Воспоминания о Шриле Прабхупаде

Харе Кришна! Дорогие преданные, примите наши поклоны. Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге. В эти дни мы отмечаем, буквально друг за другом, сразу две авирбхава-махотсавы: день явления Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа и день явления джагат-гуру Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады. В честь этих праздников, предлагаем вашему вниманию выдержки из проникнутой настроением разлуки статьи Парамгурудева о его духовном учителе, Шриле Прабхупаде.



Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж

Выдержки из статьи ко дню явления
Шри Шримад Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады
Впервые опубликовано в «Rays of The Harmonist», №16, Картика, 2006 г.


Молясь о милости в день Вьяса-пуджи

тате кришна бхадже каре гурура севана
майа-джала чхуте пайа кришнера чарана

(Ч.-ч., Мадхья-лила, 22.25)

«Только благодаря тому, что обусловленная джива одновременно совершает гуру-севу и кришна-бхаджан, она освобождается от пут майи и достигает лотосных стоп Шри Кришны».

Эти слова из «Шри Чайтанья-чаритамриты» перекликаются со следующим утверждением: «Совершая Шри Вьяса-пуджу, человек одновременно служит и гуру, и Кришне»1. Поэтому в соответствии с учением гаудия-ачарий был установлен порядок проведения вьяса-пуджи на день явления самого почитаемого джагат-гуру Шрилы Прабхупады.

Мне велели в день вьяса-пуджи служить духовному журналу, который подобен одной из частей тела Шрилы Гурудева. При этом я осознаю свою полную неспособность и считаю себя законченным неудачником. Только мои единственные доброжелатели, гуру-дасы, почитаемые слуги Шри Гуру, могут вызволить меня из этого жалкого положения. Всегда быть под их руководством – это вершина служения Шри Гуру. Поэтому я приношу свои нижайшие поклоны лотосным стопам всех слуг Шрилы Гурудева.

Прежде я считал своих духовных братьев моими друзьями и, развивая с ними дружеские отношения, сакхью, иногда не соглашался с ними. Однако после ухода Шрилы Прабхупады в глубине своего сердца я понял, что поступал неправильно, и теперь раскаиваюсь. О слуги Шри Гуру, именно вы поистине совершаете вьяса-пуджу! Пожалуйста, одарите меня своим милостивым взглядом. Прошу вас, не пренебрегайте мною, видя, что я бесполезный, и милостиво займите меня служением, дасьей, прославлением Шри Гуру и Гауранги. Это моя искренняя молитва вашим лотосным стопам.


Сварупа или воплощение Шрилы Гурудева

Следуя по стопам Шри Вьясы и Ваийасаки (Шри Шукадевы), слуги Шри Гуру поведали мне о нем такими словами писаний, как гаура-джана-санга кара гауранга-болийа – «общайтесь со спутниками Гауранги, зная, что они неотличны от Него»; ачарйам мам виджанийат – «знай, что ачарья – это Я Сам»; и сакшад дхаритвена самаста шастраих – «все писания утверждают, что Шри Гуру – это Сам Хари». Однако в то же самое время слуги Шри Гуру учили меня относиться к нему как к дорогому спутнику Хари – кинто прабхох йах прийа ева тасйа.

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.45) Шрила Кавирадж Госвами пролил свет на положение Шри Гуру, сказав: «гуру кришна-рупа хана шастрера прамане – все писания подтверждают, что Шри Гуру неотличен от Кришны», и продолжил: «гуру-рупе кришна-крипа карена бхакта-гане – в образе гуру Шри Кришна проливает милость на Своих преданных».

Таким образом, слова махаджан и примеры из писаний ясно говорят, что Шри Гуру – это сварупа или воплощение Бхагавана. Я также признаю, что и слуги Шри Гуру – неотличны от Бхагавана, и считаю их своими шикша-гуру. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, 1.47) Шрила Кавираджа Госвами сказал: «шикша-гуруке та’джани кришнера сварупа – следует знать, что шикша-гуру – это сварупа, воплощение Шри Кришны».

