Доволен ли гуру нашим служением?

Однажды в Лос-Анджелесе во время утренней прогулки Шрила Гурудев заговорил с преданными о важности проповеди и распространения книг, а также о том, как узнать, доволен ли гуру нашим служением.
Редакция Purebhakti.ru


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Лос-Анджелес, Калифорния, 12 мая 2003

Джаянта дас: Шрила Гурудев, как нам, выполняя служение, почувствовать в сердце, что вы довольны нами?

Шрила Гурудев: Вы почувствуете, что счастливы до глубины души. Тот, кто искренне служит своему Шриле Гурудеву, испытывает счастье. Глядя в лицо Гурудева, Вы сразу почувствуете его благословение и милость. Если же гуру и вайшнавы недовольны вами, вы узнаете об этом, почувствовав себя несчастным.

са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже ахаитукй апратихата йайатма супрасидати

«Наивысший долг (дхарма) человека заключается в любви и преданном служении (бхакти) трансцендентному Господу (адхокшаджа). Чтобы принести полное удовлетворение сердцу, это служение должно быть бескорыстным (ахайтуки) и непрерывным (апратихата)». («Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

Признаком является то, что вы обязательно будете счастливы.

[Обращаясь к Атул-кришне дасу:] Расскажи нам, пожалуйста, почему Вальмики написал Рамаяну? И почему он велел Лаве и Куше (сыновьям Рамы) всюду распространять хари-катху о Рамачандре? Вальмики мог бы просто медитировать на игры Господа Рамы. Зачем он написал Рамаяну?

Атул-кришна дас: Он сделал это по распоряжению своего Гурудева, Нарады.

Шрила Гурудев: А почему Нарада дал такое распоряжение?

Атул-кришна дас: Нарада хотел, чтобы каждый обрел благо, слушая эту хари-катху. По воле своего гуру Вальмики увидел в трансе все игры Рамы и явил эти игры всему миру. Нарада знал, что Господь Рамачандра желает, чтобы хари-катху о Нем услышал каждый.

тава катхамритам тапта-дживанам кавибхир идитам калмасапахам шравана-мангалам шримад ататам бхуви гринанти йе бхури-да джанах

«Твои игры прославляют такие великие личности, как Брахма, Шива и четыре Кумара. Нектарные повествования о Твоих деяниях дороже жизни для тех, кто страдает в разлуке с Тобой. Они уничтожают последствия прошлых грехов (прарабдха и апрарабдха, проявленные и непроявленные) и немедленно даруют тем, кто их слышит, наивысшее благо – сокровище премы. Поэтому те, кто приносят в этот мир повествования о Твоих играх, воистину являются самыми щедрыми благодетелями этого мира». («Шримад-Бхагаватам», 10.31.9).

Шрила Гурудев: По этой причине Шрила Вьясадева написал «Шримад-Бхагаватам». По этой же причине проповедовал Шрила Шукадева Госвами, и эта книга была распространена по всему миру. Этот стих (тава катхамритам…) впервые произнесла Шримати Радхики и другие гопи левого крыла. Выражая настроение Шримати Радхики, наши ачарьи говорят: «Некоторые проповедники несут в мир «Шримад-Бхагаватам». [С этими словами Шрила Гурудева положил свой мешочек с четками подмышку, показывая, будто он несет книгу]. Они повсюду распространяют истории из этой книги, и говорят, что эта книга подтверждает их слова. Входя в настроение Шримати Радхики, наши ачарьи называли таких проповедников обманщиками и убийцами. Почему они убийцы?

Атул-кришна дас: Они лишают человека всех его материальных желаний, материальных увлечений и привязанностей. После этого человеку весь мир становится не мил, он не может найти счастья ни в семье, ни в кругу друзей. Ему приходится бросить всё, и он ведет себя, как безумец.

Шрила Гурудев: Поэтому нам тоже следует распространять книги. Распространение книг не является аропа-сиддха-бхакти или санга-сиддха-бхакти . Иначе зачем наши предыдущие ачарьи, такие как Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Рупа Госвами, писали книги? Почему Шрила Рупа Госвами велел Шриле Дживе Госвами издавать и распространять духовную литературу? Зачем Чайтанья Махапрабху делал то же самое? Путешествуя по Южной Индии, он нашел рукописи «Брахма-самхиты» и «Кришна-карнамриты». Зная, что это очень авторитетные писания, Он взял их с собой, чтобы представить преданным. Потом Он попросить сделать их копии и распространить. Давайте попробуем разобраться, к какой категории бхакти относится распространение книг. Если вы продаете книги ради собственной выгоды, чтобы заработать денег на материальные блага, тогда это будет аропа-сиддха.

