Нектар Радха-дасьи

Тридандисвами Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж
Матхура, Шри Кешаваджи Гаудия Матх, 1991 г.



пракшалья пада-камалам крита-данта-каштам
снанартхам анйа-садане бхаватим нивиштам
абхйаджйа-гандхитатарайр иха тайла пурайх
продвартаишйати када ким у кинкарийам


(«Вилапа-кусуманджали», 20)



Когда же настанет тот счастливый день, когда эта служанка, омыв Твои стопы и почистив твои зубы веточкой, усадит Тебя в комнате для омовения и будет массажировать Тебя, умащая Твое тело ароматным маслом?

Рагхунатха дас Госвами — совершенная личность, сиддха, но здесь он произносит молитву в настроении садхаки, жаждая достичь служения Шримати Радхике. Как сиддха, он испытывает все бхавы, и, в то же время, он чувствует страстное желание подняться на этот уровень.

Шримати Радхика с подругами вернулась с нишанта-лилы. Кришна вернулся в Яшода-бхаван и лег спать, и Шримати тоже спит сладким сном. Туласи Манджари вернулась вместе со Шримати и, пока Шримати спит, обдумывает те виды служения, что будут нужны, когда Она проснется. Туласи Манджари подготавливает все необходимые компоненты и молится: ким у кинкарийам — «О Радхе, я — Твоя кинкари и хочу служить Тебе».

Когда мы просыпаемся рано утром, ополоснув водой лицо и глаза, мы, прежде всего, предлагаем пранаму нашему Гурудеву и затем всей гуру-парампаре в восходящем порядке: гуру, парам-гуру, паратпара-гуру, вплоть до Кришны, Радхике, Враджу, всем местам во Врадже, всем кинкари Кришны и Шримати Радхики, спутникам Чайтаньи Махапрабху, Навадвипа-дхаме и Пури. Затем мы произносим стих Ванде ‘хам и все наши любимые стихи, после чего идем совершать омовение.

Пока Шримати спит, Туласи Манджари принесла кристально чистой воды и ароматной, мягкой землицы, смешанной с камфарой, для омовения стоп. А еще веточку для чистки зубов, очень нежные красные листья манго и прочие предметы для служения Радхике.

Нужно помнить, что природа Шримати Радхики такова, что Она — Само воплощение бхавы или кришна-премы. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» говорится: Она — вместилище махабхавы.


хладинира сара ‘према’, према-сара ‘бхава’
бхавера парама-каштха, нама-‘махабхава’


(ЧЧ, Ади 4.68)

«Суть хладини — любовь к Кришне (према), суть любви к Кришне — эмоции (бхава), а высшее выражение эмоций — это махабхава».

махабхава-сварупа шри-радхика-тхакурани

(Чч, Ади 4.69, первая строка)

«Шри Радхика Тхакурани — воплощение махабхавы».


хладинира сара амша, тара ‘према’ нама
ананда-чинмайа-раса премера акхйана


(ЧЧ, Мадхья 8.159)

«Суть хладини — любовь к Кришне (према),и объяснения этой любви наполнены трансцендентным блаженством».

премера парама-сара ‘махабхава’ джани
сеи махабхава-рупа радха-тхакурани


(ЧЧ, Мадхья 8.160)

«Суть любви к Кришне (премы) — махабхава, трансцендентный экстаз, и Шримати Радхика — воплощение махабхавы».

В «Шри Премамбходжа-марандакхья-ставе» Шрилы Рагхунатха даса Госвами говорится: махабхаводджвала чинта ратнод бхавита виграхам. Ее трансцендентная форма рождена из сияющего бриллианта махабхавы. Шримати Радхика — это удджвала-бхава. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.165-181) приводится объяснение этой ставы, и там описывается, как Шримати Радхика обретает несравненную красоту, трижды принимая омовение — утром (каруньямрита), днем (таруньямрита) и вечером (лаваньямрита). Рагхунатха дас Госвами видит все это из глубиныдуши, но мы пытаемся напрягать свое воображение, и в результате обретаем лишь неверную картину. Мы должны избегать этого и постараться понять суть, но, пока в сердце остается хотя бы немного вожделения или стремления к собственному наслаждению, невозможно обрести чистое видение.

