О Шриле Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махарадже

Дорогие преданные!
Сегодня, 22 октября, мы отмечаем День Ухода Маха-бхагаваты Шри Шримад Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Позвольте предложить вам лекцию Шрилы Гурудева от 19 февраля 2002 года (Сингапур), в которой он поведал множество захватывающих подробностей из жизни нашего Парам-гурудева
.


Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
19 февраля 2002 г., Сингапур

Во времена Махапрабху и до Него, проводя вьяса-пуджу, следовали принципу панча-таттва-панчаки. Но Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, а позже и мой Гурудев представили систему из семи таттв, добавив к панча-таттва-панчаке ещё две таттвы – упасана-панчаку (поклонение Шри Гададхаре Пандиту, Шри Чайтанье Махапрабху, Шри Радха-Кришне и Шри Гуру) и панча-таттву (поклонение Шри Чайтанье Махапрабху, Шри Нитьянанде Прабху, Шри Адвайте Ачарье, Шри Гададхаре Пандиту и Шри Шривасу Пандиту). [*].

Если вы поклоняетесь своему Гурудеву, но при этом не оказываете должного почтения гуру-парампаре, то это лицемерие, и гуру не примет такого поклонения. Это прискорбная реальность наших дней, и падают так называемые гуру именно по этой причине – они считают, что в гуру-парампаре нет необходимости. Они говорят: «Мой Гуру дал всё! Только он – Гуру! Он – единственный!»

Но кто твой гуру? Откуда он пришел? Где получил знание? Необходимо знать это! Однако они игнорируют эти вопросы. «Мой Гурудев – первый и последний гуру в этом мире!» – считают они.

Ученик, у которого нет связи с гуру-парампарой, на самом деле – оскорбитель своего гуру. Шрила Свами Махарадж учил этому принципу. Однако многие его ученики, члены ИСККОН, так и не поняли сути этого учения.

Шрила Свами Махарадж принял гуру-парампару, а именно – бхагават-парампару, представленную Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой.

Я неоднократно обличал все связанные с этим ложные теории, распространившиеся во Вриндаване и других местах. Тех, кто выступает против Шрилы Прабхупады, я просто игнорирую. Мы обязаны следовать нашей гуру-парампаре. Без следования гуру-парампаре мы ничего не достигнем. Необходимо следовать за Вьясадевой и последуюшей линией ачарий. Вот эта линия:

Шри Вьясадева, Шукадева Госвами, Сута Госвами, Мадхвачарья, Мадхавендра Пури, Нитьянанда Прабху, Ишвара Пури, Чайтанья Махапрабху, Сварупа Дамодара, Рамананда Рай, Рупа Госвами, Санатана Госвами, Рагхунатха дас Госвами, Кришнадас Кавирадж Госвами, Нароттама дас Тхакур, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Баладева Видьябхушана, Шрила Джаганнатха дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж.

Старайтесь оказывать должное почтение всем нашим гуру. Если вы не будете этого делать, вы – не ученики и не сможете развить сознание Кришны. Наш Гуру Махарадж повсюду провозглашал эту истину.

В один год на празднование вьяса-пуджи моего Гуру Махараджа в храм пришло десять–двенадцать тысяч человек. Вьяса-пуджа проходила в течение трёх дней. В первый день празднования один очень богатый человек сделал пожертвование на прасад для всех участников торжества и попросил моего Гуру Махараджа:

– Я хочу получить у вас посвящение.

На это Гуру Махарадж ответил:

– Тогда ты должен будешь соблюдать четыре регулирующих принципа.

– Да, я обязательно буду!

