День явления Шри Лалиты-деви

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
10 сентября 2005 года


Лалита-деви родилась в деревне Карехла; позже отец перевез ее в Уччагаон, место ее игр (лила-стхали). Здесь до сих пор сохранилось много свидетельств этих игр, таких как камень с отпечатками ее лотосных стоп и отпечатками посуды, которую она использовала, когда вместе с подругами кормила Кришну. Когда солнечные лучи падают на отпечатки горшочков и тарелок, они сверкают. Здесь, в Уччагаоне, все подруги Шримати Радхики играли с Кришной и Лалитой. Во многих местах этой деревни даже сегодня мы можем видеть отпечатки следов их лотосных стоп.

На холме находится скользкий камень, который свидетельствует об особой игре, произошедшей на площадке для проведения свадеб. Там гопи устроили особую свадебную церемонию для Лалиты с Кришной. Вы должны понять, что эта свадьба не была настоящей, она была скорее игрой, подобной той, которую когда-то разыграли с Шримати Радхикой и Кришной (такая свадебная игра известна как свадьба Гандхарвы).

В этой игре сакхи посадили Кришну рядом с Лалитой и начали обмениваться озорными взглядами. Вишакха вместе с другими гопи привязали вуаль Шри Лалиты к питамбаре (желтой накидке) Кришны. Затем неожиданно, по указанию Шримати Радхики, Рангадеви и другие сакхи начали петь свадебные песни, в то время как Тунгавидья с подругами произносили ведические мантры, а остальные сакхи осыпали Шри Кришну и Лалиту цветами.

Когда Лалита заметила, что подруги ее разыгрывают, она попробовала убежать, но не смогла, поскольку ее накидка была привязана к питамбаре Кришны. Затем все сакхи окружили пару и «поженили» их. Даже сегодня можно увидеть скользкую каменную горку, по которой они скатывались вниз, а также следы алты (красной краски) со стоп гопи. Несмотря на то, что эти игры происходили пять тысяч лет назад, вы можете отчетливо представить их себе, словно увидев собственными глазами.

Лалита на 27 дней старше Шримати Радхарани. (Однако согласно расчетам по лунному календарю, Лалита явилась за день до явления Шримати Радхики). Можно сказать, что Лалита одинаково любит и Радху, и Кришну, но все же она больше привязана к Шримати Радхике.

Ниже следует песня на санскрите, которая называется «Шри Лалита-аштака», вместе с переводом, и я объясню более подробно каждый стих. «Шри Лалита-аштаку» написал Шрила Рупа Госвами:

радха-мукунда-пада-самбхава-гхарма-бинду-
нирманчханопакарани-крита-деха-лакшам

уттунга-саухрида-вишеша-вашат прагалбхам

девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Я выражаю почтение Шри Лалите-деви, которая исполнена бесчисленных прекрасных, сладчайших достоинств (сулалита). Она обладает врожденным мастерством во всех видах искусства (лалита), и потому ее служение проявляется спонтанно. Она вытирает сверкающие капельки пота с лотосных стоп Шри Радхи и Мадхавы во время Их встреч. Шри Лалита-деви постоянно погружена в самую возвышенную и сладчайшую саухрида-расу – полную сосредоточенность на исполнении сокровенных желаний ее близкой подруги Шримати Радхики. Поэтому она всегда тверда и бесстрашна (прагалбха)». («Шри Лалита-аштака», стих 1).

Есть четыре вида сакхи: свапакша, випакша, таташтха и сухрит. Свапакша-сакхи – это те сакхи, которые полностью преданы Шримати Радхике. Випакша-сакхи – это гопи, которые полностью преданы Чандравали и настроены против Радхики. Таташтха-сакхи – это сакхи, которые находятся в нейтральных отношениях со Шримати Радхикой и более преданы Чандравали. Сухрит-сакхи более благосклонны к Шримати Радхике и проявляют нейтралитет по отношению к Чандравали. Они никогда не делают того, что неблагоприятно для Шримати Радхики.

Лалита-деви и Вишакха-деви относятся к числу свапакша-сакхи. Чандравали – випакша-сакхи, Бхадра – таташтха-сакхи и Шьямала – сухрит-сакхи.

Лалита всегда стремится служить играм Радхи и Кришны. Она постоянно старается доставить удовольствие Божественной Чете, прилагая для этого бесконечные усилия. Когда Радха и Кришна встречаются и проводят время в любовных развлечениях, Лалита вытирает капельки пота с Их лотосных стоп. Это значит, что она проводит день и ночь в служении Их сладким играм.

