«Шри Гурв-аштака», стихи 6-9

Предлагаем вашему вниманию вторую лекцию Шрилы Гурудева по «Гурв-аштаке» Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Прочитать первую лекцию можно здесь.

Редакция purebhakti.ru



Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Центр медитации, Германия, 3 декабря 2000 года

Шрила Нараяна Махарадж:

никунджа-йуно рати-кели-сидхйаи

йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, кото¬рый в образе прекрасной сакхи обсуждает со своими подруга¬ми, как лучше устроить любовные развлечения (рати-кели) Божественной Четы в рощах Вриндавана. Он необычайно искусен в служении Шри Шри Радхе-Кришне и потому очень дорог Им». (Шри Гурв-аштака, текст 6).

Шри Шри Радха и Кришна – Божественная Чета – постоянно развлекаются в прекрасных рощах Вриндавана, на берегах Ямуны. Им помогают Рупа Манджари, Рати Манджари и другие гопи, которые очень опытны в подготовке встреч Шри Радхи и Шри Кришны. Так же как и другие гопи, мой Гурудев очень искусен в этом. К тому же он непревзойденный обманщик. С большим мастерством он вводит в заблуждение мужей гопи. Он способен одурачить даже Чандравали и гопи из других групп. Он опытен, изобретателен и пускается на различные уловки, чтобы обмануть всех вокруг и дать возможность Шри Радхе и Шри Кришне снова встретиться. И поэтому мой Гурудев в облике гопи очень дорог Шри Кришне, а особенно – Шримати Радхике.

Шри Кришна очень доволен, когда гуру предлагает вандану своему Гурудеву. Это один из важных признаков того, что такой гуру находится на трансцендентном уровне.

Мирской человек, находящийся под воздействием майи и объятый вожделением, не имеет права быть гуру. Если же вы уже приняли руководство такого гуру, оставьте его немедленно. Тех, кто регулярно развлекается в кинотеатрах и слушает имперсоналистов, просто игнорируйте, так как у них нет веры в харинаму и в истинность сампрадаи. Они не верят, что Гурудев всемогущ и способен даровать вечное блаженство. Необходимо отвергнуть подобного псевдо-гуру.

А тем, кто принял санньясу, но продолжает заниматься чувственным удовлетворением, не нужно даже в глаза смотреть. Оставьте таких людей вне поля вашего зрения. Они ничего не способны вам дать. Стоит ли надеяться получить плоды от колючек? Вы знаете пузырьковое растение?

Преданные: Да, это колючий кустарник.

Шрила Нараяна Махарадж: Вы можете получить плоды от колючки? Никогда!

Лже-гуру ничего не способен дать. Он уничтожит вашу духовную жизнь так же, как и свою. Если гуру не способен дать вам кришна-прему, оставьте его.

Слова никунджа йуно относятся к гуру, находящегося на уровне Нарады Риши. Такой гуру может дать кришна-прему любому преданному, подняв его сначала до уровня мурччит-касайи, затем – до нирдхут-касайи и, наконец, до уровня паршады.

Нарада Риши, находясь на уровне мурччит-касайи, совершал арадхану (поклонение) Шри Кришне. Он полностью отказался от удовлетворения материальных желаний и глубоко погрузился в бхаджан.

Кришна даровал ему свой даршан на одно мгновение, а потом исчез. Нарада начал сокрушаться и рыдать: «Я не могу жить без Тебя!» И тут он услышал божественный голос: «Я дал тебе возможность увидеть Меня из сострадания и милости. Сейчас ты еще не готов созерцать Меня, у тебя сохранились мирские желания. Поэтому в этой жизни тебе не удастся вновь получить Мой даршан».

На уровне мурччит-касайи преданный еще имеет различные желания. Он имеет желание отправиться в лес и в уединенном месте совершать арадхану, думая, что так его бхакти быстрее достигнет зрелости и Шри Кришна дарует ему Свой даршан.

Возможно, и вы хотите уединиться в лесу? Это неразумно. Что же вы будете там делать? Все, что вам удастся обрести в девственном лесу – это желание оставаться в гуне благости (саттвика банаясу). И это – предел. Шри Кришна придет только тогда, когда вы сможете полностью Ему предаться.

