Шри Враджа-мандала парикрама: Према-cаровара, Павана-cаровара, Лалита-кунда

Пару дней назад наши паломники посетили Према-cаровару, Павана-cаровару и Лалита-кунду. Предлагаем вашему вниманию хари-катху Шрилы Гурудева об этих местах, рассказанную во время парикрамы 2000 года.



Према-cаровара

Мы пришли к Према-сароваре. Здесь проходило много сокровенных игр Шри Шри Радхи и Кришны. Как-то раз, когда Шримати Радхарани вместе с Кришной сидели в одной из этих рощ, большой черный жужжащий шмель принялся кружить вокруг Ее лотосных стоп, приняв их за цветок лотоса. Она испугалась и попросила Кришну прогнать его. Кришна попросил Мадхумангала сделать это. Выполнив это поручение, Мадхумангал гордо объявил: «Я очень далеко прогнал мадхусудану; он никогда не вернется». Как вы знаете, слово «мадхусудана» означает не только «шмель», но также имя Кришны.

Как только Шримати Радхарани услышала, что Мадхусудана никогда не вернется, тут же стрела разлуки пронзила Ее сердце. И, хотя Кришна сидел рядом с ней, она упала на землю, горько рыдая: «О, мой возлюбленный Мадхусудана ушел, мой любимый Мадхусудана ушел!»

Такое проявление изумительной любви в разлуке потрясло Кришну, и слезы полились у Него из глаз. Оба плакали нескончаемыми потоками слез любви друг к другу, которые превратились в это озеро, его вода — это Их расплавленные сердца. Их сердца слились в любви и превратились в слезы, образовав воды Према-саровары.

Давайте предложим смиренные поклоны этому месту и вознесем молитвы, чтобы наши сердца, скованные льдом материальных желаний, хотя бы чуточку оттаяли и обрели способность понять истинное значение этих славных игр. Теперь выслушайте замечательное объяснение того, почему Кришна оставил Вриндаван.

После этого случая на Према-сароваре Кришна начал думать о том, что не может больше оставаться во Врадже. По свидетельствам Госвами, именно после этого случая Кришна решил покинуть Вриндаван и стал готовиться к отъезду в Матхуру. Почему Кришна уехал в Матхуру и почему не вернулся? Почему Он хотя бы не заехал во Враджу проверить, все ли там в порядке? У серьезных слушателей кришна-катхи всегда возникают такие вопросы; они хотят знать ответы, и «Шримад-Бхагаватам» подробно объясняет этот непростой для понимания феномен. По милости Вайшнавов, я попытаюсь рассказать об этом.

У Камсы в Матхуре было две царицы, Прапти и Асти. Они были дочерьми царя Джарасандхи. Пока Кришна жил во Вриндаване, Джарасандха помогал Камсе в его попытках изжить Враджаваси и погубить Кришну. После того как Кришна убил Камсу, овдовевшие царицы, собрали все свое имущество и вернулись во дворец их отца. Они рыдали, стенали, рвали на себе волосы и одежды; в таком состоянии царицы предстали перед отцом и рассказали о том, как нечестно был убит их муж Камса. Они сказали отцу, что на самом деле их муж ничего не сделал. Он просто наслаждался зрелищем на борцовской арене, но Кришна и Баларама убили его и всех его братьев. Услышав об этом, Джарасандха пришел в ярость и поклялся дочерям, что уничтожит Господа Балараму и Господа Кришну вместе со всей династией Яду.

Внешняя причина была в том, что Джарасандха хотел отомстить за горе своих дочерей. Как мы знаем, впоследствии он восемнадцать раз нападал на Кришну. Кришна знал, что это случится. Он также знал, что в Матхуре у Него большая крепость, сильная, хорошо вооруженная армия со всадниками, колесницами и слонами. В Его распоряжении искусные воины, способные победить Джарасандху. Однако если Он останется во Врадже, то Джарасандха непременно узнает, что Яшода и Нанда Махарадж – Его настоящие родители и, на самом деле, Врадж – это Его родина. Тогда Джарасандха направит сюда свои армии. Жители Враджа целыми днями пасут коров и занимаются земледелием. Они вайшьи, а не кшатрии. Единственное известное им оружие – это палка для погона коров. Они никогда не учились искусству сражения. Они не умеют воевать. Они будут безжалостно убиты. Поэтому Кришна решил, что должен остаться в Матхуре до тех пор, пока не разобьет Джарасандху полностью. К тому времени Кришна убил огромное количество демонов и негодяев, но несколько все же осталось. «Шримад-Бхагаватам» указывает на эти внешние причины Его пребывания в Матхуре. Но мы видим, что, даже победив Джарасандху, Он не вернулся во Врадж. Поэтому мы понимаем, что должна быть какая-то более глубокая причина того, почему Кришна не вернулся во Вриндаван. Должна быть некая сокровенная, внутренняя причина для такого, казалось бы, необъяснимого поведения Кришны.

