Бхакти – это Радхика


Эту лекцию Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж дал на Московском фестивале 2010 года. В то время температура в Москве и области не опускалась ниже 35 С°, поэтому в первый день из-за невыносимой жары Шрила Гурудев смог говорить лишь в течение 15 минут, после чего пошел отдыхать, велев санньяси продолжать хари-катху. Впоследствии лекции Шрилы Гурудева были перенесены на раннее утро, пока воздух был еще прохладен.





Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Москва, Россия
10 августа 2010

Шрила Вьясадева – не обычный человек. [Он является литературным воплощением Господа Нараяны, составившего древние ведические тексты.] Сначала он составил «Веданта-сутру», которую я вскоре собираюсь опубликовать. Людям нашего века очень трудно понять это писание, поэтому Шрила Вьясадева дал нам также «Махабхарату» и Пураны. Кроме того, он включил в «Махабхарату» 18 глав «Бхагавад-гиты».

Однако он не чувствовал удовлетворения и очень переживал. Однажды в ашрам Шрилы Вьясадевы пришел его гуру, Нарада Риши.

– Доволен ли ты своей работой? – спросил Нарада.

– Нет, Гурудев, – ответил Вьясадева. – Не доволен.

– Ты составил «Веданта-сутру», пятьдесят шесть Пуран, «Махабхарату», содержащую «Бхагавад-гиту». Почему ты не доволен?

– Я не знаю, Гурудев, – ответил Вьясадева. – Пожалуйста, ответь мне, почему? Ведь ты все знаешь.

– Во всех этих книгах ты объяснил, что такое дхарма (религия), артха (экономический прогресс), кама (чувственное удовлетворение) и мокша (освобождение). Ты рассказал лишь об этих ничтожных целях, достижение которых никому не может принести удовлетворения, – милостиво ответил Нарада.

– Описал ли ты славу Кришны? – продолжил Нарада. – Рассказал ли о том, что Мама Яшода связала Его веревкой, несмотря на то, что Он – Верховный Господь? Сам Верховный Господь, не знающий пределов и границ, не имеющий начала и конца, был связан и горько плакал. Его плач не был притворным. Он действительно плакал и думал: «Куда Мне теперь идти, если даже родная мама не любит Меня?»

– Описал ли ты в своих книгах, что Кришна, хотя и является Верховной Личностью Бога, любит воровать масло в домах гопи? Написал ли ты об этом?

– Нет, Гурудев…

– Написал ли ты, что гопи подчинили себе Кришну, и Он танцевал с ними танец раса? И во время танца раса Он сказал им:

на парайе 'хам ниравадйа-самууджам
сва-садху-критйам вибудхайусапи
вах
йа мабхаджан дурджара-геха-шринкхалах
самврисчйа тад вах притйату садхуна

«О мои дорогие гопи, даже в течение всей жизни Брахмы Я не смогу отплатить за ваше чистое бескорыстное служение. Ваша связь со Мной безупречна. Вы поклонялись Мне, разорвав семейные узы, что так трудно сделать. Пусть же ваши славные деяния послужат вам воздаянием!» (Ш.Б., 10.32.22).

– О гопи, – сказал Он им, – Я не могу отплатить вам. На Мой вопрос, как вам отплатить, вы отвечаете: «Позволь служить Тебе. Мы хотим только служить Тебе и делать все для Твоего счастья».

– Записал ли ты «Вену-гиту», «Гопи-гиту» и «Бхрамара-гиту»? – продолжал Нарада.

– Я ничего об этом не знаю, Гурудев, – признался Вьясадева.

– Ты можешь познать все эти истины только благодаря бхакти-йоге. Кришну можно контролировать лишь при помощи бхакти (чистого преданного служения).

Вчера мы дали определение чистого бхакти (уттама-бхакти). Высшее проявление бхакти можно наблюдать в Шримати Радхике. По сути бхакти – это Радхика.

– Ты должен увидеть все это в трансе бхакти-йоги, – заключил Нарада. – Следуя процессу бхакти-йоги, ты осознаешь все игры Кришны. А теперь мне пора идти.

Когда Нарада ушел, Вьясадева погрузился в медитацию. И постепенно в своем трансе он увидел все сладостные развлечения Кришны, от начала и до конца.

бхакти-йогена манаси шанйак пранихите '
мале
апасйат пурушам пурнам майам чат ад-апашрайам

Силой бхакти-йоги Шрила Вьясадева, чистый ум которого был погружен в глубокую медитацию, увидел Шри Кришну, озаренного духовным сиянием, вместе со всеми Его полными проявлениями и внутренней энергией сварупа-шакти (Шримати Радхикой). Его внешняя энергия майя – более низшая, – находилась позади Господа, полностью покорная Ему. (Ш.Б., 1.7.4).

Каково значение слова пурна-пуруша (Абсолютная Божественная Личность) в этом стихе?

Шрила Вьясадева видел, как Кришна родился в Гокуле, во Вриндаване. Но в то же время он видел, что частично Кришна явился в Матхуре из лона Деваки. И он видел, что, будучи Верховным Господом, Кришна крал масло в домах гопи.

Он увидел, как бесчисленные дживы (живые существа), пренебрегшие Кришной, спускаются в этот материальный мир и испытывают бесконечные страдания и трудности, так же как мы. А еще он увидел, что некоторые дживы, памятуя о Кришне, отправляются на Голоку Вриндавана.

Он увидел «Бхрамара-гиту», «Вену-гиту» и «Гопи-гиту». Он увидел все игры Кришны от начала и до конца, включая лилы в Матхуре и Двараке.

Потом он описал все сладостные игры Кришны в «Шримад Бхагаватам» – с Первой песни по Двенадцатую. И после этого он почувствовал удовлетворение.

Вокруг не было ни одного достойного ученика, способного записать и пересказать эти игры и философские истины. Однако, к счастью, его сыном стал Шрила Шукадева Госвами, который впоследствии пересказал «Шримад Бхагаватам» Махараджу Парикшиту. С того момента нам стали доступны все эти истории, прославляющие Кришну (Бхагават-катха):

йасйам ваи шрийаманайам
кришнепарама-пуруше бхактир
утпадйатепумшах
шока-моха-бхайапаха

Слушание этого ведического писания [«Шримад Бхагаватам»] тотчас пробуждает в сердце желание с любовью служить Господу Кришне, Верховной Личности Бога, и гасит огонь скорби, иллюзии и страха. (Ш.Б., 1.7.7).

Благодаря слушанию Шримад Бхагаватам, уходит все неблагоприятное, включая шоку (сокрушение) и моху (иллюзию). Поэтому мы должны стараться слушать «Шримад Бхагаватам», где бы его ни пересказывали.

А теперь будут говорить другие рассказчики.

Гаура-премананде!



Перевод с английского: Таруни даси
Над текстом работал: Махабхала дас

"Когда мы узнаем Кришну, мы полюбим Его".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020