До этого момента он курил украшенный золотом кальян, но теперь он пообещал: «С сегодняшнего дня я бросаю и никогда больше не буду курить». Тогда Гуру Махарадж пригласил парикмахера, чтобы побрить его для инициации, а также приготовил ему хукку. Он дал ее в руки этому богатому человеку, которому было уже более 84 года, и велел: «Ты должен пообещать, что это будет последний раз, когда ты это делаешь». Но богатый человек, взяв хукку, предложил ей поклон и сказал: «Нет, я отказываюсь выкурить ее даже в последний раз!» – и он, сломав хукку, отбросил ее. Такая решимость очень порадовала моего Гуру Махараджа, и он дал посвящение не только ему, но и его жене, дочери, сестре, сыну и всем членам его большой семьи.

Обычно во время ежегодной парикрамы по Навадвипе тысячи людей каждый день принимали прасад. Для его приготовления требовалось около пятидесяти человек на кухне. Обычно готовили кичри с большим количеством овощей, и тысячи людей каждый день принимали прасад.

Каждый год Гуру Махарадж проводил празднование вьяса-пуджи в разных местах, используя это как возможность для проповеди. Я никогда в своей жизни не видел такого решительного и сильного человека, как он! Однажды мой Гуру Махарадж поехал в деревню Мали, расположенную в Ассаме. С ним было шесть или семь санньяси и десять-одиннадцать брахмачари, выходцев из разных уголков Индии. На проповедь они всегда ходили пешком. Мали – это довольно большая деревня, большинство жителей которой хотя и поклоняются Кришне, но не принимают Его божественную виграху, форму Божества. Кроме того, они употребляют мясо, рыбу, яйца и другую скверную пищу. В «Шримад-Бхагаватам», как известно, только двенадцать песней, но они самовольно составили дополнительную, тринадцатую песнь, в которой рекомендуется питаться мясом, рыбой, яйцами. И эти люди спокойно исполняли предписания [**]. В дополнение ко всему, они поклонялись Кришне без Радхики.

Чтобы послушать катху Гуру Махараджа, собралась огромная толпа – несколько тысяч человек. В то время не было микрофонов, но даже без микрофона Шрила Гурудев говорил очень громко. Он говорил, как лев, призывая всех поклоняться Радхе и Кришне как Божественной Чете, а не разлучать Их, поклоняясь только Кришне. Он объяснял, что без Шримати Радхарани, Своей внутренней энергии, Кришна недееспособен, и приводил множество свидетельств из писаний. Он объяснял также, что невозможно достичь успеха, если наряду с поклонением Кришне продолжать есть мясо, рыбу, яйца и пить вино. Писания определяют такое поклонение как лицемерие. Он также говорил, что мы не можем принять авторитет нового писания, которое они составили. Только «Шримад-Бхагаватам» – шастра, данная Шрилой Вьясадевой, – является прамана-шастрой, подлинным свидетельством истины, а потому только ее нужно принять безоговорочно и следовать ее учению наравне с учением «Брахма-сутры», провозглашающей: шакти шактиматор-абхедаяшакти и шактиман – неотличны»). В заключение Гуру Махарадж сравнил рот человека, употребляющего яйца, мясо, рыбу и вино, с канализационным сливом, куда стекают моча и испражнения. Услышав эти слова, а также послушав кришна-катху о величии и славе шуддха-бхакти, которое принес Шри Чайтанья Махапрабху, некоторые очень встревожились и стали возбужденно выкрикивать: «Вы должны доказать, что Шри Чайтанья Махапрабху – это Сам Верховный Господь! Иначе зачем Ему поклоняться? Где в Ведах упоминается Его имя? Если бы там было указано Его имя, мы бы уже давно приняли Его».

Тогда Гуру Махарадж велел Тривикраме Махараджу зачитать свидетельства из писаний. Тот громким зычным голосом, подобным львиному рыку, прочитал множество стихов, где ясно говорилось о верховном положении Шри Чайтанья Махапрабху. Однако, несмотря на веские доказательства из писаний, оппоненты не захотели ничего слушать и принять истину. Когда их попросили представить доказательства собственных убеждений, они ответили: «Весь мир – наше доказательство!» – и стали швырять камни. Некоторые жители деревни, относившиеся к нам благосклонно, сразу же поднялись, готовые защитить нас. Всем своим видом они выразили полную готовность противостоять хулиганам. Увидев, что мы имеем множество сторонников, хулиганы сразу же притихли. «Что могут доказать ваши камни и палки?» – сказал Гуру Махарадж. – «Возвращайтесь, когда захотите обсудить философию в спокойной обстановке».

