вы так говорите? – спросили его они.

– Из-за меня так много преданных вынуждены страдать, – ответил Шрила Гурудев.

– Гурудев, – сказали ему слуги, – мы не страдаем, когда служим вам. На самом деле это наша величайшая удача, что мы можем оказать вам хотя бы незначительное служение. Мы просим лишь об одном, пожалуйста, простите наши недостатки».

Несмотря на слабое здоровье, Шрила Гурудев переживал о нас, беспокоясь о наших страданиях.

Гурудев дает благословение в конце Картики

К несказанной радости всех преданных, состояние Шрилы Гурудева на Говардхане постепенно улучшалось. В день полнолуния в конце Картики он выехал из своего бхаджана-кутира в инвалидном кресле и произнес перед всеми преданными такие слова: «Так же, как в этом году вы приехали на Шри Враджа-мандала парикраму, вы все должны приезжать сюда каждый год. Через несколько месяцев начнется Шри Навадвипа-мандала парикрама, и вы все также должны принять в ней участие. Там я встречусь со всеми вами». Услышав эти обнадеживающие слова, преданные прерывающимися от счастья голосами запели: «Джая Гурудева, Джая Гурудева!»

Возвращение в Дели после Картики

После Картики Шрила Гурудев еще какое-то время побыл на Говардхане, после чего, по настоянию доктора Рэя с Филиппин и доктора Равиндры Пракаша из Дели, Шрилу Гурудева опять отвезли в Шри Раман Бихари Гаудия Матх в Дели. Как и раньше, в храм потоком хлынули преданные и доктора. Однажды Шрила Гурудев обратился к местному доктору и врачу из-за рубежа: «Вы все так стараетесь из-за меня! За это примите мою сердечную благодарность». Услышав это, доктора ответили: «Гуруджи, это наша величайшая удача, что вы позволили нам служить вам».

«Не вывозите меня за пределы дхамы»

По совету доктора Рэя, личные слуги Шрилы Гурудева попросили его поехать для дальнейшего лечения в Италию. Они сообщили ему, что все уже готово для путешествия. Шрила Гурудев ответил:

– Мне это не нужно, но вы можете подумать об этом.

Однако через какое-то время он сказал очень серьезным тоном:

– Не вывозите меня за пределы дхамы. Я не хочу за границу. Я хочу оставить тело в дхаме. Отвезите меня обратно на Говардхан.

– Но на Говардхане так холодно, – возразили они ему.

– Тогда отвезите меня в Навадвипу, – ответил Гурудев.

– Но там тоже холодно.

– Тогда отвезите меня в Джаганнатха Пури, – сказал он. – Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж также совершил лилу ухода в Джаганнатха Пури-дхаме, а потом слуги привезли его в Шридхама Маяпур. Отвезите меня в Джаганнатха Пури и, если я там оставлю тело, тогда отвезите меня на Говардхан или в Навадвипу – как получится.

Когда некоторые севаки попробовали еще раз убедить Шрилу Гурудева поехать в Италию, он очень серьезно ответил: «Лучше нам к этому не возвращаться. Отвезите меня в Джаганнатха Пури. Я ничего больше не хочу слушать. Я уже на закате жизни и хочу во всем положиться на Бхагавана».

Поэтому слуги отбросили идею путешествия за границу и, следуя велению Гурудева, стали готовиться к переезду в Шри Джаганнатха Пури.

Через четыре дня после этого разговора, они отправились в путь. Сначала слуги столкнулись с двумя трудностями. Во-первых, на ближайшую дату не было авиабилетов, а во-вторых, имеющиеся в наличии билеты были на неблагоприятную для путешествий дату. Через день Шрила Гурудев спросил:

– Что там с поездкой в Пури?

– На завтра билетов нет, а послезавтра – навами, поэтому мы поедем на дашами.

– Поехали послезавтра, – ответил Шрила Гурудев.

– Но мы же никогда не путешествовали в день навами, потому что это неблагоприятно!

– Раньше мы никогда не путешествовали в день навами, – ответил Шрила Гурудев. – Ну так давайте же попробуем и посмотрим, что получится.

Нам оставалось лишь недоумевать, какой таинственный план стоял за его желанием. Повинуясь воле Шрилы Гурудева, мы запланировали поездку на день навами.

В обители разлуки, в Шри Джаганнатха Пури Дхаме, Шрила Гурудев погружается в настроение Махапрабху

30 ноября Шрила Гурудев прибыл в Джаяшри Дамодара Гаудия Матх, в Чакратиртхе, в Шри Джаганнатха Пури Дхаме. Преданные встретили его с большой любовью и со всеми подобающими церемониями. Как и раньше, его севаки продолжали по часам служить ему. Время от времени они пели в его бхаджана-кутире киртаны или читали из шастр. Если Шрила Гурудев видел кого-то сидящим без дела, он говорил: «Не бездельничай. Рассказывай хари-катху другим преданным. Давать хари-катху – это одна из составляющих бхакти».

