Встреча и разлука в играх Господа Рамачандры

В этом году божественное явление Господа Рамачандры приходится на 12 апреля. В честь этого праздника предлагаем вашему вниманию лекцию нашего Шрилы Гурудева, которую он дал в 2008 году во время Навадвипа-дхама-парикрамы. В тот день Гурудев отправил преданных в обитель Господа Рамы на острове Модадрумадвипа.
Впоследствии эту лекцию затранскрибировали, основываясь на переводе с бенгали Шрипад Дамодара Махараджа.


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Навадвипа, 20 марта 2008 года

По милости Шри Шри Гуру и Гауранги сегодня завершился пятый и последний день нашей Шри Навадвипа-мандала-парикрамы. Несмотря на то, что в парикраме принимали участие более 17 тысяч преданных, до сих пор к нам не поступало никаких жалоб, все очень довольны.

Завтра – день явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Мы будем целый день поститься и читать «Шри Чайтанья-бхагавату». Мы начнем чтение завтра утром, здесь, в храме.

Хотя во время парикрамы мы испытывали определенные неудобства и трудности, пожалуйста, по приезду домой, говорите всем, что парикрама была замечательной. Прасад был великолепным, и никаких трудностей мы не встретили. Если же мы будем описывать только наши суровые аскезы, другие преданные могут испугаться и не поехать на парикраму в следующем году.

Не думайте, что это мы тут все организовали. Никто не смог бы организовать столь огромную парикраму. Мы просто, воздев руки к небу, взывали: «Джай Нитай! Джай Гаура!». Поэтому Шриман Махапрабху лично устроил все наилучшим образом.

Сегодня мы сперва отправились на Джахнудвипу. Там мы услышали историю о том, как Джахну Риши выпил реку Гангу, которую принес на землю Бхагиратха Риши. Спустя какое-то время Джахну Риши освободил Гангу, и она вытекла из его бедра, поэтому она также известна как Джахнави деви.

Затем мы пошли в Мамагачхи, место рождения Вриндавана даса Тхакура, который раньше приходил как Вьяса, а в играх Махапрабху стал племянником Шриниваса Ачарьи. Там мы приняли махапрасад. Шри Чайтанья Махапрабху посещал Мамагачхи со Своими спутниками и проводил там множество игр.

Затем мы отправились в место, где совершал бхаджан Шри Саранга Тхакур. Он находился уже в преклонном возрасте, когда Махапрабху велел ему принимать учеников, которые помогали бы ему в служении. Саранга Тхакур возразил, что не видит достойных учеников, но Махапрабху сказал, что Саранга Тхакур может сделать их достойными. Махапрабху настаивал, и Саранга Тхакур поклялся, что завтра же примет в ученики первого встречного. Утром, когда он шел принять омовение в Ганге, он увидел плывущий по реке труп мальчика. Помня о наставлении Махапрабху, он вытащил тело мальчика на берег и произнес ему на ухо дикша-мантры. Как только звук мантры проник в ухо ребенка, он вернулся к жизни. Так он стал инициированным учеником Шри Саранги Тхакура.

В Трета-югу Господь Рамачандра, Сита-деви и Лакшман пришли в Мамагачхи. Они расположились в тени огромного баньянового дерева, и Сита деви заметила на лице Господа Рамы мягкую улыбку.

– О, Господин, что явилось причиной Твоего веселья? – осведомилась Она.

– О, Деви, – ответил ей Господь Рамачандра, – Навадвипа очень дорога Мне. В начале грядущей Кали-юги я приду сюда в облике Шри Чайтаньи Махарпрабху, а Ты, Сита, явишься как Шримати Вишнуприя. Я приму санньясу и уйду в Джаганнатха Пури.

– О, Господин, зачем Ты примешь санньясу? – спросила Сита.

У премы, чистой божественной любви, есть два берега: встреча и разлука. Во время встречи влюбенные так счастливы, что все их чувства направлены вовне, друг на друга, и они забывают о своих внутренних переживаниях. Однако во время вирахи, разлуки, он или она погружается в воспоминания о моментах встреч. Встреча с Господом, несомненно, исполнена счастья, однако в разлуке тоже есть определенное счастье. Поэтому садхаки (те, кто практикуют преданное служение Господу Кришне) в материальном мире совершают бхаджан в настроении разлуки, медитируя на игры Шри Шри Гуру и Гауранги.

Что переживает Шримати Радхика, когда Кришна уезжает в Матхуру и Двараку? Радхика никогда не выражает Свою прему напрямую. Она не показывает Своих чувств. Поэтому Ее према, будучи хитроумной и извилистой, способна обвить и связать Шри Кришну. В особенности когда Шримати Радхика испытывает ман, трансцендентный гнев ревности. Чандравали в такие моменты не выражает свое неудовольствие напрямую и не говорит резких слов. Однако Радхика может осыпать Кришну колкостями, и поэтому Ее ман покоряет Кришну. Река, поверхность которой подернута лишь мелкой рябью, не слишком красива, в то время как океан, испещренный поразительным разнообразием волн, так и притягивает взгляд.