Рагхунатха дас Госвами непосредственно видит, как Свамини спит, вернувшись после нишанта-лилы. Он видит, как пришла Ее бабушка Мукхара, чтобы навестить Ее. Мукхара любит Радхику не меньше, чем Ее мать любит Ее. Мать Радхики, Киртида, не навещает Ее каждый день, но Мукхара приходит каждый день, с восходом солнца. Она зовет: «О наптри, натини, внученька моя дорогая! Где же Ты?» Не слыша никакого ответа, она догадывается, что Радхика еще спит, и удивляется: «Почему Она все еще спит? Восточный горизонт уже заалел, и солнце вот-вот взойдет. Ей бы уже давно пора проснуться».

Увидев Лалиту, Вишакху, Читру и других сакхи, ждущих у дверей Ее спальной, она убеждается, что, в самом деле, Радхика еще спит. Она тут же зовет Джатилу-деви, и вместе они идут туда. Джатила следует за Мукхарой немного позади, поскольку она свекровь Радхарани, и некоторое смущение ее слегка сдерживает. Но Мукхара не ждет и решительно заходит в спальню Радхики. Ей нечего смущаться, ведь с самого рождения Радхика была у нее на руках. Бабушка всегда заботилась о Радхике, воспитывала Ее и дала Ей столько любви!

Все сакхи ожидают Шримати Радхику, когда Она поднимется с постели. Неожиданно Мукхара восклицает: «О, что я вижу! Еще вчера вечером я видела эту самую питамбару (желтую шаль) на шее Кришны, а теперь она на Радхике! Как такое могло случиться?» Она хоть и старая женщина, но знает все, и в один момент изумление охватывает ее: «Любопытно, это, и в правду, шаль Кришны или нет?»

Лалита и Вишакха посмотрели и увидели: «Так и есть! Как же это мы проглядели?» Вишакха тут же находится: «О, ты и впрямь совсем старая-старая! Совсем разум ослаб. Ты разве не видишь, что желтоватые лучи восходящего солнца окрасили ниламбару (голубую шаль) Радхики, и она кажется желтой?» (Вишакха тоже имеет родство с Мукхарой, поэтому она может так насмешливо говорить.) Она жестом указывает на солнце, и Мукхара на секунду поворачивается туда. Этого достаточно Вишакхе, чтобы беглым взглядом просигналить Рупе и Туласи Манджари, и те в мгновение ока заменяют питамбару на ниламбару Радхики. Тогда Вишакха произносит: «О Джарати (старая женщина)! Ну, подойди же, подойди сюда поближе! Посмотри повнимательнее — это питамбара или ниламбара?»

Мукхара думает по себя: «И впрямь, совсем ведь старая стала, ничего уже не вижу. Пожалуй, я ошиблась». Все сакхи — Лалита, Вишакха, Читра и другие — изображают свое неудовольствие по поводу обвинений Мукхары: «Не думаешь ли ты, что все должны быть такими ветреными, как ты сама в молодости?» — и та быстро отвечает: «А что я такого сказала? Однако мне пора, я спешу». Все сакхи очень довольны.

Когда Шримати Радхика просыпается, Рупа Манджари, Рати Манджари и другие приносят мраморное сидение, ароматную воду и различные предметы для служения Ей. Немного погодя появляется одна из сакхи Шьямалы, Мадхурика, и говорит: «Моя сакхи Шьямала пришла, чтобы встретиться с Шримати Радхикой». Радхика и все Ее сакхи очень рады этой встрече.

