Пример ачарьи (празднование Вьяса-пуджи)


Дорогие преданные, примите наши поклоны!
Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге!
Сегодня очень особенный день – Вьяса-пуджа нашего возлюбленного Шрилы Гурудева нитья-лила правишта ом вишнупад аштотара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа. Поздравляем вас с этим праздником и предлагаем вашему вниманию его лекцию, прочитанную в этот день в 2005 году.



Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Хило, Гавайи, 8 февраля 2005 г.

Сегодня день моей Вьяса-пуджи. В действительности, Вьяса-пуджа означает, что в День своего рождения ачарья, восседающий на месте Вьясы и проповедующий повсюду, поклоняется своему Гурудеву и всей гуру-парампаре, Шри Шри Радхе-Кришне и всем остальным панчакам. Существуют семь панчаков: Вьяса-панчака, Кришна-панчака, гуру-панчака, ачарья-панчака, упасья-панчака, санакади-панчака и таттва-панчака. Эти группы включают в себя поклонение ачарьям четырех сампрадай, четырех гуру-парампар: Раманудже, Мадхавачарье, Вишнусвами, Нимбадитье и четырем Кумарам (Санаке, Санатане, Санату и Санандане). Эти группы включают Шри Панча-таттву, и особенно Шри Гаура-Гададхару, Шри Шри Радху-Кришну и Шри Гурудева. Это поклонение совершается в нашей парампаре, или ученической преемственности. Мой Гуру Махарадж совершал это поклонение, и я поступаю так же. Однако здесь, на Западе, у меня не было возможности сделать все должным образом, хотя я очень желал этого.

Более того, сегодня я не смог в первую очередь устроить поклонение моему Гурудеву и гуру-парампаре, потому что все преданные собрались и стали проводить пуджу мне. Я не сразу понял, что происходит. Я думал, что к вьяса-асане подойдут один-два человека.1 Это была моя ошибка.

Как бы то ни было, обязанность ачарьи в день своего рождения – поклоняться своему Гурудеву, всей парампаре и всем вайшнавам. Все, что вы дарите мне, предназначено не для меня. Вы предлагаете цветы мне, а я кладу их к лотосным стопам моего Гурудева. Под влиянием ложного эго можно подумать: «Теперь я – гуру», – однако такого представления возникать не должно. Я хочу освободиться от ложного эго. Я хочу быть гуру-севаком, чистым беспримесным слугой гуру. Все, что я имею, – это только результат гуру-севы.

Я никогда не был ученым. Все свое знание я получил благодаря особой милости гуру и вайшнавов. Я целиком отдал свое сердце и все, чем располагал, лотосным стопам моего Гурудева. Придя в Матх, я сказал своему Гурудеву: «Я отдаю Вам свое сердце. Я отдаю Вам любовь и привязанность, которую раньше питал к моей жене, детям, отцу и всем остальным. Я забираю у них эту любовь и, всецело предавшись, кладу ее к вашим лотосным стопам».

Он принял это и заплакал. Он сказал: «До сих пор еще никто не говорил мне ничего подобного». Слезы наполнили его глаза, и я обрел его беспричинную милость. Только благодаря этой милости теперь меня слушают во всем мире. Предавшись своему Гурудеву, вы сделаете свою жизнь совершенной и сможете помочь другим обрести совершенство. Материальные знания вам не помогут.

Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи был неграмотным, он не мог даже написать свое собственное имя. Однако он всегда говорил, ссылаясь на Веды. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада был великим ученым своего времени, и он принял Шрилу Гаура Кишору даса Бабаджи Махараджа своим гуру.2

У Шрипада Шанкарачарьи был один неграмотный ученик. Шанкарачарья обычно давал лекцию на берегу Ганги, или Бхагиратхи, в Бадарикашраме, в том месте, где река отличалась очень сильным течением – даже слон не мог пересечь ее. Шанкарачарья ежедневно собирал своих учеников, которые слыли очень умными и жаждали слушать его учение. Четверо из них особенно славились своей эрудицией и отречением.

А тот неграмотный ученик постоянно был занят простым служением: стирал одежду своего гуру и готовил ему. Однажды этот ученик выполнял, как обычно, свое служение на противоположном берегу Ганги. Подошло время лекции, и собрались все ученики, за исключением его одного. Шанкарачарья в молчании ждал, и присутствующие обратились к нему:

– Гурудев, чего вы ждете?