Подобным образом, как Сам Господь, так и Его возлюбленная испытывают в разлуке множество невероятных, потрясающих настроений. Более того, после разлуки встреча приносит особое удовольствие.

Итак, Господь Рама сказал Сите:

– О, Деви Сита, твой отец поклялся отдать Тебя в жены тому, кто сможет поднять лук Господа Шивы. Множество могущественных царей, таких как Равана, пытались совершить этот подвиг, но никто из них так и не смог поднять лук. Я и Лакшман тоже пришли на испытание, и именно тогда, в саду Джанаки Махараджа, произошла наша первая встреча.

В том саду Господь Рама и Сита впервые обменялись взглядами, и в тот момент Они отдали друг другу Свои сердца. После этого, когда Рамачандра поднял лук, Сита была вне себя от счастья. Она хотела надеть на Него виджая-малу, гирлянду победителя, однако чувство экстаза настолько переполняло ее, что Она не могла сдвинуться с места. Ее подругам пришлось поднять Ее руки и помочь надеть гирлянду на шею Рамы.

Позднее, когда Господь Рама оставил Ситу-деви, сослав Ее в ашрам Шри Вальмики Муни, Она втайне от Него родила двух сыновей, Лаву и Кушу. Там же, в ашраме Вальмики, они обучились шестидесяти четырем искусствам.

Однажды они пришли во дворец Рамачандры и начали петь Рамаяну, которую выучили от Вальмики. Вдруг они заметили нечто потрясающее – золотое божество их матери. Они не знали, что их матерью была Сита. Пока они сладкими голосами пели Рамаяну, все, включая Раму, Лакшмана и других, начали рыдать.

Раме очень понравились эти мальчики. Подозвав Лакшмана, Он попросил:

– Узнай, кто их отец и мать.

Предложив мальчикам в качестве вознаграждения большую коробку с драгоценностями и золотом, Лакшман сказал:

– Господь Рама очень доволен вами. Пожалуйста, расскажите, кто ваши мать и отец?

Лава и Куша ответили:

– Мы знаем, что Ты – брат Господа Рамы и слывешь очень разумным. Поэтому нас удивляет Твой вопрос. Мы брахмачари, так зачем Ты спрашиваешь о наших родителях? Мы знаем лишь, что наш Гурудев – Шри Вальмики. Больше мы ничего не знаем. Нам не нужны все эти драгоценности, золото и шелка. Мы живем в лесу и питаемся кореньями, побегами и фруктами. Больше нам ничего не нужно. Когда нам нужна одежда, мы срываем кору с деревьев.

В тот день Лава и Куша поздно вернулись в ашрам Вальмики. Они не знали, что Господь Рама был их отцом, а царица Сита – матерью, поэтому они сказали своей матери:

– О, матушка, сегодня мы увидели нечто поразительное. Пока мы пели Рамаяну, и все были зачарованы нашим пением, мы увидели у царя Рамы золотое божество женщины, в точности похожей на тебя.

Услышав их слова, Сита зарыдала. Она поняла, что, хотя царь покинул свою царицу, но Рама никогда не покидал Ситу. Она горько плакала.

Пока Рама жил в Айодхье, а Сита, разлученная со Своим Господином, жила в ашраме Вальмики Муни, Она была погружена в воспоминания о счастье Их первой встречи. Она вспоминала, какое счастье испытывала, надевая Ему на шею гирлянду победителя. Так, во время разлуки, Она вспоминала все многочисленные подробности Их встреч.

Когда Шри Кришна уехал в Матхуру и затем в Двараку, Радхарани испытывала мохану и в божественном безумии ругала шмеля. В разлуке с Кришной Шримати Радхика иногда обнимала дерево тамал или пыталась обнять темноту. Таким образом, в випраламбхе, разлуке с Кришной, присутствуют глубочайшие воспоминания о счастье встречи с Ним.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур и Шрила Санатана Госвами говорили, что счастье разлуки превосходит самое сильное счастье встречи.

Господь Рама рассказал Шримати Сите-деви:

– О, Деви, я явлюсь в Навадвипе, родившись из лона матери Шачи, а затем приму санньясу и отправлюсь в Джаганнатха Пури. А Ты останешься в Навадвипе и станешь поклоняться Моему мурти (божеству для поклонения).

Это мурти находится сейчас в Навадвипе и известно под именем Сона Гауранга.

Разлука – это такое удивительное состояние. И преданный, и Верховный Господь вместе переживают потрясающие перекаты волн встречи и разлуки.

Завтра будет Джанма-утсава (фестиваль по случаю рождения) Шри Чайтаньи Махапрабху. Чтобы выразить должное уважение Господу, преданные соблюдают полный пост вплоть до абхишеки (всеблагой церемонии омовения Божества), которая начнется в шесть вечера. Завтра сразу после мангала-арати преданные начнут читать «Шри Чайтанья-бхагавату».

Гаура-премананде! Хари-харибол!


Перевод на русский: Ананга Гопи даси
Над текстом работали: Абхинанда дас, Махабала дас, Вамшивадан дас, Пушпанджали даси.

"...если мы будем действовать в сознании Кришны в соответствии с указаниями Господа и Его представителя, то каждое наше действие будет освящено Господом".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.21.30 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020