Настроение Слуги: не мы видим, а нас видят

«Наши попытки увидеть Бхагавана сами по себе делают нас неспособными увидеть Его». В этой статье Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж объясняет, каким настроением нужно обладать, чтобы получить даршан Божеств или чистого преданного.

Редакция purebhakti.ru



Дришта нахе дришйа хайа севакера карйа
Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж

Переведено на русский язык из журнала «Rays of The Harmonist», номер 11, Картика 2002 редакцией purebhakti.ru.
Изначально опубликовано в «Шри Гаудия Патрике», год 7, Издание 9.

В «Шри Хари-бхакти-судходае» упоминается:

акшох пхалам твадриша-даршанам хи
танох пхалам твадриша-гатра-сангах
джихва-пхалам твадриша-киртанам хи
судурлабха бхагавата хи локе

Преданные Бхагавана – большая редкость в этом мире. Поэтому видеть их – совершенство для глаз, касаться их – совершенство для тела, а прославлять их – совершенство для языка. («Шри Хари-бхакти-судходая, 13.2).

Не успев даже прочитать эту статью, а лишь посмотрев на её заглавие и первый стих, многие сразу почувствуют внутренний протест. Предлагая нашим братьям-читателям земные поклоны, мы с глубочайшим смирением, настоятельно просим выслушать нас. Смиренно обратившись к лотосным стопам ачарьи, являющегося олицетворённой сутью и живым воплощением шастр (священных писаний), мы поймем, что наше собственное понимание шастр, основанное на внешнем восприятии, является лишь измышлением материалистичного ума. Нередко именно то, что шастры решительно отвергают, мы, по собственной прихоти, принимаем за непреложную истину и суть шастр.

В этом стихе автор описывает бесконечное блаженство, в которое погружается удачливая личность, встретившая на своем пути бхагавад-бхакту. Автор говорит нам: «Лицезрение Вайшнава и в самом деле является совершенством для глаз, прикосновение к нему – совершенством для тела, а прославление его – совершенством для языка, потому что такой бхагавад-бхакта чрезвычайно редок в этом мире».

Такими словами слуга Вайшнава, получивший его милость и охваченный чувством благодарности, прославляет лотосные стопы своего господина. Пока Вайшнав не прольет на нас свою милость и не откроет свою сварупу, у нас нет даже шанса узнать и понять его. Когда Вайшнав милостиво раскрывает обусловленной душе свою сварупу, сердце дживы наполняется болью при мысли о её прежнем обыденном, мирском восприятии этого Вайшнава. Образ Вайшнава, всецело преданного служению Бхагавану, до такой степени привлекателен, что при одном воспоминании о своём прежнем восприятии этого Вайшнава джива чувствует отвращение.

В приведенном выше стихе говорится: aкшох пхалам твадришадаршанам хи – получить даршан Вайшнава является совершенством для глаз. Во время такого даршана у дживы появляется ощутимое желание служить под руководством этого Вайшнава. Вайшнавы не знают никого, кроме Шри Бхагавана. В свою очередь, вайшнава-севака (слуга Вайшнава) не знает ничего, кроме служения Вайшнавам.

Севана-дхарма (настроение служения) не преследует целью получение личного удовольствия от лицезрения Вайшнава или прикосновения к нему. Бхагаван и преданные Бхагавана принимают только нашу истинную природу (сварупу), проникнутую настроением служения. Они никогда не примут нашу мирскую природу, лишенную настроения служения.

Бхагаван – не материальное существо (пракрита-васту). Чистая душа (шуддха дживатма) также не является материальной. В своем чистом состоянии дживатма естественным образом посвящает себя служению, которое приносит удовлетворение Бхагавану. Только благодаря стремлению служить Бхагавану к такой душе приходит сильное желание обрести Его даршан. Стопы севаки достигают совершенства, проходя парикраму дхамы Бхагавана, во имя обретения служения Ему. Своими руками севака моет храм Вишну, увеличивая, таким образом, блаженство Бхагавана. Глаза севаки обретают совершенство, отбирая для служения Бхагавану цветы и другие красивые вещи. С помощью носа севака отбирает лучшие благовония для Бхагавана. А посредством языка севака совершает киртану имени, облика, качеств и игр Бхагавана, умножая, таким образом, Его блаженство.