О вечные слуги Шри Гуру, вы пришли в этот мир с единственной целью – освободить подобных мне, самых падших из людей, увязших в трясине греха. Несмотря на то, что я слышал ваши божественные наставления о трансцендентной природе Шрилы Гурудева, мое представление о нем, как об обычном человеке, вовсе не уменьшилось. Причиной этому – иллюзия и злой умысел.

Вани-киртана – сокровенное желание сердца Шрилы Прабхупады

Вани, звук, воспринимается только одним органом чувств – ушами, другие четыре в этом случае бесполезны. Невозможно с помощью чувств приблизиться к тому, что лежит за пределами их восприятия. Мы, на самом деле, обретаем благо ровно настолько, насколько способны ограничить деятельность чувств. Именно поэтому шравана (слушание) и киртана (воспевание) считаются лучшими среди других составляющих бхакти.

Если после того, как я слушал (киртана) трансцендентные наставления из ваших лотосных уст, мое представление о Шри Гуру, как об обыкновенном, смертном человеке, не исчезло, значит и то, что я следовал остальным составляющим бхакти, вовлекая другие чувства, тоже бесполезно. Можно ли сомневаться в этом? Хотя помимо шравана и киртана существуют еще другие составляющие бхакти, в наш век их следует совершать в сочетании с киртаной, иначе они не принесут высшего результата. Только благодаря вашей безграничной милости я смог понять, что киртана – это независимая и самая высшая садхана.

Бхакти, состоящее исключительно из шравана и киртана, определяет проповедь и является бхагавата-матой, мано’бхишта Шри Чайтаньи, тогда как бхакти, которое связано со строительством Матхов и храмов, со служением Божествам (арчаной) и т.д. – это панчаратрика-мата (система формального поклонения Божествам). Вы дали мне понять, что единственной онтологической причиной прихода Шрилы Прабхупады была проповедь концепции бхагават-парампары.

Единственным плодом киртана является сам киртан. Только киртан – это сева, и киртана – это према. Джива Госвамипад написал в своей «Крама-сандарбхе»: «йадйапйанйа бхактих калаух картавйа тада киртанакхйа бхакти-самйогенаива итйуктам – в Кали-югу кроме киртаны должны совершаться и другие составляющие бхакти, но только совместно с киртаной».

Шрила Прабхупада сам говорил: «Пусть будут представители системы панчаратрики. Пусть строятся храмы и проводится поклонение Божествам, но лучших задействуйте в проповеди. Самым заветным желанием Махапрабху было повсюду пропагандировать вайкунтха-наму… Так нам следует вести свою проповедь. Пусть широко печатаются брошюры независимо от того, построены матхи или нет».

Даже в своем заключительном наставлении Шрила Прабхупада особенно предупредил нас: «Мы пришли в этот мир не для того, чтобы стать каменщиками и плотниками. Мы – посыльные Шри Чайтанья Махапрабху». Пусть люди следуют любой составляющей бхакти без киртаны, но мы будем совершать только киртания-бхакти, как учил нас Шрила Прабхупада.

Следует «настроить уши» на восприятие вани

Поскольку я придерживался концепции, что Шрила Прабхупада обычный человек, ни одно из его слов не вошло в мои уши. Поэтому он часто повторял: «Сначала подготовь уши (взрасти трансцендентную шраддху). После этого ты обретешь способность слышать сиддханту о Бхагаване».

Теперь в глубине сердца я осознаю это наставление. И хотя я оставался со Шрилой Прабхупадой около восемнадцати лет (до 1937 года), его поучения о высшем благе и временном удовольствии (шрейах и прейах); о следовании и просто имитации (анусарана и анукарана); об истине и фальши (асала и накала); об онтологии и морфологии, о духовности и мирском образе жизни (парамартхика и вйавахарика); об общении с трансцендентной личностью и ее учении (вапу и вани), которые воплотились в журнале «Гаудия», так и не вошли в мои уши, и я не смог понять различие между этими категориями.