В мадхурья-расе есть два вида служения. Одно – в настроении манджари, а другое – в настроении сакхи. Лалита всегда служит в настроении сакхи. Одним из ее качеств является несколько властный характер. Она может распоряжаться как Радхой, так и Кришной, но, в то же самое время, она дружески настроена к Ним. Лалита-деви всегда погружена в океан любви. Она прекрасна, мягка и вместе с тем рассудительна и сдержанна. Ее сердце настолько нежное, что она привлекает всех, но в то же самое время она – прагалбха, то есть может быть достаточно резкой, повелевая таким образом и Радхой, и Кришной.

рака-судха-кирана-мандала-канти-данди
вактра-шрийам чакита-чару-чамуру-нетрам

радха-прасадхана-видхана-кала-прасиддхам

девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Я выражаю почтение Шри Лалите-деви, чей лучезарный лик затмевает красоту сияния полной луны, чьи глаза беспокойны, как глаза встревоженной, лани. Она славится своим исключительным умением наряжать Шримати Радхику и является сокровищницей всех женских качеств». («Шри Лалита-аштака», стих 2).

Этот стих начинается с описания красоты Шримати Лалиты-деви. Она настолько прекрасна, что ее красота затмевает красоту миллионов лун, а ее лучезарные глаза подвижнее, чем у лани. Лалита обладает особым талантом – она искусно наносит косметику на лицо Шримати Радхики и особенно красиво украшает Ее волосы.

Хотя все восемь главных сакхи славятся своим искусством украшать Шримати Радхику и наносить Ей макияж, Лалита и Вишакха превосходят всех остальных. Более того, из них двоих Лалита является наиболее опытной в этом искусстве.

Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами в своей «Говинда-лиламрите», и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Кришна-бхаванамрите» описывают, как Лалита и другие гопи украшают Шримати Радхику. Те, кто хотят служить Радхе и Кришне в настроении манджари, должны серьезно изучать эти писания. Садхаки могут найти описание вышеупомянутых игр в этих книгах и во время практики преданного служения должны стараться погружаться в них.

Согласно этому стиху, Лалита и другие сакхи говорят Шримати Радхике: «Когда пойдешь на встречу с Кришной, Ты должна вести себя так-то и так-то...». Они хотят, чтобы Она полностью покорила Кришну.

Украшая глаза Шримати Радхики каджалом, они напоминают Ей о прошлых играх с Кришной. Например, однажды, торопясь на встречу с Кришной, Она подвела каджалом только один глаз, забыв подвести другой. Когда Она пришла, Кришна Сам закончил макияж. Украшая Шримати Радхику, гопи напоминают Ей о подобных играх, усиливая, таким образом, Ее желание принести наслаждение Кришне. Нанося тилаку Ей на лоб, они произносят кама-янтру, которая еще больше вдохновляет Шримати Радхику на служение Кришне.

Все эти игры устраивает Лалита-деви. Поэтому о ней говорят, что она источник разнообразных удивительных качеств.

ласйолласад-бхуджага-шатру-пататра-читра
паттамшукабхарана-канчуликанчитангим

горочана-ручи-вигархана-гауриманам

девим гунаих сулалитам лалитам намами

Я приношу свои поклоны обители бесчисленных достоинств, Шри Лалите-деви. Яркие цвета ее сари сверкают подобно переливам на хвосте танцующего в экстазе павлина. Ее грудь покрывает завораживающей красоты блузка (канчули), пробор в волосах украшает ярко красный синдур. На ней драгоценные ожерелья и другие украшения. Золотистый оттенок сияния ее тела превосходит по красоте горочану, золотую краску появляющуюся при попадании дождевой воды на голову особой коровы в период свати-накшатры. («Шри Лалита-аштака», стих 3).

В этом стихе цвет одежды Лалиты-деви сравнивается с разноцветным хвостом танцующего павлина. Господь одарил эту птицу красивыми красочными перьями. Когда начинается сезон дождей, при виде грозовых туч павлин радуется, раскрывая от счастья хвост. Разноцветная одежда Шримати Лалиты-деви так красиво украшена, что передает настроение павлина, раскрывшего от восторга хвост. Ее многоцветное сари, различные ожерелья и другие украшения ярко блестят. Сверкание ее украшений вместе с сиянием ее тела производят неизгладимое впечатление.

Также в этом стихе упоминается слово горочана. Когда капли дождя падают на копыта коровы во время сияния особого созвездия, называемого свати-накшатра, они становятся желтыми, как куркума. Этот особый желтый цвет более прекрасен, чем сияние золота, он так же очень дорого ценится. Прекрасная Лалита-деви с ее многочисленными украшениями производит подобное впечатление, когда она служит Шримати Радхике.

