Шри Гуру-таттва. Глава 1. Часть 3.

Предлагаем вашему вниманию следующий отрывок из книги Шрипада Бхактиведанты Шуддхадвайти Махараджа «Шри Гуру-таттва», составленной под руководством его шикша-гуру нитья-лила правишта Шри Шримад Гоур Говинды Госвами Махараджа. Цель этой книги – развенчать многочисленные заблуждения в вопросах гуру-таттвы и донести до читателя эту важнейшую истину без искажений в том виде, как она передается ачарьями нашей гуру-варги.
Этот отрывок завершает первую главу книги, в которой говорится о признаках подлинного духовного учителя. Истинный гуру способен полностью сжечь карму предавшегося ученика, даровать ему шуддха-наму, уничтожить все его сомнения и, в конце концов, привести его к лотосным стопам Кришны. До сих пор в книге говорилось исключительно о квалификации гуру. А теперь речь пойдет о том, каким должен быть искренний ученик, достойный обрести сад-гуру.

Опубликованные ранее части книги: 
Гуру-таттва. Глава 1, часть 1   • Гуру-таттва. Глава 1, часть 2



Шрипад Бхактиведанта Шуддхадвайти Махарадж

Что следует делать ученику или тому, кто надеется им стать?

А. Ему следует выучить гуру-таттву, включая шикша-гуру-таттву, а также понять, что такое чистая преданность.

Образование. Чтобы развеять все неверные представления о гуру-таттве, необходимо систематическое изучение этого предмета. Ученику будет непросто научиться применять эту философию на практике, но, по крайней мере, он начнет практиковать, уже имея хорошую базу начальных знаний.

Ученика, который досконально изучил книги Шрилы Прабхупады, сложнее ввести в заблуждение. Поэтому так важно тщательно изучать писания (шастры) и стараться осмыслить философию Сознания Кришны. Кроме того, необходимо осмыслить, каковы признаки истинного гуру, и выбрать гуру, обладающего необходимыми качествами. «Прежде, чем принять гуру, нужно убедиться в его квалификации». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 24.330). Не следует принимать духовное руководство из чистой сентиментальности или слепого фанатизма.

Сентиментальность и слепой фанатизм нельзя принимать за преданность. Шри гуру-чаране рати эй се уттама гати. Привязанность к гуру не дается дешево. Ее нужно развивать. Разумеется, ее развитие зависит не только от уровня предания ученика, но и от квалификации гуру. Истинная вера ученика обретает возможность развития, только если гуру действительно достоин представлять Господа и цепь ученической преемственности. Ученик должен выбрать учителя, в которого он имеет сильную веру. Ученик должен верить, что его гуру способен привести его к Кришне (при помощи наставлений, личного примера и реализаций). Притворной веры надолго не хватит. Такую веру легко потерять, поскольку ее основа ложна.

Всякому ли гуру нужно поклоняться молитвами из «Гурваштаки»? Вера и поклонение не должны быть просто ритуалами, они должны соответствовать уровню того, кому мы поклоняемся. Некоторые могут выдвигать множество прагматичных аргументов, но нам не следует подгонять под них философию. Не должно быть ничего важнее чистых наставлений Ачарий. То же самое о квалификации истинного гуру говорится во всех книгах Прабхупады. Если ученик хорошо освоил философские истины (сиддханту) и уже принял посвящение, а потом заметил в гуру что-то недопустимое, нет смысла паниковать. Никто не заставляет ученика «ради собственного блага» считать Абсолютом того, кто им не является. Шрила Прабхупада всегда высказывался против слепой веры. Разве не говорим мы, что религия без философии сентиментальна и фанатична? Итак, если кто-то видит в гуру то, чего, предположительно, в нем не должно быть, он обязан подойти к учителю с великим смирением и раскрыть свое сердце, выразить сомнения и даже, если необходимо, попросить разрешения пойти к кому-то более возвышенному за шикшей. Обычно никто не отрекается от гуру из-за недостатка у того знаний или духовного опыта. Согласно вайшнавской традиции в таком случае следует принять шикша-гуру. Отвергнуть гуру можно только в том случае, если он пал или начал завидовать старшим Вайшнавам. Если ученик познал принципы гуру-таттвы, тогда, в случае, к примеру, падения его так называемого гуру, травма будет минимальной. Сведущий ученик скажет себе: «Следует признать, что когда я принял его как гуру, я был молод, глуп и не понимал, что к чему. Я знаю, что не существует духовной несправедливости. Так или иначе, моя карма или недостаток искренности, серьезности или духовных заслуг (сукрити), привели меня к тому, что случилось; сейчас нужно искренне молиться Господу, чтобы Он ниспослал мне Своего истинного представителя».