Итак, мурччит-касайа означает, что какие-то материальные желания еще сохранились и, хотя они неактивны, в любую минуту могут дать о себе знать и выйти наружу. И тогда вы, например, заведете не одного, как Бхарата Махарадж, а трех оленят. Или птичек.

Если бы на поляне перед Нарадой Риши вдруг появились обнаженные девы и стали бы танцевать, тогда вожделение могло бы вновь проснуться в нем.

Враджанатха Прабху: И он бы пал.

Шрила Нараяна Махарадж: Шукадева Госвами – это пример уровня нирдхут-касайи. Что такое нирдхут-касайа? Нирдхут означает, что все нежелательное было удалено и вычищено из сердца. Сварупа еще не открылась ему, и он не может общаться со Шри Кришной и видеть Его образ. На этом уровне никакие материальные желания не могут затронуть сознание, и преданный никогда не падет.

Аранья Махарадж: То есть, он уже знает о своей сварупе, но еще не обрел ее?

Шрила Нараяна Махарадж: Да. Он знает свою сварупу, но его тело все еще не трансцендентно, хотя уже и подобно трансцендентному телу.

Через некоторое время Нарада достиг уровня спутника Господа (паршады) и получил даршан Шри Кришны. Он обрел васту-сиддхи, облик трансцендентного спутника Господа, Нарады-гопи, и достиг Голоки Вриндавана. Теперь он мог гулять по Вриндавану со Шри Кришной или без Него.

Если бы Нарада Муни сказал вам: «Вы достигнете кришна-премы!», – тогда она пришла бы к вам немедленно, в то же мгновение. То же самое может сделать и Шукадева Госвами – это займет одну, две, ну от силы три минуты.

Итак, когда Нарада был на уровне мурччит-касайи, Шри Кришна прикоснулся к нему и дал Свои благословения. Тем самым Он дал Нараде возможность впоследствии обрести прему.

Такие гуру (как Нарада и Шукадева Госвами) действительно способны даровать кришна-прему.

На уровне мадхьяма-уттама или мадхьяма-мадхьяма в сердце Вайшнава еще присутствуют некоторые желания в дремлющем, непроявленном виде (мурччит). Но если этот вайшнав искренний и не потакает материальным желаниям, он тоже может оказать огромную помощь ученикам, давая хорошую хари-катху. Служа такому вайшнаву, садхака сможет избавиться от всех нежелательных привычек и с помощью такого преданного будет все выше и выше продвигаться по пути бхакти пока не достигнет уровня своего учителя. Таких гуру (мадхьяма-мадхьяма и мадхьяма-уттама) довольно много в этом мире.

Однако гуру наивысшего уровня очень редок. Лишь по милости Шри Кришны такой гуру может появиться в вашей жизни. Что касается гуру уровня мадхьяма-адхикари, то он находится на уровне мурччит, на стадии дремлющих желаний. И если такой гуру искренен, постоянно следует наставлениям своего Гурудева, служит ему, то, как правило, не падает. По милости такого гуру мы можем обрести кришна-прему. Слова «никунджа-йуно рати-кели-сиддхай» относятся в том числе и к таким гуру.

Мадхьяма-адхикари еще не обрел сварупу (изначальный облик), но достиг бхавы и в бхава-авасте практикует служение под руководством Вишакхи, Лалиты, Рупы Манджари, всегда памятуя об ашта-калия-лиле. Ашта-калия означает восемь.
Мадхава Махарадж: Восемь видов игр Шри Кришны.

Шрила Нараяна Махарадж: Такой преданный всегда памятует об ашта-калия-лиле и потому может рассказать об играх Шри Кришны. Именно о таких гуру Шрила Вишванатха Тхакур говорит в своей «Гурв-аштаке». Его гуру и все ачарьи нашей ученической преемственности – рупануги. Если гуру не памятует о Шри Кришне, как он может дать кришна-прему?

