Уход Шрилы Рупы Госвами

Сегодня очень важный для всех Гаудия-вайшнавов день, когда ушел один из самых дорогих спутников Господа Чайтаньи. Он обрел особую милость Махапрабху, постигнув Его сокровенное желание (манобхиштам). Шрила Рупа Госвами приходил в этот мир только для того, чтобы проповедовать миссию Шри Чайтаньи Махапрабху.

Редакция purebhakti.ru


Триданди Госвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж
(Радха-Дамодар Мандир, Вриндаван, 2000 г.)

Я помню один стих Кави Карнапура. Кави обрел милость Махапрабху. Маленьким мальчиком он не мог говорить, и Махапрабху положил ему в ротик свой палец. Мальчик сосал палец Махапрабху, испытывая экстатические эмоции. В нем стали пробуждаться эмоции бхавы, и, как взрослый, он начинал декламировать стихи, сладостные для слуха. Так Кави Карнапур обрел поэтический дар и смог описать взаимоотношения Шрилы Рупы Госвами и Махапрабху.

прийа-сварупе дайита-сварупе
према-сварупе сахаджабхирупе
ниджанурупе прабхур ека-рупе
татана рупе свавиласа рупе

Что значит прия-сварупе? Шрила Сварупа Дамодара является дорогим другом (прия) Махапрабху. Он – Лалита-деви, поэтому Шрила Рупа Госвами очень дорог Сварупе Дамодаре. Рупу Госвами называют ану-сварупа дамодара, так как он обладает всеми качествами Лалиты-деви.

Прия-сварупа. Образ и качества Махапрабху (Его сварупа) – это Радха и Кришна вместе. На самом деле Махапрабху – это Сам Кришна, поэтому Рупа Манджари очень дорога Ему. Кто является прия-сварупой Кришны? Радхика. А кто дороже всех (парам-прия) для Радхики? Рупа Манджари. Поэтому во всех отношениях Рупа Манджари является парам-прия: она более кого-либо дорога Радхе, Кришне и всем обитателям Враджа.

Дайита-сварупа. Дайита значит «тот, кто очень дорог». Рупа Манджари – самая дорогая спутница Радхи. Так как Шриман Махапрабху находится в настроении Радхи, Рупа Манджари в образе Рупы Госвами очень дорога Махапрабху. Радха – это самая дорогая возлюбленная Кришны (дайита), а Рупа Манджари является самой жизнью для Радхи (парам-прия). Так как Рупа Госвами знает настроение Шримати Радхики, он может рассказать о нем всему миру. Поэтому, он очень дорог Махапрабху.
Шрила Бхактиведанта Сарасвати является слугой того, кто очень дорог Шри Вришабханави, Шримати Радхике (шри вришабханави-деви дайита). Он слуга Рупы Манджари. Поэтому мы поклоняемся Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Высшая цель жизни заключается в том, чтобы обрести прибежище у лотосных стоп Рупы Манджари. Мы молимся только об этом.

Прийа-сварупе даитья-сварупе према-сварупе сахаджабхирупе. Рупа Госвами является воплощением экстатической любви Махапрабху к Богу. Как Рупа Госвами открыл эту любовь? Сначала в «Упадешамрите» Он дал наставления о том, как освободиться от греховных желаний (анартх). Если следовать хотя бы одному из этих наставлений, можно достичь стадии прити. Прежде всего, он дал стих: «Вачо вегам манаса кродха вегам…», потом – «Атйахарах прасайасаш ча…», и «Утсахан…» (См. примечание 1).

Рупа Госвами описал процесс, шаг за шагом. Он раскрыл все стадии развития бхакти, начиная со шраддхи и далее: анартха-нивритти, ручи-садхана, бхава, према, снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, мадана, модана и мохана. Он раскрыл все эти понятия.

«Бхагаватам» дает определение, кто такой Кришна: эте чамса-кала пумшах кришнас ту бхагаван свайам. Подобно этому, Шри Рупа Госвами дает определение бхакти:

анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавртам
анукулйена кршнану-шиланам
бхактир уттама

«Деятельность, которая направлена исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, представляет собой непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи и сопровождается различными духовными эмоциями (бхавами), которая свободна от влияния гьяны (знания, имеющего целью слияние с безличным Брахманом), кармы (корыстной деятельности), йоги или аскетизма, и не преследует никаких иных желаний, помимо желания доставить удовольствие Шри Кришне, – называется чистым преданным служением, уттама-бхакти».