Задача не в том, чтобы указать преданным на достойных гуру, а в том, чтобы ознакомить их с учением писаний (шастр) и наставлениями Шрилы Прабхупады. Хорошо осведомлённые преданные сами смогут совершить мудрый выбор и будут менее подвержены риску совершить ошибку. Истинный гуру встречается нечасто. Сколько их было во времена Шрилы Прабхупады? Достойный, квалифицированный гуру – это тот, кто свободен от нежелательных качеств (анартх), является осознавшей себя душой и способен привести своих учеников обратно к Богу. Нужно правильно понимать термин «bona fide guru» (подлинный гуру). В соответствии с шастрами, духовный учитель должен быть осознавшей себя душой.

Строго говоря, до тех пор, пока преданный не утвердится хотя бы на уровне ништхи, он не является гуру. Его нельзя рассматривать как сакшад-хари. А если принять во внимание, что ништха наступает после прохождения стадии анартха-ниврити, и если изучить эти анартхи во всей глубине, становится понятным, что ништха, которую многие ошибочно считают достоянием рядового проповедника, не является чем-то дешевым и легко доступным. Только по милости Господа можно обрести истинного гуру. Гуру – это абсолютная необходимость. Он должен быть чистым, освобожденным преданным. Если преданный искренен и действительно стремится обрести что-то настоящее, Кришна в должный срок устроит для него встречу с чистым преданным. Поэтому тот, кто хочет стать учеником, должен стать искренним, целеустремленным и должен молиться Господу.

Многие рассуждают о гуру, не понимая всей гуру-таттвы и не зная, что духовные учителя бывают разных категорий. То, что применимо к осознавшему себя маха-бхагавате, не обязательно можно применить к любому дикша-гуру. С другой стороны, если гуру действительно достоин нашей веры, мы должны развивать ее, а не подавлять. Пусть некоторые станут завидовать сверх меры, это можно и потерпеть. Мат гуру, сеи джагат гуру – известный комплекс ученика. Каждый ученик думает, что его гуру – лучший, и естественно склонен прославлять его. Гуру сам должен поправлять своих учеников, если под видом прославления своего гуру они оскорбляют других.

Духовное посвящение – это серьезный шаг. Не нужно торопиться. Настоящее посвящение происходит в сердце, это не просто формальный ритаул жертвоприношения (ягья). В Гаудия Матхе к первому посвящению не относятся с такой серьезностью, как ко второму. Первое посвящение (посвящение в харинам) считается своего рода поощрением, как будто вас принимают в школу. Настоящим посвящением считается – дикша – получение гаятри-мантр. Шрила Прабхупада ждал этого посвящения одиннадцать лет. «Хари-бхакти-виласа» рекомендует духовному учителю и потенциальному ученику (шишье) сначала присмотреться друг к другу. Шрила Джива Госвами не советует принимать гуру, руководствуясь привычкой или обычаем. Нужно достичь стопроцентной убежденности, полной веры в то, что гуру – это чистый представитель Бога, который может предоставить все необходимое для трансцендентной практики. Если у Вас нет такой веры, не принимайте посвящение. Подождите, осмотритесь. Как советует пятый стих «Нектара наставлений», не соглашайтесь ни на что, кроме лучшего. Не следуйте за толпой из стадного чувства. Зная шастры, человек может получить представление о том, кто достоин звания гуру, но новичок, еще не разобравшийся в этих вопросах, должен подождать, пока не приобретет достаточно знаний и опыта. Не стоит действовать из слепой веры, сентиментальности или желания получить духовное имя и стать «как все».

Прежде, чем принять кого-то своим духовным учителем, следует с огромным вниманием и предосторожностью исследовать все признаки истинного гуру. Существует множество искренних, целеустремленных проповедников, но эти качества еще не делают их сакшад-хари. Преждевременно принимая обеты, мы рискуем потерять веру или совершить оскорбления. Прежде чем произносить обеты, которым столь многие не смогли следовать, имеет смысл подождать и созреть.