Если же по нелепой случайности вы приняли гуру, который грешит, проявляет сильное желание к богатству, женщинам, вину, чувственным наслаждениям, жаден до денег, престижа, общается с имперсоналистами, интересуется политикой, ходит в кинотеатры, смотрит видео и телевизор, то такого гуру нужно немедленно отвергнуть. Если вы этого не сделаете, то ваш гуру и вы сами последуете прямой дорогой в ад. Это правда. Следуйте этому наставлению.

Если вы приняли гуру и понимаете, что этот гуру не в состоянии дать вам плод кришна-премы, то немедленно займитесь поисками другого гуру. Этому учат Джива Госвами, шастры, «Шримад-Бхагаватам».

Мадхава Махарадж: Пурнас ча видхина самиак грахийэт вайшнава гуру.

Шрила Нараяна Махарадж: Если вы видите, что ваш Гурудев не следует наставлениям своего гуру, соответствующего описанию Вишванатхи Чакраварти Тхакура, у него появились подружки, и он берет деньги и тратит их на разные глупости, то вы должны отвергнуть его. Если вы сами честны и искренни, то это произойдет незамедлительно.

Если же ваш гуру находится на уровне мадхьяма-адхикари и несведущ в вопросах «никунджа йуно рати-кели-сиддхай», то вы должны предложить ему пранамы и просить позволения общаться с возвышенными вайшнавами. Такой гуру будет счастлив и скажет: «Немедленно отправляйся к вайшнавам! И я пойду туда».Если ответ будет таким, то это истинный гуру. Не нужно отвергать его.

Вы должны общаться с вайшнавами высочайшего уровня, предлагая при этом пранамы своему Гурудеву. Но если Гурудев не выражает почтение возвышенным преданным, то он – просто эгоист. Он считает учеников своей собственностью и боится лишиться этой собственности. Настоящий гуру будет очень счастлив, видя, что его ученики уходят к возвышенным преданным и получают возможность дальнейшего развития. Свамиджи говорил: «Если кто-то поможет моим ученикам и сделает из них мадхьяма-адхикари, а затем – уттама-адхикари, я буду очень рад». Он велел своим ученикам всегда общаться с возвышенными преданными. Прочитайте его «Упадешамриту», «Нектар преданности» (особенно восьмую шлоку – тан-нама-чаритади-сукиртанану).

Сначала нужно разглядеть присутствие возвышенных признаков в гуру и только после этого принять его. Если гуру не обладает необходимыми качествами, то, выражая ему почтение, стремитесь искать общение с достойными вайшнавами.

Если же гуру не выражает почтения вайшнавам и не позволяет общаться с ними, нужно отвергнуть его и уйти. Вы оставили свои дома, жен, богатство, положение в обществе не ради этих лже-гуру, а ради служения Шри Кришне. И если гуру не вовлекает нас в преданное служение Шри Кришне, то какой же он гуру? Он – не гуру.

Преданные: Он – кен-гуру, который пытается набить карман деньгами.

Шрила Нараяна Махарадж: Они говорят кен-гуру, а не гуру. В этой шлоке перечислены признаки подлинного гуру. Если нет такого гуру, то мы должны найти хотя бы мадхьяма-адхикари, который искренен и не идет на поводу у материальных желаний. Тогда мы сможем развиваться. Вы обретете истинного гуру, когда Шри Кришна позволит это.

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
уктас татха бхавйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева, кото¬рого все священные писания провозглашают сакшат-хари, воплощением энергии Шри Хари, а святые считают пред¬ставителем Господа, неотличным от Него. Будучи ближай¬шим слугой Господа (почитаемым представителем Шри Криш¬ны, который непостижимым образом одновременно един с Ним и отличен от Него), Шри Гурудев безмерно дорог Ему». (Шри Гурв-аштака, текст 7).

Я приношу поклоны духовному учителю, который искусно устраивает встречи Шри Радхи и Кришны (никунджа-йуно рати-кели-сиддхай). Духовный учитель неотличен от Самого Шри Кришны, Бхагавана, Хари. Он един с Хари в том смысле, что привлекает Шри Кришну и может управлять Им. Но гуру – это не вишая-кришна, а ашрайа-кришна.