дхурте враджендра-танайе тану суштху-вамйам
ма дакшина бхава каланкини лагхавайа

радхе гирам шрину хитам ити шикшайантим

девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Я выражаю почтение очаровательной Шри Лалите-деви, сокровищнице всех достоинств. Она учит Шримати Радхику: «О Каланкини (запятнавшая свою часть)! О Радха! Прислушайся к моим советам, я говорю ради Твоего блага. Не будь покорной этому вероломному (дхурта) Враджендра-нандане. Наоборот, всегда оставайся своевольной и независимой. («Шри Лалита-аштака», стих 4).


радхам абхи враджа-патех критам атмаджена

кутам манаг апи вилокйа вилохитакшим

ваг-бхангибхис там ачирена виладжджайантим

девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Я выражаю почтение исполненной бесчисленных достоинств, очаровательной Шри Лалите-деви. Стоит Шри Кришне хоть немного подшутить над Шримати Радхикой, Лалита тут же гневно обрушивается на Него с язвительными упреками: «Зато Ты такой верный и правдивый, просто идеальный возлюбленный!» («Шри Лалита-аштака», стих 5).

Шримати Радхика находится во власти любви своей подруги Лалиты. Когда они вместе, Лалита-сакхи может даже ругать Шримати Радхику: «Когда придет Кришна, отбрось свое смирение и притворись, что сердишься». Радхика приходит в замешательство: «Что же мне делать? Как только Я вижу Кришну, даже издалека, весь Мой гнев уходит. Я не могу продолжать сердиться». Тогда Лалита-деви поднимает палец и говорит: «Не сдавайся, Ты должна наказать Кришну, у Него так много пороков. Он изворотливый и неверный. Он обманщик. Он придет к Тебе рано утром, и что Он сделает? Он возьмет Тебя за лотосные стопы и начнет молить о прощении. Но Ты не верь ни единому Его слову. Не покоряйся Ему, Ты должна Его наказать!»

Сакхи разделяются на две группы в зависимости от их настроения. 1) Дакшина – сакхи правого крыла, обладающие смиренным нравом. Примером являются гопи из группы Чандравали, настроение которых сравнивается с топленым маслом (гхрита-снеха). 2) Вамья – своенравные сакхи, чье настроение сравнивают с медом (мадху-снеха). Такое настроение присуще гопи из группы Радхики. [Топленое масло очень полезно, но практически безвкусно, в то время как мед не только полезен, но и сладок.]
Настроение Радхики называется вамья (своенравие, присущее гопи левого крыла), а настроение Чандравали называется дакшина (покорность, присущая гопи правого крыла). Только гопи в настроении вамья имеют полную власть над Кришной. Представительницы групп Радхики и Чандравали, не могут понять друг друга. Чандравали критикует Шримати Радхику и Ее группу: «Как они смеют сердиться на Кришну? Он такой милый и прекрасный!». Шримати Радхика и гопи из Ее группы недоумевают: «Почему Чандравали так покорна Кришне?!» Также Шримати Радхика говорит: «Для того, чтобы покорить Кришну, нужно использовать особое оружие. Почему Чандравали не использует его? Как же она может служить Ему, если она не такая, как мы?» Таким образом, гопи из этих двух групп не могут понять настроение друг друга.

Лалита является шикша-гуру всех гопи в группе Радхики и даже Самой Радхики. Шрила Рупа Госвами пишет, что иногда Лалита-деви ругает Радхику: «О Каланкини, О неверная[1]! Не покоряйся Кришне».

Шрила Рупа Госвами в своей песне постоянно предлагает смиренные поклоны Шримати Лалите-деви. Лалита-деви не терпит, когда Кришна обращается к Шримате Радхике с хитроумными речами. В нишанта-лиле Шримати Радхика ждет Кришну всю ночь, но Он не приходит. В конце концов, Кришна появляется ранним утром, и на Его божественном теле видны следы забав с другими гопи. Лалита-деви говорит Ему: «Не заходи сюда. Нам не нужны Твои услуги. Возвращайся к Своей возлюбленной». У Кришны красные глаза, да и другие следы на Его лице и одежде весьма красноречивы. Лалита говорит Ему с усмешкой: «Я Тебя знаю, Кришна. Ты очень простосердечный, честный и целомудренный». Услышав эти слова, Кришна стыдливо опускает глаза. Эти прекрасные игры описаны в «Шри Кришна-бхаванамрите».