«Я не представляю, как Враджаваси пойдут со Мной в Матхуру или Двараку, – размышлял Кришна. – Это невозможно. Что им там делать? Как пастухи и пастушки будут жить в Двараке? Дварака так напыщенна, полна роскоши и блеска. Если Я приведу их туда, они почувствуют себя очень неуютно. Мои возлюбленные гопи не найдут в Двараке ни Ямуны, ни прекрасных лесных рощиц, ни павлинов, играющих в лесах деревьев кадамба, и Я никогда не пожелаю забирать их с Говардхана. Мама Яшода и Нанда Махарадж тоже будут чувствовать себя неловко во дворце Деваки и Васудевы. Все они будут там как чужие. А моя самая дорогая и любимая Шримати Радхарани? Я никогда не допущу, чтобы из Моей самой драгоценной возлюбленной Она превратилась в одну из Моих цариц. Они любят Меня лишь в настроении благоговения, почтения и пышности, но настроение Моей возлюбленной, самой почитаемой Мною Радхарани, Ее сладчайшая и утонченная любовь, всегда неизмеримо выше настроения Моих цариц. Я никогда не сделаю этого. Это невозможно. Но все же, если Я останусь во Врадже, будет ли это лучше для Моей дорогой Шримати Радхарани? Так часто Она была в Моих объятиях, но даже тогда Она чувствовала сильную любовную разлуку, и вместе с гопи начинала плакать и скорбеть. Нет, это невозможно. Если Я останусь здесь, то принесу Ей и всем гопи беспокойства и страдания. Но если уеду, то, охваченные чувством сильной разлуки со Мной, все они постоянно будут вспоминать о наших удивительных играх. Всегда думая обо Мне в сильной разлуке, они будут вечно хранить Меня в своих сердцах и чувствовать, как если бы Я был с ними рядом.

Что значит вираха? Вираха подразумевает переход восприятия извне вовнутрь, тогда внешний мир перестает существовать и внутри царит ощущение трансцендентного блаженства. А встреча приводит к обратному. Все эти переживания, которые любящий глубоко хранит в своем сердце, вырываются наружу в форме сильных эмоций: «Мой любимый рядом со Мной, Я могу обнять Его, шептать Ему нежные слова и показывать, как сильно Я люблю Его». Внутреннее восприятие остановилось, и начался внешний процесс. В випраламбхе, или в настроении разлуки, все эмоции уходят внутрь, но во время встречи те же чувства проявлены вовне.

Обдумав все, Кришна отправился в Матхуру и, убив Камсу, вернул Своего деда Уграсену на трон, возложил на него все заботы о царстве, а Сам занялся укреплением королевства в ожидании нападения Джарасандхи. Говорится, что после убийства Дантавакры Кришна вернулся во Враджу и вместе со всеми Своими спутниками, гопи, друзьями и жителями Враджа, исчез, завершив Свои мадхурья-лилы, или игры влюбленных.

Затем Он отправился в Двараку, где явил игры, исполненные пышности, блеска и богатства. Несомненно, с нашей, мирской точки зрения эти эзотерические и в высшей степени сокровенные истины очень сложны и трудны для понимания, но мы никогда не должны терять надежду. Мы должны молиться, чтобы однажды, в далеком будущем, в каком-то из рождений, мы обрели милость Вайшнавов и смогли понять и насладиться этими играми.

Гаура Премананде! Хари! Хари бол!



Павана-cаровара

Мы сейчас находимся у Павана-cаровары. Это озеро названо по имени отца Вишакхи, Паваны. Обычно здесь совершали омовение все мужчины семьи Нанды Махараджа. Сюда же Кришна приводит Своих коров в конце дня. Здесь они пьют воду, и Кришна моет телят. Отсюда Шримати Радхарани берет воду, чтобы готовить для Кришны. Неподалеку расположен бхаджан-кутир Шрилы Санатаны Госвами. Здесь он совершал свой бхаджан и писал книги, такие как «Хари-бхакти-виласа», «Брихад-бхагаватамрита», «Дашама-типпани» и другие.