Есть два вида Бхагавана: вишая-хари и ашрайа-хари. Подлинный гуру – Шри Хари, но он относится к ашрайа. Кинту прабхор йах прийа эва тасйа – он очень дорог Шри Кришне. Он не является Шри Кришной, но целиком принадлежит Ему. Гуру не станет говорить: «Я есть Шри Кришна». Вместо этого он скажет: «Я слуга Шри Кришны». Но он во всем подобен Шри Хари. Все качества Шри Хари присутствуют в нем. Если гуру обладает всеми качествами Шри Кришны, может ли он пасть? Никогда! Подумайте, как высок уровень такого гуру!

Гуру – это не игрушка. Он – необычная личность. Гуру – это Сам Шри Кришна, но ашрайа-кришна. Шримати Радхика – также Шри Кришна. Шри Кришна проявил себя в двух аспектах: один – Шри Радхика, а другой – Шри Кришна.

Шри Радхика – ашрая, и гуру – ашрая. Он в духовном мире служит Радхике в образе ее сакхи, о которой можно сказать сакшад-дхаритвена. Не «хари», а именно «харитвена». Между этими понятиями имеются различия. Сам Шри Кришна – Хари, а харитвена означает «обладающий качествами Хари», то есть качествами Шри Радхики.

Итак, подлинный гуру – это ашрая-гуру. Об этом говорят все писания, все шастры, Гита, Бхагавата, Пураны…

Уктас татха бхавйата эва садбхих. Слово сабхих указывает на всех ачарий, всех трансцендентных бхакт, которые разделяют мнение, что гуру очень любим Кришной (кинту прабхор йах прийа).

йасйа прасадад бхагават прасадо
йасйапрасадан на гатих куто 'пи

дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам

«Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева! Если он будет доволен мною, то и Господь будет доволен, если же нет, то мне нигде не найти спасения. Поэтому, сосредоточенно размышляя о величии Шри Гурудева, я трижды в день прославляю его в различных ставах и стути». (Шри Гурв-аштака, текст 8)

Между милостью Шри Гурудева и милостью Шри Кришны нет никакой разницы. Шри Кришна милостив, и Шри Гурудев милостив. Вся милость Шри Кришны заключена в Шри Гурудеве. Поэтому он более милостив, чем Шри Кришна. Гурудев приходит в нашу жизнь: дает лекции, любит нас, служит нам. Разве Сам Шри Кришна явился бы перед нами? Вместо Себя Шри Кришна посылает нам возвышенного гуру. Гуру – это воплощение милости Шри Кришны.

Таким образом, милость Шри Кришны зависит от милости гуру и вайшнавов. Что я сейчас сказал?

Преданные: Милость Шри Кришны зависит от милости гуру и вайшнавов.

Шрила Нараяна Махарадж: Да. Вы поняли это?

Враджанатха Прабху: Без Гурудева мы не сможем получить милость Кришны.

Шрила Нараяна Махарадж: Не только ваш Гурудев, но и все другие истинные рупануга-вайшнавы являются духовными учителями. Они все очень возвышенны. Они управляют милостью Шри Кришны. Шри Кришна обычно проявляет милость не напрямую, а поручает гуру проявить ее.

Итак, милость Кришны зависит от милости гуру и вайшнавов. Даже если Кришна расстроен или рассержен, гуру может добиться проявления Его милости, вознося молитвы. Однако если расстроен гуру – даже Кришна вам не поможет.

Дурваса нанес Амбарише Махараджу оскорбление. Обратившись к Брахме, Вишну и Махешвару за помощью, он получил ответ: «Куда вошла заноза, оттуда ее и вынимай. Если заноза вошла в ногу, ее не удастся вынуть из головы. Поэтому отправляйся к Амбарише Махараджу». Дурваса пошел к Амбарише Махараджу и только тогда освободился от своего оскорбления.