О чистом преданном служении. Аньябхилашита шунья, служение, оказываемое только ради удовлетворения Кришны и не преследующее никаких иных целей – это чистое служение. Гуру должен быть чистым преданным, это сказано во всех шастрах. Способность преданного практиковать бхакти определяет уровень его квалификации (адхикары). Насколько строго преданный способен следовать практике? Можно ли считать абсолютно очистившимся того преданного, голова которого все еще полна материальных желаний? Говорится, что чистое служение, не смешанное с кармой (деятельностью ради плодов) или гьяной (умозрительным знанием, преследующим целью имперсональное освобождение), в действительности начинается только со стадии ништхи. «Чтобы достичь платформы чистого преданного служения необходимо духовно очиститься и достичь брахма-бхуты» («Ч.-ч.», Мадхья, 24.111). «Тот, кто свободен от телесного представления о жизни, является достойным кандидатом на чистое преданное служение». («Нектар преданности»). «Чистые преданные бывают двух типов. Личные спутники (паришады) – подлинные преданные, и неофиты (садхаки) – те, кто могут стать преданными в перспективе. Совершенные слуги Господа считаются Его личными спутниками, в то время как преданные, пытающиеся достичь совершенства – неофитами». («Ч.-ч.», Ади, 1.64). Не стоит фанатично считать чистым преданным всякого, кто совершает много служения. Способность совершать чистое бхакти зависит только от веры. Тот, чья вера крепка, обладает более высокой квалификацией, нежели тот, чья вера все еще неустойчива (комала).

Вера здесь не означает верование. Вера определяется как твердая убежденность в том, что в результате совершения Кришна-бхакти автоматически выполняются все обязательства, удовлетворяются все потребности и желания. У каништха-адхикари такая убежденность еще не полностью развита, и ему не рекомендуется занимать положение дикша-гуру, поскольку благодаря наличию последователей для него многократно возрастает опасность поддаться соблазнам майи, сулящей материальное счастье.

Твердая вера, или парамартхика шраддха, появляется только после того, как уйдут все анартхи, то есть на стадии ништхи. До достижения ништхи, преданный является каништхой. Под влиянием трех гун природы человек отождествляет себя с телом и хочет наслаждаться тем, что в действительности принадлежит Кришне. До тех пор, пока садхака не освободится от трех гун, он обречен испытывать зависть, хотя бы в небольшой степени. Следовательно, тому, кто еще не достиг освобождения, не рекомендуется принимать положение гуру, потому что под влиянием зависти такой лже-гуру бессознательного начнет отождествлять себя с положением духовного наставника и в нем неизбежно проснется желание наслаждаться положением гуру. В результате он пристрастится к почету и славе (пратиштхе) и захочет наслаждаться популярностью, принадлежащей Кришне и Его истинным представителям. Привязанный к имени и славе, он будет считать такими же и других (атмаван мани ате джагат). Он начнет соперничать с другими проповедниками, рискуя тем самым нанести оскорбление гораздо более возвышенным Вайшнавам.

Б. Ученик должен молиться, чтобы Кришна послал ему осознавшего себя гуру.

Единственный выход – искренне плакать и просить Кришну милостиво проявиться в образе истинного осознавшего себя духовного учителя. Серьезному ученику Господь открывает Себя в облике такого учителя, который может спасти его. В «Науке самоосознания» мистер О’Грэди говорит Шриле Прабхупаде: «Проблема в том, чтобы найти такого [истинного] духовного учителя», – на что Шрила Прабхупада отвечает: «Это не проблема. Проблема в том, искренни ли Вы. У Вас есть проблемы, но Бог находится у Вас в сердце.... Если Вы искренни, Он посылает Вам духовного учителя». Итак, необходимо изучать гуру-таттву, стараться стать очень искренним и, самое главное, плакать, молясь Господу, признавая свою слепоту, полную зависимость от Кришны, и просить Его вдохновить вас из глубины сердца и помочь распознать настоящего гуру. Если ищущий ученик думает, что может распознать гуру, он будет обманут. «Вы должны выбирать гуру не глазами, а ушами, слушая». (Из лекции Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады от 12 августа 1966). Однажды, увидев Вайшнава, Вы почувствуете спонтанное влечение в сердце. Из глубины вашего существа Кришна пошлет подтверждение: «Это твой гуру». Одним из признаков истинного духовного учителя является то, что он может развеять все ваши сомнения. Необходимо изучать истину о гуру, и одновременно молиться Кришне, чтобы Он послал вам Своего представителя. Кришна может не сразу послать его, проверяя вашу решимость. Он может также проверить глубину вашего желания, послав вам посредственного гуру. Если вы, не разобравшись, примете первого же посланного вам гуру и на этом успокоитесь, Кришна может оставить все, как есть. Но если вы будете плакать: «Нет, Кришна, я хочу настоящего духовного учителя, а не просто хорошего устоявшегося преданного. Я хочу океан милости, калпа-врикшу, того, о ком говорится в писаниях!», тогда Кришна пошлет вам маха-бхагавату – гуру высшего уровня, свободного от зависти и пратиштхи, способного дать вам все, что необходимо для духовной практики. Преданный, не имеющий посвящения, должен ждать, пока его вера не достигнет 100%. Желающие получить харинаму или дикшу не должны торопиться и принимать за сад-гуру каждого встречного, сначала их вера должна окрепнуть.

