История о брошенной собаке

Эта история случилась 12 лет назад во время утренней прогулки Шрилы Нараяны Махараджа, но ее уроки актуальны и сегодня. Рассказывая об этом, Шрила Нараяна Махарадж безуспешно пытался сдерживать слезы. Когда история близилась к развязке, Он уже вытирал слезы под очками уголком своего фартука саньяси. Завершив рассказ, Шрила Махарадж развел руки, и украшавшая его тонкая лавандовая гирлянда порвалась, и цветы лаванды мягко посыпались во все стороны. Это картина тронула сердца всех собравшихся, и их глаза тоже наполнились слезами.



Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Виареджио, Италия, 13 апреля 1999г.

Сегодня я гулял по берегу моря. Воспевая святые имена, я размышлял об играх Шри Кришны и вспомнил один стих:

эвам-вратах сва прийа-нама-киртйа
джатанураго друта-читта уччаихх
асату атхо родити раути гайати
унмада-ван нритйати лока-бахйах

«При воспевании святого имени Верховного Господа в сердце преданного пробуждается любовь к Богу. Он утверждается в непрерывном преданном служении в положении вечного слуги Господа и постепенно развивает привязанность к определенному имени и форме Верховной Личности Бога. Когда сердце такого преданного тает от экстатической любви к Господу, он то плачет, то громко смеется. Иногда преданный поет и танцует, как обезумевший, не обращая внимания на окружающих». («Шримад-Бхагаватам», 11.2.40).

Я думал о значении этого стиха, описывающего преданных, которые уже развили свое осознание Кришны до уровня рати (бхавы). Рати – это первый луч света премы, первый проблеск премы. Садхаки, которые развили рати, поют имена своего возлюбленного Господа: Говинда, Дамодара, Мадхавети, Радха-Говинда, Радха-натха и другие сладостные имена Шри Кришны. Они оставили робость и стали как безумные. Со слезами на глазах они падают и катаются по земле. Иногда они смеются без видимой причины, а иногда горько рыдают.

Обычные преданные думают, что эти люди сошли с ума, и не видят причин, побуждающих их смеяться, плакать и кататься по земле. Не только они, но и сам Господь Брахма и другие полубоги не могут понять, почему садхаки, недавно вставшие на путь чистого преданного служения Господу, ведут себя таким образом.

Симптомы любви к Богу не проявляются у тех, кто не обладает привязанностью к Кришне, кто не служил Ему, у кого нет такого же чувства любви и близости к Кришне, как у гопи Вриндавана. Эти симптомы присущи только преданным высочайшего уровня.

Так, прогуливаясь по берегу моря, я повторял харинам и размышлял о значении этого стиха. Вдруг я увидел печальную картину, которая тронула мое сердце. На дороге около берега моря сидел пес, его морда была испачкана грязью, а глаза полны слез. Казалось, что он ждал кого-то. Это была немецкая овчарка. Когда-то он был красив и силен, а сейчас он состарился, и его бросили.

Он постоянно искал кого-то и провожал взглядом все проезжающие мимо машины. Он бежал за проходящими людьми и смотрел на них с надеждой. Он то возвращался к берегу моря, то сидел у дороги с грустными глазами.

Я спросил Браджанатха и Лилу-пурушоттама прабху: «Может быть, этот пес ждет своего хозяина, который гуляет где-то рядом?» Они ответили: «Нет. Скорее всего, какой-то жестокий человек решил избавиться от него, потому что пес стар и бесполезен. Он оставил свою собаку в летнее время, когда сюда приезжает множество отдыхающих».

Хозяин оставил свою любимую собаку, а теперь она думает: «Где же мой хозяин? Каждый день он мыл меня с мылом своими руками. Он так заботился обо мне и любил. Где же он сейчас? Хозяин, возможно, потерял меня, но однажды он приедет на своей машине и заберет меня».

Вспоминая прошлую любовь и привязанность хозяина, пёс сидел и плакал: «Как же все было раньше замечательно».