«Павана» означает «то, что очищает». Значит ли это, что, совершив здесь ачаман, мы немедленно освободимся от всех недостатков и пороков? Нет, смысл не в этом. Окропив голову этой водой, мы получим милость этого святого места, благодаря чему обретем вкус к кришна-катхе, которая постепенно очистит нас. И тогда мы начнем понимать лилы Кришны. Сейчас у нас нет даже тени желания слушать рассказы об играх Кришны или повторять Его святые имена, но, совершая здесь ачаман, мы культивируем в сердце это влечение. И тогда однажды мы сможем воистину оценить сладость этих игр. Такова особая очищающая сила Павана-саровары.

Шримати Радхарани – любимица мамы Яшоды. Мама Яшода всегда относится к Ней как собственной дочери. Она любит Радхику так же сильно, как Кришну. Когда Шримати Радхарани приходит утром, мама Яшода обнимает Ее и расспрашивает о семье, все ли у них благополучно. Затем Яшода приглашает Ее помыть руки и позавтракать перед началом приготовления для Кришны. Потом она говорит Радхике, что на кухне все уже подготовлено к Ее приходу: овощи помыты и порезаны на кубики, свежее молоко для сладостей уже вскипело и все специи расставлены. Естественно, юная девушка чувствует Себя немного нерешительно в доме Своего возлюбленного. Заметив, что Шримати Радхика немного колеблется, мама Яшода говорит Ей: «Мое дорогое дитя, почему Ты чувствуешь робость? Это Твой дом и Ты можешь здесь делать все, что захочешь. Чувствуй Себя свободно, с этого дня я отдаю Тебе ключи. Теперь этот дом в Твоем распоряжении, позаботься о нем и будь здесь хозяйкой». С этими словами мама Яшода ушла, а Шримати Радхарани пошла на кухню готовить для Кришны.

В Явате Шримати Радхика горела в огне разлуки с Кришной. Ее тело пылало изнутри так, что исходивший от Нее жар мог испарить любое количество воды, находящейся поблизости. Но здесь, на кухне Кришны, среди пятидесяти ярко горящих печей, заранее натопленных Лалитой, Вишакхой и другими сакхи, Она чувствует необъяснимую прохладу и умиротворение. За короткое время Она готовит несколько дюжин замечательных блюд, и все они получаются в точности такими, как больше всего любит Кришна. В этот момент Кришна украдкой подсматривает в окна, чтобы увидеть Ее. Как только до Него доносился запах приготовлений, Он понимает, что Его любимая Радхарани пришла готовить для Него.

Когда все приготовления завершены, мама Яшода и мама Рохини с любовью предлагают прасад Кришне, Балараме и их друзьям-пастушкам, и мальчики счастливо начинают есть. В это время Шримати Радхика, исполненная необыкновенного счастья и удовлетворения, наблюдает, спрятавшись за занавеской, как Кришна наслаждается прасадом.

Так много игр продолжаются в этом месте по сей день. То, что я рассказал, это лишь отражение игр, которые в действительности происходят. Эти игры непрерывны и неподвластны материальным законам времени и пространства, которым подчиняемся мы. Теперь давайте предложим дандаваты этому месту, моля его о милости, чтобы мы почувствовали влечение к лотосным стопам Шримати Радхарани и Кришны. После этого мы отправимся к священному и таинственному месту, которое называется Уддхава-кьяри.

Харе Кришна!



Лалита-кунда

Сейчас мы пришли в то место, где Лалита-деви устраивает тайные встречи Шримати Радхарани с Кришной. Посмотрите вокруг – как здесь красиво. Это место украшено прекрасными деревьями кадамба, тамал и пилу, сохранившимися с древних времен. Посмотрите, над деревьями летают павлины – один, два, три, четыре павлина! Кажется, что здесь всегда весна. Это место затоплено нектаром сладостных игр Шри Шри Радхи-Кришны. Я поведаю только одну из миллионов историй, происходящих здесь, которую услышал из лотосных уст местных Враджаваси.

Есть авторитетная ветвь писаний стела-пурана — это истории определенных мест, передававшиеся местными брахманами и пандитами из поколения в поколение. Этот рассказ можно считать частью стела-пураны этого места.

Однажды, беседуя со Шримати Радхарани наедине, Кришна рассказывал Ей о Нараде Муни, который известен своим талантом разжигать споры и ссоры.

