Шри Говардхана-парикрама: Радха-кунда и Уддхава-кунда

Уважаемые читатели хари-катхи! Примите наши смиренные поклоны! Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге! 8 ноября преданные, совершающие Враджа-мандала парикраму, посетят Радха-кунду, Шьяма-кунду, Уддхава-кунду и другие места нектарных игр Шри Кришны. Предлагаем вашему вниманию хари-катху об этих местах, которую Шрила Гурудев дал в 2000 году.


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
2000 г., Говардхан

Радха-кунда

Мы стоим у святых вод Радха-кунды. Радха-кунда – самое возвышенное место во всем творении. За пределами материального мира есть духовное царство Вайкунтхи, над которым простирается высшая обитель Господа, Матхура. Планета Земля овеяна славой, потому что на ней расположена святая страна Индия, а самое прославленное место в Индии известно как Матхура-мандала, лучшей частью которой является Вриндаван, где Кришна совершал раса-лилу. Лучшим местом во Вриндаване является холм Говардхан, потому что это Сам Кришна, а самое возвышенное место на Говардхане – Радха-кунда. Все величайшие мудрецы и святые воспевают ее трансцендентную славу. По соседству расположена Шьяма-кунда, которая неотлична от Господа Кришны, также как Радха-кунда неотлична от Шримати Радхарани.

Убив Ариштасуру, демона-быка, посланного Камсой, Кришна захотел встретиться с гопи. Но когда он подошел к ним, Шримати Радхарани и другие гопи отказали Ему: «Не прикасайся к нам! Ты совершил грех, убив быка, поэтому должен очиститься, омывшись в святых водах всех трех миров». Не желая разлучаться со Шримати Радхарани, Кришна ответил: «Зачем мне блуждать по всем трем мирам? Я призову все святые воды сюда и омоюсь в них». Он ударил пяткой о землю, явив чудесную кунду, и все святые источники тут же предстали пред Ним. Ямуна, Ганга, Сарасвати, Синдху, соленый океан, океан молока и другие священные воды вселенной пришли, чтобы заполнить Его кунду. Омывшись в ней, Кришна сказал, что теперь чист, но гопи тоже осквернились, видя Ариштасуру, который, хотя и принял облик быка, все же оставался демоном. И теперь они должны смыть свой грех, совершив священное омовение. Услышав это, Шримати Радхарани сказала: «Наша кунда будет гораздо красивее!», – и вместе с гопи начала рыть кунду. Скоро их работа была завершена.

«Какая прекрасная кунда! – сказал Кришна. – Но в ней нет воды. Вам следует наполнить ее водами из моей кунды». «Это невозможно! – возразила Шримати Радхарани. – Твоя кунда осквернена ужасным грехом убийства коровы». И тогда тысячи гопи, выстроившись цепочкой, стали передавать друг другу горшки с чистой водой Манаси-Ганги. Не желая видеть даже капельки пота на лбу Шримати Радхарани, Кришна дал знак главному Божеству священных вод. Со слезами на глазах и сложенными ладонями это Божество взмолилось к Шримати Радхарани: «Все священные воды пришли сюда, чтобы наполнить след лотосной стопы Кришны, но теперь мы понимаем, что не сможем достичь совершенства жизни, не служа Твоей кунде». Шримати Радхарани искоса улыбнулась Своему возлюбленному Кришне и приняла служение святых вод. Соединив каналом оба пруда, святые воды стремительно наполнили Радха-кунду. «О, Радхарани, – сказал Кришна с нежностью, – Твоя кунда всегда будет так же дорога Мне, как Ты Сама». Шримати Радхарани ответила: «Я всегда буду принимать омовение в твоей кунде и любой, кто будет предан этой кунде, будет омываться в ней или жить на ее берегах, также будет очень дорог Мне».

Пятьсот лет назад сюда пришел Господь Чайтанья, но никто из местных жителей не знал, где находятся Радха-кунда и Шьяма-кунда. Поэтому Господь Сам отыскал забытые озера. К тому времени они превратились в два маленьких водоема, затерянных среди рисовых полей. Сначала Господь Чайтанья омылся в Радха-кунде, а затем в Шьяма-кунде. Много лет спустя к Рагхунатхе дасу Госвами обратился один богатый купец, жаждавший совершать гуру-севу, и Рагхунатха дас Госвами попросил его расширить обе кунды до тех размеров, какие мы видим сейчас. В наши дни многие считают Варшану главным местом лил Шримати Радхарани, но, по мнению Госвами, это не так. Господь Чайтанья сказал:

кундера мадхури йена радхара мадхурима
кундера махима йена радхара махима

«Радха-кунда столь же очаровательна и сладостна, как и Сама Шримати Радхарани. Слава этой кунды неотлична от Ее собственной славы». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 18.11).