Есть четыре типа сакхи: свапакша (близкие подруги Радхики), випакша (противостоящая группа), татастха (нейтральные) и сухрида (дружески настроенные). Шьямала относится к сухрида-сакхи, и они с Радхикой могут обсуждать самые сокровенные предметы. Шьямала пришла совершить омовение, и Радхика — это пруд, а Ее бхавы — вода. Шьямала не пришла, чтобы окунуться в Ямуну или иной водоем, но только чтобы принять омовение в кунде Шримати Радхики. Ей не терпится услышать обо всем, что произошло прошедшей ночью, когда Шримати встречалась с Кришной.

Завидев вошедшую Шьямалу, Радхика встает с постели и обнимает ее, говоря:

– О, дорогая, не правда ли, замечательное утро!
– Почему же?
– Потому что я увидела тебя. Я так страдала из-за разлуки с Кришной, но, встретив тебя, чувствую Себя гораздо лучше. Это утро поистине благословенно! Я все думаю: я вырастила дерево желаний, дерево кришна-премы, — оно такое прекрасное с его сильными ветвями и зелеными листьями. Но до сих пор оно не принесло никаких плодов. Это утро такое прекрасное, потому что, увидев тебя, я поняла, что очень скоро мое дерево принесет плоды. Я так ждала тебя! Теперь я уверена, что скоро мое дерево покроется цветами, а затем на нем появятся и плоды.

– Я не думаю, что это правда, — говорит Шьямала, — я вижу, что Твое дерево давно уже в полном цвете и полно ароматных цветов и сладких, сочных золотистых плодов, которыми Ты без конца наслаждаешься. Первый сок из манго горьковат и порой вызывает болячки, так и я вижу некоторые признаки на Твоем теле, говорящие, что Ты вкусила расу этих плодов. Красноватый оттенок этой расы вошел в твои глаза, вероятно, потому что Ты наслаждалась этой расой всю ночь. Кроме того, капли этой расы по всей Твоей одежде, что значит, Ты безмеры пила эту расу. Как же Ты можешь говорить, что Твое дерево не принесло плодов? Я вижу свидетельства тому, как Ты постоянно в упоении вкушаешь эти плоды.

– О сакхи, — говорит Радхика, — не причиняй боли Моему сердцу! Я не видела этих плодов, и вкус их Мне не известен. Но и твои слова не могут быть неправдой. Ночью, в сезон дождей, все небо затянуто темными облаками, что не видно ни зги, дождик моросит, заволакивая все вокруг густой влагой. Молнии сверкают, вспыхивая и тут же исчезая, и ослепляют нас на время — небеса тогда кажутся еще темнее, чем прежде.
Так же, как молния видна лишь на мгновение, — вот так и Я видела Кришну. Огонь вспыхнет ярче даже лишь от одной капли гхи. Так и эта мимолетная встреча с Кришной сделала Меня только более несчастной — Я не распробовала никакого вкуса. Я не помню ничего — как во тьме, что наступает сразу после вспышки молнии.

– О, я понимаю, — говорит Шьямала, — это как кто-то испытывает очень сильную жажду: он пьет залпом до полного удовлетворения, даже не замечая вкуса воды, — просто, чтобы удовлетворить жажду. Если спросить его: «Как вода на вкус?» — он ответит: «Я не заметил вкуса воды, я просто выпил ее». Ты, вероятно, так же выпила всю расу, даже не заметив вкуса. Тебе придется вновь обратиться к шьяма-гуру, но теперь будь внимательнее к вкусу. В сфере обучения есть теоретическое и практическое знание. На практике Ты вкусила плодов, но не в теории. Так что тебе стоит сегодня вновь к Нему обратиться и выучить теорию.

Шримати Радхика отвечает:

– Я так нерешительна, Я боюсь этого шьяма. Пожалуй, Я бы не стала торопиться принимать Его как гуру и обучаться у Него. Я не способна. Вот ты, Я вижу, такая способная, разумная — не то что Я. Ты сможешь и теорию понять, и практическую часть освоить. Я думаю, тебе стоит пойти к Нему поучиться — а потом вернешься и Меня поучишь, чему сама научилась. А Я не могу. Я боюсь Его.