Поэтому я молю слуг Шри Гуру помочь мне сначала «подготовить уши». И пока я не сделаю этого, выражение: «упадешо хи муркханам пракопайа на шантае – наставления, данные глупцам, только раздражают, а не успокаивают их», будет полностью применимо ко мне.

Трансцендентное тело Шрилы Прабхупады

Из-за того, что я такой неудачник, я не был способен воспринимать тело Шрилы Прабхупады как трансцендентное, исполненное знания и блаженства вечное божество, несмотря на то, что вы неоднократно указывали мне на это. Понимая, что я смотрю на него с мирской точки зрения, Шрила Прабхупада время от времени сладостно и сознательно разыгрывал роль больного. Наделенный нечистым разумом, я подходил, чтобы служить ему, пытаясь прикоснуться к его трансцендентному телу своими материальными руками и т.д., а он, оставаясь независимым, тотчас показывал мне свой иллюзорный образ (майа-деху), пленяя мою демоническую склонность [«служить» ему ради своих корыстных интересов].

В действительности, трансцендентное тело Шрилы Прабхупады не могло болеть или отклоняться от нормы, но в то время я даже в малейшей степени не был способен осознать это. Как мог я, закоренелый сластолюбец (ками) и йоги, подобный Раване, коснуться чего-то иного, кроме майи, или иллюзорной Ситы? Разве я достоин коснуться Ситы, воплощения трансцендентной энергии (чит-шакти), Самой Лакшми, сидящей на коленях у Рамы?

Я был не в состоянии понять трансцендентную природу Шрилы Прабхупады, обделенный его истиной милостью, а теперь навсегда лишился ее. Таков результат того, что я не позволил его глубоко осознанным словам войти в мои уши. Это моя самая величайшая неудача.

Игра ухода Ачарьи

Шрила Прабхупада видел, что такой греховный человек как я, который дерзнул считать себя его слугой, стал настолько высокомерным, что на каждом шагу и в любой момент старался узурпировать положение Шрилы Прабхупады, считая себя равным ему. Тогда он решил преподать урок этой падшей личности, этой вечно обусловленной душе, чье сердце тверже камня, такое же негорючее как слюда и иссушающее словно огонь, внезапно проявив самую невыносимую игру, поражающую сердце сильнее, чем удар молнии, и более обжигающую, чем огонь.

В 1936 году прямо перед тем, как закончить свои проявленные игры, Шрила Прабхупада жил в Пурушоттама Матхе на вершине Чатак-парвата в месте своего явления, Шри Пури-дхаме. Видя мое нежелание следовать его наставлениям, он сказал: «Никто более не понимает и не принимает мое послание. Поэтому для меня нет никакого смысла оставаться в этом мире, лучше я уйду». В то время я не мог понять, сколько сострадания было в его намерении, и протестовал. И к моему великому несчастью внезапно во вторник, на рассвете 1-го января 1937 года, он сразил меня этим ударом грома.

Шрила Прабхупада видел во мне человека, стремящегося к наслаждению, и абанграха-упасаку, отождествляющего себя с объектом своего поклонения. Чтобы одарить меня знанием о бхакти-расе, наделенной отречением (вайрагья-йуга бхакти-раса), он много раз выражал желание, чтобы я принял отреченный образ жизни (санньясу), но к своему несчастью, я не смог тогда принять это. Поэтому, чтобы научить меня отречению, которое может разрушить мою склонность отождествлять себя с телом и с тем, что с ним связано, он разыграл лилу своего ухода.

