Шри Гуру-таттва. Глава 1. Часть 2.

Дорогие преданные! Предлагаем вашему вниманию продолжение книги Шрипада Бхактиведанты Шуддхадвайти Махараджа «Шри Гуру-таттва», составленной под руководством его шикша-гуру нитья-лила правишта Шри Шримад Гоур Говинды Махараджа. Цель этой книги – развенчать многочисленные заблуждения в вопросах гуру-таттвы и донести до читателя эту важнейшую истину без искажений, в том виде, как она передается ачарьями нашей гуру-варги.
В начале книги, опубликованном ранее, речь шла о признаках подлинного духовного учителя, который способен, к примеру, сжечь карму ученика.
( Гуру-таттва. Глава 1, часть 1  )

В приведенном ниже отрывке продолжается описание возвышенных качеств сат-гуру, таких как: передача шуддха-нама, уничтожение сомнений ученика и способность привести его к лотосным стопам Кришны.

Опубликованные части книги: 
Гуру-таттва. Глава 1, часть 1   • Гуру-таттва. Глава 1, часть 2    
Гуру-таттва. Глава 1, часть 3



Шрипад Бхактиведанта Шуддхадвайти Махарадж

Посвящение в шуддха-нам

«Воспевание не зависит от инициации». «Не нужно проходить инициацию, нужно просто произносить Святое имя». Кажется, что эти цитаты из «Чайтанья-чаритамриты» указывают на то, что личный уровень гуру не имеет отношения к мантре, которую он дает. Но другие цитаты дают совершенно другое понимание. Одна из шлок: «сампрадая вихина е...» совершенно очевидно указывает на то, что трансцендентность мантры напрямую зависит от квалификации того, кто ее дает. Но сахаджии или псевдо-преданные думают, что духовный статус гуру или ученика не важен, и маха-мантра будет работать благодаря своей собственной силе.

Без инициации Святое Имя может поднять лишь до уровня освобождения, но не даст премы. Когда говорят, что, произнеся «Харе Кришна» один раз, можно вернуться к Всевышнему, то мы должны понимать, что это относится только к чистому воспеванию. В «Харинама-чинтамани» объясняется, что воспевание на стадии нама-апарадхи дает дхарму (религиозность), артху (материальный достаток) и каму (чувственное удовольствие). Воспевание на стадии нама-абхасы, создает основу для достижения освобождения, а затем приводит к мукти (освобождению от материального рабства), как в случае с Аджамилой. Только шуддха-нам приведет к преме (любви), к высшей цели преданного служения.

Шри Чайтанья Махапрабху молится в «Шикшаштаке»: «О, мой Господь, с помощью Своего Святого Имени ты очень сильно облегчил и ускорил путь к Себе!» Таким связующим звеном между душой и Кришной может служить только Его чистый и возвышенный представитель.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати пишет:«Нужно принять прибежище у стоп такого духовного наставника, который осознал и видит форму (сварупу) Святого Имени. Звуки и буквы, составляющие Имя (намакшару), можно получить где угодно и от кого угодно, но совершенная и неизведанная Истина, стоящая за этими буквами, раскрывается лишь по милости истинного гуру, чистого преданного Кришны. Только милость такого гуру может защитить от десяти оскорблений и провести сквозь ранние сумерки Намы, нама-абхас, к чистому свету Намы». («Нама-бхаджан»)

Шрила Прабхупада объясняет: «В противном случае, приходят просто знаки алфавита и звуки, а не Имя: намакшара бахир хайя нама нахи хайя». (Беседа, 2.25.77) И далее: «Воспевание Святого Имени — это не дешевая вещь, а целая наука... В начале своей духовной жизни вы можете быть очень невзыскательны, я тоже таким был. Суть заключается в том, если вы стоите около огня, вы так или иначе получите какое-то тепло, но существует процесс его принятия. Вы не можете утверждать: «Поскольку я получаю немного тепла, этого достаточно». Это сахаджия... Если Имя получено от чистого вайшнава, оно дарует высшее благо». (Беседа, 2.25.77). Также Шрила Прабхупада пишет: «Мантру надлежит получить из правильного источника, иначе она не будет действовать». («Книга писем», стр. 1)

Чистое Имя – это достояние, имущество, собственность исключительно чистого гуру-вайшнава: Святое Имя может низойти только через посредника, уполномоченного Абсолютом. Из сердца такого милостивого святого оно входит в уши ученика, а затем в его сердце. Должное развитие преданности под руководством святого учителя и его благословения заставят Имя появится на языке. Материальный язык не может воспроизвести Святое Имя (атах шри кришна нама ади...), оно приходит само, из сердца (сваям эва спхурати адах). Мантра, воспеваемая с нама-апарадхами, - это не Кришна.