Итак, йасйапрасадан на гатих куто 'пи. Если гуру недоволен, то даже Шри Кришна не спасет вас. Никто не поможет. Конечно же, гуру должен соответствовать определенному уровню. Он должен быть мадхьяма-уттама, или, по крайней мере, мадхьяма-мадхьяма: искренним, лишенным мирских интересов и стремления к чувственному наслаждению. Только такой гуру способен пролить милость и дать кришна-прему. Милость, как вы знаете, приходит от возвышенных вайшнавов.

Предположим, вы служите кула-гуру...

Преданные: Семейному гуру.

Шрила Нараяна Махарадж: Семейному гуру. Если ваш гуру не достиг должного духовного уровня, то при воспевании святого имени ваш ум будет беспокоен, даже если вы искренне желаете служить Шри Кришне. Что уж говорить о кула-гуру, даже ученик мадхьяма-вайшнава при всем желании не сможет избавиться от мирских желаний.

Если вы служите семейному гуру, и он дает вам хари-катху, через него вы можете получить милость Шри Кришны. Однако это будет не самая высшая форма милости. Вы можете встать на путь вайдхи-бхакти, получить всевозможные материальные блага или даже освобождение, но не кришна-прему.

В «Бхагавад-гите» есть шлока о тех, кто служит полубогам:

е 'пи анйа-девата-бхакта
йаджанте шраддхайа нвитах
те 'пи мам ева каунтейа
йаджантий авидхи-пурвакам

«О Каунтея, те, кто с верой поклоняется полубогам, на самом деле поклоняются Мне одному, но делают это не так, как подобает». («Бхагавад-гита», 9.23).

Того, кто поклоняется полубогам (Шанкаре, Ганеше или Хануману), Кришна одаривает плодами, которые не способны дать полубоги. Он говорит: «Е 'пи анйа-девата-бхакта йаджанте шраддхайа нвитах». Те, у кого есть небольшая преданность этим полубогам, могут получить от них мирские блага: деньги, репутацию, здоровье и т.д. Но на самом деле все это нисходит от Самого Кришны, который позволяет полубогам быть Его орудиями.

Кто такие полубоги? Они – проявления Шри Кришны в материальном мире (вибхути). Он поручил им раздавать все эти блага. Через полубогов Шри Кришна может дать многое, но не шраддху и, тем более, не кришна-прему.

Итак, служа семейному гуру, о котором мы говорили раньше, вы можете получить от Шри Кришны какие-то блага. Если вас ведет действительно искренний гуру, по крайней мере, мадхьяма-адхикари, то вы обретете более ценные плоды. Что уж говорить о гуру уровня Нарады или Шукадевы Госвами! Они могут спасти даже от гнева Шри Кришны. Но если разгневан гуру, то Шри Кришна не может спасти вас. Он скажет: «Иди к нему. Я не могу тебе помочь. Я отдал сердце таким преданным, как твой гуру». Что это за шлока?

Мадхава Махарадж: Cадхаво хридйам мадйам садхунам, хридайам ти ахам мад-анйат те на джананти нахам тебйохамам тебйо манаг апи
«Я живу в сердцах чистых преданных, а они – в Моем сердце. Мои преданные не знают никого, кроме Меня, и Я не знаю никого, кроме них. Таковы тесные отношения между Мной и чистыми преданными. Чистые преданные исполнены знания и никогда не выходят за пределы соприкосновения с духовным, вот почему они так дороги Мне». («Шримад-Бхагаватам», 9.4.68).

Шрила Нараяна Махарадж: Попытайтесь найти подлинного гуру и благоприятное общение. Тогда у вас появится шанс обрести кришна-прему. Если у вашего духовного учителя нет веры в своего гуру и харинаму, и он, того и гляди, падет, тогда что такой гуру может дать вам?

Вы знаете, что святое имя обладает такой силой, что очищает, даже если его произносить наоборот, как это делал Вальмики, повторяя: «Мара, мара, мара, мара». И что произошло с Вальмики? Он очистился. Мы поклоняемся ему, несмотря на то, что он поначалу воспевал святое имя задом наперед. А если кто-то воспевает с верой (шраддхой), что тогда?