Все сакхи и манджари, что находятся в доме Шримати Радхики, как Туласи Манджари, Рупа Манджари, Лалита и Вишакха слушают этот разговор и вкушают ту же расу, что и Шримати. Особенно, манджари испытывают великий праздник для своих ушей.

Шьямала сердечно обнимает Радхику и говорит, смеясь: «Сакхи, я вижу, Твое дерево полно плодов, и даже хотя Ты и не видишь их сейчас, не сегодня-завтра, несомненно, Ты увидишь эти сладкие плоды».

Шьямала уходит, и теперь манджари готовы искупать Шримати Радхику. Они принесли воды из Радха-кунды, Манаси-ганги и Ямуны и ароматизировали ее. Они добавили в нее землицы и камфары, и теперь они усаживают Радхику на Ее сиденье. Сменив Ее одежду на легкое простое одеяние для купания, они чистят Ей зубы и массажируют голову и все тело с ароматным маслом.

Не каждая сакхи может совершать такое служение. Лалита и Вишакха не могут. Это служение всецело принадлежит манджари, и они делают Радхике массаж так, что Она думает, это Кришна. Они знают, как Кришна делает массаж Радхике, поскольку они научились непосредственно у Него. И, пока делают эту севу, говорят исключительно о Кришне.

В это время Дхаништха присылает свою сакхи к Шримати Радхике, чтобы рассказать Ей последние новости о Кришне. Кришна вернулся с нишанта-лилы и лег спать. Едва не взошло солнце, Яшода-деви, Пурнима и другие пришли, чтобы разбудить Его. Яшода позвала: «О Лала, проснись!» Затем левой рукой она приподняла Его голову, поцеловала Его и произнесла: «О Лала, коровы и Твои друзья уже заждались Тебя, а Ты все спишь!» Яшода увидала на лице Кришны царапины и подумала: «Ох уж эти гадкие мальчишки — постоянно царапают моего Лалу во время своих забав, неугомонные! А может, это пока Кришна через густые колючие заросли бежал за коровами, поцарапал Свое тело?»

В это время там появляется Мадхумангал и зовет: «О сакха! О Канаийа!» Заметив, как Мама Яшода осматривает царапины на лице Кришны, Мадхумангала выпаливает: «А я знаю, откуда эти знаки! Он играл с сакхи!» В санскрите слово сакхи и мужского, и женского рода. Яшода подумала, что он сказал о друзьях Кришны, мальчиках-пастушках, но Кришна воспринял в ином смысле. Испуганно Кришна поднес палец ко рту, прося не выдавать Его.

Мадхумангал знаком показывает: «А и расскажу все!»

Боясь, что Мадхумангал выдаст Его, Кришна показывает знаками: «Если промолчишь, дам тебе ладду, а иначе, ей-богу, побью». Мадхумангала хохочет, и не выдает тайны.

Мама Яшода умывает Кришне лицо, Рохини-деви кормит Его макханом (маслом) и мишри (леденцами), и затем Он отправляется в коровник (годухун).

Сакхи купаются в этой кришна-катхе, и, вместе с тем, подготавливают Шримати Радхику к Ее омовению.

«О, когда же придет этот день, когда я вот так буду служить Шримати Радхике?» Это молитва Рагхунатха даса Госвами, и это называется бхавамайи-сева. На нашем уровне мы не можем войти в эту лилу и совершать эту севу, но мы можем слушать об этом, и мы можем молиться об этом нашему Гурудеву, вайшнавам, Кришне и Его спутникам.

Существует два типа садхак: те, что хотят служить Кришне, и те, что хотят служить Шримати Радхике. Нам необходимо принять общение тех садхак, что хотят служить Шримати Радхике. Рагануга-бхава-садхака следует словам и настроению Рупы Госвами и Рагхунатха даса Госвами. Мы не хотим настроения Лалиты и Вишакхи. Мы хотим настроение Рупы Манджари, Рати Манджари и других манджари. Настроение таково: «Я хочу доставлять удовольствие Шримати Радхике, и в этом будет мое служение Кришне». Мы не связаны непосредственно с Кришной. Наша Свамини — Шримати Радхика. Мы, прежде всего, будем принимать Ее указания, и наше настроение будет — приносить Ей радость во всем, а желания Кришны будем рассматривать во вторую очередь. Видя это, Кришна будет безмерно счастлив.