Вот так мощно Шрила Гурудев проповедовал по всему Ассаму. Подобно Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Прабхупаде Тхакуру, он был готов на все ради того, чтобы установить Истину. Этому я научился у него.

Однажды во Вриндаване некоторые члены Нимбарка-сампрадаи опубликовали материал против Махапрабху. В статье говорилось, будто Кешава Кашмири победил Шри Чайтанью Махапрабху в диспуте, после чего Махапрабху стал его учеником, получив гопала-мантру и посвящение в таинство поклонения Шри Радхе и Шри Кришне. Я наткнулся на эту статью и показал ее Гуру Махараджу, когда тот вернулся из Навадвипы в Матхуру. Шрила Гурудев даже покраснел от гнева: «Дайте ручку! Сейчас я разделаюсь с ними!»

Он написал, что в истории не существовало такой личности, как Нимбарка, что его существование – вымысел. Во времена Шри Рупы Госвами, Шри Санатаны Госвами и Шри Дживы Госвами не было вайшнава с именем Нимбарка. И все же последователи этой сампрадаи говорят, что он жил во времена Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников. Шрила Джива Госвами нигде не оставил упоминаний об этом ачарье. Он говорит о Рамануджачарье и Мадхвачарье, но ни в одной из его подлинных книг мы не найдем упоминания имени Нимабарки. Мы принимаем существование Нимбадитьи, который жил во времена Шрилы Вьясадевы, но в писаниях нет никаких свидетельств существования Нимбарка Ачарьи. Гуру Махарадж привел множество доказательств, опровергающих философию Нимбарка-сампрадаи, и я опубликовал его статью в нашем журнале «Бхагават-патрика». [***].

Руководство журнала «Сударшана» было глубоко уязвлено статьёй Шрилы Гурудева. Они обратились к одному известному юристу, чтобы возбудить судебное дело с предъявлением иска в размере двухсот тысяч рупий. Они прислали уведомление об этом через своего адвоката, и наш Гурудев ответил им сам, не обращаясь к помощи юриста. Гуру Махарадж был настолько осведомлен в области юриспруденции, что многие люди приходили к нему за советом по вопросам права. Его ответ был кратким: «То, что я написал, – истина! Я докажу это в суде или в любом другом месте на основе свидетельств из писаний». Этот ответ был передан судье, и адвокат оппонентов дал им совет: «Он – очень сильная личность… И у него есть деньги… Не суйтесь в змеиную нору, не то вас ужалит змея… Не трогайте его. Лучше вам успокоиться». И после этого они затихли.

Был другой случай. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада всегда разоблачал сахаджиев, поэтому бабаджи с берегов Радха-кунды и Ганги были враждебно настроены по отношению к нему. Думая, что находятся в линии Шри Чайтаньи Махапрабху, они поклоняются Шри Гаура-Нитаю, читают все книги гаудиев, но при этом критикуют Прабхупаду. «Он - таттва-вади, – говорят они. – У него нет расы. Мы – расики, а он – что по сравнению с нами? Мы наслаждаемся плодами манго, а он лишь обсасывает их косточки: всё время таттва, таттва, одна только таттва!» [В то время некие последователи сахаджия-сампрадаи в Бенгалии опубликовали серию статей, полных апасиддханты, представляя оппозицию Шриле Прабхупаде. (Прим. перев.)]. Узнав об этом, наш Гуру Махарадж пришёл в ярость.

