Вриндаван – это Радхамайи

В 2001 году, в преддверии Радхаштами, Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж дал серию лекций по «Брахмара-гите». В этот величайший праздник – в день рождения Шримати Радхарани – предлагаем вашему вниманию первую лекцию из этого цикла.

Приводя доказательства из «Удджвала-ниламани» и других книг Госвами, Шрила Нараяна Госвами Махарадж неоднократно заявлял, что трансцендентная реальность полна экстатических эмоций. Все эмоции, которые мы испытываем в этом мире, являются искаженным отражением эмоций, испытываемых в той реальности. Не внимая рассказам об этой обители от подлинных гуру, принадлежащих к цепи ученической преемственности, мы, обусловленные души, никогда не сможем обрести вкус к служению в духовном мире. Как можно следовать духовной практике, не зная цели?

purebhakti.ru


Лекция по «Брахмара-гите» («Песни шмеля»)
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Шри Кешаваджи Гаудия Матх в Матхуре, Индия, 5 августа 2001 года

Вриндаван – это Радхамайи. Он «создан» из Шримати Радхики, там все утопает в трансцендентных переживаниях (бхава-вибхор). Преданные только что спели бхаджан, в котором говорится: «Я не хочу покидать Вриндаван». Источником этой молитвы являются разнообразные настроения Радхики, а также глубина их погруженности в них. Когда Уддхава увидел настроение Радхики в Уддхава-кьяри, он остолбенел от изумления, как деревянная кукла. До этого он был у Нанды Бабы, и Уддхаву очень тронуло и потрясло его настроение и глубокая любовь. Однако позже, когда он увидел трансцендентный экстаз дивьонмады и читра-джалпы у Радхики, он был совершенно ошеломлен.

Шрила Рупа Госвами пишет: «Я стою на берегу непостижимого, бездонного, бескрайнего океана расы, по которому пробегает рябь и бесчисленные волны, и, видя все это, я описываю каплю этого океана в «Удджвала-ниламани».

В состоянии разлуки возлюбленный переживает различные настроения, называемые дивьонмадой. Одним из ее симптомов является то, что возлюбленный говорит о посторонних, неуместных в данный момент вещах, и это называется читра-джалпа. Существует десять категорий читра-джалпы и одной из них является праджалпа. Праджалпа в свою очередь имеет четыре симптома, а именно: трансцендентные зависть, непочтительность, гордость и насмешливость или злорадство. Речи, в которых присутствуют все четыре симптома, называются праджалпой. [Не следует путать это с мирской праджалпой и сравнивать ее мирским искаженным отражением праджалпы. Все эти переживания чисты и трансцендентны. И всякий, кто слушает о них из правильного источника, очищается от влияния мирских аналогов этих чувств].

В сорок седьмой главе «Шримад-Бхагаватам», называемой «Брахмара-гита», Шримати Радхика разговаривает со шмелем, которого она приняла за посланника Кришны:

мадхупа китава-бандхо ма спрсангхрим сапатнйах
куча-вилулита-мала-кункума смасрубхир нах

вахату мадху-патис тан-манинанам прасадам

йаду-садаси винабйам йасйа дутас твам идрик

«Радхарани сказала: «О, шмель, о друг обманщика, не касайся Моих стоп усиками, испачканными кункумой, которая осталась на гирлянде Кришны, смятой грудью соперницы! Пусть Кришна удовлетворяет женщин Матхуры. Тот, кто шлет такого посланника, определенно станет объектом насмешек в собрании Яду». (Ш.-Б., 10.47.11).

Когда Уддхава захотел встретиться с гопи, чтобы передать им послание Кришны, они повели его туда, где лежала Радхика. Они предложили ему асану, но вместо того, чтобы сесть, он ей поклонился. Затем Уддхава увидел золотую куклу, лежащую на постели из лепестков лотоса. Конечности Ее тела были умащены сандаловой пастой. Она лежала неподвижно, и подруги проверяли, жива Она или нет. Видя Ее состояние, подруги были в полном смятении, они не могли привести Ее в сознание.

Шримати Радхика была погружена в особое настроение разлуки, в котором Она чувствовала присутствие Кришны, несмотря на то, что Он был в Матхуре. Она размышляла: «Кришна не может жить без женщин, поэтому он, наверняка, общается с матхура-рамани, прекрасными молодыми девушками Матхуры».

Радхика начала чувствовать асаю, трансцендентную зависть по отношению к этим городским девушкам. Она увидела мадхукару, шмеля, который кружил у Ее стоп, приняв их за лотосы. Находясь на пике любовных переживаний, Она решила, что шмель – посланник Кришны, и в этом возвышенном состоянии дивьонмады Она сказала шмелю: «Не прикасайся ко Мне».

Видя, что шмель прилетел к Ней в опьяненном состоянии, Она сказала: «О Мадхукара, похоже, что Мой канта, Мой возлюбленный, послал тебя успокоить Меня, потому что Он чувствует вину за совершенные Им грехи и оскорбления. Поэтому через тебя Он хочет смиренно повиниться передо Мной. О посланник Кришны! Ты точно такой же, как Он. Он ловкий обманщик, который различными способами обманывает людей, лишая их богатства и всего остального. А ты – Его близкий друг».