Почему гопи плакали? Почему Шридама так горестно рыдал? Почему Шрила Рупа Госвами и другие Госвами беспрестанно взывали:

хе радхе враджа-девике ча лалите хе нанда-суно кутах
шри-говардхана-калпа-падапа-тале калинди-ване кутах
ванде рупа-санатанау рагу-йугау шри джива-гопалакау
гхошантав ити сарвато враджа-пуре кхедаир маха-вихвалау

«О Радха! О царица Вриндавана! Где Ты? О Лалита! О сын Махараджа Нанды! Где вы? Отдыхаете ли вы сейчас под сенью калпа-врикши на Говардхане? Или, быть может, гуляете в рощах вдоль песчаных берегов Калинди?». Так они ходили по Враджа-мандале и, сжигаемые острым чувством разлуки, звали Шри Радху и Шри Кришну. («Шад Госвами аштака», стих 8).

Если даже собака способна плакать от горя, как же не плакать спутникам Всевышнего? Иногда пес думает: «Лучше мне умереть». Он идет к морю, плачет, и уже как будто собирается броситься в океан, но вдруг поворачивает назад с мыслью: «Мой хозяин может вернуться, поэтому я не могу умереть».

Так же и гопи, когда они не видят Кришну, они хотят умереть, но в следующий момент они вспоминают слова Кришны: «Я вернусь!»

Гопи и другие преданные, которые плачут в разлуке с Господом, рано или поздно обретают высшую радость, когда их Господь приходит. Однако тот жестокий хозяин никогда не вернется, потому что его любовь прошла. Любовь жестокого хозяина имеет временную, мирскую природу. В отличие от нее, любовь Господа Кришны – вечная и трансцендентная. Кришна приходит и успокаивает своего преданного: «Я пришел к тебе». Но жестокие хозяева этого мира никогда не приходят.
Этот пес ждет уже много лет. Теперь его никто не моет и не берёт с собой в машину, поэтому он плачет. Видя какого-нибудь прохожего, пес думает: «Мой хозяин вернулся!» Но подбежав поближе, он понимает, что ошибся, и снова плачет.

Этот мир похож на школу или университет: он создан для того, чтобы мы учились на примерах, подобных этой истории о брошенной собаке. Сегодня я осознал, почему гопи так горько плакали и сокрушались и почему они пели. Мы должны понять эти истины, но мы не сможем это сделать, полагаясь лишь на свой ум. Понимание этих истин приходит благодаря общению с чистыми преданными Господа.

Однажды пес умрет, но его жестокий хозяин так и не вернется. Однако Господь Кришна всегда находится во власти любви своих преданных, и они никогда не умрут. Когда они плачут в разлуке с Кришной, их охватывает безумие. И тогда Кришна время от времени Сам приходит и успокаивает их. Но после этого они думают, что все это было сном. Они думают: «Возможно, в безумии разлуки мне показалось, что я вижу Кришну, но на самом деле я не видел Его». Но они действительно видели Его. Так усиливается любовь преданных к Шри Кришне.

Мадхавендра Пурипад плакал так же горько, как и друг Кришны Мадхумангал. Мадхавендра Пури молился: «О Господин Матхуры, о возлюбленный, когда же я увижу тебя? Я больше не могу жить, пожалуйста, приди и дай мне свой даршан».

Шримати Радхика, жемчужина среди всех гопи, молится:

ха натха рамана прештха кваси кваси маха-бхуджа
дасйас те крипанайа ме сакхе даршайа саннидхим

«О Господин, о Мой возлюбленный! O самый дорогой, где же Ты? Где же Ты? Пожалуйста, сильнорукий, о друг, приди ко Мне, Твоей несчастной служанке!» («Шримад-Бхагаватам», 10.30.39).

Именно так плакали все гопи. Они никогда не умрут, но та собака умрёт. Жестокий хозяин тоже умрет, но Кришна и его преданные никогда не умрут. Однажды Кришна будет обязан даровать нам свой даршан и служение Ему.

Мы должны стать такими, как гопи и другие спутники Господа Кришны.


Перевод на русский: Нанда-гопи даси
Над текстом работали: Абхинанда дас, Ананта дас, Калинди даси, Таруни даси
Иллюстрация: Калинди даси

"Моя миссия неотлична от миссии Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрилы Рупы Госвами и всей нашей гуру-парампары. Моя миссия - давать всем живымсуществам любовь и преданность не принимая во внимание вероисповедание или национальность, но согласно качествам человека и степени его преданности. Наша главная миссия - давать любовь высшего порядка. Мы даем именно это".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, 3 февраля 2000 года)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020