– Я жду того ученика, – ответил Шанкарачарья.

– Но он же неграмотный. Он все равно ничего не поймет из того, что вы говорите, – возразили они. – Пожалуйста, начинайте. Мы не хотим терять время.

Однако Шанкарачарья продолжал ждать.

Вскоре прибежал этот неграмотный ученик и простерся у лотосных стоп Шанкарачарьи. Вдруг он начал возносить ему молитвы, слагая на ходу возвышенные философские ставы и стути (гимны и стихи). Его молитвы и в самом деле были такими совершенными, что даже четверо самых сведущих учеников были не в состоянии их понять.

В тот миг они осознали величие их Гурудева. Шри Гуру не является обычной личностью. По милости истинного духовного учителя неграмотный человек может стать очень возвышенным и образованным преданным, познавшим всю сиддханту (философские истины).

У вас должна быть сильная вера в это. Не сомневайтесь.

Некоторые преданные, и даже санньяси, могут подумать: «Надо создать другую организацию, потому что у нас нет веры в организацию Гурудева». Это неправильно. Пусть открывают собственные фонды. Они могут сделать это в любое время. Но это очень плохо. Они потеряют все – даже милость гуру и Кришны – и будут потеряны навсегда. Не думайте, что Гурудев – обычный человек.

ачарьям мам виджанийан
наванманйета кархичит
на мартйя-буддхйасуйета
сарва-дева-майо гурух

«[О Уддхава!] Знай, что ачарья неотличен от Меня, это Мое воплощение (сварупа). Неуважение к нему не допустимо ни при каких обстоятельствах. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, и искать в нем недостатки, ибо Он – представитель всех полубогов». («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

Внешне кажется, что гуру ходит в уборную или испытывает голод. Не смотрите на него как на обычного человека, иначе вы будете всегда обмануты. Пусть ваша вера в гуру будет даже более сильна, чем в Кришну. Шримати Радхика и Кришна послали его в качестве Своего личного вестника. Всегда помните об этом, особенно в благословенный день Вьяса-пуджи.

Вечером мы обсудим эти темы более подробно. Будьте готовы рассказывать о гуру-таттве из глубины сердца. И старайтесь всем сердцем следовать тому, о чем будете говорить. Не будьте такими как Экалавья, который отдал духовному учителю свой палец, но не сердце. Он не послушался своего гуру, вот почему Дроначарья отверг его и попросил его палец. Дроначарья знал, что он ненавидел Кришну, и позже Кришна снес ему голову своей чакрой.

Помните мои слова и старайтесь быть целеустремленными. Жизнь очень коротка. Я особенно беспокоюсь за сведущих и начитанных учеников, потому что однажды, под влиянием ложного эго, в их сердце может прийти мысль: «Я выше, чем мой гуру». Это самое опасное оскорбление, и такие оскорбители, в конце концов, пропадут навсегда. Не имейте ложных представлений относительно вашего положения. Всегда будьте слугами Гурудева. Существует так много примеров чистых слуг – таких как Шрила Ишвара Пурипад, Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами и Шрила Джива Госвами.

Мой Гурудев был готов отдать жизнь за своего Гурудева, Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду. Конечно, никто не мог причинить вреда его Гурудеву, но внешне казалось, что толпа непреданных смарта-брахманов пытается убить его. Гуру Махарадж спрятал своего Гурудева у кого-то дома и отдал ему свои белые одежды, а сам облачился в его одежду санньяси и вышел на улицу. Он рассчитывал, что толпа подумает, что Бхактисиддханта Сарасвати – это он. (Подробности этой истории вы можете прочитать в книгах Шрилы Нараяны Махараджа «Сокровенные истины Бхагаватам» и «Жизнь и учение Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа»). Он не боялся смерти. Мы должны быть такими же, как он – искренними учениками, преданными Гурудеву.

Далее, после киртана и гуру-пуджи:
В этот особенный день я молюсь моему Гурудеву и всей нашей гуру-парампаре, идущей от Господа Брахмы, всем спутникам Шри Шри Радхи-Кришны и всем спутникам Шри Чайтаньи Махапрабху и Шри Нитьянанды Прабху. Я молюсь, чтобы они пролили свою милость на всех вас.