Несомненно, Варшана, Нандаграм, Гокула и Вриндаван – самые возвышенные места в творении. По сути, на трансцендентном уровне между ними нет разницы, но по расе они различны. В Гокуле Кришна проводит свои детские игры, там преобладает ватсалья-раса. Во Вриндаване Он являет раса-лилу, или панчаяти-расу. Это означает, что в этой лиле участвовали разные группы гопи: нитья-сакхи гопи, прана-сакхи гопи, прия-сакхи гопи и парама-прештха-сакхи гопи. Те мудрецы, которые молились Господу Рамачандре, тоже стали гопи и приняли участие в танце раса. Кришна танцевал со всеми гопи, поэтому Шримати Радхарани в настроении ревнивого гнева (мана) покинула танец раса. Чтобы усмирить Ее гнев, Кришна последовал за Ней, после чего Шримати Радхарани и Ее близкие гопи насладились танцем раса с Кришной. Это истинная раса-лила. Мы видели разные места, где Кришна доставлял удовольствие Шримати Радхарани, заплетая Ей косы, массируя лотосные стопы или поднимая Ее на руки (в том месте, как мы видели, остались более глубокие следы).

Конечно в Нандаграме, где живут родители Кришны, или на Варшане, где живут родители Шримати Радхарани, чувства возлюбленных проявлены не в полной мере. В этих местах преобладает ватсалья-раса и сакхья-раса, но здесь, на Радха-кунде, властвует только мадхурья-раса. Вот почему это место такое особенное. Поэтому наши ачарьи считают Радха-кунду высшим сокровищем всех трех миров. Только самым близким подругам Шримати Радхарани позволено приходить сюда. Даже Нанда Махарадж с мамой Яшодой или царь Вришабхану с Киртидой не могут прийти на эту кунду. Даже приятели Кришны, включая прия-нарма-сакхов (самых близких друзей) не приходят сюда. Только те друзья, которые помогают Кришне встретиться со Шримати Радхарани (Мадхумангал, Шридама, Судама и Арджуна), иногда могут присутствовать здесь, оставаясь на стороне Шьяма-кунды.

Радха-кунду и Шьяма-кунду окружает восемь других водоемов. Эти кунды представляют восемь главных сакхи: Лалиту, Вишакху, Читру, Индулекху, Чампакалату, Тунгавидью, Рангадеви и Судеви.

Радха-кунда – самое возвышенное место не только в материальном творении, но и в духовном небе и даже на Голоке Вриндавана. Более священного места просто не существует. Когда кто-то совершает здесь омовение, он должен строго и без колебаний следовать всем наставлениям своего духовного учителя, тогда не будет опасности совершить оскорбление. К примеру, если чей-то духовный учитель или гуру его гуру просил не совершать здесь омовения, следует неукоснительно следовать этой просьбе как непосредственному указанию Самого Господа Кришны. Духовный учитель лучше знает, что принесет пользу его ученику, и мы всегда должны подчиняться его повелению.

Джай! Джай! Шри Радхе!! Джай! Джай! Шри Радхе!! Джай! Джай! Шри Радхе!! Шьям!!!


Уддхава-кунда

Здесь находится то место, где Уддхава осознал возвышенное положение гопи и был поражен их безграничной любовью к Кришне. Он пожелал родиться обычной травинкой во Враджа-мандале, чтобы на его голову осыпалась пыль со стоп гопи. Уддхава был двоюродным братом Кришны и Его лучшим другом. Будучи учеником Брихаспати, гуру полубогов, он обладал необычайной проницательностью и ученостью. Уддхава провел во Вриндаване девять месяцев. За это время он полностью забыл, откуда он. Прежде, находясь в Двараке, Уддхава думал: «Как я смогу жить во Вриндаване без Кришны? Возможно ли это? Пожалуй, я этого не переживу». Уддхава не хотел оставлять Кришну, но он должен был выполнить Его просьбу и утешить гопи, сгоравших в огне разлуки. На самом деле Кришна послал своего любимого друга во Вриндаван, чтобы тот постиг славу любви и преданности гопи.

Уддхава был поражен изумительной красотой Вриндавана и простой жизнью пастухов. Он увидел тысячи мычащих коров, вымя которых было полно молока, и сотни гопи, занятых домашними делами. Они были словно во сне. Некоторые старшие гопи сидели, застыв без движения. Другие пели славу детских лил Кришны. Занимаясь домашним хозяйством, они пели славу Кришны, и по их щекам непрерывным потоком лились слезы. Но самым изумительным было то, что Кришна на самом деле был вместе ними, когда они думали о Нем и прославляли Его. «Я только что расстался с Кришной в Двараке, но даже у меня нет такого настроения, – размышлял Уддхава. – Благодаря силе их любви, гопи никогда не расстаются с Кришной. Теперь я понимаю, что в Матхуре, Двараке и любом другом месте Кришна присутствует лишь частично, и лишь здесь, во Вриндаване, Он проявляет Свою красоту и привлекательность во всей полноте». Он заметил, что все жители Враджа-мандалы погружены в состояние мучительной грусти и печали. Жизнь как будто медленно угасала в них. Они двигались, словно во сне.