Слова утешения в момент его ухода

Чтобы утешить меня, самые дорогие спутники гуру ознакомили меня с высказыванием Шри Шукадевы, сына Вьясы, представленным в тридцать первой главе Одиннадцатой Песни «Шримад-Бхагаватам», повествующей об уходе Шри Хари:

раджан парасйа тану-бхридж-джананапйайеха
майа-видамбанам авехи йатха натасйа

сриштватманедам анувишйа вихритйа чанте
саvхритйа чатма-махинопаратах са асте

«О царь, ты должен понять, что с самим актером ничего не происходит, даже если на сцене перед зрителями он будет разыгрывать различные роли, где он рождается и умирает. Подобным образом, деяния Кришны, Сверхдуши в сердце каждого, в которых Он принимает рождение в династии Яду и уходит, могут напоминать рождение и смерть воплощенных душ, но это просто действие Его иллюзорной энергии. В действительности, Верховная Личность Бога, Сам Бхагаван, создав эту вселенную, вошел в нее как Сверхдуша, чтобы разыграть Свой божественный спектакль. Затем опять во время разрушения Он уничтожает, сворачивает внутрь Себя все творение и спокойно пребывает в Своей собственной трансцендентной славе». (Ш.-Б., 11.31.11).

Вечный образ ачарья-дева, исполненный знания и блаженства, всегда остается неизменным – как в случае с театральным актером [который только кажется, что претерпевает различные изменения во время спектакля, оставаясь все той же самой личностью]. На сцене этого мира ачарья-дев только разыгрывает спектакль своего рождения, смерти и так далее – все, что мы способны воспринять своими познающими чувствами. Рождение и смерть обычного человека полны боли и страданий, но явление и уход духовной сознающей формы атимартьи ачарьи, находящегося вне контроля материальной природы, исполнены радости. Чтобы привести в изумление аудиторию, фокусник может поразить оружием стоящего перед ним человека. И наивный ребенок заплачет увидев это, но тот, кто понимает, что это не настоящее убийство, а просто иллюзия, не будут оплакивать «убитого».

Хотя эта игра ухода ачарьи, приносящая нестерпимую боль, подобна сценическому действу, такой невежественный человек как я не может осознать этого и успокоиться. Поэтому для меня игра его ухода, полная радости, является чрезвычайно болезненной и разбивающей сердце. Пока слуги Шри Гуру переживают истинное чувство разлуки, я стенаю как шудра.

Я слышал от вас, что вираха, разлука, улучшает качество служения, и тогда все, что напоминает об объекте поклонения усиливает привязанность к нему. Считается, что разлука увеличивает блаженство от поклонения объекту.

Однако обусловленная душа, убитая горем, чувствует себя потерянной и становится бездеятельной. Все силы и способности покидают ее. Из-за отсутствия служения она не может испытывать чего-либо и близко напоминающее счастье. Так и я, подобный полному глупцу, шудре, преисполнился скорби. Я больше не чувствую в себе какого-либо энтузиазма. Хришикена хришикеша-севанам… – «служить господину чувств своими чувствами», стало теперь для меня невыполнимой задачей.

Любовь ачарьи к своим преданным

В день явления Шрилы Прабхупады все, что всплывает в моем уме, связано с его уходом. Вот почему я скорблю в такой радостный момент. Видя меня таким несчастным, воплощение всего благоприятного Шрила Прабхупада, чтобы воодушевить меня, проявил день своего явления вскоре после дня своего ухода. Я простираюсь у ваших лотосных стоп в надежде, что благодаря вам, самым дорогим его спутникам, снова обрету его даршан. Того, кто лишен возможности встречи, только смерть может избавить от нестерпимой боли разлуки. Поэтому, чтобы утешить любящих его преданных, Шрила Прабхупада пролил свою милость, проявив день своего явления вскоре после своего ухода. Это отличительное качество его безграничного сострадания и бхакта-ватсальи, которые я не способен описать словами.