Рагануга-садхака не предпочтет служить слугам Кришны, будь они сваджатия или нет. Сваджатия, по большому счету, — это те, кто обладают радха-севика-абхиманом. Вот они-то в полном смысле сваджатия-снигдха-ашая. Мы будем общаться с преданными, но, прежде всего, мы должны видеть, что эти преданные превосходят нас по уровню, и также, что наше и их настроение (ашая) близко. Оно не может быть идентично, но должно быть одного типа. Мое настроение и настроение Рупы Госвами не будет абсолютно идентично, но оно должно быть одного типа. Таков смысл понятия сваджатия: он — океан того настроения, к которому я стремлюсь. Мой Гурудев — океан того настроения, и общение с ним приведет меня к бхава-садхане, к према-садхане, а затем и к васту-сиддхи.

Если кто-то является самоосознавшей личностью, но он в настроении Ханумана, будет ли для меня какое-то благо от общения с ним? Будет ли благо от общения с тем, кто в сакхья-бхаве? Я склонюсь к его стопам, я послушаю немного от него, но у меня не будет вкуса к такому типу служения. Однако если я встречу кого-то, кто в настроении Шрилы Рупы Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, и более продвинут, чем я, то я буду следовать за ним. Я приму его анугатью, руководство. Я стану рабом его лотосных стоп и буду делать все, что он мне ни скажет.

Рагхунатха дас Госвами молится Санатане Госвами:

ваирагйа-йуг-бхакти-расам прайатнаир
апайайан мам анабхипсум андхам
крипамбудхир йах пара-духкха-духкхи
санатанас там прабхум ашрайами



«У меня не было вкуса к такому типу бхакти, у меня было такое множество анартх, столько всевозможных препятствий для бхакти. Я не хотел пить бхакти-расу, но Санатана Госвами силой открыл мне рот и заставил пить ее. Я упирался и кричал: “Не хочу, не буду пить!”Он так “жестоко” обошелся со мной, он сделал “операцию”. Это было так больно — он силой сделал “укол”. И когда я “выздоровел”, то осознал его милость». Санатана Госвами и Рагхунатха дас Госвами находятся в одном настроении, но все же Рагхунатха дас Госвами ближе к Рупе Госвами. Поэтому он в одном этом стихе молится Санатане Госвами и во многих других стихах — Шриле Рупе Госвами.

Ради развития бхакти,нам следует выбрать такое общение. И нужно вручить свое сердце — очень искренне и не тая мирских желаний. Это наставление относится также к прештха ихапи сулабхам. Прештха значит прия, дорогой. Нарада, Санака, Санатана (Кумар) и все, такие как они, дороги Кришне, но они не заняты в служении Шримати Радхике. Они, в основном, все в дасья-бхаве. Они знают, что тот, кто служит Радхике, — очень богатый человек, но сами они не столь богаты. Такие спутники Кришны, как Уддхава и Нарада жаждут обрести эту прему — радха-дасью или манджари-бхаву. Они находятся на уровне самоосознания, они — парикары Бхагавана, но они не являются кинкари Шримати Радхики. У них нет этого типа враджа-премы. Прештха ихапи сулабхам. Они дороги Кришне, они према-бхакты, но пока что у них нет этого типа премы.

Если мы имеем такое общение с личностью, которая имеет жажду служить Шримати Радхике и Ее близким спутницам, и, особенно, служить тад-тад бхава-иччхамайи-гопи, тогда мы можем прогрессировать в нашей рагануга-садхана-бхакти.

Гаура-премананде!



Перевод: Авадхута-чандра Брахмачари '

"Господь открывает Себя только преданному и лишь тогда, когда полностью удовлетворен его стремлением служить".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 2.4.21 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020