Шишья – это тот, кто выполняет мано’бхишта-севу своему Гурудеву:

шри чайтанйа мано’бхиштам
    стхапитам
йена бху-тале
сваям рупах када
махйам
    дадати сва-падантикам

Мано’бхиштам, сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху было исполнено Шрилой Рупой Госвами. Если бы Шрила Рупа Госвами не сделал этого, мы никогда бы не узнали, кем является Шри Чайтанья Махапрабху и кто такие Шри Радха-Кришна. Подобно Рупе Госвами, наш Гуру Махарадж знал мано’бхишта Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. И если кто-то критиковал Прабхупаду, Шрила Кешава Махарадж становился похож на разъярённого льва.
Гуру Махарадж сразу же написал и опубликовал в «Шри Гаудия-патрике» ответную статью, которая разоблачала целый ряд таких религиозных течений, как сахаджии, сакхи-бекхи и другие. Это вызвало бушующий пожар (даванала) в дебрях общества сахаджиев. Я перевел статью на хинди и опубликовал в «Шри Бхагават-патрике». Вскоре сахаджии возбудили судебное дело против Шрилы Гурудева, и тогда я обратился к Гуру Махараджу с просьбой: «Это экстренный случай. Пожалуйста, воспользуйтесь услугами нашего духовного брата – он один из лучших адвокатов в Высшем Суде». Гуру Махарадж согласился. Началось судебное разбирательство и слушание сторон. Когда Шрила Гурудев пришёл в суд и произнёс свою речь, все были просто поражены его словами. Противная сторона даже подошла к краевому судье и попросила о «компромиссе», но Гуру Махарадж ответил, что в его словаре нет слова «компромисс». Он настаивал на том, чтобы оскорбители Шрилы Прабхупады признали свою ошибку. Судья был благосклонен к сахаджиям, но не нашёл никакой возможности им содействовать, поэтому подошёл к Шриле Гурудеву и попросил у него прощения от их имени. Но Гуру Махарадж ответил: «Нет! Они сами должны придти ко мне со своими извинениями. Тогда я прощу их. И они должны пообещать, что больше никогда не напишут ничего подобного!» Тем пришлось выполнить требование Шрилы Гурудева: они пришли и попросили у него прощения.

Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж был беспредельно смел и решителен. Иногда он участвовал в четых–пяти судебных процессах одновременно!

Порой без судов невозможно доказать свою любовь и привязанность. Однажды за то, что Кришна пошел на встречу с Чандравали, Лалита возбудила против Него дело в суде у Радхики. Радхика вызвала в суд истца и ответчиков – Лалиту, а также Кришну и представителей Чандравали. Начались слушания. Шримати Радхика выступила в роли судьи, Лалита представляла Ее интересы, а Мадхумангал и другие – интересы Кришны и Чандравали. В процессе судебных дебатов Кришна и Чандравали проиграли дело. Тогда Лалита велела ответчику (Кришне) написать документ «Я – слуга Шримати Радхики!» и подписать его. Кришна подчинился. «Напиши также», – добавила Лалита и стала диктовать, – «Я никогда впредь не совершу ничего подобного! Я – вечный слуга Радхи, и никогда Ее не предам!» Документ был подписан Кришной в суде и передан Шримати Радхике.

Наш Гуру Махарадж любил рассказывать эту историю. Особенно в обществе адвокатов. Слушая Гурудева, члены аудитории чувствовали, что им никогда в жизни не доводилось еще слышать и видеть такого человека, как мой Шрила Гурудев. Мне тоже приходилось бывать в суде и выступать в роли адвоката, хотя я и был санньяси. На моём счету около двенадцати судебных процессов в Матхуре, и все двенадцать мы выиграли. Так что я ученик моего Гуру Махараджа и по судебным процессам тоже.