Однажды, глядя на широкий пляж, в сторону океана, Шрила Гурудев тихо сказал: «Раньше всякий раз, когда я приезжал в Шри Джаганнатха Пури Дхаму, я медитировал на то, как Шриман Махапрабху со Своими спутниками купался в океане. Я также медитировал на то, что сказал Махапрабху, омыв тело Шрилы Харидаса Тхакура в океане. Шриман Махапрабху сказал, что теперь этот океан стал маха-тиртхой (величайшим святым местом), потому что он стал чаранамритой (водой, омывшей стопы) Шрилы Харидаса Тхакура. Поэтому я практически каждый день омывался в океане. Сейчас я снова хочу принять омовение в этой океанской воде. Вы не могли бы принести немного воды из океана, чтобы я мог принять омовение?» С того дня Шрила Гурудев каждый день принимал омовение в воде, принесенной из океана. По утрам и вечерам с помощью поддерживавших его слуг он ходил по коридорам храмовой гостиницы. Потом он садился на балконе и получал даршан самого священного из всех океанов. В то же самое время, он давал даршан стоявшим внизу преданным.

Однажды, глядя на океан, Шрила Гурудев сказал: «На это самое место волны принесли принявшее форму черепахи тело Махапрабху, погруженного в махабхаву».

Однако большую часть времени Шрила Гурудев проводил в молчании. Все видели, как глубоко он был погружен в медитацию. В другой раз, глядя на океан, он спросил своего слугу, может ли тот сосчитать волны.

– Нет, – сказал слуга. – Волны в океане бесконечны.

– Мое сердце такое же, – ответил Шрила Гурудев. – По нему гуляют бесконечные волны настроений служения Шриману Махапрабху и Шри Шри Радхе-Кришне, а также волны любви к моим ученикам и последователям».

Кое-что в Шри Джаганнатха Пури Дхаме особенно бросалось в глаза. Если кто-то предлагал Шриле Гурудеву поклоны, даже с очень далекого расстояния, с самого берега океана, Шрила Гурудев немедленно поднимал руку, чтобы благословить этого преданного. Кроме того, до самого конца своих проявленных лил, он сначала со сложенными ладонями выражал почтение прасаду и лишь после этого принимал его.

Временами Шрила Гурудев так глубоко погружался во внутреннее сознание, что его слуги в течение 30–45 минут пытались заставить его съесть хотя бы ложку пищи. Это случалось в Дели, на Говардхане и, наконец, в Шри Джаганнатха Пури.

Шрила Гурудев принимает цвет тела Махапрабху

Как только Шрила Гурудев приехал в Шри Джаганнатха Пури, в нем стали происходить заметные перемены. Одна из них – день за днем его тело все больше сияло и принимало все более отчетливый золотистый оттенок. Это навело нас на мысль, что, возможно, будучи погруженным в медитацию на своих дорогих Шри Гаурахари и Шримати Радхарани, он перенял их цвет.

Так проходили дни.

Утром 27 декабря Шрила Гурудев, как обычно, вышел на балкон, и преданные, собравшись внизу, впервые провели ему гуру-пуджу. Слуги хотели увести Шрилу Гурудева в комнату, но он подождал до конца пуджи. Затем его кресло подкатили к балкону над вестибюлем. Все преданные поспешили в вестибюль, чтобы еще разок увидеть Шрилу Гурудева. И вновь слуги попросили его вернуться в комнату, но Шрила Гурудев настоял, чтобы остаться. Он пристально окинул взглядом каждого преданного и поднял руку, благословляя всех.

Следующий день, 28 декабря, он провел в своей комнате и не давал даршан.

Завершение его лил (антардхана-лила)

Утром 29 декабря 2010 года Шрила Гурудев проснулся очень рано, около 2 ночи. Слуга спросил его: «Шрила Гурудев, вы хотите воды?» Он ответил: «Да». И тогда слуга помог ему сесть. Шрила Гурудев сказал, что сначала он хотел бы воспользоваться уборной, и преданный помог ему дойти туда и обратно. Шрила Гурудев начал пить воду с глюкозой, а слуга поддерживал стакан, но потом он сказал: «Я не могу сидеть».

Слуга тут же помог Шриле Гурудеву лечь. Затем Шрила Гурудев попросил помочь ему перевернуться. Когда он это сделал, Шрила Гурудев глубоко вздохнул, и его лицо, казалось, немного изменилось.

Заметив на экране колебания в пульсе и дыхании Шрилы Гурудева, слуга немедленно позвал Шрипада Мадхаву Махараджа и Враджанатху прабху. За две-три минуты вокруг собрались и другие слуги. Все же, несмотря на эти тревожные знаки, Шрила Гурудев выглядел очень умиротворенным и пристально глядел на собравшихся. Было совсем не похоже, что он собирается завершить свои проявленные лилы. Но затем экран зафиксировал прерывание пульса и дыхания, и все преданные начали громко повторять харинаму. Губы Шрилы Гурудева двигались, когда он пел харинаму вместе с преданными. Через некоторое время, всего за минуту до ухода, он закрыл глаза и постепенно его губы тоже перестали шевелиться. Часы на стене показывали три утра. Все присутствующие замерли в состоянии шока.