Атул-кришна дас: Шрила Гурудева, возникает вопрос. Некоторые преданные могут решить: «Мой Гурудев хотел, чтобы его книги распространялись, поэтому я буду распространять книги. Но мне не нужно слушать хари-катху, или читать эти книги».

Шрила Гурудев: Тогда это будет аропа-сиддха. Вы должны знать, что вы распространяете. Так же как Шрила Шукадева Госвами, Лава и Куша знали, о чем они говорят и поют. Вы должны знать, что вы даёте другим. [Обращаясь к Прем Прайоджану дасу] Ты понимаешь?

Прем Прайоджан дас: Да.

Шрила Гурудева: Не будь таким самоуверенным. Ничего не говори против моего учения или против учения нашей гуру-варги.

Прем Прайоджан дас: Я лишь повторил то же, что вы говорили много раз. Но не стал углубляться в детали.

Шрила Гурудева: Нужно разъяснять, что означают утверждения, которые внешне кажутся противоречивыми. Иначе многие преданные будут введены в заблуждение и потеряют вдохновение. Для чего ты «носишь книги под мышкой» и действуешь как «убийца»?

Прем Прайоджан дас: Это моя гуру-сева.

Шрила Гурудев: Я подтвердил твои слова, что распространение книг является аропа-сиддха-бхакти в том случае, когда этот делают ради личной выгоды. Пожалуйста, глубоко объясняй все мои наставления на эту тему.

Враджанатха дас: Относится ли распространение книг к одной из 64 анг (составляющих) бхакти, описанных в «Бхакти-расамрита-синдху»?

Шрила Гурудев: Шрила Нароттама дас Тхакур убирал за своим Гурудевом испражнения. Значится ли это в списке составляющих бхакти? Однако это – наичистейшая бхакти.

Прем Прайоджан дас: Зависит ли вид бхакти от адхикара (квалификации) того, кто его совершает? Например, если у преданных нет бхакти-адхикара, нет самбандха-гьяны (осознания своих взаимоотношений с Кришной), можно ли назвать их деятельность бхакти?

Шрила Гурудев: Составляющие (анги) бхакти так могущественны, что непременно подействуют, даже если у вас нет самбандха-гьяны. Это подобно огню. Однажды ребенок, вопреки предостережениям матери, сунул руку в огонь и обжегся. После этого он и близко не подходил к огню. Подобно этому, анги чистой кришна-бхакти настолько могущественны, что, совершая их, даже такой грешник, как Аджамила, полностью изменился. Не было греха, которого Аджамила не совершил. Вальмики тоже много грешил, но что с ним случилось потом? Благодаря общению с Нарадой он достиг совершенства.

Однако если вы критикуете или оскорбляете Вайшнава, ваша бхакти будет уничтожена. Даже если у вас есть самбандха-гьяна, бхакти все равно уйдет. Конечно, если у вас действительно есть самбандха-гьяна, вы никогда не станете оскорблять вайшнавов. Это один из признаков того, кто благословлен самбандха-гьяной.

Прем Прайоджан дас: Когда преданный сможет совершать вишрамбхена-гуру-севу (сокровенное служение своему гуру)?

Шрила Гурудев: Осознав свои взаимоотношения с Гурудевом, ученик понимает: «Я пока не могу служить Кришне, но, просто служа моему Гурудеву, по его милости я получу служение Кришне. Нет другого пути». В таком настроении он будет служить своему Гурудеву. Когда, я только пришёл в Матх, у меня не было никакой самбандха-гьяны. Но я положил к лотосным стопам Гурудева своё сердце и всю любовь, которую раньше питал к жене, детям, отцу, матери и всему, чем обладал. Когда я сказал об этом Гурудеву, он заплакал и принял меня своим личным слугой. Я мог сидеть на его постели, делать ему массаж, стирать его одежду, готовить для него то, что он хотел. Тогда, у меня не было самбандха-гьяны, но я предался ему, и по его милости теперь все вы почитаете меня.