Кришна-бхаджан дас: Шрила Гурудев! У Вас был ещё суд в Бомбее, когда дети Шрилы Прабхупады (Бхактиведанты Свами Махараджа) предъявили иск к ИСККОН на право наследования принадлежащей их отцу собственности. [Они заявили, что Прабхупада был бизнесменом, а ИСККОН – их семейный бизнес. (Прим. перев.)] Если бы вы тогда не поехали из Матхуры в Бомбей, чтобы свидетельствовать в суде в пользу ИСККОН, они бы все потеряли. Вы сказали тогда в суде: «Я присутствовал на его санньяса-церемонии. Он оставил мирскую жизнь и всё, что с ней было связано».

Шрила Нараяна Махарадж: Я был священнослужителем на этой церемонии и сам проводил огненное жертвоприношение. Я собственноручно сделал данду для Свами Махараджа и приготовил всё необходимое для проведения обряда посвящения в санньяси.

Вам нужно знать, что гуру-ништха – это позвоночник бхакти. Если нет гуру-ништхи, нет и бхакти. Почему Гурудев приходит в этот мир? Он приходит помочь душам, которые забыли Кришну. Для этого приходит и Сам Кришна, и Рама приходит для того же, и Гурудев. Гурудев – это сила Кришны. Те, кто ничего не знает об этом, идут в школу Шанкары, который проповедовал против бхакти, утверждая: «Я – Сам Брахман!» Они не знают даже азбуку бхакти. Они не принимают Шримад Бхагаватам и Бхагавад-гиту [в том виде, как их поведал Шри Вьясадева (Прим. перев.)], и поэтому, нам не следует поддерживать с ними отношения, даже формальные. Мы должны стараться следовать нашей гуру-парампаре. Ведь если нет гуру-ништхи – нет и бхакти.

Наш Гуру Махарадж – это пример гуру-ништхи. Он готов был отдал жизнь за Гурудева. Однажды Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур совершал Навадвипа-парикраму. Мурти Шри Шри Гуру-Гауранги Гандхарвики-Гиридхари ехали на слоне, а за ними следовала многотысячная процессия преданных из разных частей Индии. Когда паломники вошли в Навадвипу, так называемые брахманы и кастовые госвами из Кулия Навадвипы неожиданно напали на процессию. Они стали бросать в преданных [с крыш и других, заранее приготовленных мест (Прим. перев.)] кирпичи, камни, бутылки с содой и поливать их кипятком. Нападавшие окружили Шрилу Прабхупаду с несколькими учениками в центре города, желая убить его. Когда произошло нападение, все паломники, санньяси и ученики-брахмачари Шрилы Прабхупады потеряли самоконтроль и в панике бросились врассыпную кто куда, позабыв обо всем на свете. Но наш Гуру Махарадж оставался рядом со Шрилой Прабхупадой. Гуру Махарадж знал поблизости одну семью, члены которой не были чистыми преданными, но симпатизировали Гаудия Матху. [Дом их находился в двух шагах от места побоища (Прим. перев.)] Гуру Махарадж завел Шрилу Прабхупаду в их дом и там предложил Шриле Прабхупаде поменяться одеждой ради спасения его жизни. [Шрила Прабхупада оценил глубокие чувства своего ученика и принял его жертву – так же поступил Шри Рамануджа-ачарья, приняв жертву Курёши (Прим. перев.)] Шрила Гурудев, отдав свою белую одежду Шриле Прабхупаде, облачился в шафран и взял санньяса-данду Прабхупады. Вот так Шрила Прабхупада дал Гуру Махараджу санньясу. Далее Шрила Гурудев обеспечил Шриле Прабхупаде, одетому в его белые одежды, безопасный переезд в Маяпур. Спустя какое-то время, наш Гуру Махарадж тоже благополучно добрался до Маяпура, так и оставаясь в одеждах санньяси.