Итак, гуру, еще не прошедший стадию нама-абхасы, может дать не более, чем мукти, что уж говорить о том, кто еще не освободился от нама-апарадх!

Если Святое Имя приводит к мукти и без инициации, возникает вопрос: «Зачем принимать инициацию от того, кто все равно не может дать больше?

Фактически, тот, кто не соответствует квалификации истинного духовного учителя, должен давать только шикшу, а не дикшу. Если будущий ученик еще не встретил подходящего гуру, ему следует подождать.

Отождествление себя с телом и умом ослабевает на стадии ништхи и тогда начинается настоящая привязанность к Кришне. Ништха означает завершение стадии каништхи и начало уровня мадхъямы. Каништха и мадхъяма граничат друг с другом, частично совпадая. Поэтому ништха — это минимально допустимый уровень гуру, чтобы давать инициацию ученикам.

Уровень мадхъяма-адхикари начинается со стадии ништхи. До этой стадии преданный находится на уровне каништха-адхикари, не имея возможности или права (адхикары) быть дикша-гуру. Только на полной стадии ништхи или освобожденной стадии начинается настоящее вхождение в мир бхакти (мад-бхактим лабхате парам). (Некоторые духовные авторитеты ставят стадию освобождения, брахма-бхуту или дживан-мукту, даже выше).

Только на уровне мадхъяма-адхикара ученик начинает развивать любовь к Кришне. Говорится, что на стадии ништхи появляется первый признак любви, «ништха хайле упаджайя премера таранга» («Ч.-ч.», Мадхья, 22.134). Анартхи, кама и лобха должны полностью уйти (тада-раджас-тамо бхава кама лобхадайаш ча йе), тогда человек полностью утверждается в благости (стхитам саттве прасидати). Известный стих «викридитам враджа-вадху...», где говорится, что, слушая Кришна-раса-лилу, человек достигает чистой бхакти и освобождается от вожделения, относится именно к тем последним следам тонкого вожделения, остающимся в сердце после достижения ништхи. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур подчеркивает слова шраддхайанвита и дхира, указывающие на твердую веру, парамартика шраддху, как отличительные знаки ништхи.

На стадии твердой веры (ништхи) нет колебаний ума (авикшепасататьям) и начинается чистый нама-бхаджан. Шуддха-саттва развивается на стадии ништхи. Невозможно передать шуддха-нам, не имея квалификации (адхикара) гуру. Разве можно получить Чистое из нечистого? Гуру должен быть на самом деле неотличным от Кришны. Он должен быть подлинным гуру. Ученик принимает его так же, как Бога, поэтому гуру должен быть таким как Бог. Помните: «Воспевание следует услышать из уст чистого преданного Господа…», «Каждый должен получить шанс услышать Имя из уст чистого вайшнава». («Ч.-Ч.», Мадхья, 22.105). «Следуя по стопам освобожденных душ, тех, кто способен воспроизвести настоящий трансцендентный звук, можно достичь высочайшей стадии преданности». («Ч.-Ч.», Ади, 2.117).

Кто может привести учеников к лотосным стопам Кришны

Гуру должен быть полностью освобожденной душей, так как только такой совершенный преданный может привести ученика к Кришне. «Доступ в личное окружение Господа можно получить только через гуру.» («Ш.-Б.», 1.5.39). Итак, истинный гуру может привести Вас к Высочайшему, в то время как не освобожденная душа не может даже сама подняться до этого уровня. Попасть в окружение Кришны можно только по милости подлинного духовного учителя, избранного Господом. А не так что: «Все, что я могу – это привести Вас к Шриле Прабхупаде». Но могут ли те, кто так говорит, сделать хотя бы это?
Чтобы не принимать желаемое за действительное, нужно с большим вниманием подтверждать все наши заверения цитатами из шастр, а предпочтительнее – словами живущего ныне садху. Если кто-то заявляет, что может достичь Шрилы Прабхупады и привести к нему своих учеников, это значит, что он способен войти в окружение Кришны, где находится Шрила Прабхупада. Однажды преданный спросил у Шрилы Прабхупады, можно ли будет общаться с ним после его физического ухода, на что Шрила Прабхупада ответил, что он всегда будет с нами в своих книгах и наставлениях (вани). Это верно, что у каждого ученика есть привилегированный доступ к гуру, но Прабхупада также подчеркивал: «Это [общение со мной] будет возможно, только если Вы очень чисты». Не следует неправильно интерпретировать утверждения типа: «Если кто-то читает свои круги и следует четырем регулирующим принципам, ему гарантировано возвращение к Богу». Это не означает, что каждый может давать подобные обещания своим ученикам. Обычно, если кто-то добросовестно занимается духовной практикой, у него отличный шанс очистится к концу жизни, если он не слишком поддавался соблазнам майи (как на уровне тела, так и на уровне ума). Но для того, кто еще не свободен от анартх, преждевременно занятое положение гуру станет непосильной ношей.