джайати джайати намананда-рупам мурарех- вирамита-ниджа-дхарма-дхйана-пуджатхийатнам катхам апи сакридаттам муктидам пранинам йат парамамритам экам дживанам бхушанам ме

«Вся слава, вся слава именам Кришны-Мурари, в которых воплотилось вечное блаженство! Они прекращают круговорот рождений и смерти и избавляют от необходимости следования изнурительным религиозным обрядам, благотворительности, медитации, поклонения божествам и совершения различных аскез. Они награждают освобождением каждого, кто произнесет их хотя бы раз. Кришна-нама – это высший нектар и единственное сокровище моей жизни». («Шри Брихад-бхагаватамрита», 1.9).

нама чинтаманих кришнас чайтинйа-раса-виграхах пурнах суббхо нитйа-мукто 'бхиннатвам нама-наминох
«Святое имя Кришны исполнено трансцендентного блаженства. Оно дарует все духовные благословения, потому что Его имя и есть Он Сам, источник всего наслаждения. Имя Кришны совершенно, это воплощение всей трансцендентной сладости. Ни при каких обстоятельствах это имя не может стать материальным, и оно не менее могущественно, чем Сам Кришна. Поскольку имя Кришны не оскверняется никакими материальными качествами, не стоит и вопроса о возможности его вовлечения в майю. Имя Кришны вечно освобождено и духовно, оно никогда не зависит от законов материальной природы. Все это так, потому что Имя Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 17.133).

Постарайтесь запомнить эти шлоки и понять их смысл. Нама чинтамани – имя Шри Кришны, особенно в мантре «Харе Кришна», подобно чинтамани, древу желаний. Если пожелаешь чего-то в тени древа желаний, то твое желание исполнится.

Жил-был царь. И однажды он отправился на охоту. Охотился царь до самого вечера, наконец, очень проголодался, устал и захотел пить. Но где ему найти прибежище? Рядом оказалось древо желаний, и царь присел отдохнуть под ним. «О, я так голоден, и уже темнеет, – подумал он. – Вот бы найти что-нибудь, чтобы утолить голод и жажду». Тут же перед ним появились блюда с роскошными яствами и кувшин со свежей ароматной водой. Он поел и подумал: «Я бы поспал, если бы здесь была кровать». В то же мгновение появилась очень удобное ложе с паланкином. Царь расположился на нем и мгновенно уснул. Но среди ночи его разбудил львиный рык. «О, что же будет, если этот тигр окажется рядом?» И тут же он увидел тигра прямо перед собой. «Он же съест меня!» – успел подумать царь, и тигр тут же набросился на него и проглотил (Преданные смеются).

Шрила Нараяна Махарадж: Таково мирское древо желаний, но древо желаний Шри Кришны совсем другое. Трансцендентное желание – это, например: «Я хочу служить Радхике», «Я хочу служить Шри Кришне», «Я хочу обрести кришна-прему (или гопи-прему, прему, как у манджари, как у Рупы и Рагхунатхи даса)». Все эти желания исполняются. Я могу обрести именно тот вид премы, который пожелаю. Итак, наставления подлинного гуру подобны древу желаний. Йасйа прасадад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гатих куто 'пи.

В детстве Рагхунатха дас Госвами получил возможность общаться с Харидасом Тхакуром. Харидас Тхакур был его шикша-гуру. Первым его учителем был Ядунандана Ачарья, подлинный гуру в линии Адвайты Ачарьи. По его милости Рагхунатха дас Госвами пришел к Нитьянанде Прабху, а получив милость Нитьянанды Прабху, обрел милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху передал его на попечение Сварупы Дамодары, который стал его гуру. Сварупа Дамодара – это гуру всех гуру. Он более возвышен, чем Ядунандана Ачарья, и более возвышен, чем Харидас Тхакур.

Знаете ли вы, какой плод получил Рагхунатха дас от этого древа желаний? Служение Шримати Радхике. Сварупа Дамодара вовлек его в это служение, а Рупа Госвами дал ему всю необходимую подготовку. Благодаря Рупе Госвами, Рагхунатха дас Госвами стал Рати Манджари. Вот на что способен Гурудев.