Преданные собираются в комнате Шрилы Гурудева

Постепенно в комнате Шрилы Гурудева собрались все санньяси, брахмачари и другие преданные, находившиеся в этот момент в Матхе или в гостиницах поблизости. Видя его, все начали сокрушаться. По традиции Гаудия Вайшнавов, Шрилу Гурудева омыли пресной водой, нанесли тилаку на двенадцать частей его тела и переодели в новую одежду. Затем его усадили в падмасану, или позу лотоса.

Его тело было таким мягким и выглядело так естественно, что, казалось, он в любой момент может открыть глаза. Постепенно взошло зимнее солнце, и в его лучах тело Шрилы Гурудева стало светиться золотом.

Преданные начали один за другим петь «Шри Гурваштаку», «Шри Гуру-парампару», «Дже анило премадхана» и любимые бхаджаны Шрилы Гурудева, такие как «Шри Рупа Манджари Пада», «Декхите декхите», «Чинтамани мой радха-кунда-тата», «Шри Нанданаштака», «Шри Радха Крипакатакша Ставараджа», «Шри Дамодараштака», а также маха-мантру на автралийский мотив, который он так любил, и многие другие киртаны.

По мере того, как распространялись новости об уходе Шрилы Гурудева, стали приходить преданные со всех концов Шри Джаганнатха Пури, особенно из Гаудия Матхов. Они хотели в последний раз получить даршан Шрилы Гурудева. Преданные со слезами провели Шриле Гурудеву арати и спели «Шри Гуру-чарана-падма». За несколько минут новость об уходе Шрилы Гурудева облетела всю планету, пронзая сердца тысяч преданных глубокой болью разлуки.

Божественный уход в день явления старшего гуру-брата

День, когда Шрила Гурудев ушел из этого мира, оказался днем явления его старшего гуру-брата нитья-лила-правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа. Преданные в Джаяшри Дамодара Гаудия Матхе подготовили все необходимое для всеблагого празднования и пригласили Вайшнавов из всех Сарасват Гаудия Матхов принять участие в хари-гуру-катхе, киртане и почитании Шри Джаганнатха маха-прасада. Но это масштабное празднование так и не состоялось.

Шрила Гурудев ушел в день явления своего духовного брата, хотя ему не говорили, когда этот день наступит. Это показывает, что он просто спокойно ждал этого дня так же, как Бхишма Питамаха ждал, пока солнце переместится в северное полушарие (уттараяна) и лишь потом ушел.

Благодаря этому, мы можем понять кое-что о близких взаимоотношениях трех самых выдающихся учеников Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа: Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа, Шрилы Бхактиведанты Тривикрамы Госвами Махараджа и Шрилы Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа, – которых называют «тремя колоннами» Гаудия Веданта Самити.

Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж явил лилу ухода в тот самый день (титхи), когда из этого мира ушел Шрила Бхактиведанта Тривикрама Госвами Махарадж, а Шрила Гурудев явил лилу ухода в тот самый день, когда Шрила Бхактиведанта Вамана Госвами Махарадж явился в этот мир.

Шрила Гурудев завершил свои лилы в обители разлуки (Шри Випраламбха-кшетре)

Шри Чайтанья Махапрабху провел последние восемнадцать лет Своей жизни в Шри Джаганнатха Пури в обществе Шри Рамананды Рая и Шри Сварупы Дамодары. В это время он был постоянно погружен в настроение випраламбхи (разлуки) Шримати Радхики. Чтобы усилить его эмоции, Шри Рамананда Рай и Шри Сварупа Дамодара декламировали Шриману Махапрабху соответствующие Его настроению стихи Шри Чандидаса, Шри Видьяпати и других вайшнавов-поэтов. Так, погруженный в настроение випраламбхи, Шриман Махапрабху завершил Свои игры, войдя в Божество Тота Гопинатхи. Погруженный в подобное настроение разлуки, Шрила Гурудев тоже завершил свои игры в обители випраламбхи, Шри Джаганнатха Пури, на том самом месте, где явился Господь Шри Джаганнатха (Чакра-тиртха).

Поскольку Шрила Гурудев явил лилу ухода в Чакра-тиртхе, эта тиртха стала теперь маха-тиртхой, или величайшим из святых мест, в особенности для последователей Шрилы Гурудева. Для Шрилы Гурудева, маха-бхагавата расикаджаны, слово чакра (колесо или диск) служило в качестве постоянного уддипана (напоминания) о чакраварти-лиле, или же раса-лиле.

Так, погруженный в медитацию на раса-лилу, Шрила Гурудев вошел именно в эту игру Шри Кришны.


Перевод на русский: Таруни даси
Работа над текстом: Урджешвари даси

"Моя миссия неотлична от миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрилы Рупы Госвами и всей нашей гуру-парампары. Моя миссия - давать всем живымсуществам любовь и преданность не принимая во внимание вероисповедание или национальность, но согласно качествам человека и степени его преданности. Наша главная миссия - давать любовь высшего порядка. Мы даем именно это".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, 3 февраля 2000 года)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020