Прибытие ачарьи в Шри дхаму

Шрила Прабхупада сомневался, что мы воспримем его наставления. Преисполненный естественного чувства собственного достоинства, соответствующего его вечному образу, серьезный и молчаливый, он намеревался пойти на берег вечно дорогой ему Шри Радха-кунды. Понимая его внутреннее желание, вайшнавы, подобно вишнудутам, понесли его на своих головах и поместили в особую с любовью украшенную колесницу со множеством отсеков (метафора, указывающая на специальный поезд, на котором привезли его тело). Так Шрила Прабхупада вошел в самое большое и изысканное купе вместе со своими самыми дорогими слугами, за ними последовали другие его слуги, занимая свои соответствующие места.

C Голоки на планету Земля для Шрилы Прабхупады, самого дорогого и близкого спутника Шри Кришны, низошла колесница и теперь с высокой скоростью и без остановок, в мгновение ока, достигла Шри Кришна-дхамы (метафора, указывающая на Кришна-нагар, возле Навадвипы). Рана-кшетра, или поле сражения (метафора, указывающая на Рана-гхат, где находится дом матери Шрилы Прабхупады, в котором он провел свое раннее детство), является местом, где произошла битва между знанием и осознанием (видьи и веданы). Когда водитель остановился здесь, Шрила Прабхупада, ачарья, напомнил мне о своих юношеских годах, когда он тянулся к знаниям, хотя и обладал врожденным осознанием истины. Как Бадхва Риши, он безмолвно поведал мне о многом 2.

Однако тогда из-за своего невежества я не мог понять, о чем он говорит мне, но я глубоко осознал, что любая попытка услышать материальными ушами вани, божественные наставления от самого олицетворения трансцендентного вани, бесполезна.

Начав свой путь от Кришна-дхамы, воплощение шри вани, Шрила Сарасвати Прабху, достиг Гаура-дхамы, неотличной от Кришна-дхамы. Там, в Шри Свананда-сукхада-кундже он встретился со Шрилой Бхактивинодой Тхакуром, чтобы сообщить ему о своем прибытии. Оттуда он отправился на берег Шри Радха-кунды, проявленной ачарьей Шри Чайтанья Матха на территории Чандрашекхара Ачарья-бхавана в Шридхаме Маяпуре, где встретился со Шрилой Гауракишора дасом Бабаджи Махараджем.

Рядом, на берегу кунды, в Сева-кундже, он был украшен цветами, гирляндами, сандаловой пастой и другими ингредиентами, собранными этой падшей личностью. После того, как этот неудачник украсил его сияющее тело (лаванйа) 3, Шрила Прабхупада расположился в самадхи как самый близкий спутник Шри Шри Радха Мадана-мохана. Для того, чтобы наделить меня способностью под его руководством оказывать служение Божественной Чете, он навечно остался здесь. И теперь я молю слуг Гурудева, чтобы они милостиво одарили меня хотя бы толикой качеств, необходимых для служения Гурупада-падме ради исполнения его самого заветного желания.

намах ом вишtупадайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактисиддханта-сарасватити намине

намас те гаура-вани шри-муртайе дина-тарине
рупануга-вируддха ’пасиддханта-дхванта-харине



Примечания


1  – Из выступления одного из учеников Шрилы Прабхупады по случаю Вьяса-пуджи, опубликованного в еженедельном журнале «Гаудия», 4 год, 26 выпуск, стр. 590

2  –  Васкали, ученик Бадхва Риши, трижды вопрошал своего учителя о природе Брахмана. Бадхва Риши ответил ему, храня молчание. Поскольку Брахман находится за пределом материальных слов, молчание было подходящим ответом на его вопрос. Подобным же образом, Шрила Прабхупада молчаливо говорил со Шрилой Бхакти Прагьяной Кешавой Госвами Махараджем, и напомнил ему о том, что материальные уши абсолютно бесполезны, чтобы понять божественные наставления Шри Гуру.

3  – Указывает на то, что его тело было обложено солью.




Перевод с английского: Нагари даси
Над текстом работали: Васудама дас, Лила-мадхури даси, Снигдха даси

"Долг преданного всегда отдавать себе отчет в том, как он ведет себя с другими людьми, особенно с другими преданными Господа".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.16.5 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020