Вручение учеников Кришне

Так как Кришна и Его Имя неотличны, это пункт можно посчитать излишним. Однако, учитывая, что вопрос единства Кришны и Его Имени мы понимаем скорее в теории, чем на практике, нужно дать еще одно объяснение. «Чистый преданный – это тот, кто привлек Господа своей любовью настолько сильно, что Он уже не может покинуть его сердце» («Ш.-Б.», 11.2.55). Чистый преданный может призвать Кришну из своего сердца и передать Его в сердце своего ученика, когда оно будет очищено от всех ненужных примесей. Поэтому тот, кто знает Кришну, видит Кришну, связал Его узами любви и может призвать Его проявить Себя, является сад-гуру. «Без инициации у подлинного духовного учителя, невозможно установить подлинную связь с Кришной.» («Нектар преданности», Введение). Данное утверждение относится к инициации, полученной не только в неавторитетных сампрадаях, но и у любой неквалифицированной личности.

Принцип передачи дивья-гьяны

«Только тот может стать гуру, кто осознал Верховную Личность Бога. В действительности, дикша подразумевает передачу ученику трансцендентного знания.» («Ч.-ч.», Мадхья, 4.111). Передача дивья-гьяны заключается отнюдь не в том, чтобы заставить ученика прочитать и понять все книги Шрилы Прабхупады. Шрила Джива Госвами объясняет: «Дивья-гьяна включает знания изначального облика Господа. Это знание передается в форме семени, заложенного в мантру, которую дает гуру, наряду с особым знанием индивидуальных отношений ученика с Господом.» («Бхакти-сандарбха»). Если нет осознания дивья-гьяны со стороны гуру, то дивья-гьяна не передается.

Передача теоретического знания, без осознания, также не может быть эффективной. Вначале должно быть осознание (бхагават-таттва вигьяна , – «Ш.-Б.», 1.2.20) со стороны гуру. Затем трансцендентное знание вливается по капле в сердце искреннего ученика (дивья-гьяна хриде прокашито).

Необходимо глубоко и полностью осознать все, чему учат ачарьи и писания (всю таттву). Но преданные-новички по большей части зависают на интеллектуальном или умственном плане (апара-вичаре). Говорится, что плуг Господа Баларамы – это гуру-вайкья, наставления гуру, чтобы возделывать бесплодное поле сердца. Баларама или Господь Нитьянанда – это принцип гуру; а Гурудев – это воплощение энергии милости Нитьянанды Рамы, поэтому необходимо быть достойным уполномоченным представителем Господа, чтобы соответствовать такому положению и быть способным возделывать сердце ученика, сделать его плодородным для ростка бхакти – настоящей привязанности к Кришне.

Необходимо самому обладать подлинным влечением к Кришне (ручи), чтобы передать его другим. До появления привязанности (каршаны), которая является корнем имени Кришны, должен пройти период подготовки (акаршаны).

Уничтожение сомнений ученика

В комментарии к известному стиху «тасмад гурум прападьетам» говорится: «Подлинный духовный учитель должен быть нишнатам, глубоко знающим ведические писания и на практике понимающим Верховную Личность Бога. Гуру только по названию не способен развеять сомнения учеников и, следовательно, не может привести искреннего ученика обратно к Богу.» («Ш.-Б.», 11.3.21).

Согласно Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру, «если гуру не имеет глубоких знаний писаний и недостаточно опытен в объяснении их сокровенного смысла (таттва-вичары), сомнения ученика не рассеются. Его одолеют уныние и страдание, и он утратит веру. Если гуру не способен к прямому духовному восприятию (апарокша-анубхаве), какую бы милость он ни давал, она будет бесполезной». («Ш.-Б.», 11.3.21, комментарий).

Сомнения в «Бхагавад-гите» сравниваются с демонами. Арджуна просил Кришну убить их. Поэтому гуру должен быть уполномоченным представителем Кришны, чтобы выполнить эту задачу.

Если учитель не обладает качествами сад-гуру

Он может быть гуру, но не должен быть дикша-гуру. Такой человек должен ограничить себя только положением шикша-гуру. Если есть вайшнав более высокого уровня, нет необходимости давать инициацию. Кто бы что ни говорил, все не могут получить дикшу у одного человека, потому что Кришна вдохновляет разных преданных с различными умонастроениями, уровнями сукрити, запасом благочестия и т.д. идти к разным гуру.