Вы также должны знать, что садхака, практикующий преданное служение, не может оставаться долгое время на одном и том же уровне. Когда мы входим в реку, вода, омывающая наше тело, с каждой минутой течет все дальше и дальше от нас, пока не достигнет океана.

Итак, бхакти подобна реке. Если преданный практикует садхану: шраванам (слушание), киртанам (воспевание), вишну смаранам (памятование о Господе Вишну), он духовно развивается. Какой будет судьба преданного, который долго остается на одном и том же уровне? Что случится с тем, кто не ищет общения с вайшнавами все более и более высокого уровня? Такой преданный не сможет развиваться в бхакти.

Поэтому, даже если человек оставил мирские дела и обязательства, но взамен не обрел возвышенного общения и не развил вкуса к нему, то такой человек обречен на падение. Так что постарайтесь обрести гуру, чистого вайшнава.

Далее – 'дхйайам стувамс тасйа йашас три-сандхйам. Старайтесь молиться Гурудеву, совершая арадхану и медитируя на него трижды в день. На самом деле, это означает – двадцать четыре часа. Ванде гурох шри-чаранаравиндам.

Шримад гурор аштакам этад уччаир брахме мухурте. Брахма-мухурта начинается с трех утра и достигает пика за полтора часа до восхода солнца. Это самое благоприятное время. Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Харидас Тхакур и другие возвышенные преданные спали по часу в день, а иногда и вовсе забывали о сне. Они являются для нас примером того, как нужно служить Гурудеву. Каждый, кто служит гуру и молится, памятуя о смысле и настроении «Гурв-аштаки», обретет служение Вриндавана-натхе. Вы знаете, кто такой вриндавана-натха? Сам Шри Кришна. Сакшат севайва – непосредственное служение Шри Кришне. То есть, садхака сможет достичь такого же служения, какое совершают гопи. Мы все должны стремиться достичь этого положения.

Я рад, что мы собрались здесь. И я прошу вас, оставьте все ваши мирские желания. Оставить стремление к чувственному наслаждению очень тяжело. Но благодаря общению с чистым преданным, вы сможете сделать это.

Каким бы служением вы ни занимались, старайтесь прежде всего делать это ради удовольствия гуру, вайшнавов и Шри Кришны. Посвящайте им каждое свое действие. Не ешьте ради самих себя, ешьте ради служения гуру и вайшнавам, ради служения Кришне. Если вы собираетесь научиться чему-то новому, сначала задайте себе вопрос: «Порадует ли это моего Гурудева и вайшнавов?» Но мы не задаемся подобными вопросами. Поэтому мы духовно не развиваемся.

Мы знаем, что не следует идти на поводу у бесконтрольного ума, но все же мы слепо следуем его приказам…

Преданные: Следуем за нашим умом.

Шрила Нараяна Махарадж: В этом – корень всех проблем. Мы слепые слуги нашего неуправляемого ума. Иногда он велит нам делать что-то нехорошее, и нам приходится повиноваться. Не стоит слушать указания бесконтрольного ума. Вместо голоса ума слушайте таких гуру как Вишванатха Чакраварти Тхакур, Нароттама Тхакур, Рупа-Санатана, Рупа-Рагхунатха... Оставьте все мирские желания, которые подобны сладкому яду. Откажитесь от этой сладкой расагулы, отравленной змеями, и только тогда вы обуздаете свой непокорный ум. Читая вайшнавскую литературу, глубоко вникайте в ее смысл, молитесь автору писания, чтобы он пролил на вас милость.

Наше время подошло к концу.

(Далее следует обсуждение).

Шрила Нараяна Махарадж: Слушайте внимательно то, о чем я вам говорю. Старайтесь понять сокровенный смысл сказанного и ищите общения с теми, кто это понимает.

Иногда мои слова очень и очень трудно понять. Возможно, многие из вас не смогут правильно понять мое настроение.

В нынешнее время многие заблуждаются по поводу того, чему учил Свамиджи. Неправильно поняв его, они стараются следовать его общим наставлениям, но ничего не знают о сокровенных желаниях его сердца. Свамиджи говорил: «Никогда никого не критикуйте, даже тех, кто поступает плохо». Мы должны стараться осознать суть наставлений гуру и следовать его сокровенным желаниям. Сокровенные желания духовного учителя более важны, чем его общие наставления. Одного только следования общим наставлениям недостаточно.