Можно было бы привести множество таких примеров его абсолютного самопредания. Сила предания возвращалась к нему могуществом проповеди, которую он и по сей день ведёт по всему миру.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж проповедовал на Западе. После ухода Шрилы Прабхупады Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж [до инициации у Прабхупады – Абхай Чаран Де (Прим. перев.)] приехал повидаться с моим Гуру Махараджем. Они были очень близкими друзьями, и наш Гуру Махарадж дал ему санньясу. После этого он отправился на Запад и за пару лет распространил свою проповедь по всему миру. Он написал такой стих:

вайрагйа-видйа-ниджа-бхакти-йогам
    апайайан мам анабхипсум андхам
шри-кешава-бхакти-прагйана-нама
    крипабудхир йас там ахам прападйе

[«Я не хотел принимать обет санньясы, но мой духовный брат настоял: «Ты должен!» Он насильно заставил меня выпить это лекарство. Крипамбудхи – он сделал это для моего блага, потому что он – океан милосердия. У вайшнавов доброе сердце, и мы склоняемся перед ними, представителями Бога. В их руках – целый океан милости, который они несут, желая раздать многострадальному человечеству. Поэтому я предлагаю свои почтительные поклоны Его Божественной Милости Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Махараджу». (Из стиха, написанного Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой на день ухода Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа в 1968 году). Известие о наступившей разлуке со Шрилой Кешавой Махараджем – тирубхава-махотсаве – пришло к Шриле Свами Махараджу во время хари-катхи и заставило плакать прямо перед слушателями. (Прим. ред.)]

Шри Чайтанья Махапрабху – это Кришна с внутренним миром и настроением Шримати Радхики, охваченный золотым сиянием Ее тела. Когда Радхика внутри Кришны – в виде Своего настроения, а снаружи – в виде золотого сияния Своего тела, тогда Кришна предстает как Шри Чайтанья Махапрабху, Шачинандана Гаурахари.

В Пури и Навадвипе Он непрестанно взывал: «О Кришна! О Кришна! Где же Ты? Куда мне идти? Как найти Тебя? Мое сердце разбито! Оно пылает! О Кришна! Где Тебя искать?»

Особенно часто такие переживания Он испытывал в Гамбхире. Это бхаджан.

Если вы не погружены так глубоко в настроение разлуки и не чувствуете привязанности к Кришне и Махапрабху, вы не совершаете бхаджан. А привязанность к Радха-Кришне начинается с привязанности к Гурудеву.

Шри Чайтанья Махапрабху постоянно рыдал, катался по земле, то и дело теряя внешнее сознание, – это называется випраламбха-бхава. Шрила Рупа Госвами описал эту бхаву разлуки, Шрила Рагхунатха даса Госвами наблюдал её в переживаниях Махапрабху, а Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами составил «Чайтанья-чаритамриту», тоже исполненную настроения разлуки Шри Чайтаньи Махапрабху.

Рыдая, Махапрабху заливал все вокруг Своими слезами. Он бился Своим прекрасным лицом о стены Гамбхира и пел множество песен, исполненных випраламбха-бхавы. Только если человек любит кого-то, он способен ощутить невыносимую боль разлуки со своим возлюбленным. А, если нет любви и привязанности, то откуда появится ощущение разлуки?

Когда Махапрабху, Гададхара Пандит, Сварупа Дамодара и Рамананда Рай ушли из этого мира, Шрила Рагхунатха дас Госвами пришел во Вриндаван для того только, чтобы расстаться с жизнью. Рупа и Санатана Госвами приняли его как своего младшего брата и стали опекать его, иначе он действительно бросился бы в Ямуну или со склона Говардхана. Позже, когда Рупа Госвами и Санатана Госвами ушли из этого мира, Рагхунатха дас Госвами стал испытывать сильнейшие муки разлуки с ними. Эти настроения, переживаемые под руководством рупануга-вайшнавов, является высшими для садхаков.