Преданный: Шрила Гурудев, у меня вопрос. Когда в прошлом мы распространяли книги Шрилы Прабхупады, некоторые люди не могли их понять и сразу выбрасывали. Есть ли среди Ваших книг те, которые вы рекомендуете распространять обычным людям?

Шрила Гурудев: Попытайтесь понять, что вы распространяете. Если вы распространяете «Бхагавад-гиту», вы должны знать её содержание. Ты можешь сказать мне, в чём суть «Гиты»?

Преданный: Суть «Бхагавад-гиты» в том, чтобы дать им Кришну, дать им общение с духовным учителем.

Шрила Гурудев: Каково послание Гиты? В чём её суть?

Преданный: Предаться Кришне через духовного учителя и развить чистую любовь к Кришне.

Шрила Гурудев: Есть нечто большее. Суть этой книги намного выше, чем то, что ты сказал. Ты даже представить себе этого не можешь. Ман мана бхава, мад бхакто. Что ты понимаешь из этой шлоки? Ты читал её?

Преданный: Попытаться понять и предаться духовному учителю.

Шрила Гурудев: Ты слышал эту шлоку?

Преданный: Да, Гурудев. Но я забыл.

Шрила Гурудев: В «Гите» есть две наиболее важные шлоки: первая – «ман мана бхава…», а вторая – «сарва дхарман паритйаджа…». Какая из них возвышеннее?

Я знаю, ты не можешь сказать. «Ман мана бхава…» – возвышеннее. [В своих книгах «Прабандхавали» и «Суть «Бхагавад-гиты» Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж подробно комментирует эту шлоку и объясненяет, почему она считается самой возвышенной. Примеч. английской редакции.]

Радха-канта дас: Некоторые считают, что основание гурукулы тоже относится к аропа-сиддха-бхакти.

Шрила Гурудев: Да, это аропа-сиддха-бхакти. Мы видим, что тысячи выпускников гурукул разочаровались и оставили своих гуру. Почему? Если учителя гурукулы, выступающие как представители Гурудева, являются чистыми бхактами и обучают чистому бхакти (так же, как Прахлада Махарадж обучал своих одноклассников), тогда их преподавание — это бхакти. Если же они, подобно сыновьям Шукрачарьи (он был гуру Хираньякашипу) Шанде и Амарке, дают только мирские знания – это не является бхакти.

Прем Прайоджан дас: Шрила Гурудев, в конце «Брахма-самхиты» есть повествование о том, как Брахма создавал вселенную. Там сказано, что Брахма получил от Бхагавана прямое распоряжение творить и что он предался Ему. Кроме того, он помнил о Бхагаване в процессе творения. Однако Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что служение Брахмы, хотя и является благоприятной для развития бхакти деятельностью (анукула-пошака гауни-бхакти), но не относится непосредственно к бхакти (мукхья-бхакти).

Шрила Гурудев: Потому что Брахма воспевал гопала-мантру и кама-гаятри-мантру только для того, чтобы обрести способность творить, а не ради гопи-премы. Есть большое различие между молитвами Брахмы и Уддхавы. Брахма молился о том, чтобы родиться где-нибудь во Вриндаване, но Уддхава не желает этого. Он желает стать пылинкой на стопах гопи. Он молился:

йа ваи шрийарчитам аджадибхир апта-камаир йогешвараир апи йад атмани раса-гоштхйам кришнасйа тад бхагаватах чаранаравиндам нйастам станешу виджахух парирабхйа тапам «Даже такие мастера совершенства йоги, как Богиня процветания, Господь Брахма и другие полубоги, могут поклоняться лотосным стопам Кришны только в уме. Но во время танца раса Господь Кришна поместил Свои стопы на грудь гопи, и, обнимая эти стопы, гопи избавились от всех страданий». (Шримад-Бхагаватам 10.47.62).

Что это означает? Уддхава желал возложить себе на голову пыль со стоп гопи, поэтому он возвышеннее Брахмы. Однако Нарада ещё более возвышен, и он такой хитрый. Понять Нараду чрезвычайно трудно. [Нарада совершал бхаджан и стал Наради-гопи, ближайшей спутницей Кришны. Уддхава же, хотя и желал обрести пыль с лотосных стоп гопи, однако сохранял настроение спутника Кришны в Двараке. Примеч. английской редакции.] Воспевание харинамы и поклонение Божествам относится к сварупа-сиддха-бхакти . Если один преданный постоянно занят этим служением, но в то же время критикует других и совершает оскорбления, а другой преданный вообще не занимается поклонением, а только убирает испражнения Гурудева и делает ему массаж, то у кого из них выше уровень?