Кроме того, преданный предлагает Бхагавану восхитительные блюда, и с помощью языка он проверяет предварительно их вкусовые качества. Севака (слуга) обладает духовным телом, которое нужно, чтобы севья (объект его служения), Шри Бхагаван, мог испытывать удовольствие от прикосновения севаки. Вайшнавы Шри сампрадаи, преданные, следующие вайдхи-маргу, или пути регулируемого преданного служения, не могут осознать эти сокровенные истины. Служение Гаудия-вайшнавов, следующих пути раги, или глубокой привязанности, находится на более высокой ступени. Лишь этот метод ведет к достижению высшего совершенства всех чувств.

Мы озаглавили эту статью: «Настроение слуги. Не мы видим, а нас видят». Это означает, что человек не должен считать, что способен увидеть Бхагавана. Человек не должен торопиться получить даршан Бхагавана ради собственного удовольствия. Для того, кто обладает камой (желанием чувственных удовольствий), дверь в трансцендентную обитель Бхагавана закрыта. Когда человек отказывается от попыток обрести личные удовольствия, и из его сердца, озарённого полным преданием Кришне (кришнаика шараната), уходит стремление к ложному отречению, тогда душа, наконец, погружается в настроение служения, исполненное единственного желания – доставлять удовольствие Бхагавану.

Трансцендентные гопи Враджа наряжаются только ради удовольствия Кришны. В их сердцах нет места ложному отречению от того, что может порадовать Кришну. Их страстное увлечение Кришной всецело сосредоточено на служении Ему. Они смотрят, не моргая, на лотосное лицо Кришны, только для того, чтобы усилить Его блаженство. Видя, как гопи смотрят на Него, Кришна испытывает огромное счастье. Зная об этом, гопи стремятся обрести Его даршан. Когда они смотрят на Кришну, у них нет намерения наслаждаться созерцанием Его красоты. Иными словами, это они становятся объектом внимания Кришны. Они – те, на кого смотрит Кришна. Только для того, чтобы доставить Кришне удовольствие, они являют Ему свой облик (сварупу), состоящий исключительно из настроения служения Ему. Эта демонстрация не является выражением их эго, а указывает на непревзойдённое мастерство их служения.

Тысячи и тысячи паломников посещают святые места с целью получить даршан Бхагавана. И хотя многие из них думают, что получили Его даршан, на самом деле они невообразимо далеки от этого. Тот, кто действительно получил даршан Бхагавана, уже никогда не скажет: «Божество сделано из дерева», «Божество сделано из камня», «Божество сделано из глины», или «У Джаганнатха нет ни рук, ни ног».

Попытки паломников увидеть Бхагавана проникнуты желанием личного наслаждения, которое противоречит духу служения Бхагавану. Таким образом, их попытки увидеть Бхагавана сами по себе делают их неспособными увидеть Его. Многие теряют путь, ведущий к даршану Бхагавана, именно из-за стремления к личному наслаждению, которое покрывает их тьмой, что чернее безлунной ночи. Поэтому, желая освободить их, мой Шри Гурупад-падма, Шрила Прабхупада предостерегает:

«Не идите посмотреть на Господа Джаганнатху с желанием усладить собственные чувства. Это настроение рождается из антипатии к Господу и очень распространено в этом мире. Направляясь в храм Шри Джаганнатхи, возьмите с собой соответствующие параферналии, а именно – настроение слуги, которое радует Господа Джаганнатху.

Помните, что слуга никогда не пытается увидеть Джаганнатху материальными глазами. Слуга стремится показать Ему природу (сварупу) своего настроения служения – другими словами, слуга хочет, чтобы Бхагаван увидел его. Находясь в поле зрения Бхагавана, слуга желает порадовать объект своего поклонения. «Бхагаван будет рад увидеть меня», – думает слуга. Таково настроение служения, сияющее в сердце преданного».



Перевод с английского: Судхакар дас
Над текстом работали: Махабала дас, Пушпанджали даси, Таруни даси

"Мечта о счатье и безмятежной жизни преследует нас как тень. Но стоит попытаться схватить ее, как станет ясно, что эта тень неуловима и призрачна. Когда же мы отворачиваемся от нее и продолжаем свой путь, тень следует за нами. Такова природа тени".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020