Иногда в лесу Кришна бросает вызов гопи: «Зачем вы сюда пришли? Разве вы не знаете, что Я - Враджендра, Царь Вриндавана? Срывая здесь цветы, вы oпустошаете мой Вриндаван!»

Тогда Лалита-деви отвечает: «Мы знаем, какой из Тебя защитник. В действительности Ты не посадил ни единого семечка и не полил ни одного дерева. Наоборот, Твои многочисленные коровы вытаптывают все цветы в лесу. Мы – истинные хозяева Вриндавана, мы поливаем здесь деревья, и каждое растение посажено нами».

Затем Кришна говорит: «Разве вы не знаете, кто Я? Я очень благочестивый человек и никогда не лгу».

На это Лалита-деви отвечает: «Да, мы знаем, какой Ты благочестивый. Мы слышали, что когда Тебе было всего. семь дней, Ты убил женщину по имени Путана, которая пришла к Тебе как мать. Кроме того, есть ли хотя бы один дом во Вриндаване, из которого Ты ничего не украл? Кто был Тем благочестивым человеком, который украл одежды гопи? А Тем идеалом благочестия, который танцевал с замужними гопи Вриндавана, был тоже Ты?» Тогда Кришне становится стыдно.

ватсалья-вринда-васатим пашупала-ражнйах

сакхйанушикшана-каласу гурум сакхинам

радха-балавараджа-дживита-нирвишешам

девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Я выражаю почтение очаровательной Шри Лалите-деви, наделенной всеми божественными достоинствами. Мать Яшода любит Лалиту, как свою дочь. Будучи гуру всех сакхи, Лалита учит их всем тонкостям дружеских отношений. Она — сама жизнь Шримати Радхики и младшего брата Баладевы. («Шри Лалита-аштака», стих 6).

Без присутствия ватсалья-расы (родительской любви) не раскрылась бы слава мадхурья-расы. Когда Шримати Радхика и Ее подруги отправляются в Нандагаон готовить, мама Яшода также находится рядом, но не препятствует встрече Радхи и Кришны. Когда Шримати Радхика вместе с Лалитой и другими близкими подругами (ашта-сакхи) идет в Нанда-бхаван, Яшода-деви проявляет к Ней глубокую родительскую любовь – не уступающую ее любви к Кришне. С такой же любовью и нежностью Яшода относится ко всем подругам и служанкам Радхики, так как они очень близки Шримати Радхике.

Все ашта-сакхи обладают бесчисленными достоинствами, поэтому Шрила Рупа Госвами пишет: «Среди всех гопи, ашта-сакхи самые возвышенные». Например, Шримати Тунгавидья-деви может разговаривать с любыми животными и птицами. Она понимает их язык и может общаться с ними. Что может быть более возвышенным, чем служение Шримати Радхике под руководством Лалиты, Вишакхи и других ашта-сакхи? Все гопи из группы Шримати Радхики принимают Лалиту и Вишкху как своих шикша-гуру. Шримати Радхика и Шри Кришна – сама жизнь и душа Лалиты-деви. Шрила Рупа Госвами молится: «Снова и снова я приношу свои поконы Шримати Лалите-деви».

йам кам апи враджа-куле вришабхану-джайах
прекшйа сва-пакша-падавим анурудхйаманам

садйас тад-ишта-гхатанена критартхайантим

девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Я выражаю почтение очаровательной Шри Лалите-деви, сокровищнице всех добродетелей. Заметив у какой-нибудь юной гопи Враджа желание служить ее любимой подруге Шримати Радхике, Лалита сразу же велит Радхике принять ее в Свой круг (сва-пакшу), тем самым исполняя сокровенное желание этой девушки. И Радха слушается Лалиту». («Шри Лалита-аштака», стих 7).

Шримати Лалита-деви обладает множеством чарующих качеств. Каково же ее наиболее ценное качество? Какое из ее качеств является самым важным для практикующих преданных этого мира? Если она видит во Вриндаване гопи, обладающую даже незначительным желанием служить Шримати Радхике, Лалита немедленно выполняет это желание и дарует ей бесценное сокровище – служение лотосным стопам Шримати Радхики. Те преданные, которые жаждут лишь одного – служить Шримати Радхике под непосредственным руководством Шримати Лалиты-деви и, более того, под руководством Шри Рупы Манджари, – должны знать, что единственный способ достичь этого – принять прибежище у стоп Лалиты-деви.