До сих пор никто не давал столь точного и полного определения бхакти. В «Шримад-Бхагаватам» есть два определения бхакти: «сарп ранг парануракти» и «сарвопадхи винирмуктам».

сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена нирмалам
хршикена хршикеша-
севанам бхактир учйате

«Бхакти – чистое преданное служение, не оскверненное отвлеченной философией или прагматической деятельностью. Бхакти означает занимать свои чувства и ум в служении Шри Кришне с единственной целью – доставить Ему удовольствие. Когда джива с преданностью служит Хришикеше, господину чувств, ее чувства одухотворяются, и она освобождается от всех материальных отождествлений». («Нарада-панчаратра»).

Эти определения бхакти были известны еще до стиха Рупы Госвами анйабхилашита-шунйам. Парануракти – это хорошо, но если человек не следует наставлениям шастр и не свободен от всех анартх – это не парануракти. Определение бхакти, которое дает Рупа Госвами, включает в себя все: от анйабхилашита-шунйам (отсутствия иных желаний, кроме желания служить Кришне) и до уттама-бхакти.

Что такое садхана? Иногда повторять харинаму, читать книги или совершать арчану – это еще не значит практиковать садхану. Садхана – это практика, преследующая определенную цель (прити). Если мы без посторонних желаний (анйабхилашита-шунйам) задействуем все чувства в практике преданного служения с целью пробудить бхаву, это можно назвать садхана-бхакти. Нитья-сидха-бхава – это постоянное культивирование уттама-бхакти. Таким образом, садхана – это, когда мы практикуем и повторяем святые имена Господа с единственным желанием – достичь бхавы.

Для того, чтобы развить бхаву, нужно совершать садхану (анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам) посредством тела, ума, слов и чувств. С помощью ушей мы слушаем, с помощью языка – повторяем, а с помощью ума – медитируем. И все это мы делаем для того, чтобы пробудить бхаву.

Объяснив, что такое практика (садхана), Рупа Госвами перешел к определению понятия бхавы. Чему он учил? Нужно идти по стопам вечно освобожденных душ (нитья-сиддх). Нужно развивать настроение вечных спутников Господа. Если совершать бхаджан под руководством и покровительством Рупы Госвами, в сердце проявится чистая бхакти, которая является сутью стиха «анйабхилашита-шунйам». То есть, по милости Рупы Госвами, произойдет следующее:

шуддха-саттва-вишешатма
према-сурйамшу-самйа-бхак
ручибхиш читта-масринйа-
крид асау бхава учйате

«На уровне бхава-бхакти, подобной лучу солнца премы, в сердце преданного входит шуддха-саттва – внутренняя энергия Господа, состоящая из духовного знания и блаженства. Она размягчает сердце преданного, наполняя его различными трансцендентными вкусами». (Б.-р.-с., 1.3.1).

Кому Рупа Манджари дарует свою шуддха-саттву? Шуддха-саттва нисходит на тех, в ком пробудилась бхава. Бхава – это процесс, который намного превосходит процесс исправления. На уровне бхавы служение достигает непосредственно Голоки Вриндавана и сердца Рупы Манджари.

Бхава находится за пределами деятельности ума, поэтому занимать ум в медитации – это еще не бхава. На стадии бхавы ум следует за душой (атмой). Душа, в свою очередь, следует за спутниками Господа, а именно – за Рупой Госвами в играх Махапрабху или за Рупой Манджари (самой дорогой служанкой Шримати Радхарани) в играх Кришны.
На стадии бхавы преданный испытывает сильное чувство обладания Кришной (мамата-рати). Когда это чувство усиливается, оно становится премой. Тогда преданный думает, что Кришна принадлежит ему и он принадлежит Кришне.

Сначала према проявляется в форме стхайибхавы – постоянной эмоции. Потом проявляются вибхава, анубхава, санчари-бхава и так далее. [В отличие от преходящих эмоций, таких как вьябхичари-бхавы, анубхавы и т.д., стхайибхава – это постоянная, неизменная эмоция. Когда нисходит вишуддха-саттва (трансцендентная энергия, которая представляет собой сочетание хладини и самвит), у преданного пробуждается постоянное чувство, что Кришна – его сын, друг или возлюбленный. Это чувство никогда не проходит и не меняется. Примеч. ред.]