Посвящение – это не какая-то мелочь, с этим не нужно спешить, пытаясь измерить гуру на глаз. «Поток мирских мыслей не может затронуть Шри Гуру – он слишком тяжел для них. Его могущества достаточно, чтобы держать эту скверну на расстоянии бесчисленных миллионов километров. Он – гуру, что дословно переводится как «самый тяжелый», потому что его положение непоколебимо». (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

Говорится, что духовному учителю придется страдать, если он примет недостойных учеников. Однако и ученик будет страдать, если примет недостойного гуру. Падение духовного учителя становится для ученика огромной трагедией. Чтобы избежать такого несчастья, нужно быть очень осторожным.

Духовным учителем следует принимать лишь того, кто способен привести предавшегося ему ученика к Кришне.

«Вы должны найти такую возвышенную личность, которой вы сможете добровольно предаться». (Из лекции Шрилы Свами Бхактиведанты Прабхупады от 22 августа 1973). «Сначала следует проверить, настоящий он гуру или нет. Это допустимо. Гуру и шишье рекомендуется встречаться и присматриваться друг к другу в течение года. Шишья должен слушать и изучать, достойна ли эта личность стать его гуру... (и наоборот). Вначале изучите гуру, определите, можете ли вы ему предаться? Не принимайте гуру с фанатичной поспешностью. Гуру нужно принимать после тщательного исследования… Необходимо выбрать такого гуру, чье руководство убережет вас от совершения ошибок.... Если вы принимаете в качестве гуру недостойную личность, и он дает вам ложные указания, вся ваша жизнь будет испорчена. Поэтому нужно принять такого гуру, чье руководство приведет вашу жизнь к совершенству.... Ученик должен быть уверен, что гуру даст ему все, что необходимо для духовного развития». («Ч.-ч.», Мадхья, 24.330).

«Прежде чем принять гуру, ученик должен присматриваться к нему в течение года. Без такого исследования, отношения учителя и ученика будут сплошным беспокойством... Серьезно настроенный ученик должен убедиться, что его гуру принял прибежище у Вед и Бога и обладает верой в них, а затем ученик должен предаться ему: тасмад гурум прападьета». («Панча Самскара», Шрила Бхактивинода Тхакур). Дикшу нельзя принимать до тех пор, пока у человека нет полной веры в то, что духовный учитель обладает качествами сад-гуру и способен привести его к Кришне. Пока ученик не обретет веру, он должен принимать шикшу, изучать книги Прабхупады и гуру-таттву. Не следует сентиментально думать, что все написанное о гуру автоматически применимо к любому, кто называет себя духовным учителем. В то же время, как уже говорилось выше, необходимо полностью зависеть от Кришны, не считая себя способным самостоятельно распознать Шри Гуру.

В. Он должен стараться стать истинным учеником.

Так много было сказано о качествах гуру, а как насчет ученика? Ученик должен заботиться не только о том, является ли его гуру самым возвышенным из ныне доступных, но и о том, является ли он сам достойным учеником. Раз уж он нашел личность, достойную его веры и преданности, он должен предаться полностью, а не наигранно, обусловленно или частично. В «Бхагавад-гите» сказано, что необходимо очень смиренно обратиться к гуру (пранипат). В отношениях с гуру важна целеустремленность. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подчеркивает: «Не приходите к гуру, пряча в кармане обратный билет в материальную жизнь». Когда ученик во время дикша-посвящения полностью предается подлинному духовному учителю, он получает милость этого садху, и Кришна принимает его Своим слугой.