Каништха-адхикари также может принимать учеников, но если даже про учеников мадхьяма-адхикари говорят, что они не могут успешно развиваться из-за неподходящего руководства, то что тут говорить об учениках каништха-гуру? В «Упадешамрите», в комментарии к пятому стиху, каништхе разрешается принимать учеников, однако Прабхупада неоднократно предупреждал нас, что здесь речь идет скорее о шикше, чем о дикше. Это не означает, что ради продолжения миссии можно искусственно назначать гуру, либо изобретать новую философию, если у нас нет никого достойного. Разумеется, многое зависит от запросов ученика: хочет ли он копеечного гуру или гуру за десять рупий…

Вот какой совет нам дает Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада: «Если мой ум пожелает служить другой личности, а не лучшему из слуг Кришны, во всей вселенной не найдется другого такого глупца, как я.» Ту же рекомендацию дает нам Шрила Прабхупада: «Преданный должен быть очень осторожен, чтобы принять только уттама-адхикари в качестве своего духовного учителя». («Упад.», 5, комментарий). Такой гуру всегда доступен. Это вечный, непрерывный процесс. Не стоит думать, что раньше гуру существовал, а теперь его нет. Нужно понимать, что невозможно прогрессировать на пути к высшей цели, если нет должного руководства. Кто-то менее возвышенный, чем полностью осознавший себя гуру, может лишь частично сообщить послание Господа, так как ему самому не хватает знания и осознания. Он не может передать дивья-гьяну. «Такой преданный должен быть представителем Шукадевы Госвами, как, например, Сута Госвами». («Ш.-Б.», 1.2.12). «Сатам прасангам мама-вирья самвидо: Только в общении с чистыми преданными слова Кришны полностью раскрываются». («Ш.-Б.», 3.25.25).

Мадхъяма-адхикари может дать семя бхакти, каништха-адхикари – только комала-шраддху, очень слабую веру. «Кришна се томара кришна дите паро томара шакати ачхе».

Ученику следует знать, что гуру, в сердце у которого нет Кришны, не способен давать Его другим. Такому гуру следует милостиво вдохновлять своих учеников на поиски осознавшего себя шикша-гуру, давая им шанс получить то, на что они имеют право как члены этой сампрадаи. «Духовный учитель, не способный привести своих учеников обратно к Богу, должен со всей ответственностью советовать им принять прибежище у того, кто может это сделать. На самом деле, Шрила Прабхупада не рекомендует занимать положение гуру тому, кто неспособен привести учеников домой, к Богу.» (ИСККОН, ДжиБиСи, журнал «Гуру-Ашрайя».)  «Согласно шастрам, обязанность гуру – привести ученика обратно к Богу. Если он не способен на это, ему не следует быть гуру». («Ш.-Б.», 5.5.18).

Шрила Прабхупада пишет: «Тот, кто не избавился от материальных привязанностей, но уже объявляет себя великим преданным, является просто обманщиком. Никому не понравится такое поведение». («Ч.-ч.», Антья-лила). Кто-то может думать, что инициировать – это его обязанность, это риск, который он берет на себя от имени Прабхупады, Общества и Кришны, но мы живем не на необитаемом острове. Один старший член Общества, принимающий на себя риск, влияет не только на себя и своих учеников, но и на все Общество, и на весь мир, которому Прабхупада хотел дать совершенный пример. Он очень беспокоился об этом. Гуру должен дать любовь к Кришне. Сат-гуру обвязывает вокруг лотосных стоп Кришны према-бхакти сутру  (веревку, сотканную из чистой любви) и передает ее своему ученику. Тот, кто пока не может передать своим ученикам эту веревку, должен направлять их к вайшнаву, который способен на это. Может возникнуть сомнение, применимы ли вышеизложенные утверждения на практике. Однако на самом деле, нужно с полной верой принимать все, чему учил Шрила Прабхупада, даже если мы не понимаем, как это действует.

Если кто-то, не имея достаточной квалификации, чтобы быть гуру, воздерживается от инициаций и сосредотачивается на подготовке учеников (чтобы впоследствии отправить их для обучения к более возвышенному шикша-гуру), – это вовсе не умаляет его положение. На самом деле, такое смирение только добавляет славы проповеднику. В нашей вайшнавской цепи ученической преемственности мы поклоняемся смирению, а не гордости.

(Продолжение следует…)


Перевод с английского: Снигдха даси
Над текстом работали: Туласика даси, Наянамани даси, Уттара даси, Ананта дас

"...святой человек всегда желает только одного чтобы каждый из нас тоже стал святым".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада, "Шримад-Бхагаватам", 3.22.7 комм.)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020