радха-враджендра-сута-сангама-ранга-чарйам

варйам винишчитаватим акхилотсавебхйах

там гокула-прийа-сакхи-никурамба-мукхйам

девим гунаих сулалитам лалитам намами

«Я выражаю почтение Шри Лалите-деви, олицетворению всех божественных добродетелей и первой среди всех прославленных сакхи Шримати Радхики в Гокуле. Для нее самый лучший праздник – приносить наслаждение Шри Радхе и Говинде, устраивая Их встречи». («Шри Лалита-аштака», стих 8).

Без милости Лалиты-деви, Гирираджа и Ямуны невозможно войти в раса-лилу. Шримати Лалита-деви является первой и величайшей из трех, затем – Гирирадж Говардхан и, наконец, Ямуна-деви, или Шримати Вишакха-деви.

Лалита одного возраста со Шримати Радхикой или на 27 дней старше Радхи. [В одну эпоху Лалита может быть одного возраста с Шри Радхой, в другую – старше Нее]. Лалита может быть лидером группы (ютхешвари), также как и Шримати Радхика. Это означает, что Лалита-деви может наставлять гопи, которые находятся в ее подчинении. Где доказательство, что она может быть ютхешвари? Если Бхадра, Шьямала или Чандравали могут стать ютхешвари, что говорить о Лалите? Но однако, несмотря на то, что она одного возраста с Шримати Радхикой и у нее есть все качества ютхешвари, единственным смыслом ее жизни является служение Шримати Радхике. Главное ее устремление – устроить встречу Шри Шри Радхи и Кришны. Лалита-деви испытывает несравненное счастье, когда Радха и Кришна встречаются, и, чтобы устроить Их встречу, она готова переносить любые трудности и неудобства.

Шрила Рагхунатха дас Госвами молится:

падабжайос тава вина вара-дасйам эва
нанйат кадапи самайе кила деви йаче

сакхйайа те мама намo 'сту намo 'сту нитйам

дасйасйа те мама расo 'сту расo 'сту сатйам

«О богиня! Мне ничего не нужно, кроме служения Твоим лотосным стопам. Я приношу свои бесчисленные поклоны положению Твоей подруги, но мое сокровенное желание – быть Твоей служанкой». («Вилапа-кусуманджали», стих 16).

В этом стихе он говорит: «Миллион раз я склоняюсь перед теми, кто занимает положение подруги Шримати Радхики. Но жизнь за жизнью я буду желать только одного – получить возможность служить Шримати Радхике в настроении манджари. У меня нет желания быть равной с Шримати Радхикой, как Ее подруги».

Шрила Рагхунатха дас Госвами также молится: «Я никогда не оставлю стопы Радхики ради Кришны. Даже если Кришна уйдет в Двараку и позовет меня туда, я не пойду. Но если так или иначе в порыве безумия Радхика окажется в Двараке, я полечу туда быстрее Гаруды, для того чтобы служить Ей. («Сванияма-дакшам», стихи 3 и 4).

нанданн амуни лалита-гуна-лалитани
падйани йах патхати нирмала-дриштир аштау

притйа викаршати джанам ниджа-вринда-мадхйе

там киртида-пати-кулоджджвала-калпа-валли

«Tого, кто с чистым сердцем повторят эту аштаку во славу Лалиты, Шримати Радхика с любовью примет в круг Своих близких подруг. Лалита-деви очаровывает всех своей удивительной красотой и изяществом, и вместе со Шримати Радхикой является калпа-валли (лианой, исполняющей все желания) семейства Махараджи Вришабхану, которая обвивается вокруг калпа-врикши (дерева желаний) Шри Кришны». («Шри Лалита-аштака», стих 9).

Шримати Лалита-деви подобна древу, которое исполняет все желания, связанные с любовным служением Шри Шри Радхе и Кришне (према-сева). Тот, кто повторяет эту аштаку, приносит радость Радхе и Кришне. Более того, сама Лалита-деви будет довольна таким преданным, и все его желания будут исполнены.


________________________________________

[1] Родственники со стороны мужа называют Радхику неверной женой, и поэтому Она старается доказать обратное. Но Лалита-деви говорит Радхике: «Независимо от того, что говорят другие, Ты не должна покоряться Кришне!»




Перевод на русский: Нанда-гопи даси
Над текстом работали: Махабала прабху, Таруни даси, Туласика даси




"Любовь и привязанность к истинному гуру безошибочно подскажет нам, что отвергнуть, а что принять. Мы будем естественным образом принимать все благоприятное и, не задумываясь, отвергать все неблагоприятное".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, "Шри Гуру - сама моя жизнь")

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020