Милостивая Аватара Кали-юги

Каруная-аватирнах Калау.  Часть 1
Шри Шримад Бхактиведанта Свами Махарадж

Переведено из «Шри Гаудия Патрики» (год 7, 1-е издание)
Впервые опубликовано на английском в журнале «The Harmonist»,  № 16, Картика 2006


Шрила Рупа Госвами является личным слугой Шри Гаурасундары, самой щедрой аватары, милостиво явившей Себя в век Кали (карунайя-аватиртнах калау). Лишь такой близкий спутник, как Рупа Госвами, был способен понять, каким было сокровенное настроение Махапрабху в каждый конкретный момент, и как это настроение усиливало вечно пребывающую в Его сердце хладини-шакти (внутреннюю энергию наслаждения).

Не  омывшись сначала в пыли лотосных стоп такого близкого (антаранга) спутника Господа, никто не способен осознать глубину и многообразие игр Шримана Махапрабху. Шрила Кришнадас Ковирадж Госвами Прабху постоянно уповал на милость пыли с лотосных стоп таких дорогих Господу преданных. Благодаря таким молитвам, он мог беспрепятственно продолжать свое служение. Каждую главу «Шри Чайтанья-чаритамриты» он завершает стихом:

шри-рупа-рагхунатха-паде йара аша
чайтанья-чаритамрита кахе кришнадаса

Молясь лотосным стопам Шри Рупы и Шри Рагхунатхи и постоянно уповая на их милость, Я, Кришнадас, повествую «Шри Чайтанья-чаритамриту».

Только с благословения Шри Рупы и Рагхунатхи, мы сможем постичь трансцендентные игры Шри Гауранги. По этой причине Шрила Рупа Госвами благословил всех джив:

анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау
самарпайитим уннатоджджвала-расам сва бхакти-шриям
харих пурата-сундара-дьути-кадамба-сандипитах
сада ридая-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

Пусть сын Шримати Шачи-деви, Шри Гаурахари, навеки поселится в самом сокровенном уголке вашего сердца. Украшенный ослепительным сиянием цвета расплавленного золота, по своей беспричинной милости, Он низошел (aватирнах) в Век Кали, чтобы даровать этому миру то, что было недоступно в течение долгого времени – прелесть Своей собственной лучезарно сияющей уджджвала-према-раса бхакти, служение в наивысшей сладости божественной любви. («Видагдха-мадхава», 1.2).

Несите мою миссию!

Каруная-аватирнах калау – какое же благо Шри Шачинандана-хари Гаурасундара даровал дживам, угнетенным веком Кали, милостиво снизойдя в это время? Даже сегодня людям этого мира не под силу осознать Его великодушие. Поэтому, чтобы помочь нам понять цель Его прихода, Шри Гаурасундара с любовью поручил всем жителям земли Бхараты (Индии) особую миссию, и в то же время предсказал их успех:

бхарата-бхумите хайла
манушья джанма яра
джанма сартхака кари’
кара пара-упакара

Любой, кому посчастливилось родиться на земле Индии, может и должен достичь совершенства жизни, стремясь и другим помочь обрести наивысшее благо. («Шри Чайтанья-чаритамрита», Aди-лила, 9.41).

Беспрецендентные труды, написанные нашими ачарьями в линии Шрилы Рупы Госвами, являют их неутомимое стремление донести милость Махапрабху до каждого. Исполняя волю Шрилы Бхактивиноды Тхакура, oм вишнупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада несомненно достиг наибольшего успеха в этом деле. Если бы его квалифицированные ученики смогли поддержать тот же дух и чистоту миссии, продолжая попытки ознакомить мир с посланием Шримана Махапрабху, возможно, к сегодняшнему дню их проповедь миссии Шри Гаурасундары увенчалась бы успехом во всех уголках земного шара.

Какой нектар содержится в послании Шри Гаурасундары! Эта тема особенно привлекает наиболее образованных представителей современного общества. В этой связи, давайте обратимся к словам нашего уважаемого д-ра Шриюта Калидаса Нагара. Нашему достойному похвал духовному брату и адвокату, д-ру Самвидананде дасу однажды посчастливилось стать участником одной беседы в доме доктора Нагара. Шри Калидас Нагар практически осмеял нас, заметив, что некоторые другие миссии, в учении которых нет ничего, заслуживающего внимания, проповедуют свое послание по всему миру; мы же, обладая столь грандиозным сокровищем послания Шримана Махапрабху, все еще не смогли вынести его даже за пределы Бенгалии.