Увидев издали Уддхаву, подъезжающего к Вриндавану на колеснице Кришны, гопи стали гадать, кто это едет на такой великолепной колеснице. «Должно быть, это Акрура», – сказала одна из них, а другая заметила. – «Однажды он уже увез от нас Кришну, зачем он возвращается? Нам не нужны новости из Матхуры, мы уже знаем, что Кришна убил Камсу, Акруре не нужно приезжать сюда, чтобы рассказать нам об этом». «Нет, нет, вы не правы, – сказала другая гопи. – Разве вы не видите цвет его тела? Посмотрите, он очень темный, на нем желтое дхоти и желтый тюрбан». «Я не могу ошибиться, – сказала еще одна гопи, – на нем гирлянда Кришны. Должно быть, это Его посланник. Он похож на Кришну, одет также и на нем Его цветочная гирлянда. Только посмотрите, на какой красивой колеснице Кришна прислал его. Кришна просто пастушок, но присылает своего слугу на золотой колеснице». «Кришна просто хочет произвести на нас впечатление, – сказала еще одна гопи. – Он хочет продемонстрировать Свое богатство и величие». Слушая все это, Уддхава подумал: «Зачем я приехал сюда на такой роскошной колеснице? Я хочу провалиться сквозь землю от стыда. По сравнению с гопи у меня нет никакой преданности Кришне». Прежде Уддхава думал, что больше всех предан Кришне, но увидев гопи, он понял, что их высочайшее положение было несравненным. Поэтому Он решил сначала пойти к Нанде Махараджу и маме Яшоде, чтобы утешить их.

Разговор с родителями Кришны привел Уддхаву в полное смущение и расстройство. Все его попытки утешить их были тщетны. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на следующий день, совершив омовение и исполнив утренние обязанности, отправился через прекрасный кадамбовый лес на встречу с гопи. Встретившись с Нандой Махараджем, он открыл для себя много нового о преданном служении, но, твердо решив сохранить статус представителя Кришны, он не хотел выглядеть перед гопи новичком. Погруженный в такие мысли, он незаметно подошел к тому месту, где сотни и тысячи гопи лежали на земле, охваченные глубокой печалью о Кришне. Собравшись группами, они вместе пели и говорили об играх Кришны. Полностью забыв о еде, сне и родственниках, они поддерживали свою жизнь лишь воспоминаниями о Кришне. Иногда одна из гопи вдруг вспоминала какую-то особенно дорогую им лилу: как удивительно Кришна танцевал на головах змея Калии, или как Он держал холм Говардхан. Слушая об этих играх, вдруг одна из них заливалась слезами, и тогда все гопи тоже начинали рыдать. Через какое-то время они немного успокаивались, затем опять начинали прославлять Кришну, и все повторялось снова. Так они жили день за днем. Видя это необычайное проявление махабхавы, Уддхава понял, что самому ему не под силу утешить их, поэтому решил сначала прочитать им письмо Кришны. Он смиренно поклонился Шримати Радхарани и попросил Ее позволения прочитать послание Кришны. Составляя его, Кришна так переживал, что не мог скрывать Свои чувства.

Кришна написал гопи, что их разлука невозможна. Он объяснил, что намеренно расстался с ними, чтобы усилить их высочайшую и несравненную любовь к Нему. Он сказал, что Его сердце навсегда принадлежит только им. Слушая слова Кришны от Его истинного представителя, гопи чувствовали, как огонь разлуки постепенно угасает в их сердцах. Так они были спасены от неминуемой гибели. Несмотря на свою печаль, они были благодарны Уддхаве. Уддхава, также, был очень благодарен гопи. Он понял, что бы ни делали гопи, они всегда достойны поклонения, потому что безгранично преданы лотосным стопам Кришны. Это полностью изменило его взгляды на преданное служение. Побыв еще некоторое время с гопи, он отправился на Уддхава-кьяри, куда мы пойдем чуть позже. Там он пожелал родиться травинкой, чтобы пыль с лотосных стоп гопи осыпалась ему на голову. Будучи двоюродным братом Кришны и Его лучшим другом, он понял, что не достоин обрести пыль со стоп гопи в этой жизни. Пусть это послужит для всех нас уроком смирения Вайшнава. Давайте предложим наши смиренные поклоны Уддхаве и попросим, чтобы он благословил нас обрести хотя бы подобие такого смирения, тогда наша жизнь будет успешной.

Гаура Премананде!


Перевод с английского:  Расасиндху дас
Над текстом работали: Наянамани даси, Таруни даси, Вамшивадан дас

"Воспевать святое имя просто, но практиковать это следует серьезно".

(Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада)

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020