Например, Свамиджи никогда не велел нам ограничиваться только одним распространением книг. Он хотел, чтобы сначала мы читали его книги и следовали его наставлениям, а затем раздавали полученный от него нектар всему миру. Это подлинный путь.

Общайтесь с чистыми преданными.

Я прошу вас о том же самом. Сейчас, по приказу моего Гурудева и Свамиджи, публикуется много очень и очень важных и необходимых книг.

Помогите мне в моей гуру-севе и кришна-севе (служении гуру и Шри Кришне). Как? Распространяйте книги и практикуйте бхакти-йогу.

Переводите мои книги, публикуйте и распространяйте их. Вас здесь собралось около двухсот пятидесяти преданных. Если каждый раздаст знакомым по десять книг, сколько книг вы распространите? Мой журнал («Way of Harmonist») тоже нужно распространять. Это принесет большое благо. В этих изданиях в доступной форме изложены наставления Шрилы Бхактивиноды Тхакура, Шрилы Бхактисиддханты Прабхупады, Рупы Госвами, Свамиджи, моего Гурудева и других, осознавших себя великих душ. Поэтому старайтесь проповедовать и распространять эти книги. Никогда не прекращайте нагара-санкиртану!

Аранья Махарадж: Вчера мы выходили на нагара-санкиртану и распространяли книги.

Шрила Нараяна Махарадж: Я очень рад это слышать. Если бы у меня было достаточно сил, я бы пошел вместе с вами. Я в нагара-санкиртане – словно главнокомандующий. Я всегда вел санкиртану во время Враджа-мандала-парикрамы и, особенно, во время Навадвипа-парикрамы. Следуйте моему примеру. Не пренебрегайте санкиртаной. Это усилит ваше бхакти.

Гаура-премананде!

Преданные: Хари Харибол!

(Оглашаются имена преданных, получивших посвящение).

Преданный: Могу я задать вопрос?

Шрила Нараяна Махарадж: Только коротко. У меня мало времени.

Преданный: (Неразборчиво)

Шрила Нараяна Махарадж: Что он говорит?

Враджанатха Прабху: Некоторые гуру говорят: «Я не истинный гуру, но я возьму тебя к моему Гурудеву, он истинный, он поможет тебе».

Шрила Нараяна Махарадж: Того гуру, кто так говорит, вы тоже должны проверить. Не верьте на слово.

Враджанатха Прабху: Они говорят, что гуру не обязательно должен присутствовать физически.

Шрила Нараяна Махарадж: Ах вот оно что, теперь они нашли еще и ритвиков. Держитесь подальше от этих ритвиков, у них дурная слава. Это фальшивые гуру Кали-юги. Они разрушат вашу духовную жизнь. Сбившись с пути, сначала они оставляют своих гуру, потом набирают множество красивых учениц, а затем падают. Стремясь к славе и почету, они говорят: «Теперь я ритвик, следуйте за мной!» Но знайте, что они – мошенники, а не гуру. В нашей сампрадае учение ритвиков никогда не принималось.

Слово ритвика означает просто жертвоприношение. Так называют людей, которые знают, как проводить ягью (огненное жертвоприношение) ради удовлетворения своих мирских желаний. Ритвики не имеют ничего общего с шикша-гуру, бхагавата-гуру, парампара-гуру, дикша-гуру. Не принимайте их за настоящих гуру. Это просто мошенники, не верьте им, не общайтесь с ними. Они хотят добиться только престижного положения. Поэтому будьте осторожны и избегайте их.

Мадхава Махарадж: Гаура-премананде!


Перевод: Таруни даси
Над текстом работали: Васудама дас, Уттара даси

"Если вы стремитесь к бхакти, если вы хотите обрести сознание Кришны –  не общайтесь с людьми, сомневающимися в истинном гуру".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, "Шри Гуру - сама моя жизнь")

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020