Я молюсь, чтобы они также были милостивы ко всем преданным в мире, которые предлагают сегодня свои пушпанджали (свою любовь, в форме цветов и прекрасных восхвалений). Я молю, чтобы они даровали свою милость даже тем, кто не предлагал никаких пушпанджали, но просто памятовал о них. Я молю всех спутников Господа, чтобы они были милостивыми и разрушили все ваши анартхи, чтобы они вложили враджа-прему, враджа-бхакти в ваши сердца и чтобы они раскрыли вам цель жизни.

Джай Джай Шри Радхе!

Сейчас можете предложить Тхакурджи (Божествам) прасад и раздать его всем присутствующим. И мне тоже можете дать, что останется.





Примечания

* Обычно каждый год празднование Дня явления Шрилы Нараяны Госвами Махараджа начиналось с церемонии поклонения, которую он проводит своему дикша-гуру Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, шикша-гуру Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу Прабхупаде и всей гуру-парампаре. Он предлагал им полное арати, и к этой церемонии присоединялись все преданные. И лишь затем преданные проводили гуру-пуджу ему самому. Преданным раздавали цветы для предложения, мужчины подходили с одной стороны, а женщины – с другой. Он принимал их сердца через их подношения цветов и подарков и предлагал все полученное своему Гурудеву и гуру-парампаре.

В том году, как только Шрила Гурудев сел на вьяса-асану, пока продолжался киртан, один преданный подошел вручить подношение, которое Шрила Гурудев милостиво принял. Затем подошел второй, третий, четвертый, а затем сотни преданных неожиданно выстроились в линию, предлагая цветы, подношения и молитвы. Многие подносили ему сотовые телефоны, потому что преданные из других стран ждали на линии, чтобы поговорить с ним. Шрила Гурудев брал эти телефоны один за другим и разговаривал с каждым из звонящих по несколько минут.

После того, как последний человек предложил свои поклоны и молитвы лотосным стопам Шрилы Гурудева, Шрила Махарадж произнес вышеупомянутые слова. Затем он начал поклонение гуру-парампаре.

** «Что говорить о других. Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж был неграмотным. Он даже не умел подписываться. Но его духовный уровень был настолько высок, что мой духовный учитель – величайший ученый своего времени – стал его учеником. Почему? Потому что эта трансцендентная наука не зависит от академической квалификации. Не подумайте, что можно стать преданным, благодаря глубоким познаниям в академической науке. Нет. Секрет в другом... Об этом говорят ведические тексты: йасйасти бхактир бхагаватй акинчана и:

йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах

«Суть всех писаний открывается лишь великим душам, обладающим трансцендентной преданностью (пара-бхакти) Шри Бхагавану и точно такой же преданностью Шри Гуру». («Шветашватара-упанишад», 6.23).

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 19.151) также говорится: гуру-кришна-крипайа пайа бхакти-лата-биджа. По милости Кришны и духовного учителя можно подняться на духовный уровень и достичь совершенства». (Лекция Шрилы Прабхупады от 10-го июня 1969 г.)

«Это великая наука. Это не обман. Нельзя выдумать что-нибудь духовное. Нет. Это великая наука. Необходимо постигать ее под руководством истинного духовного учителя. Что означает «постигать»? Совсем необязательно быть очень эрудированным человеком. Духовная наука не зависит от академического образования. Вы удивитесь тому, что духовный учитель моего духовного учителя был неграмотным. А мой духовный учитель был величайшим ученым своего времени. Как мог он стать учеником неграмотного человека? Так вот, Гаура Кишора дас Бабаджи Махарадж (так звали духовного учителя моего Гурудева) был неграмотным. Но если ему задавали какой-нибудь сложный теологический вопрос, он тут же давал блистательный ответ. Вот что значит «духовно просветленная» личность. (Из лекции Шрилы Прабхупады, январь 1968 г.)





Перевод на русский: Сита даси
Над текстом работали: Таруни даси, Ананта дас

"Тот, чьи чувства и ум целиком поглощены трансцендентным служением Господу, лишен возможности заниматься материальной деятельностью".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.15.7 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020