Следует признать, что лишь наши личные недостатки явились виною того, что послание Махапрабху так и не покинуло границы Бенгалии. Если, уподобившись кастовым госвами, мы будем гордиться тем, что основали три-четыре матха (храма) и собрали горстку учеников и слуг, то послание Махапрабху никогда не распространится.

«Самое милостивое воплощение Господа, Шри Гауранга, должен проявиться в сердце каждой дживы, страдающей в этот век Кали. И нам не удастся реализовать эту задачу до тех пор, пока мы не станем трудиться сообща». Таким было последнее наставление Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Он велел нам сотрудничать, проповедуя послание Рупы и Рагхунатхи. Наша неудача в том, что до сих пор мы пытались следовать всем его наставлениям, кроме этого.

Первый Шаг на пути к Трансцендентному Знанию

В своем комментарии на «Бхагавад-гиту», получившем название «Сарартха-варшини», Шрила Вишванатха Чакроварти Тхакур, комментирует стих вьавасаятмика буддхир (2:41) следующим образом: «Ихa бхакти-йоге вьавасаятмика буддхир екайва. мама шримад гиру-упадиштам бхагавата-киртана-смарана-чарана-паричаранали кам етад eва мама садханам eтад eва мама садхьам eтад eва мама дживатух садхана-садхья-дашайостьактум aсакьам етад eва ме камьам eтад eва ме карьам eтад аньат на ме карьам напй aбхилашаниям свапне ’питй aтра сукхам асту, дукхам васту, самсаро нашьяту, ва на нашьяту, татра мама капи на кшатириьева’м нишчаятмика буддхир каитава-бхактав ева самбхавет, яд уктам – ‘тато бхаджета мам бхактьа шрадхалур дридха нишчаях’ ити».

«На пути бхакти сутью нашей садханы является самоотверженное следование наставлениям Шри Гурупадападмы. С непоколебимой решимостью мы должны стараться выполнить любое его наставление, касающееся бхагавад-киртаны. Такова наша садхана (практика) и садхья (цель). Нам следует посвятить жизнь следованию наставлениям Шри Гуру. Не зависимо от того, находимся ли мы на стадии садханы, или уже достигли конечной цели, ни при каких обстоятельствах нельзя пренебрегать распоряжениями Гурупадпадмы.

Единственным стремлением нашей жизни должно стать служение Гурупадападме, согласно его желаниям. Даже во сне нас не должны тревожить никакие иные желания. Будем ли мы счастливы в служении Гурупадпадме или понесем страдания – это не важно. Будь что будет. Может, наша материальная жизнь потерпит фиаско, а может, мы достигнем успеха. В любом случае нам нечего терять и нечего обретать. «Наш единственный долг – служить духовному учителю». Такое непоколебимое убеждение – это признак сильного разума и твердой веры. Служение Шри Гуру и Бхагавану с такой непоколебимостью является основой бхакти. Все же остальное, чем мы занимаемся под знаменем бхакти, на самом деле является лишь удовлетворением чувств».

Когда Аурангзеб пришел наставить своего сына Мухамеда в преданности предкам, Мухамед прямо спросил: «Тебе ли учить меня как уважать предков?» Аурангзеб заключил в тюрьму собственного отца, Сахаджахана, и незаконно завладел его троном, поэтому, естественно, Мухамед не был готов слушать его наставления, относительно почитания предков.

Когда Валлабха Бхатта провозгласил, что его собственный комментарий на «Шримад Бхагаватам» лучше, чем коментарий Шридхара Свами, Шри Гаурасундар ответил:

прабху хаши’ кахе, – «свами на манне йеи джана
вашйара бхитаре таре карийе ганама»

Чайтанья Махапрабху сказал, улыбаясь: «Я считаю, что та личность, которая не принимает авторитет свами, является проституткой». («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 7.115).

«Бхагавад-гита» учит нас, что поклонение ачарье (ачарьепасана), является первым и важнейшим шагом в обретении трансцендентного знания. Поэтому, человек, который пытается занять положение гуру, пренебрегая мнениями ачарий и наставлениями Шри Гуру, никогда не сможет стать настоящим гуру.