Прем Прайоджан дас: У второго человека.

Шрила Гурудев: Хотя первый занимается сварупа-сиддха-бхакти, второй намного превосходит его. Что вы поняли? Что я сказал?

Шрипад Триданди Махарадж: Тот, кто совершает гуру-севу, ближе к…

Шрила Гурудев: Один человек убирает испражнения Гурудева и стирает его одежду, а другой совершает сварупа-сиддха-бхакти: шравану (слушание), киртану (воспевание) и смарану (медитацию на Кришну), но критикует других и думает: «Я знаю больше всех в этом мире». Кто выше?

Новая преданная, девочка: Вы видели Кришну?

Шрила Гурудев: Да, да, да. Он очень красивый, просто очаровательный. Ты также сможешь увидеть Его, но для этого нужно практиковать. Если девочка хочет выйти замуж и быть всегда со своим мужем, что ей надо сделать? Существует процесс. Если ты хочешь стать доктором, тебе нужно следовать процессу обучения. А если хочешь быть судьей, нужно выучиться на судью, иначе не сможешь стать судьей. Так же, существует процесс для того, чтобы увидеть Кришну.

[Обращаясь к другому преданному.] Когда воспеваешь, не тряси пальцами или руками.

Преданный: Вы говорили мне об этом раньше.

Шрила Гурудев: Но я вижу, что ты опять это делаешь. Старайся не делать этого. [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур учил, что воспевание харинамы неотлично от служения Шри Шри Радха-Кришне, поэтому трясти четки считается неуважением. (Примеч. английской редакции).]

Атул-Кришна дас: Гурудев, я думаю, что вы такой же хитрый, как Нарада. И вас не легче понять, чем его.

Шрила Гурудев: Кришна также очень непрост. Он всячески служил Пандавам. Он стал их колесничим, выдал свою сестру за Арджуну и обучал сына своей сестры Абхиманью. Почему? Он очень хитёр. Нехитрый человек не может быть в нашей Гаудия-вайшнава-сампрадае.

Примечание

11 мая 2003 во время лекции Шрила Гурудев также коснулся этой темы:

«Если распространение книг выполняется ради материальной выгоды или репутации, тогда это не чистое бхакти. Преданный должен думать: «Я хочу, чтобы у людей была эта книга и чтобы, читая её, они обрели глубокое понимание бхакти». Почему Шри Чайтанья Махапрабху принёс из Южной Индии «Шри Брахма-самхиту» и «Шри Кришна-карнамриту»? И почему Он попросил Своих преданных сделать ожерелье из содержащихся в этих книгах заключений? Потому что в этих книгах множество высоких философских истин, без осознания которых невозможно войти в царство бхакти. Если вы распространяете книги по распоряжению Шри Чайтаньи Махапрабху, ради удовлетворения Гуру и Кришны, тогда это настоящее бхакти, а иначе нет. Поэтому будьте осторожны.

Например, распространяя «Джайва-дхарму», нужно думать: «Я делаю это, чтобы удовлетворить моего Гурудева и Кришну. Пусть все узнают о том, что написано в «Джайва-дхарме». Вы можете сказать покупателю: «В «Джайва-дхарме» описано, как развивать бхакти с нуля. Если вы хотите понять всё, прочитав всего одну книгу, тогда прочитайте «Джайва-дхарму» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. В этой книге объясняется всё – начиная от предания (шаранагати), описанного в «Бхагавад-гите», и кончая маха-бхавой. Поэтому читайте «Джайва-дхарму» и следуйте ей». Поймите, распространение книг очень важно. Сам Шри Чайтанья Махапрабху делал это, и мы должны следовать Его примеру. Но будьте осторожны. Ваше распространение книг не должно превратиться в санга-сиддха- или аропа-сиддха бхакти».



Перевод с английского: Судхакар дас
Над текстом работали: Абхинанда дас, Пушпанджали даси, Таруни даси


"Господь открывает Себя только преданному и лишь тогда, когда полностью удовлетворен его стремлением служить".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 2.4.21 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020