По милости истинного Вайшнава человек достигает совершенства. Но необходимо воспользоваться этой милостью, принять ее, не прикрываясь зонтом мирских привязанностей. Вайшнавы – патита-павана, спасители падших, но не капатья-павана, спасители лицемерных. Любовь к Богу проявится, если вы будете совершать садхану, прилагая усилия ради достижения цели, если вы позволите гуру взрыхлить ваше сердце и сделать его плодородным.

Уполномоченный Вайшнав бросает вам сверху веревку, чтобы вытянуть из сетей Майи, или тюрьмы Дурги. Вам нужно крепко держаться за веревку, не ослабляя хватку, и тогда вы получите милость. Не старайтесь быть независимыми. Независимые люди не хотят предаваться, они хотят давать указания духовному учителю; в ответ на любые свои предложения, они хотят слышать от гуру «да». Они не могут поймать веревку, их невозможно спасти. Они хотят служения, которое доставит удовольствие им самим, а не гуру и Гауранге. Они раздумывают: «Это служение не по мне. Так служить я не хочу». Человек должен с плачем молить о служении. Служение даруется, не берется. Если мы берем, это не служение, это манодхарма.

Нужно просить гуру о таком служении, которое порадует Кришну. Служение предназначено для удовольствия господина, а не слуги. Разумеется, если господин доволен, слуга тоже будет доволен. Должна быть крепкая вера в то, что господин представляет высшие интересы слуги. Все наши интересы должны быть воплощены в нашем господине. Слуга, желающий только своего счастья, не плачет по служению. Он желает быть обманутым. Недостаточно иметь настоящего гуру. Необходимо быть настоящим учеником: сад-гуру, сад-шишья. Ученику нужно быть готовым преодолеть все беды, пройти все испытания, чтобы доказать, что он излечился от болезни эгоистичного наслаждения. Кришна услышит молитвы такого ученика и дарует ему милость.

Итак, гуру анугати бхаджан. Нельзя оказывать служение согласно своим прихотям, оно должно проходить под руководством гуру. Следует развить сильную привязанность к духовному учителю. Кришна говорит, что Он более всего доволен тем, кто всегда занят, стараясь служить своему гуру с любовью и привязанностью. Настоящий ученик думает, что Кришна милостиво передал его в руки Своего дорогого слуги, который знает, что для него лучше, и заботится о его истинном благе даже больше, чем он сам. Он видит все в мире как параферналии для служения гуру и Кришне: «Все принадлежит моему гуру и Кришне. Это предназначено для сужения им, не мне; мне не следует развивать вожделение и жадность к чему бы то ни было». Он должен думать, что нет в этом мире друга лучшего, чем гуру. «Я его слуга, он – мой господин. Он – мой самый дорогой друг, родитель, родственник. Он – мой отец, он – моя мать. Он дорогой друг Кришны, я должен служить ему жизнь за жизнью». Такой ученик может понять все таттвы, вся милость придет к нему, и, постепенно прогрессируя, он достигнет высшего совершенства любви к Богу. Так нужно служить лотосным стопам настоящего сад-гуру, истинного представителя Кришны. Пыль со стоп сад-гуру настолько могущественна, что может поднять нас до духовного мира. Поэтому мы молимся, чтобы стать пылинкой на лотосных стопах чистого Вайшнава. До тех пор, пока вы не разовьете качества, описанные в стихе «тринад апи суничена», вас не примут в школу хари-бхаджана, преданного служения Кришне. Махапрабху дал нам эту формулу. Без этих качеств вы не сможете трансформировать дикшу в реальный бхаджан.



Перевод на русский: Cнигдха даси
Над текстом работали: Туласика даси, Таруни даси, Ананта дас


Опубликованные части книги: 
Гуру-таттва. Глава 1, часть 1   • Гуру-таттва. Глава 1, часть 2    
Гуру-таттва. Глава 1, часть 3

"...святой человек всегда желает только одного чтобы каждый из нас тоже стал святым".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.22.7 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020