Поток милости
 
Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху, Шриман Нитьянанда Прабху проломил стену плотины, сдерживавшую океан милости, и начал раздавать прему, всем и каждому. Во время правления Баллал Сена община ювелиров в Саптаграме терпела унижения со стороны «высших» каст. Ювелиры принадлежали к самой низшей касте, однако Шриман Нитьянанда Прабху стал проповедовать от двери к двери и так даровал всей общине освобождение. «Муркха ваниккула карилена уддхара – Он освободил даже глупых ювелиров из Саптаграма». Каждый человек имеет право совершать бхакти; при этом такие вещи, как каста и родословная не имеют значения. В таком настроении Шриман Нитьянанда Прабху проливал на всех потоки премы.

Позднее, так называемые кастовые госвами заявили о себе, как о единственных представителях династии Нитьянанды Прабху, таким образом снова блокировав поток из океана милости. Но затем второе проявление Самого Нитьянанды и олицетворение учения Гауранги (гаура-вани), oм вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, сломав плотину, вернул реку чистого бхакти в прежнее русло, как это было во времена Махапрабху.

Шрила Прабхупада наказал своим квалифицированным ученикам сообща проповедовать послание Шри Рупы и Рагхунатхи, так как это делал он. Однако теперь по каким-то причинам река бхакти, к сожалению, снова замедляет течение. Наша обязанность – позаботиться, чтобы поток учения Шрилы Бхактивиноды никогда не иссяк.

Темный Век Кали

«Шримад-Бхагаватам» описывает, как риши, возглавляемые Шаунакой, собрались в лесу Наимишаранья и, в соответствии с учением Вайшнавов, составили правила и предписания для джив, страдающих в век Кали. Предвидя ужасное состояние джив в Кали-югу, Шаунака и другие риши обратились к Суте Госвами:

прайеналпайушах сабхья
валав асмин югу джанах
мандах суманда-матайо
манда-бхагья хи упадрутах

О, мудрец, жизнь людей в Кали-югу очень коротка. Кроме того, они ленивы (лишены стремления к духовной жизни), неразумны, обеспокоены различными проблемами и неудачливы (лишены садху-санги). Кроме того их донимают тройственные страдания. («Шримад-Бхагаватам», 1.1.10).

В век Кали, все дживы имеют короткую жизнь, они ленивы, и их разум заражен греховными желаниями. Они взволнованы проблемами и обеспокоены болезнями и неудачами. Риши были озабочены, как в таком состоянии дживы смогут достичь своего истинного благополучия. Вселяющее ужас состояние человеческой расы в Кали-югу описано в Двенадцатой песне «Шримад-Бхагаватам». Шри Шукадева Госвами сказал Парикшиту: «В век Кали религиозность, правдивость, чистота, милосердие, сострадание, продолжительность жизни, а также память будут уменьшаться день за днем».

Мы видим, как это происходит. В Кали-югу человек исповедует религию лишь формально. Тот, кто говорит только правду, не сможет прокормиться. О чистоте можно забыть, так как публичные места, отели, рестораны и магазины будут наполнены нечистоплотными людьми с вредными привычками и низкой моралью. Достоинство милосердия будет также забыто. Прощение будет рассматриваться как проявление малодушия или трусости. Даже члены одной семьи, не смогут прощать друг друга. Такое качество, как сострадание, вскоре можно будет обнаружить лишь в волшебных сказках. Долголетия также не будет, особенно в Индии, где продолжительность жизни достигает семидесяти пяти лет. Память будет ограничена знанием, полученным из книг.

В Кали-югу, происхождение, поведение и хорошие качества будут измеряться богатствами человека. Богатая личность будет принадлежать  к наивысшей касте, и будет считаться носителем всех хороших качеств. Никто не будет, вступая в брак, придерживаться принадлежности роду своих родителей ради сохранения кулы (фамильной касты), готры (фамильного рода), а свидетели брака не будут считаться важными.

В век Кали средства массовой информации, а также любая социальная деятельность, такая как предоставление и получение, покупка и продажа различных благ, принятие пищи и кормление других, будут насквозь пропитаны ложью и обманом. Побуждающая сила любви между мужчиной и женщиной будет основана на физической близости, манере одеваться, декоративных украшениях, телесной силе и внешней красоте.