Враджанатх дас: Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада, а также наш парам-гурудев, решительно выступали против сахаджиев. Наш парам-гурудев боролся с ними в особенности потому, что они критиковали Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Прабхупаду и Шрилу Бхактивиноду Тхакура. Почему же так много преданных становятся жертвами ловушки этих бабаджи?

Шрила Нараяна Махарадж: Сахаджии представляют все так, что кажется, будто заниматься бхаджаном очень просто. Они говорят, что, даже если вы – мужчина, вы должны надевать женскую одежду и украшения и, пребывая в обществе женщин, совершать свой бхаджан. Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда смело разоблачал их, поэтому псевдо-бабаджи не могли ему этого простить. С уходом великих душ, таких как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, мой Шрила Гурудев, Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж, появилось множество дурных тенденций. Сегодня становится популярной, например, философия ритвиков. Я видел одного человека на Гавайях, у которого тысячи учеников, и в тоже время сам он занимается всевозможной греховной деятельностью.

Враджанатх дас: В Южной Америке у бабаджи тысячи последователей. Они хотят создать облегченный вариант бхаджана, удешевить его. Они хотят сразу запрыгнуть на верхушку дерева.

Шрила Нараяна Махарадж: Видя эту тенденцию в обществе, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур реанимировал ашрамы брахмачари и санньяси. Он хотел, чтобы преданные начали практически следовать наставлениям «Упадешамриты» и «Манах-шикши». И наш Гуру Махарадж [Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж] с абсолютной точностью следовал этому желанию Шрилы Прабхупады.

Гаура Премананде!


Примечание 1.

От английской редакции: Из биографии Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа, написанной Шрилой Бхактиведантой Нараяной Махараджем:

«Шри Вьясадеве поклоняются должным образом в сампрадае вайшнавов. Всем триданди-санньяси нужно следовать примеру вьяса-пуджи, проведенной Шрипад Джанарданой Махараджем. Сегодня мы видим, что под предлогом вьяса-пуджи, так называемые гуру принимают поклонение в (пушпанджали и арчанаджали), подносимые их стопам, а также слушают и принимают прославление от своих учеников. Однако те, кто только принимают пушпанджали и арчанджали, предложенные их собственным стопам, но не следуют наставлениям из «Шри Вьяса-пуджа-паддхати» (книги, которая была найдена Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой, а потом отредактирована и дополнена Шрилой Бхактивинодой Тхакуром), на самом деле, не совершают вьяса-пуджу. В день вьяса-пуджи ачарья должен поклоняться своему гуру, гуру-парампаре и упасье. В соответствии с пуджа-паддхати, в этот день нужно проводить поклонение в следующей последовательности:

1) гуру-панчаке (Шри Гуру, Парам-гуру, Парамештхи-гуру, Паратпара-гуру, Парам-паратпара-гуру);
2) ачарья-панчаке (Шри Шукадеве, Раманудже, Мадхве, Вишнусвами, Нимбадитье);
3) вьяса-панчаке (Шри Ведавьясе, Пайла Риши, Вайшампайану, Джаймини, Суманте);
4) санакади-панчаке (Шри Санаке, Санат-кумару, Санатане, Санандане, Вишваксену);
5) кришна-панчаке (Шри Кришне, Васудеве, Санкаршане, Прадьюмне, Анируддхе);
6) упасья-панчаке (Шри Радхике, Кришне, Гауре, Гададхаре, Шриле Гурудеву);
7) панча-таттве (Шри Кришна Чайтанье, Нитьянанде, Адвайте Ачарье, Гададхаре, Шривасу).

«Это высшая обязанность Шри Гаудия-сарасвата-вайшнавов – следовать вьяса-пудже-паддхати, которую использовал Шрила Прабхупада».