Когда все бхавы соединяются, они становятся расой (нектаром трансцендентных взаимоотношений). Рупа Госвами раскрыл эти истины.

Кто-нибудь испытывал прему? Один человек как-то сказал, что прошлой ночью обрел даршан Радхи и Кришны, и Они благословили его. Можно подумать, что он преданный высокого уровня. Однако возникает вопрос: почему, обретя Их даршан и разлучившись с Ними, он не умер и не обезумел? Если такое с ним не случилось, значит, это не према. С пробуждением премы преданный сходит с ума по Кришне.

На стадии бхавы уже уходят почти все анартхи. Они могут проявляться еще время от времени, но они уже не причиняют беспокойства. Когда же бхава становится более интенсивной и переходит в прему, все анартхи полностью исчезают, проявляются ашта-саттвика-бхавы, и сердце полностью тает. Сейчас, на нашем уровне, мы тоже иногда плачем или чувствуем великое счастье, но это лишь подобие (абхаса) тех эмоций. Такое состояние не является чистым и быстро проходит – его прерывают наши анартхи.

После премы Рупа Госвами говорит о снехе. В этом состоянии сердце преданного постоянно тает. После снехи проявляется праная и затем ман (хотя иногда эти два потока смешиваются). Далее Рупа Госвами раскрывает удивительные симптомы раги и анураги, и высочайший уровень взаимоотношений вишайи и ашрайи. Когда анурага достигает своей вершины, она становится махабхавой. Затем появляются рудха, адирудха, модана, мадана и так далее. Рупа Госвами описал каждую из этих стадий.

До прихода Чайтаньи Махапрабху, никто не знал об этом. Некоторые догадывались о чем-то, но никто не могли описать, что такое према, мадана, модана и так далее. Шри Чайтанья Махапрабху дал это знание Рупе Госвами. Поскольку он был очень влиятелен, его учение стало известно не только в нашей, но и в других сампрадаях.

Шри Рагхунатха дас Госвами, Шри Джива Госвами, Шри Кришнадас Кавираджа Госвами и все ачарьи нашей сампрадаи писали книги, идя по стопам Рупы Госвами. Шрила Рагхунатха дас Госвами известен как величайший рупануга. Свое произведение «Вилапа-кусуманджали», он начинает с молитвы к Рупе Манджари:

твам рупа-манджари сакхи прахита пуре смин
пумшах парасйа ваданам на хи пашйашити
бимба дхаре кшатан анагата-бхартрикайа
йат те вйадхайииким у тачх чхука пунгайена

Рагхунатха дас Госвами возносит Рупе Манджари множество молитв. Шрила Джива Госвами изучил все произведения Рупы Госвами и, вдохновленный ими, написал «Гопала-чампу», «Шат-сандарбхи», а также комментарии на «Шримад-Бхагаватам», «Удджвала-ниламани» и «Бхакти-расамрита-синдху». Шрила Нароттама дас Тхакур излагает учение Рупы Госвами в «Према-бхакти-чандрике». Шрила Бхактивинода Тхакур известен как величайший среди всех последователей Рупы Госвами (рупануга варайате). Свою «Джайва-дхарму» он написал на основе учения Рупы Госвами.

Махапрабху трижды встречался с Рупой Госвами: сначала в Рамакели, затем в Праяге и в последний раз – в Пури. Увидев Рупу Госвами, Махапрабху подумал: «Он более остальных подходит для того, чтобы рассказать людям о Моих сокровенных чувствах». Махапрабху просил всех Своих спутников (Нитьянанду Прабху, Шри Адвайту Ачарью, Шри Сварупу Дамодару и Шри Рамананду Рая) благословить Рупу Госвами. Зачем? Чтобы по милости этих величайших вайшнавов он смог дать людям знание о расах: шанте, дасье, сакхье, ватсалье и мадхурье. Рупа Госвами может даровать любую расу, но высший дар получит тот, кто обратится к нему за мадхурья-расой. Итак, Шрила Рупа Госвами даровал миру множество прекрасных книг, в которых впервые раскрыл то, ради чего приходил Махапрабху.