Шримати Радхика никогда не называла Кришну по имени, но обращалась к Нему косвенно, используя всевозможные прозвища. Она сказала шмелю: «Ты близкий приятель Моего дорогого друга (прийа-бандху), который является обманщиком (дурта) и упрямцем (дхита)».

Шмель отвечал: «Не думай так, Госпожа (Свамини). Кришна любит и почитает Тебя, поэтому Он послал меня. Он привязан к Тебе и исполнен расы».

Радхика ответила: «Лучше помолчи. Помнишь, что Он сказал во время раса-лилы? Он сказал: «Мои дорогие гопи, Я все время был здесь. Я никогда не покидал вас. Я просто хотел посмотреть на вашу реакцию, когда Я исчезну. Я притворился, что ушел, чтобы еще больше усилить вашу любовь. Однажды бедняк получил в подарок бриллиант, но он подумал, что это стекло. Поэтому он не ценил его и потерял. Однажды к нему пришел друг и сказал: «Где тот бриллиант, что я тебе дал?» Бедняк на это ответил: «Я думал, что это стекло, и случайно выбросил его». «Нет, это был бриллиант». Когда бедняк осознал это, он глубоко раскаялся и начал горевать. Поэтому, чтобы вызвать в вашем сердце страстное желание, а также показать миру, каким чувством тяжелой утраты охвачены Мои дорогие гопи, Я притворился, будто покинул вас. Так мир узнает о глубине вашей любви».

На парайе хам ниравадья-самйуджам
сва-садху-кртйам вибудхайунапи вах

йа мабхаджан дурджара-геха шрнкхалах

самврсчья тад вах пратийату садхуна

[Кришна сказал гопи, страдающим в разлуке с Ним во время раса-лилы:] «О мои дорогие гопи, даже на протяжении всей жизни Брахмы Я не буду способен отплатить вам за ваше чистое бескорыстное служение. Ваша связь со Мной безупречна. Вы поклонялись Мне, разорвав семейные узы, что так трудно сделать. Пусть же ваши славные деяния послужат вам воздаянием!» (Ш.-Б., 10.32.22).

Радхика продолжала: «Потом, уезжая в Матхуру, Он сказал, что вернется через два дня. Но Он не выполнил Свое обещание. Как ты можешь говорить о Его искренности? Нет, Он обманщик номер один. Все что он говорит – это лишь пустой звук. Эти слова идут не из сердца. Он опьянен (мадхупа) вином общения с женщинами Матхуры. Он нечист (апавитра), и я тоже осквернюсь от общения с тобой. Поэтому, не касайся Меня. Уходи прочь!»

Шмель отвечал: «Я ни в чем не повинен (нирдоса). Я вовсе не пьян».

Шримати Радхика затем сказала: «Не обманывай Меня. Что это на твоих усиках? Ты сидел на гирлянде Кришны после того, как Он развлекался с матхура-рамани, и кункума с их груди осыпалась на Его гирлянду. Вот почему у тебя желтоватые кончики усов. Кришна послал тебя успокоить Меня, но ничего не получится. Ты не знаешь, как это делается. Нести на себе знаки, говорящие о встречах Кришны с другими, – это не самый лучший способ Меня успокоить. Ты так же глуп, как и твой хозяин».

Шмель сказал: «Нет. Он не такой. Раз ты ругаешь моего хозяина, то я ухожу».

Шримати Радхика сказала: «Подожди. Я хочу сказать еще кое-что. Кришна – Матхупати (житель Матхуры), а это значит, Он – Ядупати. Раньше Он был гопом, но недавно сменил ашрам. Он был простым пастухом, но с тех пор, как принял священный шнур (упаная-самскару) в традиции кшатриев, Он начал встречаться с прекрасными женщинами города Матхуры.

Мы – необразованные деревенские девушки. У нас нет ни гроша. Не трать время зря, стараясь успокоить нас. Лети к матхура-рамани – они тебе щедро заплатят. Они богаты. Когда Кришна будет проводить время с одной из этих женщин, другие разгневаются от ревности (манини), и Кришна сможет всю жизнь их успокаивать. Ведь они не такие податливые, как мы. Это нас всегда было легко успокоить.

Ты сказал, что Кришна любит Меня и поэтому послал тебя. Тогда Я удивляюсь, что Его посланник так глуп, что даже не подумал о том, как Я отреагирую на его желтые усы. Кришна был точно таким же. Во Вриндаване Он тоже никогда не стирал знаки Его встреч с другими возлюбленными. А теперь Он, должно быть, ходит с такими же знаками в собрание Яду. И они, наверняка, насмехаются над Ним. Как можно считать твоего господина искренним?»

Так из сердца Радхики проявлялись четыре признака праджалпы, а именно: зависть (асуя), гордость (гарва), насмешки (упахаса) и непочтительность (авджна).



Перевод с хинди: Шрипад Рамачандра дас
Перевод с английского: Ананда Мохини даси
Над текстом работала: Таруни даси



"Мы отвернулись от Верховного Господа, океана блаженства, и, сбитые с толку майей, принимаем иллюзию за реальность. Все, что мы воспрнимаем чувствами – обманчиво, майа".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020