И далее:

«В феврале 1952 года в течение трёх дней, с магхи-кришна-трития до магхи-панчами, в Уддхарана Гаудия Матхе в Чинсуре проходило пышное празднование Шри Вьяса-пуджи. В день своего явления Шрила Гуру Махарадж [Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж], отвечая на поздравления и восхваления (пушпанджали) вайшнавов, дал очень ценные наставления. Он говорил: «Триданди-санньяси в день своего явления должны совершать Шри Гуру-пуджу. Помимо гуру-пуджи необходимо также поклоняться гуру-парампаре, Божественной Чете Шри Шри Радха-Кришны и Шачинандане Шри Гоурахари вместе с Его спутниками. Вьяса-пуджа, гуру-пуджа, ачарья-пуджа и упасья-пуджа — это различные названия одной и той же таттвы. Слово кришна-панчака не означает «пять видов кришна-пуджи». Это пуджа, в которой совершается поклонение пяти проявлениям (пракаш, или вилас) Кришны».

«Книга под названием «Вьяса-пуджа-паддхати» была найдена Шрилой Прабхупадой в Шри Говардхан Матхе, в Пури. Шрила Гурудев обнаружил эту же книгу паддхати в Брахма Матхе в Пушкаре и в Шарда Матхе в Гомати Двараке. Он опубликовал её пересмотренное и переработанное издание в 3-м выпуске 4-го года «Шри Гаудия-патрики». До сих пор все матхи «Шри Гаудия Веданта Самити», особенно изначальный матх, Шри Девананда Гаудия Матх в Навадвипе, отмечают Вьяса-пуджу в соответствии с этим паддхати».]

Примечание 2.

От английской редакции:  Жители Мали считают «Бхагават-потхи» - книгу, написанную 200-250 лет тому назад неким Ханкарадевом, выходцем из Ассама, равнозначной Шримад-Бхагаватам Шрилы Вьясадева.

Примечание 3.

От русского переводчика: Эта статья Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Махараджа была опубликована в журнале «Шри Бхагават-патрика» под названием «Шри Нимбадитья и Нимбарка – не одна и та же личность». Вот выдержка из статьи: «В писаниях нет упоминаний о Нимбарка-сампрадае. Пураны называют вайшнава-ачарью под именем Шри Нимбадитья, и четверо Кумаров приняли этого Нимбадитья Ачарью своим сампрадая-ачарьей в век Кали. А Нимбарка Свами — это совсем другая личность. Нимбадитья стал учеником Нарады Муни в конце Двапара-юги и начале Кали-юги, Нимбарка Ачарья же появился гораздо позже. Великие знатоки и составители писаний, такие, как Шрила Джива Госвами, упомянули имена выдающихся ачарий всех других сампрадай, но они нигде не указали имя Нимбарки Ачарьи.

Нимбарка-сампрадая в настоящее время пользуется комментарием «Париджата-бхашья», который был написан не Нимбадитьей Ачарьей, а Шринивасом Ачарьей и Кешавой Кашмири. Эти двое написали данный текст и проповедовали, что он был написан их Гуру. В книгах Шести Госвами упоминаются имена таких ачарий, как Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Вишнусвами, Шри Нимбадитья и Шри Валлабхачарья. Если бы Нимбарка-сампрадая существовала в то время хоть в малейшей степени, Госвами несомненно упомянули бы и имя Нимбарки Ачарьи. Более того, никто из других сампрадая-ачарий, будь то Шри Рамануджа, Шри Мадхва, Шри Вишнусвами или кто-либо другой, ни в одном из своих произведений не упомянул имя Нимбарки Ачарьи». (Биография Шрилы Парамгурудева, стр.347)].


Перевод с английского: Нагари даси
Над текстом работали: Таруни даси, Калинди даси, Вамшивадан дас, Гаятри даси, Амита-Кришна дас.

"Если вы стремитесь к бхакти, если вы хотите обрести сознание Кришны –  не общайтесь с людьми, сомневающимися в истинном гуру".

(Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж, "Шри Гуру - сама моя жизнь")

 

icon rss2greyicon rss2grey
        Новости               Харикатха

Rambler's Top100

Purebhakti.Ru 2007-2020