Сегодня день ухода Рупы Госвами. Здесь, в Радха-Дамодар Мандире, находится его самадхи и место, где он совершал бхаджан. Кто поместил его в самадхи? Джива Госвами, Рагхунатха даса Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами и другие госвами Вриндавана. На самом деле, они не помещали его в самадхи, он сам вошел в самадхи. Здесь он занимался различными видами служения и писал книги, такие как «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани», «Лалита-мадхава», «Хансадутта» и многие другие. «Видагдха-мадхава» была написана в Гокуле, приблизительно в то же время, когда Чайтанья Махапрабху отправился во Вриндаван, в Гокулу. Спустя пять лет, была написана «Лалита-мадхава». Каждая книга проявлялась в сердце Рупы Госвами, поэтому все книги берут начало здесь. Сюда также приходили Шрила Санатана Госвами и другие Госвами.

Шрила Санатана Госвами начинает свою «Брихад-бхагаватамриту» с молитв о милости, обращенных к Рупе Госвами. Он возносит молитвы Рупе как спутнику Шри Чайтаньи Махапрабху и Рупе – спутнице Шримати Радхики. Рупа Манджари, спутница Шримати Радхики, прекрасна, как Сама Радха. Только Шримати Радхика, Вишакха-деви и Рупа Манджари чем-то похожи друг на друга. У Радхики и Вишакхи схожий характер и качества, потому что они родились в один день. Но Рупа Манджари так похожа на Радхику потому, что очень и очень дорога Ей. Поэтому Санатана Госвами и другие ачарьи молятся: «О Рупа, даруй нам свою милость! Ты знаешь сердце Махапрабху и сердце Радхи-Кришны». Такие молитвы возносят наши ачарьи во многих книгах. Таким образом, Шри Рупа – самый дорогой спутник Махапрабху.

Сегодня мы пришли сюда. Давайте же поклонимся лотосным стопам Шри Рупы и попросим его о милости. В этом храме находятся Божества, которым поклонялся Джива Госвами. Здесь же Гирирадж-шила Санатаны Госвами и Божество, которому поклонялся Рупа Госвами. Это место – самое лучшее в мире и самое могущественное во всем Вриндаване. Вамшиват является местом игр Кришны (лила-стхали), и можно пытаться попасть в это место путем садханы, однако без милости Рупы Госвами это невозможно. Поэтому, прежде всего, нужно прийти сюда, к стопам Шри Рупы Госвами, и вознести ему молитвы.


Примечание 1.

Упадешамрита, стихи 1-3:

«вачо вегам манаса кродха вегам
джихва вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхира
сарвам апимам притхивим са шишйат

Мудрый, владеющий собой человек, способный подчинить себе шесть побуждений – желание говорить, импульсы ума, порывы гнева, требования языка, желудка и гениталий – достоин наставлять весь мир.

атйахарахпрайасаш ча праджалпо
нийамаграхах джана-саyгаш ча лаулйам ча
шадбхир бхактир винашйати

Бхакти гибнет под влиянием шести пороков: 1) переедания или тяги к накопительству, 2) усилий, вредящих бхакти, 3) бесполезных мирских разговоров, 4) неспособности следовать важным предписаниям шастр или слепого, фанатичного следования предписаниям, 5) общения с людьми, настроенными против бхакти, и 6) жадности или беспокойности ума, выраженной в склонности принимать разного рода бесполезные идеи.

утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
саyга-тйагат сато вриттех
шадбхир бхактихпрасидхйати

Чтобы успешно продвигаться по пути бхакти, необходимо следовать шести принципам: 1) энтузиазм в следовании правилам, способствующим развитию бхакти, 2) твердая вера в утверждения шастр и гуру, чьи слова в полном согласии с шастрами, 3) стойкость и постоянство в практике бхакти даже при встрече со множеством препятствий или терпение в том случае, если не удается быстро достичь желанной цели, 4) выполнение всех составляющих практики бхакти, таких, как слушание (шравана) и повторение (киртана), а также отказ от материальных чувственных наслаждений ради удовольствия Шри Кришны, 5) отказ от недозволенного общения с женщинами, с теми, кто привязан к женщинам, с майявади, атеистами и верующими-притворщиками и 6) выполнение правил поведения преданного и развитие качеств преданного».


Перевод на русский: Нанда-гопи даси
Над текстом работали: Джагад-мохини даси, Таруни даси


"Тот, кто нашел прибежище у лотосных стоп великой души, имеет все возможности тоже стать великой душой".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.22.6 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020