Свободное общение мужчин и женщин приведет к тому, что понятие грихастха-ашрама можно будет обнаружить только в старинных книгах. Каждый, кто сумеет обматать вокруг шеи двухпайсовый шнурок будет считаться брахманом. Никого не будет интересовать, обладает ли эта личность качествами брахмана, кшатрия, или вайшьи. Наличия нити на шее будет вполне достаточно. Ношение шафрановой одежды и палки будет определять принадлежность человека к титулу санньяси, а ношение белой одежды – к ашраму грихастхи. При этом истинные качества человека ни кого не будут интересовать. «Правда» будет всегда на стороне тех, у кого есть деньги. Необходимо будет платить даже для того, чтобы перешагнуть порог здания суда, что уж говорить о дальнейших судебных действиях. В английском языке существует поговорка, которая была бы к месту здесь «потратить хорошие деньги после плохих».

Об образованности человека будут судить по его способности громко и часами говорить с высокой трибуны. Неимущих будут автоматически причислять к ворам и разбойникам, а в ранг святых попадут те, у кого больше всего гордости и надменности. Того, кто приехал издалека в Харидвар, чтобы принять омовение в Ганге, сочтут великим праведником. Однако, увы, этого не случится с тем, кто омоется в Ганге в любом другом месте, даже если человек живет на ее берегах и ежедневно принимает омовение в ее святых водах. Восемьсот тысяч человек прибыли в Аллахабад, чтобы принять омовение во время Кумбха Мелы. Они не читали молитву Шрилы Нароттама даса, в которой говорится: «Тиртха-йатра паришрама, кевала манера бхрама – паломничества – это просто бесполезный труд, одна из разновидностей служения прихотям потерянного ума».

Длинные волосы станут символом красоты. В наши дни, даже юноши отращивают длинные волосы. Лицо может быть тощим как у скелета,  но длинные волосы должны быть всегда. Таков секрет красоты. Несчастные люди Кали-юги будут вынуждены покупать все новые шампуни и косметику, стараясь выглядеть более привлекательно.

Человек, которому удается наполнять свой живот и удовлетворить язык, будет считать, что уже достиг четырех целей человеческой жизни, а именно дхармы (религиозности), артхи (благосостояния), кaмы (чувственного удовлетворения) и мокши (освобождения от материального рабства). Полный живот станет наивысшей целью жизни. Те, кто способны прокормить своих жен и детей, будут чувствовать, что в искусстве семейной жизни поравнялись с прародителем человечества, царем Дакшей, совершившим множество жертвоприношений для достижения могущества, необходимого для выполнения его миссии – заселения земли.

Собака на троне 

Знание о жертвоприношениях будет полностью утрачено. Дхарма (религиозная деятельность) и сева (служение) останутся лишь на словах (формально). Люди будут называть себя верующими только лишь ради общественного признания, особенно если их так называемый гуру знаменит. Мир будет наполнен вот такими псевдо-верующими, среди которых едва ли наберется хотя бы горстка тех, кто действительно верит в Бога. Самые пронырливые среди них выдвинут себя в лидеры. Обманывая несчастных, менее разумных людей, они победят на выборах и захватят власть. Если горшок с молоком случайно упадет и разобъется, для кошки это будет большой удачей. Но какая будет людям польза от таких злонравных правителей?

Писание «Хитопадеша» заявляет: «Сва йади крийате раджа тат ким настати упанахам – Если собакоед становится царем, изменится ли его характер?» Может ли человек изменить свою природу? Если посадить на трон собаку, будет ли от этого польза? Вероятнее всего, она не откажется от пристрастия к обгладыванию костей. Не подлежит сомнению, что самозванцы, коронованные голосами толпы и называющие себя правителями, тоже будут вести себя, согласно своим истинным качествам и желаниям.

Каких писаний об управлении государством они начитались, что их вдруг переполнили чувства сострадания к согражданам? Во время пышных публичных выступлений, кладя руку на сердце, они будут клясться в искренности. На деле они будут просто грабить и воровать. «Aндхера нагари бакула раджа, така сера бхаджи така сера кхаджа – царь будет так же слеп и низок, как и его подданные».

Такова печальная картина века Кали. Глядя на это, мы сможем понять, почему Шри Чайтанья Махапрабху сказал Шри Рамананде: «Варнашрама дхарама, eхо бахйа, aге каха ара – варнашрама-дхарма поверхностна, пожалуйста расскажи о чем-то более глубоком».

Как могут люди Кали-юги практиковать варнашрама-дхарму? На каждом шагу их подстерегают опасности.


Перевод: Судхакар дас
Над текстом работали: Вишнуджана дас, Таруни даси, Вамшивадан дас


"Тот, кто нашел прибежище у лотосных стоп великой души, имеет все возможности тоже стать великой душой".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.22.6 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020