— Будь очень осторожна, – просил Ее Кришна. – Не слишком доверяй Нараде. Он может поссорить Нас, и Мы больше не захотим видеть друг друга.

— Возможно ли, чтобы он поссорил нас? Между нами никогда не было раздоров, – удивилась Шримати Радхарани.

Кришна пожал плечами:

— Посмотрим, только не говори потом, что я тебя не предупреждал.

Однажды в этом районе Враджа появился Нарада Муни. Он шел, воспевая славу Кришны и надеясь обрести особую удачу – увидеть какие-нибудь игры Господа. Кришне понравилось необычайно сладостное пение Нарады, и в знак благодарности Он решил даровать ему любое благословение.

— Мой дорогой Господь, — сказал Нарада, смиренно сложив ладони, — у меня есть только одно желание. Я жажду увидеть, как Вы с Лалитой качаетесь вместе на качелях.

— Будь по-твоему, — ответил Кришна. — Это не такое уж невыполнимое желание. Скоро оно исполнится.

Получив благословение, Нарада Муни ушел. Однажды Шримати Радхарани немного опаздывала на встречу с Кришной. Поэтому Кришна решил воспользоваться этой возможностью, чтобы выполнить просьбу Своего преданного Нарады, и позвал Лалиту покачаться на качелях. Конечно, Лалита отказалась, потому что ей доставляет гораздо большее счастье устраивать сокровенные встречи Шримати Радхарани с Кришной. Она не желала пользоваться этим случаем, поэтому отказалась. Но Кришна настаивал и, хотя она сопротивлялась, Он силой взял ее за руку и посадил рядом с Собой на качели. Сакхи начали качать их. Заметив, что происходит, Нарада Муни сразу поспешил к дому Шримати Радхарани.

— Ты сидишь здесь спокойно, довольная Собой, — обратился он к Ней. — А знаешь ли Ты, что сейчас происходит? Советую Тебе лучше пойти и посмотреть, все ли в порядке. Кое-кто уже занял Твое место и наслаждается обществом Кришны в той самой кундже, где Ты условилась о встрече с Ним. Ты слишком доверяешь Лалите-деви. Возможно, на виду она верна Тебе. Но за Твоей спиной она совсем другая. На Твоем месте я бы немедленно побежал туда и убедился во всем сам.

Шримати Радхарани так обеспокоилась, что тут же побежала к месту встречи. Издалека она увидела, что Лалита со счастливым видом сидит на качелях с Кришной, и все сакхи качают Их. Увидев это, Шримати Радхарани сильно рассердилась и с плачем убежала обратно.

Через какое-то время, так и не дождавшись Шримати Радхарани, Кришна забеспокоился и пошел Ее искать. Как и следовало ожидать, Кришна обнаружил Ее в настроении мана (ревнивого гнева). Она была очень сердита на Него и отказывалась разговаривать. Что только Кришна не делал, пытаясь усмирить Ее гнев. Он бегал за Ней, обращаясь со сладкими речами, но Шримати Радхика отвергала все Его попытки.

— О где моя добродетель, что я наделала? – сокрушалась Лалита деви. – У меня не было ни малейшего желания причинить боль моей царице, но теперь Она недовольна мной.

Пытаясь успокоить Шримати Радхику, Кришна вновь и вновь повторял, что никто не сможет заменить Ее Ему, но Она была неприступна. В конце концов, Кришна сказал:

— Я же предупреждал Тебя не доверять Нараде Муни. Разве не так? Но Ты не слушала Меня, а теперь посмотри, в какую неприятность Мы попали.

Затем Кришна рассказал Ей о том, как обещал исполнить просьбу Нарады и как искусно Нарада обманул Ее, заставив поверить в измену.

— Теперь, Я надеюсь, Ты веришь Мне, и в будущем никогда не доверишься такому человеку, как Нарада.

Это одна из миллионов игр, происходящих здесь. Давайте предложим наши смиренные поклоны этой качели и помолимся Лалите-деви, чтобы мы никогда не были обмануты или разочарованы в преданном служении.

Гаура Премананде!



Перевод с английского: Расасиндху дас
Над текстом работали: Таруни даси, Ананта дас

"Любовь и привязанность к истинному гуру безошибочно подскажет нам, что отвергнуть, а что принять. Мы будем естественным образом принимать все благоприятное и, не задумываясь, отвергать все неблагоприятное".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, "Шри Гуру - сама моя жизнь")

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020